речевое развитие младших школьников с нарушением слуха

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 36 36 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 31.12.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы изучения особенностей развития речи младших школьников 4
1.1.Речь как фактор развития человека 4
1.2. Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста.....8
ГЛАВА 2.Развитие речи младших школьников с нарушением слуха 12
2.1. Характеристика особенностей речевого развития младших школьников с нарушением слуха 12
2.2.Методика изучения развития речи детей с нарушением слуха 19
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 1 32
Приложение 2 33
Приложение 3 34
Приложение 4 35


Фрагмент для ознакомления

Результаты представлены в Приложении 1.
3.Исследование звукопроизношения.
Инструкция: повторяй за мной слова.
Оценка: предлагается условно разделить все звуки напять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (первая группа –свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; вторая -шипящие Щ, Ж, Ч, Ш; третья –Л, ЛЬ; четвертая –Р,РЬ) и пятая группа –остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже; задненебные звуки Г,Х, К и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков).
Произношения звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу: 3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносится изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, то есть недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы. Баллы, начисленные, за каждую из пяти групп, суммируются.
Результаты представлены в Приложении 1.
4.Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
Инструкция: повторяй за мной слова:
(танкист
(космонавт
(сковорода
(аквалангист
(термометр.
Слова предъявляются до первого воспроизведения. Оценка: 1 балл - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановка звуков и слогов внутри слова); 0 баллов невоспроизведение.
Результаты представлены в Приложении 1.
Серия II. Исследование грамматического строя речи.
1.Повторение предложение.
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его можно точнее.
(Птичка свила гнездо.
(В саду много красных яблок.
(Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
(Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
(На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения; 0.25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.
Результаты представлены в Приложении 2.
2.Верификация предложений.
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
(Собака вышла в будку.
(По морю плывут корабль.
(Дом нарисован мальчик.
(Хорошо спится медведь под снегом.
(Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка:1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов – ошибка не выявлена.
Результаты представлены в Приложении 2.
3.Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
(мальчик, открыть, дверь
(сидеть, синичка, на, ветка
(груша, бабушка, внучка, давать
(Витя, косить, трава, кролики, для
(Петя, купить, шар, красный, мама.
Слова предъявляются до первого ответа.
Оценка:1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
Результаты представлены в Приложении 2.
4.Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
(Лена наливает чай ... чашки.
(Почки распустились ... деревьях.
(Птенец выпал ... гнезда.
(Щенок спрятался ... крыльцом.
(Пес сидит ... конуры.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи:
1-й – стимулирующая (Неверно, подумай еще!);
2-ой – в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.
Результаты представлены в Приложении 2.
Серия III. Исследование словаря и навыков словообразования
Инструкция: у кошки – котята, а у ...
козы
собаки
волка
курицы
утки
свиньи
лисы
коровы
льва
овцы
Образование прилагательных от существительных
Относительных
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
( шляпка из соломы -
кисель из клюквы -
( горка изо льда –
салат из моркови -
( варенье из вишни -
суп из грибов –
( варенье из яблок –
лист дуба –
варенье из сливы –
лист осины -
Качественных
Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если ...
(мороз –
(солнце –
(снег –
(ветер –
(дождь –
Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у ...
(кошки –
(волка –
(льва –
(медведя –
(лисы –
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнении.
Результаты представлены в Приложении 3.

Серия IV. Исследование связной речи.
1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик” (пять картинок) или по другой серии из 4-5 картинок.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трем критериям.
а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов –отсутствует описание ситуации.
б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки расположены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.
Результаты представлены в Приложении 4.
2.Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок.
Результаты представлены в Приложении 4.
Заключение
Теоретические основы развития речи школьников с нарушением слуха связаны с рассмотрением природы языка, его роли в социальном и познавательном развитии человека; с особенностями психического и речевого развития детей с нарушением слуха; психологическими и лингвистическими закономерностями овладения речью слышащим ребенком и их учетом в процессе речевого развития неслышащих и слабослышащих детей.
Основная задача развития речи в начальных классах - научить школьников с нарушением слуха излагать свои мысли, чувства и желания, строить развернутый монолог о своих переживаниях и впечатлениях, обо всем, что происходит в их жизни.
Работа над формированием и коррекцией речи предполагает использование естественных и специально созданных ситуаций, требующих общения детей. Речь является очень насыщенной передаваемым смысловым содержанием, что ограничивает возможности для тщательной фонетической отработки слов и фраз. Кроме того, в потоке речевой информации словесный материал не подбирается с учетом фонетического принципа, как в учебном процессе.
Формирование навыков произношения в урочное время осуществляется не столько путем специальных упражнений, сколько путем общения с окружающими. Построение работы может быть достигнуто только в условиях организованного специального педагогического процесса. Одним из условий эффективной работы по развитию речи является полноценная слухо - речевая среда, предполагающая активное устное общение с воспитанниками на слухо-зрительной основе.
Через общение ребенок с нарушением слуха осваивает нормы социального поведения, общения с окружающими. В процессе общения с разными людьми - взрослыми, сверстниками, старшими и младшими воспитанниками, слышащими детьми разных возрастов - ребенок постепенно накапливает знания, сведения о мире вещей, идей и отношений, эмоционально развивается. В общении с окружающими происходит самопознание, формируется самооценка, представление о себе на основе отношения: к себе партнеров по общению.



Список литературы
1. Алябьева Е.А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения», Москва, «Сфера», 2006г.
2. Асташина И.В. «Логопедические игры и упражнения для детей», Москва, «Дом»,2008г.
3. Бадалян Л.О. «Невропатология», Москва, «Академия», 2003г.
4. Генина Н.А. «Возрастная психология», методические рекомендации по курсу, ЧГПУ, 2004г.
5. «Дети с ограниченными возможностями». Хрестоматия, Москва, 2005г.
6. «Дефектологический словарь» под ред. Дьячкова А. И., Москва, «Педагогика», 1970г.
7. Епифанцева Т.Б., Кисленко Т.Е. «Настольная книга педагога-дефектолога», Ростов-на-Дону, «Феликс», 2006г.
8. Ермаков В.П., Якунина Г.А. «Основы тифлопедагогики», Москва, «Владос», 2000г.
9. Зайцева «Коррекционная педагогика», Ростов-на-Дону, «Март», 2002г.
10. Защиринская О.В. «Психология детей с ЗПР», Санкт-Петербург, «Речь», 2004г.
11. Игнатьева С.А., Блинов Ю.А. «Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии», Москва, «Владос», 2004г.
12. Костылева Н.Ю. «Покажи и расскажи», Москва, «Сфера», 2007г.
13. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред Кумариной, Москва, «Академия», 2003г.
14. Коломинский Я.Л. «Психология детей в норме и патологии», Москва, «Питер», 2004г.
15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР», Москва, «Владос», 2004г.
16. «Логопедия», ж-л №1 2005г.
17. «Логопедия», ж-л №4 2005г.
18. «Логопедия», ж-л №1 2006г.
19. «Логопедия», ж-л №3 2006г.
20. «Логопедия», ж-л №1 2007г.
21. «Логопедия», ж-л №2 2007г.
22. «Логопедия», ж-л №4 2007г.
23. «Логопедия», ж-л №6 2007г
24. «Логопедия», ж-л №1 2008г.
25. «Логопедия», ж-л №2 2008г.
26. «Логопедия в школе» под ред. Кукушина В.С., Москва-Ростов-на-Дону, «Март», 2005г.
27. Ляпидевский С.С. «Невропатология», Москва, «Владос», 2003г.
28. Маллер А.Р., Цикато Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», Москва,»Академия», 2003г.


Приложение 1.
Результаты исследования сенсомоторного уровня речи.
№ Фонематическое восприятие Артикуляционная моторика Звукопроизношение Сформированность звуко-слоговой структуры 1 5 5 5 4 2 4 5 5 3,25 3 2,5 5 3,5 3,25 4 1,75 2,5 3,5 1,25 5 1,25 2,5 1 1,25 6 1,25 2,5 2,25 1,25 7 2 2 2,5 1,25 Общее количество баллов 17,75 24,5 22,75 16,5
По данным результатам можно сделать вывод о том, что у детей в большей степени страдает фонематическое восприятие и сформированность слоговой структуры.


Приложение 2.
Результаты исследования грамматического строя речи.
№ Повторение предложений Верификация предложений Составление предложений из слов Добавление предлогов в предложение 1 3,5 4 3,5 4 2 3,5 4 3,5 4 3 2,75 3,25 3 3,5 4 2,75 3,25 3 3,5 5 2,25 3 2,95 3 6 2,25 3 2,25 3 7 2 3 2,25 3 Общее количество баллов 19 23,75 20,45 24 По результатам, полученным при исследовании можно сделать вывод о том, что большее затруднения дети испытывают при повторении предложений и при составлении предложений из слов и некоторые трудности при использовании предлогов.




Приложение 3.
Результаты исследования словаря и навыков словообразования.
№ Навыки словообразования Образование относительных прилагательных от существительных Образование количественных прилагательных от существительных Образование притяжательных прилагательных от существительных 1 3,5 3,5 4 3,5 2 3,5 3,25 4 3,5 3 3 3 3 3 4 2,25 2 2,5 3 5 2,25 2,25 2,5 2,5 6 2,25 2,25 2,25 2,25 7 2 2 2,25 2 Общее количество баллов 18,75 18,25 20,5 19,75 По полученным данным видно, что у детей менее сформированы такие навыки словообразования:
(образование относительных прилагательных от существительных
(называние детенышей животных
(образование притяжательных прилагательных от существительных.

Приложение 4.
Результаты исследования связной речи
№ Смысловая ценность Лексико-грамматическое оформление Самостоятельность выполнения Баллы 1 5 5 10 20 2 5 5 10 20 3 5 5 5 15 4 2 2 2 9 5 2 2 2 6 6 2 2 2 6 7 2 2 2 6 1)Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик”
2)Пересказ прослушанного текста
Анализируя данное исследования связной речи можно сказать о том, что у детей в наибольшей степени наблюдаются: затруднения в лексико - грамматическом оформлении высказывания нарушения смысловой целостности высказывания. Не один из семи первоклассников не набрал 30 баллов, что говорит об общем невысоком уровне развития связанной речи.











15

Список литературы
1. Алябьева Е.А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения», Москва, «Сфера», 2006г.
2. Асташина И.В. «Логопедические игры и упражнения для детей», Москва, «Дом»,2008г.
3. Бадалян Л.О. «Невропатология», Москва, «Академия», 2003г.
4. Генина Н.А. «Возрастная психология», методические рекомендации по курсу, ЧГПУ, 2004г.
5. «Дети с ограниченными возможностями». Хрестоматия, Москва, 2005г.
6. «Дефектологический словарь» под ред. Дьячкова А. И., Москва, «Педагогика», 1970г.
7. Епифанцева Т.Б., Кисленко Т.Е. «Настольная книга педагога-дефектолога», Ростов-на-Дону, «Феликс», 2006г.
8. Ермаков В.П., Якунина Г.А. «Основы тифлопедагогики», Москва, «Владос», 2000г.
9. Зайцева «Коррекционная педагогика», Ростов-на-Дону, «Март», 2002г.
10. Защиринская О.В. «Психология детей с ЗПР», Санкт-Петербург, «Речь», 2004г.
11. Игнатьева С.А., Блинов Ю.А. «Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии», Москва, «Владос», 2004г.
12. Костылева Н.Ю. «Покажи и расскажи», Москва, «Сфера», 2007г.
13. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред Кумариной, Москва, «Академия», 2003г.
14. Коломинский Я.Л. «Психология детей в норме и патологии», Москва, «Питер», 2004г.
15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР», Москва, «Владос», 2004г.
16. «Логопедия», ж-л №1 2005г.
17. «Логопедия», ж-л №4 2005г.
18. «Логопедия», ж-л №1 2006г.
19. «Логопедия», ж-л №3 2006г.
20. «Логопедия», ж-л №1 2007г.
21. «Логопедия», ж-л №2 2007г.
22. «Логопедия», ж-л №4 2007г.
23. «Логопедия», ж-л №6 2007г
24. «Логопедия», ж-л №1 2008г.
25. «Логопедия», ж-л №2 2008г.
26. «Логопедия в школе» под ред. Кукушина В.С., Москва-Ростов-на-Дону, «Март», 2005г.
27. Ляпидевский С.С. «Невропатология», Москва, «Владос», 2003г.
28. Маллер А.Р., Цикато Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», Москва,»Академия», 2003г.