Организация обеспечения безопасности персонала

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 36 36 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 07.03.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1 Теоретические основы и нормативно-правовое регулирование процесса обеспечения экономической безопасности персонала 4
2 Комплексная оценка состояния безопасности предприятия 12
2.1 Финансовая составляющая экономической безопасности предприятия 12
2.2 Производственная составляющая экономической безопасности предприятия 15
2.3 Кадровая составляющая экономической безопасности предприятия 18
2.4 Составляющая физической защищенности экономической безопасности предприятия 21
2.5 Выводы по оценке экономической безопасности предприятия и эффективности работы службы экономической безопасности 24
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию организации обеспечения безопасности предприятия персонала 26
Заключение 34
Список используемых источников 36

Фрагмент для ознакомления

Также рассмотрим перспективы введения электронного документооборота в ООО «КАВЗ» и особенностей применения человеческих ресурсов при его внедрении в контексте экономической безопасности ООО «КАВЗ».Электронный документооборот – это система, некий механизм по работе с документами в электронном формате, что тесно связано с понятием «безбумажного делопроизводства». Современные исследователи (Дашкова Е.В.[3], Полущина Л.В.[11]Курченов К.Б. [9]и др.) выделяют следующие положительные особенности принципа работы вышеуказанного механизма: 1) упрощение регистрации любого документа, что позволяет быструю идентификацию; 2) создание единой базы и сервера для хранения информационных ресурсов предприятия, которая исключает повтора/дублирования документации; 3) быстрый обмен электронными данными, их корректировка и упрощенный доступ к даннымОчевидно, что подобные технологии значительно упрощают организацию любого предприятия. В этой связи, на основе анализируемой литературы[10, С. 185] можно выделить следующие задачи электронного документооборота: обеспечение упрощенного управления предприятием на различных уровнях; накопление и грамотное использование информационных данных; создание условий формализации и персонализации трудовой деятельности данных каждого сотрудника; оптимизация стратегических планов предприятия и бизнес – процессов. Исходя из современных исследовательских данных, можно заключить, что в настоящее время существует ранжированная система видов электронных систем документооборота. Становится очевидным, что в век высоких технологий грамотное использование электронных ресурсов является важной составляющей любой организации. Исследователи выявляют корреляцию успешности предприятия от умения грамотно и эффективно обрабатывать электронные данные.Речь идет о том, что электронный документооборот выполняет и информационно - мотивирующую функцию – обеспечение необходимыми информационными данными сотрудников и возлагаемых на них обязанностей. Отметим, что в настоящее время внедрение электронного документооборота в полной мере регламентируется со стороны законодательной базы, нормативно – правовых актов. Можно заключить, что при законном и грамотном использовании ресурсов электронного документооборота, организация сокращает трудовое время и силы на обработку информации, за счет повышения уровня оперативности обработки данных и информации. Рассматривая феномен экономической безопасности, стоит акцентировать внимание на том, что исследователи идентифицируют его с точки зрения следующих позиций[2]: экономической безопасности предприятия как одной из важнейших составляющих корпоративной безопасности, финансово – производственных отношений, различного рода ресурсов организацииэкономической успешности предприятия, которая рассматривается неразрывно от правовой, финансовой, кредитной и иной деятельностиуниверсальной структуры экономической безопасности, включающей: финансовую, кадровую и трудовую (интеллектуальную), информационно – технологическую, экологическую, правовую.Авторы Федяинова В.И и Сысо Т.Н. указывают: «Автоматизация электронного документооборота дает организации следующие преимущества[15]: 1) физическое освобождение пространства; 2) снижение издержек на копирование; 3) снижение затрат на доставку информации в бумажном виде; 4) снижение издержек на ресурсы: люди и оборудование; 5) снижение издержек на бумагу; 6) наращивание продуктивности работы: увеличение скорости выполнения работ. Для внедрения электронного документооборота необходимо приобрести программный продукт, привлечь к его внедрению дополнительных 2-х сотрудников»[15, С. 36].Анализ литературы показывает, что одним из важнейших этапов обеспечения экономической безопасности является стратегическое планирование и комплексно – рациональный подход. Иными словами, речь идет о человеческом факторе, а именно об организационно – интеллектуальных способностях руководящих лиц (персоналий) предприятий. Стоит отметить, что именно этому фактору уделяют особое внимание практические большинство современных исследователей в области изучения данной проблемы. Так, как пишет Жильников А.Ю.: «Так же система электронного документооборота имеет свои недостатки. Их стоит брать во внимание при решении о внедрении систем электронного документооборота. Если компания внедряет систему электронного документооборота с самого своего основания, то «стрессов» у сотрудников оно не вызовет. А если решение принимает компания, у которой уже достаточно долгое время действует обычный документооборот, то нужно принимать во внимание то, что реформатирование системы может вызвать ряд «стрессов» у сотрудников». Поэтому актуальное значение приобретает проведение предварительного обучения персонала навыкам работы с системой электронного документооборота.Переход к электронным видам документов и учетов деятельности предприятий имеет не только положительные стороны. Речь идет о потенциальной угрозе данных. Специалисты по информационной безопасности выделяют ряд следующих потенциальных угроз: угрозы реализуемые в ходе загрузки системы (перехват управления загрузкой) и угрозы, которые могут быть реализуемы после загрузки – уничтожение, копирование базы данных. Примечательным оказывается тот факт, что успешность внедрения электронного оборота и информационных ресурсов в целом в настоящее время определяется, в первую очередь, именно политикой компании, уровнем человеческого потенциала, особенностями стратегического планирования и другими факторами. Безусловно, переход к конвертации бумажных данных в электронные значительно упрощают деятельность предприятия. Однако, многие источники апеллируют к тому, что не все предприятия готовы поддерживать моральную и правовую сторону документооборота, предпочитая экономить на данных программах. Огромную степень значимости, по нашему мнению, можно считать специфику защиты электронных данных. Помимо мониторинга и констатации угрозы, необходим ряд комплектных мер, реализуемых предприятием, в т.ч: 1) систематический контроль используемого программного обеспечения и его обновление; 2) своевременная регистрация и отчет событий; 3) криптографичность данных; 4) антивирусная программа защиты.Стоит отметить, что в повышенном уровне защиты электронных данных нуждаются не только предприятия различного типа, но и государственные организации, оказывающие гос. услуги. Отмечается, что в данном случае, последствия могут носить необратимый характер, сопровождаясь правовыми последствиями, которые могут неблагоприятно сказаться как на гражданине, так и на юридическом лице. Составим матрицу рисков для структурного подразделения – отдел кадров.Рисунок6 - Матрица рисков для структурного подразделения – отдел кадровОрганизационные меры, обеспечивающие реализацию программы экономической безопасности персонала, предполагают:- создание координационного центра во главе с руководителем организации, оперативным органом которого является служба безопасности;- разработку и утверждение приказом по организации нормативно-методического обеспечения программы;- внедрение системы электронного документооборота.Сгруппируем угрозы экономической безопасности персонала и возможные ущербы по уровню риска.Таблица 10 – Вероятность возникновения угрозы и возможные потери при реализации угрозы экономической безопасности персоналаУгрозаВероятность возникновения угрозыПотери при реализации угрозы (тыс. руб.)Средняя стоимость организационных мер защиты (тыс. руб.)1234Угрозы с низким уровнем рискаПовреждение продукции при транспортировке0,15020Потери от брака при производстве продукции0,1250200Угрозы со средним уровнем рискаПотери от сбоев в управлении0,3700100Хищение готовой продукции0,41500100Низкая квалификация персонала0,4600600Угрозы с высоким уровнем рискаХищение Ноу-Хау0,63000300Сбои в работе контрагентами0,6450500Хищение комплектующих, инструментов0,9600150Суммарная стоимость защитных мер по угрозам составляет = 1970 тыс. руб.Совокупный предотвращенный ущерб = 7150 тыс. руб.Если предположить вероятность наступления угроз с высоким уровнем риска, то возможный понесенный ущерб составит = 4050 тыс. руб.ЧФК при организационных мерах = 7150/(1970+4050)=1,19Значение ЧВК выше 1, следовательно, можно сделать вывод об эффективности предлагаемых организационных мер защиты экономической безопасности персонала на анализируемом предприятии.ЗаключениеВ условиях влияния мирового экономического кризиса, переход к рыночной экономике сопряжен со сложностью сохранения субъектов хозяйствования и необходимостью их защиты самими субъектами. Процессы, протекающие в социально-экономической сфере в связи с изменением экономической системы, ее адаптацией к современным условиям, выдвигают на первый план проблему экономической безопасности (далее − безопасности), поэтому вопрос ее обеспечения должен занять ключевое место при принятии управленческих решений.В работе была проведена оценка экономической безопасности ООО «КАВЗ». ООО "Кавз" зарегистрирована 19 июня 2003 г. регистратором Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кургану. Юридический адрес ООО "Кавз" - 640008, Курганская область, город Курган, Автозаводская улица, 5. Основным видом деятельности является «Производство автобусов и троллейбусов».Наблюдается покрытие собственными оборотными средствами имеющихся у организации запасов, поэтому финансовое положение ООО «КАВЗ» можно характеризовать как абсолютно устойчивое. Рентабельность собственного капитала за 2018 год демонстрирует вполне соответствующее нормальному значение. ООО "КАВЗ" находится в зоне риска, существует маленькая вероятность банкротства. В соответствии со спецификой предприятия, фактических и нормативных значений его производственных показателей, величины их отклонения от барьерных (пороговых) значений индикаторов экономической безопасности, состояние предприятия можно охарактеризовать как нормальное, когда индикаторы экономической безопасности находятся в пределах пороговых значений, а степень использования имеющегося потенциала приближена к технически обоснованным уровням загрузки оборудования и площадей..К положительным моментам с точки зрения кадровой безопасности следует отнести отсутствие случаев задержек с выплатой заработной платы, что может явиться причиной социальной напряженности. Система оплаты труда предусматривает, что 75% среднемесячной заработной платы работников составляет основная заработная плата, 25% – дополнительная заработная плата. Такое соотношение обеспечивает стимулирование работников с учетом объемов и сложности выполняемых работ.Таким образом, мы можем прийти к заключению, что ООО "КАВЗ" заинтересовано в трансформации требований к хранению данных, документационной отчетности, порядку использования информационных ресурсов, баз и данных. Важная роль отводится человеческому фактору, в том числе обучению сотрудников в условиях перехода к системе электронного документооборота. Решение проблем электронного документооборота требует комплексного подхода. Иными словами, безопасность предприятия в контексте реализации информационных программ по хранению, обработки данных организации должна соответствовать всем нормативно – правовым требованиям и актам Особое внимание следует уделять защите данных, обеспечению их обновления путем актуализации.Список используемых источниковБланк И. А. Управление финансовой безопасностью предприятия. К.: Эльга, Ника-Центр, 2014. − 784 с.Гальфанов М.Т. Организационно – методический инструментарий оценки детерминант и обеспечения экономической безопасности предприятия// Социально – экономические явления и процессы. Тамбов. - 2013. - №8.Дашкова Е.В., Иванушкина Е.Б., Лантранов О.И. Документационное обеспечение управления социально – культурным сервисом и туризмом. Шахты. 2009. - 276 с.Закирова А.Р. Сущность и функции службы управления персоналом // В сборнике: Роль социально-экономической науки в обеспечении продовольственной безопасности страны материалы Международной научно-практической конференции. Казанский государственный аграрный университет. - 2018. - С. 42-46. Иванова Е.А. Электронный документооборот как форма современного делопроизводства//Гуманитарий Юга России. - 2017. - Т.23.,№1. - С.196-206. Касперович С. А., Дербинская Е. А. Экономическая безопасность предприятия: сущность, цели и направления обеспечения // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. - 2016. - №7 (189). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-predpriyatiya-suschnost-tseli-i-napravleniya-obespecheniyaКлычова Г.С., Камилова Э.Р. Кадровый аудит: цель, задачи, процедуры проведения // В сборнике: Устойчивое развитие сельского хозяйства в условиях глобальных рисков Материалы научно-практической конференции. - 2016. - С. 420-424. Клычова Г.С., Закирова А.Р., Юсупова А.Р., Клычова А.С. Основные направления оценки корпоративной социальной ответственности бизнеса // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2018. - Т. 13. № 3 (50). - С. 129- 133. Курченков К.Б. Электронный документооборот. Критерии разработки систем электронного документооборота// Вестник Воронежского ин-та высоких технологий. - 2014. - № 12. - С. 102-106. Нуреева И.Ф., Ханова И.М. Развитие продовольственного рынка как условие обеспечения продовольственной безопасности // В сборнике: Продовольственная безопасность в контексте новых идей и решений − 2017. − С. 185-187.Полущина Л.В. Внедрение системы электронного документооборота//Современные технологии делопроизводства и документооборота. - 2015. - №4. - С.41-59. Проблемы и перспективы развития теории и практики современного менеджмента: Сборник трудов участников международной научно-практической конференции, 30-31 мая 2019 г. / Под ред. В.В. Некрасовой, А.А. Горбачевой – Ростов н/Д: ЮРИУ РАНХиГС, 2019. – 246 с.Субаева А.К., Мавлиева Л.М. Готовность кадров к восприяти и внедрению современной техники и технологий в сельскохозяйственное производство.- 2018. - Т. 13. № 3 (50). - С. 147-150. Фахретдинова Э.Н., Клычова Г.С. Влияние развития информационных технологий на методику бухгалтерского учета малых предприятий // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2017. - Т. 12. № 3. - С. 129-132.Федяинова В.И., Сысо Т.Н. Электронный документооборот: технологии внедрения и способ оптимизации бизнес – процедур// Вестник Омского университета. Серия «Экономика».- 2012. - №4. - С. 36-44. Фирсова О.А. Экономическая безопасность предприятия [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Фирсова О.А.— Электрон.текстовые данные.— Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2014.— 165 c. Ханова И.М., Гильмутдинова Р.А. Финансовое прогнозирование как элемент управления рисками в условиях обеспечения экономической безопасности предприятия // В сборнике: Экономическая безопасность: состояние и перспективы Материалы международной научной конференции. − 2018. − С. 365-368.Шлендер П.Э. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 304 с.


1. Бланк И. А. Управление финансовой безопасностью предприятия. К.: Эльга, Ника-Центр, 2014. − 784 с.
2. Гальфанов М.Т. Организационно – методический инструментарий оценки детерминант и обеспечения экономической безопасности предприятия// Социально – экономические явления и процессы. Тамбов. - 2013. - №8.
3. Дашкова Е.В., Иванушкина Е.Б., Лантранов О.И. Документационное обеспечение управления социально – культурным сервисом и туризмом. Шахты. 2009. - 276 с.
4. Закирова А.Р. Сущность и функции службы управления персоналом // В сборнике: Роль социально-экономической науки в обеспечении продовольственной безопасности страны материалы Международной научно-практической конференции. Казанский государственный аграрный университет. - 2018. - С. 42-46.
5. Иванова Е.А. Электронный документооборот как форма современного делопроизводства//Гуманитарий Юга России. - 2017. - Т.23.,№1. - С.196-206.
6. Касперович С. А., Дербинская Е. А. Экономическая безопасность предприятия: сущность, цели и направления обеспечения // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. - 2016. - №7 (189). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-predpriyatiya-suschnost-tseli-i-napravleniya-obespecheniya
7. Клычова Г.С., Камилова Э.Р. Кадровый аудит: цель, задачи, процедуры проведения // В сборнике: Устойчивое развитие сельского хозяйства в условиях глобальных рисков Материалы научно-практической конференции. - 2016. - С. 420-424.
8. Клычова Г.С., Закирова А.Р., Юсупова А.Р., Клычова А.С. Основные направления оценки корпоративной социальной ответственности бизнеса // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2018. - Т. 13. № 3 (50). - С. 129- 133.
9. Курченков К.Б. Электронный документооборот. Критерии разработки систем электронного документооборота// Вестник Воронежского ин-та высоких технологий. - 2014. - № 12. - С. 102-106.
10. Нуреева И.Ф., Ханова И.М. Развитие продовольственного рынка как условие обеспечения продовольственной безопасности // В сборнике: Продовольственная безопасность в контексте новых идей и решений − 2017. − С. 185-187.
11. Полущина Л.В. Внедрение системы электронного документооборота//Современные технологии делопроизводства и документооборота. - 2015. - №4. - С.41-59.
12. Проблемы и перспективы развития теории и практики современного менеджмента: Сборник трудов участников международной научно-практической конференции, 30-31 мая 2019 г. / Под ред. В.В. Некрасовой, А.А. Горбачевой – Ростов н/Д: ЮРИУ РАНХиГС, 2019. – 246 с.
13. Субаева А.К., Мавлиева Л.М. Готовность кадров к восприяти и внедрению современной техники и технологий в сельскохозяйственное производство.- 2018. - Т. 13. № 3 (50). - С. 147-150.
14. Фахретдинова Э.Н., Клычова Г.С. Влияние развития информационных технологий на методику бухгалтерского учета малых предприятий // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2017. - Т. 12. № 3. - С. 129-132.
15. Федяинова В.И., Сысо Т.Н. Электронный документооборот: технологии внедрения и способ оптимизации бизнес – процедур// Вестник Омского университета. Серия «Экономика».- 2012. - №4. - С. 36-44.
16. Фирсова О.А. Экономическая безопасность предприятия [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Фирсова О.А.— Электрон.текстовые данные.— Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2014.— 165 c.
17. Ханова И.М., Гильмутдинова Р.А. Финансовое прогнозирование как элемент управления рисками в условиях обеспечения экономической безопасности предприятия // В сборнике: Экономическая безопасность:

Вопрос-ответ:

Что такое экономическая безопасность предприятия?

Экономическая безопасность предприятия - это состояние его защищенности от экономических угроз, которое позволяет обеспечить устойчивое и эффективное функционирование организации.

Какие составляющие влияют на безопасность предприятия?

Безопасность предприятия зависит от финансовой, производственной, кадровой и физической составляющих.

Как финансовая составляющая влияет на экономическую безопасность предприятия?

Финансовая составляющая включает оценку финансового состояния предприятия, оценку его финансовых рисков и разработку финансовых механизмов для обеспечения безопасности.

Как производственная составляющая влияет на экономическую безопасность предприятия?

Производственная составляющая включает оценку и управление производственными рисками, контроль за процессами производства и обеспечение надежности производственных систем.

Что входит в кадровую составляющую экономической безопасности предприятия?

Кадровая составляющая включает оценку потенциала персонала, определение перспектив развития кадровой политики и разработку мер по обеспечению безопасности персонала.

Какие основные принципы организации обеспечения безопасности персонала существуют?

Основными принципами организации обеспечения безопасности персонала являются: проведение анализа угроз и определение рисков, разработка и внедрение системы безопасности, обучение и информирование персонала, проведение мониторинга и контроля, создание системы мотивации и поощрения.

Какими нормативно-правовыми актами регулируется процесс обеспечения экономической безопасности персонала?

Процесс обеспечения экономической безопасности персонала регулируется такими нормативно-правовыми актами, как Трудовой кодекс РФ, закон "О защите прав потребителей", закон "О трудовой миграции", закон "О государственной тайне" и другими правовыми актами, касающимися трудовых отношений и защиты прав работников.

Каким образом осуществляется комплексная оценка состояния безопасности предприятия?

Комплексная оценка состояния безопасности предприятия осуществляется путем анализа финансовой, производственной, кадровой и физической составляющих экономической безопасности предприятия. Проводятся исследования с учетом рисков и угроз, осуществляется контроль и мониторинг, а также проводятся специальные аудиты безопасности.

Какие составляющие входят в финансовую составляющую экономической безопасности предприятия?

Финансовая составляющая экономической безопасности предприятия включает в себя контроль за финансовыми ресурсами, а также за управлением и использованием финансовых средств предприятия. К ней также относятся меры по предотвращению финансовых махинаций, коррупции и несанкционированного доступа к финансовым данным.

Какую роль играет кадровая составляющая в обеспечении экономической безопасности предприятия?

Кадровая составляющая является одной из ключевых составляющих обеспечения экономической безопасности предприятия. Она включает в себя правильный подбор и адаптацию сотрудников, их обучение и повышение квалификации, организацию системы мотивации и контроля, а также соблюдение прав работников и выполнение требований трудового законодательства.

Какие теоретические основы и нормативно-правовое регулирование существуют в обеспечении экономической безопасности персонала?

Теоретические основы обеспечения экономической безопасности персонала основываются на принципах общей безопасности, а также на понятии и принципах экономической безопасности. Нормативно-правовое регулирование в данной области осуществляется через законы, постановления, инструкции и другие нормативные акты, регулирующие деятельность предприятий по обеспечению безопасности персонала.

Как осуществляется комплексная оценка состояния безопасности предприятия?

Комплексная оценка состояния безопасности предприятия включает анализ финансовой, производственной, кадровой и физической составляющих экономической безопасности предприятия. Для этого применяются различные методы и инструменты, такие как аудит безопасности, оценка рисков, анализ статистических данных и др. На основе результатов оценки разрабатываются меры по обеспечению безопасности персонала на предприятии.