Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Заказать уникальный доклад- 9 9 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 12.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Согласно ФГОС учебно-воспитательный процесс - это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках отдельной системы целенаправленный процесс, в основе которого лежит взаимодействие взрослых и детей, который носит личностно-ориентированный характер, ориентированный на получение общественно-значимых результатов, призванный привести к преобразованию индивидуальных свойств и качеств воспитуемых. Учебно-воспитательный процесс в ДОУ реализует воспитательную, развивающуюся, социализирующую, оздоровительно-профилактическую функции. Отличие учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении от обучения в школе заключается в том, что тут развитие детей, прежде всего, реализуется в игровой деятельности, а не в учебной.
В свою очередь, игра - это исторически сложившееся средство воспитания. Игра зародилась еще в далеком прошлом, когда только еще начинало появляться человеческое общество. Игра зародилась в ходе человеческого труда. В течение всей человеческой истории игра всегда отражала реальность, отделительные стороны жизненного уклада, труда и быта людей. Дети в игре, где отразились их впечатления от окружающего мира в форме образов, переживают эстетические и нравственные чувства на высочайшем психологическом и эмоциональном уровне. Играя, они познают разнообразный природный мир, учатся контактировать с животными, растениями, с объектами неживой природы, усваивая сложную систему отношений с окружающим миром. В связи с этим, видно, что от игровой деятельности зависит сенсорное развитие в дошкольном развитии.
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении являются такие отечественные авторы как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.
Изучением вопросов применения в образовательном процессе дидактических игр занимались такие ученые, как: А. П. Усова, З. М. Богуславская, Л. А. Венгер, Н. В. Нищева, В. Н. Аванесова, А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, А. И. Сорокина, Н. Г. Морозова,П. И. Пидкосистый, Н. Д. Соколова и другие специалисты. Как показывают исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и многих других ученых практическая ценность игрового обучения обеспечена многовекового опыта применения дидактической игры человечеством.
Объект исследования – сенсорное развитие.
Предмет исследования – сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Восприятие в психологии рассматривается в качестве непосредственного, чувственного отражения предметов и феноменов в целостном виде вследствие осознания их опознавательных признаков. Восприятие является результатом деятельности системы анализаторов [5].
Значение сенсорного развития заключается в том, что оно упорядочивает хаотичные представления дошкольника, которые были получены при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, оно основа для умственного развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны представляют собой обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, который был накоплен человечеством за всю историю собственного развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно многообразны. В процессе исторической практики выделились системы сенсорных качеств, наиболее значимых для определенной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и пр.
В первые годы жизни у малышей складываться предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года образуются так называемые сенсомоторные предэталоны. В данный период ребенок отображает конкретные свойства предметов, обладающие существенным значением для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и пр.).
Дошкольник же пользуется
Ориентироваться как по внешнему виду предмета, так и по словесному описанию, делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам, соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с существующими мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами). Работа по сенсорному развитию нужно вести совместно с родителями. Родители – это первые помощники в этой работе. Совместно с родителями можно выполнить дидактические игры, сделанные своими руками, подобрать материал (бусины, пуговицы, разноцветные палочки, крышки, пробки т. д.). В дидактических играх надо стремится заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателей [5].Дидактическая игра используется не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в условиях повседневной жизни детей. Когда воспитанникам предлагают игры, дети с живостью и с большим интересом участвуют в этой деятельности. Рассмотрим такие игры?1. Игры-поручения, которые основаны на интересе дошкольников к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. п. 2. Игры с прятанием и поиском, которые основаны на интересе дошкольников к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению. 3. Игры с загадыванием и отгадыванием, которые привлекают дошкольников неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?». 4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, чье игровое действие состоит в изображении самых разлных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – либо животных: волка, гусей и т. д. 5. Игры-соревнования, которые основаны на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т. д.Также в сенсорном развитии можно использовать крышечки от Фрутоняня. Крышка представляет собой шестигранную форму. На каждой из сторон находятся и чередуются пазы их двух и трёх выемок: диаметр 3 см и толщина 2 см. Крышечки собираются нескольких расцветок: синий, фиолетовый, красный, зелёный, оранжевый, жёлтый, белый. Крышки соединяются по принципу конструктора «черепашки». С применением их можно играть в такие игры, как: «Собери змейку одного цвета», «Собери по образцу», «Продолжи последовательность», «Подбери пару», а также собирать и объемные фигуры, к которым нужно разработать образцы схем [6].Такие игры, кроме обучающей функции, являются хорошей тренировкой координации движений рука-глаз, развивают внимательность, наблюдательность, ловкость рук. Таким образом, сенсорное воспитание дошкольника подразумевает формирование конкретной системы для развития сенсорики внешних свойств самых разных предметов – их форме, цвете, размере, местонахождении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Известны следующие сенсорные системы, посредством которых дети познают мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.Дидактическая игра — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.Список литературыАрсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с.Воспитание детей в игре (Спецкурс). – М., 1994. – 400 с.Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.Игра и развитие ребенка. Хрестоматия. – Архангельск, 2008. – 700 с.Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 136-139. Надеждина В.С. Все обо всем на свете, развивающие игры, скороговорки, загадки. – Минск: Харвест, 2009. – 192 с.Поддьяков.Н. Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду, — М. Просвещение, 2001. — 456 с. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с.
1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с.
2. Воспитание детей в игре (Спецкурс). – М., 1994. – 400 с.
3. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
4. Игра и развитие ребенка. Хрестоматия. – Архангельск, 2008. – 700 с.
5. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 136-139.
6. Надеждина В.С. Все обо всем на свете, развивающие игры, скороговорки, загадки. – Минск: Харвест, 2009. – 192 с.
7. Поддьяков.Н. Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду, — М. Просвещение, 2001. — 456 с.
8. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с.
Вопрос-ответ:
Зачем развивать сенсорную активность у детей дошкольного возраста посредством игр?
Развитие сенсорной активности у детей дошкольного возраста через игры имеет ряд преимуществ. Во-первых, сенсорные ощущения играют важную роль в развитии ребенка, влияя на его восприятие мира и формирование психических процессов. Во-вторых, игровая форма деятельности активизирует интерес и мотивацию ребенка, что способствует более эффективному усвоению материала. И, наконец, игры развивают у детей моторику, координацию движений, представление о пространстве, память и внимание. Все эти навыки и умения будут полезны в дальнейшем обучении и жизни ребенка.
Какие игры можно использовать для развития сенсорной активности у детей дошкольного возраста?
Существует множество игр, которые могут помочь развить у детей сенсорную активность. Например, игры с прикосновениями и осязанием, включающие различные материалы, такие как песок, вода, соль, различные ткани и предметы разной текстуры. Также можно использовать игры с зрительными и слуховыми ощущениями, например, игры с различными цветами, формами и звуками. Игры с использованием вкусовых и запаховых ощущений также могут быть полезны для развития сенсорной активности у детей дошкольного возраста.
Как можно организовать игры для развития сенсорной активности у детей дошкольного возраста в домашних условиях?
Организовать игры для развития сенсорной активности у детей дошкольного возраста в домашних условиях достаточно просто. Например, можно приготовить для ребенка различные контейнеры с разными материалами, такими как песок, вода, мука или крупа, и позволить ему исследовать эти материалы руками. Также можно играть в игры с зрительными ощущениями, например, распознавать и называть различные цвета или формы предметов. Запаховые или вкусовые игры также могут быть интересными для детей, например, угадывание запахов или вкусов разных продуктов.
Зачем нужно развивать сенсорное восприятие у детей дошкольного возраста?
Развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста является важным элементом их образования. Оно помогает детям лучше познавать окружающий мир, развивать координацию движений, улучшать моторику и концентрацию внимания. Также, развитие сенсорного восприятия способствует формированию основных представлений о форме, цвете, текстуре и размере предметов.
Какие дидактические игры способствуют развитию сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста?
Существует множество дидактических игр, которые помогают развивать сенсорное восприятие у детей дошкольного возраста. Например, игры с песком или глиной, игры с различными текстурами (шерсть, бумага, пластмасса), игры с различными формами и размерами предметов, игры с различными цветами и оттенками. Важно подбирать игры с учетом возрастных особенностей детей и предоставлять им возможность самостоятельно исследовать предметы и материалы.
Какие результаты можно ожидать от развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста?
Развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста приводит к улучшению их умения воспринимать и анализировать информацию через органы чувств. Они научатся лучше ориентироваться в пространстве и распознавать различные предметы по их свойствам. Развитое сенсорное восприятие также способствует развитию речи, логическому мышлению и творческому мышлению у детей.
Почему сенсорное развитие детей дошкольного возраста важно?
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста важно, потому что оно является основой для развития всех других аспектов развития ребенка. Через сенсорные ощущения ребенок воспринимает и познает мир, формирует свое представление о нем, развивает свою интеллектуальную и эмоционально-личностную сферы. Сенсорное развитие влияет на развитие моторики, зрительного и слухового восприятия, координации движений и многие другие области развития ребенка.
Какие дидактические игры помогают развивать сенсорное развитие детей дошкольного возраста?
Существует множество дидактических игр, которые помогают развивать сенсорное развитие у детей дошкольного возраста. Например, игры со сенсорными материалами, такими как песок, вода, глина. Дети могут развивать свои тактильные ощущения, формировать понятия о разных физических свойствах материалов и развивать мелкую моторику. Также полезны игры, развивающие зрительное восприятие, слуховое восприятие, а также игры, тренирующие координацию движений и пространственное мышление.