1. Нервная ткань. Особенности строения и функции нейронов и глиона. 2.Биологические ритмы. Показатели и классификация биоритмов (совы, жаворонки, аритмики) 3.Память.изменение объёма запоминания в различных основных периодов жизни.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психофизиология
  • 20 20 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 16.02.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
1.Нервная ткань. Особенности строения и функции нейронов и глиона 2
2.Биологические ритмы. Показатели и классификация биоритмов (совы, жаворонки, аритмики) 6
3. Память, изменение ее объема с течением жизни 10

Фрагмент для ознакомления

Формирование памяти происходит в несколько этапов. Первый этап-кратковременная память, на нее приходится не более нескольких минут. После нее наступает этап долговременной памяти, который может длиться от нескольких часов до окончания жизни организма. Физиологическим обоснованием этого процесса является реверберация нервного импульса в цепях нейронов, а именно его повторная циркуляция. По истечении определенного времени этот процесс приводит к устойчивым морфологическим и химическим преобразованиям в синапсах. Это приводит к консолидации информации- физическое ее закрепление. [8] Прерывание или предотвращение реверберации (пример латерального торможения при предъявлении более эмоционально значимого стимула) приводит к разрушению следа памяти.
Опытным путем показано распределение памяти по различным структурам мозга. Стимуляция токами малой силы гиппокампа, миндалевидного тела и хвостатого ядра у крыс приводила к нарушению формирования долговременной памяти.[6] Раздражение ретикулярной формации и хвостатого ядра приводит к нарушениям кратковременной памяти. Повреждение базальных ядер, гиппокампа, прозрачной перегородки, ядер таламуса, височной коры, ретикулярной формации среднего мозга – приводит к стойким нарушениям памяти.
Принято считать, что гиппокамп является «вместилищем» кратковременной памяти. На нейронах данной области формируется долговременная потенциация. При формировании устойчивых нейронных связей след памяти переходит из гиппокампа в неокортекс.
В системе управления и регуляции памяти выделяют два уровня: неспецифический (общемозговой)- участвует в осуществлении памяти практически всех видов, включает ретикулярную формацию, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп и лобную кору; модально-специфический основывается на действии анализаторных систем. [7]
Наличие памяти наблюдается у человека с первых месяцев жизни. В основном это проявляется в виде безусловно-рефлекторных реакций. Еще одним проявлением памяти, наблюдаемым в младенческом возрасте является способность к узнаванию знакомых предметов, лиц. [3] Это выражается в улыбке ребенка при виде матери, няни, знакомого предмета и в удивлении при попадании в незнакомую обстановку. В дальнейшем увеличивается интервал узнавания и расширяется круг знакомых предметов.
Со второго года жизни ребенок приобретает способность не только к узнаванию, но и к воспроизведению предмета без предварительного предъявления.
В детстве память ребенка пополняется колоссальным количеством новых понятий и действий. В младшем дошкольном возрасте, до 3—4 лет (точнее с двух до пяти лет), ребенок приобретает огромный запас слов обыденной речи. Дошкольник может играть в довольно сложные игры, запоминая и выполняя все требования игры. У детей к этому времени имеется много воспоминаний и прежде всего образных представлений, которыми они могут оперировать. Дети способны к заучиванию стихов и песен, однако оно происходит механически. Причина этого- недостаточная способность к осмыслению материала. Основной тип памяти-непроизвольный, поскольку дети в раннем возрасте запоминают информацию без волевых усилий, не имея такой цели. Сознательное заучивание начинается с наступлением школьного возраста.
Значительные изменения в развитие памяти ребенка вносит поступление его в школу. К числу таких изменений относится прежде всего увеличение скорости заучивания и рост объема памяти, т. е. количества предметов, которое нужно запомнить после однократного восприятия. При необходимости запомнить один и тот же материал ребенок дошкольного возраста тратит больше времени и делает больше повторений, чем в школьном возрасте.
В более старшем возрасте объем памяти у детей увеличивается, осуществляется переход от непроизвольного запоминания к целенаправленному. Школьное обучение направленно именно на развитие такого типа мышления у детей.
Между учеными до сих пор ведутся споры относительно того, в какой жизненный период наблюдается вершина способности к запоминанию. Одни утверждают, что этот период приходится на 13-14 лет, другие-в 25. Исследователи считают, что максимальное развитие всех умственных способностей наблюдается у человека в возрасте до 50 лет; поэтому и память в этом периоде отличается наибольшей восприимчивостью.
В преклонном возрасте отмечается ослабление памяти. Старческая особенность памяти — забывание текущих событий. Чаще всего этим дело и ограничивается. Лишь в отдельных случаях на фоне грубых изменений в сосудах мозга теряются трудовые навыки, забываются иностранные языки, не воспринимается новое, затем теряется эмоциональная память и, наконец, память привычек.

Список литературы
Гемонов В.В., Гистология, цитология и эмбриология. Учебное пособие; ГЭОТАР-Медиа, 2013, 168 с
Гора Е.П, Экология человека, Дрофа; 2007-540 с
Илюхина В.А, Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека; Издательство Н-Л; 368 с
Кузнецов С.Л «Гистология, цитология и эмбриология. Краткий курс», МИА (Медицинское информационное агентство); 2014, 176 с
Медведев М.А., Физиология и психофизиология. Учебник; МИА (Медицинское информационное агентство); 2013, 616 с.
Лытаев М.А, Психофизиология; СпецЛит, 2018, 856 с
Ляксо Е.Е, Психофизиология. Учебник; Академия; 2012, 336 с
Рапопорт С.И, Хронобиология и хрономедицина. Руководство; 2012, 480 с
Чикуров А.И.,Физическая культура, http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/fizicheskaia-kultura-chikurov-a-i








14


Список литературы
1. Гемонов В.В., Гистология, цитология и эмбриология. Учебное пособие; ГЭОТАР-Медиа, 2013, 168 с
2. Гора Е.П, Экология человека, Дрофа; 2007-540 с
3. Илюхина В.А, Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека; Издательство Н-Л; 368 с
4. Кузнецов С.Л «Гистология, цитология и эмбриология. Краткий курс», МИА (Медицинское информационное агентство); 2014, 176 с
5. Медведев М.А., Физиология и психофизиология. Учебник; МИА (Медицинское информационное агентство); 2013, 616 с.
6. Лытаев М.А, Психофизиология; СпецЛит, 2018, 856 с
7. Ляксо Е.Е, Психофизиология. Учебник; Академия; 2012, 336 с
8. Рапопорт С.И, Хронобиология и хрономедицина. Руководство; 2012, 480 с
9. Чикуров А.И.,Физическая культура, http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/fizicheskaia-kultura-chikurov-a-i

Вопрос-ответ:

Какие особенности строения и функции нейронов и глиальных клеток?

Нейроны являются основными строительными и функциональными единицами нервной системы. Они состоят из клеточного тела, дендритов, аксона и окончаний нервных волокон. Нейроны отвечают за передачу электрических сигналов в нервной системе. Глиальные клетки поддерживают и защищают нейроны, обеспечивают питание и утилизацию отходов.

Какие показатели и классификация биоритмов существуют?

Биоритмы могут быть различной продолжительности и включать в себя такие параметры, как сон, бодрствование, пульс, дыхание, секрецию гормонов и т. д. Классификация биоритмов включает сову, жаворонку и аритмический типы. Совы - это люди, предпочитающие активность вечером и ночью. Жаворонки - это люди, предпочитающие активность утром и днем. Аритмический тип характеризуется отсутствием устойчивого биологического ритма.

Как изменяется объем запоминания в различных основных периодах жизни?

Объем запоминания меняется в различных основных периодах жизни. В раннем детстве объем запоминания ограничен и повышается по мере взросления. В зрелом возрасте объем запоминания достигает пика и начинает снижаться с возрастом. Это связано с процессами старения и изменениями в нервной системе. Однако, с возрастом человек накапливает большой объем жизненного опыта, который может компенсировать снижение объема запоминания.

Как происходит формирование памяти?

Формирование памяти происходит в несколько этапов. Первый этап - это восприятие информации, которая проходит через органы чувств и поступает в мозг. Затем информация переходит в краткосрочную память, где она может быть сохранена в течение нескольких секунд или минут. Для того чтобы информация перешла в долгосрочную память, необходима ее повторная активация и закрепление. Этот процесс называется закреплением памяти. В конечном итоге, информация может быть хранена в долгосрочной памяти на длительный период времени.

Какие особенности строения и функции нейронов и глиона?

Нейроны - это клетки нервной системы, состоящие из тела, дендритов и аксона. Они отвечают за передачу и обработку информации в нервной системе. Глионы - это второй тип клеток нервной ткани, которые поддерживают и защищают нейроны, а также участвуют в ремонте поврежденных нервных связей.

Какие показатели и классификация биоритмов существуют?

Биоритмы - это физические, психические и поведенческие изменения, которые происходят у организмов с определенной периодичностью. Показателями биоритмов являются фазы активности и покоя, уровень энергии, сонливость и другие физиологические и психологические параметры. Биоритмы классифицируются по длительности периода: суточные (24 часа), месячные (около 28 дней), годовые и т.д. Также они могут быть линейными (постепенно изменяющимися) и циклическими (с повторяющимися пиками и спадами).

Как изменяется объем запоминания памяти в различные периоды жизни?

Объем запоминания памяти изменяется в различные периоды жизни. Например, в раннем детстве память ограничена и представляет собой восприятие и запоминание основных фактов и событий. В школьном возрасте объем запоминания увеличивается, поскольку требуется запоминание большего количества информации. Во взрослом возрасте объем запоминания может стабилизироваться или даже снизиться из-за старения мозга и изменений в памяти. В целом, формирование памяти происходит в несколько этапов и зависит от многих факторов, включая генетические предрасположенности, образование и опыт.

Какие особенности строения и функции нейронов и глиальных клеток?

Нейроны являются основными функциональными единицами нервной системы. Они состоят из тела клетки, аксона и дендритов. Тело клетки содержит ядро и все необходимые органеллы. Аксон передает электрические импульсы от нейрона к нейрону, а дендриты принимают сигналы от других нейронов. Глиальные клетки, или глиоциты, выполняют поддерживающую функцию, обеспечивают питание, защиту и изоляцию нейронов. Они также играют важную роль в образовании миелина, который ускоряет передачу сигналов в нервной системе.