Особенности смысловой саморегуляции студентов в их соотношений с доминирующими видами рефлексии
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 30 + 30 источников
- Добавлена 17.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Анализ подходов к изучению рефлексии и смысловой регуляции в их взаимной связи 6
1.1. Подходы к изучению смысловой регуляции человека 6
1.1.1. Анализ подходов к смысловой регуляции жизни человека в зарубежной психологии 6
1.1.2. Анализ подходов к смысловой регуляции жизни в отечественной психологии 13
1.2. Анализ подходов к изучению личностной рефлексии 17
1.3. Анализ подходов к становлению позиции субъекта жизнедеятельности в юношеском возрасте на основе смысловой регуляции, основанной на развитии рефлексии 22
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей смысловой саморегуляции студентов в их соотношении с доминирующими видами рефлексии 29
2.1. Обоснование исследования. Характеристика методик 29
2.2. Результаты исследования смысловой саморегуляции студентов в их соотношении с доминирующими видами рефлексии 32
2.3. Заключение 38
Список использованной литературы 40
Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения. Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале по следующему правилу:В восходящую шкалу 1234567 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.В нисходящую шкалу 7654321 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия.Например, если по первому пункту у Вас был следующий результат 3210123, то после перевода в восходящую шкалу вы получите 5 баллов.Если по второму пункту у Вас был похожий результат по начальной шкале: 3210123, то после перевода в нисходящую шкалу вы получите 3 балла.После перевода всех двадцати пунктов в восходящие или нисходящие шкалы суммируются баллы по соответствующим субшкалам и заносятся в таблицу.Субшкала 1 (Цели) – подсчитывается суммированием пунктов (пп.) 3, 4, 10, 16, 17, 18.;Субшкала 2 (Процесс) – пп. 1, 2, 4, 5, 7, 9.;Субшкала 3 (Результат) – пп. 8, 9, 10, 12, 20.;Субшкала 4 (Локус контроля – Я) – пп. 1, 15, 16, 19.;Субшкала 5 (Локус контроля – жизнь) – пп.7, 10, 11, 14, 18,19.
1. Абульханова-Славская К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта / К.А. Абульханова-Славская // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практи¬ки. — М.: Ин-т психологии РАН, 1997.
2. Абульханова-Славская, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе. Ч. 2. Активность и развитие личности. – М., 1989. – С. 110-133.
3. Абульханова-Славская, К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна / К.А. Абульханова-Славская // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. – М., 1989. – С. 10-63.
4. Абульханова-Славская, К.А. Проблема определения субъекта в психологии / К.А. Абульханова-Славская // Субъект действия, взаимодействия, познания: психологические, философские, социокультурные аспекты. – Москва-Воронеж, 2001. – С. 35-47.
5. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С.. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. // Вопросы психологии, 1979, №4.
6. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2010. – 416 с.
7. Бодалев А.А. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности / А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, В.Н. Панферов. // Человек и общество. – Вып. 9. – 1971. – С. 151-160.
8. Бодалев А.А., Профессия и познание людей / А.А. Бодалев, О.Г. Кукосян. – Ростов н/Д: Феникс, 1981. – 248 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 1968. – 464 с.
10. Братусь Б.С.. К изучению смысловой сферы личности. // Вестник МГУ, серия 14, психология, 1981, №2.
11. Выготский, Л.С. Психология. / Л.С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008.
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2005. – 336 с.
13. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека (комплект из 2 книг). – СпБ.: Издательство Ленинградского университета, 1957. – 568 с.
14. Кон И.С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / И.С. Кон – М.: Просвещение, 1979.- 175с.
15. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. / И.С. Кон – М.: Политиздат, 1984 – 335 с.
16. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. – 304с.
18. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.
19. Леонтьев Д.А., М.А.Филатова. Психодиагностические возможности методики предельных смыслов. // Вестник МГУ, серия 14, психология, 1999, №2.
20. Леонтьев Д.А.. Очерк психологии личности. М., 1997.
21. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. / Д.А. Леонтьев – М.: Смысл, 1999. – 487с.
22. Моросанова В.И. Смысловые особенности саморегулирования личности / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. – 1994. - № 1. – С. 121-128.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. / С.Л. Рубин-штейн. – М.: Педагогика, 1989. – Т.2. – С. 236-249.
24. Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и проблема личности / С.Л. Рубинштейн // Принципы и пути развития психологии. – М.: Педагогика, 1959. – С. 116-137.
25. Сеченов И.М. Избранные произведения. Том 1, часть 1. – М.: , 2010. – 460 с.
26. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 284 с.
27. Столин В.В., Кальвиньо, М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1982. № 3 С. 38–47
28. Франкл В. О смысле жизни. Хрестоматия по психологии личности. / Под ред. Д.Я Райгородского. Самара: «Бахрах-М», 2000. – 417-442.
29. Франкл В. Человек в поисках смысла – М.: Прогресс, 1990 – 368 c.
30. Хьелл Л. Теории личности. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: 1999. – 606с.
Вопрос-ответ:
Какие подходы существуют к изучению смысловой регуляции человека?
Существуют различные подходы к изучению смысловой регуляции человека. В зарубежной психологии наиболее распространены семиотический подход, психоаналитический подход, феноменологический подход, социологический подход и когнитивно-психологический подход. Отечественная психология также разработала свои подходы к изучению смысловой регуляции, включая субъективно-смысловой подход и деятельностно-смысловой подход.
Какие подходы существуют к изучению личностной рефлексии?
К изучению личностной рефлексии применяются различные подходы. Одним из них является психоаналитический подход, основанный на понятии "рефлексивной функции Я". Другим подходом является когнитивный подход, который рассматривает рефлексию как представление и оценку собственных мыслей и действий. Еще одним подходом является социально-психологический подход, который рассматривает рефлексию как социально опосредованный процесс.
Какие подходы существуют к становлению смысловой саморегуляции студентов?
К становлению смысловой саморегуляции студентов применяются различные подходы. Один из них основан на развитии целей и задач саморегуляции. Другой подход связан с развитием самооценки и пониманием смысла своей жизни. Еще один подход предполагает развитие рефлексивных способностей студентов.
Какие особенности смысловой регуляции жизни человека изучаются в зарубежной психологии?
В зарубежной психологии изучаются различные особенности смысловой регуляции жизни человека. Одна из них - это процесс формирования смысловых ориентаций и ценностных ориентаций. Другая особенность - это влияние социального окружения на формирование смысла жизни. Также исследуются вопросы связи между смыслами и самооценкой.
Какие существуют подходы к изучению смысловой регуляции человека?
Существуют различные подходы к изучению смысловой регуляции человека. В зарубежной психологии применяются такие подходы, как теория смыслов, теория конструктивизма и теория деятельности. В отечественной психологии активно исследуются такие подходы, как культурно-историческая психология и феноменология.
Какие подходы используются для изучения смысловой регуляции жизни в зарубежной психологии?
В зарубежной психологии для изучения смысловой регуляции жизни человека используются различные подходы. Например, теория смыслов, основанная на идеях Виктора Франкла, рассматривает смысл жизни как основу психологического благополучия и саморазвития. Теория конструктивизма подчеркивает роль индивидуального конструирования смысла в жизни человека. Теория деятельности анализирует смысловую регуляцию в контексте целенаправленной деятельности и активного взаимодействия с внешней средой.
Какие подходы используются для изучения смысловой регуляции жизни в отечественной психологии?
В отечественной психологии для изучения смысловой регуляции жизни применяются такие подходы, как культурно-историческая психология и феноменология. Культурно-историческая психология рассматривает смысловую регуляцию как результат социокультурного взаимодействия с окружающей средой. Феноменология уделяет внимание индивидуальному опыту, субъективному осмыслению смысла жизни и саморегуляции.
Какие подходы используются для изучения личностной рефлексии?
Для изучения личностной рефлексии существуют различные подходы. Один из них - психоаналитический подход, основанный на работе Зигмунда Фрейда. Другой подход - гуманистическая психология, которая ставит акцент на самореализацию и развитие личности. Также в изучении личностной рефлексии применяются психологические подходы, основанные на когнитивной психологии и социальной психологии.