Особенности тактильного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 32 32 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 23.02.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения 5
1.1. Развитие психики при нарушениях зрения. Дефект и компенсация 5
1.2. Особенности развития детей с нарушением зрения 12
1.3. Особенности тактильного восприятия у детей с нарушением зрения 16
Глава 2. Исследование тактильного восприятия незрячих дошкольников 23
2.1. Цели и задачи исследования. Этапы экспериментальной работы 23
2.2. Анализ результатов исследования. Рекомендации по развитию тактильного восприятия незрячих дошкольников 24
Заключение 29
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Правильно сформированное тактильное восприятие выступает существенным компенсирующим инструментом для слепых и слабовидящих детей.Глава 2. Исследование тактильного восприятия незрячих дошкольников2.1. Цели и задачи исследования. Этапы экспериментальной работыДля того чтобы определить уровень сформированности тактильного восприятия у незрячих дошкольников, необходимо провести ряд исследовательских упражнений. Чаще всего, психодиагностические занятия подобного плана имеют индивидуальный характер, так как дети с глубоким поражением сенсорики требуют больше внимания со стороны тифлопедагога.В рамках данного исследования нами был реализован эксперимент, направленный на оценку уровня сформированности тактильного восприятия дошкольников с глубокими нарушениями зрения. Это необходимо для последующего формирования навыков письма и чтения по системе Брайля, развитие навыков бытового самообслуживания, ориентировки в пространстве.Цель исследования – диагностика особенностей тактильного восприятия незрячих дошкольников.Задачи исследования:1. сформировать объект, предмет и цель исследования, определить его методы и поставить гипотезу;2. Разработать батарею методик, предназначенную для оценки степени сформированности тактильного восприятия незрячих дошкольников;3. Провести оценку тактильного восприятия незрячих дошкольников;4. Проанализировать результаты исследовательской деятельности, разработать систему рекомендаций по развитию тактильного восприятия незрячих детей.Исследование проводилось в три этапа:- на первом этапе были опрошены родители, которые рассказали о том, как дети воспринимают окружающую реальность, какие есть проблемы, как они помогают им в этой деятельности;- следующий этап предполагал непосредственную работу с ребенком;- заключительный этап был предназначен для анализа полученной в процессе диагностики информации.Подводя итоги, мы можем говорить о том, что в целом тактильное восприятие незрячих дошкольников достаточно индивидуальный аспект развития ребенка, тем не менее, существуют определенные закономерности, на которых и базируются подобные исследования.2.2. Анализ результатов исследования. Рекомендации по развитию тактильного восприятия незрячих дошкольниковВ исследовании принимали участие дети дошкольного возраста, от 5 до 7 лет, которые посещают детский сад, имеют остаточное зрение, но оно не позволяет им самостоятельно видеть печатный текст и читать его. Среди участников эксперимента не было тотально незрячих детей. Дети в той или иной степени имели остаточное зрение. Общее количество участников эксперимента 6 человек, 4 девочки и 2 мальчика. Педагоги работали с детьми в индивидуальном порядке.В таблице 1 представлена социологическая характеристика выборки.Таблица 1. Социологическая характеристика группы детейСоциологический фактор123456ПолЖенскийМужскоЖенскийМужскоМужскоМужскойХарактеристика семьиПолнаяНе полнаяНе полнаяНе полнаяПолнаяНе полнаяНаличие других инвалидов в семьеЕстьНетНетНетЕстьЕстьМатериальное положениеВысокоеНизкоеНизкоеНизкоеНизкоеНизкоеСпособность к межличностному общению по наблюдениям педагогаНизкаяНизкаяВысокая, страдает вербализмомНормаНормаНизкая, сильная замкнутостьВ рамках исследования были реализованы следующие методики.1. Выделение признаков пре6дмета является одним из наиболее важных элементов тактильного восприятия. Каждому ребенку предлагалось:- разложить в разные коробки смешанные вместе круги, квадраты, треугольники;- рассортировать круглые и овальные бусинки;- разложить предметы в зависимости от величины. Детям предлагается более крупные предметы раскладывать в коробке, а более мелкие скидывать в баночку.2. разложить мячи в зависимости от фактуры – гладкий, шершавый, холодный, деревянный, тяжёлый;3. Сравнить и сгруппировать предметы в зависимости от формы, величины и поверхности.Все эти упражнения направлены на то, чтобы оценить особенности тактильного восприятия незрячего ребенка, а также помочь ему в последующем научиться ощупывать предметы.Прежде чем начать занятие, необходимо провести с ребенком инструктаж и показать ему как предметы ощупывают. Сначала их полностью берут в руки, а затем проводят руками по поверхности, если предмет небольшой, то сформируется целостный его образ. Большие предметы нужно ощупывать медленно, можно начать сверху или снизу как удобнее, затем разводя руки в стороны или вверх. В целом, стоит понимать, что только тактильное восприятие способно сформировать целостный образ объекта для слепого ребенка.Итак, обратимся к результатам исследований. В целом, можно говорить о том, что дети готовы к тактильному восприятию предметов, хотя многие действия даются ребенку с трудом.1. Выделение признаков предмета является одним из наиболее важных элементов тактильного восприятия. Каждому ребенку предлагалось:- разложить в разные коробки смешанные вместе круги, квадраты, треугольники.из шести детей с заданием справились все. Нужно отметить, что дети не только раскладывали фигурки, но и называли их форму. В процессе эксперимента детям предлагалось раскладывать не только плоские, но и объемные фигуры.- рассортировать круглые и овальные бусинки. Это задание вызвало больше трудностей, так как сами по себе бусинки достаточно мелкие, их нужно ухватить и ощупать рукой. Это достаточно сложно. У детей с нарушенным зрением необходимо развивать мелкую моторику руки. Из общего числа детей полностью с заданием без ошибок не справился ни кто.- разложить предметы в зависимости от величины. Детям предлагается более крупные предметы раскладывать в коробке, а более мелкие скидывать в баночку.Сам процесс скидывания предметов в баночку оказался весьма сложным, так как надо попасть точно в горлышко. Из шести детей с заданием не справились пятеро. Сложность также состояла в том, что ребенку сложно понять какой предмет считать большим, а какой маленьким. Педагог сравнивал предметы вместе с ребенком.3. разложить мячи в зависимости от фактуры – гладкий, шершавый, холодный, деревянный, тяжёлый.Это задание вызвало много сложностей, приведем результаты в таблице 2.Таблица 2. Результаты понимания незрячими детьми особенностей поверхности предмета№ по порядкуРезультат распознаванияПримечаниеДеревянный шар1РаспозналПолностью понимание деревянной поверхности, отличил два раза2Не распознаноПроблемы с пониманием ощущения дерева3РаспозналПолное распознавание4Распознал не полностьюПонятно, что в руках дерево стало со второго раза5РаспозналПолное распознавание6Не распозналРебенок не способен выделить дерево из группы других предметовШершавый шар1Распознал полностьюРаспознавание произошло не в полном объеме2Распознал полностьюУзнал среди других предметов3Распознано не полностьюРебенок не способен выделить шершавую поверхность из группы других предметов4Распознал полностьюПолное узнавание поверхности5Распознал полностьюПолное понимание поверхности6 Распознал полностьюТочное узнавание поверхностифПодводя итоги исследовательской работы, мы можем говорить, что у данной группы дошкольников тактильное восприятие сформировано на достаточно высоком уровне, что поможет им в последующем благополучно ориентироваться в пространстве и изучать грамоту по системе Брайля. Не смотря на это, многие элементы следует доводить до автоматического узнавания. Например, очень важно, чтобы ребенок,не задумываясь, мог выделить из многих, только один или несколько предметов, обладающих теми или иными свойствами и другое.Для успешного формирования навыков тактильного восприятия, взрослые должны давать ребенку ощупывать как можно большее количество разных поверхностей и форм, не смотря на наличие зрительного остатка, дети с плохим зрением также воспринимают мир руками, а для этого нужда не только рассказывать о предметах, но и давать их в руки. Тем не менее, большая часть из них должны быть в полную величину, например, предметы домашнего обихода, одежда и другое.ЗаключениеВ наши дни все большее количество детей рождается с теми или иными патологиями, незрячих детей в нашей стране около 10% от общего числа новорожденных. Заметим, что, безусловно, не все они имеют тотальную слепоту. Полностью слепых людей вообще не так много, у большинства инвалидов по зрению имеется сохранное остаточное зрение, которого, впрочем, не всегда хватает для нормальной жизнедеятельности без помощи хорошо видящих людей.Все это приводит специалистов к необходимости создания методик и анализу особенностей компенсаторных способностей незрячих. Наибольший интерес в этой области имеет процесс тактильного восприятия, осязания. Ведь именно он предоставляет возможность для познания окружающей реальности, формирования навыков самообслуживания, ориентировки, чтения и письма по системе Брайля.Тактильное восприятие слепых сильно отличается от сходного процесса у слабовидящих. Это определено тем простым фактом, что остаточное зрение все же позволяет различать цвет предмета, даже самый яркий, его форму или какие-то иные свойства.Дошкольники, полностью лишённые возможности видеть, воспринимают мир иначе. В связи с этим, коррекционные и развивающие мероприятия с такими детьми направлены на формирование у них мотива к познанию, а также на постоянное ощупывание предметов, понимание и объединение их свойств.Огромную роль в формировании тактильного восприятия слепых детей играют родители, которые вместе с ребенком, используя метод «рука в руке», познают реальность.Тактильное восприятие активно применяется и при овладении ребенком письмом и чтением, так как слепые овладевают грамотой с использованием шрифта Брайля, который становиться для них инструментом познания и будущей профессии.Подводя итоги, мы можем говорить о том, что тактильное восприятие слепых – это возможность не только компенсировать часть отсутствующего зрения, но и сформировать у незрячего ребенка образ мира, в котором он живет. Это один из самых важных познавательных процессов для слепых.Очень важны систематические упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности руки, в том числе осознание ребенком формы предмета, его размера и качества поверхности. Все это позволит слепому ребенку продолжать развитие вместе с нормотипичными детьми в последующем.Список литературыАндреева Г. М. Социальная психология: учеб. Для высш. шк. - М.: Аспект-Пресс, 2003.-357с.Андреяускене В. А. Социальная характеристика слепых и слабовидящих, - Вильнюс, 1974. 475с.Бардеева, Т.А. Теоретический материал по курсу социальной реабилитации слепых Предмет: «Пространственная ориентация». Тема № IV: «Совместное передвижение слепого и зрячего, их поведение в общественном месте и на транспорте» / Т.А. Бардеева, Р.С. Бердникова, А.А. Гордеев, Н.П. Зверев. —– Бийск: Бийский филиал НОУ ЦРС ВОС, 2008.Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 2005.-478с.Бюрклен К. ПСИХОЛОГИЯ СЛЕПЫХ. ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО. 1934. ПОД РЕДАКЦИЕЙ И С ПРЕДИСЛОВИЕМ ПРОФ. В. А. Гандера. Государственное учебно – педагогическое издательство. М. 1934. 264 с.Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов. / Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 1993. - 78с.Денискина, В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих детей — метод. Рекомендации — Уфа 1996.Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. 28-30 октября 1996 г., С.-Петербург. / Ред. Е.М. Папина. - М.: Логос, 1997. - 115 с.Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. ДМ.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.Коррекционная направленность специального образования детей с глубоким нарушением зрения: сб. метод работ / сост. Б.К. Тупоногов, К.Г. Кравцов. — М.: АПКиППРО, 2006. — 244с.Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. - СПб., 1991.Литвак А. Г. Очерки о психологии слепых и слабовидящих. Учебное пособие для дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. М. 1972.Литвак А.Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика? // Дефектология. - 1991. - № 6. - С.9-11.Любимов, А.А. Рекомендации по сопровождению детей с нарушением зрения / А.А. Любимов // Незрячий ребенок в семье. Рекомендации родителям: сбор. Статей — Тольятти, 2009.Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. - М., 1992.Маллаев Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средство коррекции их нравственного и физического развития: Автореф. докт. дис. - М., 1993.Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения: Сб. статей. / Под ред. В.З. Кантора. - М.: ИПТК Логос ВОС, 2001. - 112 с.Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения. / Под ред. В.А. Феоктистовой. - СПб., 1995.Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: Методич. рекомендации. / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 2001. - 96 с.Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 379 с.Паршева Е. А. Семья как социальный ресурс для слепых и слабовидящих школьников // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 267-269. — URL https://moluch.ru/archive/142/40077/ (дата обращения: 02.12.2019).

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. Для высш. шк. - М.: Аспект-Пресс, 2003.-357с.
2. Андреяускене В. А. Социальная характеристика слепых и слабовидящих, - Вильнюс, 1974. 475с.
3. Бардеева, Т.А. Теоретический материал по курсу социальной реабилитации слепых Предмет: «Пространственная ориентация». Тема № IV: «Совместное передвижение слепого и зрячего, их поведение в общественном месте и на транспорте» / Т.А. Бардеева, Р.С. Бердникова, А.А. Гордеев, Н.П. Зверев. —– Бийск: Бийский филиал НОУ ЦРС ВОС, 2008.
4. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 2005.-478с.
5. Бюрклен К. ПСИХОЛОГИЯ СЛЕПЫХ. ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО. 1934. ПОД РЕДАКЦИЕЙ И С ПРЕДИСЛОВИЕМ ПРОФ. В. А. Гандера. Государственное учебно – педагогическое издательство. М. 1934. 264 с.
6. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов. / Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.
7. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 1993. - 78с.
8. Денискина, В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих детей — метод. Рекомендации — Уфа 1996.
9. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. 28-30 октября 1996 г., С.-Петербург. / Ред. Е.М. Папина. - М.: Логос, 1997. - 115 с.
10. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. ДМ.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
11. Коррекционная направленность специального образования детей с глубоким нарушением зрения: сб. метод работ / сост. Б.К. Тупоногов, К.Г. Кравцов. — М.: АПКиППРО, 2006. — 244с.
12. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. - СПб., 1991.
13. Литвак А. Г. Очерки о психологии слепых и слабовидящих. Учебное пособие для дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. М. 1972.
14. Литвак А.Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика? // Дефектология. - 1991. - № 6. - С.9-11.
15. Любимов, А.А. Рекомендации по сопровождению детей с нарушением зрения / А.А. Любимов // Незрячий ребенок в семье. Рекомендации родителям: сбор. Статей — Тольятти, 2009.
16. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. - М., 1992.
17. Маллаев Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средство коррекции их нравственного и физического развития: Автореф. докт. дис. - М., 1993.
18. Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения: Сб. статей. / Под ред. В.З. Кантора. - М.: ИПТК Логос ВОС, 2001. - 112 с.
19. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения. / Под ред. В.А. Феоктистовой. - СПб., 1995.
20. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: Методич. рекомендации. / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 2001. - 96 с.
21. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 379 с.
22. Паршева Е. А. Семья как социальный ресурс для слепых и слабовидящих школьников // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 267-269. — URL https://moluch.ru/archive/142/40077/ (дата обращения: 02.12.2019).

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития психики наблюдаются у детей с нарушением зрения?

Дети с нарушением зрения имеют специфические особенности развития психики. У них часто отмечается более глубокая интровертированность, нарушения в эмоциональной сфере и социальной адаптации. Также, из-за ограничений в восприятии визуальной информации, у них могут быть затруднения в сенсорной интеграции и пространственной ориентации.

Какие особенности развития у детей с нарушением зрения?

У детей с нарушением зрения наблюдаются особенности в различных аспектах развития. В когнитивной области часто отмечается задержка в усвоении знаний и формировании понятий. В эмоционально-личностной сфере могут быть проблемы с самооценкой, адаптацией к новым ситуациям и установление социальных контактов. Физическое развитие тоже может немного отличаться от сверстников, так как дети с нарушением зрения часто имеют ограниченные возможности движения и затруднения в координации движений.

Какие особенности тактильного восприятия у детей с нарушением зрения?

У детей с нарушением зрения тактильное восприятие является одним из основных способов получения информации о мире. Они активно используют свои руки, чтобы исследовать предметы и окружающую среду. Они могут иметь более развитые тактильные навыки и чувствительность к осязанию. В то же время, у них может быть ограничен доступ к некоторым формам тактильного опыта, например, они могут испытывать трудности с тактильным распознаванием геометрических форм или текстурных особенностей предметов.

Как проводилось исследование тактильного восприятия у незрячих дошкольников?

Исследование тактильного восприятия у незрячих дошкольников проводилось в несколько этапов. В ходе экспериментальной работы исследователи определили цели и задачи исследования. Затем были выбраны участники, проведено наблюдение и оценка их тактильных навыков. Полученные данные были проанализированы, чтобы выявить особенности тактильного восприятия у незрячих дошкольников.

Какие особенности развития психики у детей с нарушением зрения?

У детей с нарушением зрения развитие психики происходит с некоторыми особенностями из-за ограниченного доступа к визуальной информации. Они рано начинают использовать другие органы чувств, такие как слух, память и тактильные ощущения, для получения информации о мире. В результате, у них может быть более развитыми некоторые другие когнитивные функции, такие как пространственное мышление и память.

Какие особенности развития детей с нарушением зрения?

Дети с нарушением зрения могут иметь задержки в физическом развитии, такие как задержка в приобретении навыков ползания, ходьбы и координации движений. Они также могут испытывать трудности в развитии социальных навыков и взаимодействии с другими людьми из-за ограниченной возможности наблюдать за выражением лица и жестами социального партнера.

Какие особенности тактильного восприятия у детей с нарушением зрения?

У детей с нарушением зрения тактильное восприятие является основным способом получения информации о мире. Они могут иметь более развитые тактильные органы и более чувствительную реакцию на тактильные стимулы. Они также могут развить более тонкую координацию движений пальцев и ладоней для исследования окружающих объектов.

Как проводилось исследование тактильного восприятия незрячих дошкольников?

Исследование тактильного восприятия незрячих дошкольников проводилось в несколько этапов. На первом этапе были поставлены цели и задачи исследования. Затем были проведены экспериментальные работы с детьми, в ходе которых анализировались результаты и собирались данные о тактильном восприятии. После этого были проведены анализ полученных результатов.

Какие цели и задачи исследования тактильного восприятия незрячих дошкольников?

Целями и задачами исследования тактильного восприятия незрячих дошкольников было определение особенностей тактильного восприятия у детей с нарушением зрения, выявление факторов, влияющих на тактильное восприятие, а также разработка рекомендаций для развития тактильных навыков у детей с нарушением зрения.

Какие особенности развития психики наблюдаются у детей с нарушениями зрения?

У детей с нарушениями зрения наблюдается определенная психологическая специфика. Они испытывают трудности в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Однако, они также обладают определенными компенсаторными способностями, которые помогают им приспособиться к окружающей среде.