Фортепианные пьесы З.Грига в репертуаре музыкальных учебных заведений
Заказать уникальную дипломную работу- 31 31 страница
- 5 + 5 источников
- Добавлена 16.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Роль фортепианных произведений в творчестве Э. Грига 5
Глава 2. Анализ произведений Грига для фортепиано 15
2.1 Разбор некоторых фортепианных сочинений 15
2.2 Особенности исполнения произведений Грига 27
Заключение 30
Список литературы 32
Это сочетание пианистических трудностей и художественного образа также характерно для стиля Грига. Как уже было сказано выше, собственно виртуозность его не интересовала, она служит лишь средством для воплощения того или иного содержания музыки.Проникновенная лирическая мелодия является новым образом, оно занимает достаточно большую часть данной пьесы. В этой теме удивительно сочетается кантиленность, выразительность, лирика и национальная ориентация музыки Грига.Нотный пример 13.Григ «Лирические пьесы», тетрадь 8, Свадебный день в Трольхаугене(пятая тема)Элементом, словно скрепляющим все темы воедино является чистая квинта. В другой тональности (соль мажор) она звучит в начале лирической темы пьесы, также создавая органный пункт в этой части произведения.Национальную ориентацию теме придает синкопы и нисходящее движение от тоники вниз, которое уже было отмечено в первой главе работы как отличительная черта норвежских национальных мелодий.Интересным композиционным приемом является наличие полифонической фактуры с подголоском в этой лирической теме. Григ создает ощущение диалога (диалог влюбленных, которым посвящен праздник), в котором первая тема (такт 3 и 5 нотного примера 13) звучит в первой октаве, а вторая тема (такт 4 и 6 нотного примера 13) в малой октаве. Тем самым композитор с помощью достаточно простого приема создает эффект тембрового разнообразия тем, достигая колористического звучания достаточно простой темы из трех звуков.Свобода лирического высказывания, ощущение импровизационности в развитии диалога двух тем создается композитором при помощи ритмического и мелодического приема:Нотный пример 14.Григ «Лирические пьесы», тетрадь 8, Свадебный день в Трольхаугене(пятая тема в развитии)В такте 4 нотного примера 14 можно увидеть сочетание движения «две шестнадцатых – триоль из шестнадцатых». Это ритмическое движение придает развитие теме верхнего голоса, добавляет в нее большей гибкости.Завершается лирическая тема «вторжением» темы шествия, которое продолжает праздник после лирического раздела. Вновь возвращаются начальные темы – звучит реприза пьесы.Повторение тем на новом витке развития приводит к грандиозной кульминации на fortefortissimo. После «колокольной» аккордовой темы ярко и победно, в гимническом характере звучит в очень объемной фактуре тема шествия. Это кульминация данной пьесы:Нотный пример 15.Григ «Лирические пьесы», тетрадь 8, Свадебный день в Трольхаугене(кульминация в репризе)Насыщенная аккордовая и октавная фактура, использование квинтолей из шестнадцатых придает данной теме достаточно виртуозный характер. И снова он тесно связан с характером и образным содержанием пьесы, что характерно для стиля Грига.В завершении произведения взвонованная тема словно постепенно успокаивается, ритмическое движение станвится более уравновешенным. НА последних тактах фортепианной пьесы звучат только «отголоски» свадебного действия. Мы словно отдаляется от этого события, оно остается «за кадром». Для создания такого эффекта композитор использовал колористический прием: чередование квинт в различных регистрах на staccatoс использованием педальных эффектов (нотный пример 16). Нотный пример 16.Григ «Лирические пьесы», тетрадь 8, Свадебный день в Трольхаугене(кода)Последний завершающий аккорд на резком сфорцандо придает законченности всему сочинению. Эти яркие и конкретные приемы в музыке Грига – отражение его композиторского стиля.В целом на примере анализа произведений подтверждено следующее:В пьесах используются различные образы: лирика, жанровые пьесы, пьесы со сказочной тематикой и т.п.В мелодии большое значение играет кантилена и национальное начало, что сказывается в ритмике и ладах.Композитор использует колористические приемы в фактуре фортепиано: квинты, органные пункты, различные регистры.Виртуозность уГрига тесно связана с тем или иным музыкальным образом сочинения.2.2 Особенности исполнения произведений ГригаИсполнение фортепианных сочинений Грига тесно связано со спецификой его фортепианного стиля. Важной особенностью является яркость и красочность тематизма, что было показано в предыдущем разделе работы. Для его воплощения на фортепиано необходимо:Точно соблюдать все указания композитора. Григ детально ставит динамику, штрихи, фразировку и другие параметры. Достаточно подробно указана педаль, в том числе левая. Этого необходимо точно придерживаться, чтобы не исказить композиторский замысел.Продумать образ, характер. Подобрать соответствующее звуковое решение. Музыка Грига достаточно яркая и образная, и ее исполнение должно быть соответствующим. Очень тщательно продумать фразировку, добиться ясности и точности в исполнении ведущей мелодической линии. В лирических темах должно быть максимально возможно legato,«пение» на инструменте.После разучивания нотного тексте нужно обратить особое внимание на красочность исполнения. Для этого нужно искать различные тембровые решения для аккордов, регистров. Работать не только с собственными слуховым представлением, но и с нюансами прикосновения к клавиатуре, с деталями звука. Здесь нужно уделить большое внимание аккордам, в том числе в сопровождении.Обратить внимание на динамику произведения. Продумать центральную кульминацию, общее драматургическое решение. Это особенно важно в пьесах сценках, которые отличаются практической театральной выразительностью. Во многих произведениях Грига драматургия основана на контрасте. Нужно сделать его максимально эффектным, придавая своеобразие каждому образу.Среди главных трудностей, с которыми сталкивается пианист при исполнении музыки Грига, является колорит и красочность звучания. В своем позднем творчестве композитор стоит на пороге нового столетия, во многом предвосхищая находки Дебюсси и других композиторов XXвека.В связи с этим для верного стилевого исполнения необходимо много работать с фортепианным звуком, добиваясь контрастности регистров, яркости в воплощении различных ладов. Это требует творческого подхода и индивидуального авторского прочтения. Музыка Грига очень яркая, образная, и ее исполнение не может быть пассивным. Необходимо работать и с образами, и с выразительными средствами музыки для достижения яркого результата в воплощении художественного образа.В ряде сочинений (пьесы протяженные, концертного характера и крупная форма) Григ создает достаточно виртуозные фортепианные партитуры. Для их исполнения от пианисты требуется умение владеть крупной и мелкой техникой, и одновременно – исполнение аккордовых и октавных комплексов, пассажей в том или ином образе. Как уже было неоднократно замечено, в фортепианных сочинениях композитора никогда яркая виртуозность не является самоцелью. Воплощение всех этих задач при исполнении музыки Грига поможет созданию верного стилевого исполнения, а также натолкнет на путь творческой интерпретации его произведений. Яркость образность произведений, красота мелодий и гармоний в музыке композитора привлекает не только исполнителей, но и слушателей. Уже более столетия музыка Грига остается в репертуаре пианистов и всегда актуальна на концертах, вызывает живой отклик у публики. Она будит творческое воображение и фантазию, создает удивительные практически зримые образы, поражает красотой музыкального языка. Исполняя музыку Грига, к ней невозможно остаться равнодушным. Она увлекает своей красотой и совершенством, однако при этом ставит для пианиста определенные задачи:Воплотить образ сочинения. Зачастую яркий, характерный. Вплоть до образа – сценки. Выявить красочность в трактовке фортепиано.Искать гармонические краски, тембры при исполнении.Мастерски пользоваться педалью.Выразительно вести мелодию сочинения.Показать яркость и красочность мелодии, проявить мастерство legato.ЗаключениеФортепианное творчество Э. Грига – источник вдохновения для многих поколений пианистов. Композитор стал создателем красочной и яркой национальной музыки, составляющей лучшие страницы романтической эпохи.Будучи прекрасным пианистом, Григ создавал свои пьесы с учетом собственной трактовки фортепиано. Для него инструмент стал лирическим дневником, и средством для воплощения сказочных и жанровых образов. Богатство и выразительность образов в его сочинениях потребовала соответствующих выразительных средств: мелодия, лад, гармония, ритм и фактура, различные регистры фортепиано, штрихи и педаль – все эти средства стали ресурсами для поиска новой выразительности инструмента.Стилистика произведений Грига накладывает отпечаток на особенности трактовки его произведений. Они должны быть не только детально продуманы, но и тщательно выверены все детали исполнения, включая штрихи, динамику, мелодическую фразировку, особенности тембровых решений. Особую область для композитора составляют штрихи, которым он уделил большое внимание. Сочетание акцентов, лиг и staccatoв его произведениях должно быть тщательно соблюдено, что тесно связано с образом того или иного фортепианного сочинения.В данной работе мы обратились к фортепианному стилю, уделив внимание разбору жанров творчества, особенностей стиля композитора в первой главе.Во второй главе работы более детально были проанализированы некоторые пьесы из первой и восьмой тетради «Лирических пьес», на основе чего были сформулированы рекомендации для исполнения фортепианных произведения Грига.В заключении даны общие выводы по работе в соответствии с целями и задачами.Хочется отметить, что данная тема имеет обширные перспективы исследования. Литературы о композиторе на русском языке в основном монографическая, и недостаточно обширная. Представляется, что тему можно развить в нескольких направлениях:Представить анализ фортепианных сочинений композитора, сравнить пьесы и крупную форму (ранняя соната, концерт).Охарактеризовать эволюцию фортепианного творчества композитора, представить его периодизацию.Осуществить сравнительный анализ фортепианных произведений Грига и оркестровых его сочинений.Эти и другие вопросы являются перспективной дальнейшего исследования темы. Список литературыАсафьев Б.В. Григ// Академик Б. В. Асафьев. Избранные труды, т. IV. М.: изд-во АН СССР, 1955.Бенестад Ф., Шельдеруб – Эббе З. Эдвард Григ. Человек и художник. М.: Радуга, 1986. 376 с.Кремлев Ю.А. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М.:Музгиз, 1958. 236 с.Левашева О.Е. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., Музгиз, 1962. 830 с.Оржеховская Ф.М. Эдвард Григ. – М.:Детгиз, 1959. 262 с.
1. Асафьев Б.В. Григ // Академик Б. В. Асафьев. Избранные труды, т. IV. М.: изд-во АН СССР, 1955.
2. Бенестад Ф., Шельдеруб – Эббе З. Эдвард Григ. Человек и художник. М.: Радуга, 1986. 376 с.
3. Кремлев Ю.А. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М.: Музгиз, 1958. 236 с.
4. Левашева О.Е. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., Музгиз, 1962. 830 с.
5. Оржеховская Ф.М. Эдвард Григ. – М.: Детгиз, 1959. 262 с.
Вопрос-ответ:
Какую роль играют фортепианные произведения в творчестве Эдварда Грига?
Фортепианные произведения играют важную роль в творчестве Эдварда Грига. Они являются одним из основных жанров в его музыке, выражающими его музыкальный стиль и эстетические предпочтения.
Какие аспекты произведений Грига для фортепиано рассматриваются в анализе?
Анализ произведений Грига для фортепиано включает разбор некоторых композиций и особенности исполнения. Важными аспектами анализа являются характеристика стиля, художественного образа и технических сложностей в музыке Грига.
Какие особенности исполнения произведений Грига для фортепиано можно отметить?
Исполнение произведений Грига для фортепиано требует особой виртуозности и музыкальной выразительности. Характерные особенности в исполнении включают использование ритмических и динамических контрастов, игру с педалью и умение передать эмоциональное содержание музыки.
Какими основными чертами отличается стиль Грига?
Основными чертами стиля Грига является сочетание пианистических трудностей и художественного образа. Он не стремился к чисто виртуозной игре, а уделял большое внимание выразительности и эмоциональной глубине своей музыки.
Какова роль фортепианных произведений Грига в репертуаре музыкальных учебных заведений?
Фортепианные произведения Грига имеют большое значение в репертуаре музыкальных учебных заведений. Они являются важной частью пианистического образования и служат прекрасным материалом для изучения исполнительской техники и развития музыкального вкуса.
Какую роль играют фортепианные произведения в творчестве Эдварда Грига?
Фортепианные произведения занимают важное место в творчестве Эдварда Грига. Они являются одной из основных составляющих его музыкального наследия и занимают почетное место в репертуаре музыкальных учебных заведений.
Какие особенности исполнения произведений Грига для фортепиано?
Исполнение произведений Грига требует от пианиста виртуозной техники и умения передать художественный образ. Важно выразить мелодическое богатство и эмоциональность музыки, а также правильно передать ритмическую и динамическую интонацию, которая является характерной особенностью его стиля.
Какие произведения Грига для фортепиано особенно интересны для анализа?
Особо интересны для анализа произведения Грига, в которых присутствуют пианистические трудности, сочетающиеся с художественным образом. Это, например, его известные концерты для фортепиано и оркестра, а также избранные пьесы из цикла "Лирические миниатюры".
Какую роль фортепианные произведения Грига играют в репертуаре музыкальных учебных заведений?
Фортепианные произведения Грига занимают важное место в репертуаре музыкальных учебных заведений. Они используются для развития пианистических навыков учащихся, а также для ознакомления с классической музыкой и научения интерпретации.
Что интересного можно узнать из анализа произведений Грига для фортепиано?
Анализ произведений Грига для фортепиано позволяет понять особенности его стиля, выразительность его музыки и технические сложности, которые он предлагает пианисту. Также можно изучить различные музыкальные формы и жанры, которые присутствуют в его творчестве.
Какую роль играют фортепианные произведения З. Грига в творчестве композитора?
Фортепианные произведения З. Грига играют важную роль в его творчестве. Они являются одним из наиболее значимых аспектов его художественного выражения. Через свои фортепианные пьесы Григ передает свои эмоции, мысли и музыкальные идеи. Фортепиано было для Грига особенно важным инструментом для самовыражения, и он мастерски использовал его возможности для создания музыкальных образов.
Какие аспекты фортепианных произведений З. Грига особо заслуживают внимания?
Фортепианные произведения З. Грига обладают множеством интересных аспектов. Одним из них является совмещение пианистических трудностей и художественного образа. Григ создавал произведения, которые не только вызывают извлечение сложных технических приемов на фортепиано, но и содержат глубокий музыкальный смысл. Его музыка характеризуется эмоциональностью, красочностью и уникальными мелодиями, которые делают его произведения поистине уникальными и запоминающимися.