Логопедическая работа по формированию лексики у детей с нарушением зрения
Заказать уникальную дипломную работу- 62 62 страницы
- 37 + 37 источников
- Добавлена 16.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 8
1.1 Роль зрительного анализатора в развитии речи детей 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения 10
1.3 Основные подходы к развитию лексики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения 19
Вывод по первой главе 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 29
2.1 Основные принципы, цели и задачи констатирующего исследования 29
2.2 Содержание методики исследования лексики у дошкольников с нарушением зрения 32
Вывод по второй главе 40
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 41
3.1. Содержание логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с нарушениями зрения 41
3.2. Анализ итогов контрольного эксперимента 46
Вывод по третьей главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Все это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности словарного запаса детей с нарушением зрения, что подтверждает необходимость проведения с ними коррекционной логопедической работы.ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ3.1. Содержание логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с нарушениями зренияЦель программы:развитие лексики у дошкольников с нарушением зрения при помощи составления текста-описания при соблюдении таких условий, как:обучение умению составлять тест-описание способствует воспроизведению и созданию собственных высказываний, ориентированных на раскрытие существенных признаков явлений и предметов;упражнения и задания по обучению умению составлять тест-описание разработаны на основе данных диагностики и состоят из 4 модулей – целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, диагностико-результативный.Проект содержит в себе задания с элементами фольклорных сказок, что, на наш взгляд, эффективно, и оказывает значительное влияние на развитие лексики старших дошкольников.Задачи проекта: Разработать программу, содержащую задания и упражнения на развитие лексики при использованиитехнологии составления текста-описания с элементами фольклорных сказок. Включить в проект обучение умению составлять тест-описание с воспроизведением и созданием собственных устных высказываний дошкольниками.Описать критерии оценки результативности проекта.На третьем этапе исследования, ориентируясь и на возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, и на их особенности развития, а также на результаты проведенной диагностики, при помощи которой выявлен актуальный уровень развития речевых умений детей, была разработана работа по развитию лексики.Были составлены особые упражнения, включающие в себя задания, направленные на развитие речевых умений детей дошкольного возраста. В ходе данной работы мы применяли элементы фольклорных сказок, потому что включение сказок в логопедическую работупредполагает повышение интереса ребенка к занятию, внесение новизны, интенсификацию процесса обучения. Так, применение сказок способно оживлять этот процесс за счет своей новизны, реалистичности, динамичности.Сказка как форма работы с дошкольниками, находит свое применение в разных областях работы, в том числе и при развитии речи.Сказка является жанром эпических произведений в фольклоре и литературе, произведения которых в прозаической или в стихотворной формевыражены здесь, и их содержание основывается на вымысле.Отметим, что знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с самого раннего детства, а именно с миниатюр народного творчества, к которым относят потешки, песни, далее ребенку предлагаются сказки. Помимо этого, сказки детям с нарушением зрения, как и детям с нормальным развитием, предъявляли с самого раннего детства аудиально, поэтому уровень знаний детьми сказок, их сюжетов, персонажей, практически не отличается, и, в отличие от наглядного материала, со сказками можно работать с детьми с нарушением зрения.Рассмотрим характерные особенности сказок:-в них отражена глубокая человечность;-они содержат предельно точную моральную направленность;-в них встречается юмор;-для них характерна образность языка. Сказка считается наиболее действенным инструментом, который может повлиять на познание ребёнка. При этом, различные исследователи отмечали в сказке глубочайшее воспитательное средство.Сказка способствует решению следующих задач:- донесение до сознания ребенка в доступной форме общих ценностей для всех народов;- воспитание у ребенка любви ко всем людям, к природе;- расширение у ребенка кругозора и различных представлений о мире;- закладывание ребенку нравственных основ;- развитие связной речи у ребенка.Обобщение позиций целого ряда исследователей по вопросам развития речи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н.В. Нищева и др.), можно выделить в следующие стадии использования сказки в процессе развития речи дошкольников в рамках данного проекта:I стадия– познавательно-эффективная ориентировка, которая направлена на осмысление сюжета сказки, ее выразительное интонирование, а также исполнение сказочного образа.Цели этапа: интонировать голоса героев изучаемой сказки; использовать слова, являющиеся звукоподражательными, голоса животных с целью развития артикуляционного аппарата; познакомить дошкольников с образными выражениями и смысловыми оттенками слов; обратить внимание дошкольников на содержательную сторону слова; применять игры, в которых дошкольники продолжают высказывания взрослого.II стадия– словесного комментирования эмоционально-аффективных ситуаций. Дошкольники учатся управлять собственными поведенческими реакциями при помощи словесных описаний тембра, динамики, а также выразительных движений и ритмического рисунка.Цели этапа: раскрыть основной замысел сказки; побуждать дошкольников к высказываниям по содержанию; воспроизводить основные эпизоды и факты;выражать словом свое отношение;уметь составлять коллективно словесные описания; активизировать в речи дошкольников образные выражения и сказочные повторы.III этап – выражения замещающей потребности, которая способствует приведению в равновесие эмоциональное поведение и выразительное слово.При этом, дошкольники пробуют вносить новые элементы в сказку, сохраняя сюжетную линию.Совместная творческая деятельность по развитию умений составлять текст-описание с применением сказок вовлекает в процесс ее постановки даже мало активных детей, помогая при этом преодолеть им трудности в общении, речи. Особенно важно включать в занятия на данном этапе специальные упражнения и игры на развитие воображения, которые направлены на формирование правильного дыхания, четкой артикуляции, дикции, интонации.Занятия с применением сказки, былипостроены по следующему алгоритму: прослушивание сказки, рассказ услышанного (устное составление текста), проживание описанной ситуации, составлениесамостоятельного текста-описания. Перед тем, как воспитатель (педагог, логопед)прочитывает сказку, проводится пропедевтическая работа, которая направлена на подготовкудошкольников к восприятию текста (сюда относится отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение различных мало употребляемых слов или словосочетаний, содержащихся в изучаемом тексте и др.). Тексты сказок выбираются не объемные, читаются детям дважды, причем в медленном темпе. При повторном прочтении используется прием завершения дошкольниками отдельных предложений. Разбор содержания сказок воспитатель (педагог, логопед)проводит в вопросно-ответной форме, при этом вопросы направлены на выделение главных моментов сюжетного действия, их последовательности, определение основных действующих лиц.В том случае, когда ребенку предлагается самостоятельное сочинение небольших сказок, историй, рассказов, это, в свою очередь, приближает его к уровню монологической речи, требуемому ему для перехода к новой деятельности. Дошкольники придумывают и завершают сказку, составляют сказку на предложенную им тему, коллективно сочиняют новую сказку.Таким образом, было выявлено, что одним из наиболее эффективных способов развития лексики дошкольника, является сказка. В каждой сказке наблюдаются яркие образы, богатый язык, метафоричность. Они воспринимаютсядетьми эмоционально, развивают не только воображение, наблюдательность и интерес ко всему, что окружает ребенка, но также являются действенным средством формирования детской речи, в том числе, связной речи у детей с нарушением зрения.За основу приема по применению текстов сказок, использованных в ходе проекта, были взяты русские народные сказки.В завершение реализации и апробирования проекта предполагается проведение повторной диагностики по тем же методикам, что и первичная диагностика для сравнения результатов и отслеживания динамики, следствие которой – эффективность проведенного мероприятия.3.2. Анализ итогов контрольного экспериментаНа занятиях с использованием сказок у многих детей с нарушением зрения отмечалось повышение активности, открытость, менее выраженная тревожность. Наблюдения, проводимые за дошкольниками во время занятий, показывают, что у них возрос интерес к данным занятиям, у многих детей отмечается положительная эмоциональная реакция в процессе коррекционной работы (улыбки,смех, восхищенные возгласы). В завершении проведенной логопедической работы была проведена повторная диагностика для сравнения полученных результатов с исходным значением.Диагностика проведена с использованием той же методики, что при первичной оценке лексических умений дошкольников.Рассмотрим результаты в сравнении с предыдущими.Имена существительныеСравнительные показатели выполнения заданий представлены на рисунке 7. Рис. 7. Сравнительные результаты выполнения заданий (имена существительные)Как видно из данного рисунка, после проведения коррекционных занятий,у дошкольников с нарушением зрения отмечен рост словарного запаса существительных: по заданию 2 на 3%, по заданию 4 на 2% и по заданию 5 на 3%.ГлаголыСравнительные результаты по методике (блок изучения глаголов) представлены на рисунке 8.Рис.8. Сравнительные показатели выполнения заданий (глагол)Дети справились с заданием 2 при повторной диагностике на 2% успешнее, с заданием 3- на 1%.Проведенные коррекционные занятия привели к повышению уровня развития словарного запаса глаголов. По результатам первого задания уровень выполнения не изменился. 3. Имя прилагательное.Полученные данные в сравнении представлены на рис. 9.Рис.9. Сравнительные показатели выполнения заданий (прилагательные)Как видно из рисунка 9, после проведения коррекционных занятий с дошкольниками, имеющими нарушение зрения, отмечен рост всловарного запаса прилагательных:Качественные прилагательные – 39% (выше на 6%),Относительные прилагательные – 30% (выше на 3%). НаречиеПолученные результаты представлены на рис. 10.Рис.10. Сравнительные показатели выполнения заданий (наречие)После проведения логопедической работыотмечен незначительный рост словарного запаса употребления наречий у детей с нарушением зрения. Показатели по заданию 1 стали выше на 1%. Результаты по заданию 2 до и после коррекционной работы не изменились.МестоимениеПосле проведения коррекционных занятий у дошкольников, принимавших участие в исследовании, выявлен рост словарного запаса местоимений (см. рис 11). Рис.11. Сравнительные показатели выполнения заданий (местоимение)Количественные показатели по приросту словарного запаса местоименийу дошкольников выросли на 4%.Имя числительноеОбследуемые дети повысили свои результаты по сравнению с предыдущими данными по словарному запасу числительных (см. рис. 12).Рис.12. Сравнительные показатели выполнения заданий (числительное)На 1% стали выше показатели выполнения задания 1 и на 2% - задания 2.Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение в коррекции недостатка словарного запаса в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением зрения сказок, а также обучения составлять описательные тексты на материале русских народных сказок, имеет положительные результаты. Показатели прироста лексических умений, хоть и малы, но для детей с нарушенным зрением, это является свидетельством динамики в развитии речи.Вывод по третьей главеС целью развития лексики дошкольников с нарушением зрения была разработана технология, включающая особые упражненияи задания, направленные на развитие речевых умений данной категории детей.В ходе данной работы использовались элементы фольклорных сказок, сказки небольшого объема, так как их включение в логопедическую работупредполагает повышение интереса ребенка к занятию, внесение новизны, интенсификацию процесса развития речи и доступность аудирования для детей с нарушением зрения.По итогам логопедической работы проведена повторная диагностика с использованием той же методики, что и при первичной.По полученным результатам сделан вывод о приросте лексических умений, хоть и не значительных – в среднем на 2,7% по всем частям речи, но для детей с нарушенным зрением, это является свидетельством динамики в развитии речи.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью исследования было изучение логопедической работы по формированию лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Для достижения данной цели решены задачи исследования:Определена роль зрительного анализатора в развитии речи детей.Выявлено, что процесс становления речи у лиц с нормальным развитием и различными нарушениями зрения происходит принципиально одинаково. Однако, отсутствие зрения, либо его нарушение, изменяет взаимодействие анализаторов, которые влияют на перестройку связей. Поэтому в процессе своего формирования речь ребенка с нарушением зрения включена в иную систему связей, в отличие от лиц без нарушений зрения.Дана психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.Так, особенности развития речи ребенка с нарушенным зрением связаны с изменением темпа речи, нарушением ее словарно-семантической стороны, появлением «формализма».Изучение основных педагогических и психологических особенностей детей с нарушением зрения связано с осложнением процесса выявления общих закономерностей, специфических особенностей, патологических изменений в других частях детского организма, многообразием степеней нарушения основных зрительных функций в зависимости от заболевания.Описаны основные подходы к развитию лексики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.Работа педагога с ребенком, имеющим нарушение зрения, строится в направлении формирования и развития словаря воспитанников.Главным образом, работа должна быть построена с учетом активизации сохранных анализаторов, то есть она должна осуществляться через зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Проведено исследование лексики у дошкольников с нарушением зрения.Проанализированные по методике данные позволили сделать следующие выводы:– количество употребленных существительных дошкольниками с нарушением зрения более высокое, чем других частей речи;– наибольшие затруднения наблюдались у дошкольников при назывании прилагательных;– в речи у дошкольников появляется больше прилагательных тогда, когда они опираются на образы.Все это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности словарного запаса детей с нарушением зрения, что подтверждает необходимость проведения с ними коррекционной логопедической работы.В связи с этим разработана и апробирована логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников с нарушениями зрения, включающая особые упражнения и задания, направленные на развитие речевых умений данной категории детей.В ходе данной работы использовались элементы фольклорных сказок, сказки небольшого объема, так как их включение в логопедическую работу предполагает повышение интереса ребенка к занятию, внесение новизны, интенсификацию процесса развития речи и доступность аудирования для детей с нарушением зрения. По итогам логопедической работы проведена повторная диагностика с использованием той же методики, что и при первичной.По полученным результатам сделан вывод о приросте лексических умений, хоть и не значительных – в среднем на 2,7% по всем частям речи, но для детей с нарушенным зрением, это является свидетельством динамики в развитии речи.Вся работа строилась в соответствии с выделенными в начале исследования этапами работы:На 1 этапебыл произведен теоретический обзор научных источников по проблеме исследования.На 2 этапепроисходил отбор параметров для оценивания и развития лексики дошкольников на основе изученной литературы, методических рекомендаций, а также требований к данной возрастной группе и категории детей.На 3 этапе определялась база исследования, происходил отбор участников для эксперимента: 8 детей старшей группы, возраст 5,5 – 6,5 лет и проведен констатирующий эксперимент с детьми для изучения начального уровня сформированности лексических навыков (по согласию руководителя образовательной организации, педагогов, логопеда и родителей дошкольников).В исследовании приняли участие 8 дошкольников в возрасте от 5,5 до 6,5 лет, из них 4 мальчика и 4 девочки. Дошкольники, участвующие в эксперименте – воспитанники Детского сада для детей с нарушениями зрения № … г. Москвы.В рамках 4-го этапа исследования проведен формирующий эксперимент: разработаны методы, приемы, организованы педагогические и логопедические условия для формирования лексики дошкольников с нарушением зрения.На 5 этапе проведен контрольный эксперимент для оценки результатов проделанной логопедической работы, подведены итоги в виде сравнительного анализа результатов, полученных при констатирующем и контрольном эксперименте и сформулированы выводы об эффективности реализации формирующего эксперимента.Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза, согласно которой логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников с нарушениями зрения будет эффективна при соблюдении условий:у дошкольников, с которыми ведется логопедическая работа, отсутствуют средне-тяжелые и тяжелые нарушения речи, сохранен слух;в связи с трудностями восприятия информации через зрительный анализатор, логопедическая работа основывается на аудировании;аудиальный материал должен быть интересен дошкольниками с нарушением зрения и отчасти знаком, поэтому средством развития лексики выбрано использование русских народных сказок,была экспериментально подтверждена.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫОб утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.: АСТ: Астрель, 2012. 190с.Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. М.: Либроком, 2012. 220 с.Бабина Е.С. Особенности работы по воспитанию правильной речи у слабовидящих дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2006.Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. СПб.: Детство-пресс, 2012.Бородич А.М. Методика развития речи. М.: Просвещение, 1981. 256 с. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб.для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под.ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.-3-е изд. М.:изд. центр ВЛАДОС, 2012. 680с.Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2008. 508 с.Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Проблемы общей психологии / Соб.соч. Т.3, Т.5. М.: Педагогика, 2011. 346 с.Гаубих Ю., Липкина Ю. Игры в логопедической работе с детьми. Пособие для логопедов / [Авт.-сост. Ю.Г. Гаубих, Г.В. Косова, Ю.С. Липкина и др.]; Под ред. В.И. Селиверстова. 2-е изд. Москва : Просвещение, 1979. 192 с.Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Воспитание и обучение трудных детей / пер. с немец. Н.А. Горловой; науч. ред. рус.текста Н.М. Назарова. М.: Изд. центр Академия, 2011. 207с.Дмитриевских Л.С. Изучение языковой и коммуникативной компетентности как компонентов речевого общения у дошкольников с нарушением речи // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С.168-174.Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2006. 159 с.Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание, 2015. № 10.Дубовская В.А. Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению в игровых формах обучения: диссерт. канд. пед. наук В.А. Дубовской. Курган, 2012. 178с.Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. М.: Просвещение, 2011. 270 с.Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: АРД, 2011. 320с.Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта, 2011. 180 с.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общение. М., 2012.Львов М.Р. Основные теории речи. М.: Издательский центр Академия, 2000.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2012. 224 с.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: Просвещение, СПб.: Речь, 2011. 392 с.Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Издательский центр «Академия», 2006.Мухина В.С. Детская психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под.ред. Венгера А.А. М., 2011. С. 34.Новые подходы в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения. Под ред. Т. А. Тюхалкина. Горький, 1989. 88 с.Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М.: Издательство Город», 1998. 56 с.Полный справочник логопеда / Авт.-сост. Л. Смирнова. Минск: Харвест, 2011. 384с.Покутнева С. А. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения / С. А. Покутнева // дисс. канд.пед. наук по спец. 13.00.03. М., 1988.Ремезова Л. А.Коррекционно – педагогическая работа с детьми с нарушением зрения в процессе обучения конструированию. М., 1998.Сикорский И. А. Душа ребенка: Этапы интеллектуального и речевого развития детей, их нарушения и методы преодоления. М.: АСТ Астрель; Владимир: ВКТ, 2015. 153с. (Библиотека логопеда).Солдатова В.С. Игровые методы диагностики и коррекции для дошкольников / В.С. Солдатова. М.: Университет славянской культуры, 2011. 136с.Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2011.Тараканова Г.Ю. Психология и педагогика / Г.Ю. Тараканова. М.: Абак, 2013. 296 с.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981.Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. 80 с.Швецов А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие. Великий Новгород, 2006. 68 с.Эльконин Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей / Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. 2010. № 5. С. 41–46.ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.: АСТ: Астрель, 2012. 190 с.
3. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. М.: Либроком, 2012. 220 с.
4. Бабина Е.С. Особенности работы по воспитанию правильной речи у слабовидящих дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2006.
5. Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. СПб.: Детство-пресс, 2012.
6. Бородич А.М. Методика развития речи. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
7. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.-3-е изд. М.: изд. центр ВЛАДОС, 2012. 680 с.
8. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2008. 508 с.
9. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Проблемы общей психологии / Соб.соч. Т.3, Т.5. М.: Педагогика, 2011. 346 с.
10. Гаубих Ю., Липкина Ю. Игры в логопедической работе с детьми. Пособие для логопедов / [Авт.-сост. Ю.Г. Гаубих, Г.В. Косова, Ю.С. Липкина и др.]; Под ред. В.И. Селиверстова. 2-е изд. Москва : Просвещение, 1979. 192 с.
11. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Воспитание и обучение трудных детей / пер. с немец. Н.А. Горловой; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. М.: Изд. центр Академия, 2011. 207с.
12. Дмитриевских Л.С. Изучение языковой и коммуникативной компетентности как компонентов речевого общения у дошкольников с нарушением речи // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С.168-174.
13. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2006. 159 с.
14. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание, 2015. № 10.
15. Дубовская В.А. Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению в игровых формах обучения: диссерт. канд. пед. наук В.А. Дубовской. Курган, 2012. 178 с.
16. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. М.: Просвещение, 2011. 270 с.
17. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: АРД, 2011. 320с.
18. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта, 2011. 180 с.
19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общение. М., 2012.
20. Львов М.Р. Основные теории речи. М.: Издательский центр Академия, 2000.
21. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2012. 224 с.
22. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: Просвещение, СПб.: Речь, 2011. 392 с.
23. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
24. Мухина В.С. Детская психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под. ред. Венгера А.А. М., 2011. С. 34.
25. Новые подходы в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения. Под ред. Т. А. Тюхалкина. Горький, 1989. 88 с.
26. Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М.: Издательство Город», 1998. 56 с.
27. Полный справочник логопеда / Авт.-сост. Л. Смирнова. Минск: Харвест, 2011. 384с.
28. Покутнева С. А. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения / С. А. Покутнева // дисс. канд. пед. наук по спец. 13.00.03. М., 1988.
29. Ремезова Л. А. Коррекционно – педагогическая работа с детьми с нарушением зрения в процессе обучения конструированию. М., 1998.
30. Сикорский И. А. Душа ребенка: Этапы интеллектуального и речевого развития детей, их нарушения и методы преодоления. М.: АСТ Астрель; Владимир: ВКТ, 2015. 153 с. (Библиотека логопеда).
31. Солдатова В.С. Игровые методы диагностики и коррекции для дошкольников / В.С. Солдатова. М.: Университет славянской культуры, 2011. 136 с.
32. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2011.
33. Тараканова Г.Ю. Психология и педагогика / Г.Ю. Тараканова. М.: Абак, 2013. 296 с.
34. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981.
35. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. 80 с.
36. Швецов А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие. Великий Новгород, 2006. 68 с.
37. Эльконин Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей / Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. 2010. № 5. С. 41–46.
Вопрос-ответ:
Какая роль зрительного анализатора в развитии речи детей с нарушениями зрения?
Зрительный анализатор играет важную роль в развитии речи детей с нарушениями зрения. Он помогает им формировать лексику, осваивать новые слова и правильно использовать их в речи. Зрительная информация, полученная через слух и осязание, может быть воспринята и обработана мозгом таким образом, чтобы помочь ребенку развивать свою речь.
Как можно охарактеризовать детей с нарушениями зрения с психолого-педагогической точки зрения?
Дети с нарушениями зрения нуждаются в особой психолого-педагогической поддержке. Они часто испытывают трудности в общении и социализации, а также в развитии речи и лексики. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому подход к ним должен быть индивидуальным и всесторонним. Ребенку необходима поддержка и помощь в развитии его коммуникативных навыков и формировании лексики.
Какие основные подходы используются для развития лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения?
Для развития лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения используются различные подходы. Одним из них является коммуникативно-поведенческий подход, который заключается в обучении детей коммуникативным действиям и поведению в общении. Вторым подходом является целенаправленное обучение новым словам и их использованию в речи. Также используется интегрированный подход, который объединяет различные методики и подходы для наиболее эффективного развития лексики у детей с нарушениями зрения.
Каковы выводы по первой главе статьи?
В первой главе статьи были рассмотрены теоретические основы формирования лексики у детей с нарушениями зрения. Была обозначена роль зрительного анализатора в развитии речи детей и дана психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения. Также были рассмотрены основные подходы к развитию лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Выводом главы является то, что формирование лексики у детей с нарушениями зрения требует особого подхода и индивидуального подбора методик и приемов обучения.
Какая роль зрительного анализатора в развитии речи детей с нарушениями зрения?
Зрительный анализатор играет важную роль в развитии речи у детей с нарушениями зрения. Он позволяет им воспринимать и анализировать визуальную информацию, а также участвовать в процессе формирования и усвоения новой лексики.
Как можно охарактеризовать детей с нарушениями зрения с психолого-педагогической точки зрения?
Дети с нарушениями зрения обычно имеют особенности психологического и педагогического развития. Они могут испытывать затруднения в коммуникации, в овладении лексикой и речевыми навыками, а также иметь проблемы с моторикой и координацией движений.
Какие основные подходы существуют к развитию лексики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения?
Существует несколько основных подходов к развитию лексики у детей с нарушением зрения. Один из них - это использование тактильного и слухового восприятия для формирования ассоциаций между словами и предметами. Другой подход - это использование специальных техник и материалов, например, точечного шрифта или голосовых упражнений, для активного обучения новым словам.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По результатам первой главы статьи можно сделать несколько выводов. Первый вывод - зрительный анализатор играет важную роль в развитии речи детей с нарушениями зрения. Второй вывод - дети с нарушениями зрения имеют особенности психологического и педагогического развития. Третий вывод - существуют различные подходы к развитию лексики у детей с нарушением зрения и важно применять их для эффективной логопедической работы.
Что включает в себя вторая глава статьи?
Вторая глава статьи включает в себя описание организации констатирующего эксперимента и анализ его результатов. В ней рассматривается методика исследования и представляются численные и качественные данные, полученные в результате проведения эксперимента. Это позволяет сделать выводы и изучить эффективность предложенной логопедической работы.
Какая роль зрительного анализатора в развитии речи у детей с нарушением зрения?
Зрительный анализатор играет важную роль в развитии речи у детей. У детей с нарушениями зрения этот анализатор не функционирует полноценно, что затрудняет формирование лексики и другие аспекты речевого развития.
Как можно охарактеризовать детей с нарушениями зрения с психолого-педагогической точки зрения?
Дети с нарушениями зрения имеют свои особенности в психологическом и педагогическом плане. Они нуждаются в специальном подходе и поддержке и могут испытывать трудности в общении, развитии лексики и других аспектах речи.
Какие основные подходы существуют к развитию лексики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения?
Для развития лексики у детей с нарушением зрения используются различные подходы, такие как игровая деятельность, использование специальных методик и приемов, работа с речевыми моделями и другие. Важно индивидуально подходить к каждому ребенку и использовать методы, адаптированные к его потребностям и возможностям.