Арктика как зона политического противостояния

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая политика
  • 28 28 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 18.01.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНА И СЕКТОРАЛЬНОГО ПРИНЦИПА ПРИСУТСТВИЯ СТРАН В АРКТИКЕ 5
1.1.Характеристика Арктики как региона 5
1.2.Характеристика секторального принципа как фактора политической напряженности 8
2.ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ АРКТИЧЕСКОГО ВЕКТОРА 14
2.1.Промышленный потенциал Арктики как фактор противостояния 14
2.2.Столкновение интересов государств в Арктическом регионе 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 28

Фрагмент для ознакомления

США намерены не только осуществлять защиту собственных прав в исключительной экономической зоне (200 миль от берега), но и контролировать прилегающую акваторию[8]. Как высший национальный приоритет рассматривается свобода трансарктических перелётов и свобода мореплавания относительно территории Арктики, включая и Северный морской путь, проходящий вдоль российской территории. То есть, в арктической стратегии США оставили за собой право действий не просто в одностороннем порядке, но и осуществлять контроль пространств Арктики за пределами юридически обоснованных разграничительных линий. Очевидно, что это никак не способствует снижению напряженности вокруг данного региона. Также нужно сказать об активном участии США в учениях НАТО в арктическом регионе. Очевидно, что США вместе с другими странами Запада планируют усиление многостороннего военного сотрудничества в Арктике.В своё время в сфере безопасности Канада выступила против того, чтобы НАТО активизировалась в Арктике. В этом аспекте интересы России и Канады совпадают. Отметим также, что у России и Канады отсутствуют действительно острые противоречия по вопросу границы. Что касается претензий на хребет Ломоносова для расширения арктического шельфа, то они разрешатся, если установить компромиссную разделительную линию. Конечно же, Россия и Канада также наращивают военные возможности в Арктике, но это необходимо не ради военного превосходства, а для того, чтобы надежно контролировать безлюдные территории на Крайнем Севере и охранять национальные экономические интересы в рамках международного права [11].Напряжение в арктическом регионе нарастает, поскольку Западом предпринимаются все возможные усилия, чтобы сократить влияние Российской Федерации на мировую политику, а также осуществляется использование финансово-экономических санкций, чтобы подорвать экономическую, промышленную и аграрную мощь России. В этой ситуации любые действия России, направленные на то, чтобы восстановить собственное могущество в общественно-политической и финансово-экономической сфере, являются причиной ответной негативной реакции со стороны тех стран, которые позиционируются как лидеры мирового экономического развития (США, Европейский Союз, Япония и т.д.). Таким образом, проводимое Россией в последние годы системное освоение акватории Арктики (ее природных богатств, территории Северного ледовитого океана как зоны прохождения Северного морского пути, арктических подводных пространств как места дислокации российских подводных ядерных сил сдерживания) страны, входящие в НАТО, рассматривают в качестве геополитического вызова Российской Федерации относительно США, НАТО и Европейского Союза [8]. Таким образом, Арктика – это выраженная зона столкновения геополитических интересов России и тех стран, которые входят в НАТО, по ряду причин: Во-первых, как мы уже отмечали ранее, акватория арктического региона имеет от 1/4 до 1/3 всех мировых запасов углеводородного сырья. Таким образом, от обладателя данных ресурсов будет зависеть сохранение США и странами Европейского Союза доминирования в общественно-политическом, государственно-правовом и финансово-экономическом аспектах [6]. Все это вызывает обширные дискуссии относительно того, какова будет правовая судьба сырьевых богатств, которые расположены в зоне континентального шельфа, примыкающего к территории Российской Федерации. Западные страны предлагают те варианты, которые являются недопустимыми, экономически не выгодными. Предлагаются такие возможные варианты: интернационализовать нефтегазовые месторождения российского арктического шельфа, при котором данные месторождения будут позиционироваться как «ничейные» или как международная собственность; установить в данной зоне конкурирующий режим, при котором российские компании будут обладать не приоритетными или исключительными правами на осуществление разведки и добычи природных ископаемых континентального шельфа, а лишь возможностьюравноправно участвовать в данных процессах, что является заведомо невыполнимым, в связи с тем, что наша страна не имеет собственных технологий проектирования, разведки и разработки углеводородного сырья в условиях Арктики. Во-вторых, арктическая территория сегодня – это самый крупный природный резервуар чистой питьевой воды в виде арктического льда и снега. В условиях, когда от 1/3 до 1/2 населения Земли страдает от нехватки воды, либо от того, что ее качество не является удовлетворительным, по оценкам ряда ученых, начиная со второй трети 21 века, вода по своей стоимости обгонит продукты нефтепереработки, отметка будет составлять примерно 200-300 долларов за условную тонну, таким образом, запасы пресной арктической воды – это очень ценный товар 21-го века [8]. Конечно же, США и Европейский Союз понимают, что нельзя отдавать стратегические запасы питьевой воды в руки России, так как в будущем это может привести к реализации политики предоставления этих водных запасов нуждающимся странам безвозмездно, что поднимет политический статус и вес нашей страны в глазах стран Третьего мира, а с другой стороны, контролю над ценами на чистую питьевую воду. В-третьих, Арктика – это зона геополитического противостояния России и стран НАТО за счет того, что арктическая территория - это естественная граница между Российской Федерацией, с одной стороны, и США, и Канады, с другой стороны. Данную территорию можно использовать, чтобы наносить взаимные удары межконтинентальными баллистическими ракетами подводного базирования, тактическими крылатыми ракетами. В-четвертых, зона Арктики – это есть важный и перспективный торговый логистический путь между странами Азии, Северной Америки и Европы. Как считают некоторые ученые, вследствие потепления климата в арктическом регионе, начиная уже со второй трети 21-го века, Северный морской путь будет свободен для круглогодичного судоходства, что даст возможность существенного сокращения расстояния транзита грузов из Азии в Европу и Северную Америку и обратно. Соответственно, обладатель значительной части акватории Арктики будет также контролировать зону данного пути, что дает обширные преимущества [13]. Таким образом, разногласий и противоречий достаточно много. Очевидно, что в ближайшие годы вряд ли удастся их разрешить в полном объеме. ЗАКЛЮЧЕНИЕВесьма сложные геополитические, международно-правовые, политические, экологические, военные и др. проблемы порождаются многообразными вопросами освоения и использования пространств и природных ресурсов Мирового океана, в т.ч. и арктических. Своеобразие арктических проблем, в свою очередь, прежде всего, объясняется тем, что по климатическим и географическим особенностям от других частей земного шара, как впрочем, и Мирового океана, существенно отличается.В качестве главной национальной морской коммуникации России в Арктики является северный морской путь (СМП). Именно СМП имеет для настоящего и будущего освоения Арктики жизненно важное значение. Это единственная транспортная система, которой связываются европейские и дальневосточные порты Российской Федерации, а также устья судоходных рек Сибири, пролегающая в районах, которые примыкают к Арктическому побережью России. Полярные моря Арктики, входящие в зону влияния России, связаны достаточно большим числом интегральных связей с прилегающими районами российского севера и в его экономике играют значительную роль. На протяжении Севморпути в российской Арктике находится 50 портов, порт-пунктов и терминалов. Что касается статуса, а также правового режима СМП, то их нельзя рассматривать вне связи с особой заинтересованностью и особыми историческими правами России на эту морскую трассу, изолированно. Вместе с тем, необходимо внимание обратить и на то, что кроме национальных законодательных актов, соглашений международного характера с Канадой, ее политико-правовая позиция в отношении Арктики также подкрепляется заявлениями политиков, географов, военных, юристов, фактическими действиями по усилению в арктическом секторе Канады государственного контроля.Дания также обладает своими интересами в Арктике. Дания на данный момент времени в своей внешней политике целенаправленно следует по пути расширения своего присутствия в Арктике.Страна стремится занять влиятельные позиции в клубе арктических государств. Основной компонент борьбы за Арктику - соревнование пяти государств: России, США, Канады, Норвегии, Дании. Каждые из этих стран стремятся занять лидирующее положение на этом участке. Многие страны, которые не входят в так называемый арктический клуб связывают свое будущее именно с Арктическим регионом в первую очередь из-за огромных запасов полезных ископаемых (например, Китай).СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые актыКонвенция по морскому праву, Монтего-Бей, 10 декабря 1982 года. // Собрание законодательства Российской Федерации.1 декабря 1997 г., N 48. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант"Декларация об учреждении Арктического Совета, Оттава,19 сентября 1996г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 19 марта 1997 г., N 56. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант"О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»: Указ Президента Рос. Федерации № 296 от 2 мая 2014 г. [Интернет-ресурс] // Консультант-плюс: правов. система. -URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_162553/ (датаобращения 19.12.19)Монографии, сборники статей и статьи в журналахГлезман Л.В., Баландин Д.А. Государственный суверенитет или интернационализация нефтегазовых месторождений российского арктического шельфа? /Л.В. Глезман, Д.А. Баландин// Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. - 2013. - № 1. - С. 31-36. Жаркова О.А. Конкурирующие режимы континентального шельфа в арктическом регионе /О.А. Жаркова// Петербургский юрист. - 2015. - № 2. - С. 52-57. Карякин В.В. Природные ресурсы Арктики - источник конфликтогенности и вызов региональной стабильности /В.В. Карякин// Тренды и управление. - 2014. - № 3. - C. 209-221. Козьменко С.Ю., Щеголькова А. Геополитические основания регионального присутствия России в Арктике /С.Ю. Козьменко, А. Щеголькова// Морской сборник. - 2010. - № 9. - С. 39-45.Подоплекин А.О. Арктика как объект геополитических интересов неарктических государств /А.О. Подоплекин// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2017. - № 2. - С. 40-45.Поярков С.Ю. Структурные проблемы в мировой экономике на рубеже 20-21 веков: монография./С.Ю. Поярков.- М.: Эксмо, 2016. – 300 с.Силантьев И.О. Водные запасы акватории Арктики как стратегический запас человечества. - СПб.: Питер, 2016. – 280 с.Электронные ресурсыГончаров В.В., Ковалева Л.И. — Арктика как зона столкновения геополитических интересов России и стран Запада (современные проблемы и пути их разрешения) // Арктика и Антарктика. – 2016. – № 2. – С. 146 - 151. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=20326 (дата обращения 19.12.2019)Неарктические страны проявляют интерес к Арктике [Интернет-ресурс] // Арктика инфо. 2014. 21 янв. - URL: http://www.arctic-info.ru/News/Page/nearkticeskie-strani-proavlaut-interes-k-arktike (Дата обращения 19.12.19)Проблема Арктики становится все актуальнее [Интернет-ресурс] // Военное обозрение. 2014. 2.03. - URL: http://topwar.ru/ 40884-problema-arktiki-stanovitsya-vse-aktualnee.html (Дата обращения19.12.19)ПРИЛОЖЕНИЕ А

1. Конвенция по морскому праву, Монтего-Бей, 10 декабря 1982 года. // Собрание законодательства Российской Федерации.1 декабря 1997 г., N 48. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант"
2. Декларация об учреждении Арктического Совета, Оттава,19 сентября 1996г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 19 марта 1997 г., N 56. [Электронный ресурс] // СПС "Гарант"
3. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»: Указ Президента Рос. Федерации № 296 от 2 мая 2014 г. [Интернет-ресурс] // Консультант-плюс: правов. система. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_162553/ (дата обращения 19.12.19)

Монографии, сборники статей и статьи в журналах

4. Глезман Л.В., Баландин Д.А. Государственный суверенитет или интернационализация нефтегазовых месторождений российского арктического шельфа? /Л.В. Глезман, Д.А. Баландин// Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. - 2013. - № 1. - С. 31-36.
5. Жаркова О.А. Конкурирующие режимы континентального шельфа в арктическом регионе /О.А. Жаркова// Петербургский юрист. - 2015. - № 2. - С. 52-57.
6. Карякин В.В. Природные ресурсы Арктики - источник конфликтогенности и вызов региональной стабильности /В.В. Карякин// Тренды и управление. - 2014. - № 3. - C. 209-221.
7. Козьменко С.Ю., Щеголькова А. Геополитические основания регионального присутствия России в Арктике /С.Ю. Козьменко, А. Щеголькова// Морской сборник. - 2010. - № 9. - С. 39-45.
8. Подоплекин А.О. Арктика как объект геополитических интересов неарктических государств /А.О. Подоплекин// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2017. - № 2. - С. 40-45.
9. Поярков С.Ю. Структурные проблемы в мировой экономике на рубеже 20-21 веков: монография./С.Ю. Поярков. - М.: Эксмо, 2016. – 300 с.
10. Силантьев И.О. Водные запасы акватории Арктики как стратегический запас человечества. - СПб.: Питер, 2016. – 280 с.
Электронные ресурсы
11. Гончаров В.В., Ковалева Л.И. — Арктика как зона столкновения геополитических интересов России и стран Запада (современные проблемы и пути их разрешения) // Арктика и Антарктика. – 2016. – № 2. – С. 146 - 151. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=20326 (дата обращения 19.12.2019)
12. Неарктические страны проявляют интерес к Арктике [Интернет-ресурс] // Арктика инфо. 2014. 21 янв. - URL: http://www.arctic-info.ru/News/Page/nearkticeskie-strani-proavlaut-interes-k-arktike (Дата обращения 19.12.19)
13. Проблема Арктики становится все актуальнее [Интернет-ресурс] // Военное обозрение. 2014. 2.03. - URL: http://topwar.ru/ 40884-problema-arktiki-stanovitsya-vse-aktualnee.html (Дата обращения19.12.19)


Вопрос-ответ:

Чем характеризуется Арктика как регион?

Арктика характеризуется особыми климатическими условиями, наличием богатых природных ресурсов, а также территориальными спорами между странами.

Какой фактор является основным причиной политической напряженности в Арктике?

Основным фактором политической напряженности в Арктике является секторальный принцип, который определяет принадлежность территорий на основе экономической деятельности в данном регионе.

Чем вызвано столкновение интересов государств в Арктическом регионе?

Столкновение интересов государств в Арктическом регионе вызвано борьбой за доступ к природным ресурсам, контролем над морскими путями и стремлением к расширению своей территории.

Какой промышленный потенциал Арктики является фактором противостояния?

Промышленный потенциал Арктики, особенно в области добычи природных ресурсов, становится фактором противостояния между странами, так как каждая из них стремится получить выгоду от эксплуатации региональных ресурсов.

Какие страны проявляют интерес к Арктике?

Многие страны проявляют интерес к Арктике, включая Россию, США, Канаду, Данию, Норвегию и другие. Каждая из этих стран имеет свои национальные интересы в регионе и стремится укрепить свое присутствие.

Каковы характеристики Арктики как региона?

Арктика - это регион, расположенный вокруг Северного Ледовитого океана, который включает северные территории России, Канады, Дании (Гренландию), Норвегии и США (Аляску). Этот регион характеризуется суровым климатом, постоянным наличием льда и снега, а также уникальной экосистемой.

Что такое секторальный принцип в Арктике?

Секторальный принцип в Арктике означает, что каждая из пяти соседних стран имеет право на освоение и использование природных ресурсов в своей части Арктического региона. Этот принцип может вызывать политическую напряженность, так как государства могут иметь различные интересы и стремиться к доминированию в регионе.

Какой промышленный потенциал Арктики может стать фактором противостояния?

Промышленный потенциал Арктики включает в себя нефтегазовые месторождения, рыболовство, судостроение, а также потенциал для развития туризма и перевозок по Северному морскому пути. Эти ресурсы могут стать объектом конкуренции между странами, что может привести к политическому противостоянию.

Какие интересы государств могут столкнуться в Арктическом регионе?

В Арктическом регионе государства могут сталкиваться в своих интересах по поводу доступа к ресурсам, контроля над территориями, обеспечения безопасности, морских прав и др. Например, Россия стремится к расширению своего влияния в регионе, Канада и Дания спорят о суверенитете над Гренландией, а США и Россия конкурируют в области нефтегазовой разработки и контроля над Северным морским путем.