Формирование произвольного внимания у детей дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 22 + 22 источника
- Добавлена 11.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Проблема произвольного внимания в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Особенности внимания у детей дошкольного возраста 13
2. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 17
2.1 Рекомендации по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе 17
2.2 Методы и приемы развития произвольного внимания у дошкольников 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим повышением роли речи в регуляции поведения ребенка.Часто бывает, что действия, которые первоначально требовали волевых усилий, чтобы сосредоточиться, затем стали интересными и очаровали ребенка. В то же время произвольное внимание превращается в пост-случайное внимание, в котором характерные черты как добровольного, так и непроизвольного внимания смешаны. С произвольным вниманием после внимания похоже на активность, сосредоточенность, а с непроизвольным вниманием - отсутствие усилий для его поддержания.Работая над подделкой, мальчик был так незаметно увлечен, что перестал слушать звуки телевизора, выходящего из гостиной. Его внимание было полностью захвачено сюжетом картины, появляющейся в его руках. «Ух ты! У тебя все отлично!» - восхищенное замечание сестры застало его врасплох и очень удивило. Оказывается, мультфильмы закончились, но он не заметил во время интересного занятия, что прошло много времени.Таким образом, хотя непроизвольное внимание остается преобладающим в дошкольном возрасте, к пяти или шести годам можно наблюдать развитие произвольного и последующего внимания.В старшем дошкольном возрасте также развиваются свойства внимания. Количество внимания - это свойство зависит от количества объектов, которые ребенок может одновременно: воспринимать, «хватать» с равной ясностью.Чтобы определить объем внимания ребенка, можно провести такую игру. Положить 10-15 небольших предметов на стол и накрыть их шарфом или салфеткой. Затем открытьпредметы на 3 секунды и закрыть их снова. Сколько предметов может назвать ребенок?.Доказано, что взрослый фокусирует внимание не более чем на семи объектах. К шести годам ребенок способен одновременно воспринимать не один предмет (как это было в четыре или пять лет), а даже три, причем с достаточной полнотой и детальностью. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых предметов или предметов, которые находятся близко друг к другу или, наоборот, разбросаны по большой площади. Например, если ребенку представлены две одинаковые картинки, то возникает «путаница» воспринимаемых объектов.К шести годам увеличивается не только количество предметов, которые ребенок способен воспринимать одновременно, меняется диапазон предметов, привлекающих внимание детей, а в три-четыре года внимание ребенка привлекают яркие, необычные объекты, то в возрасте шести лет они были внешне ничем не примечательными объектами. Стабильность внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень умственной сосредоточенности на предмете или деятельности.Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру в течение 30–50 минут, то в возрасте пяти или шести лет продолжительность игры увеличивается до двух часов. Это потому, что игра шести лет отражает более сложные действия и отношения между людьми, а интерес к ней поддерживается постоянным появлением новых ситуаций. Стабильность внимания возрастает при просмотре картинок, прослушивании рассказов и сказок. Как отмечает известный детский психолог В. С. Мухина, продолжительность рассматривания картинки к концу дошкольного обучения увеличиваются примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осведомлен о картине, чем младший дошкольник, подчеркивает в ней более интересные стороны и детали.В исследовании Е.В. Петрова дошкольникам было дано непривлекательное задание: им нужно было складывать кусочки цветной бумаги в коробки разных цветов. Продолжительность такой деятельности и продолжительность отвлечения от нее были отмечены. Оказалось, что дети от пяти с половиной до шести с половиной лет, примерно в четыре раза дольше, могут заниматься неинтересным для них бизнесом и почти в пять раз реже отвлекаются посторонними предметами, чем дети от двух с половиной лет дотри с половиной года. Старшие дошкольники могут сосредоточиться на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (головоломки, головоломки, образовательные задания) [17, с.325].При организации обучения детей от шести лет важно учитывать следующие особенности устойчивости внимания. Выяснилось, что шестилетние дети способны активно и продуктивно делать одно и то же не более 10-15 минут. Оптимально, если урок для шестилетних детей длится 35 минут, а смена длится не менее 20 минут. Шестилетние дети могут иметь не более 20 уроков в неделю. Из них 8 уроков посвящены предметам эстетического и трудового цикла. Эксперты обнаружили, что на шестидневной школьной неделе у шестилетних детей самые высокие показатели во вторник и среду.В эти дни целесообразно провести четыре урока, а в остальные дни - три. В середине недели или в конце рекомендуется «облегченный день»: один урок, который требует много внимания, два других легче (музыка и пение, знакомство с внешним миром, физическое образование, искусство).Четверг можно полностью освободить от занятий, посвящая его играм, спортивным развлечениям.ребенок дошкольного возраста должен иметь хорошее умственное развитие, что является основой для успешного овладения школьными знаниями. У дошкольника действительно огромные развивающие и познавательные способности. Он содержит инстинкт познания и исследования мира. Помогите своему ребенку развить и реализовать его способности. Чтобы сделать ваши усилия эффективными, используйте следующие советы.Не позволяйте ребенку скучать во время занятий. Если ребенок учится весело, он учится лучше. Интерес - лучшая мотивация; это делает детей действительно творческими личностями и дает им возможность испытать удовлетворение от интеллектуальных занятий.Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не помогло, сделайте перерыв, вернитесь к нему позже или предложите ребенку более простой вариант.Не беспокойтесь о недостаточном успехе, недостаточном прогрессе или даже некотором регрессе.Будьте терпеливы, не торопитесь, не давайте ребенку заданий, которые превышают его интеллектуальные способности.В мероприятиях с ребенком необходима мера. Не заставляйте ребенка выполнять упражнение, если он крутится, устал, расстроен, делайте что-то еще. Дайте своему ребенку возможность иногда делать то, что ему нравится.Дети дошкольного возраста плохо воспринимают повторяющиеся, однообразные действия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.Избегайте неодобрительных оценок, находите слова поддержки, чаще хвалите вашего ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте слабость по сравнению с другими детьми. Создайте уверенность в его силах.Как развить произвольное внимание? Развитие произвольное внимание происходит постепенно и тесно связано с развитием ответственности, что подразумевает тщательное выполнение любой задачи, как интересной, так и неинтересной. Роль эмоциональных факторов (интересов), психических и волевых процессов явно влияет на развитие внимания. Все свойства внимания значительно развиты в результате упражнений.Можно предложить следующие упражнения на внимание:Упражнение № 1.Предложите своему ребенку выслушать хлопки: один хлопок - встаньте на одну ногу; два хлопка - руки на поясе; три хлопка - они побежали.Упражнение № 2.Предложите своему ребенку внимательно выслушать слова. Если вы зовете животное, оно должно прыгнуть на месте на двух ногах; если вы называете растение, он должен поднять правую руку и т. д.Из вышесказанного можно сделать вывод. Дошкольный возраст очень чувствителен к развитию произвольного внимания. Это происходит, если педагог ставит перед учениками цель сосредоточиться на задании. У младших школьников произвольное внимание нестабильно, отвлекающий фактор высок, переключение развито слабо. Однако если педагог соблюдает ряд условий, все эти недостатки могут быть исправлены. Основными, на наш взгляд, условиями являются использование умственных приемов, рациональная организация занятий. Соблюдение дидактических принципов также важно для развития осознанности. Важным средством формирования произвольного внимания являются специальные приемы, игры, упражнения. Они позволяют развить внимание в непринужденной обстановке, интересной для детей.ЗАКЛЮЧЕНИЕЧтобы сделать обучение интересным для ребенка, но в то же время оно должно требовать от детей точного выполнения и выполнения задач, в которых они не нуждаются, не слишком наклоняясь в любом направлении, давая пищу пассивному вниманию и занимаясь физическими упражнениями, что, хотя у ребенка он слабый, но он может и должен развиваться и укрепляться от физических упражнений »(К.Д. Ушинский).Т. Рибо считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость.По словам С.Л. Рубинштейна - это выборочный фокус на конкретном объекте и фокус на нем, более глубокий фокус на познавательную деятельность, направленную на объект.Л.С. Выготский и Л.Н. Леонтьев указал на существенную важность речи для внимания, поскольку посредством слова происходит указание на предмет, на котором следует сосредоточиться.Л.С. Выготский пытался проследить историю внимания. Он писал, что существует история внимания: история развития организации его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не в нутрии, а вне личности ребенка.П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, минимизированное и автоматизированное действие контроля, доктрина внимания как функции контроля является неотъемлемой частью теории поэтапного формирования психического действие. Проблема развития добровольного внимания детей издавна интересовала и волнует педагогов, педагогов и психологов. В настоящее время хорошо известно, насколько сложна и объемна учебная программа начальной школы, и насколько трудно иногда ребенку, который не может сосредоточить свое внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеянном, беспокойном и невнимательном. А так же «глупые» ошибки расстраивают в школьные годы из-за невнимательности.Дети, которые умеют надолго уделять внимание деталям, усердны, внимательны, чувствуют себя совершенно иначе. Эти дети легче вписываются в учебный процесс. Работая в тесной связи со школой, педагоги следят за успехами своих выпускников в школе. По словам школьного психолога, среди первоклассников 55% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой социальной позиции для ученика.Одной из таких проблем является невозможность комментировать, распространять, переключать, фокусироваться на образовательной деятельности. И поэтому становится необходимым развивать добровольное внимание у детей, т. Е. Направлять свое внимание на неинтересныйконтент и поддерживать это внимание в течение длительного времени.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Мысль, 2015. – 282 с.2.Абкович А.Я. К вопросу о психологическом изучении внимания и концентрации за рубежом // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2015. № 1 (63). - С. 34-453.Абкович А.Я. Некоторые подходы к психологическому изучению внимания в россии и за рубежом \\ Педагогика и психология образования. - 2015. № 1. - С. 99-104.4.Барышникова Е.В., Родикова Ю.В. Особенности свойств внимания у дошкольников // Культура и образование: от теории к практике. - 2016. - Т. 1. - С. 92-98.5. Белых В. А. Наблюдалки. Игры и упражнения для развития внимания / В.А. Белых. - М.: Феникс, 2015. - 817 c.6. Бобокулова Г. Ш. Основные положения определения развития внимания // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1020-1022.7.Васерман С.В., Белисова А.А., Кронштатова К.А., Николаева Н.И., Мишенева Л.Н. особенности устойчивости, объема, распределения произвольного внимания у старших дошкольников // В сборнике: Современные научные исследования: теория и практика Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции.под общей редакцией А.И. Вострецова. - 2018.- С. 442-447.8.Власова М.И. Развитие произвольного внимания дошкольников в системе игр // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2017. - № 1 (10).- С. 139-141.9.Кельцинова А.В., Андреева Л.Д. Развитие произвольного внимания у дошкольников в процессе русских народных игр // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4-9. - С. 1323-1326.10.Кравцова О. Е., Жирнова М. А. Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №13.1. — С. 30-33.11.Куйбагаров Р.И., Уварова Л.Н. Особенности развития внимания у дошкольников // В сборнике: Закономерности и тенденции инновационного развития общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 ч.. – 2017. - С. 115-117.12.Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c. 13.Куркина Е.А. Проблема развития внимания старших дошкольников // Проблемы педагогики. - 2017. - № 9 (32). - С. 55-56.14.Лебедева М.А. Особенности психологического консультирования воспитателей ДОУ по развитию внимания у дошкольников // в сборнике: Образование и педагогические науки в xxi веке: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей III Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 328-330.15.Набиуллина Н.В. Психолого-педагогические основы развития произвольного внимания старших дошкольников // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 3 (8). С. 120- 122.16.Омельченко Н.А., Казаков И.С. Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9-3 (113). С. 22-24.17.Петрова Е. В. Педагогические условия развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 323-325.18.Рубанова Н.А.Внимание у старших дошкольников: экспериментальное исследование// Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. - 2017. - № 2 (12). - С. 55-57.19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2016. - 276 с.20.Серышева Е. А. Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 1032-1036.21. Сиваков В.И., Сибагатуллин А.Р.Методика воспитания внимания у старших дошкольников игровым методом // В сборнике: Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии. - 2015. - С. 124- 126.22.Слизкова Е. В., Соколова Л. А. Игра как средство развития внимания детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 105-107.
3.Абкович А.Я. Некоторые подходы к психологическому изучению внимания в россии и за рубежом \\ Педагогика и психология образования. - 2015. № 1. - С. 99-104.
4.Барышникова Е.В., Родикова Ю.В. Особенности свойств внимания у дошкольников // Культура и образование: от теории к практике. - 2016. - Т. 1. - С. 92-98.
5. Белых В. А. Наблюдалки. Игры и упражнения для развития внимания / В.А. Белых. - М.: Феникс, 2015. - 817 c.
6. Бобокулова Г. Ш. Основные положения определения развития внимания // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1020-1022.
7.Васерман С.В., Белисова А.А., Кронштатова К.А., Николаева Н.И., Мишенева Л.Н. особенности устойчивости, объема, распределения произвольного внимания у старших дошкольников // В сборнике: Современные научные исследования: теория и практика Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции.под общей редакцией А.И. Вострецова. - 2018.- С. 442-447.
8.Власова М.И. Развитие произвольного внимания дошкольников в системе игр // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2017. - № 1 (10).- С. 139-141.
9.Кельцинова А.В., Андреева Л.Д. Развитие произвольного внимания у дошкольников в процессе русских народных игр // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4-9. - С. 1323-1326.
10.Кравцова О. Е., Жирнова М. А. Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №13.1. — С. 30-33.
11.Куйбагаров Р.И., Уварова Л.Н. Особенности развития внимания у дошкольников // В сборнике: Закономерности и тенденции инновационного развития общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 ч.. – 2017. - С. 115-117.
12.Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
13.Куркина Е.А. Проблема развития внимания старших дошкольников // Проблемы педагогики. - 2017. - № 9 (32). - С. 55-56.
14.Лебедева М.А. Особенности психологического консультирования воспитателей ДОУ по развитию внимания у дошкольников // в сборнике: Образование и педагогические науки в xxi веке: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей III Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 328-330.
15.Набиуллина Н.В. Психолого-педагогические основы развития произвольного внимания старших дошкольников // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 3 (8). С. 120- 122.
16.Омельченко Н.А., Казаков И.С. Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9-3 (113). С. 22-24.
17.Петрова Е. В. Педагогические условия развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 323-325.
18.Рубанова Н.А.Внимание у старших дошкольников: экспериментальное исследование// Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. - 2017. - № 2 (12). - С. 55-57.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2016. - 276 с.
20.Серышева Е. А. Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 1032-1036.
21. Сиваков В.И., Сибагатуллин А.Р.Методика воспитания внимания у старших дошкольников игровым методом // В сборнике: Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии. - 2015. - С. 124- 126.
22.Слизкова Е. В., Соколова Л. А. Игра как средство развития внимания детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 105-107.
Вопрос-ответ:
Какая проблема рассматривается в статье?
В статье рассматривается проблема формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
В каких источниках можно найти информацию о проблеме произвольного внимания?
Информацию о проблеме произвольного внимания можно найти в психолого-педагогической литературе.
Какие особенности внимания у детей дошкольного возраста?
У детей дошкольного возраста есть свои особенности внимания, которые описываются в статье.
Какие рекомендации предлагает статья по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста?
Статья предлагает рекомендации по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста, которые можно найти в психолого-педагогической литературе.
Какие психолого-педагогические средства помогают развитию произвольного внимания у детей?
Статья описывает психолого-педагогические средства, которые могут помочь развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
Какие особенности внимания наблюдаются у детей дошкольного возраста?
У детей дошкольного возраста наблюдаются следующие особенности внимания: оно непостоянно и переменчиво, у них сложно сосредоточиться на одной задаче в течение длительного времени, внимание направлено преимущественно на внешние, зрительные, активные объекты, дети могут легко отвлекаться.
Какую проблему рассматривают в психолого-педагогической литературе относительно произвольного внимания у детей дошкольного возраста?
В психолого-педагогической литературе рассматривается проблема формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что произвольное внимание является важным показателем развития ребенка и влияет на его обучаемость и успеваемость в школе. Поэтому активно изучаются различные методы и средства развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
Какие рекомендации предлагает психолого-педагогическая литература по развитию произвольного внимания у дошкольников?
Психолого-педагогическая литература предлагает следующие рекомендации по развитию произвольного внимания у дошкольников: создавать представления о желаемом результате внимания, создавать игровую ситуацию, способствующую развитию произвольного внимания, использовать игры и упражнения, направленные на тренировку внимания, обеспечивать выполнение задач, требующих удержания внимания на длительное время, поощрять их старания и успехи.
Какие психолого-педагогические средства помогают развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста?
Для развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста используются различные психолого-педагогические средства, такие как игры, упражнения и задания, направленные на заметание внимания, тренировку удержания внимания, развитие внимания к слуховой информации, внимание к конкретному объекту и др.
Какая проблема рассматривается в статье?
В статье рассматривается проблема формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста.
Что такое произвольное внимание?
Произвольное внимание - это способность сознательно направлять свое внимание на определенные объекты или задания и игнорировать ненужные или отвлекающие факторы.
Какие рекомендации предлагает психолого-педагогическая литература по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста?
Психолого-педагогическая литература рекомендует использовать различные средства и методы, такие как игры, задания на сосредоточенность и саморегуляцию, тренировки внимания и концентрации, чтение книг и проведение разнообразных упражнений для развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.