Социолого-политические воззрения П.А. Сорокина
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 05.02.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава I Жизнь и творчество Сорокина П.А.
Глава II Социологические концепции П.А.Сорокина
2.1. Предмет и метод социологии
2.2. Социальное пространство
2.3. Социальная стратификация и социальная мобильность
2.4. Социология права
2.5. Интегральная социология П. Сорокина
2.6. Доктрина созидательного альтруизма
2.7. Доктрина конвергенции
Глава III Русская революция в социологической концепции П.С.Сорокина
Заключение
Список использованной литературы
Наиболее революционными становятся социальные группы, базовые инстинкты которых подавляются наиболее интенсивно. Именно они становятся носителями самых радикальных настроений. На вопрос: почему, например, пролетариат – наиболее революционный класс общества, П.А. Сорокин отвечает: “Да потому, что его собственнический инстинкт подавляется больше, чему любого другого класса. Он почти ничем не владеет, если вообще владеет чем-либо; дома, в которых живут рабочие, принадлежат не им; орудия труда не являются его собственностью; его настоящее, не говоря о будущем, социально не гарантировано; короче, он беден как церковная крыса. Зато со всех сторон он окружен непомерными богатствами. На фоне этого контраста его собственнический инстинкт подвергается значительным раздражениям, подобно инстинкту раздражения у женщин, не имеющих детей. А отсюда его революционность, его ворчание на “кровати из гвоздей”, на которую взгромоздила его история. Его идеалы социализма, диктатуры, экспроприации богачей, экономического равенства, коммунизма есть прямое проявление этой репрессии”.
Анализируя русскую революцию 1917 г., П.А. Сорокин отмечает, что накануне революции в России у 95 % населения подавлялись все вышеназванные базовые инстинкты. Наиболее революционными были рабочие, солдаты, крестьяне, различные маргинальные группы населения. Февральская революция ничего не дала трудящимся массам, кроме “свободы на бумаге”. В частности, не улучшилось экономическое положение людей, росла нищета, базовые инстинкты по-прежнему подавлялись. В результате Октябрьская революция стала неизбежной: рабочие были вынуждены “педалировать” революцию и стремиться к слому всех обстоятельств, ограничивающих их базовые инстинкты.
Советское правительство в течение нескольких месяцев после прихода к власти дало людям свободу. Крестьяне получили право на захват помещичьих земель, солдаты – на прекращение войны и возвращение домой, рабочие могли не работать, занимать важные административные посты, устанавливать контроль над фабриками и заводами. Однако через несколько месяцев ситуация резко изменилась. Первая фаза революции, характеризуемая, в основном, радостью освобождения от старого режима и стихийным разрушением всех основ старого общества, сменилась второй – деструктивной, в ходе которой новая власть стремится ввести бунтующую стихию в определенное русло, придать ей определенные формы, создать на развалинах старого общества новый коммунистический строй. Но так как этот строй противоречил “всем основным импульсам и инстинктам человека”, “смирительная рубашка” не столько успокоила безумствующую стихию, сколько “задушила” организм больного общества и привела его к полному развалу. В период 1918–1920 гг. крестьяне, рабочие и солдаты испытали немало лишений от голода, принудительного труда, бюрократизма и тирании новой власти. Гражданская война, чрезмерное обнищание, эпидемии, голод стали главным препятствием на пути консолидации различных социальных сил. Недовольство народа привело к антисоветским восстаниям и крестьянским мятежам. Только в 1921 г. вторая фаза революции сменилась третьей – конструктивной, связанной с новой экономической политикой. По мнению Сорокина, эти три фазы проходят все революции.
Большое значение имеет вывод П.А. Сорокина о том, что революция может произойти только в обществе, которое не смогло развиваться, постепенно реформируясь. Если в ходе этой революции общество оказалось способным выжить и развиваться дальше, оно возвращается к своим истокам, прошлым институтам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству и единению всех социальных групп. Революция приходит к своему логическому концу, сходит на нет и прекращается.
В 1923 г. в Праге к 5-летнему юбилею Октябрьской революции П.А. Сорокин опубликовал статью “Россия после нэпа”, в которой продолжил анализ русской революции. Эту работу он посвятил рассмотрению социально-политической ситуации в России в первые годы после введения новой экономической политики, то есть периода 1921–1923 гг. Переход к нэпу социолог рассматривал как вступление русской революции в третью конструктивную стадию. По его мнению, это означает ликвидацию коммунизма и переход России к воссозданию старых капиталиcтических начал. В связи с этим П.А. Сорокин отметил: “История, поистине, сыграла злую шутку с коммунистами. Она заставила их собственными руками вводить снова капитализм, так усердно разрушавшийся ими. Они увидели, наконец, что коммунизм привел к полному развалу хозяйственной жизни, им стало понятно, что коммунистическая система не в состоянии возродить хозяйство и что без капитализма нет спасения”.
При этом нэп – лишь временный возврат к капитализму, “передышка”, которая нужна для восстановления разрушенного хозяйства. Как только эта задача будет выполнена, Советская власть снова вернется к коммунизму. По этой причине коммунисты, с одной стороны, под напором необходимости вводят нэп, с другой – сводя его на нет. В результате вместо погибшего коммунизма был создан не настоящий капитализм, а хозяйственно-социальный строй, представляющий смесь всех отрицательных сторон капитализма и деспотического коммунизма. К первым Сорокин относит спекуляцию, хищничество, контраст между голодом и роскошью, ко вторым – тиранию, бесправность, подавление стимулов к труду и т.д.
В то же время новый строй, лишенный положительных организационно-производственных функций капитализма, не привел к уничтожению неравенства и эксплуатации. В результате он воплотил в себе все недостатки капитализма без его достоинств и все пороки царизма без его преимуществ. Этот строй получил название “государственного капитализма”, который Сорокин считает “самой древней и наихудшей формой капитализма”.
При этом он отмечает, что данный строй все-таки несколько лучше коммунистического. Но, несмотря на это, он “бесконечно худший”, чем частнокапиталистический. Комментируя это, П.А. Сорокин подчеркнул: “Мудрено ли поэтому, что дав некоторый простор индивидуальному почину и интересу, придушенным капитализмом, он вызвал некоторое оживление в торговом и мелком хозяйстве, сыграл роль свежего воздуха, вдыхаемого задыхающимся человеком. Но так как эта порция свежего воздуха оказывается совершенно ничтожной, так рядом с ним больную Россию по-прежнему угощают солидными дозами коммунистического яда, то о серьезном оздоровлении при таких условиях не может быть и речи, впредь до введения подлинного капитализма, со всеми его социально-правовыми и политическими предпосылками”.
Комментируя эти утверждения, П.А. Сорокин рассматривает негативные изменения, произошедшие в различных сферах жизни России. Так, нэп усилил процесс имущественной дифференциации во всем населении, в том числе и крестьянстве. Контраст бедности и богатства стал громадным, “деревенская беднота” осталась дискриминируемой группой, в результате в деревне формируется класс мелких собственников, наблюдается разгул “мелкобуржуазной стихии”. В нэпманах Сорокин видит хорошо развивающуюся новую буржуазию, которая “душой и телом” предана собственности.
В итоге изменения, связанные с нэпом, означают восстановление разрушенной революцией пирамиды, возврат к старому, невыполнение ее громких обещаний, таких как равенство, уничтожение эксплуатации и др. Кроме того, изменения в социально-хозяйственной жизни общества привели к деформации и в духовной жизни. Главными чертами этой деформации являются: 1) отрицательное отношение к коммунизму, социализму и ко всему, что с ними связано; 2) положительное отношение к частной собственности, капиталисту и “буржую”; 3) серьезный подъем религиозности, привязанности к церкви, в том числе, православной.
В качестве итога Сорокин делает вывод о том, что “коммунизма больше нет в России”, а компартия и Советская власть потеряли всякую опору в народе. В результате их ожидает падение уже в недалеком будущем. По его мнению, Советская власть может просуществовать еще несколько лет при условии дальнейшей эволюции в сторону капитализма и правового строя. В противном случае она будет сброшена насильственно. Если эта эволюция станет реальностью, то власть также ожидает падение, но более мягкое.
Необходимо подчеркнуть, что это предположение Сорокина не подтвердилось. Реальность оказалась совершенно другой: к началу 30-х годов нэп был полностью свернут сталинским руководством, победившим в идеологической борьбе по поводу путей и методов дальнейшего строительства социализма. В стране установился жесткий тоталитарный режим под эгидой коммунистической партии, экономика стала полностью государственной с административно-командными методами управления, дальнейшее развитие рыночных отношений на долгие годы стало невозможным. Общеизвестно, что одной из главных причин прекращения нэпа было стремление руководства коммунистической партии исключить возможность перспективы социально-политического развития страны, высказанной П.А. Сорокиным.
Необходимо отметить, что в статье “Россия после нэпа” П.А. Сорокин дал в целом глубокий объективный анализ нэпа, показал его противоречивость, временный и непоследовательный характер. Однако ряд утверждений ученого, например, о полной разрухе, одичании и деградации России и о том, что 97–98 % населения ненавидят Советскую власть и коммунистическую партию, представляются несколько преувеличенными и субъективными. Его идея о скором падении Советской власти выражает настроения русской эмиграции, мечтавшей видеть Россию свободной от большевизма уже в ближайшем будущем. Кроме того, необходимо иметь в виду, что статья написана в 1923 г., в условиях раннего нэпа, когда еще были на лицо разрушительные последствия политики военного коммунизма и гражданской войны (экономическая разруха, политическая нестабильность и т.д.) и предвидеть конечные перспективы развития нэпа было невозможно. Если бы статья была написана во второй половине 20-х годов, в условиях постепенного свертывания нэпа, выводы ученого могли бы быть иными. В целом концепция революции П.А. Сорокина имеет большое научное значение и представляет интерес.
Заключение
П. А. Сорокин вошёл в историю как один из самых выдающихся в области социологии мыслителей XX в. В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.
Сейчас, например, уже трудно отыскать принципиальные различия в экономическом, социальном и политическим строе, научных, религиозных, идеологических взглядах между Россией и США, что подтверждает предсказанную Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав. Однако, следует отметить, что не все так гладко: Россия в порыве отказа от социалистической идеологии и экономики , резво и кардинально поменяв ее на принципы и методы «капиталистической» экономики, приобрела так наэываемый «дикий капитализм» со всеми его отрицательными сторонами, разрушив таким образом большинство былых позитивных завоеваний и преимуществ и накопив большинство негативных сторон «заимствованной» системы. Сейчас необходимо отметить все более усиливающуюся тенденцию к сокращению теперь уже экономической «пропасти» между США и Россией, а также постепенное уравнивание сил в отношении лидерства в значительной части геополитического и геоэкономического пространства. В целом, Россия постепенно становится сильнее.
Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России является положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.
П.Сорокин, разработав свою систему, выступил против предшествующей социологии, субъективизма и психологизма. Его основной тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, предполагает исследование как поведения, так и его побуждений. При этом он считает необходимым изучение деятельности индивидов, что позволяет увидеть их субъективный смысл, значения, ценности, нормы. Последние определяют характер и особенности выделенных им суперсистем, или типов, цивилизаций.
Список использованной литературы
Голосенко И.А. Питирим Сорокин как историк социологии //Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998г., № 4
Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. - Сыктывкар, 1991г.
Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИСС. – 1999г., №6
Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИС. – 1992г., №10
Новикова С.С. История развития социологии в России: Учебное пособие. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЕК”, 1996г.
Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997 г.
Сорокин П.А. Дальняя дорога. – “Терра”, 1992 г., 304 стр.
Сорокин П.А. Моя философия- интегрализм // СОЦИСС. – 1992г., №10
Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. - Спб.: РХГИ, 1999г., 448 стр.
Сорокин П.А. Россия после нэпа // Вестник Российской Академии наук. – 1992г.
Сорокин П.А. Система социологии. ТТ.1-2 /Изд. подгот. Липский А.В. и Сапов В.В. - М.: Наука, 1993г.
Сорокин П.А. Социализм и социальное равенство // СОЦИСС – 2001г., № 5
Сорокин П.А. Социальная мобильность. – М., 2005 г., 588 стр.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992г., 544 стр.
Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИС. 1992г.- №10, стр. 133
Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. - Сыктывкар, 1991 г., стр. 152
Голосенко И.А. Питирим Сорокин как историк социологии //Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998г., № 4.
Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. - Сыктывкар, 1991 г., стр. 158-161
Сорокин П.А. Система социологии. ТТ.1-2 /Изд. подгот. Липский А.В. и Сапов В.В. - М.: Наука, 1993г., стр. 88
Сорокин П.А. Социализм и социальное равенство // СОЦИСС – 2001г., № 5
Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИСС. – 1999г., №6
Новикова С.С. История развития социологии в России: Учебное пособие. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996г., стр. 203-205
Сорокин П.А. Социальная мобильность. – М., 2005 г., стр. 362
Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. - М.: Политиздат, 1992г., стр. 302
Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. - М.: Политиздат, 1992г., стр. 304
Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. - М.: Политиздат, 1992г., стр. 334
Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. - Спб.: РХГИ, 1999г., стр. 222-225
Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. - Спб.: РХГИ, 1999г., стр. 229
Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997 г., стр. 101
Сорокин П.А. Моя философия- интегрализм // СОЦИСС. - 1992г., №10
Сорокин П.А. Дальняя дорога. – “Терра”, 1992 г., стр. 86-91
Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997г., стр. 152
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992г., стр. 266–294
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992г., стр. 269-270
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992г., стр. 276
Там же, стр. 272-282
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992г., стр. 275-276
Сорокин П.А. Россия после нэпа // Вестник Российской Академии наук. – 1992г., № 2, стр. 130
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992г., стр. 282-294
Сорокин П.А. Россия после нэпа // Вестник Российской Академии наук. – 1992г., № 2, стр. 130
Сорокин П.А. Россия после нэпа // Вестник Российской Академии наук. – 1992г., № 2, стр. 131-132
Там же, стр. 136
Сорокин П.А. Россия после нэпа // Вестник Российской Академии наук. – 1992г., № 3., стр. 81
Там же, стр.79-80
2
1.Голосенко И.А. Питирим Сорокин как историк социологии //Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998г., № 4
2.Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. - Сыктывкар, 1991г.
3.Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИСС. – 1999г., №6
4.Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИС. – 1992г., №10
5.Новикова С.С. История развития социологии в России: Учебное пособие. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЕК”, 1996г.
6.Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997 г.
7.Сорокин П.А. Дальняя дорога. – “Терра”, 1992 г., 304 стр.
8.Сорокин П.А. Моя философия- интегрализм // СОЦИСС. – 1992г., №10
9.Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. - Спб.: РХГИ, 1999г., 448 стр.
10.Сорокин П.А. Россия после нэпа // Вестник Российской Академии наук. – 1992г.
11.Сорокин П.А. Система социологии. ТТ.1-2 /Изд. подгот. Липский А.В. и Сапов В.В. - М.: Наука, 1993г.
12.Сорокин П.А. Социализм и социальное равенство // СОЦИСС – 2001г., № 5
13.Сорокин П.А. Социальная мобильность. – М., 2005 г., 588 стр.
14.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992г., 544 стр.
Вопрос-ответ:
Какие были советские социолого-политические воззрения П.А. Сорокина?
Советские социолого-политические воззрения П.А. Сорокина включали в себя идеи интегральной социологии, доктрину созидательного альтруизма и доктрину конвергенции.
Какие основные концепции в социологии разрабатывал П.А. Сорокин?
П.А. Сорокин разработал концепции социального пространства, социальной стратификации и социальной мобильности, социологии права и интегральной социологии.
Что включает в себя доктрина созидательного альтруизма П.А. Сорокина?
Доктрина созидательного альтруизма П.А. Сорокина включает в себя идеи о необходимости самоограничения интересов во имя общественного блага и участия в творческой деятельности для достижения гармонии в обществе.
Что охватывает доктрина конвергенции П.А. Сорокина?
Доктрина конвергенции П.А. Сорокина охватывает идею о неизбежности слияния различных социальных систем и установление глобального общества, основанного на ценностях справедливости и равенства.
Как П.А. Сорокин включал русскую революцию в свою социологическую концепцию?
П.А. Сорокин включал русскую революцию в свою социологическую концепцию, рассматривая ее как пример социальной деструкции и необходимости поиска путей к социальной гармонии.
Какие основные социолого-политические воззрения у П.А. Сорокина?
Основные социолого-политические воззрения П.А. Сорокина включают в себя его концепции социальной стратификации и мобильности, социологии права, интегральной социологии, доктрины созидательного альтруизма и доктрины конвергенции.
Как П.А. Сорокин определяет предмет и метод социологии?
П.А. Сорокин определяет предмет социологии как изучение социальных явлений и процессов, а методом социологии он считает комплексный анализ социальной реальности с использованием различных научных методов.
Что такое интегральная социология П.А. Сорокина?
Интегральная социология П.А. Сорокина представляет собой комплексный подход к анализу социальной реальности, который учитывает все аспекты социальной жизни и стремится к формулированию общей теории социального развития.
Каковы основные принципы доктрины созидательного альтруизма П.А. Сорокина?
Основные принципы доктрины созидательного альтруизма П.А. Сорокина включают в себя принцип единства и взаимозависимости людей, принцип гармонизации интересов и создания благополучия для всех, а также принцип целостного подхода к анализу социальной реальности.
Как П.А. Сорокин рассматривает роль русской революции в своей социологической концепции?
Для П.А. Сорокина русская революция является одним из ключевых событий, изменивших ход истории и подтвердивших его социологическую концепцию о необходимости социальных перемен и революционных изменений.
Какую роль в жизни П.А. Сорокина играла социология?
Социология играла огромную роль в жизни П.А. Сорокина. Он был одним из величайших социологов XX века и внес существенный вклад в развитие этой науки. Он изучал различные аспекты социальной жизни и разработал множество социологических концепций и теорий.
Какие концепции и теории разработал П.А. Сорокин?
П.А. Сорокин разработал множество концепций и теорий, которые затронули различные аспекты социальной жизни. Он изучал предмет и метод социологии, социальное пространство, социальную стратификацию и социальную мобильность, социологию права, интегральную социологию и многие другие. Он также разработал доктрину созидательного альтруизма и доктрину конвергенции.