Физиологическое обоснование занятий спортивными играми в целях оздоровительной работы
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 12.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Влияние физической нагрузки на организм человека 5
1.1. Анатомо-физиологические основы двигательной деятельности 5
1.2. Влияние физической нагрузки на различные органы и их системы 9
ГЛАВА 2. Спортивные игры как средство оздоровительной работы с точки зрения спортивной физиологии 19
2.1. Особенности спортивных игр как вида физической деятельности 19
2.2. Применение спортивных игр в оздоравливающе программах 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 33
Привлекательность – игры позволяют выигрывать тем, что нашел более рациональный, эффективный путь решения задачи, это не обязательно самый сильный участник.Зрелищность и эмоциональность игр.Возможность коллективного взаимодействия в рамках игр.Возможность использовать свойственные человеку движения, например, бег, прыжки, ходьба, борьба и т.д.Все это позволяет автору рассматривать спортивные и подвижные игры как одну из основ современной здоровьесберегающей среды в детских садах, школах, других учебных заведениях.Яковлева В.Н. рассматривает спортивные и подвижные игры не только как средство оздоровления, но и как возможность повышения интереса к урокам физической культуры со стороны детей. Автор говорит о том, что спортивные игры основываются на естественных движениях детей, они позволяет повышать качественные и количественные характеристики работа мышц, головного мозга, ведь нужно быстро думать и принимать решения, развивается быстрота реакции, ловкость, скоростносиловые качества, выносливость, внимание.Румба О.Г., Ковалева М.В. изучают оздоровление студентов с нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы средства подвижных и спортивных игр. На практических данных автор показывают, что у студентов, которые занимались по дополнительной программе с использование спортивных и подвижных игр состояние сердечно-сосудистой системы улучшилосьо чем также свидетельствуют результаты функциональных проб, за исключением лишь ортостатической пробы и пробы Штанге.Большое внимание исследователи уделяют национальным традициям в области семейных форм физического воспитания. Это не случайно. Общеизвестно, что история физической культуры неразрывно связана с народными физическими упражнениями, которые обуславливались региональной спецификой, условиями быта, традициями. Основа народного физического воспитания – это народные игры. Например, у хантов дети до 4-5 лет играли игрушками, которые изображалилодочки, карточки, снаряжение для оленьей и собачьей упряжки, кузовки для сбора ягод и др..ЕкееваЭ.В. на примере физического воспитания детей алтайских семей показывает, что после окончания «колыбельного период» (14-18 месяцев), самым распространенным средством физического воспитания детей становились игры. Детей рано сажали в седло и уже в 6-7 лет они участвовали в народных играх, в состязаниях в беге, (тоужан), игры в мяч (тебек), упражнения с тяжестями (таш), стрельба из лука (адары), борьба кереш.Подводя итоги, необходимо отметить, что на сегодняшний день спортивные игры – это одно из эффективных средств здоровьесбережения, что подтверждается массой исследований.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках проделанной работы мы изучили особенности оздоравливающего влияния физических упражнений в целом и спортивных игр в частности.Полученные сведения позволили сделать следующие выводы:Двигательные действия возможны благодаря взаимодействию компонентов опорно-двигательной системы. Локомоторные функции в этой системе несут скелетные мышцы. Структурно-функциональной единицей мышечной системы является мышечное волокно, которое обладает сложным строением. Благодаря этому строению мышечное волокно способно возбуждению, сокращению, способно выполнять свои функции. Мышечная работа требует большого количества питательных веществ, кислорода, что требует оптимизации деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, иных систем. В процессе адаптации к физическим нагрузкам в этих системам вырабатывается ряд положительных изменений, которые позволяют не только сохранить здоровье, но и преумножать его, а также оказывают положительное воздействие в случае, если у занимающегося есть какая-то патология.Спортивные игры представляют собой вид нестандартных упражнений, которые обладают как общими с остальными физическими упражнениями особенностями, так и специфическими свойствами. Общими являются все те адаптивные реакции со стороны опорно-двигательной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем, которые свойственны остальным видам физических упражнений. К специфическим изменениям можно отнести адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям игры, что требует развития особых приспособительных механизмов, а также активно развивает различные когнитивные качества, например память, внимание, переключаемость, совершенствует работу сенсорных систем.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАгаджанянН.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье: учеб.пособие. – М. :РУДН, 2006. – 284 с.АгаджанянН.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2009. – 520 с.Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Практика, 2013. – 496 с.Байкалова Л.В. Физическая культура как основополагающий фактор сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников// UkrainianJournalofEcology, 2015. – Т.5. – №1а (14). – С. 15-19. БелявцеваС.Н. Спортивные и подвижные игры как освновополагающий фактор здоровья младших школьников// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016. – №49-2. – С. 137-141.ГолощаповБ.Р.История физической культуры и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – 10-е изд., стер. – М.:Издательский центр Академия, 2013. – 320 с.Дубровский В.И. Спортивная физиология: учебник для вузов /Под ред. В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2005.ЕкееваЭ.В. Традиции физического воспитания в алтайской семье// Вестник СВФУ, 2013. – №3. – С. 107-110.Здравоохранение в России. 2017: Стат. сб./ Росстат. – М., 2017. – 170 с.Зильбернагль С. Наглядная физиология/ С. Зильбернагль, А. Деспопулос; пер. с анг. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 408 с. КарауловаЛ.К., Красноперова Н.А., Расулов М.М.. Физиология физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2012. – 304 с.Кащенко С.А. Гистология, цитология и эмбриология. Часть I: учебник для иностранных студентов высших медицинских учебных заведений III-IV уровня аккредитации, обучающихся на русском языке/ С.А. Кашенко, И.В. Бобрышева. – Луганск: Изд-во «Ноулидж», 2012. – 224 с.Кузнецов С.Л., МушкамбаровН.Н. Гистология, цитология и эмбриология: учебник для мед.вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 600 с. Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.Румба О.Г., Ковалева М.В. Оздоровление студентов с нарушениями в состоянии сердечно-сосудистой системы средствами подвижных и спортивны игр умеренной интенсивности// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2009. – №8. – с. 265-269.СайфиеваС.С. Здоровье дошкольника и здоровьесберегающие технологии// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. – №5. – С. 883-885. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: учеб.для студ. сред. и высш. учеб. заведений. – М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2002. – 608 с.СолодковА.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта: учебное пособие. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. – 231 с.СолодковА.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая.Спортивная. Возрастная: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с.Физиология человека: учеб.пособие/ А.А. Семенович и др.; под ред. А.А. Семеновича. – 3-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2009. – 544 с.Физиология человека: учебник/ под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с,Физиология человека: учебник/ под ред. В.М. Смирнова. – М.: Медицина, 2002. – 608 с.Яковлева В.Н. Спортивные и подвижные игры, как средство оздоровления и повышения интереса к урокам физической культуры// ScienceTime, 2015. – №7(19). – С. 263-271.ПРИЛОЖЕНИЕ АРисунок А1. Строение мышечного волокна (миосимпласта): 1 – миофибриллы, 2 – L-канальца, 3 – терминальные цистерны, 4 – Т-трубочки, 5 – митохондрииРисунок А2. Строение саркомераПРИЛОЖЕНИЕ БТаблица Б1Общая и местная объемная скорость кровотока в состоянии покоя и при различных физических нагрузкахПоказательОбъемная скорость кровотока (мл ∙ мин-1)В покоеФизическая работаЛегкаяСредняяТяжелаяОбщая объемная скорость кровотока580095001750025500Локальная объемная скорость кровотока, в том числе: скелетные мышцы120045001250022500 головной мозг750750750750 сердце2503507501000 органы брюшной полости13001100600300 почки1000900600250 кожа70015001900600 другие органы600400400100Рисунок Б1. Соотношение кровотока при различных степенях физической нагрузкиРисунок Б3. Дыхание во время физической работыТаблица Б2Величина энергозатрат в зависимости от вида трудаГруппа. Особенности профессииКоэффициент физической активностиОбщий расход энергии, кДж (ККал)Первая. Работники, занятые преимущественно умственным трудом1,49799-10265 (2100-2450)Вторая. Работники, занятые легким физическим трудом1,610475-11732 (2500-2800)Третья. Работники, занятые трудом средней тяжести1,912360-13827 (2950-3300)Четвертая. Работники, занятые тяжелым физическим трудом2,214246-16131 (3400-3850)Пятая. Работники, занятые особо тяжелым физическим трудом2,516131-17598 (3850-4200)
1. Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье: учеб. пособие. – М. : РУДН, 2006. – 284 с.
2. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2009. – 520 с.
3. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии: учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Практика, 2013. – 496 с.
4. Байкалова Л.В. Физическая культура как основополагающий фактор сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников// Ukrainian Journal of Ecology, 2015. – Т.5. – №1а (14). – С. 15-19.
5. Белявцева С.Н. Спортивные и подвижные игры как освновополагающий фактор здоровья младших школьников// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016. – №49-2. – С. 137-141.
6. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2013. – 320 с.
7. Дубровский В.И. Спортивная физиология: учебник для вузов /Под ред. В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2005.
8. Екеева Э.В. Традиции физического воспитания в алтайской семье// Вестник СВФУ, 2013. – №3. – С. 107-110.
9. Здравоохранение в России. 2017: Стат. сб./ Росстат. – М., 2017. – 170 с.
10. Зильбернагль С. Наглядная физиология/ С. Зильбернагль, А. Деспопулос; пер. с анг. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 408 с.
11. Караулова Л.К., Красноперова Н.А., Расулов М.М.. Физиология физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2012. – 304 с.
12. Кащенко С.А. Гистология, цитология и эмбриология. Часть I: учебник для иностранных студентов высших медицинских учебных заведений III-IV уровня аккредитации, обучающихся на русском языке/ С.А. Кашенко, И.В. Бобрышева. – Луганск: Изд-во «Ноулидж», 2012. – 224 с.
13. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н. Гистология, цитология и эмбриология: учебник для мед. вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 600 с.
14. Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.
15. Румба О.Г., Ковалева М.В. Оздоровление студентов с нарушениями в состоянии сердечно-сосудистой системы средствами подвижных и спортивны игр умеренной интенсивности// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2009. – №8. – с. 265-269.
16. Сайфиева С.С. Здоровье дошкольника и здоровьесберегающие технологии// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. – №5. – С. 883-885.
17. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений. – М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2002. – 608 с.
18. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта: учебное пособие. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. – 231 с.
19. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с.
20. Физиология человека: учеб. пособие/ А.А. Семенович и др.; под ред. А.А. Семеновича. – 3-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2009. – 544 с.
21. Физиология человека: учебник/ под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с,
22. Физиология человека: учебник/ под ред. В.М. Смирнова. – М.: Медицина, 2002. – 608 с.
23. Яковлева В.Н. Спортивные и подвижные игры, как средство оздоровления и повышения интереса к урокам физической культуры// Science Time, 2015. – №7(19). – С. 263-271.
Вопрос-ответ:
Какой эффект оказывают спортивные игры на организм человека?
Спортивные игры оказывают положительный эффект на организм человека. Они способствуют развитию физических способностей, укреплению мышц и костей, улучшают сердечно-сосудистую систему, повышают выносливость и общую работоспособность организма.
В чем заключаются особенности спортивных игр как вида физической деятельности?
Спортивные игры представляют собой активную физическую деятельность, которая требует от человека проявления таких качеств, как силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости и координации движений. Они также развивают такие социальные навыки, как командная работа, стратегическое мышление и сотрудничество с товарищами.
Какие органы и системы организма оказываются подвержены влиянию физической нагрузки при занятиях спортивными играми?
Физическая нагрузка при занятиях спортивными играми оказывает влияние на множество органов и систем организма. Она способствует улучшению работы сердца и легких, стимулирует обмен веществ, укрепляет мышцы и кости, улучшает работу нервной системы, повышает гибкость и координацию движений, а также способствует снятию стресса и улучшению эмоционального состояния.
Какие преимущества имеют занятия спортивными играми в оздоровительной работе?
Занятия спортивными играми имеют ряд преимуществ в оздоровительной работе. Они позволяют сформировать устойчивую мотивацию к занятиям физической активностью, развить физические способности и навыки, укрепить иммунную систему, улучшить общую работоспособность организма, снять напряжение и стресс, повысить эмоциональное самочувствие и настроение.
Какие анатомо-физиологические основы лежат в основе двигательной активности?
В основе двигательной активности лежат такие анатомо-физиологические основы, как работа мышц, координация движений, работа сердечно-сосудистой системы, дыхание и обмен веществ.
Какая физическая нагрузка оказывает влияние на различные органы и системы организма?
Физическая нагрузка оказывает влияние на сердечно-сосудистую систему, улучшает кровообращение, повышает выносливость организма. Она также влияет на дыхательную систему, увеличивая объем легких и улучшая газообмен. Кроме того, физическая нагрузка улучшает работу мышц, способствует поддержанию оптимального веса и обмена веществ.
Как спортивные игры могут быть использованы в оздоровительной работе с точки зрения спортивной физиологии?
Спортивные игры могут быть использованы как эффективное средство оздоровительной работы. Они помогают улучшить работу сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы, повышают выносливость и физическую активность организма. Такие игры также способствуют развитию координации движений и укреплению мышц.
Какие особенности имеют спортивные игры как вид физической деятельности?
Спортивные игры отличаются от других видов физической деятельности своей динамичностью и соревновательностью. В них активно используются различные группы мышц, что способствует их развитию и укреплению. Кроме того, игры требуют от игроков высокой скорости реакции, координации движений и тактического мышления.
В каких целях можно применять спортивные игры в оздоравливающей работе?
Спортивные игры могут применяться в оздоравливающей работе с целью улучшения физической формы, повышения выносливости и общей физической активности организма. Они также способствуют развитию координации движений и тактического мышления, укреплению мышц и улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Какие анатомо-физиологические основы двигательной деятельности влияют на организм человека при занятиях спортивными играми?
Анатомо-физиологические основы двигательной деятельности, такие как работа мышц, система кровообращения, дыхательная система и нервная система, оказывают влияние на организм человека при занятиях спортивными играми. Мышцы активно задействуются для выполнения движений, что приводит к увеличению силы, выносливости и координации. Система кровообращения обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ к мышцам, а также удаление отработанных продуктов обмена веществ. Дыхательная система обеспечивает поступление кислорода и удаление углекислого газа из организма. Нервная система контролирует и координирует движения, что позволяет эффективно выполнять действия в игре.
Как физическая нагрузка влияет на различные органы и системы организма во время занятий спортивными играми?
Физическая нагрузка во время занятий спортивными играми оказывает положительное влияние на различные органы и системы организма. Например, сердечно-сосудистая система становится более эффективной, улучшается кровообращение, увеличивается емкость легких и улучшается функция дыхания. Мышцы становятся сильнее, гибче и выносливее. Костная система становится более крепкой и устойчивой. Нервная система улучшает свою координацию и реакцию на внешние стимулы. В результате, занятия спортивными играми способствуют улучшению общего состояния организма и его оздоровлению.
Какие анатомо-физиологические основы лежат в основе двигательной деятельности человека?
Анатомо-физиологические основы двигательной деятельности человека включают в себя работу мышц, суставов и нервной системы. Мышцы обеспечивают сокращение и растяжение, а также придают движение скелету. Суставы служат своеобразными соединениями между костями, позволяя им двигаться друг относительно друга. Нервная система передает сигналы от мозга к мышцам, что позволяет контролировать движение.