Статистический анализ влияния иностранных инвестиций на экономическую безопасность России
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 07.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Теоретические основы иностранного инвестирования 6
1.1 Понятие иностранных инвестиций 6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение защиты иностранных инвестиций 10
2 Экономическая безопасность России и иностранные инвестиции 14
2.1 Анализ проблем, характерных для российской политики стимулирования иностранных инвестиций в развитие российской экономики.. 14
2.2 Инвестиционные споры и методы их правового урегулирования 17
3 Приоритетные направления по совершенствованию регулирования иностранного инвестирования 25
Заключение 30
Список использованной литературы 34
В частности, это нехватка координации между различными органами власти на федеральном уровне, которая приводит к тому, что скорость осуществления решения заметно замедляется, тем самым уменьшается эффективность функционирования рынка. Серьезной проблемой является отсутствие разъясняющих подзаконных актов при принятии законов и других нормативных документов. Эта практика может ухудшать правовое поле в целом, порождая неопределенность и возможность двоякого толкования. Отрицательными факторами, с которыми сталкивается международный капитал, являются наличие высоких административных барьеров, выборочное применение законов и использование устаревших норм.
Данные факторы существовали и до введения ограничений, но в условиях действия санкций изменения в области правового регулирования являются стимулом привлечения иностранных инвестиций, обеспечивающим их безопасность. К таким мерам, которые могут помочь в обеспечении безопасности для иностранных инвестиций и создании более приемлемых условиях их функционирования, можно отнести:
1. Уменьшение административной нагрузки, с помощью сокращения бюрократических процедур. Определенные инициативы уже реализуются властями в этой сфере, но они носят ограниченный характер.
2. Реализация механизмов по повышению прозрачности и эффективности нормативно-правовой базы с помощью ликвидации «выборочного действия» правовой системы и создания одинаковых условий для всех участников. Меры по устранению возможности неточного толкования законов и создания искусственных барьеров со скрытыми требованиями для иностранных инвесторов;
3. Упрощение привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в области миграционного законодательства, это необходимо, для использования международного опыта, технологий и знаний в проектах на территории РФ.
Важным в сложившихся условиях представляется проведение определенных мероприятий в налогообложении иностранных компаний, которые могут привести к большему притоку капитала. Налоговое регулирование иностранных компаний должно быть понятным и доступным, необходимо исключить возможность двойного толкования норм и включить детальную регламентацию всех аспектов налогообложения. Положительное влияние на иностранных инвесторов может оказать введение налоговых льгот: например, введение «налоговых каникул» на срок в два–пять лет для иностранных компаний, способствующих внедрению инноваций, передовой техники и оборудования; освобождение от уплаты НДС импортируемого неконкурирующего оборудования для внедрения инноваций; введение повышенного коэффициента амортизации машин и технологического оборудования, осуществляющих модернизацию производства в сферах высоких технологий.
Высокие административные барьеры на пути привлечения инвестиций также сильно влияют на их приток. Для снижения административных барьеров, мешающих деятельности иностранных инвесторов, можно упростить процедуру регистрации предприятия, выдачи лицензии, сертификации, уменьшить сроки оформления разрешений и других документов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, реализовать принцип «одного окна».
Негативным фактором, который влияет на инвестиционную привлекательность страны, является коррупция. Борьба с коррупцией ведется на протяжение многих лет, это сложная многоплановая работа, которая требует много времени, результаты данной деятельности пока невысоки. Для снижения действия данного фактора необходима строгая регламентация действий чиновников, повышение независимости судебной системы, установление высоких этических стандартов для государственных чиновников, подготовка квалифицированных административных работников и высокие зарплаты госслужащих.
Улучшению инвестиционной привлекательности России также должно способствовать обеспечение доступа российских и зарубежных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях российской экономики. В РФ в 2014 году открылась информационная платформа «Инвестируйте в Россию!», представляющая собой интерактивный ресурс для иностранных инвесторов. Цель платформы – приблизить инвестора к возможному вложению капитала, портал предоставляет базу данных инвестиционных проектов, включая проекты с участием иностранных инвесторов и осуществляет анонсы о новых. В настоящее время крайне важно обеспечить доступ иностранных инвесторов к подобного рода информации. Перед принятием решения о вложение капитала инвестор проводит всесторонний анализ доступной информации об объектах размещения средств, общих условиях, созданных в стране, особенностях функционирования инвестиционной сферы. В связи с этим необходимо иметь информационный ресурс, который соответствует международным стандартам подачи информации, обеспечивает инвестора актуальными и достоверными материалами о проектах, приводит аналитические обзоры, выкладывает бизнес-планы или данные о финансовом положении инвестора.
В условиях антироссийских санкций со стороны Запада особенно актуально развитие торговых и инвестиционных связей с азиатскими партнерами. Россия придает большое значение развитию данного направления инвестиционной политики. Развиваются российско-китайские отношения, Китай является важным экономическим и политическим партнером России. Инвестиционное сотрудничество возможно путем реализации инвестиционных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке, в настоящее время РФ повышает уровень инвестиционной привлекательности Дальнего Востока и Сибири. Принимаются активные меры по развитию инфраструктуры, продвижению имиджа региона, реализации экспортного потенциала, улучшению инвестиционного климата и т. д. Инвестиционное сотрудничество предполагает и взаимодействие с такими организациями, как Банк развития БРИКС, Фонд «Шелковый путь», Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и др.
Заключение
Следовательно, можно подвести следующие итоги.
В целом инвестиции при рыночном подходе к их определению можно определить как процесс, в ходе которого осуществляется преобразование ресурсов в затраты при учете целевых установок инвесторов - получения дохода (эффекта).
Инвестиционная деятельность - это деятельность, которая связана с вложением средств в объекты инвестирования в целях получения дохода (эффекта). ; под инвестиционной деятельностью также понимают вложение инвестиций и осуществление практических действий с целью получения прибыли и (или) достижения другого полезного эффекта.
Инвестиции имеют существенное значение для функционирования и развития экономики. Обеспечивая накопление фондов компаний, производственного потенциала, инвестиции оказывают непосредственное влияние на перспективные и текущие результаты хозяйственной деятельности. При этом инвестирование осуществляться должно в эффективных формах, так как вложение средств в морально устаревшие технологии, средства производства не будет обладать положительным экономическим эффектом. Нерациональное применение инвестиций за собой влечет замораживание ресурсов и как результат сокращение объемов производимой продукции. Таким образом, эффективность применения инвестиций играет существенную роль для экономики: увеличение масштабов инвестирования без достижения определенного уровня его эффективности к стабильному экономическому росту не ведет.
Эффективность использования инвестиций зависит в существенной мере от их структуры. Принято различать общую структуру инвестиций - соотношение между портфельными (финансовыми) и реальными инвестициями; структуру реальных инвестиций, которая является соотношением между инвестициями в оборотный, основной капитал и нематериальные активы; структуру портфельных (финансовых) инвестиций—это соотношение инвестиций в облигации, акции, иные ценные бумаги, а также в активы иных предприятий в общей их величине, а также структуру капитальных вложений, которая в свою очередь разделяется на технологическую, воспроизводственную, отраслевую и территориальную.
Инвестиции по праву могут считаться важнейшей экономической категорией, и они имеют исключительно важное значение как на макро-, так и на микроуровне, и, прежде всего, для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, получения максимальной прибыли и на такой основе решения множества социальных проблем.
Трудность разрешения международных инвестиционных споров обусловливается юридическими коллизиями и многочисленными пробелами в правовом регулировании инвестиционных соглашений, ограниченным доступом к судебно-арбитражной и договорной практике из-за конфиденциального в подавляющем большинстве случаев характера соответствующих документов. Помимо этого, в доктрине нет единого теоретического подхода к определению базовых категорий и понятий, таких как: соглашение (инвестиционный договор); правовая квалификация международной инвестиционной деятельности и ее разнопланового содержания; описание стадий такой деятельности; принадлежность к частному или публичному праву; круг участников инвестиционных споров.
Таким образом, иностранные инвестиции выступают важным элементом развития экономики, перехода ее к инновационному развитию, но Россия на данный момент является одной из менее привлекательных стран по вложению иностранного капитала по ряду причин. Антироссийские санкции, введенные западными странами, спровоцировали вывод иностранного капитала из страны. Санкции повлияли на приток иностранных инвестиций следующим образом: общее неблагоприятное экономическое положение страны воздействовало на привлекательность государства для привлечения инвестиций; запреты на реализацию ПИИ в некоторые отрасли исключают возможность инвестирования в них; произошло снижение имиджа российских компаний в целом и др.
Ограничения стран Запада, касающиеся РФ, обострили проблемы существовавшие и до введения антироссийских санкций как в экономике в целом, так и в сфере привлечения иностранных инвестиций, поэтому необходимо работать над их решением.
Для привлечения иностранных инвестиций в РФ в условиях антироссийских санкций необходимо:
1. Улучшение общего состояния экономики, что требует: увеличения государственных расходов на исследования и технологии; поддержки стартапов и инновационных технологий; финансирования образовательных программ, здравоохранения, развития цифровой экономики; государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; повышения объема инвестиций в объекты инфраструктуры; поддержания никого уровня инфляции, обеспечения устойчивого курса национальной валюты; проведения эффективной бюджетной и долговой политики; ориентации не только на сырьевые отрасли, но и развитие сельского хозяйства, химической промышленности, машиностроения, финансового сектора и др.
2. Внесение изменений в нормативно-правовое регулирование иностранных инвестиций, что включает: снижение административной нагрузки путем сокращения бюрократических процедур; увеличение прозрачности и эффективности нормативно-правовой базы; внесение изменений в законодательные акты, способствующие обеспечению безопасности вложений и гарантирующие соблюдение прав иностранных инвесторов; упрощение привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов.
3. Изменения в сфере налогообложения иностранных компаний, что предусматривает: исключение возможностей двойного толкования налогового законодательства; введение «налоговых каникул» на срок от двух до пяти лет для иностранных компаний, способствующих внедрению инновационных технологий, а также производящих передовую технику и оборудование; освобождение от уплаты НДС импортируемого неконкурирующего оборудования для внедрения инноваций; введение повышенного коэффициента амортизации машин и технологического оборудования, осуществляющих модернизацию производства в сферах высоких технологий.
4. Снижение административных барьеров для иностранного капитала, что заключается в упрощении процедуры регистрации предприятий; упрощении процедуры выдачи лицензий, сертификатов; уменьшении сроков оформления документов, необходимых для реализации инвестиционных проектов; реализации принципов «одного окна».
5. Борьба с коррупцией, заключающаяся в повышении независимости судебной системы; регламентации действий чиновников; подготовке квалифицированных административных работников.
6. Информационное обеспечение инвестиционного процесса за счет формирования единой федеральной информационной системы, представляющей потенциальным инвесторам широкий доступ к информации об инвестиционных проектах на территории России.
7. Активное развитие инвестиционных связей с азиатскими странами, взаимодействие с такими организациями, как Банк развития БРИКС, Фонд «Шелковый путь», Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и др.
Данные мероприятия позволят реализовать эффективную инвестиционную политику, повысить инвестиционную привлекательность России и снизить риски вложения инвестиций, создать необходимые условия для притока иностранных инвестиций в российскую экономику
Список использованной литературы
Соглашения о защите и поощрении капиталовложений : сборник документов / под ред. Ю.Ю. Берестнева М., 2002.
Сеульская конвенция об учреждении МАГИ 1985 г. // Вестник ВАС РФ. 2001. №7 (специальное приложение). С. 92—114.
Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. №4.
Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. // Вестник ВАС РФ. 1997. №8. С. 80. 6. Договор о Евразийском экономическом союзе. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.03.2017).
О прекращении временного применения Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности: распоряжение Президента РФ №84-рп от 04.03.2002 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О некоторых международных договорах, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств: распоряжение Президента РФ № 166-рп от 16.04.2007 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кон- сультантПлюс».
Аскинадзи В.М., Максимова В.М. Инвестиционное дело / В.М. Аскинадзи, В.М. Максимова. – М.: Университетская книга, 2012. – 366 с.
Безлепкина Н.В. Экономический инструментарий государственного регулирования инвестиций // Наука и современность. - 2013. - № 24. - С. 262-266.
Деркач А.А. Теоретико-методологические аспекты инвестиций и государственное регулирование инвестиционной деятельности // Экон. науки. - 2013. - № 105. - С. 21-25.
КолмыковаТ. С. Инвестиционный анализ: учеб. пособие / Т.С. Колмыкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2015. – 207 с.
Лукасевич И.Я. Инвестиции: учебник /И.Я. Лукасевич. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. – 325 с.
Мялкина А. Ф., Оводкова Т. А. К вопросу о процедуре разработки МСФО и введении их в российскую учетную систему // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 11.
Мялкина А. Ф., Оводкова Т. А. МСФО в России - новый шаг на пути к глобализации и интеграции мировой экономики // Международный диалог: восток-запад: мат-лы V Междунар. науч. конф. 25-26 апреля 2014. Республика Македония, 2014.
Хазанович Э. С. Инвестиции: Учеб. пособие / Э. С. Хазанович. – М.: КноРус, 2011. – 320 с.
Янковский К. П. Инвестиции: Учебник / К. П. Янковский. – СПб.: Питер, 2012. – 368 с.
Аскинадзи В.М., Максимова В.М. Инвестиционное дело / В.М. Аскинадзи, В.М. Максимова. – М.: Университетская книга, 2012. – с. 245.
Деркач А.А. Теоретико-методологические аспекты инвестиций и государственное регулирование инвестиционной деятельности // Экон. науки. - 2013. - № 105. - С. 21-25.
Мялкина А. Ф., Оводкова Т. А. МСФО в России - новый шаг на пути к глобализации и интеграции мировой экономики // Международный диалог: восток-запад: мат-лы V Междунар. науч. конф. 25-26 апреля 2014. Республика Македония, 2014.
КолмыковаТ. С. Инвестиционный анализ: учеб. пособие / Т.С. Колмыкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2015. – с. 86.
Деркач А.А. Теоретико-методологические аспекты инвестиций и государственное регулирование инвестиционной деятельности // Экон. науки. - 2013. - № 105. - С. 21-25.
Хазанович Э. С. Инвестиции: Учеб. пособие / Э. С. Хазанович. – М.: КноРус, 2011. – с. 187.
Доклад о мировых инвестициях, 2018 год: инвестиции и новая промышленная политика (издание Организации Объединенных Наций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2018_overview_ru.pdf.
Иностранные инвестиции в российский бизнес упали рекордно с 1990-х [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/12/10/2018/5bc0a88e9a794756f91868da.
Безлепкина Н.В. Экономический инструментарий государственного регулирования инвестиций // Наука и современность. - 2013. - № 24. - С. 262-266.
Лукасевич И.Я. Инвестиции: учебник /И.Я. Лукасевич. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. – с. 46.
Янковский К. П. Инвестиции: Учебник / К. П. Янковский. – СПб.: Питер, 2012. – с. 86.
21
2
1. Соглашения о защите и поощрении капиталовложений : сборник документов / под ред. Ю.Ю. Берестнева М., 2002.
2. Сеульская конвенция об учреждении МАГИ 1985 г. // Вестник ВАС РФ. 2001. №7 (специальное приложение). С. 92—114.
3. Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. №4.
4. Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. // Вестник ВАС РФ. 1997. №8. С. 80. 6. Договор о Евразийском экономическом союзе. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.03.2017).
5. О прекращении временного применения Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности: распоряжение Президента РФ №84-рп от 04.03.2002 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О некоторых международных договорах, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств: распоряжение Президента РФ № 166-рп от 16.04.2007 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кон- сультантПлюс».
7. Аскинадзи В.М., Максимова В.М. Инвестиционное дело / В.М. Аскинадзи, В.М. Максимова. – М.: Университетская книга, 2012. – 366 с.
8. Безлепкина Н.В. Экономический инструментарий государственного регулирования инвестиций // Наука и современность. - 2013. - № 24. - С. 262-266.
9. Деркач А.А. Теоретико-методологические аспекты инвестиций и государственное регулирование инвестиционной деятельности // Экон. науки. - 2013. - № 105. - С. 21-25.
10. КолмыковаТ. С. Инвестиционный анализ: учеб. пособие / Т.С. Колмыкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2015. – 207 с.
11. Лукасевич И.Я. Инвестиции: учебник /И.Я. Лукасевич. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. – 325 с.
12. Мялкина А. Ф., Оводкова Т. А. К вопросу о процедуре разработ-ки МСФО и введении их в российскую учетную систему // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 11.
13. Мялкина А. Ф., Оводкова Т. А. МСФО в России - новый шаг на пути к глобализации и интеграции мировой экономики // Международный диалог: восток-запад: мат-лы V Междунар. науч. конф. 25-26 апреля 2014. Республика Македония, 2014.
14. Хазанович Э. С. Инвестиции: Учеб. пособие / Э. С. Хазанович. – М.: КноРус, 2011. – 320 с.
15. Янковский К. П. Инвестиции: Учебник / К. П. Янковский. – СПб.: Питер, 2012. – 368 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные проблемы возникают при стимулировании иностранных инвестиций в развитие российской экономики?
Одной из основных проблем является недостаточная привлекательность инвестиционного климата в России. Недостаточная правовая защита прав иностранных инвесторов и высокий уровень коррупции устрашают потенциальных инвесторов. Также проблемой является отсутствие прозрачности в экономике и неопределенность в правилах игры.
Какое нормативно-правовое обеспечение защиты иностранных инвестиций существует в России?
В России существует ряд законов и нормативных актов, направленных на защиту прав иностранных инвесторов. Например, Закон Российской Федерации "О иностранных инвестициях в Российской Федерации", который устанавливает правовой режим для иностранных инвестиций. Также действует Закон "О конкуренции", который регулирует вопросы антимонопольной политики и предотвращает недобросовестную конкуренцию.
Как влияют иностранные инвестиции на экономическую безопасность России?
Иностранные инвестиции могут положительно влиять на экономическую безопасность России, так как способствуют развитию экономики, созданию новых рабочих мест, повышению уровня жизни населения. Однако, в случае нарушения прав иностранных инвесторов или возникновения инвестиционных споров, иностранные инвестиции могут стать источником потенциальной угрозы для экономической безопасности страны.
Какие методы правового урегулирования инвестиционных споров существуют?
Существует несколько методов правового урегулирования инвестиционных споров. Одним из них является международное арбитражное разбирательство, при котором спорные вопросы разрешаются в специализированных арбитражных судах. Также часто используется метод национального судебного разбирательства, при котором инвестиционные споры разрешаются в судах страны, в которой возник спор. Еще одним методом является применение международных соглашений о защите и поощрении инвестиций.
Какие основные теоретические основы лежат в основе иностранных инвестиций?
Основные теоретические основы иностранных инвестиций включают понятия непосредственных и косвенных инвестиций, внутренних и иностранных инвестиций, а также теорию прямых и портфельных инвестиций. Непосредственные инвестиции предполагают создание новых предприятий и филиалов за пределами страны инвестора, а косвенные инвестиции связаны с приобретением акций и облигаций иностранных компаний. Внутренние инвестиции – это вложения финансовых ресурсов в предприятия внутри страны, а иностранные инвестиции – вложения капитала за пределами страны инвестора. Теория прямых инвестиций объясняет мотивы инвестирования в создание новых предприятий, а портфельная теория описывает вложения в ценные бумаги иностранных компаний.
Какое законодательство обеспечивает защиту иностранных инвестиций в России?
Защита иностранных инвестиций в России осуществляется на основе законодательных актов, таких как Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и международных договоров, в том числе двусторонних соглашений о взаимной защите и стимулировании инвестиций. Данное законодательство устанавливает правовые гарантии для иностранных инвесторов, включая защиту их собственности, возможность передачи прибыли за границу, право на взимание компенсации при национализации или экспроприации иностранных активов и другие права и обязанности, обеспечивающие стабильность и привлекательность инвестиций в России.
Какое влияние иностранные инвестиции оказывают на экономическую безопасность России?
Иностранные инвестиции могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на экономическую безопасность России. С одной стороны, они могут способствовать развитию отраслей экономики и привлечению новых технологий, что повышает конкурентоспособность страны. С другой стороны, они могут создавать зависимость от иностранных компаний и угрожать национальной безопасности.
Какие проблемы характерны для российской политики стимулирования иностранных инвестиций?
В российской политике стимулирования иностранных инвестиций существуют проблемы, связанные с нестабильностью законодательства, высоким уровнем коррупции и недостаточной защитой инвестиций. Это создает неопределенность для иностранных инвесторов и может отпугнуть потенциальные вложения.
Какие методы правового урегулирования инвестиционных споров существуют?
Существует несколько методов правового урегулирования инвестиционных споров. Один из них - международная арбитражная практика, когда споры рассматриваются в специализированных арбитражных судах. Также можно применять принципы иностранного инвестирования, которые определены в международных договорах и соглашениях. Кроме того, возможно обращение в национальные суды стран-участниц инвестиционного спора.
Что такое иностранные инвестиции и каково их нормативно-правовое обеспечение?
Иностранные инвестиции - это вложение капитала, технологий или знаний иностранного инвестора в экономику России. Их нормативно-правовое обеспечение осуществляется через законы, которые регулируют процедуру вложений, защиту прав инвесторов и разрешение возникших споров. Например, в России действует Закон о иностранных инвестициях и другие нормативные акты.
Какие теоретические основы можно использовать для анализа влияния иностранных инвестиций на экономическую безопасность России?
Для анализа влияния иностранных инвестиций на экономическую безопасность России можно использовать такие теоретические основы, как теория международных инвестиций, теория экономической безопасности и теория политики стимулирования иностранных инвестиций.