холокост, как одно из страшных проявлений расовой политики
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 04.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХОЛОКОСТА 3
1.1. История происхождения термина 3
1.2. Отличительные черты Холокоста 5
1.3. Происхождение Холокоста. Холокост как часть расистской политики нацистской тоталитарной Германии 8
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ ХОЛОКОСТА 13
2.1. Методы массовых убийств 13
2.2. Нюрнбергский процесс 19
2.3. Количество жертв 23
ГЛАВА 3.ХОЛОКОСТ НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ. ПОЗИЦИЯ ЦЕРКВИ 29
3.1.Позиция Церкви относительно холокоста 29
3.2.Помощь Церкви жертвам холокоста 30
3.3.Помощь жертвам холокоста на оккупированных территориях 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Это стало началом активного участия Церкви в борьбе против общего врага. То есть, позиция Церкви носила выраженный антинацистский характер, в частности, особенно осуждались те зверства, которые нацисты учиняли против мирных жителей. Во многих проповедях и выступлениях митрополит осуждал действия оккупантов[22]. Церковь также твердо встала на позицию осуждения преследований еврейского народа, и все же позиция советской власти не давала возможности сделать официальные заявления. Именно по этой причине Сергием Старогородским публично не говорилось о массовом уничтожении евреев. Митрополит Киевский Николай (Ярушевич), назначенный 2 ноября 1942 г. одним из 10 членов Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяниях немецко-фашистских захватчиков, обладал исчерпывающей информацией о преступлениях оккупантов на захваченной территории, но он также не делал упоминаний о советских евреев как отдельной категории жертв [22]. С церковного амвона высказывались осуждения всех актов террора и насилия, совершенных оккупантами.В результате, как справедливо отметил в своем докладе на II международной конференции «Богословие после Освенцима и Гулага» (1998) протоиерей Сергий Гаккель, многие возможности сбора информации об участии православных священнослужителей и мирян в спасении евреев в годы Великой Отечественной войны были упущены [22].3.2.Помощь Церкви жертвам холокостаИ все же, сейчас благодаря рассказам очевидцев, архивным данным есть возможность установления имен священнослужителей, которые помогали спасать евреев от Холокоста. В частности, речь идет о рассказе петербургского профессора И. Левина. В годы оккупации он проживал в г. Печоры Псковской области. Сын диакона местной православной церкви был застрелен нацистским солдатом, так как мальчик внешне походил на еврея. После этого священником в храме была произнесена резкая проповедь против действий оккупантов. Сам И. Левин, как и некоторые другие евреи Печор, сохранил жизнь как раз благодаря содействию православного духовенства [22].Православная церковь помогала тем жителям, которые укрывали у себя евреев и еврейских детей. Например, можно вспомнить жительницу д. Коканогово Псковской области Пелагею Григорьеву, которая весь период оккупации укрывала пятилетнего мальчика Ефима Турбина, а проживавшая в д. Загромотье той же области семья Артемьевых спасла трехлетнего Марка Фельдмана и т.д. Благодаря вмешательству священнослужителей никто не посмел доложить нацистам об этих фактах.Медсестрой больницы в поселке Колмово вблизи Новгорода Екатериной Корольковой, при участии православного священника, была спасена восьмилетняя дочь бывшей соседки Фрида Рабинович. Сначала раненую осколком гранаты девочку лечили в больнице (причем никто из медицинского персонала не выдал ее немцам), а затем Е. Королькова забрала Фриду домой, и местный священник (по всей видимости, речь идет о новгородском протоиерее Василии Николаевском) крестил девочку, выписав ей, задним числом, свидетельство о крещении на имя Любы Корольковой. В 1999 г. Е. Королькову удостоили звания «Праведник народов мира».Другие священники также оказывали помочь евреям, пытаясь спасти их от Холокоста. В частности, стоит вспомнить о подвиге настоятель Павловского собора г. Гатчина Ленинградской области протоиерея Александра Петрова, которого 3 августа 1942 г. арестовали за связь с городским подпольем, однако он, по всей видимости, также оказывал помощь местным евреям. Все схваченные участники подполья нацистами были повешены в гатчинском парке Сильвия, а о. Александра вместе с группой евреев отвезли в район новгородской станции Батецкая и там, в конце августа, подвергли расстрелу.На юге России – в Ростовской епархии активная помощь евреям оказывалась епископом Таганрогским Иосифом (Черновым). Он дважды: в сентябре 1942 г. в Ростове-на-Доне и в ноябре 1943 г. в Умани подвергался арестам со стороны гестапо, даже был приговорен нацистами к смерти, и чудом остался жив [22]. В Курске семье Дудиных, при помощи местного священника, удалось спасти еврейскую девочку Инну Ларенц, которая была дочерью их знакомой. А вот на территории Смоленской епархии, входившей в период оккупации в состав Белорусской Православной Церкви (фактически автономной в составе Московского Патриархата), антисемитская агитации со стороны части священнослужителей, если судить по местной прессе, наоборот, было довольно ярко выраженной. Порой она была даже сильнее антисоветской агитации. И тон здесь задавали православные священники, приехавшие из Западной Белоруссии и настроенные националистически, прежде всего настоятель Смоленского кафедрального собора и председатель Епархиального совета протоиерей Николай Шидловский. Так, например, после обнаружения немцами в Катынском лесу весной 1943 г. останков расстрелянных органами НКВД пленных польских офицеров, Шидловский опубликовал в местной газете «За Родину» резкую антисемитскую статью «Непримиримые враги христианства». Для Шидловского были характерны и другие пронацистские заявления и поступки, при этом он даже внешне мало походил православного священника (не носил бороды и усов и т.д.) и скорее напоминал ксендза. Но подавляющее большинство верующих жителей Смоленска, по воспоминаниям очевидцев, негативно относилось кШидловского и лично, и к его проповедям и статьям [22].Однако наличие националистических взглядов было характерно для весьма малой части священнослужителей. На территории оккупированной Белоруссии православные священники помогли укрыть подростков, которым удалось сбежать из гетто. В г. Пинске православный священник пожертвовал своим золотым крестом, чтобы у узников гетто была возможность выплаты наложенной контрибуции. Архиепископ Филофей, под началом которого находились Могилевская, Смоленская и Минская епархии, спас тысячи евреев. Священником Иваном Строком из города Борисова был усыновлен еврейский мальчик, что позволило этому мальчику избежать жестокой расправы. Священник Игнатий Ермолюк крестил евреев, выдавал им метрики, за что затем нацисты отправили священника в концлагерь. 72-летнего Павла Сосновского нацисты зверски замучили вместе с 11-летним еврейским мальчиком. В Минской тюрьме был жестоко замучен священник Петр Бацян, который стал жертвой нацистского Холокоста [22]. 3.3.Помощь жертвам холокоста на оккупированных территорияхВ целом, следует сказать о том, что на оккупированных территориях погибли многие священнослужители, которые были евреями по национальности. Например, в братии Жировицкого монастыря Гродненской епархии к лету 1941 г. состояло 6 монахов еврейского происхождения. Когда в конце июня 1941 г. пос. Жировицы заняли немецкие войска, монастырь был окружен, всем его насельникам приказали выстроиться и из них отобрали евреев. Несмотря на протесты находившегося в монастыре митрополита Пантелеимона (Рожновского), нацисты расстреляли 6 монахов – евреев на месте.И все же, историческая картина не была бы объективной, если мы не вспомнили бы факты сотрудничества священнослужителей с нацистами, некоторые священнослужители действительно принимали участие в мероприятиях, которые имели антисемитскую направленность. В частности, экзарх Латвии и Эстонии, митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский) с самого начала немецкой оккупации Прибалтики занял активную антикоммунистическую позицию. Он не выступал с осуждением еврейских погромов, массовых расстрелов, проведенных на этой территории нацистами, он полагал, что нацисты помогают в борьбе с «жидо-большевизмом». Проповеди митрополита Сергия, произнесенные в Рижском кафедральном соборе, публиковали на страницах печатных органов коллаборационистов, где, как правило, осуществлялось размещение антисемитских статей, оправдывающих Холокост. И все же, можно сказать о неоднозначности позиции митрополита относительно нацистов, в частности, митрополит не раз высказывался о том, что нацистов очень легко ввести в заблуждение. Непосредственного участия в Холокосте митрополит Сергий не принимал. С лета 1942 г. в оккупированных областях Центральной России немцы стали в отдельных случаях допускать священников в лагеря для советских военнопленных. После молебнов священники иногда выступали с проповедями, в которых говорилось о том, что война послана Богом за грехи большевиков; пленных красноармейцев призывали молиться «за скорейшее окончание войны», «разгром жидо-большевизма» и «скорейшее возвращение домой». На подобных проповедях обязательно присутствовали представители лагерной администрации [22].После того, как пришли советские войска, священники Московского патриархата, которые оказывали помощь партизанам, часто участвовали в работе комиссий, расследовавших преступления нацистов, они давали показания, чем помогали выявлять участников данных преступлений. Некоторые показания непосредственно касались случаев Холокоста. Также можно говорить об аналогичной ситуации в обновленческой Православной Церкви на территории СССР, возглавляемой евреем по происхождению митрополитом Александром Введенским. Доля священников-евреев в ней была более высока, а на оккупированной территории нацистами преследовались обновленцы особенно активно. В частности, речь идет об аресте обновленческого священника в г. Житомире на Украине, который начал служение после прихода германских войск. Кубань и Северный Кавказ – это единственный регион, где деятельность обновленцев была допущена оккупационными властями [22].Наиболее явно отношение Православной Церкви к Холокосту было проявлено на Украине, где проживала большая часть евреев СССР. Здесь в период оккупации наблюдалось существование двух Украинских Православных Церквей – автокефальной и автономной в составе Московского Патриархата. Автономной Украинской Церковью однозначно были осуждены все факты уничтожения евреев. Многие ее священнослужители пытались посредством различных способов спасать их от смерти и расправы. Были случаи открытого протеста против Холокоста. В частности, в местечке Товта на Западной Украине массовую казнь остановил священник Извольский. Многие священники и члены их семей прятали евреев, рискуя собственной жизнью. Священники оказывали помощь в изготовлении поддельных документов, отдавали свои документы. Нацистские органы власти на Украине предпринимали решительные попытки пресечения попыток священнослужителей осуществлять спасение евреев, выдавать им свидетельства о крещении. 29 октября 1941 г. оккупационными властями был разослан циркуляр, который обязывал священников отказывать евреям в крещении. Но это не привело к результату. Так в Кировоградской области священниками православных храмов проводились массовые крещения евреев, они предупреждали евреев о том, что будут погромы, массовые убийства. В г. Кременчуге протоиереем Романским были крещены евреи, им выданы русские имена. Это происходило повсеместно, масштабы помощи Церкви евреям были огромными [22]. В частности, стоит вспомнить о священнике Алексии Глаголеве, который в Киеве во время оккупации, служил настоятелем храма св. Иоанна Воина при Покpовскойцеpкви на Подоле. Он постоянно помогал евреям и всем жертвам нацистского преследования. Глаголевыми были спасены Изабелла Наумовна Миркина с ее 10-летней дочерью, Полину Давыдовну Шевелеву с ее престарелой матерью Евгенией Абрамовной, журналист Либерман, Вера Владимировна Виленская. Однажды к ним за помощью обратилась жена подполковника Красной Армии А.А. Дьячкова, она с 6 дочерьми проживала на Печерске и когда на нее донесли немцам, вынуждена была срочно бежать со своими девочками и нашла убежище в семье священника. Удалось им спасти и многих других евреев. Чтобы спасать людей, использовались помещения храмов, несмотря на постоянный контроль оккупационных властей. В нескольких домах, относившихся к храму, под видом церковных служащих также укрывали евреев, которым о. Алексий выдавал свидетельства о крещении. Управитель церковных зданий также помогал священнику, доставая евреям метрики, хлебные карточки. Несколько священников и мирян на Украине были убиты нацистами за попытки оказания помощи евреям. Так, в донесениях полиции безопасности и СД от 16 января и 6 марта 1942 г. сообщалось о расстреле бургомистра г. Кременчуга Полтавской области Синицы-Верховского за то, что он с сентября 1941 г. с помощью местного священника крестил евреев, давал им христианские имена и таким образом спасал их от уничтожения: «Только при допросе чиновниками оперативной команды было установлено, что он умышленно воспользовался фальшивыми анкетными данными, и решение еврейской проблемы саботировал тем, что уполномочил главного священника протоиерея Романского крестить указанных им самим евреев и давать им христианские или русские имена. Немедленный арест помешал большому числу евреев уйти из-под немецкого контроля. Сеница был казнен». Как был наказан священник, в донесениях СД не сообщалось, но, скорее всего, он был расстрелян.При этом некоторые украинские националисты принимали добровольное и активное участие в процессе уничтожения евреев. Они по большей части относились к Греко-Католической Церкви, но некоторые также к автокефальной Украинской Православной Церкви, которая действовала преимущественно на Правобережной Украине. Уже с первых месяцев оккупации немецкие власти стремились заручиться поддержкой антиеврейских мероприятий со стороны части украинского духовенства. И в некоторых регионах, особенно на первом этапе антиеврейских мер, их действия были достаточно успешными [22]. Именно паства автокефальной Украинской Православной Церкви упоминается в донесении оперативной команды СС № 5 осенью 1941 г. В нем говорится о том, что было уничтожено 229 евреев в г. Хмельнике, а также о том, что населением города это было воспринято с большим энтузиазмом, в честь уничтожения евреев был отслужен благодарственный молебен.Нацистская антисемитская пропаганда на Западной Украине, в отличие от других регионов республики, отличалась спекуляцией на религиозных чувствах населения, поскольку в галицийских местечках священник традиционно рассматривался как большой авторитет. Публикации такого рода делились на две части: в первой осуществлялось использование некоторых давних антиеврейских стереотипов — речь идет о распятииХриста, историях мучеников, предательстве Иуды и т.д., а во второй рассказывалось о том, как попирались христианские ценности советской системой образования, происходило отождествление еврейства с властью коммунистов. Такого рода публикации, например, вышедшее 25 января 1942 г. в газете «Бережанськивисти» стихотворение «Кузня характерив» (о том как еврейка-комсомолка учила в школе безбожию еврейский детей), были призваны оказать воздействие на сознание верующего человека и вызвать гнев по отношению к «врагам» [22]. Отметим, что Московская Патриархия проявляла негативное отношение к деятельности автокефальной Украинской Церкви. 28 марта 1942 г. с посланием к «архипастырям, пастырям и пасомым в областях Украины, пока еще занятых гитлеровскими войсками», обратился Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий. В нем говорилось о запрещении епископа Поликарпа в священнослужении. Собор архиереев Московского Патриархата, который состоялся 28 марта 1942 г. в Ульяновске, своим «Определением» признал решение Патриаршего Местоблюстителя канонически правильным и осуществил его утверждение [22]. ЗАКЛЮЧЕНИЕВо время Второй мировой войны нацистская партия под руководством Адольфа Гитлера пыталась убить всех евреев в Европе. Нацисты и их сотрудники убили шесть миллионов евреев, в том числе 1 500 000 детей. Этот ужасный период в истории теперь называют Холокостом.В конце 1920-х и начале 1930-х годов Германия испытывала большие экономические и социальные трудности. Немцы потерпели поражение в Первой мировой войне и были вынуждены выплатить союзникам огромные репарации. В результате Германия пострадала от ужасной инфляции и массовой безработицы. Гитлер обвинил евреев в трудностях, которые обрушились на его страну. Его антисемитская политика в конечном итоге привела к сложному плану уничтожения еврейского народа. Неизвестно, было ли это его первоначальным намерением, так как кажется, что он изначально планировал просто изгнать евреев из Германии.Холокост коснулся и оккупированных территорий. Уничтожали нн только евреев, но и представителей духовенства. Церковь осуждала Холокост. В частности, РПЦ заняла антинацистскую позицию, не всегда у священников была возможность публично заявить о ней, так как начинался в том числе и советский антисемитизм. И все же, священнослужители оказывали всевозможную помощь евреям, спасая евреев от жестокой расправы. В архивах есть данные о многочисленных случаях крещения евреев, укрывания их в храмах, церквях. Священники помогали и мирному населению, которое спасало еврейских жителей от погромов и массовых убийств.Несмотря на случаи сотрудничества священнослужителей с нацистами, Церковь в 1941-1945 гг. пыталась противостоять уничтожению евреев, хотя и возможности ее были весьма ограничены. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВАлексеев, Н. С. F. Kaul. Nazimordaktion, T. 4. EinBerichtuber die ersteindustrimabigdurchfuhrteMordaktion des Naziregimes. Berlin. VEB Verlag Volk und Gesundheit, 1973. :(Рецензия) /Н. С. Алексеев.//Правоведение. — 1977. — № 1. — С. 122—124Басин Я. З. К вопросу о дефинициях Холокоста // Сост. Басин Я. З. Уроки Холокоста: история и современность : Сборник научных работ. — Мн.: Ковчег, 2010. — В. 3. — С. 8. — ISBN 9789856950059.Иоффе Э. Г. Белорусские евреи: трагедия и героизм: 1941-1945. Монография. — Мн.: 2003. — С. 364. — 428 с. — 100 экз.Полян П. М. Отрицание и геополитика Холокоста // А. Р. Кох, П. М. Полян. Отрицание отрицания, или Битва под Аушвицем : Сборник. — М.: Три квадрата, 2008. — С. 22-23. — ISBN 978-5-94607-105-X.Пленков, Олег Юрьевич. Третий рейх. — OlmaMediaGroup, 2004. — С. 278-289. — 474 сСтанкерас П. Литовские полицейские батальоны. 1941-1945 гг.. — Москва: Вече, 2009. — С. 105-106. — 299 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-3897-4John Conroy, “Beyond One Man’s Heroism,” Dallas Morning News, Sunday, 10 July 1994, Section G, pages 1.Pauline B. Yearwood, “Reminders from a `Schindler Jew,'” Dallas Morning News, Sunday, 10 July 1994, Section G, page 1.Adolf Hitler, “My Political Testament,” NCA, 6, Doc. 3569-PS, pp. 258-63.Raul Hilberg, The Destruction of the European Jews (New York: Harper & Row, 1961), pp. 5-6.Peter J. Haas, Morality After Auschwitz (Philadelphia: Fortress Press, 1988), p. 20.Niccolo Machiavelli, The Prince (New York: W. W. Norton & Co., Inc., 1977), p. 44.Nora Levin, The Holocaust: The Destruction of European Jewry 1933-1945 (New York: Schoken Books, 1973), p. xiii.Ravi Zacharias, A Shattered Visage: The Real Face of Atheism (Grand Rapids, Mich.: Baker Books, 1990), p. 17.Ibid., p. 26.Lucy S. Dawidowicz, The War Against the Jews: 1933-1945 (New York: Bantam Books, 1986), p. 3.Bernard Shaw, Preface to “Imprisonment” in English Local Government quoted in Making Moral Decisions, ed. D. M. MacKinnon (London: SPCK, 1969), p. 67.American Jewish Committee, Harry Schneiderman and Julius B. Maller, eds., American Jewish Year Book, Vol. 48 (1946—1947), Press of Jewish Publication Society of America, Philadelphia, 1946, page 599Tadeusz Piotrowski Poland's Holocaust. — McFarland & Company, 1997. — С. 305. — 437 с. — ISBN 978-0786403714UeberscharGerd R., Wette Wolfram. Unternehmen Barbarossa: Der Deutsche Uberfall Auf Die Sowjetunion, 1941 Berichte, Analysen, Dokumente. — Frankfurt-am-Main: Fischer TaschenbuchVerlag, 1984. — P. 364—366. — ISBN 3-506-77468-9, соссылкойна: Nachweisung des Verbleibes der sowjetischenKriegsgefangenennachdem Stand vom 1.05.1944 (Bundesarchiv/Militararchiv Freiburg, RH 2 / v. 2623).Persecution and Resistance of Jehovah’s Witnesses During the Nazi-Regime 1933—1945 Social Disinterest, Governmental Disinformation, Renewed Persecution, and Now Manipulation of History? p. 251.«History is the attempt to describe events of the past and move from description to analysis, in accordance with certain agreed rules of evidence, of analysis of language, and of logic». Yehuda Bauer, Historian of the Holocaust (англ.) // Dimensions, a Journal of Holocaust Studies. — 2004. — В. 1. — Т. 18. — ISSN 0882-1240.Шкаровский М. Отношение Русской Православной Церкви к Холокосту в годы Второй мировой войны. http://spbda.ru/publications/mihail-shkarovskiy-otnoshenie-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi-k-holokostu-v-gody-vtoroy-mirovoy-voyny/
1. Алексеев, Н. С. F. Kaul. Nazimordaktion, T. 4. EinBerichtuber die ersteindustrimabigdurchfuhrteMordaktion des Naziregimes. Berlin. VEB Verlag Volk und Gesundheit, 1973. :(Рецензия) /Н. С. Алексеев.//Правоведение. — 1977. — № 1. — С. 122—124
2. Басин Я. З. К вопросу о дефинициях Холокоста // Сост. Басин Я. З. Уроки Холокоста: история и современность : Сборник научных работ. — Мн.: Ковчег, 2010. — В. 3. — С. 8. — ISBN 9789856950059.
3. Иоффе Э. Г. Белорусские евреи: трагедия и героизм: 1941-1945. Монография. — Мн.: 2003. — С. 364. — 428 с. — 100 экз.
4. Полян П. М. Отрицание и геополитика Холокоста // А. Р. Кох, П. М. Полян. Отрицание отрицания, или Битва под Аушвицем : Сборник. — М.: Три квадрата, 2008. — С. 22-23. — ISBN 978-5-94607-105-X.
5. Пленков, Олег Юрьевич. Третий рейх. — OlmaMediaGroup, 2004. — С. 278-289. — 474 с
6. Станкерас П. Литовские полицейские батальоны. 1941-1945 гг.. — Москва: Вече, 2009. — С. 105-106. — 299 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-3897-4
7. John Conroy, “Beyond One Man’s Heroism,” Dallas Morning News, Sunday, 10 July 1994, Section G, pages 1.
8. Pauline B. Yearwood, “Reminders from a `Schindler Jew,'” Dallas Morning News, Sunday, 10 July 1994, Section G, page 1.
9. Adolf Hitler, “My Political Testament,” NCA, 6, Doc. 3569-PS, pp. 258-63.
10. Raul Hilberg, The Destruction of the European Jews (New York: Harper & Row, 1961), pp. 5-6.
11. Peter J. Haas, Morality After Auschwitz (Philadelphia: Fortress Press, 1988), p. 20.
12. Niccolo Machiavelli, The Prince (New York: W. W. Norton & Co., Inc., 1977), p. 44.
13. Nora Levin, The Holocaust: The Destruction of European Jewry 1933-1945 (New York: Schoken Books, 1973), p. xiii.
14. Ravi Zacharias, A Shattered Visage: The Real Face of Atheism (Grand Rapids, Mich.: Baker Books, 1990), p. 17.Ibid., p. 26.
15. Lucy S. Dawidowicz, The War Against the Jews: 1933-1945 (New York: Bantam Books, 1986), p. 3.
16. Bernard Shaw, Preface to “Imprisonment” in English Local Government quoted in Making Moral Decisions, ed. D. M. MacKinnon (London: SPCK, 1969), p. 67.
17. American Jewish Committee, Harry Schneiderman and Julius B. Maller, eds., American Jewish Year Book, Vol. 48 (1946—1947), Press of Jewish Publication Society of America, Philadelphia, 1946, page 599
18. Tadeusz Piotrowski Poland's Holocaust. — McFarland & Company, 1997. — С. 305. — 437 с. — ISBN 978-0786403714
19. UeberscharGerd R., Wette Wolfram. Unternehmen Barbarossa: Der Deutsche Uberfall Auf Die Sowjetunion, 1941 Berichte, Analysen, Dokumente. — Frankfurt-am-Main: Fischer TaschenbuchVerlag, 1984. — P. 364—366. — ISBN 3-506-77468-9, соссылкойна: Nachweisung des Verbleibes der sowjetischenKriegsgefangenennachdem Stand vom 1.05.1944 (Bundesarchiv/Militararchiv Freiburg, RH 2 / v. 2623).
20. Persecution and Resistance of Jehovah’s Witnesses During the Nazi-Regime 1933—1945 Social Disinterest, Governmental Disinformation, Renewed Persecution, and Now Manipulation of History? p. 251.
21. «History is the attempt to describe events of the past and move from description to analysis, in accordance with certain agreed rules of evidence, of analysis of language, and of logic». Yehuda Bauer, Historian of the Holocaust (англ.) // Dimensions, a Journal of Holocaust Studies. — 2004. — В. 1. — Т. 18. — ISSN 0882-1240.
22. Шкаровский М. Отношение Русской Православной Церкви к Холокосту в годы Второй мировой войны. http://spbda.ru/publications/mihail-shkarovskiy-otnoshenie-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi-k-holokostu-v-gody-vtoroy-mirovoy-voyny/