Проблемы личности в работах В.Франкла.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология личности
  • 24 24 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 22.01.2020
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Основные идеи В. Франкла 5
Глава 2. Анализ теории личности В.Франкла 15
Заключение 21

Фрагмент для ознакомления

Личность должна быть характеризуема в единстве всех вышеописанных сторон ее существования в качестве субъекта межиндивидных, общественных по своему происхождению связей и отношений.Концепциюже личности В. Франкл изложил в нескольких книгах, самой известной из которых является, пожалуй, «Человек в поисках смысла», опубликованная в конце 1950-х гг. и много раз переизданная во всем мире[10]. Данная концепция включает три части — учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Вместе с тем стремление к пониманию смысла жизни автор полагает врожденным, и как раз данный мотив ведущая силаличностного развития. Смыслы не универсальные, а являются ми для каждого человека в каждый момент его жизни. Смысл жизни каждый раз связан с осуществлением человеком собственных возможностей и в данном плане близок к понятию самоактуализации А. Маслоу. Но существенное отличие В. Франкла заключается в идее о том, что обретение и осуществление смысла каждый раз всегда связано с внешним миром, с творческой активностью человека в нем и его продуктивными достижениями. Одновременно с этимим подобно другим экзистенциалистам, подчеркивалось, что отсутствие смысла жизни либо невозможность его осуществить приводит к неврозу, порождая у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации.Концепция личности В. Франкла центрирует собственную точку зрения на учении о ценностях, т.е. понятиях, которые несут в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Им выделяютсяследующие классы ценностей, позволяющие сделатьчеловеческую жизнь осмысленной: ценности творчества (к примеру, труд), ценности переживания (к примеру, любовь) и ценности отношения, который сознательно принимаем по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы людине способны изменить.Смысл жизни возможно отыскать вовсякой из данных ценностей и поступках, которые порождаемы ими. Из чего следует, что отсутствуют такие обстоятельства и ситуации, в которых жизнь человека могла бы утратить собственный смысл. Поиск смысла в определенной ситуации В. Франкл называет «осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации»[10]. Как раз на подобное осознание и ориентирована логотерапия, помогающая человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов, которые содержатся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. Причем смысл необходимо как найти, так и осуществить, поскольку его осуществление связано с осуществлением человеком самого себя.В этомосуществлении смысла человеческаядеятельность должна быть абсолютно свободной. Не соглашаясь с идеей всеобщего детерминизма, В. Франкл подобно другим психологам и философам (Хайдеггер, Сартр, Маслоу), разделяющим его точку зрения, пытается вывести человека из-под действия биологических законов, которые данный детерминизм постулируют. В подобных попытках ученые обращались и к разуму, и к его нравственности, творчеству и т.д. В свою очередь, В. Франкл вводит понятие ноэтическогоуровнячеловеческогосуществования.Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают конкретные границы возможностей поведения, психолог подчеркивает наличие следующих уровней человеческогосуществования: биологического, психологического и поэтического, либо духовного, уровня. Как раз в духовном существовании и пребывают те смыслы и ценности, играющие определяющую по отношению к нижележащим уровням роль. В связи с этим,В, Франкл формулирует идею о возможности самодетерминации, связанная с существованием человека в духовном мире. В данном плане понятие ноэтическогоуровнявозможно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с неким одним видом духовной жизни[8].С позиции В. Франкла личность представляет собой нечто неделимое, нерасщепляемое, при этом ее не только нельзя разделить на части, но и нельзя синтезировать, потому что она - единство и целостность. Любая личность – нечто абсолютно новое, «ведь духовная экзистенция непередаваема, ребенок не наследует ее от родителей» [6]. В. Франкл говорит о духовности личности, экзистенциальности. «Существовать, экзистировать – значит выходить за свои пределы и вступать в отношение к самому себе, а в отношение к самому себе человек вступает постольку, поскольку он как духовная личность относится к себе как к психофизическому организму. Это самодистанцирование от себя как психофизического организма как раз конституирует духовную личность как таковую. Только когда человек сталкивается с самим с собой, выделяются впервые его духовное и телесно-душевное начала.Личность постигает саму себя не иначе как через трансцендентное. Более того: человек также является человеком лишь в той мере, в которой он понимает себя через трансцендентное – он личность лишь в той мере, в какой он из личности исходит («персонирует»), отзываясь на зов трансцендентного и наполняясь им. Этот зов трансцендентного он слышит и в голосе совести» [6].Человек в качестве личности «существует как своя собственная возможность, в пользу которой или против которой он может принять решение» [6], он всегда решает, что произойдет в следующее мгновение его жизни. Человеческое бытие – ответственное бытие, вместе с тем в ответственности кроется еще и «зачем», то ради чего или вопреки чему человек принимает решение – смысл.Стремление к смыслу является данностью, присущейкаждому человеку и оно основна движущей силой поведения и развития личности. «Со времен Канта нам известно, что некоторым образом бессмысленно задавать вопрос о категориях пространства и времени – просто потому, что мы не можем мыслить, а, следовательно, и задавать вопрос, не предполагая существования времени и пространства. Точно так же человеческое бытие всегда есть бытие, направляемое смыслом, даже если самому человеку об этом неведомо: всегда есть определенное предзнание смысла, и предчувствие смысла лежит в основе того, что в логотерапии называется «стремлением к смыслу»»[6].  Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенцильного вакуума(экзистенциальной фрустрации), который является причиной ноогенных неврозов.Главная мысль — жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.С позиции В. Франкла, смысл не что-то выдуманное, не субъективное, его нельзя изобрести, человек находит его в окружающем его мире. Его возможно отыскать:– посредством того, что даем жизни, миру – наша творческая работа, созидание – ценности творчества;– посредством того, что берем от жизни, мира – переживание ценностей – ценности переживания;– собственной позицией принятия событий, которые нам неподвластно изменить – ценности отношения [2].В нахождении смыслов человеку помогает совесть, которая являющаяся интуитивной способностью найти единственный смысл ситуации. Человек волен отыскать и осуществить смысл жизни, пускай его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Здесь говорится о свободе человека по отношению к собственным влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам окружающего мира.По В. Франклу, человек свободен, т.к.имеетследующие фундаментальные психологические характеристики: способность к самотрансценденции и к самоотстранению, точнее сказать, т.е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода тесно связана с ответственностью, в главную очередь, за правильное нахождение и осуществление смысла собственной жизни.ЗаключениеВ отличие от большинства авторов психологических концепций, использующих разделение на физическое и психическое, Франкл в своей теории нематериальное в человеке подразделяет на два измерения психическое и ноэтическое. Данное различение является принципиальным как для теории психологии (для теоретической психологии личности прежде всего), так и для ее практических разделов психотерапии и психологического консультирования.В связи с этим, значение теории Франкла для психологической теории и практики, на наш взгляд, связано не столько с разработкой новых терапевтических техник, сколько с обоснованием новой методологии психотерапии. Традиционная психотерапия, не учитывающая ноэтического измерения, проходит мимо главного в человеке, мимо человеческой сущности. Следовательно, от терапии, связанной исключительно спсихофизическим планом существования человека, необходимо осуществить переход к терапии, направленной на восстановление способности человека проживать себя как ноэтическое существо.Список литературыЖ.-П. Сартр Экзистенциализм – это гуманизм // Человек в осаде. – М.: Вагриус, 2006. – С. 215- 266.Замалиева С.А. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТЫ УЧЕНИЯ В. ФРАНКЛА О ЧЕЛОВЕКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5563 (дата обращения: 21.12.2019).Клонингер С. Теории личности: познание человека. – Спб.: Питер, 2003. – 720 с.Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы метода в психологической практике. // 1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений. – М.2001. – С.28-32.Литвак М.Е. Из Ада в Рай. Избранные лекции по психотерапии. – М.: Феникс, 2015. – 480 с. Литвак М.Е. Секс в семье и на работе. – М.: Феникс, 202. – 480 с. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни. – М.: Генезис, 2016. – 144 с. Орлов А. Б., Шумский В.Б. Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психотерапию. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - №, 2005. – С. 10-15. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.: Петрополис, 1997. - 880 с.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

1. Ж.-П. Сартр Экзистенциализм – это гуманизм // Человек в осаде. – М.: Вагриус, 2006. – С. 215- 266.
2. Замалиева С.А. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТЫ УЧЕНИЯ В. ФРАНКЛА О ЧЕЛОВЕКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5563 (дата обращения: 21.12.2019).
3. Клонингер С. Теории личности: познание человека. – Спб.: Питер, 2003. – 720 с.
4. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы метода в психологической практике. // 1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений. – М.2001. – С.28-32.
5. Литвак М.Е. Из Ада в Рай. Избранные лекции по психотерапии. – М.: Феникс, 2015. – 480 с.
6. Литвак М.Е. Секс в семье и на работе. – М.: Феникс, 202. – 480 с.
7. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни. – М.: Генезис, 2016. – 144 с.
8. Орлов А. Б., Шумский В.Б. Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психотерапию. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - №, 2005. – С. 10-15.
9. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.: Петрополис, 1997. - 880 с.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

Вопрос-ответ:

Что такое основные идеи Виктора Франкла?

Основные идеи Виктора Франкла связаны с концепцией личности, которую он развил в своих работах. Главная идея Франкла заключается в том, что личность должна быть рассматриваема в единстве всех ее сторон существования, включая субъектные, межиндивидные, общественные и связанные с происхождением.

Какую проблему личности рассматривает Виктор Франкл?

Виктор Франкл рассматривает проблему личности в контексте поиска смысла жизни. Он интересуется тем, как человек находит свое место в мире и как справляется с трудностями и испытаниями, чтобы найти смысл и цель в своей жизни.

Какие работы Виктора Франкла известны?

Самой известной работой Виктора Франкла является книга "Человек в поисках смысла", которая была опубликована в конце 1950-х годов. Она стала бестселлером и многократно переиздавалась. Однако Франкл написал несколько книг, в которых развивается его концепция личности и поиска смысла.

Что такое концепция личности Виктора Франкла?

Концепция личности Виктора Франкла основывается на идее единства всех сторон ее существования. Он считает, что личность должна рассматриваться с учетом субъектных, межиндивидных, общественных и происхожденческих связей и отношений. Франкл развил эту концепцию в своих работах и исследовал ее в контексте поиска смысла жизни.

Почему работа Виктора Франкла актуальна и сегодня?

Работа Виктора Франкла актуальна и сегодня, потому что она затрагивает вечные вопросы о смысле жизни, поиске себя и своего места в мире. Франкл исследует проблемы личности и дает практические советы, как справляться с трудностями и находить смысл в своей жизни. Эти идеи остаются релевантными для современного общества, где многие люди ищут свое предназначение и идентичность.

Что представляют собой работы В. Франкла на тему проблем личности?

Работы В. Франкла, включая его самую известную книгу "Человек в поисках смысла", затрагивают проблемы личности и ее существования в различных аспектах.

Какие идеи присутствуют в работах В. Франкла по проблемам личности?

В работах В. Франкла присутствуют такие идеи, как поиск смысла жизни, актуализация себя, самоопределение и формирование своей личности.

Каким образом В. Франкл характеризует личность в своих работах?

В своих работах В. Франкл характеризует личность как субъекта межиндивидных общественных отношений, объединяя все аспекты ее существования и происхождения.