Коммуникативные качества речи.
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 31.12.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Богатство и разнообразие речи 4
2 Точность и понятность речи 7
3 Чистота и уместность речи 9
4 Логичность и выразительность речи 11
Заключение 13
Список использованных источников 14
Логичность речи представляет собой коммуникативное качество, которым оценивается характер смысловых связей, единиц языка с точки зрения соответствия данных связей реальной действительности и закона правильного мышления. Сознательное овладение законами логики содействует эффективному изложению мысли, предохраняет от возможных логических ошибок и таким образом обеспечивается ясность речи.
Важно сказать о том, что логика рассуждения и логика изложения связаны тесно с процессом доказывания и убеждения. Это два различных процесса, связанных тесно между собой. Доказывать означает подтвердить истинность какого-либо положения доводами или фактами, а убеждать - это означает через интеллектуальное воздействие на сознание слушателей у них закрепить мысль о том, что истинность тезиса является доказанной, делать из слушателей единомышленников, которые разделяют точку зрения говорящего и принимают ее.
Нужно подчеркнуть, что логичность речи, как и точность, проявляется в непротиворечивости, последовательности, структурной правильности и целенаправленности в изложении информации. Логичность как коммуникативное качество речи свое отражение находит в любом жанре. Особенную ценность и значимость имеет она в официально-деловой и научной речи [3, c. 317].
Выразительная речь представляет собой речь, способную поддерживать внимание, возбуждать интерес слушателя (или читателя) к сказанному (написанному). Действенность речи не является возможной без ее выразительности, которая базируется, в свою очередь, на знаниях техники речи. Но без применения правил техники речи невозможно говорить о каком-то воздействии данной речи на слушателя, аудиторию. Таким образом, выразительность речи может рассматриваться в качестве основной составляющей действенной речи. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи дипломата или политического оратора, выразительность речи адвоката не совпадает с выразительностью речи ученика, но любая выразительная речь усиливает степень воздействия на сознание слушателей.
С особенной внимательностью следует относиться к выразительной роли интонации (сила, высота, темп, тембр речи, паузы). Существует гипотеза о том, что интонация предшествовала языку. В соответствии с экспериментальными данными, интонационными моделями (к примеру, выражение гнева, удовольствия) ребенок овладевает в возрасте от полугода до года и в существенной степени позже осваивает грамматику и лексику родного языка. В общении интонация выступает конкретизатором смысла высказывания в определенной ситуации. Благодаря ей можно понять, к примеру, что сказанные хорошие слова содержат на самом деле угрозу, а нейтральная официальная фраза – расположенность.
Для того, чтобы речь была выразительной, следует применять афоризмы, поговорки, пословицы, а также тропы: сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы. Но не нужно забывать о том, что не следует злоупотреблять данными изобразительными средствами [2, c. 165].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать ряд выводов по рассмотренной теме.
Для того чтобы речь обладала всеми коммуникативными качествами, говорящему или пишущему необходимо:
- хорошо знать язык, его единицы и систему, чтобы уметь в любой речевой ситуации изменить свою речь, приспособить к разной аудитории;
- знать функциональные стили, чтобы применять языковые единицы согласно необходимому стилю или его жанрам;
- уважать слушателя; речь говорящего должна быть понятной, однако при этом не примитивной.
Таким образом, изучение коммуникативных качеств речи дает возможность сделать вывод о том, что они отличаются разнообразием, взаимообусловлены и взаимосвязаны. Но каждое из данных качеств проявляется в речи достаточно индивидуально. Выбор средств зависит от функциональных стилей современного русского языка, от формы речи - письменной или устной, для каждой из которых являются свойственными не только общие речевые и языковые средства, но и специфические. Помимо этого, здесь достаточно существенную роль играют и индивидуальные особенности участников общения. Знание и умелое применение коммуникативных качеств речи в процессе общения дает возможность повысить культуру речевого поведения современной молодежи и общую культуру человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Антонова Е.С. Русский язык и культура речи.: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 320 c.
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 400 с.
Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи / Р.К. Боженкова. - М.: Флинта, 2015. - 608 c.
Домнина О.А. Развитие речи // Психологические и педагогические аспекты научного становления личности : сб. ст. – 2017. – № 1. – С. 56-57.
Ковадло Л.Я. Культура письменной и устной русской речи / Л.Я. Ковадло. - М.: Форум, 2015. - 400 c.
Тихонова Е.И. Развитие речи у детей / Е.И. Тихонова ; под ред. В.А. Антонова. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
2
14
2
1. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи.: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 320 c.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Акаде-мия», 2014. – 400 с.
3. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи / Р.К. Боженкова. - М.: Флинта, 2015. - 608 c.
4. Домнина О.А. Развитие речи // Психологические и педагогиче-ские аспекты научного становления личности : сб. ст. – 2017. – № 1. – С. 56-57.
5. Ковадло Л.Я. Культура письменной и устной русской речи / Л.Я. Ковадло. - М.: Форум, 2015. - 400 c.
6. Тихонова Е.И. Развитие речи у детей / Е.И. Тихонова ; под ред. В.А. Антонова. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
Вопрос-ответ:
Какие коммуникативные качества речи включают богатство и разнообразие?
Коммуникативные качества речи, такие как богатство и разнообразие, включают широкий словарный запас, умение использовать различные грамматические конструкции, разнообразие стилей и регистров речи, а также использование языковых фигур и образных выражений.
Что понимается под точностью и понятностью речи?
Точность и понятность речи означают, что высказывания должны быть ясными и понятными для аудитории, а также совпадать с фактами и соответствовать установленным правилам языка. Речь должна быть правильно структурированной и упорядоченной, чтобы передать информацию точно и доходчиво.
Что означает чистота и уместность речи?
Чистота и уместность речи означают использование правильного произношения, артикуляции и интонации. В речи не должно быть ошибок и неуместных выражений. Важно также соблюдать социокультурные нормы и правила этикета при общении.
Какое значение имеет логичность и выразительность речи?
Логичность речи означает наличие последовательности и связности в высказываниях. Речь должна быть логически связанной, чтобы передать информацию организованно и понятно. Выразительность речи включает использование разнообразных интонаций, ритма, акцентов и пауз для передачи эмоций и усиления смысла.
Как сознательное овладение законами логики влияет на эффективность изложения?
Сознательное овладение законами логики позволяет структурировать высказывания логично и последовательно, что делает их более понятными и доходчивыми для аудитории. Это также помогает избегать противоречий и нелогичностей, что повышает эффективность коммуникации и убеждает слушателей в обоснованности высказываний.
Что означает коммуникативное качество речи?
Коммуникативное качество речи означает способность передавать информацию и взаимодействовать с другими людьми через речь.
Как оценивается логичность речи?
Логичность речи оценивается по умению устанавливать смысловые связи между словами и выражениями, соответствующими реальности и законам правильного мышления.
Какие качества речи относятся к точности и понятности?
К точности и понятности речи относятся ясность выражения мыслей, правильное использование грамматических форм и понимание аудиторией передаваемой информации.
Чем характеризуется чистота и уместность речи?
Чистота и уместность речи характеризуются грамотностью, отсутствием речевых ошибок, использованием уместных и адекватных выражений и обращением к аудитории с уважением.
Почему логичность речи важна для эффективного изложения?
Логичность речи важна для эффективного изложения, так как она позволяет установить последовательные связи между мыслями и аргументами, что делает речь понятной и убедительной для слушателя.
Что такое коммуникативные качества речи?
Коммуникативные качества речи - это особенности проявления и использования речи для эффективного общения с другими людьми. Они включают в себя такие аспекты, как богатство и разнообразие речи, точность и понятность, чистота и уместность, а также логичность и выразительность.
Чем характеризуется богатство и разнообразие речи?
Богатство и разнообразие речи означает наличие широкого выбора слов, фраз, выражений и средств выразительности, которые позволяют человеку точно и образно выразить свои мысли и чувства. Это включает в себя использование разных синонимов, антонимов, омонимов, метафор, аллегорий и других языковых приемов.