Экономическая безопасность
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 01.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Теоретические основы менеджмента риска 4
1.1.Сущность и значение анализа рисков организации 4
1.2.Существующие системы анализа рисков 7
2.Анализ рисков в деятельности АО «Первый хлебозавод» и мер по управлению ими 11
2.1.Общая характеристика деятельности 11
2.2. Анализ внешний рисков ОАО «Первый хлебозавод» и управление ими 20
3. Предложения по минимизации рисков предприятия 25
3.1.Мероприятия по снижению рисков 25
3.2. Оценка эффективности мероприятий по снижению риска 28
Заключение 30
Список литературы 31
Приложения 33
Формирование и реализация политики управления рисками предусматривает осуществление следующих основных мероприятий:
-профессиональный менеджмент,
-эффективное использование имеющихся ресурсов,
-модернизация производственных мощностей,
-идентификация отдельных видов рисков, связанных с деятельностью предприятия;
-оценка широты и достоверности информации, необходимой для определения уровня предполагаемых рисков;
-исследование факторов, влияющих на уровень рисков;
-установление предельно допустимого уровня рисков по отдельным операциям и (или) видам хозяйственной деятельности;
- выбор и использование внутренних механизмов нейтрализации возможных негативных последствий отдельных видов рисков;
- выбор форм и видов страхования («передачи») отдельных рисков;
- оценка результативности нейтрализации и организация мониторинга рисков,
- проведение эффективной управленческой политики.
3. Предложения по минимизации рисков предприятия
3.1.Мероприятия по снижению рисков
Разработаем мероприятия по снижению рисков в таблице 6.
Таблица 6
Характеристика рисков в деятельности предприятия и методов их компенсации
Виды рисков Причины риска Факторы риска Методы компенсации риска 1.Уменьшение платежеспособного спроса Рост цен на продукцию Уменьшение выручки Заключение договоров на поставку хлебной продукции с крупными организациями 2.Появление альтернативного продукта Снижение спроса Спрос снижается Улучшение качества 3.Усиление конкуренции на рынке Вытеснение конкурентами предприятия с рынка Уменьшение выручки Разработка привлекательного предложения для покупателей продукции предприятия 4.Увеличение цен на импортное сырье Снижение курса рубля по отношению к другим валютам Уменьшение прибыли и рентабельности Создание резерва 50% в рублях 50% в валюте, развивать отношения с отечественными поставщиками 5. Затруднение транспортного сообщения в связи с анклавностью Калининградской области Затруднения поставок сырья и материалов Закупка импортного сырья приведет к удорожанию продукции и росту цен Создание запасов сырья и материалов По данным таблицы 6 видно, что на предприятии риск несет следующая ситуация: снижение курса рубля может привести к удорожанию сырья и материалов, что приведет к снижению спроса на продукцию предприятия. Если предприятие заключит долгосрочные договора на поставку продукции с государственными учреждениями (больницами, школами, детскими садами), то тогда изменение рыночной ситуации не приведет к значительному снижению выручки, так как долгосрочные договора гарантируют стабильные поставки продукции.
С другой стороны, конкуренты, которые смогут вытеснить предприятие за счет более низкой цены вынудят предприятие снизить цены, что, в конечном итоге приведет к снижению прибыли предприятия. Для того, чтобы избежать подобной ситуации необходимо предприятию ориентироваться в работе не на низкие издержки, как конкурентное преимущество, а на конкурентное преимущество более высокого порядка – продажа качественной продукции по доступным ценам. В данном аспекте предприятию необходима будет также маркетинговая поддержка, которая будет заключаться в том, что будут во всех СМИ проводить мероприятия по продвижению продукции предприятия, пропаганде ее полезности и качества для здоровья потребителя.
Для того, чтобы появившиеся новые виды продукции не вытеснили продукцию предприятия необходимо постоянно совершенствовать рецептуру сырья, а также исследовать потребительские предпочтения по продукции предприятия, активизировать маркетинговую деятельность в плане проведения дегустаций новой продукции.
Для того чтобы определить экономический эффект от предлагаемых мероприятий определим возможный уровень ущерба от выявленных видов риска, а также определим затраты на предлагаемые мероприятия.
Возможный уровень ущерба – это потенциальный доход от предлагаемых мероприятий, сравнение дохода с затратами даст возможность определить экономический эффект от предлагаемых мероприятий и их эффективность.
Возможный ущерб от выявленных факторов риска определяем на основе экспертных оценок специалистов предприятия и специалистов, работающих в данной отрасли.
Снижение платежеспособного спроса оценивается в 15% от реализации, так как по опыту аналогичных предприятий при увеличении цены спрос на продукцию снижается на 15%, что выражается в снижении дохода предприятия на 15%, создавать резерв денежных средств в рублях и валюте.
Затруднение транспортного сообщения оценивается в 10%, так как вероятность такой ситуации минимальная.
Таблица 7
Определение возможного ущерба от риска
Виды рисков Методы компенсации риска Возможный ущерб Расчет возможного ущерба, тыс. руб. 1.Уменьшение платежеспособного спроса Заключение договоров на поставку хлебной продукции с крупными организациями 15% от уровня реализации 2961066 *15/100%= 444160 2.Появление альтернативного продукта Улучшение качества 10% от уровня реализации 2961066*10%/100% = 296107 3.Усиление конкуренции на рынке Разработка привлекательного предложения для покупателей продукции предприятия 20% от уровня реализации, 2961066*20%/100%=888320 4.Увеличение цен на импортное сырье Создание резерва 50% в рублях 50% в валюте 15% к затратам предприятия на материалы 1453510*15%/100% = 218027 5. Затруднение транспортного сообщения в связи с анклавностью Калининградской области Создание запасов сырья и материалов 10% от уровня материальных запасов 1361737*10%/100%= 136174 Что касается оценки риска появления альтернативного продукта, то он оценивается как 10%, так как именно 10% потребителей склонны к изменению своих предпочтений в поиске более качественной продукции.
Увеличение конкуренции является наиболее сильным фактором, так как рынок хлебной продукции является высоко конкурентным. Барьеры для входа новых конкурентов не столь высоки. Для производства хлеба могут быть организованы, как крупные, так и мелкие предприятия, которые не требуют значительных вложений капитала.
Увеличение цен на импортное сырье оценивается в 15%, так как это соответствует средней динамике падения курса рубля за последний период. Предприятию необходимо улучшать отношения с поставщиками сырья в Калининградской области.
3.2. Оценка эффективности мероприятий по снижению риска
В результате предлагаемых мероприятий возможный риск потерь будет нейтрализован, поэтому эффект от данных мероприятий определим как разницу между возможным ущербом и затратами на предлагаемые мероприятия в таблице 8.
Таблица 8
Экономический эффект от предлагаемых мероприятий
Вид,
сущность риска Расчет возможного ущерба, тыс. руб. Сумма затрат, тыс. руб. Экономический эффект, тыс. руб. 1.Уменьшение платежеспособного спроса 444160 324150 120010 2.Появление альтернативного продукта 296107 231542 64565 3.Усиление конкуренции на рынке 888320 185452 702868 4.Увеличение цен на импортное сырье 218027 156129 61898 5. Затруднение транспортного сообщения в связи с анклавностью Калининградской области 136174 120000 120010 Итого 1982788 1017273 965515 Таким образом, общий объем нейтрализуемого ущерба составляет 1982788 тыс. руб., затраты на предлагаемые мероприятия составят 1017273 тыс. руб., а экономический эффект от предлагаемых мероприятий составит 965515 тыс. руб.
Расчет экономической эффективности от предлагаемых мероприятий осуществляется по следующей формуле:
Экономическая эффективность = Экономический эффект/Затраты *100%
Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий приведена в таблице 9.
Таблица 9
Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий
Виды рисков Сумма затрат, тыс. руб. Экономический эффект, тыс. руб. Экономическая эффективность, % 1.Уменьшение платежеспособного спроса 324150 120010 37,02 2.Появление альтернативного продукта 231542 64565 27,88 3.Усиление конкуренции на рынке 185452 702868 379,00 4.Увеличение цен на импортное сырье 156129 61898 39,65 5. Затруднение транспортного сообщения в связи с анклавностью Калининградской области 120000 120010 13,48 Итого 1017273 965515 94,91 На основании данных таблицы 9 видно, что общая эффективность предлагаемых мероприятий составляет 94,91%.
Таким образом, предлагаемые мероприятия эффективны и рекомендуются к внедрению.
Заключение
Для развития своей деятельности предприятие постоянно совершенствует производимую продукцию и технологию, расширяет ассортимент продукции, при этом учитываются спрос и особенности предложения потребителям.
ОАО «Первый хлебозавод» поставляет продукцию по всей России, а не только осуществляет производство в Калининграде и области.
Его преимущество в основном заключается в доступных ценах, разработанной политики продвижения, наличие собственности сети продаж.
Активное участие в государственных заказах позволил бы увеличить спрос на продукцию предприятия. Для достижения данной цели предприятию необходимо соблюдение государственных требований к качеству своей продукции.
Полученный доход от возросшего объема производства позволит предприятия и далее улучшать качество продукции и его ассортимент, а также увеличить свою географическую экспансию в другие регионы России.
По мере освоения российского рынка прибыль предприятия вырастет, но невысокий уровень рентабельности и не разработанная политика позиционирования будут являться препятствием для продвижения на общероссийский рынок.
Регулирование государством цен на хлебную продукцию не позволит увеличивать рентабельность и расширять значительно производства.
Конкуренты не смогут сравниваться с предприятием за счет высокого имиджа предприятия и его установленных связей с партнерами.
В итоге можно сделать вывод, что значительные возможности предприятию предоставляет взаимодействие с государством, которое увеличивает доход, но ограничивает рост рентабельности предприятия, что не позволит предприятию в перспективе провести широкую экспансию в регионы.
Список литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ, ред. от 29.12.2017 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. [Электронный ресурс] . – Электрон. дан. – [М., 2008]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Батырмурзаева З.М. Управление финансовыми рисками обеспечит устойчивый рост предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2017. - №4-1. - С. 387-390.
Бахтин М.М. Развитие риск-менеджмента: Учебник [Текст] – М.: Эксмо, 2017. – 364 с.
Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2018. – 215 с.
Бочаров С.Г. Мониторинг и контроль финансовых рисков: учебник [Текст] – М.: Книга, 2017. – 356 с.
Долгов К.М. Формирование информационной базы управления финансовыми рисками: учебник [Текст] – М.: Просвещение, 2017. – 248 с.
Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности: учебник. [Текст]– 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис, 2018. – 368 с.
Дыхова А.Л. Финансовая система России и проблемы модернизации экономики [Текст] / А.Л.Дыхова // Экономика,статистика и информатика.-2018.-№6.-с.37-41.
Капустин П.И. Классификация методов управления рисками: учеб[Текст] – М.: Эксмо, 2018. – 272 с.
Киреева Н.В. Экономический и финансовый анализ Учебное пособие [Текст]– Высшее образование Бакалавриат/ Н.В. Киреева, М.: Инфра-М, 2018. – 293 с.
Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Анализ баланса, или как понимать баланс: учебно-практическое пособие. [Текст] – М.: Проспект (ТК Велби), 2017. – 784 с.
Козлова Г.В. Управление рисками, а не исключение рисков // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. - 2017. - №3(22). - С. 95-98.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие [Текст] / Л.С. Сосненко, Е.Н. Свиридова, И.Н. Кивелиус. – М.: КНОРУС, 2017. –252 с.
Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Экономический анализ хозяйственной деятельности. [Электронный учебник]. – М.: КноРус, 2018. – CD.
Панюкова В.В. Риски и возможности продажи франшизы // Управление продажами. - 2012. - №5. - С. 304-310.
Панюкова В.В. Управление продажами франшиз в условиях межгосударственной интеграции // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - №1. - С. 83-90.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. [Текст] – М.: ИНФРА-М, РИОР, 2017. – 284 с. 38. Чернышева Ю. Г., Кочергин А. Л. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. [Текст] Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 443 с.
Финансы. Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] - М.: 2018. - 496 с.
Фокин Г.В. Менеджмент интеллектуальной собственности // Репутациология. - 2011. - №5-6. - С. 43-47.
Приложения
Приложение 1
Этапы и методы управления рисками при принятии управленческих решений
Приложение 2
Данные по затратам за 2017 год
Приложение 3
Отчет о финансовых результатах Общества, тыс. руб.
Приложение 4
Сведения об уплаченных обществом налогов и иных платежей и сборов во внебюджетные фонды за отчетный год и о задолженности общества во внебюджетные фонды (руб.)
Ермасова Н.Б. Риск-менеджмент организации. – М.: Дашков и Ко, 2018, с. 7-8.
Филина Ф.Н. Риск-менеджмент. – М.: ГроссМедиа, 2018, с. 15.
Воробьев С.Н., Балдин К.В. Управление рисками в предпринимательстве. – М.: Дашков и Ко, 2018, с. 9.
Энциклопедия финансового риск-менеджмента. Под редакцией А.А. Лобанова, А.В. Чугунова. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2018, с. 7.
Энциклопедия финансового риск-менеджмента. Под редакцией А.А. Лобанова, А.В. Чугунова. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2018, с. 23.
1
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ, ред. от 29.12.2017 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. [Электронный ресурс] . – Электрон. дан. – [М., 2008]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Батырмурзаева З.М. Управление финансовыми рисками обеспечит устойчивый рост предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2017. - №4-1. - С. 387-390.
3. Бахтин М.М. Развитие риск-менеджмента: Учебник [Текст] – М.: Эксмо, 2017. – 364 с.
4. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2018. – 215 с.
5. Бочаров С.Г. Мониторинг и контроль финансовых рисков: учебник [Текст] – М.: Книга, 2017. – 356 с.
6. Долгов К.М. Формирование информационной базы управления финансовыми рисками: учебник [Текст] – М.: Просвещение, 2017. – 248 с.
7. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности: учебник. [Текст]– 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис, 2018. – 368 с.
8. Дыхова А.Л. Финансовая система России и проблемы модернизации экономики [Текст] / А.Л.Дыхова // Экономика,статистика и информатика.-2018.-№6.-с.37-41.
9. Капустин П.И. Классификация методов управления рисками: учеб[Текст] – М.: Эксмо, 2018. – 272 с.
10. Киреева Н.В. Экономический и финансовый анализ Учебное пособие [Текст]– Высшее образование Бакалавриат/ Н.В. Киреева, М.: Инфра-М, 2018. – 293 с.
11. Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Анализ баланса, или как понимать баланс: учебно-практическое пособие. [Текст] – М.: Проспект (ТК Велби), 2017. – 784 с.
12. Козлова Г.В. Управление рисками, а не исключение рисков // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. - 2017. - №3(22). - С. 95-98.
13. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие [Текст] / Л.С. Сосненко, Е.Н. Свиридова, И.Н. Кивелиус. – М.: КНОРУС, 2017. –252 с.
14. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Экономический анализ хозяйственной деятельности. [Электронный учебник]. – М.: КноРус, 2018. – CD.
15. Панюкова В.В. Риски и возможности продажи франшизы // Управление продажами. - 2012. - №5. - С. 304-310.
16. Панюкова В.В. Управление продажами франшиз в условиях межгосударственной интеграции // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - №1. - С. 83-90.
17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. [Текст] – М.: ИНФРА-М, РИОР, 2017. – 284 с. 38. Чернышева Ю. Г., Кочергин А. Л. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. [Текст] Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 443 с.
18. Финансы. Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] - М.: 2018. - 496 с.
19. Фокин Г.В. Менеджмент интеллектуальной собственности // Репутациология. - 2011. - №5-6. - С. 43-47.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы лежат в основе менеджмента риска?
Основой менеджмента риска являются сущность и значение анализа рисков организации, которые помогают определить потенциальные угрозы и разработать стратегии и меры по управлению ими.
В чем состоит сущность и значение анализа рисков организации?
Анализ рисков организации позволяет определить возможные угрозы, которые могут воздействовать на предприятие, а также оценить их вероятность и потенциальные последствия. Это позволяет разработать эффективные стратегии и меры по снижению рисков и обеспечить экономическую безопасность предприятия.
Каковы основные существующие системы анализа рисков?
Одной из основных систем анализа рисков является методика SWOT-анализа, которая позволяет определить сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы, с которыми оно может столкнуться. Другой системой анализа рисков является PEST-анализ, который позволяет оценить политические, экономические, социальные и технологические факторы, влияющие на предприятие.
Как производится анализ внешних рисков организации?
Анализ внешних рисков организации включает оценку факторов, которые находятся за пределами контроля предприятия и могут оказывать влияние на его деятельность. Это могут быть политические, экономические, социальные или технологические факторы. Для проведения анализа используются такие методы, как PEST-анализ и анализ промышленной среды.
Какие мероприятия можно предложить для снижения рисков предприятия?
Для снижения рисков предприятия можно предложить ряд мероприятий, таких как разработка и внедрение системы управления рисками, диверсификация производства, улучшение системы контроля и аудита, заключение страховых договоров и так далее. Важно также проводить регулярную оценку эффективности принятых мероприятий и корректировать стратегии управления рисками в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Какие основные принципы менеджмента риска существуют?
Основные принципы менеджмента риска включают следующие: определение целей и задач, идентификация и оценка рисков, разработка стратегии управления рисками, внедрение мер по управлению рисками, мониторинг и контроль эффективности принятых мер.
Какую роль играет анализ рисков в организации?
Анализ рисков позволяет идентифицировать потенциальные угрозы и возможности для организации, провести оценку их возможных последствий, разработать стратегию по управлению рисками и принять необходимые меры для минимизации рисков и повышения экономической безопасности предприятия.
Какие системы анализа рисков существуют?
Существуют различные системы анализа рисков, такие как системы качественного анализа рисков, системы количественного анализа рисков и системы комбинированного анализа рисков. Каждая из этих систем имеет свои преимущества и недостатки и выбор конкретной системы зависит от специфики организации и ее потребностей.
Какие меры по снижению рисков могут быть применены на предприятии?
На предприятии можно применить различные меры по снижению рисков, такие как разработка и внедрение стандартов и процедур безопасности, обучение сотрудников по вопросам безопасности и управления рисками, использование специализированного оборудования и технологий, заключение страховых договоров и др.