Особенности формирования у младших школьников с задержкой психического развития коммуникативных умений на уроках русского языка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 52 52 страницы
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 10.02.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования развития коммуникативных умений младших школьников с ЗПР 6
1.1 Особенности младшего школьного возраста 6
1.2 Критерии и показатели развития коммуникативных умений у младших школьников 12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ЗПР 23
Глава 2. Эмпирическое исследования развития коммуникативных умений младших школьников с ЗПР на уроках русского языка 27
2.1. Выявление уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников с ЗПР 27
2.2. Разработка программы по русскому языку для формирования коммуникативных умений младших школьников с ЗПР 35
2.3. Оценка эффективности проделанной работы 41
Заключение 47
Список литературы 48

Фрагмент для ознакомления

Целью было формировать умение создавать повествовательный текст по предметной или сюжетной картине. Учить правильному построению предложений.На первом этапе идет обсуждение картины и задаются вопросы учителем: Расскажите, кого вы видите на картинках?О ком пойдет речь в рассказе?Как его можно озаглавить?Кто нарисован на первой картинке?Что они делают?Кто нарисован на второй картинке? И т.д.На доске записываются ключевые слова, по которым дети будут составлять рассказ. На первых этапах работы можно записывать вопросы на которые дети будут отвечать при составлении самого рассказа. Глядя на картинки ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого, логически связного рассказа. 3)На четырех уроках был проведен пересказ произведения.Дети пересказывали индивидуально или по цепочке.Целью было развить умение слушать, понимать литературный текст, научитьвыразительно говорить, и развернуто строить предложения.Вторым направлением является коррекция коммуникативных взаимодействий детей в межличностном общении. Для этого была разработана и реализована комплексная программа, которая проходила в виде тренинга. Основной целью программы является повышение уровня коммуникативной компетентности у учащихся. Задачи: Развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении. Познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми.Осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, которые мешают эффективной коммуникативной деятельности. Развитие способности прогнозировать поведение другого человека. Также в рамках формирования коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности по русскому языку был организован кружок «занимательная лингвистика».Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Занимательная лингвистика», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной лингвистике». В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательном словообразовании» должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательной лингвистики» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Занимательная лингвистика» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Содержание и методы обучения «Занимательной лингвистики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке. II. Цель и задачи курса. Цель кружка «Занимательная лингвистика»: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показатьобучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи кружка «Занимательная лингвистика»: Обучающие: - развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; - приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; - пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; - развитие мотивации к изучению русского языка; - развитие творчества и обогащение словарного запаса; - совершенствование общего языкового развития обучающихся; - углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие: - воспитание культуры обращения с книгой; - формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие: - развитие смекалки и сообразительности; - приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; - развитие умений пользоваться разнообразными словарями; - обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. III. Особенности программы «Занимательнаялингвистика»Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: - занимательность; - научность; - сознательность и активность; - наглядность; - доступность; - связь теории с практикой; - индивидуальный подход к обучающимся. Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учетом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных обучающиеся мало пишут и много говорят. 2.3. Оценка эффективности проделанной работыДля оценки эффективности программы по развитию коммуникативной компетенции у учеников начальной школы были повторно проведены те же методики, которые были использованы на констатирующем этапе.Необходимо отметить, что в контрольной группе использовалась традиционная программа развития коммуникативной компетенции. А в экспериментальной группе использовалась разработанная нами программа.Полученные результаты отражены в таблице 5 и рисунке 11-13.Таблица 5 – Уровни сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничестваЭкспериментальная (26)Контрольная (28)Количество учащихся%Кол-во учащихся%Высокий1638%1343%Средний1046%1443%Низкий016%114%Для начала мы сравним результаты экспериментальной группы (занимались по разработанной нами программе) на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Данные представлены на рисунке 9.Рисунок 9 – Уровни сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества Динамика учащихся экспериментальной группыАнализируя работу 26 учащихся, до и после работы по предложенной программе, мы увидели, что показатель высокого уровня вырос (с 10 до 16) среднего уровня понизился (с 12 до 10 соответственно) и показатель низкого исключил себя (с 4 до 0). В результате этого мы пришли к выводу, что при работе по развивающей программе происходит рост совместной коммуникативной деятельности учащихся, а также их сотрудничества.Далее представим результаты контрольной группы детей в сравнении. Результаты представлены на рисунке 10.Рисунок 10 – Уровни сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества Динамика учащихся контрольной группыАнализируя работу 28 учащихся, до и после работы по традиционной программе, мы увидели, что показатель высокого и среднего уровня вырос незначительно (12 и 13; с 12 до 14 соответственно) и показатель низкого практически исключил себя (с 4 до 1).В результате этого мы пришли к выводу, что традиционная работа показала незначительный эффект в формирование совместной коммуникативных коммуникативной деятельности учащихся.Для того чтобы увидеть разницу в динамике между группами мы отобразим сравнительные результаты между группами на контрольном этапе эксперимента. Результаты отображены на рисунке 11 ниже.Рисунок 11 – Уровни сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Динамика учащихся двух группКак видно из рисунка 11 в экспериментальной группе уровень сформированности коммуникативной компетенции более высокий, чем в контрольной группе. Если в экспериментальной группе больше детей показывают высокий уровень развития данного навыка, то в контрольной группе у большинства детей остался средний уровеньТакже в экспериментальной группе нет детей с низким уровнем развития навыка, а в контрольной имеется 1 человек.Это также демонстрирует эффективность нашей программы. Тем не менее, мы должны проследить результаты по остальным методикам.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р. Овчаровой. Ниже представим полученные результаты в таблице 6.Таблица 6 – Уровень коммуникативных склонностей учащихся по методике Р.В. ОвчаровойКонтрольная (28)ДоПослеНизкий00Ниже среднего31Средний1210Выше среднего811Высокий56Опросив 28 учащихся, до и после работы по традиционной программе, мы отметили незначительный общий рост показателей коммуникативных склонностей учащихся. В результате этого мы пришли к выводу, что традиционная работа показала незначительный эффект в формирование коммуникативных склонностей учащихся. Сравнение результатов мы представим на рисунке 12.Рисунок 14 – Уровни сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Динамика учащихся контрольной группыОпросив 26 учащихся, до и после работы по экспериментальной программе, мы отметили общий рост показателей коммуникативных склонностей учащихся. Данные представлены в таблице 7.Таблица 7 – Уровень коммуникативных склонностей учащихся по методике Р.В. ОвчаровойЭкспериментальная (26)ДоПослеНизкий00Ниже среднего30Средний118Выше среднего810Высокий48В результате этого мы пришли к выводу, что экспериментальная работа показала хороший развивающий эффект в формирование коммуникативных склонностей учащихся. Сравнение результатов представлено на рисунке 15.Рисунок 13 – Уровни сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Динамика учащихся экспериментальная группаКак мы видим, в экспериментальной группе довольно значительно повысился уровень сформированности согласованности действий между учениками.Для того чтобы увидеть разницу между двумя группам на контрольном этапе эксперимента отобразим полученные данные на рисунке 14. Рисунок 14 – Сравнение уровней сформированности действий по согласованию в процессе организации и осуществления сотрудничестваКак можно заметить из рисунка 14 в экспериментальной группе больше учащихся, кто показывает высокий уровень и выше среднего уровень сформированности навыка. А в контрольной средний и выше среднего.Таким образом, можно сделать вывод, что развитие коммуникативных умений будет проходить успешнее, если в процессе внеурочной деятельности педагог активно использует дополнительные методы, приемы и формы работы. ЗаключениеОдной из важнейших задач в процессе обучения, воспитания является формирование коммуникативных умений, обеспечивающих социальную компетентность, а также учет позиции других людей и партнера по общению или деятельности, умение слушать, вступать в диалог. От учеников начальной школы требуется не только способность к общению, а понимание возможности различных позиций, точек зрения и ориентация на позицию других людей, которая отличается от его собственной, на чем строится воспитание уважения к чужой точке зрения.Мы определили, что для развития коммуникативных умений у учеников начальной школы с ЗПР необходимо работать над:- формированием согласованности коммуникативной деятельности учащихся; - развитием коммуникативных склонностей и социальной активностью учеников; - устойчивым пониманием и преемственности общественных норм. Проанализировав специальную литературу и изучив специфику и первоначальные данные класса, нами была составлена программа, которая включала в себя: беседы, классные часы, игры на общение, внеклассные мероприятия. Так же была разработана и реализована комплексная программа, которая проходила в воде тренинга. Основной целью которой является повышение уровня коммуникативной компетентности у учащихся. Проводя сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента, можно отметить положительную динамику в обоих группах. Тем не менее, общая тенденция роста высоких показателей более значима в экспериментальной группе. Список литературыЗакон «Об Образовании в РФ» // http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-obobrazovanii-rf-poslednyaya-redakciya-2016.Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. — 290 с. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011Баранников А. В. Самообразование и компетентностный подход – качественный ресурс образования: теория и практика. – М.: Московский центр качества образования. 2009. – 496 с.Батырева С.Г. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции младших школьников: автореф. к дисс. к. п. н. – Москва. – 2017. – 25 с. – С. 14Безрукова О.А. Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста: лингводидактический аспект / Детский сад: теория и практика. - 2013. - №3. – С. 26-35. – С. 26Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. [Текст]/А. С. Белкин. – Челябинск: ОАО Юж.-Урал. кн. Изд-во, 2004.— 176 с.Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе / И. Л. Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.Бодалев А. А. Психология общения: учеб. - метод. пособие. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2007. – 320 с.; Бориснев С. В. Социология коммуникации: учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 273 с.Бочарникова М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 130-132. – С. 130Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы / Пер с англ. М.: ГИППО, 2008. – 352 с.Вербицкая Н.О. Компетенции: педагогические проблемы восприятия // Профессиональное образование. Столица.- Москва, № 5 2012, с. 19-22Волынкин, В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учеб. пособие. – 2-е изд. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.Вятютнев М.Н. Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка и литературы: Доклады советской делегации на конгрессе МАПРЯЛ. – М., 1986. – с. 79-84. – С. 80. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. – М.: Академия, 2004. – 336 с. – С. 98Дудник, Е. В. Проблема формирования компетентности в педагогической науке / Е. В. Дудник // Вісник ЛНУ імені Тараса Шевченка. – 2011. – № 8 (219). – Ч. І. – С. 27 - 33.Ефремова, Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание – М.: Национальное образование, 2012. – 416 с. Жоглина Г. Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов: дис... канд. пед. наук / Г. Г. Жоглина. – Пятигорск, 1998Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растяников П.В. Проблема диагностики социально-психологической компетентности (в педагогическом общении) // Активные методы обучения педагогическому общению. М., 1987. С.38-65 Жуков, Ю.М., Петровская, Л.А., Растянников, П.В. Диагностика и развитие коммуникативности в общении [Текст] / Под ред. Ю.М. Жукова. − М.: Московский университет, 1990. − 104 с.Зеер, Э. Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. – 2007. – № 11. – С. 39 – 46Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. С. 35-41Зуева Л.Ю. «Компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность» - синонимы или взаимоисключающие понятия // Вестник Костромского Государственного университета. Серия: Педагогика. – 2008. – Т. 14. - №1. – С. 8-11. – С. 8Зундуева А.Ц. Методики, способствующие формированию метапредметных компетенций // МАОУ БГ №29. – [Электронный ресурс]: режим доступа http://bg29.ru/docs/opyt-eksp_deyat_uchiteley/Tekhnologii_i_metodiki_Zundueva_ATs.pdfКараулов Ю. Н. Научная школа «языковая личность» // Гуманитарные исследования. – 2004. – № 3. – С. 14–23.Концепция модернизации современного образования, Создание условий для повышения качества общего образования. – URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.htmlКраева А.А., Привалова С.Е. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Педагогическое образование в России. - 2017. - №8. - С.46-51. – С. 47 Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2001. - 544 с.Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации / Сост., подгот. текста Т. В. Базжиной. – М.: РГГУ, 2013. – 314 с.; Лесков, С.Л. Живая инноватика / С.Л. Лесков. – М.: Просвещение, 2014. – 356 с.Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб. : Питер, 2009. – 320 с.Макаровская, И. В. Коммуникативная компетентность учителей и психологическое здоровье учащихся. // Физическое и психологическое здоровье молодежи Северо-Запада России: Материалы международной научно- практической конференции 28 - 30. 03. 2003. / Отв. ред. Н. В. Предтеченская. - Петрозаводск: КГПУ, 2003. - С. 133-138Мамедова А.В. Коммуникативная деятельность – основа формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста // Известия ВГПУ. - 2013. - №2 (77). - С.77-80Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.Микерова Г.Ж., Брусенцова О.Л. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 32-41.Микерова Г.Ж., Брусенцова О.Л. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 32-41.Мошнина Р.Ш. Читательская компетентность как предмет формирования // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. - №1. – С. 3052-3059Неверова А.А. Психолого-педагогические условия овладения художественным восприятием комического детьми дошкольного возраста // МКДОУ. – Шадринск. – 2015. – [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.rusnauka.com/41_FPN_2015/Pedagogica/5_202465.doc.htmНестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность / Отв. за вып. В.Ю. Банных. – Екатеринбург: Учеб. кн., 2003. – 186 с.Носонович Е. В. Методическая аутентичность учебного текста: дис. … канд. пед. наук / Е. В. Носонович – Тамбов, 1999а. – URL: http://www.disserr.com/contents/113696.html

Список литературы

1. Закон «Об Образовании в РФ» // http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-obobrazovanii-rf-poslednyaya-redakciya-2016.
2. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. — 290 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011
4. Баранников А. В. Самообразование и компетентностный подход – качественный ресурс образования: теория и практика. – М.: Московский центр качества образования. 2009. – 496 с.
5. Батырева С.Г. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции младших школьников: автореф. к дисс. к. п. н. – Москва. – 2017. – 25 с. – С. 14
6. Безрукова О.А. Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста: лингводидактический аспект / Детский сад: теория и практика. - 2013. - №3. – С. 26-35. – С. 26
7. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. [Текст]/А. С. Белкин. – Челябинск: ОАО Юж.-Урал. кн. Изд-во, 2004.— 176 с.
8. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе / И. Л. Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
9. Бодалев А. А. Психология общения: учеб. - метод. пособие. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2007. – 320 с.; Бориснев С. В. Социология коммуникации: учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 273 с.
10. Бочарникова М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 130-132. – С. 130
11. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы / Пер с англ. М.: ГИППО, 2008. – 352 с.
12. Вербицкая Н.О. Компетенции: педагогические проблемы восприятия // Профессиональное образование. Столица.- Москва, № 5 2012, с. 19-22
13. Волынкин, В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учеб. пособие. – 2-е изд. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.
14. Вятютнев М.Н. Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка и литературы: Доклады советской делегации на конгрессе МАПРЯЛ. – М., 1986. – с. 79-84. – С. 80.
15. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. – М.: Академия, 2004. – 336 с. – С. 98
16. Дудник, Е. В. Проблема формирования компетентности в педагогической науке / Е. В. Дудник // Вісник ЛНУ імені Тараса Шевченка. – 2011. – № 8 (219). – Ч. І. – С. 27 - 33.
17. Ефремова, Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание – М.: Национальное образование, 2012. – 416 с.
18. Жоглина Г. Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов: дис... канд. пед. наук / Г. Г. Жоглина. – Пятигорск, 1998
19. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растяников П.В. Проблема диагностики социально-психологической компетентности (в педагогическом общении) // Активные методы обучения педагогическому общению. М., 1987. С.38-65
20. Жуков, Ю.М., Петровская, Л.А., Растянников, П.В. Диагностика и развитие коммуникативности в общении [Текст] / Под ред. Ю.М. Жукова. − М.: Московский университет, 1990. − 104 с.
21. Зеер, Э. Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. – 2007. – № 11. – С. 39 – 46
22. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. С. 35-41
23. Зуева Л.Ю. «Компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность» - синонимы или взаимоисключающие понятия // Вестник Костромского Государственного университета. Серия: Педагогика. – 2008. – Т. 14. - №1. – С. 8-11. – С. 8
24. Зундуева А.Ц. Методики, способствующие формированию метапредметных компетенций // МАОУ БГ №29. – [Электронный ресурс]: режим доступа http://bg29.ru/docs/opyt-eksp_deyat_uchiteley/Tekhnologii_i_metodiki_Zundueva_ATs.pdf
25. Караулов Ю. Н. Научная школа «языковая личность» // Гуманитарные исследования. – 2004. – № 3. – С. 14–23.
26. Концепция модернизации современного образования, Создание условий для повышения качества общего образования. – URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html
27. Краева А.А., Привалова С.Е. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Педагогическое образование в России. - 2017. - №8. - С.46-51. – С. 47
28. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2001. - 544 с.
29. Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации / Сост., подгот. текста Т. В. Базжиной. – М.: РГГУ, 2013. – 314 с.;
30. Лесков, С.Л. Живая инноватика / С.Л. Лесков. – М.: Просвещение, 2014. – 356 с.
31. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб. : Питер, 2009. – 320 с.
32. Макаровская, И. В. Коммуникативная компетентность учителей и психологическое здоровье учащихся. // Физическое и психологическое здоровье молодежи Северо-Запада России: Материалы международной научно- практической конференции 28 - 30. 03. 2003. / Отв. ред. Н. В. Предтеченская. - Петрозаводск: КГПУ, 2003. - С. 133-138
33. Мамедова А.В. Коммуникативная деятельность – основа формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста // Известия ВГПУ. - 2013. - №2 (77). - С.77-80
34. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
35. Микерова Г.Ж., Брусенцова О.Л. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 32-41.
36. Микерова Г.Ж., Брусенцова О.Л. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 32-41.
37. Мошнина Р.Ш. Читательская компетентность как предмет формирования // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. - №1. – С. 3052-3059
38. Неверова А.А. Психолого-педагогические условия овладения художественным восприятием комического детьми дошкольного возраста // МКДОУ. – Шадринск. – 2015. – [Электронный ресурс]: режим доступа http://www.rusnauka.com/41_FPN_2015/Pedagogica/5_202465.doc.htm
39. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность / Отв. за вып. В.Ю. Банных. – Екатеринбург: Учеб. кн., 2003. – 186 с.
40. Носонович Е. В. Методическая аутентичность учебного текста: дис. … канд. пед. наук / Е. В. Носонович – Тамбов, 1999а. – URL: http://www.disserr.com/contents/113696.html

Вопрос-ответ:

Какие особенности проявляются у младших школьников с задержкой психического развития в формировании коммуникативных умений на уроках русского языка?

Младшие школьники с задержкой психического развития могут испытывать трудности в установлении контакта со сверстниками и учителем, а также в понимании и усвоении речи. Они могут иметь ограниченный словарный запас, затрудняться в построении грамматически правильных предложений и в выражении своих мыслей.

Какие критерии и показатели развития коммуникативных умений применяются для оценки у младших школьников с задержкой психического развития?

Для оценки развития коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития используются следующие критерии и показатели: уровень сформированности речи, понимание речи, способность к взаимодействию с окружающими, готовность и способность к общению, умение слушать и давать ответы на вопросы, умение вести диалог и т.д.

Какую психолого-педагогическую характеристику можно дать детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития?

Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития могут иметь ограниченные возможности для общения и социальной адаптации. У них может быть низкий уровень интеллектуального развития, а также недостаточно развиты навыки чтения и письма. Такие дети могут иметь проблемы с самооценкой и мотивацией к обучению.

Какие методы и подходы можно использовать для развития коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития?

Для развития коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития можно использовать индивидуальные методики и подходы. Это могут быть игры и упражнения, направленные на развитие речи и общения, а также работа с учебными материалами, адаптированными под их возможности. Важно создавать благоприятную атмосферу для обучения и поддерживать мотивацию у детей.

Какие особенности обнаруживают младшие школьники с задержкой психического развития в формировании коммуникативных умений на уроках русского языка?

Младшие школьники с задержкой психического развития могут испытывать затруднения в понимании и использовании языка, они могут иметь ограниченный словарный запас, слабые навыки письма и чтения. Также им может быть сложно выражать свои мысли и понимать речь других.

Какие критерии и показатели используются для оценки развития коммуникативных умений у младших школьников?

Для оценки развития коммуникативных умений у младших школьников используются такие критерии, как способность понимать и использовать язык, умение слушать и слышать, умение говорить и выражать свои мысли, умение читать и писать. Показатели оценки могут включать словарный запас, грамматическую правильность, понимание текста и т. д.

Какие особенности в поведении и психическом состоянии имеют дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития?

Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития могут проявлять разные особенности в поведении и психическом состоянии. Например, они могут быть более неуверенными в себе, иметь слабую саморегуляцию, проявлять повышенную эмоциональность или наоборот, апатию. Они также могут иметь затруднения в обучении, появляться проблемы в концентрации внимания и т. д.

Что входит в эмпирическое исследование развития коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития?

В эмпирическое исследование развития коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития могут входить такие компоненты, как наблюдение за коммуникацией детей, оценка их речевых навыков, анализ уровня понимания и использования языка, изучение влияния образовательного процесса на развитие коммуникативных умений и т. д.

Какие особенности младшего школьного возраста могут влиять на формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития?

Младший школьный возраст характеризуется интенсивным периодом развития речи и коммуникативных навыков. Дети в этом возрасте активно учатся чтению и письму, а также овладевают нормами русского языка. У детей с задержкой психического развития эти процессы могут замедляться или быть нарушенными по различным причинам. Например, задержка речевого развития, нарушения слуха или внимания, а также низкий уровень саморегуляции могут затруднять формирование коммуникативных умений у этих детей.

Какие критерии и показатели развития коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития могут быть учтены в процессе обучения русскому языку?

Для оценки развития коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития могут быть использованы следующие критерии и показатели: понимание простых инструкций, умение задавать и отвечать на вопросы, умение выражать свои мысли и чувства, использование правильной грамматики и словарного запаса, умение поддерживать диалог и быть внимательным слушателем. В процессе обучения русскому языку учителя могут использовать различные методики и задания, направленные на развитие этих умений у детей с задержкой психического развития.

Какие психолого-педагогические особенности младших школьников с задержкой психического развития могут повлиять на их коммуникативные умения?

У младших школьников с задержкой психического развития могут наблюдаться различные психолого-педагогические особенности, влияющие на их коммуникативные умения. Например, эти дети могут испытывать трудности в общении со сверстниками из-за низкой самооценки или социальной неуверенности. Также у них может быть ограниченный словарный запас или нарушения речи, что затрудняет формирование коммуникативных навыков. Важно, чтобы педагоги и родители учитывали эти особенности и помогали детям преодолевать трудности в общении и развивать их коммуникативные умения.