Психологическая подготовка к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 71 71 страница
  • 62 + 62 источника
  • Добавлена 28.12.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу 6
1.1 Психологические аспекты подготовки к концертному выступлению учащихся подросткового возраста 6
1.2 Методико-теоретические аспекты преодоления сценического волнения у младших школьников в процессе занятий в классе вокала в учреждениях дополнительного образования 36
Вывод по главе 1: 42
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу 45
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 45
2.2 Анализ эффективности психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу 46
Выводы по главе 2: 60
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 71


Фрагмент для ознакомления

В итоге последний в круге говорит имена всех играющих, а затем свое.10 мин - Выработка группой правил, которыми в последствие можно воспользоваться.10 мин - «Поиск общего». Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д. Ведущий по своемуусмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках.10 мин. - Общий рисунок. Поделить класс на группы по 5-6 человек, дать ватман, и дать задание, чтобы рисунок был целостным, но каждый рисовал за себя. При этом общаться запрещено.10 мин. - Завершение занятия. Обмен впечатлениями от занятия, полученными знаниями: «Что нового узнал?», «Что удивило?», «Какую информацию хотел бы получить в следующий раз?».12Цель: раскрытие внутреннего мира подростка, сплочение группы, формирование знаний о самооценке.5 мин - приветствие, обсуждение цели встречи, напоминание правил.10 мин - «Любимое прилагательное». Суть игры в том, чтобы каждый ребенок назвал свое имя и охарактеризовал себя своим любимым прилагательным, желательно отражающим его внутренний мир.20 мин - «Важная бумажка». Дети передают по кругу рулон туалетной бумаги. Каждый отрывает столько клочков, сколько он хочет, чем больше, темлучше. Когда у каждого игрока окажется стопка клочков, ведущий объявляет правила игры: каждый человек должен рассказать о себе столько фактов, сколько у него оторванных клочков.15 мин - Обсуждение вопросов: «Что такое самооценка? Как можно повлиять на свою и чужую самооценку?». Отражение результатов на доске.10 мин. - Завершение занятия. Обмен впечатлениями от занятия, полученными знаниями: «Что нового узнал?», «Чтобы хотел узнать?».13Цель: выявление причин заниженной самооценки, подготовка подростка к групповой работе, коррекции.5 мин. - Приветствие. Знакомство с целями занятия.35 мин. - Игра «Волшебная лавка», где каждый может поменять плохое качество на хорошее. Обмен состоится, если кто-то захочет приобрести этокачество, или если продавцу покажется этот обмен равноценным.15 мин. - Обсуждение результатов игры. Анализ готовности группы к продолжению занятий, степени открытости участников.5 мин. - Завершение занятия. Обмен впечатлениями14Цель: сплочение группы, осознание своей значимости в группе и ее влияние на общее решение.5 мин. - Приветствие. Знакомство с целями занятия.40 мин. - Игра «Пустыня». Ведущий проводит визуализацию: Представьте себе какую-нибудь пустыню, которую вы когда-нибудь видели или любую другую пустыню. Обратите внимание - какая она повеличине? Какая она по цвету? Обратите внимание как она себя ведет?А теперь представьте себе какой-нибудь куб. И рассмотрите его поподробнее, где он расположен относительно пустыни? Какой он величины?Потрогайте его рукой - из чего он состоит? Ощутите его и запомните эти ощущения.А теперь представьте себе какую-нибудь лестницу? Как онарасположена относительно куба, пустыни. Как она себя ведет?А теперь представьте себе растение? Какое оно? Где оно расположено в вашей пустыне? Потрогайте его, какое оно? Запомните свои ощущения.А теперь представьте себе какой-нибудь источник воды.Поконтактируйте с ним. Обратите внимание на его силу, наполненность и воду в нем. Сделайте в образе все, что вы хотите.Как только закончите желаемое действие, возвращайтесь сюда и нарисуйте то, что вы увидели. Рисуя, обратите внимание на то, что рисуете активно, что более пассивно? Какие эмоции возникают. В какую часть рисунка вы вкладываете больше эмоций.После того как все нарисовали рисунок, все садятся в круг и ведущий проясняет все моменты касающиеся рисунка.15 мин. - Завершение занятия. Все участники имеют возможность высказаться. Обмен впечатлениями от занятия, полученными знаниями: «Что нового узнал?», «Чтобы хотел узнать?».15Цель: выявление внутренних конфликтов, знакомство со способами самопознания и самораскрытия, развитие навыков взаимодействия5 мин. - Приветствие. Знакомство с целями занятия.20 мин. - «Побег из тюрьмы». Дети встают в 2 шеренги лицом друг к другу: 1-ые будут играть преступников, 2 - их сообщников. Между ними звуконепроницаемая перегородка. С помощью мимики и жестов нужно договориться о плане побега. Обсуждение результатов.30 мин. - Написание сказки, прочтение вслух (желающие, не все).5 мин. - Завершение занятия. Обмен впечатлениями16Цель: развитие навыков самопознания и саморазвития, формирование положительного представления о себе5 мин. - Приветствие. Знакомство с целями занятия.10 мин. - Одному из участников (добровольцу) завязывают глаза. Другие по очереди тихо подходят к нему и пожимают руку. Тот, у кого завязаны глаза, говорит о впечатлении, которое производит рукопожатие. Поменять участников не более 3-х раз.30 мин. - Каждому участнику выдается листок бумаги, на котором его просят написать три слова, которые наиболее точно его характеризуют. Затем предлагается перевернуть лист и написать три слова, которые передают желаемое описание себя. Затем участников просят взять одно из последних слов и описать то поведение, которое характерно для человека, обладающего этим качеством. Подводятся итоги о цели и средствах ее достижения.5 мин. - Завершение занятия. Обмен впечатлениями1Таким образом, разработка программы осуществлялась в соответствии с целями и задачами исследования, возрастными и индивидуальными особенностями подростков.Психологическое состояние учащихся перед выступлением после проведения психологической подготовки (Контрольный эксперимент)Проведенный с помощью критерия Стьюдента сравнительный анализ результатов исследования по методике «Кто Я?» в экспериментальной группе до и после программы психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалупроизведен на основании сводной таблицы результатов исследования, которая находится в приложении 1.Таблица 2.Сравнительный анализ структуры Я-концепции до коррекциипосле коррекцииt-Стьюдентаdfp-уровеньформальные характеристики2,733,40-1,4228,000,17внешность3,271,135,5828,000,001особенности характера2,803,07-0,6728,000,51поведение1,801,670,4928,000,63отношения с окружающими1,203,403,4828,000,001убеждения2,334,60-5,1328,000,001интересы2,473,13-1,3528,000,19Рисунок 1. Показатели структуры Я-концепцииКак видно из таблицы 2выявлены статистически достоверные отличия между показателями структуры Я-концепции у подростков данной выборки до и после проведения программыпсихологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалупо переменным: внешность, отношения с окружающими, убеждения. Показатели подростков после проведения программы психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалувыше показателей до проведения программы коррекции. Можно предположить, что программа психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу. Является эффективной.Проведенный с помощью критерия Стьюдента сравнительный анализ результатов исследованиядо и после программы психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалупо методике САН произведен на основании сводной таблицы результатов исследования, которая находится в приложении 1.Таблица 3. Сравнительный анализ показателей испытуемых по методике САН до коррекциипосле коррекцииt-критерийDfp-уровеньсамочувствие4,535,80-2,9028,000,01активность5,275,80-1,2328,000,23настроение4,475,87-3,7428,000,001Рисунок 2. Показатели самочувствия, активности, настроенияКак видно из таблицы 3 выявлены статистически достоверные отличия между показателями самочувствия, активности, настроения у подростков данной выборки до и после проведения программыпсихологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу по переменным: самочувствие и настроение. Показатели подростков после проведения программы психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалувыше показателей до проведения программы коррекции. Можно предположить, что программа психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу. Является эффективной.Проведенный с помощью критерия Стьюдента сравнительный анализ результатов исследования по методике Спилбергера-Ханина в группе подростков данной выборки произведен на основании сводной таблицы результатов исследования, которая находится в приложении 1.Таблица 4.Сравнительный анализ показателей испытуемых по методике Спилбергера-Ханина. до коррекциипосле коррекцииt-критерийDfp-уровеньситуативная50,8049,470,4028,000,69личностная37,7340,60-0,5928,000,56Рисунок 3. Показатели ситуативной и личностной тревожностиКак видно на рисунке 3 показатели ситуативной и личностной тревожности снизились после проведения программыпсихологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу. Показатели подростков после проведения программы психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалуниже показателей до проведения программы коррекции. Можно предположить, что программа психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу. Является эффективной.Проведенный с помощью критерия Стьюдента сравнительный анализ результатов исследования по методике изучения одиночества UCLA в исследуемой группе подростков произведен на основании сводной таблицы результатов исследования, которая находится в приложении 1.Таблица 5.Сравнительный анализ показателей испытуемых по шкале одиночества UCLA до коррекциипосле коррекцииt-Стьдентаdfp-уровеньСтепень переживания одиночества37,7325,332,8428,000,01Рисунок 4. Показатели степени переживания одиночестваКак видно из таблицы 5 выявлены статистически достоверные отличия между показателями переживания одиночества у подростков данной выборки до и после проведения программыпсихологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу. Показатели подростков после проведения программы психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалуниже показателей до проведения программы коррекции. Можно предположить, что программа психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу. Является эффективной.Было проведено исследование эффективности рекомендуемых мероприятий.Первым критерием выступаетмера способности к выразительному воспроизведению эмоционально-образного содержания вокальных произведений во время публичных выступлений, который определяется по показателям:- целостность интерпретации музыкального материала (без эпизодических потерь)- целостность воспроизведения литературного текста (без эпизодических потерь)- завершенность исполнения вокального произведения.Вторым критерием являетсястепень способности к вокально-техническому совершенству исполнения произведений во время публичных выступлений. Этот критерий диагностируется по следующим показателям:- отсутствие детонации;- избежание хрипоты;- соответствие выполнения метро-ритмического рисунка авторскому тексту;- точность попадания в певческую позицию.Диагностика сформированности вокально-исполнительской надежности музыки осуществлялась по четырем уровням (высокий, средний, низкий и очень низкий), которые отличались между собой количеством ошибок, допущенных каждым учеником в соответствии с показателями определенных критериев. Впрочем, одна эпизодическая потеря целостности передачи слушателям музыкального материала или литературного текста условно приравнивалась к двум, а незавершенное воспроизведение вокального произведения - к тринадцати ошибкам по какому-либо показателю второго критерия, поскольку они наиболее негативно отражались на вокально-исполнительской надежности. Высокий уровень надежности пения устанавливался при безошибочном выполнении программы, средний - за допущение не более шести ошибок, низкий - при появлении от семи до двенадцати ошибок, очень низкий - при допущение более двенадцати ошибок. Констатирующим экспериментом было охвачено 26 учащихся музыкальной школы. Результаты диагностирующих измерений вокально-исполнительской надежности свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии сформированности обозначенного феномена, поскольку во время публичных выступлений только 1,9% учеников сумели достичь высокого уровня надежности пения и 46,6% - среднего. В свою очередь, 42,4% детей продемонстрировали низкий и 9,2% - даже очень низкий уровень вокально-исполнительской надежности.В ходе формирующего эксперимента были использованы следующие методы и приемы достижения безошибочного пения:1. Настройка и самовнушение. Психологический настрой начинается с «видение себя якобы со стороны», с задержкой психического самосознания своего «Я» и направление его на восприятие себя как уникального существа, созданного природой.2. Снятие психических зажимов и барьеров - это устранение чувства стыда, страха, болезненного волнения и стрессового состояния перед выходом на сцену, перед публикой, аудиторией. Если это присутствует, то оно проявляется как неспособность к личностному проявлению себя в творчестве. Психологические проблемы бывают в любом возрасте. Часто личные психологические проблемы замыкают внутренний мир и ему иногда сложно вырваться на свободу. Если существует какая-либо проблема проявления себя в жизни, то это обязательно скажется и на творчестве. Личные неудачи, неправильный образ мыслей в восприятии мира и себя в нем мешают внутренней свободе. Задача педагога - помочь певцу избежать внутренних психологических зажимов.3. Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления. За несколько дней до выступления музыкант мысленно должен представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть к тем условиям, в которых будет происходить предстоящее выступление. На первом этапе проводится погружения исполнителя в аутогенное состояние, на втором - обрабатывается образная картина концертного выступления.4. Пение перед мнимой аудиторией. На завершающих этапах работы, когда программа уже готова, она пропевается полностью от начала до конца с представлением, что исполнитель выступает перед очень требовательной комиссией или слушательской аудиторией.Выполнение всей программы целесообразно было бы записать на аудио или видеоносители. Вместо слушателей может быть выставлен ряд стульев и на них посажены куклы и игрушки. Во время выполнения следует быть готовым к любым неожиданностям и в случае возникновения не останавливаться, а идти дальше, выступая как на концерте.Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда волнения усиливается.5. Пропевание. В этом приеме психологической подготовки исполнитель постепенно приближается к ситуации публичного выступления, начиная от самостоятельных занятий и заканчивая пением в кругу друзей. Пропевание произведения или программы необходимо делать как можно чаще, учитывая определенную физическую выносливость.6. Ролевая подготовка. Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личных качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта, что не боится публичных выступлений и начинает петь словно в образе другого человека.Некоторые врачи-психотерапевты, внушая своим пациентам образы великих людей - художников, исполнителей, шахматистов - добиваются того, что в состоянии внушения определенного образа талантливого человека у испытуемых повышается уровень творческого потенциала. Смысл ролевой подготовки заключается в том, что исполнитель, который чрезмерно волнуется перед ответственным выступлением, вопреки своему состоянию начинает выполнять роль человека, который уверен в себе и ничего не боится. Молодому исполнителю можно посоветовать представить себе смелого концертанта, на которого ему хотелось бы быть похожим. Способность через целенаправленное самовнушение к максимально полному и глубокому принятию новой «роли» является высшим этапом психологической подготовки.7. Выявление потенциальных ошибок. Даже когда программа выступления кажется идеально изученной и можно ее петь на сцене, каждый исполнитель хочет всякий случай застраховаться от ошибок. Как бы хорошо ни был изучен произведение, в нем всегда может быть ошибка, что не выявлена, которая, как правило, и «вылезает» во время публичного ответственного выступления. Надо пропевать изученные произведения перед своими друзьями и знакомыми, меняя обстановку, в которой им приходится выступать.9. Пение с препятствиями и отвлекающими факторами. Цель этого упражнения - концентрация внимания на произведении, что выполняется. Включить радиоприемник на среднюю громкость и попытаться воспроизвести свою программу.Подобные упражнения требуют большого нервного напряжения. Вполне вероятно, что многие исполнители могут почувствовать после их выполнения большую усталость, которую можно объяснить не только недостаточно изученностью программы, но и слабой функциональной подготовкой, то есть нетренированностью сердечно-сосудистой системы.Если при включенном техническом приборе исполнитель может без труда выполнять свою программу, то его сосредоточенности можно позавидовать и на эстраде с ним вряд ли смогут произойти неприятные неожиданности. Обнаруженные ошибки потом, конечно, необходимо устранять.Выводы по главе 2:Выявлены статистически достоверные отличия между показателями структуры Я-концепции у подростков данной выборки до и после проведения программыпсихологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу по переменным: внешность, отношения с окружающими, убеждения. Показатели подростков после проведения программы психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалувыше показателей до проведения программы коррекции. Выявлены статистически достоверные отличия между показателями самочувствия, активности, настроения у подростков данной выборки до и после проведения программыпсихологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу по переменным: самочувствие и настроение. Показатели подростков после проведения программы психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалувыше показателей до проведения программы коррекции. Показатели ситуативной и личностной тревожности снизились после проведения программыпсихологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу. Показатели подростков после проведения программы психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалуниже показателей до проведения программы коррекции. Выявлены статистически достоверные отличия между показателями переживания одиночества у подростков данной выборки до и после проведения программыпсихологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу. Показатели подростков после проведения программы психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалуниже показателей до проведения программы коррекции. Таким образом, можно предположить, что программа психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу. Является эффективной.ЗаключениеВ исследовании осуществлено теоретическое обобщение концептуальных подходов к решению проблемы преодоления сценического волнения у учащихся среднего (подросткового) возраста в процессе занятий в классе вокала, обоснованы критерии, показатели и уровни сформированности обозначенного феномена, предложена экспериментально провереннуая методика достижения безошибочного пения на основе выявленных методов и приемов их подготовки к публичным выступлениям. Проведенное исследование дало основания сделать обобщающие выводы в соответствии с поставленными задачами.1.В результате теоретического анализа научно-методической литературы по проблеме вокальной подготовки к сценическим выступлениям установлено, что эмоциогенные условия итоговых и публичных форм отчетности влияют на слаженность воспроизведения приобретенных исполнительских навыков. Высокую результативность сценической деятельности обеспечивает сформированная вокально-исполнительская надежность, которая характеризуется как способность к выразительной, безошибочной и технически совершенной интерпретации вокальных произведений в привычных и эмоциогенных условиях.2. Достижение ученых в области теории и методики музыкальногообучения предоставили возможность выделить критерии и показатели преодоления сценического волнения, которые не требуют специальных технических устройств и не вызывают сомнения в интерпретации их содержания: мера способности к выразительному воспроизведению эмоционально-образного содержания вокальных произведений во время публичных выступлений(целостность интерпретации музыкального материала, целостность воспроизведения литературного текста, завершенность исполнение вокального произведения); мера способности к вокально-техническому совершенству исполнения произведений во время публичных выступлений(отсутствие детонации, избегание хрипоты, соответствие выполнения метро-ритмического рисунка авторскому текста, точность попадания в певческую позицию).3. На основе указанных критериев и их показателей выделено четыре уровня сформированности вокально-исполнительской надежности (высокий, средний, низкий и очень низкий). Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали, что действующие технологии достижения безошибочного пения не отвечают современным требованиям подготовки и нуждаются в совершенствовании. Высокий уровень вокально-исполнительской надежности обнаружен лишь у 1,9%, средний - у 46,5%. Зато у 42,4% зафиксирован низкий, а у 9,2% - даже очень низкий уровень надежности пения. Установлено, что вокально-исполнительская надежность зависит от способности к произвольной регуляции эмоционального состояния.4. В результате проведения поисковых экспериментов обнаружено методы и приемыцеленаправленного формирования вокально-исполнительской надежности. На основе выявленных эффективных методов и приемов достижения безошибочного пения разработана и апробирована программыпсихологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу.5. В ходе опытно-экспериментальной работы доказана эффективность предложенной методики целенаправленного формирования вокально-исполнительской надежности средствами опосредованной регуляции эмоционального состояния. Положительная динамика от ее воплощения в учебный процесс составила 9,6% при индивидуально аудиторных формах отчетности, 12,6% при сценически-репетиционных формах отчетности, 14,2% в процессе публичных форм отчетности.Выявлены статистически достоверные отличия между показателями структуры Я-концепции у подростков данной выборки до и после проведения программыпсихологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу по переменным: внешность, отношения с окружающими, убеждения. Показатели подростков после проведения программы психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалувыше показателей до проведения программы коррекции. Выявлены статистически достоверные отличия между показателями самочувствия, активности, настроения у подростков данной выборки до и после проведения программыпсихологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу по переменным: самочувствие и настроение. Показатели подростков после проведения программы психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалувыше показателей до проведения программы коррекции. Показатели ситуативной и личностной тревожности снизились после проведения программыпсихологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу. Показатели подростков после проведения программы психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалуниже показателей до проведения программы коррекции. Выявлены статистически достоверные отличия между показателями переживания одиночества у подростков данной выборки до и после проведения программыпсихологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу. Показатели подростков после проведения программы психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалуниже показателей до проведения программы коррекции. Таким образом, можно предположить, что программа психологической подготовки к выступлению учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу. Является эффективной.Список литературыАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Абульханова К. А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода / Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1. С. 22-31.Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (Проблема методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 224 с. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Питер, серия Мастера психологии, 2016. – 288с. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональной системы / П.К. Анохин. – М.: Наука, 2015. - 447 с.Аракелов, Г. Г. Стрессфакторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности/ Г. Г. Аракелов, В. В. Аршинова, Г. Е. Жданова.// Психологическая наука и образование. — 2015.№ 2. — С.52–60.Баранова В. Возрастной кризис подростка: рядом социальный // Социальная педагогика в России. 2008. №4. С. 51-55.Бараш Б.А. Психопрофилактическая помощь студентам вузов/ Актуальные проблемы современной науки. – №5. – 2014. – С.78-81.Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. – М.: Музыка, 1974. – 144 с. Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь. М. Когито, 2015. – 672с.Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. - М.: Знание, 2012. - С. 17Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - Классика-XXI, 2008. – 352 с.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Классика-XXI,2008. – 352 с.Волков Б. С. Психология подростка: учеб. пособие. М.: Гаудемаус, 2005.Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. – М.: Флинта, 2016. – 272 с.Грохотов С.В. Уроки Гольденвейзера. – М.: Классика-XXI, 2009. — 248 с.Дербенев Д. П. Социальная адаптация подростков // Социс. – 2004. – № 3. – С. 17-21.Донцов Д.А. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста [Текст] / Д.А. Донцов, М.В.Донцова // Образовательные технологии: изд. М:- 2013.-№2- С.34-42.Драгунова Т.В. Подросток. - М.: Знание, 2012. – С. 78-79Казанская В. Подросток: социальная адаптация: Книга для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.Кирнарская Д.К. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. - М: Таланты - XXI век, 2003 г. - 368 стр.Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. - М.: Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.Коробкина С. А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. Волгоград: Учитель, 2008. 238 с. Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. М.: Просвещение, 2009. 414 с.Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2016. - 234 с.Лескова А. А. Психологические особенности младшего подросткового возраста // Психолог в школе. - 2015. - 9 № 4 (16). - С. 9 - 13.Литвиненко Н.В. Социально-психологическая адаптация школьников в критические периоды развития (индивидуально-типологический подход). М.: ТЦ «Сфера», 2017. 350 с.Маккиннон Л. Игра наизусть. – Спб.: Музыка, 1967. — 144 с.Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / / Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1.Манучарян Л. Х., Гордиенко Н. В. Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса первокурсников и по определению их уровня адаптации// Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 628-632. — URL https://moluch.ru/archive/109/26512/Марков А.С. Влияние образовательной среды на формирование личностных качеств будущего специалиста // Российский научный журнал. - 2009. № 5 (12). – С. 95-104.Матвеева О.А., Львова Е.А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение V-VI классов. Психологическая наука и образование. 2001. №3. С. 57-79.Медведев В. П., Лоскучерева Т. Д. Пособие «Тренинги. Психокоррекционная работа в школе».под ред. В. П. Медведева, Т. Д. Лоскучеряевой – М.: Российский семейный врач. 2013. Т. 17. №1. 3 – 15 с.Мергалиев Д.М. Психологическая подготовка студентов-исполнителей к концертному выступлению. // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств - № 200, 2013. – С. 260-266. Морозова Н.Н., Особенности личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте [Тест]/ Н.Н.Морозова, Е.Г. Пешехнова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии: изд. Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (Саранск) – №1. –2014. – С.121-126.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006. - 608 с.Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 2006. -368с.Никитина Е. А. Общие рекомендации по подготовке учащихся к концертному выступлению // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 17-19.Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. – Союз художников, 2007. – 240 с.Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2008. – 400 с.Пономарева Л. Г. В поисках силы. Настольный сказконавигатор для работы с подростками // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 274-276. — URL https://moluch.ru/archive/21/2165/ Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт.-сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2015. – 83 с.Реан А.А. Психология адаптации личности: учебно-научное издание / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Медицинская пресса, 2011.Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.Ромм, М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект [Текст] / М.В. Ромм. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2005. - 275 с.Рубцов В. В. Оценка образовательной среды школы // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 года). – М., 2000. –С. 176-177.Сабельникова Н.В. Исследование возрастных и половых особенностей самооценки школьников подросткового и рaннего юношеского возраста [Текст]/ Н.В. Сабельников// Педагогическое образование в Алтае: изд. Алтайский госуд.пед.универс.-2002-№4.-С 107-114.Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1979. - 168 с.Серебрякова Т.А. Психология стресса. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 143 с.Скугаревский О.А., Сивуха С.В. «Вопросы организации и информатизации здравоохранения». - 2013.- №3.- С.41-44.Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития. – М., 1991.Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 года). – М., 2000. С. 172-176.Слободчиков В. И. Психология развития человека» / в соавт., 2000; 2-е изд., 2013.Старостина Е.Г. Психологические упражнения и коррекционные программы // -2016.-№2. – С.28-31. – 29 с.Тутельян В. А., «Тренинги и психокоррекционная работа в школе» – Волгоград: Учитель, 2008.Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии. – М.: Директ-медиа, 2014 год. 279 с.Фролова Ю.Г., Скугаревский О.А.Социальные факторы формирования негативного образа тела//Социология. – 2016, - №2. – С.61 – 68.Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. №5. С. 19-34.Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2006. - 306 с. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. - 256 с.Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.Приложения  САН  спилбергер ИПОхолмс рагея-концепция       1-до коррекции, 2-после коррекцииСамочувствиеактивностьнастроениеситуативнаяличностная сопротивляемость стрессуформальные харатеристикивнешностьхарактерповедениеотношения с окружающимивзгляды и убежденияинтересы11465363838501442412216535620202492411402314354724245844334124136336383859454351351475562323602523511616655456566741233217147347353531434234118153646383810044213219135546373724914215211015655854542491421524111653545454287343134412156658484811431313521313355454542493141344141665562424115324204415145358232317832410551265647343424921420452276754202045414214432656585725311511205242777265010461132052523455850105851315526245657242432531313527277558501024931413448245638432559324204492774384040673241055102666542020882142045112557585825544142144122675585630321511205213267558242424911320521426564538382495131552152767354545875112052

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Абульханова К. А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода / Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 1. С. 22-31.
3. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (Проблема методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 224 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Питер, серия Мастера психологии, 2016. – 288с.
5. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональной системы / П.К. Анохин. – М.: Наука, 2015. - 447 с.
6. Аракелов, Г. Г. Стрессфакторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности/ Г. Г. Аракелов, В. В. Аршинова, Г. Е. Жданова.// Психологическая наука и образование. — 2015.№ 2. — С.52–60.
7. Баранова В. Возрастной кризис подростка: рядом социальный // Социальная педагогика в России. 2008. №4. С. 51-55.
8. Бараш Б.А. Психопрофилактическая помощь студентам вузов/ Актуальные проблемы современной науки. – №5. – 2014. – С.78-81.
9. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. – М.: Музыка, 1974. – 144 с.
10. Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь. М. Когито, 2015. – 672с.
11. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. - М.: Знание, 2012. - С. 17
12. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - Классика-XXI, 2008. – 352 с.
13. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Классика-XXI,2008. – 352 с.
14. Волков Б. С. Психология подростка: учеб. пособие. М.: Гаудемаус, 2005.
15. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. – М.: Флинта, 2016. – 272 с.
16. Грохотов С.В. Уроки Гольденвейзера. – М.: Классика-XXI, 2009. — 248 с.
17. Дербенев Д. П. Социальная адаптация подростков // Социс. – 2004. – № 3. – С. 17-21.
18. Донцов Д.А. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста [Текст] / Д.А. Донцов, М.В.Донцова // Образовательные технологии: изд. М:- 2013.-№2- С.34-42.
19. Драгунова Т.В. Подросток. - М.: Знание, 2012. – С. 78-79
20. Казанская В. Подросток: социальная адаптация: Книга для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.
21. Кирнарская Д.К. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. - М: Таланты - XXI век, 2003 г. - 368 стр.
22. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. - М.: Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.
23. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.
24. Коробкина С. А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. Волгоград: Учитель, 2008. 238 с.
25. Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. М.: Просвещение, 2009. 414 с.
26. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2016. - 234 с.
27. Лескова А. А. Психологические особенности младшего подросткового возраста // Психолог в школе. - 2015. - 9 № 4 (16). - С. 9 - 13.
28. Литвиненко Н.В. Социально-психологическая адаптация школьников в критические периоды развития (индивидуально-типологический подход). М.: ТЦ «Сфера», 2017. 350 с.
29. Маккиннон Л. Игра наизусть. – Спб.: Музыка, 1967. — 144 с.
30. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / / Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1.
31. Манучарян Л. Х., Гордиенко Н. В. Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса первокурсников и по определению их уровня адаптации// Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 628-632. — URL https://moluch.ru/archive/109/26512/
32. Марков А.С. Влияние образовательной среды на формирование личностных качеств будущего специалиста // Российский научный журнал. - 2009. № 5 (12). – С. 95-104.
33. Матвеева О.А., Львова Е.А. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение V-VI классов. Психологическая наука и образование. 2001. №3. С. 57-79.
34. Медведев В. П., Лоскучерева Т. Д. Пособие «Тренинги. Психокоррекционная работа в школе».
под ред. В. П. Медведева, Т. Д. Лоскучеряевой – М.: Российский семейный врач. 2013. Т. 17. №1. 3 – 15 с.
35. Мергалиев Д.М. Психологическая подготовка студентов-исполнителей к концертному выступлению. // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств - № 200, 2013. – С. 260-266.
36. Морозова Н.Н., Особенности личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте [Тест]/ Н.Н.Морозова, Е.Г. Пешехнова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии: изд. Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (Саранск) – №1. –2014. – С.121-126.
37. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
38. Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 2006. -368с.
39. Никитина Е. А. Общие рекомендации по подготовке учащихся к концертному выступлению // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 17-19.
40. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. – Союз художников, 2007. – 240 с.
41. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2008. – 400 с.
42. Пономарева Л. Г. В поисках силы. Настольный сказконавигатор для работы с подростками // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 274-276. — URL https://moluch.ru/archive/21/2165/
43. Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся: методические рекомендации / авт.-сост. С. А. Кузикова, Е. В. Куренная. – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2015. – 83 с.
44. Реан А.А. Психология адаптации личности: учебно-научное издание / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Медицинская пресса, 2011.
45. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
46. Ромм, М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект [Текст] / М.В. Ромм. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2005. - 275 с.
47. Рубцов В. В. Оценка образовательной среды школы // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 года). – М., 2000. –С. 176-177.
48. Сабельникова Н.В. Исследование возрастных и половых особенностей самооценки школьников подросткового и рaннего юношеского возраста [Текст]/ Н.В. Сабельников// Педагогическое образование в Алтае: изд. Алтайский госуд.пед.универс.-2002-№4.-С 107-114.
49. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1979. - 168 с.
50. Серебрякова Т.А. Психология стресса. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 143 с.
51. Скугаревский О.А., Сивуха С.В. «Вопросы организации и информатизации здравоохранения». - 2013.- №3.- С.41-44.
52. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития. – М., 1991.
53. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 года). – М., 2000. С. 172-176.
54. Слободчиков В. И. Психология развития человека» / в соавт., 2000; 2-е изд., 2013.
55. Старостина Е.Г. Психологические упражнения и коррекционные программы // -2016.-№2. – С.28-31. – 29 с.
56. Тутельян В. А., «Тренинги и психокоррекционная работа в школе» – Волгоград: Учитель, 2008.
57. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии. – М.: Директ-медиа, 2014 год. 279 с.
58. Фролова Ю.Г., Скугаревский О.А.Социальные факторы формирования негативного образа тела//Социология. – 2016, - №2. – С.61 – 68.
59. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. №5. С. 19-34.
60. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. - М.: Флинта, 2006. - 306 с.
61. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. - 256 с.
62. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.



Вопрос-ответ:

Какую роль играет психологическая подготовка в выступлении учащихся среднего возраста на занятиях по вокалу?

Психологическая подготовка играет важную роль в выступлении учащихся, так как позволяет им справиться с сценическим волнением, улучшает их самооценку и помогает достичь более высоких результатов в музыкальном исполнении.

Какие психологические аспекты влияют на подготовку к концертному выступлению учащихся подросткового возраста?

Психологические аспекты, такие как самооценка, мотивация, эмоциональная стабильность и управление эмоциями, играют важную роль в подготовке учащихся к выступлению. Участие в концертах может быть стрессовым для подростков, их самооценка и мотивация могут снижаться, поэтому важно уделить внимание таким аспектам.

Какие методики и теоретические подходы помогают преодолевать сценическое волнение у младших школьников в процессе занятий в классе вокала?

Существует несколько методик и теоретических подходов, которые помогают детям преодолевать сценическое волнение. Например, использование релаксационных упражнений, техник дыхания, визуализации успеха, а также постепенное увеличение сложности заданий и выступлений для повышения уверенности и привыкания к ситуации выступления.

Какие преимущества может принести психологическая подготовка в процессе занятий по вокалу для учащихся среднего возраста?

Психологическая подготовка может принести несколько преимуществ для учащихся. Во-первых, она помогает им справиться со сценическим волнением, улучшает их самооценку и уверенность. Во-вторых, психологическая подготовка способствует развитию эмоциональной устойчивости и управлению эмоциями, что полезно не только в музыкальной деятельности, но и в жизни в целом.

Какую роль играет психологическая подготовка в выступлении учащихся на занятиях по вокалу?

Психологическая подготовка играет важную роль в выступлении учащихся на занятиях по вокалу. Она помогает учащимся справиться со сценическим волнением, развить уверенность в себе и контролировать эмоции, что позволяет им выступать лучше и улучшать свои навыки вокала.

Какие психологические аспекты подготовки к концертному выступлению важны для учащихся подросткового возраста?

Для учащихся подросткового возраста важными психологическими аспектами подготовки к концертному выступлению являются: развитие самооценки и уверенности в себе, управление эмоциями и стрессом, тренировка сосредоточенности и внимания, развитие коммуникативных навыков и умения работать в коллективе.

Какие методики помогают преодолеть сценическое волнение у младших школьников в процессе занятий в классе вокала?

Для преодоления сценического волнения у младших школьников в процессе занятий в классе вокала используются различные методики. Например, дыхательные упражнения и релаксация для снятия напряжения; тренировка выразительности и эмоций через игровые упражнения; работа над установкой на успех и позитивным мышлением; постепенное увеличение времени выступления для привыкания к публичному выступлению.

Какую роль играет психологическая подготовка в развитии вокальных навыков у учащихся среднего возраста?

Психологическая подготовка имеет большое значение в развитии вокальных навыков у учащихся среднего возраста. Она помогает им повысить концентрацию и внимание, развить музыкальную выразительность и индивидуальность в исполнении, а также освоить техники дыхания и контроля голоса. Благодаря психологической подготовке учащиеся могут достичь более высокого уровня вокального мастерства и уверенности на сцене.

Каковы теоретические основы психологической подготовки учащихся среднего возраста к выступлениям?

Теоретическими основами психологической подготовки учащихся среднего возраста к выступлениям являются различные подходы и методики, основанные на психологических принципах. Например, одним из подходов является работа над самооценкой и саморегуляцией учащегося, чтобы снизить уровень тревожности и повысить уверенность в себе на сцене. Еще одним подходом является использование техник релаксации и дыхательных упражнений, которые помогают снять нервное напряжение и улучшить контроль над дыханием во время выступления.

Какие психологические аспекты важны при подготовке подростков к концертному выступлению?

При подготовке подростков к концертному выступлению важным психологическим аспектом является работа над самооценкой и уверенностью в себе. Подростки часто испытывают страх и тревогу перед публичными выступлениями, поэтому важно помогать им развивать позитивное отношение к себе и своим способностям. Также важно развивать эмоциональную стабильность и умение контролировать свои эмоции во время выступления. Подростки могут быть склонными к эмоциональным вспышкам, поэтому им следует учиться справляться с нервным возбуждением и стрессом, чтобы они могли дать на сцене лучший результат.