Игровая деятельность в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 50 50 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 25.01.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 6
1.1. Интерпретация понятия эмоционально – волевой сферы дошкольника в современной литературе 6
1.2 Психолого-педагогические особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР 15
1.3. Педагогические подходы к развитию и формированию эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ЗПР 20
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР 26
2.1. Характерные особенности игровой деятельности детей с ЗПР на фоне дизонтогенеза 26
2.2. Влияние игры на личностную сферу детей с ЗПР 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45


Фрагмент для ознакомления

Следовательно, формирование игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развитияпроисходитпутем целенаправленного коррекционного обучения, благодаря постепенному формированияпредметной, сюжетноотражательнаяи сюжетно-ролевой игры.2.2.Влияние игры на личностную сферу детей с ЗПРЭмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности, на протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания. К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей.Но у детей с задержкой психического развития незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие всей познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. У таких дошкольников можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей с задержкой психического развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, гиперактивность, нескоординированность эмоциональных процессов, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам [3].Эмоции детей с задержкой психического развития более поверхностны и неустойчивы в отличие от обычных дошкольников, вследствие чего эти дети еще более внушаемы и склонны к подражанию. Эти показатели могут отрицательно сказаться и негативно отразиться на воспитании ребенка с задержкой психического развития в целом.Анализ результатов изучения уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития показал, что у большинства обследованных детей диагностирован низкий уровень развития эмоциональной сферы (67 % детей).Игровая деятельность является одним из самых мощных средств развития разных сторон психики ребенка. Игра является одной из эффективных технологий проектирования педагогического процесса, так как она стимулирует активность детей, способствует самовыражению и самореализации ребенка, повышает чувствительность к сфере человеческих отношений, приобщает к социальной действительности в целом [1].Мы предположили, что развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет с ЗПР в игровой деятельности возможно, если: организовано повышение компетентности родителей и воспитателей в использовании игровых приемов для развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; разработан и реализован комплекс игр для детей 5-6 лет с задержкой психического развития, направленных на развитие их эмоциональной сферы; осуществлен учет степени задержки психического развития у детей 5-6 лет в процессе проведения игр; обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе детского сада: создание уголка уединения, включение дидактических игр, направленных на расширение знаний детей об эмоциях, насыщение театрального уголка персонажами, обогащение литературного уголка книгами, в которых описываются эмоции.Реализуя работу по развитию эмоциональной сферы детей 5-6 лет с ЗПР в игровой деятельности, необходимо опираться на следующие принципы.Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с ЗПР, научно обоснованными и практически апробированными методиками.Принцип активности и сознательности - участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по развитию эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.Принцип комплексности и интегративности - решение образовательных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.Принцип преемственности - обеспечение взаимосвязи между педагогами и психологом, педагогами и родителями, психологом и родителями.Принцип результативности - реализация права детей на получение необходимой помощи и поддержки.Принцип осуществления индивидуального подхода к каждому дошкольнику.Принцип ориентации на зону ближайшего развития [2, 4].Современный этап развития специальной психологии характеризуется поиском и разработкой новых психокоррекционных технологий для детей с особыми потребностями на основе деятельностного подхода к личности. В работах отечественных психологов и педагогов театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников, обусловлено родством игры и театра - синтетическим видом искусства ( Л.В.Артемова , Л. С. Выготский , Н.С.Карпинська , Б.М.Теплов и др.)Л. С. Выготский определяет драматизацию или театральную постановку, как самый чистый и распространенных й вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Она включает различные символико-моделирующие виды деятельности и построена на основе органического единства игры, речи, рисования ( М.А.Васильева , Л.А.Венгер , О.М.Дяченко , А.А.Леонтьев , Н.Ф.Сорокина , Е.Л.Трусова ) .Согласно исследованиям И.Ю.Левченка , все виды искусства с которыми ребенок сталкивается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют ее коррекции. Психокоррекционный эффект влияния искусства выражается также в том, что общение с искусством помогает ребенку «очиститься» от наслоенных негативных переживаний, негативных проявлений и вступить на новый путь отношение с окружающим миром [2].Важную роль театрализации в развитии в и воспитании детей с отклонениями в развитии указывают представители зарубежной специальной психологии и педагогики прошлого столетия: Е.Сеген ,Ж.Демор , О.Декроли , а также отечественные врачи: А.И.Граборов , В.П. .Кащенко и др.Использование театрализованной деятельности для коррекции недостатков в развитии детей с задержкой психического развития (ЗПР) в современной психологии становится актуальной проблемой. В исследованиях подчеркивается универсальный характер данного вида искусства, так как он способствует формированию различных знаковых систем, развития познавательной, двигательной сферы, а также социализации детей ( С.И.Мерзлякова , Л.Г.Миланович , Н.Ф.Сорокина и др.)Применение театрализованной игры как средства коррекции при задержке психического развития у детей дошкольного возраста обусловлено особенностями в их интеллектуальной, эмоциональной, речевой и личностной сфере, которые широко освещены в психолого-педагогической литератури( В.И.Лубовський , Т.П.Артемьева , С.Г.Шевченко , М.С.Певзнер и др.). Так, структура задержки психического развития в дошкольном возрасте определяется недостаточной сформированности мотивационной стороны психической деятельности, операций мышления (анализ и синтез), т руднощамы в формировании ведущего вида деятельности и познавательных процессов, а именно логического запоминания, словесно логического мышления, пространственно временных представлений и активной функции внимания [2, с. 154].Особое место в структуре задержанного психического развития принадлежит незрелости эмоционально-волевой сферы, является одним из факторов торможения познавательной деятельности. В исследованиях М.С.Певзнер и Т.А.Власовои отмечается, что для детей с ЗПР характерно, прежде всего, отставание в развитии эмоций и волевых качеств. Наиболее выраженной является эмоциональная лабильность, немотивированная смена настроения и эмоций. Недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в слабой дифференцированности и недостаточном понимании как чужих, так и собственных эмоций [3]. Также в детей с ЗПР с опоздание м формируются навыки коммуникации и потребность в общении, что отражается в недоразвития коллективных видов деятельности за условия сохранности определенной потребности в общении с взрослыми. При психической заторможенности рядом с личностной незрелостью у таких детей проявляется несамостоятельность, нерешительность, медлительность, чрезмерная привязанность к родителям, что приводит к трудностям адаптации в детском коллективе. Таким образом, внимание в коррекционно-педагогическом процессе уделяют, с одной стороны, предпосылкам эмоционального развитии, а с другой - развития основных функций речи: коммуникативной, познавательной и функции регуляции деятельности.Изучение влияния театрализованной игры на развитие дошкольников с задержкой психического развития, принадлежащих Е.А.Екжановой , Е.А.Медведевий , М.И.Лисиний , И.Ю.Левченко , Л.Н.Комисаровий , Т.А.Добровольский показало, что занятия искусством любого вида способствует сенсорному развитию детей данной категории, формирует мотивационную сторону продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, развития моторики, а также обеспечивает развитие произвольного внимания, воображения, речи и коммуникативности .По данным Е.А.Медведевои , театрализованная деятельность, занимает особое место в коррекции дошкольников с задержкой психического развития, способствует положительной динамике в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Она обеспечивает становление звуко- символьной функции мышления, произвольности внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствует развитию многих компонентов личности детей [2].Фахруддинова В.Ф. указывает на то, что необходимо различать театрализованные игры в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, с помощью которой разыгрывают тему, сюжет - это режиссерские игры и игры-драматизации. В режиссерских играх ребенок или взрослый не является действующим лицом, они создают сцены, ведут роль игрушечного героя. Они действуют по нему, изображая его интонацией, мимикой, пантомимика здесь ограничено. Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя ролей. Такое разделение игр имеет целью дифференцированный подход к каждому ребенку через ее психофизические особенности [1]. Изучение театральной деятельности дошкольников с ЗПР показывает большую эффективность коррекционного воздействия при условии, что и в режиссерских, и в образно-ролевых драматизациях форуме жестко ограниченных привязываний к литературному сюжету, в игре допускаются импровизации в тексте и композиции в процессе сотрудничества детей и психолога [ 4].После специального обучения у детей с ЗПР элементы творчества наблюдаются и в образно ролевых играх, и в режиссерских. Они могут проявляться в трех направлениях - как производительная (творческая интерпретация заданного сюжета или составления собственных сюжетов) или репродуктивная творчество (речевая, двигательная, пластичная) и оформление (обстановка игры, декорации, костюмы) [1].Общение с окружающими и развитие предметной деятельности дошкольников с ЗПР приводит к появлению у них предпосылок эмоционально коммуникативных потребностей. Но эти предпосылки будут нереализованные, если взрослые не будут специально управлять этим об этом сом. Необходимо создавать такие условия, такие ситуации, в которых у детей возникнет потребность в эмоционально коммуникативных взаимодействия, носила бы познавательный и творческий характер. Е.А.Медведева считает, что для того, чтобы ребенок мог почувствовать свою значимость в театрализованной деятельности, детские спектакли обязательно следует демонстрировать другим. Такие театрализованные представления по мотивам сказок могут проводиться под фонограмму, если детям трудно запомнить текст и пластический образ. В этом случае ребенок меньше боится при пустить ошибки в роли и больше сосредотачивается на невербальной выразительности персонажа. Большое значение для дошкольников имеет не только участие в детском спектакле, но и участие в ее подготовке [2]. Активное участие детей в подготовке спектакля, его атрибутов, декора этой помогает преодолеть коммуникативный барьер и лучше адаптироваться в коллективе, показать свои собственные качества и научиться замечать особенности других детей и правильно реагировать на них. Важным аспектом является развитие речи детей данной категории, так как у большинства из них есть с этим проблемы. Разучивание и перевода текстов, песен, постоянное общение друг с другом помогает детям лучше овладеть речевыми навыками [4].Театрализованно-игровой деятельности присущ не только развитие и коррекция познавательно й и эмоциональной сферы, но и становления личности ребенка с задержкой психического развития, поскольку участие в этой деятельности создает условия и возможности для ее социальной адаптации. По мнению И.А.Грошенкова , театрализованная деятельность позволяет решать многие в факторов: от ознакомления с общественными явлениями к формированию элементарных представлений о письмо, счет и др. Характерное для драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его разнообразии, а умело поставленные вопросы при подготовке подталкивают думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы, обобщать [2].Тематика театрализованных игр, как правило, имеет поучительный направление , который заключается в каждой сказке и должна найти место в импровизированных постановках. Это - дружба, доброта, честность, смелость. Ребенок начинает отождествлять себя с образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы влиять на детей. Самостоятельное разыгрывание роли детьми с задержкой психического развития позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение совершать поступки согласно этим нормам [2, с. 163].ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, дошкольники имеют богатые и разнообразные эмоциональные переживания, которые лежат, прежде всего, в сфере отношений с близкими людьми и обеспечивают становления человеческого начала в личности ребенка. Воспитателю дошкольного учреждения целесообразно учесть следующие моменты: как ребенок спит, имеющий аппетит, настроение в течение дня, часто стесняется, переживает и тому подобное. Следует отметить, что же понимается под термином задержка психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой насыщенностью в интеллектуальной деятельности. Проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод, что на данный момент накоплено достаточно много материала и проведения достаточно исследований, свидетельствующие о специфических особенностях детей с ЗПР. Поэтому следует уделять повышенное внимание к работе с детьми с задержкой психического развития и искать наиболее оптимальные и индивидуальные подходы для преодоления данной проблемы. Игра рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. В игре у ребенка формируется ориентация во взаимодействии с предметным миром и социальных отношениях. Ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей, усваивает моральные нормы и правила.Исследования показали, что театрализованные игры воспитывают у детей выразительность движений и речи, развивают фантазию, воображение, творческую самостоятельность, совершенствуют внимание, зрительное восприятие. Эта форма работы дает возможность психологу успешно реализовать целый ряд задач, одной из которых является социально-эмоциональное развитие детей. Но более высокие потенциальные возможности дошкольников с ЗПР в каком-либо определенном виде деятельности не снимают необходимости развития этих качеств в других видах искусства. Активизация даже слабо выраженных личностных проявлений в тех видах искусства, в которых ребенок испытывает трудности (в силу имеющегося их нарушений), необходима, поскольку обеспечивает всестороннее гармоничное развитиеСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАвтономова Т.П. Развитие эмоциональной экспрессии у детей 6 лет с ЗПР в образно-ролевом разыгрывании мифов. Научная интеграция. 2016: 13 - 19.Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2006. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т.А.Добровольская -М.: Издательский центр «Академия», 2001. -248 сБогатырева А. В., Косткина М. А., Барышева Н. В. Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ в процессе театрализованной деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №2. — С. 37-40. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/115/3860/ (дата обращения: 13.12.2019).Борякова Н. Д. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н. Д. Борякова - Москва: Гном - Пресс, 1999. - 56 с. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976 г.Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с временной задержкой психического развития // Учитель в детях с отклонениями в развитии. М .: Просвещение, 1967. 185с. Выготский Л. С. .Педагогическая психология // Под ред. Давыдова В.В., - М .: Педагогика, 1991.-480с. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М .: 1956 Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Москва: Владос, 2010.Жавнерко А. П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 685-687Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи / Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Болотникова О.П., Еник О.А., Кузина А.Ю., Сидякина Е.А., Щетинина В.В. учебнометодическое пособие / под редакцией О. В. Дыбиной. Москва, 2014.Изард К.Е. Психология эмоций. - СПб.: 2007. - 464 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии».Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия", 2004.Ильин Е.П. Эмоции и чувства., СПб.: 2001 - 752 сИльяшенко Т. Задержка психического развития у детей: причины возникновения и коррекция // Шаги к компетентности и интеграции в общество: Наук. метод. сб . - М., 2000. - 164 с.Коргун Л.Н. Основы дефектологии. Учебное пособие для студентов психолого-педагогического профиля.- Одесса: Издатель Н.П. Черкасов, 2008.- 166с. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. Учебное пособие. - М .: Изд-во Московского университета, 1985.-168с. Лубовский В.И., Кузнецова Л.В. Психологические проблемы за держки психического развития // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой , В.И. Лубовского , Н.А. Цыпиной. - М., 1984. - 286 с.Мещеряков Б.Г. Современный психологический словарь/- М: АСТ; СПБ: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007-490, с.116.Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.- метод. Пособые / Под ред . Л.Б. Баряевой, А. П. Зарин, Н.Д. Соколовой.- СПб: ЛОИУУ, 1 996. -95 с.Основы спец. педагогики и психологии: Учебн. Пособие для вузов / Н.М.. Трофимова, С.П. Дубанов, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. - СПБ .: Питер. 2005. 304с. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. - М .: Академия, 2002. - 480 с. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведенный / Л.В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др .; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М .: Издательский центр «Академия», 2002. - 480с. Пазухина, И.А. Обогащение эмоционального опыта дошкольника / И.А. Пазухина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4.Парамеева К.В. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 6-ти частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. 2017 с. 89-93Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. «Театрализованные игры в детском саду» — М.: Школьная пресса, 2000.Попова, С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития / С.С. Попова // Молодой ученый. - 2011. - №1.Сибгатова В.Д. Театротерапия как средство психокоррекции эмоционального состояния старших дошкольников с задержкой психического развития // Педагогический опыт: от теории к практикесборник материалов X Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. 2019. – с. 99-103.Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович - Москва: Педагогика, 1990. - 96 с. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М .: Педагогика, 1994. Слепович Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью / Е. С. Слепович, А. М. П оляков. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 247 с. Слепович Е.С., Харин С.С., Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 1988, №6. 4. Сухомлинский А.В. В воспитании. М .: Политиздат. 1985. Смолярчук Инесса Викторовна Эмоциональное развитие детей с задержанным психическим развитием // Гаудеамус. 2019. №1 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-detey-s-zaderzhannym-psihicheskim-razvitiem (дата обращения: 13.12.2019).vospriyatiya-i-ekspressii-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 13.12.2019).Соколова Н. Д. Развитие игровой деятельности умственно отстал ы х дошкольников в процессе направленного обучения / Н. Д. Соколова // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. - Москва: Педагогика, 1984. - С. 17-30.Тарасюк С. Внутренние факторы социально-коммуникативной активности детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2001. - №2. - С.14-17.Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР: Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. - М .: Шк. Пресса, 2005. 80с.Шишкина О.В., Русиева Т.М. Развитие эмоционального восприятия и экспрессии дошкольников с задержкой психического развития // МНКО. 2017. №6 (67).Эльконин Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин - Москва: Педагогика, 1 9 78 - 304 с. Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников / Е.Н. Юрчук. - М.: ТЦ Сфера, 2008.Яковлева Т.А. Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Современные проблемы дефектологии глазами студента. Материалы VII Всероссийского конкурса студенческих публикаций в рамках XII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор А.А. Андреева. 2018 с. 250-255

1. Автономова Т.П. Развитие эмоциональной экспрессии у детей 6 лет с ЗПР в образно-ролевом разыгрывании мифов. Научная интеграция. 2016: 13 - 19.
2. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т.А.Добровольская -М.: Издательский центр «Академия», 2001. -248 с
4. Богатырева А. В., Косткина М. А., Барышева Н. В. Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ в процессе театрализованной деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №2. — С. 37-40. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/115/3860/ (дата обращения: 13.12.2019).
5. Борякова Н. Д. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н. Д. Борякова - Москва: Гном - Пресс, 1999. - 56 с.
6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976 г.
7. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с временной задержкой психического развития // Учитель в детях с отклонениями в развитии. М .: Просвещение, 1967. 185с.
8. Выготский Л. С. .Педагогическая психология // Под ред. Давыдова В.В., - М .: Педагогика, 1991.-480с.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М .: 1956
10. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Москва: Владос, 2010.
11. Жавнерко А. П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 685-687
12. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи / Дыбина О.В., Анфисова С.Е., Болотникова О.П., Еник О.А., Кузина А.Ю., Сидякина Е.А., Щетинина В.В. учебно-методическое пособие / под редакцией О. В. Дыбиной. Москва, 2014.
13. Изард К.Е. Психология эмоций. - СПб.: 2007. - 464 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии».
14. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия", 2004.
15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства., СПб.: 2001 - 752 с
16. Ильяшенко Т. Задержка психического развития у детей: причины возникновения и коррекция // Шаги к компетентности и интеграции в общество: Наук. метод. сб . - М., 2000. - 164 с.
17. Коргун Л.Н. Основы дефектологии. Учебное пособие для студентов психолого-педагогического профиля.- Одесса: Издатель Н.П. Черкасов, 2008.- 166с.
18. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. Учебное пособие. - М .: Изд-во Московского университета, 1985.-168с.
19. Лубовский В.И., Кузнецова Л.В. Психологические проблемы за держки психического развития // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой , В.И. Лубовского , Н.А. Цыпиной. - М., 1984. - 286 с.
20. Мещеряков Б.Г. Современный психологический словарь/- М: АСТ; СПБ: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007-490, с.116.
21. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.- метод. Посо бые / Под ред . Л.Б. Баряевой, А. П. Зарин, Н.Д. Соколовой.- СПб: ЛОИУУ, 1 996. -95 с.
22. Основы спец. педагогики и психологии: Учебн. Пособие для вузов / Н.М.. Трофимова, С.П. Дубанов, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. - СПБ .: Питер. 2005. 304с.
23. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. - М .: Академия, 2002. - 480 с.
24. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведенный / Л.В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др .; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М .: Издательский центр «Академия», 2002. - 480с.
25. Пазухина, И.А. Обогащение эмоционального опыта дошкольника / И.А. Пазухина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4.
26. Парамеева К.В. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 6-ти частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. 2017 с. 89-93
27. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. «Театрализованные игры в детском саду» — М.: Школьная пресса, 2000.
28. Попова, С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития / С.С. Попова // Молодой ученый. - 2011. - №1.
29. Сибгатова В.Д. Театротерапия как средство психокоррекции эмоционального состояния старших дошкольников с задержкой психического развития // Педагогический опыт: от теории к практике
сборник материалов X Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. 2019. – с. 99-103.
30. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович - Москва: Педагогика, 1990. - 96 с.
31. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М .: Педагогика, 1994.
32. Слепович Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью / Е. С. Слепович, А. М. П оляков. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 247 с.
33. Слепович Е.С., Харин С.С., Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 1988, №6. 4. Сухомлинский А.В. В воспитании. М .: Политиздат. 1985.
34. Смолярчук Инесса Викторовна Эмоциональное развитие детей с задержанным психическим развитием // Гаудеамус. 2019. №1 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-detey-s-zaderzhannym-psihicheskim-razvitiem (дата обращения: 13.12.2019).vospriyatiya-i-ekspressii-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 13.12.2019).
35. Соколова Н. Д. Развитие игровой деятельности умственно отстал ы х дошкольников в процессе направленного обучения / Н. Д. Соколова // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. - Москва: Педагогика, 1984. - С. 17-30.
36. Тарасюк С. Внутренние факторы социально-коммуникативной активности детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2001. - №2. - С.14-17.
37. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР: Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. - М .: Шк. Пресса, 2005. 80с.
38. Шишкина О.В., Русиева Т.М. Развитие эмоционального восприятия и экспрессии дошкольников с задержкой психического развития // МНКО. 2017. №6 (67).
39. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин - Москва: Педагогика, 1 9 78 - 304 с.
40. Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников / Е.Н. Юрчук. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
41. Яковлева Т.А. Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Современные проблемы дефектологии глазами студента. Материалы VII Всероссийского конкурса студенческих публикаций в рамках XII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор А.А. Андреева. 2018 с. 250-255

Вопрос-ответ:

Какая роль игровой деятельности в развитии эмоционально волевой сферы дошкольников с ЗПР?

Игровая деятельность играет важную роль в развитии эмоционально волевой сферы дошкольников с ЗПР. Через игру дети могут выражать и осознавать свои эмоции, развивать волевые качества, учиться контролировать свое поведение и принимать решения. Игра способствует развитию эмоциональной сферы и формированию у детей навыков эмоциональной регуляции.

Что понимается под эмоционально волевой сферой дошкольника?

Под эмоционально волевой сферой дошкольника понимают совокупность эмоциональных и волевых процессов и состояний, которые связаны с проявлением и регуляцией эмоций, управлением своим поведением, принятием решений, достижением поставленных целей и контролем на свои поступки.

Какие психолого-педагогические особенности характерны для эмоционально волевой сферы детей с ЗПР?

У детей с ЗПР могут быть различные особенности в эмоционально волевой сфере, такие как: затруднения в саморегуляции эмоций, слабое развитие волевых качеств, повышенная восприимчивость к стрессовым ситуациям, трудности в принятии решений и контроле поведения. Также у них может быть низкая уверенность в своих силах и недостаток мотивации к достижению целей.

Какие педагогические подходы существуют к развитию и формированию эмоционально коммуникативной сферы у детей с ЗПР?

Для развития и формирования эмоционально коммуникативной сферы у детей с ЗПР применяются различные педагогические подходы, такие как: игровой подход, индивидуализация образовательного процесса, создание адаптированной среды, использование специальных методик и технологий, развитие социально-коммуникативных навыков через общение и сотрудничество с другими детьми и взрослыми.

Какова роль игровой деятельности в развитии эмоционально волевой сферы дошкольников с ЗПР?

Игровая деятельность играет важную роль в развитии эмоционально волевой сферы дошкольников с ЗПР. Через игру дети могут выражать свои эмоции, учатся контролировать своё поведение, развивают воображение и творчество, учатся работать в команде и устанавливать социальные связи. Игра также способствует формированию у детей самоконтроля и саморегуляции в эмоционально волевой сфере.

Какие особенности эмоционально волевой сферы детей с ЗПР можно выделить?

У детей с ЗПР могут наблюдаться особенности в эмоционально волевой сфере, связанные с плохой саморегуляцией эмоций, низкой устойчивостью к стрессам, трудностями в общении с другими, ограниченным кругом интересов и дефицитом внимания. Они часто испытывают затруднения в контроле своего поведения и эмоций, что требует специального педагогического подхода к их развитию в эмоционально волевой сфере.

Какие педагогические подходы используются для развития эмоционально волевой сферы у детей с ЗПР?

Для развития эмоционально волевой сферы у детей с ЗПР применяются различные педагогические подходы. Некоторые из них включают работу с эмоциями и чувствами детей, развитие коммуникативных навыков и социальных связей, создание комфортной и поддерживающей среды, использование игровых методов и творческих подходов. Также важным элементом является индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей и потребностей.

В чем заключается роль игровой деятельности в развитии эмоционально коммуникативной сферы дошкольников?

Игровая деятельность играет важную роль в развитии эмоционально коммуникативной сферы дошкольников. Через игру дети могут выражать свои эмоции, учатся общаться с другими, развивают навыки сотрудничества и эмпатии. Игры также способствуют формированию у детей навыков эмоционального распознавания и управления своими эмоциями, а также способности к адаптации в различных социальных ситуациях.

Что такое эмоционально волевая сфера дошкольника?

Эмоционально волевая сфера дошкольника охватывает его эмоции, чувства, настроение, а также его способность контролировать свои действия и преодолевать трудности.

Какие особенности присущи эмоционально волевой сфере детей с ЗПР?

Дети с ЗПР имеют особенности в эмоционально волевой сфере, такие как ограниченная способность к саморегуляции, усиленные эмоциональные реакции, трудности в выражении своих эмоций и т. д.

Какие педагогические подходы помогают развивать эмоционально волевую сферу у детей с ЗПР?

Для развития эмоционально волевой сферы у детей с ЗПР применяются различные педагогические подходы, такие как игровые и коммуникативные методы, использование карточек с эмоциональными выражениями, работа с партнерами и т. д.

Каков психолого-педагогический потенциал развития эмоционально волевой сферы дошкольников?

Психолого-педагогический потенциал развития эмоционально волевой сферы дошкольников заключается в возможности формирования у них навыков саморегуляции эмоций, развития коммуникативных умений, создания условий для выражения и осознания собственных эмоций.