типология продвижения современного искусства в интернет-пространстве
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 34 + 34 источника
- Добавлена 07.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Интернет как неотъемлемая часть современной культуры 8
1.1. Место современного искусства в Интернет-пространстве 8
1.2. Основные стратегии в Интернет-маркетинге 15
Глава 2. Каналы продвижения произведений искусства и их творцов через Интернет-ресурсы 21
2.1. Персональные сайты 22
2.2. Блоги и видео-каналы 24
2.3. Социальные сети 27
2.4 Интернет-PR 28
2.5. Продвижение через партнеров и арт-порталы 29
Заключение 32
Список использованной литературы и источников 34
Список иллюстраций 39
Приложение. Альбом иллюстраций 40
Интернет-публикация гораздо продуктивнее, чем печатные СМИ, поскольку она обладает такими показателями, как уровень интерактивности, интенсивность подачи информации (за счет мультимедийности),оперативность, общедоступность, глобальность аудитории и возможность ее дифференциации. Немаловажным фактором является также возможность измерения результатов и более низкая стоимость публикаций.Для художника важно участие не только в выставках, фестивалях, биеннале и арт-проектах, но и в светских мероприятиях, поскольку их освещают другие СМИ, а заинтересовавшись журналисты и блоггеры часто делают ссылку на его аккаунт в Интернете.2.5.Продвижение через партнеров и арт-порталыСейчас в Интернете легко найти тех, кто готов оказать услуги по продвижению художников. Арт-центры, галереи, агентства и т.п. заявляют, что готовы выставлять работы в каталогахсвоих Интернет-магазинов, организовать персональную выставку и помочь с продвижением среди постоянных покупателей и меценатов, издать каталог, и в целом рекламировать и привлекать внимание к творчеству заказавшего их услуги. Особо удачные примеры раскруток могут быть представлены на сайте (Приложение, ил.6, 7)Интернет-версии имеют почти все международные арт-проекты, и участие в них одна из ступеней к достижению известности.Фонд «Артпроект», созданный для реализации различных инициатив в области классического и современного искусства и поддерживающий современных художников, создал живой проект«Мастерская художника», способныйосвещать жизнь и творчество многих создателей. Авторы делаютфоторепортажи, разговаривают с художниками, а затем выкладываютинформацию на сайте. Кроме собственно сайта Фонда «Артпроект», его создатели стремятся разработать глобальный Интернет-портал для всех участников русскоязычной арт-среды. По их видению, онможет стать интересной технологичной площадкой, где художник сможет без участия галеристов по разработанным технологиям себя представлять и продвигать.Продвижение художника — одна из крайне важных задачтакже галерей.На их сайтах доступны как прошедшие, так и запланированные проекты, именно через сайты галерей художники могут быть замечены, а их произведения даже раскуплены до открытия выставки с их участием. С.А. Глазкова приводит пример лондонской галереи Ларри Гагосяна, которая распродала за один день работы Тома Фридмана в январе 2007 года, разместив цифровые изображения его произведений в той части веб-сайта, вход в которую был разрешен только по паролю, а тот разослан поэлектронной почте лишь избранным клиентам. Одним из наиболее успешных примеров сетевого дискурса, по мнению И.И. Югай, является международный проект Rhizome (Корневище), представляющий из себя художественный форум. Этот сайт объединил вокруг себя сообщество не только художников, но и теоретиков, апозднее перерос в некоммерческую организацию. В последние годы деятельность Rhizome подразумевает хранение произведений цифрового искусства (с регулярным добавлением), а также проведение мероприятий по всему миру.Сотрудничество с модными домами, известными фирмами и звездами шоу-бизнеса также существенно увеличивает известность художников, поскольку их творчество начинает освещать уже другой сегмент Интернет-пользователей. В разумных пределах нельзя отрицать и сотрудничество с торговыми брендами, рекламодателями, умеющими грамотно себя позиционировать на широком рынке, выходящем за границы арт-интересов. Николай Хлопов, руководитель «трендспоттинг» направления агентства IQmarketing считает, что «искусство – прекрасный источник нового и актуального для рекламы. Люди искусства всегда более тонко чувствуют этот мир, и в этом их уникальность».Например, в контексте бренда компании«Beluga»А. Косолапов переосмыслил свою работу «Икра» и выставил ее на ярмарке современного искусства «Cosmoscow».(Приложение. Ил.8) Это обоюдовыгодное сотрудничество: художник продвигает свое творение, а торговый бренд – свой товар, который в глазах потребителя приобретает бóльшую ценность за счет соседства с произведением искусства. Стоит однако заметить, что произведения современного искусства «проигрывают» классическим в популярности.Подводя итог вышеприведенным примерам, нужно отметить, что современный художник может быть представлен в Интернет-пространстве очень широко. Система хэштегов позволяет делать ссылки на известные ресурсы, а также стимулировать посещение собственных. Однако для того, чтобы в его жизни творчество превалировало над маркетингом, имеет смысл обращаться к профессионалам, знающим законы продвижения иPR, анализирующим потенциальную аудиторию и умеющим ее грамотно завоевывать. ЗаключениеПространство Интернета является средством, наиболее эффективно обеспечивающим интеграцию искусства в повседневную жизнь. Художник, имеющий свой аккаунт в социальных сетях,может легко пригласить всех своих подписчиков посетить его ближайшую выставку, избежав тем самым больших финансовых затрат на рекламу и обеспечив массовый отклик после проведения мероприятия. Вместе с этим существует и серьезная проблема – художник вынужден тратить время на размещение постов на Интернет-просторах. Существует также мнение, что «Всемирная паутина» может не только изменить современное искусство, но и полностью его уничтожить. Еще в 2013 году один из выпусков «Культурной революции» на телеканале «Культура» был посвящен теме «Интернет убьет современное искусство».В этой передаче была обозначена одна из проблем сферы культуры сегодня: художник очень часто уже не подчиняется тому, что ему диктует муза, а творит для тех, кто увидит его пост в ленте новостей и сразу, на ходу, порой даже не разобравшись прокомментирует, начав формировать общественное мнение. Сеть невольно загоняет творца в рамки – он вынужден постоянно создавать что-то новое, оригинальное, которое в свойственной Интернету традиции будет быстро скопировано, как правило, утратив первоначально вложенный смысл.Тем не менее, несмотря на все риски, Интернет-инструментарий помогает продвигать искусство в кратчайшие сроки, обеспечивая осведомленность о творчестве художников, привлекая посетителей, рекламодателей и покупателей. Электронные выставки и каталоги дают возможность не ограничиваться страной пребывания, а арт-порталы и аукционные дома дают представление о стоимости произведений того или иного художника.Комплексный Интернет-маркетинг является стратегией, в которой одновременно задействованы разные каналы продвижения: оптимизация в поисковых сетях, качественно созданный персональный сайт, грамотное ведение аккаунтов в социальных сетях, присутствие на арт-порталах и сайтов партнеров. Огромную роль в продвижении современного искусства в Интернет-пространстве также играют критики, блоггеры, журналисты, публикующие большое количество репортажей и сюжетов, нередко включающие в себя ссылки и хэштеги с именами художников и названиями их произведений. Пользователю сети интересно (и проще) знакомиться с рейтингами «лучших», «востребованных», «креативных» и других «самых-самых» творцов, формировать собственное мнения исходя из авторитетного, на его взгляд, источника. Современная сетевая культура расширяет художественное пространство также за счет публикуемых посетителями выставок и биеннале селфи, фото и видеорепортажей. В рамках данной работы не было уделено внимание рекламным стратегиям продвижения в сети, поскольку они в меньшей степени отражают творчество художника, а больше ориентированы на продажи. Рамки курсовой также не позволяют привести большое количество примеров продвижения в рамках Интернет-пространства и проанализировать рост популярности конкретных художников, использующих ту или иную стратегию продвижения,во временном континууме. Эти аспекты могут быть развиты в дальнейших исследованиях.Список использованной литературы и источниковАлексеева, О.Я. Влияние видеохостинга Youtube на современную подростковую интернет-субкультуру (мемы, лайки, хайпы, etc.) / О.Я. Алексеева // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: VIII Всероссийская научно-практическая конференция, 16 февраля 2018 года / Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов; [научный редактор С.А. Сухоруков]. – СПб.: СПбГУП, 2018. – С. 91-93Ашманов, И.С. Оптимизация и продвижение в поисковых системах / И.С. Ашманов и др. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2019. – 512 с. Буянов,Д.В. Современное искусство и художественно-образное пространство рекламы / Д.В. Буянов. –Саранск: Мордовский государственный педагогический институт, 2017. –168 с. Гавриченко, О.В. Особенности самопрезентации в реальном и виртуальном пространстве представителей творческих профессий / О.В. Гавриченко // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2018. – № 4 (14). – С. 96–114Глазкова, С.А. PR-коммуникация в арт-бизнесе: учеб. пос. / С.А. Глазкова. – СПб.: СПбГУ, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016. – 164 с.Гольман, И.А. Критерии выбора современного художника для активного и пассивного инвестирования на арт-рынке / И.А. Гольман // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 4. – С. 137-147Гольман, И.А. Российский арт-рынок современного искусства с точки зрения маркетолога / И.А. Гольман // Проблемы филологии, культурологии и искусствознания. – 2013. – № 4. – С.195-201Демшина, А. Ю. Живопись в эпоху медиакультуры / А.Ю. Демшина // Вестник СПбГИК. – 2018. – № 2 (35) июнь. – С.19-24Добровольская, И.А. Мобильные приложения как инструмент продвижения искусства в информационном интернет-пространстве / И.А. Добровольская // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 10 (43). – С. 51-54Долганова, Е.А. Арт-рынок в условиях современной России / Е.А. Долганова // Вопросы культурологии. – 2011. – № 2. – С. 32-36Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования: учеб. пособие / О. А. Кожушко, И. Чуркин, А. Агеев и др.; Новосиб. гос. ун-т, Компания «Интелсиб». – Новосибирск: РИЦ НГУ, 2015. – 327 с.Кондакова, Ю.В. Арт-PR в Интернете: к вопросу о позиционировании молодого художника / Ю. В. Кондакова // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия: мат-лы международной научно-практической конференции 14–15 апреля 2016 года. – Екатеринбург, 2016. – С. 213-215Лысакова, А.А. Парадоксы современного арт-рынка как глобального института / А.А. Лысакова // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2011. – № 4 (95). – С. 246-255Николаева, Е.В. Произведения высокого искусства в формате массовой культуры / Е.В. Николаева // Развлечение и искусство: Сб. статей под ред. Е.В. Дукова. – СПб.: Алетейя, 2013. – С.546-559Перчинская, О.В. Инновационный маркетинг в арт-бизнесе и его возможности / О.В. Перчинская // Инновации. – 2013. – № 8 (178). – С. 101-106 Прилашкевич, Е.Е. Специфика PR-кампании при продвижении художественного проекта / Е.Е. Прилашкевич // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: мат-лы V Всероссийской научно-практической конференции, 3 февраля 2012 года / Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов; [научный редактор А.В. Карпов]. – СПб.: СПбГУП, 2012. – С. 177-180Проскурин, И.В. Актуальное искусство в контексте современных коммуникативных средств / И.В. Проскурин // Информационно-коммуникационное пространство и человек: Материалы международной научно-практической конференции 15–16 апреля 2011 года. – Пенза – Москва – Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – С.55-58Современное искусство: учеб. пособие / Б.В. Дашидоржиева и др. – Чита: Забайкальский ГУ, 2017. –199 с.Суминова, Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) / Т.Н. Суминова. – М.: Академический Проект, 2016. – 480 с.Ткач, Е.Г. Современное искусство в современном обществе / Н.Г. Ткач. – М.: РУДН, 2007. – 214 с. Тульчинский, Г.Л., Шекова, Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие. 4-е изд., испр. и доп. / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 528 с.Хангельдиева, И.Г. Специфика арт-маркетинга: ключевые особенности / И.Г. Хангельдиева // Социология власти. – 2012. – № 3. – С.117-127Хангельдиева, И.Г., Долганова, Е.А. Арт-рынок: полифункционализм и полифоничность основных субъектов / И.Г. Хангельдиева, Е.А. Долганова // Социология власти. – 2010. – № 5. – С. 118-128Шустова, О.И. Пространство медиаискусства / О.И. Шустова. – СПб.: Алетейя, 2013. – 132 с.Югай, И.И. Медиа искусство: истоки, специфика, художественные стратегии: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора искусствоведения / И.И. Югай. – СПб., 2018. – 40 с.Южанинова, Е.Р. Аксиосфера интернета и личность / Е.Р. Южанинова. – М.: Дом педагогики, 2013. – 274 с. Интернет-ресурсыБорис Гройс. Искусство в интернете // Сигма. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://syg.ma/@sygma/boris-grois-iskusstvo-v-intiernietie– Загл. с экранаДанилина, М.В., Дейнекин, Т.В. Инструментарий интернет-маркетинга и его значение в современной экономике / М.В. Данилина, Т.В. Дейнекин // Науковедение: Интернет-журнал. [Электронный ресурс]. – 2014. – Выпуск 6 (25), ноябрь – декабрь. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/70EVN614.pdf– Загл. с экранаЕрмаков, А. SMM – 2019: что в тренде? / А. Ермаков // Контур. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kontur.ru/articles/5389– Загл. с экранаКарцева, К. Актуальные концепции и маркетинговые приемы для продвижения современного искусства // ArtandYou. [Электронный ресурс]. – 2011, 14 ноября – Режим доступа: https://artandyou.ru/articles/actualnye_koncepcyi_marketingovye_priemy_dlia_prodvijenia_iskusstva/– Загл. с экранаЛагутин, А.Б., Лучкин, Д. Экспертиза интернет-ресурсов по культуре и искусству (проблемы и возможные пути их решения) / А.Б. Лагутин, Д. Лучкин // Портал РЭБ / Журнал ЭБ. [Электронный ресурс]. – Выпуск 2. Том 4. – 2001.– Режим доступа: http://www.artinfo.ru/eva/EVA2000M/eva-papers/200004/Lagutin-R.htm – Загл. с экранаСкрипник, Ю. 15 приемов арт-маркетинга на примере миниатюрных картин / Ю. Скрипник // Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер». [Электронный ресурс]. – 11 ноября 2016. – Режим доступа: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2016/11/11/15-priemov-art-marketinga-na-primere-miniatyurnyx-kartin/ – Загл. с экранаТкачева, Н. Современное искусство и Интернет / Н. Ткачева // Art News Ukraine. UndertheguidanceofSotheby's. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://art-news.com.ua/sovremennoe-iskusstvo-i-internet – Загл. с экранаGoogle Art Project: Как устроена крупнейшая вмире музейная коллекция // Культура и креативность. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.culturepartnership.eu/article/google-art-project-kak-ustroena-krupneyshaya-v-mire-muzeynaya-kollektsiya– Загл. с экранаСписок иллюстрацийГрафик, показывающий эффективность и затратность разных каналов продвиженияГлавная страница сайта художника С.Н. АндриякиГлавная страница сайта художницы О. КаретниковойКадры из проекта музея современного искусства Эрарта «Паша в квадрате»Аккаунт Н. Сафронова в InstagramГлавная страница портала «Культура и Креативность»Главная страница сайта компании «IKS Digital»Пост посетителя ярмарки современного искусства Cosmoscow в InstagramПриложение. Альбом иллюстрацийИл.1 График, показывающий эффективность и затратность разных каналов продвижения(Долганова Е.А. Культурологический анализ форм продвижения художника на арт-рынок / диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва, 2011)Ил.2 Главная страница сайта художника С.Н. АндриякиИл.3 Главная страница сайта художницыО. КаретниковойИл. 4 Кадры из проекта музея современного искусства Эрарта «Паша в квадрате»Ил. 5Аккаунт Н. Сафронова в InstagramИл. 6Главная страница портала «Культура и Креативность»Ил. 7Главная страница сайта компании «IKSDigital»Ил. 88.Пост посетителя ярмарки современного искусства Cosmoscow в Instagram
2. Ашманов, И.С. Оптимизация и продвижение в поисковых системах / И.С. Ашманов и др. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2019. – 512 с.
3. Буянов, Д.В. Современное искусство и художественно-образное пространство рекламы / Д.В. Буянов. – Саранск: Мордовский государственный педагогический институт, 2017. – 168 с.
4. Гавриченко, О.В. Особенности самопрезентации в реальном и виртуальном пространстве представителей творческих профессий / О.В. Гавриченко // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2018. – № 4 (14). – С. 96–114
5. Глазкова, С.А. PR-коммуникация в арт-бизнесе: учеб. пос. / С.А. Глазкова. – СПб.: СПбГУ, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016. – 164 с.
6. Гольман, И.А. Критерии выбора современного художника для активного и пассивного инвестирования на арт-рынке / И.А. Гольман // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 4. – С. 137-147
7. Гольман, И.А. Российский арт-рынок современного искусства с точки зрения маркетолога / И.А. Гольман // Проблемы филологии, культурологии и искусствознания. – 2013. – № 4. – С.195-201
8. Демшина, А. Ю. Живопись в эпоху медиакультуры / А.Ю. Демшина // Вестник СПбГИК. – 2018. – № 2 (35) июнь. – С.19-24
9. Добровольская, И.А. Мобильные приложения как инструмент продвижения искусства в информационном интернет-пространстве / И.А. Добровольская // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 10 (43). – С. 51-54
10. Долганова, Е.А. Арт-рынок в условиях современной России / Е.А. Долганова // Вопросы культурологии. – 2011. – № 2. – С. 32-36
11. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования: учеб. пособие / О. А. Кожушко, И. Чуркин, А. Агеев и др.; Новосиб. гос. ун-т, Компания «Интелсиб». – Новосибирск: РИЦ НГУ, 2015. – 327 с.
12. Кондакова, Ю.В. Арт-PR в Интернете: к вопросу о позиционировании молодого художника / Ю. В. Кондакова // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия: мат-лы международной научно-практической конференции 14–15 апреля 2016 года. – Екатеринбург, 2016. – С. 213-215
13. Лысакова, А.А. Парадоксы современного арт-рынка как глобального института / А.А. Лысакова // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2011. – № 4 (95). – С. 246-255
14. Николаева, Е.В. Произведения высокого искусства в формате массовой культуры / Е.В. Николаева // Развлечение и искусство: Сб. статей под ред. Е.В. Дукова. – СПб.: Алетейя, 2013. – С.546-559
15. Перчинская, О.В. Инновационный маркетинг в арт-бизнесе и его возможности / О.В. Перчинская // Инновации. – 2013. – № 8 (178). – С. 101-106
16. Прилашкевич, Е.Е. Специфика PR-кампании при продвижении художественного проекта / Е.Е. Прилашкевич // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: мат-лы V Всероссийской научно-практической конференции, 3 февраля 2012 года / Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов; [научный редактор А.В. Карпов]. – СПб.: СПбГУП, 2012. – С. 177-180
17. Проскурин, И.В. Актуальное искусство в контексте современных коммуникативных средств / И.В. Проскурин // Информационно-коммуникационное пространство и человек: Материалы международной научно-практической конференции 15–16 апреля 2011 года. – Пенза – Москва – Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – С.55-58
18. Современное искусство: учеб. пособие / Б.В. Дашидоржиева и др. – Чита: Забайкальский ГУ, 2017. – 199 с.
19. Суминова, Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) / Т.Н. Суминова. – М.: Академический Проект, 2016. – 480 с.
20. Ткач, Е.Г. Современное искусство в современном обществе / Н.Г. Ткач. – М.: РУДН, 2007. – 214 с.
21. Тульчинский, Г.Л., Шекова, Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие. 4-е изд., испр. и доп. / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 528 с.
22. Хангельдиева, И.Г. Специфика арт-маркетинга: ключевые особенности / И.Г. Хангельдиева // Социология власти. – 2012. – № 3. – С.117-127
23. Хангельдиева, И.Г., Долганова, Е.А. Арт-рынок: полифункционализм и полифоничность основных субъектов / И.Г. Хангельдиева, Е.А. Долганова // Социология власти. – 2010. – № 5. – С. 118-128
24. Шустова, О.И. Пространство медиаискусства / О.И. Шустова. – СПб.: Алетейя, 2013. – 132 с.
25. Югай, И.И. Медиа искусство: истоки, специфика, художественные стратегии: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора искусствоведения / И.И. Югай. – СПб., 2018. – 40 с.
26. Южанинова, Е.Р. Аксиосфера интернета и личность / Е.Р. Южанинова. – М.: Дом педагогики, 2013. – 274 с.
Интернет-ресурсы
27. Борис Гройс. Искусство в интернете // Сигма. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://syg.ma/@sygma/boris-grois-iskusstvo-v-intiernietie – Загл. с экрана
28. Данилина, М.В., Дейнекин, Т.В. Инструментарий интернет-маркетинга и его значение в современной экономике / М.В. Данилина, Т.В. Дейнекин // Науковедение: Интернет-журнал. [Электронный ресурс]. – 2014. – Выпуск 6 (25), ноябрь – декабрь. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/70EVN614.pdf – Загл. с экрана
29. Ермаков, А. SMM – 2019: что в тренде? / А. Ермаков // Контур. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kontur.ru/articles/5389 – Загл. с экрана
30. Карцева, К. Актуальные концепции и маркетинговые приемы для продвижения современного искусства // Art and You. [Электронный ресурс]. – 2011, 14 ноября – Режим доступа: https://artandyou.ru/articles/actualnye_koncepcyi_marketingovye_priemy_dlia_prodvijenia_iskusstva/ – Загл. с экрана
31. Лагутин, А.Б., Лучкин, Д. Экспертиза интернет-ресурсов по культуре и искусству (проблемы и возможные пути их решения) / А.Б. Лагутин, Д. Лучкин // Портал РЭБ / Журнал ЭБ. [Электронный ресурс]. – Выпуск 2. Том 4. – 2001. – Режим доступа: http://www.artinfo.ru/eva/EVA2000M/eva-papers/200004/Lagutin-R.htm – Загл. с экрана
32. Скрипник, Ю. 15 приемов арт-маркетинга на примере миниатюрных картин / Ю. Скрипник // Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер». [Электронный ресурс]. – 11 ноября 2016. – Режим доступа: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2016/11/11/15-priemov-art-marketinga-na-primere-miniatyurnyx-kartin/ – Загл. с экрана
33. Ткачева, Н. Современное искусство и Интернет / Н. Ткачева // Art News Ukraine. Under the guidance of Sotheby's. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://art-news.com.ua/sovremennoe-iskusstvo-i-internet – Загл. с экрана
34. Google Art Project: Как устроена крупнейшая в мире музейная коллекция // Культура и креативность. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.culturepartnership.eu/article/google-art-project-kak-ustroena-krupneyshaya-v-mire-muzeynaya-kollektsiya – Загл. с экрана