Многообразие взглядов на развитие общества
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 11.01.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общество: понятие, подходы к определению 4
Глава 2. Многообразие представлений о развитии общества в научной мысли 6
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Производство в границах конкретной общественной формы представляет собой конкретный способ производства (рабовладельческий, феодальный и т. п.).Марксистская социология закладывает в базис своей классификации обществ превалирующие в них системы общественно-экономических отношений или, что в данном случае будет то же самое, способы производства. Такие типы обществ, дифференцированные по этому признаку, получили обозначение общественно-экономических формаций. Число таких формаций совпадает с числом способов производства. Однако общественно-экономические формации не могут быть сводимы только к типам общества, так как их понятие гораздо шире. Общественно-экономические формации представляют такие типы общества, которые являются одновременно этапами или ступенями развития человеческого общества. С этой точки зрения, мировая история есть процесс развития и смены общественно-экономических формаций друг другом.Поскольку конкретная общественно-экономическая формация представляет собой универсальное, то в действительном мире она функционирует в отдельных конкретных обществах, социоисторических организмах, причем в качестве их внутреннего общего основания, их сущности и, соответственно, и их типа. Общее между социоисторическими организмами, относящимся к одной формации, не ограничивается только их социально-экономической структурой. Но принадлежность этих социоисторических организмов к одному типу, в первую очередь, определяется осуществлением во всех них общей системы производственных отношений. В соответствии с материалистическим пониманием истории, производственные отношения материальны. Материальной является и вся система, которая образуется этими отношениями. Соответственно, она функционирует и развивается по своим самостоятельным законам, которые не зависят от воли людей, задействованных в системе этих отношений. Данные законы представляют собой законы осуществления и развития общественно-экономической формации. Введение понятия формации сформировало взгляд на эволюцию общества как на естественно-исторический процесс, и установило не только единое между социоисторическими организмами, но и воспроизводящееся в их развитии.Материальные отношения складываются и проявляются независимо от сознания и волевых усилий людей. Материальные отношения включают в себя экономические, производственно-технологические отношения, а также материальные отношения к природе. Идеологические отношения, в отличие от материальных, создаются целенаправленно. Они включают нравственные, правовые, политические, эстетические, религиозные взаимоотношения между людьми. Формируясь под целенаправленным волевым сознанием людей, идеологические отношения развиваются в результате как объективное существование в виде аспектов социальной действительности. Реализация этих отношений осуществляется посредством общественных и государственных институтов. Такой подход нашел отражение в концепции общества марксизма о соотношении экономического базиса общества и надстройки. Социальные различия в марксистской теории общества связаны с происхождением собственности и ее последующей трансформацией из коллективной в частную, а также с разделением труда, приведшего к зарождению государства.К. Маркс наделял частную собственность двумя смыслами. Юридический смысл определял её как принадлежность конкретного имущества частному лицу. Экономический смысл заключался в способе приватизации, связанном с разделением труда. По мнению К.Маркса, частная собственность появляется одновременно с разделением труда и является оборотной стороны этого разделения, как специализация навыков и умений человека, связанных с разделением труда, обусловливающая отношения обмена и возможность присвоения чужого труда и распоряжения им. Частная собственность привела к экономическому неравенству, а государство – к политическим принуждениям. Каждая социальная и экономическая система отличается собственными видами внутренних структурных различий и принуждений, которые выражаются на следующих уровнях:на уровне классовых различий;на уровне дифференциации внутри отдельных классов. Представители данной концепции полагают, что правильное устройство экономики (подразумевающее, в частности, упразднение частной собственности) приведет к устранению конфликтов и нивелированию социального неравенства.Таким образом, в эволюции понимания специфики развития общества можно выделить два магистральных направления. Согласно первому, эволюция любых обществ происходит по восходящей от менее развитых форм к более сложным, при этом уникальность данного эволюционного пути практически нивелируется. Согласно второму, каждое общество обладает собственной логикой исторического развития.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены научные представления о развитии общества.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Эволюционистская теория развития общества, представителями которой являются О. Конт, Ч. Дарвин, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, понимает развитие общества, как линейный стадиальный процесс, восходящий от менее простых форм к более сложным, который в равной мере проходят все общества и культуры. В 50-х гг. XX в. формируется теория неоэволюционизма, идеи которой развивали в своих трудах Г. и Ж. Ленски, Дж. Стюарт, Л. Уайт, Е. Сервис, Т. Парсонс и др. С точки зрения неоэволюционизма, каждое общество, наряду с универсальными тенденциями, имеет свою логику эволюционного развития. Эволюционные процессы происходят не линейно, а скачкообразно и имеют многомерный характер. Теория жизненных циклов цивилизаций была изложена в концепции А.Тойнби, который объяснял развитие любой цивилизации механизмом «вызова – ответа». Согласно концепции П. Сорокина, несмотря на то, что каждая цивилизация в итоге терпит упадок, в новых общественных образованиях сохраняются предшествующие, наиболее устойчивые культурные образцы, которые воспроизводятся в новых культурах в неизменном виде.К. Маркс исходил из тезиса, что общество есть система социальных отношений – относительно устойчивых связей между индивидами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, которые дифференцируются по социальным ролям и статусам в общественных структурах. Таким образом, социальные отношения структурируют представления об окружающей реальности. Список использованной литературыКозырев Г. И. Социальные процессы и изменения / Г.И. Козырев // Социологические исследования – 2005. - № 3. – С. 113-119.Маркс К. Сочинения в 50 т., т. 3 / К. Маркс, Ф. Энгельс – Москва : Госполитиздат, 1955. – 629 с.Окатов А. В. Типология и эволюция общества в социологической концепции Г. Спенсера / А.В. Окатов // Вестник Тамбовского университета. – 2014. - № 10. – С. 32-40.Тарасов А. Н. Аналитика социокультурной трансформации (теоретико-культурологический аспект) [Электронный ресурс] / А.Н. Тарасов // Аналитика культурологии. – 2012. - № 3(24). URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/876-9-2.html (Дата обращения: 10.12.2019).Хорошкевич Н. Г. К вопросу изучения понятия «общество» в социологии / Н.Г. Хорошкевич // Вопросы управления. – 2014. - № 3 (9). – С. 177-184.Эрдынеев А. Э. Антрополого-правовой обзор работы Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» / А.Э. Эрдынеев // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. - № 2. – С. 143-149.
1. Козырев Г. И. Социальные процессы и изменения / Г.И. Козырев // Социологические исследования – 2005. - № 3. – С. 113-119.
2. Маркс К. Сочинения в 50 т., т. 3 / К. Маркс, Ф. Энгельс – Москва : Госполитиздат, 1955. – 629 с.
3. Окатов А. В. Типология и эволюция общества в социологической концепции Г. Спенсера / А.В. Окатов // Вестник Тамбовского университета. – 2014. - № 10. – С. 32-40.
4. Тарасов А. Н. Аналитика социокультурной трансформации (теоретико-культурологический аспект) [Электронный ресурс] / А.Н. Тарасов // Аналитика культурологии. – 2012. - № 3(24). URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/876-9-2.html (Дата обращения: 10.12.2019).
5. Хорошкевич Н. Г. К вопросу изучения понятия «общество» в социологии / Н.Г. Хорошкевич // Вопросы управления. – 2014. - № 3 (9). – С. 177-184.
6. Эрдынеев А. Э. Антрополого-правовой обзор работы Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» / А.Э. Эрдынеев // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. - № 2. – С. 143-149.
Вопрос-ответ:
Что такое общество?
Общество - это сложная совокупность людей, которые объединены определенными социальными, экономическими и политическими отношениями.
Какие подходы существуют к определению общества?
Существует несколько подходов к определению общества. Некоторые ученые считают, что общество это совокупность индивидов, другие подходят к определению общества с точки зрения его структуры и отношений между элементами.
Какие системы общественно-экономических отношений преобладают в различных обществах?
В различных обществах преобладают разные системы общественно-экономических отношений. Например, в рабовладельческом обществе система рабовладения является преобладающей, а в феодальном обществе основной формой владения является феодальная собственность.
Какую роль играет марксистская социология в классификации обществ?
Марксистская социология в своей классификации обществ закладывает в базис преобладающие в них системы общественно-экономических отношений. Она анализирует структуру общества и детерминирующий фактор в развитии общества - материальную базу.
Что означает выражение "производство в границах конкретной общественной формы"?
Это выражение означает, что процесс производства и организация экономических отношений в обществе зависят от конкретной социальной и экономической формации, такой как рабовладельческое общество, феодальное общество и т.д.
Что такое общество и как оно развивается?
Общество - это совокупность людей, объединенных общими ценностями, нормами и институтами. Оно развивается через изменение социально-экономических отношений и прогресс в технологиях.
Какие различные подходы существуют к определению общества?
Существуют различные подходы к определению общества, такие как идеалистический подход, материалистический подход, социологический подход и другие.
Какие представления о развитии общества существуют в научной мысли?
В научной мысли существует многообразие представлений о развитии общества, таких как эволюционизм, революционизм, функционализм, конфликтология и другие.
Что означает производство в границах конкретной общественной формы?
Производство в границах конкретной общественной формы означает, что оно осуществляется в рамках определенной социально-экономической системы, такой как рабовладельческое общество или феодализм.
Что закладывает в базис своей классификации обществ марксистская социология?
Марксистская социология закладывает в базис своей классификации обществ превалирующие в них системы общественно-экономических отношений.
Что такое общество и как его можно определить?
Общество - это совокупность людей, объединенных общими целями, интересами и взаимодействием. Определение общества может быть разным в зависимости от подхода исследователя. Например, социологический подход заключается в определении общества как системы социальных отношений и институтов, а философский подход рассматривает общество как сферу существования и развития человека.
Какие существуют различные представления о развитии общества?
В научной мысли существует много различных представлений о развитии общества. Некоторые ученые считают, что развитие общества происходит в циклах, другие - что оно является постепенным и непрерывным процессом. Есть также мнения о том, что развитие общества зависит от влияния внешних факторов, таких как экономические и политические изменения, а другие ученые уделяют внимание внутренним причинам развития общества, таким как социальные и культурные факторы.