Внутренние угрозы экономической безопасности России
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 17.02.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы обеспечения экономической безопасности 6
1.1 Понятие и принципы экономической безопасности государства 6
1.2 Теоретические механизмы обеспечения экономической безопасности государства 9
2 Анализ внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации 13
2.1 Анализируемые показатели экономической безопасности 13
2.2 Анализ влияния внутренних факторов на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации 18
3 Пути обеспечения экономической безопасности Российской Федерации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
б) обязать конечных владельцев акций российских предприятий зарегистрировать свои права собственности на них в российских регистраторах;в) заключить соглашения об обмене налоговой информацией с офшорами, денонсировать имеющиеся с ними соглашения об избежание двойного налогообложения, включая транзитные офшоры. Определить единый перечень офшоров, в том числе, которые находятся внутри офшоров;г) запретить на законодательном уровне перевод активов в оффшорные юрисдикции, с которыми не заключены соглашения об обмене налоговой информацией;д) сформировать список зарубежных банков, участвующих в схемах по выводу капитала с российскими компаниями и банками, отнеся операции с ними к разряду сомнительных;е) ввести в отношении оффшорных компаний, принадлежащих российским резидентам, требования по соблюдению российского законодательства по предоставлению информации об участниках компании, а также по раскрытию налоговой информации для целей налогообложения в России всех доходов, получаемых от российских источников;ж) прекратить включение во внереализационные расходы безнадежных долгов нерезидентов российским предприятиям. Предъявлять от имени государства иски к управляющим о возмещении ущерба предприятию и государству в случае выявления таких;ж) ввести налоги на спекулятивные валютно-финансовые операции и вывоз капитала;и) ужесточить административную и уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала с территории Российской Федерации.Данные действия должны привести к уменьшению оффшорного характера нашей экономики, что приведет к увеличению независимости нашей экономики.В связи с очень высокой ставкой Банка России, которая относилась к издержкам производства у нас была отмечена довольно высокий уровень инфляции. Особенно заметна данная тенденция проявилась в 1992-1995 гг., когда инфляция достигла показателей, превышающие 100% в несколько раз. При этом ставка Банка России имела показатели от 80% до 200%. Соотношение ставки Центрального Банка РФ и уровня инфляции в период 1996-2016 гг. отображено на рисунке 3.2 Данные взяты с официального сайта Банка России, а данные об уровне инфляции – со статистического портала «statbureau.org».Как мы можем наблюдать, рост инфляции всегда сопровождался увеличением ставки Банка России и всегда снижался, когда снижалась и процентная ставка. Помимо минимальной инфляции, после включения механизма целевой денежной эмиссии нами ожидается рост ВВП. Это возможно за счет того, что увеличение денежной массы и инвестиционных инструментов позволяет производителям развивать свое производство. Рисунок 3.2 - Соотношение ставки Центрального Банка Российской Федерации и уровня инфляции в период с 1996 по 2016 гг.Статистические данные показывают нам, что повышение процентной ставки и сжатие денежной массы, как правило, приводят к падению производства, инвестиций, массовым банкротствам. Кроме того, в связи с тем, что наша экономика недомонетизирована, а также имеет место монополия, то наблюдается рост инфляции. И наоборот: в случае уменьшения процентной ставки и увеличения денежной массы, наблюдается рост ВВП страны и снижение инфляции.На рисунке 6 показаны показатели динамики роста ВВП Российской Федерации и ставка Центрально Банка Российской Федерации в период с 1996 по 2016 гг., согласно данным Росстата и данных, взятых с официального сайта Банка России.Стоит отметить, что после финансово-бюджетного кризиса 1998 г., проводилась денежно-кредитная политика, которая выражалась в снижении ставки рефинансироания и наращивании денежной базы. За три года данной политики ВВП России вырос на 25%, промышленное производство – напочти на 30% при ежегодном приросте денежной массы на 40-60%. Также наблюдалось падение инфляции почти в 4 раза. Кризис 1998 г., так же как и нынешний, был следствием массового вывода капиталов с российского финансово рынка. МВФ предложил план действий, который совпадает с планом действий, предложенным в сентябре 2014 г., но они были отвергнуты российскими денежными властями. Были введены ограничения на валютную позицию коммерческих банков и обязательную продажу иностранной валюты, стабилизирован курс рубля и валютно-финансовый рынок. Восстановили экспортные пошлины на вывоз сырьевых товаров, что позволило стабилизировать федеральный бюджет. Сохранение отрицательной в реальном выражении ставки процента одновременно с наращиванием денежной базы обеспечило кредитование импортозамещения и возобновление экономического роста.Рисунок 3.3 - Соотношение ставки Банка России и динамики роста ВВП Российской Федерации в период с 1996 по 2016 гг.Планируется, что снижение уровня процентных ставок на рынке кредитования будет способствовать повышению рентабельности многих инвестиционных проектов. Также, целевое использование средств в приоритетных отраслях обеспечит рост активности в смежных отраслях. Данные обстоятельства будут способствовать росту экономики, технологическому развитию, повышению конкурентоспособности и снижению инфляции. В связи с расширением производства, предприятия будут создавать новые рабочие места, что должно привести к уменьшению безработицы. Снижение инфляции, появление новых рабочих мест позволит усилить внутренний спрос на товары и услуги – один из важнейших показателей экономического роста. Вывод:В 3 главе предложены пути решения проблем внутренних угроз, влияющих на экономическую безопасность.В ходе рассмотрения вопросов, был сделан вывод, что для нейтрализации внутренних угроз экономической безопасности России необходимо изменить денежно-кредитную политику Центрального Банка РФ и экономического блока Правительства РФ. Изменение предполагает переход на суверенную денежную эмиссию, что должно привести к решению проблемы оффшорного характера нашей экономической системы, уходу от сырьевого уклона нашей экономики, росту производства товаров и услуг, что повлечет за собой рост доходов и уровня жизни жителей нашей страны. ЗАКЛЮЧЕНИЕПод национальной экономической безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Национальные интересы есть совокупность потребностей государства по реализации экономических интересов и устойчивое развитие Российской Федерации.Важнейшим элементом механизма обеспечения экономической безопасности является интеграционная составляющая, в рамках которой осуществляется совместное проведение структурной и региональной политики, особенно в части наднационального регулирования отношений с наименее конкурентоспособными отраслями и отсталыми регионами и странами. Механизм обеспечения экономической безопасности в широком смысле слова следует рассматривать как организационно-экономическую структуру, направленность действий которой предполагает формирование условий, при которых возможно устранение негативных воздействий для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства, как систему взаимосвязанных уровней (международного, национального, регионального, отраслевого) отдельных субъектов хозяйствования, важнейшими составляющими которой являются производственная, социальная и экологическая сферы.ВВП Российской Федерации увеличился с 86044 до 92224 млрд. руб. на 7,18 %. Объем продукция сельского хозяйства увеличился с 14640 до 15913 млрд. руб. Оборот розничной торговли увеличился с 28317 до 29780 млрд. руб. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций увеличилась с 36709 до 39360 руб. Экспорт товаров увеличился с 281,8 до 336,9 млрд. долл. на 19,5 %. Импорт товаров увеличился с 191,6 до 227,8 млрд. дол.или на 18,9 %. Так как темп роста импорта превышает темп роста экспорта, это негативная тенденция, тем не менее обеспечено положительное торговое сальдо в 2016 году 90,3 млрд. долл., в 2017 году 109,1 млрд. долл. Доля положительного сальдо 1,7 %.Экспорт продукции топливно-энергетического комплекса увеличился с 154,0 до 185,9 млрд. долл. или на 18,9 % и составляет 12,5 % по удельному весу в ВВП. Численность рабочей силы уменьшилась с 76,3 до 76,1 млн. чел. Что связано с демографическими процессами в частности старением населения. Уровень безработицы сократился с 5,6 до 5,2 %.Изменение валютных резервов в 2016 году -8,2 млрд. долл. США в 2017 году -19,0 млрд. долл. США.Сальдо прямых иностранных инвестиций положительное, но снижается в 2016 г. 10,2 млрд. долл. США в 2017 г. 8,1 млрд. долл. США.Таким образом, можно отметить, что экономика Российской Федерации, несмотря на санкции, динамично развивается: за 2017 год обеспечен прирос ВВП и экспорта, негативным моментом является высокий удельный вес экспорта продукции топливно-энергетического сектора в остальном экспорте. В 2016 году он составил 54 %, в 2017 году – 55 %, что связано с повышением международных цен на нефть. Так как доля экспорта ТЭК в экспорте превышает 55 %, то в случае снижения мировых цен на нефть на величину 20% ВВП Российской Федерации покажет отрицательную динамику, причем среднегодовое колебание цен н продукцию ТЭК превышает 30%.Таким образом, основными внутренними угрозами экономической безопасности Российской Федерации являются:– снижение инвестиционной и инновационной активности;– тенденции преобладания в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющей;– преимущественное развитие топливно-энергетических отраслей промышленности;– снижение численности экономически активного населения;– численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения 12,8 %;– отток капитала за рубеж более 6 % от ВВП или -18 млрд. долл. США;– рост травматизма и расходы бюджета на восстановление разрушенной инфраструктуры;– израсходование валютных резервов.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативно-правовые акты1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.// Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, №31, ст. 4398.2. Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31 декабря 2015 г. №683 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2015 г., "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, №1 (часть II), ст. 212.3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.05.2017, "Собрание законодательства РФ", 15.05.2017, №20, ст. 2902Книги4. Гончаренко Л.П., Акулинин Ф.В. Экономическая безопасность. Учебник для вузов: Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 478 с.5. Международная благотворительная организация Oxfam. Экономика для 99% населения: Доклад. – О.: OxfamGB, 2016. – 48 с.6. Орлова А.В. Эволюция понятия «экономическая безопасность»: Брошюра. – Б.: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2013. – 6 с. 7. Сенчагов В.К., Иванов Е.А. Структура механизма мониторинга экономической безопасности России: Монография. – М.: Институт экономики РАН, 2015. – 46 с.8. Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах. Официальное издание: Сборник. М.: Росстат – 2018. – 543 с.Электронные ресурсы9. Путин В.В. об экономической безопасности России на Совете Безопасности Российской Федерации 07.12.2016. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53429.20. ВВП России в 2016 году. Режим доступа: http://investorschool.ru/vvp-rossii-2016.10. Путин В.В. на съезде «Деловой России» 21.12.2011. Режим доступа: https://ria.ru/politics/20111221/522602696.html.11. Путин В.В. на съезде РСПП 20.03.2014 г. о деоффшоризации. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/40819.12. Путин В.В.: «Нас попросту «надули». Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2836384.13. Государственный долг развитых стран мира. Режим доступа: http://www.nationaldebtclocks.org/#countries.14. Заключительное заявление по итогам визита сотрудников МВФ в сентябре 2014 г. Режим доступа: https://www.imf.org/external/russian/np/ms/2014/100114r.pdf15. Золотовалютные резервы Банка России на 01.03.2017 г. Режим доступа: http://www.cbr.ru/hd_base/Default.aspx?Prtid=mrrf_m.16. Катасонов В.Ю. Угроза под названием «Российские оффшоры». Режим доступа: http://communitarian.ru/publikacii/ekonomika/rossiya/zastatya/.17. Когда и на каких условиях Российская Федерация брала кредиты у Международного Валютного Фонда. Режим доступа: http://www.banki-delo.ru/2010/08/%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8B-%D0%BC%D0%B2%D1%84/.18. Коррупция в 2016 году, согласно данным Генеральной прокуратуры. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2950166.19. Ольга Голодец. Об «утечке мозгов» на ПМЭФ-2016 г. Режим доступа: http://tass.ru/pmef-2016/article/3376102.20.О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) за 2016 г. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/19.htm.21. Отмена ТрансТихоокеанского партнерства. Режим доступа: https://www.nytimes.com/2017/01/23/us/politics/tpp-trump-trade-nafta.html?_r=0.22. Оффшорыроссийскихгоскорпораций. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2014/11/06/6290881.shtml.23. Среднегодовой уровень загрузки производственных мощностей в 2016 г., согласно данным Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B09/IssWWW.exe/Stg/d01/149.htm.24. Показатели для оценки состояния экономической безопасности / сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://gks.ru/econSafety.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.// Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, №31, ст. 4398.
2. Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31 декабря 2015 г. №683 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2015 г., "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, №1 (часть II), ст. 212.
3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.05.2017, "Собрание законодательства РФ", 15.05.2017, №20, ст. 2902
Книги
4. Гончаренко Л.П., Акулинин Ф.В. Экономическая безопасность. Учебник для вузов: Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 478 с.
5. Международная благотворительная организация Oxfam. Экономика для 99% населения: Доклад. – О.: OxfamGB, 2016. – 48 с.
6. Орлова А.В. Эволюция понятия «экономическая безопасность»: Брошюра. – Б.: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2013. – 6 с.
7. Сенчагов В.К., Иванов Е.А. Структура механизма мониторинга экономической безопасности России: Монография. – М.: Институт экономики РАН, 2015. – 46 с.
8. Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах. Официальное издание: Сборник. М.: Росстат – 2018. – 543 с.
Электронные ресурсы
9. Путин В.В. об экономической безопасности России на Совете Безопасности Российской Федерации 07.12.2016. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53429.
20. ВВП России в 2016 году. Режим доступа: http://investorschool.ru/vvp-rossii-2016.
10. Путин В.В. на съезде «Деловой России» 21.12.2011. Режим доступа: https://ria.ru/politics/20111221/522602696.html.
11. Путин В.В. на съезде РСПП 20.03.2014 г. о деоффшоризации. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/40819.
12. Путин В.В.: «Нас попросту «надули». Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2836384.
13. Государственный долг развитых стран мира. Режим доступа: http://www.nationaldebtclocks.org/#countries.
14. Заключительное заявление по итогам визита сотрудников МВФ в сентябре 2014 г. Режим доступа: https://www.imf.org/external/russian/np/ms/2014/100114r.pdf
15. Золотовалютные резервы Банка России на 01.03.2017 г. Режим доступа: http://www.cbr.ru/hd_base/Default.aspx?Prtid=mrrf_m.
16. Катасонов В.Ю. Угроза под названием «Российские оффшоры». Режим доступа: http://communitarian.ru/publikacii/ekonomika/rossiya/zastatya/.
17. Когда и на каких условиях Российская Федерация брала кредиты у Международного Валютного Фонда. Режим доступа: http://www.banki-delo.ru/2010/08/%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8B-%D0%BC%D0%B2%D1%84/.
18. Коррупция в 2016 году, согласно данным Генеральной прокуратуры. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2950166.
19. Ольга Голодец. Об «утечке мозгов» на ПМЭФ-2016 г. Режим доступа: http://tass.ru/pmef-2016/article/3376102.
20. О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) за 2016 г. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/19.htm.
21. Отмена ТрансТихоокеанского партнерства. Режим доступа: https://www.nytimes.com/2017/01/23/us/politics/tpp-trump-trade-nafta.html?_r=0.
22. Оффшоры российских госкорпораций. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2014/11/06/6290881.shtml.
23. Среднегодовой уровень загрузки производственных мощностей в 2016 г., согласно данным Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B09/IssWWW.exe/Stg/d01/149.htm.
24. Показатели для оценки состояния экономической безопасности / сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://gks.ru/econSafety.