Нормы ислама в конституциях исламских стран

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Конституционное право
  • 24 24 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 10.01.2020
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика правовой концепции исламского государства в современных реалиях 5
1.1. Правовая доктрина исламской государственности 5
1.2. Религиозные источники конституционного права 7
2. Влияние ислама на политическое устройство государств 11
2.1. Место и роль главы современного мусульманского государства 11
2.2. Статус законодательных и исполнительных органов 13
3. Особенности института прав человека в мусульманских странах 16
3.1. Исламская концепция прав человека 16
3.2 Правовой статус личности в конституционных актах мусульманских стран 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24
Фрагмент для ознакомления

Важно отметить, что разделы о правах и свободах личности предшествуют, как правило, нормам организации государственной власти, что свидетельствует хотя бы формально о восприятии европейского принципа приоритета этого института перед полномочиями органов государства .
Таким образом, можно выявить существенную особенность исламских конституций. Религия превалирует в жизни каждого человека и общества в целом, четко прослеживается «диктат» государства над личностью. Но конституционный статус человека в правовом смысле находится между этими институтами, хотя в реальности это может быть только декларацией.
Обращает на себя внимание то, что в Основных законах нередко существуют пробелы в закреплении основных прав и свобод человека. Они могут упоминаться в других нормативно-правовых актах, но это придает другой статус и снижает степень юридической защищенности (например, тайна частной жизни, политические права и др.). Кроме того, текущее законодательство изменяется в более упрощенном порядке, чем конституция, что ведет к риску «умаления» прав человека, закрепления «пробельности». Некоторые вопросы конституционного статуса человека решает шариат: наследство, семья, религиозный статус и т.д., а другие не обеспечены защитными гарантиями со стороны государства.
К проблемным можно отнести оговорки и ограничения в текстах конституций. Например, указания на реализацию тех или иных прав только в рамках действующего закона, которого может и не быть или утратившего свою силу. Ограничения могут быть введены и с отговоркой по причине необходимости обеспечения безопасности государства, угрозы общественному порядку и т.п. Но во многих случаях отсутствие таких гарантий – это не злая воля законодателя, а объективная реальность, связанная с существующими в этих странах социально-экономическими и политическими условиями, с феодально-патриархальными пережитками, господствующими во многих сферах общественной жизни.
Статус ислама как государственной религии ведет к серьезному ограничению прав и свобод тех, кто не является мусульманином, особенно в тех странах, где шариат выше конституции по своей юридической силе.
В связи с определением государственной религии в стране, возникает проблема взаимодействия государства с религиозными меньшинствами, в частности, относящимися к людям Писания – зимми – немусульманам, сообразующим свою жизнь с божественным откровением, изложенным в священных книгах (христиане, иудеи и некоторые другие), а также отношения к религиозным группам, не относящимся ни к мусульманам, ни к людям Писания. Так, например, Основной низам Саудовской Аравии вообще не упоминает людей иного вероисповедания, подразумевая, однако, что все подданные государства исповедуют ислам.
В отношении прав мужчин и женщин существуют различия, проявляющиеся в неравном соотношении их прав. Так, ислам разрешил мусульманам жениться на женщинах других вероисповеданий и запретил мужу оказывать давление на жену в принятии исламской религии или запрещать ей исповедовать свою религию. Однако женщинам-мусульманкам Коран запрещает выходить замуж за мужчину другого вероисповедания .
В Иране отношение к немусульманам более мягкое. В этой стране зороастрийцы, иудеи и христиане являются единственными религиозными меньшинствами, которые могут свободно осуществлять свои религиозные обряды в рамках закона и поступать в гражданских делах и в сфере религиозного воспитания согласно своему учению. Согласно аяту правительство Исламской Республики Иран и мусульмане обязаны с добротой и исламской справедливостью обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие права. Этот принцип действует в отношении лиц, которые не выступают против ислама и Исламской Республики Иран и не участвуют в заговорах.
На современном этапе конституционного развития арабских стран каких-либо тенденций к расширению объема конституционных прав и свобод в подавляющем большинстве конституций не наблюдается, как не наблюдается и появления новых конституционных прав граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Концепция исламской государственности и его конституционных основ строится на мусульманских принципах, исходными началами которых выступают единство мусульманского мира и верховенство Аллаха, от которого исходит все в этом мире. Но сама власть понимается по-разному. Сунниты придерживаются идеи халифата, где при главе государства действует совещательный орган, шииты – сторонники идеи единоличного полновластного имама, стоящего над государством и обществом.
2. Источниками права, в том числе конституционного, выступают священные писания (Коран и Сунна) и производные от них толкования (иджма и кийас).
3. Конституции исламских стран содержат детальную характеристику политического статуса глав государств. При всем их различии можно выделить общие черты: божественная или полубожественная связь правителей, их обязанность заботиться о соблюдении ислама и его правовое воплощение в шариате. Все теоретические концепции ислама о государстве и политике базируются на том, что власть в государстве существует благодаря «божественной справедливости», основывающейся на шариате, при наличии справедливого богобоязненного правителя. Если правитель приказывает делать то, что противно религиозным заветам, то подчиненные не обязаны повиноваться ему. Порочность и несправедливость такого правителя отнимает у подданных возможность вести праведную жизнь.
4. Законодательные и исполнительные органы играют второстепенную роль при правителе, играя, по существу, консультативную роль.
5. Конституционные права и свободы человека также подвержены глубокому влиянию ислама. Его нормы распространяются на мусульман, основываясь на принципе равенства и справедливости (хотя в действительности это не так), так как все права исходят от Аллаха, перед которым правоверные не имеют различий.
6. Принцип равенства перед Аллахом проявляется в конституциях мусульманских стран и в том, что нормы, связанные со статусом личности помещены, как правило, в начале Основных законов, что подчеркивает их значимость в обществе, хотя, в реальности государство не обеспечивает их действенную защиту и гарантии.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Исторический Основной закон королевства Хиджаз 1926 года // Конституции мира [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=1344
Конституция государства Бахрейн 2002 года // Конституции мира [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?cat=6
Конституция государства Бруней Даруссалам // Конституции мира [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?cat=3
Конституция Исламской Республики Иран 1979 года // Конституции мира [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=83
Конституция Королевства Марокко // Конституции мира [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?cat=5
Горылев, А.И. Отражение религиозных норм в организации государственной власти в исламских государствах / А.И. Горылев, А.И. Яшнов // Юридическая наука: история и современность. – 2015. - № 12. – С. 144-149. – С. 145.
Дураев, Т.А. Значение прав человека в исламском праве // Т.А. Дураев, Н.В. Тюменева // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. – Сер. Экономика. Управление. Право. – 2017. – Т. 17. – Вып. 3. – С. 352-358. – С. 352.
Зубкова, В.С. Конституционный принцип единства прав и обязанностей личности в мусульманском праве / В.С. Зубкова // Алтайский юридический вестник. – 2014. - № 4 (8). – С. 34-39. – С. 37.
Исламское право: Учебник для вузов / отв. ред. Н.И. Ибрагимов – Ташкент: Издательство ТГЮИ, 2003. – 510 с. – С. 134.
Сюкияйнен, Л. Исламская концепция халифата: исходные начала и современная интерпретация // Ислам в современном мире. – 2016. – Т. 12. - № 3. – С. 139-154.
Сюкияйнен, Л.Р. Конституционный статус шариата как источника законодательства в арабских странах / Л.Р. Сюкияйнен // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2016. - № 4. – С. 205–222. – С. 217.
Сюкияйнен, Л.Р. Современная исламская правовая мысль о халифате и гражданском государстве с исламской ориентацией / Л.Р. Сюкияйнен // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2016. - № 2. – С. 7–19. – С. 7.
Юлдашходжаев, Х. Что такое «байат»? / Х Юлдашходжаев // Ислам в СНГ [Электронный ресурс] – Доступ: http://www.islamsng.com/uzb/pastfuture/8995
Сюкияйнен, Л. Исламская концепция халифата: исходные начала и современная интерпретация // Ислам в современном мире. – 2016. – Т. 12. - № 3. – С. 139-154.
Конституция Исламской Республики Иран 1979 года // https://worldconstitutions.ru/?p=83
Исламское право: Учебник для вузов / отв. ред. Н.И. Ибрагимов – Ташкент: Издательство ТГЮИ, 2003. – 510 с. – С. 134.
Горылев, А.И. Отражение религиозных норм в организации государственной власти в исламских государствах / А.И. Горылев, А.И. Яшнов // Юридическая наука: история и современность. – 2015. - № 12. – С. 144-149. – С. 145.
Сюкияйнен, Л.Р. Конституционный статус шариата как источника законодательства в арабских странах / Л.Р. Сюкияйнен // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2016. - № 4. – С. 205–222. – С. 217.
Сюкияйнен, Л.Р. Современная исламская правовая мысль о халифате и гражданском государстве с исламской ориентацией / Л.Р. Сюкияйнен // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2016. - № 2. – С. 7–19. – С. 7.
Конституция Королевства Марокко // https://worldconstitutions.ru/?cat=5
Конституция государства Бруней Даруссалам // https://worldconstitutions.ru/?cat=3
Конституция государства Бахрейн 2002 года // https://worldconstitutions.ru/?cat=6
Исторический Основной закон королевства Хиджаз 1926 года // https://worldconstitutions.ru/?p=1344
Юлдашходжаев, Х. Что такое «байат»? / Х Юлдашходжаев // Ислам в СНГ [Электронный ресурс] – Доступ: http://www.islamsng.com/uzb/pastfuture/8995
Дураев, Т.А. Значение прав человека в исламском праве // Т.А. Дураев, Н.В. Тюменева // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. – Сер. Экономика. Управление. Право. – 2017. – Т. 17. – Вып. 3. – С. 352-358. – С. 352.
Зубкова, В.С. Конституционный принцип единства прав и обязанностей личности в мусульманском праве / В.С. Зубкова // Алтайский юридический вестник. – 2014. - № 4 (8). – С. 34-39. – С. 37.









3

1. Исторический Основной закон королевства Хиджаз 1926 года // Конституции мира [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=1344
2. Конституция государства Бахрейн 2002 года // Конституции мира [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?cat=6
3. Конституция государства Бруней Даруссалам // Конституции мира [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?cat=3
4. Конституция Исламской Республики Иран 1979 года // Конституции мира [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=83
5. Конституция Королевства Марокко // Конституции мира [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?cat=5
6. Горылев, А.И. Отражение религиозных норм в организации государственной власти в исламских государствах / А.И. Горылев, А.И. Яшнов // Юридическая наука: история и современность. – 2015. - № 12. – С. 144-149. – С. 145.
7. Дураев, Т.А. Значение прав человека в исламском праве // Т.А. Дураев, Н.В. Тюменева // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. – Сер. Экономика. Управление. Право. – 2017. – Т. 17. – Вып. 3. – С. 352-358. – С. 352.
8. Зубкова, В.С. Конституционный принцип единства прав и обязанностей личности в мусульманском праве / В.С. Зубкова // Алтайский юридический вестник. – 2014. - № 4 (8). – С. 34-39. – С. 37.
9. Исламское право: Учебник для вузов / отв. ред. Н.И. Ибрагимов – Ташкент: Издательство ТГЮИ, 2003. – 510 с. – С. 134.
10. Сюкияйнен, Л. Исламская концепция халифата: исходные начала и современная интерпретация // Ислам в современном мире. – 2016. – Т. 12. - № 3. – С. 139-154.
11. Сюкияйнен, Л.Р. Конституционный статус шариата как источника законодательства в арабских странах / Л.Р. Сюкияйнен // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2016. - № 4. – С. 205–222. – С. 217.
12. Сюкияйнен, Л.Р. Современная исламская правовая мысль о халифате и гражданском государстве с исламской ориентацией / Л.Р. Сюкияйнен // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2016. - № 2. – С. 7–19. – С. 7.
13. Юлдашходжаев, Х. Что такое «байат»? / Х Юлдашходжаев // Ислам в СНГ [Электронный ресурс] – Доступ: http://www.islamsng.com/uzb/pastfuture/8995

Вопрос-ответ:

Какие основные принципы правовой концепции исламского государства в современных реалиях?

Исламское государство основывается на принципах шариата, которые охватывают все сферы жизни, включая религиозные, экономические и политические аспекты. Основными принципами являются соблюдение прописанных Кораном норм и принципов, справедливость, защита прав и свобод, равенство перед законом и моральные ценности.

Какие религиозные источники используются в конституционном праве исламских стран?

В конституционном праве исламских стран в качестве религиозных источников используются Коран и Сунна, которые составляют основу исламской законодательной системы. Кроме того, могут использоваться и другие религиозные тексты, толкования и заключения ученых.

Как ислам влияет на политическое устройство государств?

Ислам оказывает значительное влияние на политическое устройство государств. В мусульманских странах главой государства обычно является монарх или президент, который в то же время выполняет функцию главы мусульманской религии. Законодательные и исполнительные органы также подвержены влиянию исламских ценностей и норм.

Каков статус законодательных и исполнительных органов в исламских странах?

В исламских странах законодательные и исполнительные органы имеют важное значение. Они проводят политику, основанную на принципах ислама, и работают над созданием и реализацией законов, соответствующих этим принципам. Органы подчиняются правилам исламской этики и нормам, и их деятельность должна быть справедливой и согласованной с исламскими принципами.

Какие особенности имеет институт прав человека в мусульманских странах?

Институт прав человека в мусульманских странах имеет свои особенности. Во-первых, он базируется на исламском праве и его принципах, что означает учет религиозных норм и обычаев. Во-вторых, ограничения и права могут отличаться в зависимости от толкования ислама и политической системы каждой страны. Несмотря на это, права человека признаются и защищаются, хотя иногда могут возникать конфликты между религиозными и правовыми нормами.

Какие особенности правовой концепции исламского государства существуют в современных реалиях?

В современных исламских государствах существует особенная правовая концепция, основанная на принципах ислама. Это означает, что в этих странах исламские законы и нормы играют важную роль в формировании правовой системы и регулировании общественных отношений.

Какие религиозные источники являются основой конституционного права в исламских странах?

В исламских странах основой конституционного права являются религиозные источники, такие как Коран и Сунна, традиции пророка Мухаммада. В этих источниках содержатся принципы, которые руководят исламским государством и определяют правила поведения государственных институтов и граждан.

Как ислам влияет на политическое устройство государств?

Ислам оказывает влияние на политическое устройство государств, особенно в мусульманских странах. Это проявляется в таких аспектах, как роль главы государства, статус законодательных и исполнительных органов. Глава государства может быть определен как калиф, султан или имам, и его роль сильно связана с исламскими принципами и их интерпретацией. Законодательные и исполнительные органы в этих странах также ориентируются на исламские нормы и законы.

Что отличает институт прав человека в мусульманских странах?

Институт прав человека в мусульманских странах имеет свои особенности. Во-первых, права человека в этих странах ограничиваются исламом и исламским правом, что может создавать определенные противоречия. Во-вторых, интерпретация прав человека может отличаться от западной доктрины, так как мусульманская культура и традиции задают свои особенности и представления о правах и обязанностях человека.

Каковы особенности правовой концепции исламского государства?

Исламское государство основывается на принципах исламской религии, что влияет на его правовую концепцию. Оно признает Коран и сунну (примеры и наставления Пророка Мухаммеда) основными правовыми источниками и стремится создать общество, основанное на принципах шариата. В исламском государстве религиозные и правовые вопросы тесно переплетаются, и религиозные деятели играют значительную роль в формировании законодательства и его применении.

Как ислам влияет на политическое устройство исламских государств?

Ислам оказывает значительное влияние на политическое устройство исламских государств. Например, глава такого государства часто является не только политическим лидером, но и духовным главой, который имеет особый статус и выполняет религиозные функции. Законодательные и исполнительные органы также ориентируются на исламские принципы и стремятся реализовать исламский закон (шариат). Это создает особую систему государственного управления, отличную от системы секулярных государств.