волевая регуляция у детей с нарушениями зрения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 40 40 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 16.02.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Значение волевой регуляции в жизни человека 6
1.1 Понятие воли в философии и психологии 6
1.2 Волевые качества человека 9
1.3 Волевая регуляция в различных сферах жизнедеятельности человека 12
Глава. 2 Особенности развития волевой регуляции у детей с нарушениями зрения 15
2.1 Понятие нарушения зрения, причины возникновения, классификация 15
2.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения 19
2.3 Характеристика волевой регуляции у детей с нарушением зрения 24
Глава 3. Эмпирическое исследование волевой регуляции у детей с нарушением зрения 26
3.1. Организация экспериментального исследования 26
3.2 Анализ результатов исследования 28
3.3 Рекомендации по результатам исследования 33
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение 40

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, отмеченные К. Бюркленом выходящие за минимальные и максимальные по сравнению с нормой пределы индивидуальные различия слепых в волевой сфере являются следствием не слепоты, а воспитания [27].Воспитание воли в специальной школе является необходимым и одним из важнейших компонентов учебно-воспитательной работы, так как, только при наличии высокоразвитых волевых свойств (самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и т. п.) слепой может преодолеть болезненные реакции на слепоту и возникающие перед ним многочисленные трудности в процессе познавательной, трудовой деятельности, в быту и стать полноценным членом общества.Глава 3. Эмпирическое исследование волевой регуляции у детей с нарушением зрения3.1. Организация экспериментального исследованияВ исследовании принимало участие 25 детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью обследуемых по возрасту и составу.Диагностическое обследование развития воли у старших дошкольников проводилось при помощи следующих методик:1. Методика «Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников» (Урунтаева Г. А. и Афонькина Ю. А.).Цель: изучить эмоционально-обусловленное поведение старших дошкольников.Описание: Перед проведением диагностики за дошкольниками наблюдают в разных видах деятельности, а далее проводят индивидуально два этапа.Оборудование: листы с вопросами и ситуациями. Инструкция: Диагностики по данной методике проходит в два этапа. На первом этапе экспериментатор задает дошкольнику следующие вопросы:1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?2. Можно ли обижать животных? Почему?3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?На втором этапе дошкольнику предлагается закончить следующие ситуации:1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?2. Петя принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?4. Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». - «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала [28].2. Методика «Особенности проявления воли дошкольников» (Р.М. Геворкян).Цель методики: определение уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение.Описание: Показатели самостоятельности, по которым отслеживается уровень самостоятельности детей: организация деятельности и поступков без посторонней помощи; выполнение решений без напоминаний; умение отстоять свое мнение, без проявления упрямства; умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность; способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.3. Раскрашивание фигур (Н.Я. Чутко). Цель: Определить уровень упорства и целеустремленности в структуре монотонной деятельности.Описание: Для проведения методики использовался тестовый бланк, на котором в два ряда нарисованы контуры различных 20 фигур (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник), в каждом ряде располагалось по 10 фигур. Методика проводится индивидуально с каждым ребенком и заканчивается, как только дошкольник начинает проявлять небрежность или отказывается от работы.Оборудование: Тестовый бланк.Инструкция: Дошкольнику предлагается закрасить фигурки очень аккуратно, не выходя за контур.Таким образом, диагностическое обследование поведения проводилось при помощи следующих методик: методика «Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников» (Урунтаева Г. А. и Афонькина Ю. А.), методика «Особенности проявления воли дошкольников» (Р.М. Геворкян), «Раскрашивание фигур» (Н.Я. Чутко).3.2 Анализ результатов исследованияДля диагностики развития воли использовалась методика «Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников» (Урунтаева Г. А. и Афонькина Ю. А.). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 1.Таблица 1 – Результаты по методике «Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников» (Урунтаева Г. А. и Афонькина Ю. А.).№Ф.И. ребенкаУровень эмоционально-обусловленного поведения 1.А. АртёмВысокий2.Б. СтепанСредний3.Б. ЗаринаВыше среднего4.Б. АлександраСредний5.Б. СофияНиже среднего6.К.ВаняСредний7.К. ДашаВыше среднего8.К. ИльяНиже среднего9.К. СерёжаНиже среднего10.Куз. СерёжаВысокий11.Н. Семен Высокий12.Д. СветаСредний13.Г. КириллВыше среднего14.З. ВераСредний15.П. ДимаНиже среднего16.О. АняСредний17.М. ЯнаВыше среднего18.И. СлаваНиже среднего19.М. СашаНиже среднего20.О. ОляВысокий21.К. ПашаСредний22.Г. МаринаВыше среднего23.С. ОлегНиже среднего24.Ф. ЛешаНиже среднего25.Ш. ЛизаВысокийПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).Рисунок 1 – Анализ показателей по методике «Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников» (Урунтаева Г. А. и Афонькина Ю. А.).Таким образом, полученные результаты анализа развития воли позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели среднего и ниже среднего уровня эмоционально-обусловленного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Для диагностики развития воли использовалась методика «Особенности проявления воли дошкольников» (Р.М. Геворкян).Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 2.Таблица 2 – Результаты по методике «Особенности проявления воли дошкольников» (Р.М. Геворкян).№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень самостоятельности1.А. Артём14Высокий2.Б. Стёпа5Низкий3.Б. Зарина9Средний4.Б. Соня6Низкий5.Б. София5Низкий6.К.Ваня11Средний7.К. Даша7Низкий8.К. Илья6Низкий9.К. Серёжа7Низкий10.Куз. Серёжа7Низкий11.Н. Семен 15Высокий12.Д. Света11Средний13.Г. Кирилл7Низкий14.З. Вера13Средний15.П. Дима5Низкий16.О. Аня9Средний17.М. Яна7Низкий18.И. Слава7Низкий19.М. Саша6Низкий20.О. Оля5Низкий21.К. Паша13Средний22.Г. Марина11Средний23.С. Олег7Низкий24.Ф. Леша5Низкий25.Ш. Лиза7НизкийПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).Рисунок 2 – Результаты по методике «Особенности проявления воли дошкольников» (Р.М. Геворкян).Таким образом, полученные результаты анализа развития воли позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладает низкий уровень самостоятельности. Это свидетельствует о недостаточном уровне развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Для диагностики развития воли использовалась методика «Раскрашивание фигур» (Н.Я. Чутко).Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 3.Таблица 3 – Результаты по методике «Раскрашивание фигур» (Н.Я. Чутко).№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень упорства и целеустремленности1.А. Артём12Высокий2.Б. Стёпа6Низкий3.Б. Зарина8Средний4.Б. Соня6Низкий5.Б. София6Низкий6.К.Ваня6Низкий7.К. Даша6Низкий8.К. Илья6Низкий9.К. Серёжа7Низкий10.Куз. Серёжа7Низкий11.Н. Семен 12Высокий12.Д. Света6Низкий13.Г. Кирилл6Низкий14.З. Вера8Средний15.П. Дима6Низкий16.О. Аня8Средний17.М. Яна6Низкий18.И. Слава6Низкий19.М. Саша6Низкий20.О. Оля6Низкий21.К. Паша8Средний22.Г. Марина8Средний23.С. Олег6Низкий24.Ф. Леша6Низкий25.Ш. Лиза6НизкийПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 3).Рисунок 3 – Результаты по методике «Раскрашивание фигур» (Н.Я. Чутко).Таким образом, полученные результаты анализа развития воли позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладает низкий уровень упорства и целеустремленности. Это свидетельствует о недостаточном уровне упорства и целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.3.3 Рекомендации по результатам исследованияРазвитие волевой регуляции детей успешно осуществляется в ходе проведения подвижных игр. В процессе выполнения различных движений посредством зрения у ребенка имеется возможность видения цели при метании, бросании, идет упражнение в определении нужного направления и контролировании расстояния, темпа, точности и ритма движений. В ходе игр происходит повышение общей функциональной активности и различной чувствительности зрительной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и интенсивности и размера стимула дает хорошие результаты к возрастанию возможностей зрительных функций.Качество и эффективность развития волевой регуляции в определенной степени зависит от полноценности участия зрения, поэтому у детей с нарушениями зрения в сравнении с нормально видящими детьми наблюдаются худшие результаты в выполнении двигательных упражнений. У дошкольников с амблиопией и косоглазием встречаются нарушение осанки, ассиметричность в телосложении, некоординированность и неритмичность движений, затрудненность ориентирования в пространстве. Все эти отклонения в развитии в значительной степени тесно связаны с патологией зрения. При монокулярном видении (то есть одним глазом) отсутствует бинокулярное и стереоскопическое зрение, обеспечивающее восприятие объема, величины, пространственного расположения предметов, определение глубины и расстояния между ними. Поэтому дети часто испытывают затруднения при ходьбе и беге по ограниченной плоскости (в комнате, спортивном зале, спортивной площадке, попадании в цель, увертывании от догоняющего, прыжках в длину и т. д.Учет особенностей зрительной патологии и двигательных нарушений у детей при организации и проведении подвижных игр различного характера обеспечивает эффективность влияния их на развитие детей.В подвижных играх и спортивных упражнениях с детьми, страдающими амблиопией и косоглазием, наряду с общепедагогическими задачами, следует учитывать задачи развития и тренировки нарушенных движений и зрительных функций.Игры с ловлей и увертыванием, лазанием и перепрыгиванием, бросанием и метанием способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций: фиксации, прослеживания, конвергенции и др.В играх с использованием различных атрибутов: мячей, кеглей, обручей, скакалок дети учатся владеть этими предметами и в то же время они упражняют зрение в прослеживании движения (развитие прослеживающей функции глаза – при слежении глазами за движением предметов).В играх на метание, бросание, прокатывание у детей развивается глазомер и точность попадания, которые невозможны без участия зрения (развитие глазомера).Для облегчения детям ориентировки в пространстве в процессе бега, ходьбы нужно использовать различные ориентиры: цветные кубики, флажки, ограничивающие пространство и показывающие направление движения (развитие ориентировки в большом пространстве). Использование разнообразных атрибутов для ориентировки заставляет детей активно упражнять зрение, тем самым развиваются зрительно-двигательные возможности детей.В играх спортивного характера (городки, бадминтон, настольный теннис, игры типа футбол, хоккей, волейбол и др.) формируются различные технические навыки, но развитие их невозможно без участия зрения, поэтому и в них осуществляется работа по тренировке зрения.Подвижные игры используются в течение всего дня: на утренней и вечерней прогулках, между занятиями, после сна детей, на физкультурных занятиях. В младших группах, где большинство подвижных игр с сюжетом, хорошо для зрения использовать различные атрибуты: шапочки, воланчики, флажки; мячи, обручи и т. д.Надо только всегда помнить о рекомендациях врача-офтальмолога при организации двигательной активности с тем, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение или неправильно подобранных движений.Педагоги должны правильно понять свою роль в развитии, воспитании и лечении ребенка. Они должны стать помощниками и организаторами жизни ребенка, создающими все возможное для активизации и развития самостоятельности при общении с окружающим миром.Список подвижных игр, направленных на развитие волевой регуляции старших дошкольников с нарушение зрения см. в приложении 4.ЗаключениеВоля является сознательным регулированием личностью собственного поведения и своей деятельности, которое выражается в умении преодолевать, как внутренние, так и внешние затруднения при осуществлении целенаправленных поступков и действии. В общей психологии несколько подходов к пониманию воли: воля как волюнтаризм; воля как свободный выбор; воля как произвольная мотивация; воля как долженствование; воля как психическая регуляция и контроль за действием.К волевым качествам, чаще всего, относят силу воли, выдержку, самообладание, целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, решительность, самоконтроль, самооценка и сознательная дисциплина. В целях развития силы воли родители должны научить своего ребенка сознательно себя дисциплинировать. Важное место в развитии волевых качеств занимает школа. В процессе обучения педагог может оказывать большое влияние на детей, если, конечно же, у него самого хорошо развиты волевые качества.Волевая регуляция – это способность мобилизации само себя, фокусировании своего внимании в избранном направлении. В общей психологии существует несколько взглядов на волевую регуляцию: волевая регуляция зависит от силы мотива; волевая регуляция как борьба мотивов; изменение смысла действия; эмоционально-волевая регуляция; волевая регуляция - это самостоятельное волевой свойство. Главной функцией волевой регуляции является усиление эффективности процесса деятельности.Дети, имеющие проблемы со зрением, значительно отличаются от своих сверстников, они требуют большего к себе внимания, другого подхода к обучению различным навыкам, чем ровесники с хорошим зрением. У них, как правило, сильнее развиты другие чувствительные органы, с помощью которых они познают мир. Происходит компенсация за счёт отличного слуха и осязания. Получение знаний и обучающие методики разнятся, и зависят от индивидуальной степени ослабленного зрения.Зрительные органы играют важную роль как способ собственного восприятия и его развития, так и представления о пространстве вокруг. Все движения, которые совершает человек, контролируются зрением. Для ребёнка это наиболее важный аспект, так как его обучение, ориентирование в среде, полностью зависит от остроты зрения. Овладение алфавитом, числами, умение ориентироваться по определённым знакам и обозначениям, помогают с самого раннего детства адаптироваться сначала в детском саду, затем в школе и далее по жизни. Овладение данными способностями зависит от уровня развитости волевой регуляции у детей данной категории. Во второй главе было проведено экспериментальное исследование волевой регуляции старших дошкольников с нарушением зрения в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: «Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников» (Урунтаева Г. А. и Афонькина Ю. А.), «Особенности проявления воли дошкольников» (Р.М. Геворкян), «Раскрашивание фигур» (Н.Я. Чутко). Далее нами было проведено диагностическое исследование развития воли старшего дошкольного возраста с использованием вышеописанных методик. По результатам исследования были разработаны рекомендации по коррекции волевой регуляции старших дошкольников с использованием подвижных игр.Список использованных источниковПриложение

1. Батыршина А.Р. К истории экспериментального исследования воли в отечественной психологии. Электронный ресурс] URL: http://psyjournals.ru/exp_collection/issue/32677_full.shtml
2. Батыршина А.Р. Отечественная история. Психология воли: вопросы периодизации. // Международный журнал экспериментального образования. - № 1, 2012. - С. 79-81.
3. Батыршина А.Р. Подходы к определению содержания категории «Воля» и «Волевая регуляция» в отечественной психологии». // Казанский педагогический журнал. - № 6 (107), 2014 – С. 93-97.
4. Вайнер М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 48 с.
5. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с.
6. Высоцкий А. И. Экспериментальное исследование волевой активности. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности: межвузовский сборник научных трудов / Под ред. А.И. Высоцкого и др. Рязань: РГПИ, 1986. С. 24–38.
7. Гарифуллина А. В., Давыденко Ю. В., Щербакова Н. Е. Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 45-48.
8. Гарифуллина А. В., Давыденко Ю. В., Щербакова Н. Е. Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 45-48.
9. Гусева М. Р. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М. : Просвещение, 1978. – 300 с.
10. Джемс У. Научные основы психологии. – Мн.: Харвест, 2003. – 528 с.
11. Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2000. — 240 с.
12. Иванников В.А. Воля как произвольная форма мотивации. // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы II Всесоюзного семинара молодых ученых. - М., 1986. - С.134-136.
13. Игнатьев Е.И. Экспериментальное изучение простейших компонентов воли у школьников // Вопросы психологии личности: Сборник научных трудов. М., 1960. С. 108–129.
14. Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.
15. Ким М. Г. Воспитание целеустремленности и настойчивости у дошкольников в игре. // Мир науки, культуры, образования. - № 2, 2010. – С. 103-107
16. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. - М.: Советский спорт, 2002. — 212 с.
17. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. — 271 с.
18. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с.
19. Методы психологической диагностики. / Под ред. А.Н. Воронина. – М, 1994. – 174 с.
20. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
21. Пасниченко А.Э. Оценка индивидуально-возрастных особенностей развития волевых качеств личности: Дис. … канд. психол. наук. М., 1995.
22. Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000 - 712 с.
24. Слабовидящие дети / под ред. Ю. А. Кулагина, Н. Г. Морозовой, М. Б. Эйдиновой. — М.: Просвещение, 1967. - 252 с.
25. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000. – 126 с.
26. Сосновских А. А., Киселева М. М. Система ранней комплексной помощи детям с нарушением зрения (обзор литературы). // Вестник Курганского государственного университета. - №, 2018. – С. 111-113.
27. Стернина Э. М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих детей. — Л., 1980. — 76 с.
28. Суходол Т.В. Волевая регуляция в аспекте учебной деятельности. // Современные наукоемкие технологии. - № 6, 2005. – С.1.
29. Суходол Т.В. Волевая регуляция в процессе профессиональной подготовки курсантов колледжа. [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/79/361/27727.php