Стиль фортепианной музыки шопена

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 25 25 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 27.02.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
I. Введение 3
II. Стиль фортепианной музыки Ф. Шопена 5
1.1 Общая характеристика 5
1.2 Исполнительский стиль Шопена 12
1.3 Жанры фортепианного творчества Шопена 17
III. Заключение. 23
IV. Список литературы. 25


Фрагмент для ознакомления

Это борьба жизни и смерти ... 3 темы воплощают содержание 1 части. Вначале нисходящий мелодичный оборот на уменьшенную септиму ассоциируется с похожими оборотами философских тем Баха. Ход на уменьшенную септиму, опора на вводный к доминанте звук, который подчеркивает его многозначность и обостряет интонационные тяжести. «Ми бекар» переходит в устойчивый звук «f», раньше, чем наступает решение верхнего голоса «des - c» и среднего (с его хроматическим ходом as - a - b). Последний звук появляется в главной партии, по нотной черте, после поступления.Интонационно главная партия взаимосвязана со вступлением. В разных положениях появляется оборот уменьшенной септимы, которая переходит в большую септиму или большую сексту. С последующим проведением темы растет лирическая насыщенность. Необходимо обратить внимание на шопеновское мастерство, он использует прием дополнительной ритмики, мелодизирует фактуру, а также басовый голос, который ведет свою линию.Соната b-moll является сочетанием образов тоски по любви и образу родины. Следует остановиться на деталях и особенностях сонаты. Первая часть. Очень оригинально в первой части сонаты показано сонатное allegro. Разработка, с ярким развитием первой темы, выполняет еще и функцию начала репризы, так как настоящая реприза начинается сразу со второй темы.Сущность подобной тенденции понятна - она вытекает из принципа максимальной контрастности романтических антитез. Естественно, в тенденции подобного сокращения репризы, Ф. Шопен имеет предшественников. Можно указать, например, первые части сонат op.31 №2 и op.111 Бетховена, а также первую часть сонаты op. 24 Вебера, и первую часть концерта op. 5 Тальберга.Поэтому не следует считать, что Ф. Шопен оказался открывателем данной формы сонатного allegro. Однако именно Ф. Шопен довел ее до совершенства. И тем самым это становится исторической ценностью.Миниатюры.Летопись многострадальной и героической Польши заключена в замечательных народных мелодиях и колоритных танцах. В эмоциональной и проникновенной мазурке отражены надежды, мечты и надежды нации. Шопена создал на протяжении своей жизни 51 мазурку.Особенность мазурки заключается в том, что под ее названием скрываются 3 национальных польских танца. Первый - мазур. Второй - оберек, разновидность мазурки, который имеет капризный ритмический рисунок и характерный акцент на третьей доле каждого второго такта. Третий - куявяк, танец-воспоминание или танец-размышление, медленная и лирическая мазурка, трехдольность которой близка к вальсовый.Образный характер мазурок достаточно широк, благодаря чему их можно классифицировать по трем группам:Сельские, деревенские мазурки. Отличаются достаточно простым фактурным решением, непритязательной мелодией, светлым характером. Художественное содержание произведений этой группы – образы – картинки деревенской жизни, данные в идеалистическом ключе.Лирические мазурки. В них в танцевальном движении раскрывается образный мир лирического героя, его чувства, переживания. Блестящие мазурки. Отличаются бóльшей протяженностью, масштабностью, а также виртуозностью. Данный вид берет начало от бальных мазурок, которые исполнялись на светских приемах и раутах. Мазурки первого типа характерны для раннего творчества композитора.Жанр вальса в творчестве Ф.Шопена связан преимущественно с лирическим содержанием. Этот жанр, также, как и мазурка, не предназначен для сопровождения танца. Вальс является воплощением лирических переживаний героя, и диапазон их огромен: от мечтательности до трагедийности, от головокружительной легкости разделенной любви до глубин драматизма. Особое кружение мелодии, основанное на звуках аккордов с окружающими вспомогательными звуками, отличает мелодику многих вальсов Шопена. Эти мелодические «кружева» являются отличительной особенностью его стиля. В их исполнении следует обратить особое внимание на rubato. Исполнение мелодии вальсов ритмически точно нарушает стилевые закономерности. Шопен написал 17 вальсов. Также им созданы другие произведения в жанре миниатюры – 4 экспромта, 26 прелюдий, 19 ноктюрнов, 27 этюдов.В жанре этюда Шопена выступает как новатор, создавая сочинения, в которых важную роль играет не техническая трудность, а художественное содержание. Все этюды композитора – это пьесы с ярким образом, характером, в связи с чем его этюды не имеют инструктивной направленности.«Глубоко оригинальный жанр - ноктюрны Шопена», - считает А.  Соловцов. Их неповторимый облик - это не просто новизна образов и выразительных средств, отличающих всю музыку Шопена и связанных с его исполнительским почерком. Специфика жанра ноктюрн вырисовывается в сравнении с музыкой непосредственного предшественника: Джона Фильда. Уже ранние шопеновские ноктюрны, созданные под впечатлением и по образцу ноктюрнов ирландского композитора, позволяют говорить о чертах, отличающих музыку композитора польского происхождения. Ноктюрны Шопена эмоционально и художественно богаче по эмоциям и средствам музыкальной выразительности, по колориту письма, по новаторскому подходу к трактовке фортепиано.Именно поэтому происхождение музыкальных образов ноктюрнов А. Соловцов усматривает не столько в музыкальных пьесах предшественников, сколько в образах романтической литературы и искусства. Картины ночной природы, сцены любовных свиданий на фоне ночной природы, разнообразные настроения одинокого художника - романтика находят воплощение в лирике ноктюрнов Шопена.Шопен значительно развил автономность жанра прелюдии. Композитор сохранил в прелюдиях лаконичность формы, при этом он стремился вложить в миниатюру очень емкое самостоятельное художественное содержание. Образ каждый прелюдии очень яркий, запоминающийся, это подлинно романтическая пьеса с комплексом музыкально-выразительных средств. Композитор внес огромный вклад в историю развития жанра, представив новое романтическое понимание прелюдии как яркой образной непрограммной пьесы.Цикл «24 прелюдии для фортепиано» (op.28) Шопена признан одним из самых известных произведений композитора. Это сочинение является не только квинтэссенцией его стиля, но и глубоко связаны событиями в личной жизни Шопена, имеют характер лирической исповеди художника.Миниатюры и крупная форма в современном исполнительстве продолжают сохранять свое значение и входят в репертуар пианистов по всему миру. Трактовка сочинений композитора составляет гордость русской фортепианной школы. Выдающимися исполнителями Шопена были Г. Нейгауз, К. Игумнов, Я, Мильштейн, С. Рихтер, А. Слободяник и многие другие. Во второй половине XX – начале XXI века все чаще стали говорить о том, что исполнение должно соответствовать точно замыслу композитора, а создавать интерпретацию возможно только на основе глубокого изучения стиля. Именно этой теме посвящена данная курсовая работа.Заключение.Творчество Фредерика Шопена относится к романтической эпохе и тесно связано с ее эстетикой. На сегодняшний день Ф. Шопен является широко исполняемым композитором. В его творчестве наблюдаться гармоничное сочетание исполнительского и композиторского таланта. Певучий дар композитора близок для музыкантов всего мира. В репертуаре львовских пианистов, произведения Шопена занимают особое место.В работах Шопена определена стилевая особенность, важно то, что для выполнения произведений, к примеру как Соната b-moll необходимо обладать виртуозностью и блестящей пальцевой техникой, а также быть интеллектуалом. За историю международного конкурса им. Шопена нам известно лишь небольшое количество талантливых пианистов, обладающих такими данными.Также одним из элементов мастерства для исполнителей – пианистов сегодня является игра этюдов Шопена. Необходимо обладать определенным пианистическим арсеналом, владеть певучим звуком и педалью, мелкой и крупной техникой, а кроме этого – музыкальным талантом для воплощения собственного понимания образа произведения.В современном мире прослеживается интерес к великим музыкальным традициям. Разносторонне изучается творчество и жизнь мастеров фортепиано. Также заметно меняется стиль исполнения. Он начинает полностью соответствовать замыслу композитора, и при этом дает возможность проявить собственное творческое дарование.Сегодня общепринятым становится намерения создавать интерпретации творчества композитора на основе глубокого постижения его стиля и образного содержания произведения. Можно сказать, что музыка Шопена глубоко наполнена переживаниями, чувствами и эмоциями. Поэтому, каждый пианист, взявшись за выполнение произведений Шопена обогатится внутренним миром, вдохновением, любовью и искренностью чувств.Композитор создал ярко индивидуальный стиль, который находит претворение в образном содержании и музыкально-выразительных средствах. В курсовой работе был проанализирован круг образов, мелодика, ритм, гармония, лад Шопена (первая глава), описаны основные закономерности исполнительского стиля композитора (вторая глава), кратко представлены основные жанры творчества (третья глава). Цель и задачи курсовой работы выполнены. Список литературы.Бэлза И. Облик Шопена – правда и вымысел // Венок Шопену. Сборник статей. - Москва: Музыка, 1989. – 278 с.Бэлза И. Проблема изучения стиля Шопена // О славянской музыке (избранные работы). - Москва: Сов. композитор, 1963. – С. 165 – 185.Бэлза И. Ф. Шопен. - Москва: Наука, 1968. – 380 с.Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра Шопена / К.В. Зенкин. — Москва: МГК им. П.И. Чайковского, 1995. –151 с.Игумнов К. О Шопене // Пианисты рассказывают. Вып. 1. Под ред. М.Г. Соколова.- Москва: Музыка, 1990. - С. 71 – 82.Кремлев Ю.А. Фредерик Шопен. Очерк жизни и творчества. Изд. 3-е.- Москва: «Музыка», 1961.–607 с.Мазель Л. О мелодии.- Москва: Музгиз, 1952.–300 с.Мазель Л. Шопен. - Москва: Госмузиздат, 1960. – 247 с. Мильштейн Я. Очерки о Шопене. - Москва: Музыка, 1987. – 176 с.Пасхалов И.В. Шопен и польская народная музыка. - Ленинград: Госмузиздат, 1949. –116 с. Рабинович Д. Исполнитель и стиль: Избр. ст. Вып. 1. - Москва.: Сов. композитор, 1979.–320 с. Соловцов А. Шопен. Жизнь и творчество. - Москва: Музгиз, 1960. – 324 с. Шопен, каким мы его слышим / сост. С.М.Хентова. - Москва: Музгиз, 1970. – 254 с. Шопен Ф. Письма: в 2-х т. / сост. Г.С.Кухарский. 4-е изд. Том 1. Москва: Музыка. 1989. – 487 с. Шопен Ф. Письма: в 2-х т. Сост. Г.С.Кухарский. 4-е изд. Том 2. - М.: Музыка, 1989. – 468 с.

Список литературы.
1. Бэлза И. Облик Шопена – правда и вымысел // Венок Шопену. Сборник статей. М.: Музыка, 1989.
2. Бэлза И. Проблема изучения стиля Шопена // О славянской музыке (избранные работы). М.: Сов. композитор, 1963.
3. Бэлза И. Ф. Шопен. М.: Наука, 1968.
4. Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра Шопена. М.: Изд-во Московской консерватории, 1995.
5. Игумнов К. О Шопене // Пианисты рассказывают. Вып. 1. Под ред. М.Г. Соколова. М.: Музыка, 1990.
6. Кремлев Ю.А. Фредерик Шопен. Очерк жизни и творчества. Изд. 3-е. М.: «Музыка», 1961.
7. Мазель Л. О мелодии. М.: Музгиз, 1952.
8. Мазель Л. Шопен. М.: Госмузиздат, 1960.
9. Мильштейн Я. Очерки о Шопене. М.: Музыка, 1987.
10. Пасхалов И.В. Шопен и польская народная музыка. Л.: Госмузиздат, 1949.
11. Рабинович Д. Исполнитель и стиль: Избр. ст. Вып. 1. М.: Сов. композитор, 1979.
12. Соловцов А. Шопен. Жизнь и творчество. М.: Музгиз, 1960.
13. Шопен, каким мы его слышим. Сост. С.М.Хентова. М.: «Музгиз», 1970.
14. Шопен Ф. Письма: в 2-х т. Сост. Г.С.Кухарский. 4-е изд. Том 1. М.: «Музыка». 1989.
15. Шопен Ф. Письма: в 2-х т. Сост. Г.С.Кухарский. 4-е изд. Том 2. М.: «Музыка». 1989.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет стиль фортепианной музыки Шопена?

Стиль фортепианной музыки Шопена отличается нисходящими мелодичными оборотами на уменьшенные септимы и ходом на уменьшенные септимы, а также использованием звука вводной к доминанте, который подчеркивает содержание и философский характер его композиций.

Каковы основные черты исполнительского стиля Шопена?

Исполнительский стиль Шопена характеризуется выразительностью, романтическим оттенком, мелодичностью и виртуозностью игры. Здесь особое внимание уделяется тонкости и тембрам, а также использованию педали для создания различных эффектов.

Какие жанры фортепианного творчества представлены в музыке Шопена?

В творчестве Шопена можно обнаружить разнообразные жанры, такие как концерты для фортепиано с оркестром, сонаты, этюды, баллады, ноктюрны, мазурки, вальсы и прелюдии. Каждый из этих жанров отличается своими особенностями и стилистикой.

Какие темы воплощают содержание первой части музыки Шопена?

В начале первой части музыки Шопена можно услышать нисходящий мелодичный оборот на уменьшенную септиму, который ассоциируется с философскими темами Баха. Эти обороты символизируют борьбу жизни и смерти.

Какими источниками литературы можно ознакомиться для более подробного изучения музыки Шопена?

Для более подробного изучения музыки Шопена рекомендуется обратиться к следующим источникам литературы: 1) биографии композитора, в которых можно найти информацию о его жизни и творчестве; 2) аналитическим статьям и книгам, посвященным музыке Шопена и его стилю; 3) нотным изданиям его произведений с комментариями и разборами.

Какие особенности характеризуют стиль фортепианной музыки Шопена?

Основные особенности стиля фортепианной музыки Шопена включают нисходящие мелодические обороты, использование уменьшенной септимы и ход на уменьшенную септиму. Также в его музыке присутствует использование доминантного аккорда для подчеркивания этих особенностей. Эти характеристики помогают создавать особую эмоциональность и печальное настроение в его композициях.

Какой исполнительский стиль у Шопена?

Исполнительский стиль Шопена отличается своей нежностью, легкостью и изяществом. Он часто использует рубато, чтобы создать особую гибкость и выразительность в фразировке. Также Шопен предпочитает более легкое и изящное звучание фортепиано, с акцентом на красивую мелодию и выразительность.

Какие жанры фортепианного творчества присутствуют в творчестве Шопена?

В творчестве Шопена присутствуют различные жанры фортепианной музыки, такие как прелюдии, этюды, мазурки, полонезы, баллады и концерты для фортепиано с оркестром. Каждый из этих жанров имеет свои особенности и характеристики, которые помогают передать разные эмоции и настроения в музыке Шопена.