Просодические характеристики речи и употребление интонации в нейтральном стиле
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 02.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения просодии 5
1.1. Понятие просодии и функции интонации в речи 5
1.2 Функции просодии 9
Выводы 17
Глава 2. Интонационные особенности речи в нейтральном стиле 19
2.1. Особенности нейтрального стиля речи 19
2.2. Роль интонации в нейтральном стиле 21
Выводы 25
Заключение 26
Список использованных источников 27
Необходимо, чтобы звучание такого чтения было естественным, артикуляция должна быть четкой, однако не утрированной. При этом во внимание нужно приниматьсущественные произносительные и интонационные признаки.И.В. Арнольд полагает, что тембр голоса может быть резким, холодным, презрительным или, наоборот, нежным, мягким, веселым, он может угрожать, подбадриватьили успокаивать [4, с. 70]. Высота тона находится в зависимости не только от пола и возраста говорящего. Важным также является и его эмоциональное состояние. Голос повышается при волнении или гневе, а при усталости, разочаровании горе мускулы артикуляционного аппарата ослабляются, голос становится ниже,диапазон сужается.В часто повторяющихся ситуациях(например, в семейном кругу, с одногруппниками, коллегами по работеи т.п.)говорящий из своего произносительного фонда выбирает характерную для него манеру говорения. В малознакомых ситуациях происходит интуитивное переключение со своего привычного произношения на высокий стиль говорения. Такие переключения типичны для коммуникации на любом языке. Коммуникация будет протекать более удачно в том случае, если фоностилистическое оформление текстамаксимально отвечает экстралингвистическим условиям. В этом случаемежду коммуникантамитеснее будет установлен контакт. Мы видим, что определенные внеязыковые условия при оформлении речи являются решающими. Для процесса общения всегда является характерным наличие целого ряда социальных факторов, то есть он напрямую зависит от партнера в процессе общения, от степени знакомства коммуникантов, от темы разговора, от времени и места, а также от ситуации общения.Принимая во внимание ограниченность нейтрального произношения, ученые делают попытки выделения основных произносительных вариантов и их систематизации. Ее главным условием являются условияобщения. При своей реализации в различных контекстах произносительная норма обладает множеством вариантов в рамках стандартного произношения. В связи с этим и возникают фонетические произносительные варианты, выбор которых обусловлен различными внеязыковыми факторами.Присутствиев стандартном произношении нескольких фоностилистических вариантов связано,с одной стороны, с особенностями грамматико-лексической структуры письменной речи, а с другой – и в устной спонтанной речи. Графическая форма письменной речи определяет гиперкорректное полное ее прочтение. Эта форма отличается благозвучием, языковым единством, подлинностью языка, в связи с этимздесь неразнообразны фонетические варианты. При чтении произношение крайне кодифицировано и нормировано.В устной спонтанной речи возникают отталкивающиеся и притягивающиеся грамматические формы [6, с. 38], которыечасто встречаются в избыточных окончаниях. Также эти формы находят выражение в фонетическом оформлении высказывания, при использовании так называемой сжатой артикуляционной программы.Также сокращения могут появляться в начале, середине или конце слова. Сокращаясь, фонема лишается одного из своих значимых признаков, при этом ее реализация не меняется, а подвергается изменению лишь артикуляция звука. Например, согласные звуки теряют свою звонкость или аспирацию, а гласные – долготу. Сокращения звуков могут принимать большие масштабы. Слово из трёх слогов, к примеру, может быть сокращено до двух, а слово из двух слогов может быть и дальше сокращено.Отдельным правилам подчиняются также и фонетические единства, в результате вследствие потери звука и сокращения слогов уменьшается количество слогов в слове. При сокращении даже возможно редукцияцелого слова в предложении.Сокращение возникает, когда избыточность звуков вполне велика для компенсации отсутствующего элемента. С другой стороны, в процессе речевого акта фонемаможет получать новый признак, например, у согласных – глухость/звонкость, у гласных – долготу/краткость.Друг от друга фоностилистические варианты отличаются тем, какинтонационные средства и произношение используются в речи. К интонационным средствам, которые влияют на оформление произносительных вариантов, относят акцентуацию, мелодию речи, темп и ритм.Факторами колебания вариативных возможностей интонационных средств являются:· Постоянная и меняющаяся интенсивность речи;· Постоянное и контрастное протекание мелодии;· Наидлиннейшие и наикратчайшие такты в высказываниях;· Длинные и короткие паузы между высказываниями и речевыми тактами;· Равномерное распределение звуковой энергии при постоянных подчеркиваниях акцентных групп и контрастным выделением звуковой энергии с помощью 1-2 выделений в целом такте;· Длинные и короткие высказывания;· Медленный и быстрый темпречи.Приопределении фоностилистического оформления речи внеязыковыми факторамитемп речи находится в зависимости от содержания высказывания. Высказывания, которые одинаковыпо структуре, но разнятся содержанием, могут друг от друга полностью отличаться темпом речи. Благодаря их вариативности, произносительные вариантымогут быть индикаторами стилистических вариантов. О.Г. Козьмин представляет фоностилистическое членение стандартного произношения в виде схемы, которая различает четырефоностилистических варианта [6, с. 40]. Они не представляют собой замкнутую систему, а обнаруживают некоторые переходные формы, которые в большей или меньшей степени удалены от нейтрального произношения. Каждый из данных фоностилистических вариантов предназначен для оформления определенного коммуникативного вида речи. Объясняющая, информирующая, активизирующая и эмоционально-окрашенная речь обладает своими собственными фонетическими особенностями. Эти особенности характеризуются степенью напряженности артикуляции, точностью и звучностью речи, и числом коартикуляторно-асимилятивных явлений. Большое значение также имеют темп и степень ритмизации речи.Классификация О. Г. Козьмина в ряду различных классификаций фоностилистических вариантов, представляется более полной. В ней, как уже говорилось выше, различают четырефоностилистических варианта:Спонтанная монологическая речь;Официальная диалогическая речь;Подготовленная монологическая речь;Диалогическая разговорная речь.Итак, вы установили, что нейтральная речь представляет собой речь в нормальной, обычной обстановке, произносимую в среднем темпе, при спокойном состоянии говорящего, который желает передать или получить какую-либо информацию. Онв данном случае не ставит перед собой каких-то дополнительных задач: выражения своих чувств, подчеркивания что-либо.Артикуляция нейтрального стиля достаточно является отчетливой, одновременно с этим наблюдается и некоторая редукция звуков («проглатывание», сокращение). Темп речи – более быстрый, средний. В нейтральном стиле, как правило, ведутся деловые беседы, переговоры и подобные ситуации делового общения.ВыводыДля изучения вопроса о нейтральном стиле речи важным является термин фонолистика, определяемый как раздел стилистики, изучающий звуковую организацию стихов и прозы. Нейтральный стиль является стилем повседневной речи, не отличающимся особой эмоциональностью. Нейтральная речь стилистически не окрашена, такая речь используется в повседневной жизни, в обычных повторяющихся ситуациях. Она не несет информации об особых условиях речевой коммуникации. Как правило, произносится в нормальной, обычной обстановке, в среднем темпе, при спокойном состоянии говорящего, имеющей цель передать или получить какую-либо информацию. Нейтральный стиль характеризуется достаточно отчетливой артикуляцией, но одновременно и некоторой редукцией звуков.ЗаключениеПонятия «просодия» и «интонация» в настоящее время четко разграничиваются одними учеными, и фактически отождествляются друг с другом другими.В обобщенном смысле интонация представляетсобой звуковое средство языка, помогающее говорящему и слушающему выделить в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставить высказывания по их цели и передать субъективное отношение к высказываемому. По вопросу количества функций интонации среди отечественных лингвистов единства также нет. Каждый из ученых выделяет, в зависимости от фокуса своих научных интересов, различные функции.Стремясь уточнить структуру интонации, лингвисты выделили ее основные компоненты: мелодию, темп, силу звучания, паузу, тембр, ударение, ритм, диапазон. Каждый из компонентов имеет свою особую функцию.Для изучения вопроса о нейтральном стиле речи важным является термин фонолистика, который определяется как раздел стилистики, который изучает звуковую организацию стихов и прозы. Нейтральный стиль – это стиль повседневной речи, не отличающийся особой эмоциональностью. Нейтральная речь стилистически не окрашена, используется в повседневной жизни, в обычных повторяющихся ситуациях. Она не несет информации об особых условиях речевой коммуникации. Как правило, нейтральная речь произносится в нормальной, обычной обстановке, в среднем темпе, при спокойном состоянии говорящего, который хочет передать или получить какую-либо информацию. Для нейтрального стиля характерна достаточно отчетливая артикуляция, но одновременно наблюдается и некоторая редукция звуков.Список использованных источниковАванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. – М.: изд. Московского университета, 1974. – 329 с.Антипова А. М. Ритмическая система английской речи. – М.: Высш. шк., 2004. – 120 с.Аракин В. Д. Сравнительная типология английского и русского языков: учеб. пособие. – 3-е изд. / В. Д. Аракин – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. − С. 79-83.Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования): Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз. ». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 300 с.Бурая Е. А. Фонетика современного английского языка: теоретический курс: учебник для студ. линг. вузов и фак. / Е. А. Бурая, И. Е. Галочкина, Т. И. Шевченко. – М.: Академия, 2009.Козьмин О. Г., Богомазова Т. С., Хицко Л. И. Теоретическая фонетика немецкого языка. – М.: Высш.шк., 2008 – 223с.Озерова Е. В. О преимуществах контурного подхода к описанию интонации (на материале английского языка) / Е. А. Озерова // Ученые записки – М, 2016. − 236 с.Постникова Л. В. Просодические категории английского языка: специфика реализации в британском и в американском контекстах / Л. В. Постникова // Вестник МГЛУ, Выпуск 1. – Москва, 2012. − С. 142-149.Реформатский А. А. Фонологические этюды. – М.: Наука, 2013.Смирницкий А. И. Синтаксис английского языка. – М., 2014.Соколова М. А. Теоретическая фонетика английского языка. – М.: ВЛАДОС, 2006.Фомиченко Л.Г. Просодическая реализация коммуникативных функций сообщения и воздействия в английской монологической речи: автореф.канд.дис. / Л.Г. Фомиченко. – М., 1985.ШахбаговаД. .А. Фонетические особенности произносительных вариантов английского языка / Д. А. Шахбагова – М.: Высшая школа, 1982 – 128 с.Шевченко Т. И. Типологический взгляд на вариативность вокализма и интонации в современном английском языке. − М., 2013 – С. 178-180.Ahrens В. Prosodie beim Simultandolmetschen / B. Ahrens – P.: Germersheim, Deutschland, 2004. − 97 s.Bolinger D. Intonation and its parts. Melody in spoken English. / D. Bolinger – S.: Stanford University Press, 1986. – 3 p.Crystal D. Prosodic Systems and Intonation in English / Crystal. D. // Cambridge University Press, 1 edition – P., 1976.Cutler A. Prosody: ModelsandMeasurements / A. Cutler, D. R. Ladd – P.: Springer-Verlag, Berlin, 1983.Elmar N. Prosodische Information in der automatischen Spracherkennung. BerechnungundAnwendung / N. Elmar – P.: Tübingen, 1991.Fiukowski H. Sprechstile ausgewählter Berufsgruppen / H. Fiukowski, G. Ptok – P.: 1996´− P. 663-682.Grabe E. Intonational Variation in Urban Dialects of English Spoken in the British Isles // Regional Variation in Intonation / E. Grabe, P. Gilles, J. Peters (eds.). – Tuebingen.: Niemeyer, 2004. – P. 9–31.Wells J. C. English Intonation: An introduction / J. C. Wells // Cambridge University Press – P.: Cambridge, 2006.
1. Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. – М.: изд. Московского университета, 1974. – 329 с.
2. Антипова А. М. Ритмическая система английской речи. – М.: Высш. шк., 2004. – 120 с.
3. Аракин В. Д. Сравнительная типология английского и русского языков: учеб. пособие. – 3-е изд. / В. Д. Аракин – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. − С. 79-83.
4. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования): Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз. ». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 300 с.
5. Бурая Е. А. Фонетика современного английского языка: теоретический курс: учебник для студ. линг. вузов и фак. / Е. А. Бурая, И. Е. Галочкина, Т. И. Шевченко. – М.: Академия, 2009.
6. Козьмин О. Г., Богомазова Т. С., Хицко Л. И. Теоретическая фонетика немецкого языка. – М.: Высш.шк., 2008 – 223с.
7. Озерова Е. В. О преимуществах контурного подхода к описанию интонации (на материале английского языка) / Е. А. Озерова // Ученые записки – М, 2016. − 236 с.
8. Постникова Л. В. Просодические категории английского языка: специфика реализации в британском и в американском контекстах / Л. В. Постникова // Вестник МГЛУ, Выпуск 1. – Москва, 2012. − С. 142-149.
9. Реформатский А. А. Фонологические этюды. – М.: Наука, 2013.
10. Смирницкий А. И. Синтаксис английского языка. – М., 2014.
11. Соколова М. А. Теоретическая фонетика английского языка. – М.: ВЛАДОС, 2006.
12. Фомиченко Л.Г. Просодическая реализация коммуникативных функций сообщения и воздействия в английской монологической речи: автореф.канд.дис. / Л.Г. Фомиченко. – М., 1985.
13. Шахбагова Д. .А. Фонетические особенности произносительных вариантов английского языка / Д. А. Шахбагова – М.: Высшая школа, 1982 – 128 с.
14. Шевченко Т. И. Типологический взгляд на вариативность вокализма и интонации в современном английском языке. − М., 2013 – С. 178-180.
15. Ahrens В. Prosodie beim Simultandolmetschen / B. Ahrens – P.: Germersheim, Deutschland, 2004. − 97 s.
16. Bolinger D. Intonation and its parts. Melody in spoken English. / D. Bolinger – S.: Stanford University Press, 1986. – 3 p.
17. Crystal D. Prosodic Systems and Intonation in English / Crystal. D. // Cambridge University Press, 1 edition – P., 1976.
18. Cutler A. Prosody: Models and Measurements / A. Cutler, D. R. Ladd – P.: Springer-Verlag, Berlin, 1983.
19. Elmar N. Prosodische Information in der automatischen Spracherkennung. Berechnung und Anwendung / N. Elmar – P.: Tübingen, 1991.
20. Fiukowski H. Sprechstile ausgewählter Berufsgruppen / H. Fiukowski, G. Ptok – P.: 1996´− P. 663-682.
21. Grabe E. Intonational Variation in Urban Dialects of English Spoken in the British Isles // Regional Variation in Intonation / E. Grabe, P. Gilles, J. Peters (eds.). – Tuebingen.: Niemeyer, 2004. – P. 9–31.
22. Wells J. C. English Intonation: An introduction / J. C. Wells // Cambridge University Press – P.: Cambridge, 2006.
Вопрос-ответ:
Что такое просодия и какую функцию выполняет интонация в речи?
Просодия – это раздел лингвистики, изучающий ритм, интонацию и другие звуковые особенности речи. Интонация в речи выполняет функцию передачи эмоционального оттенка, выделения ключевых слов и высказываний, а также организации информации.
Какие функции выполняет просодия?
Просодия выполняет несколько функций в речи. Она помогает передать эмоциональное состояние говорящего, выделить ключевые слова и выразить речевой акцент, а также организовать информацию для понимания слушателя.
Какие особенности есть у нейтрального стиля речи?
Нейтральный стиль речи отличается отсутствием выраженных эмоций и эмоциональной окраски. Он характеризуется спокойной интонацией, нейтральным тоном голоса и отсутствием сильных акцентов.
Какую роль играет интонация в нейтральном стиле речи?
Интонация в нейтральном стиле речи играет роль организации и структурирования информации. Она помогает выделить ключевые слова и фразы, ударяя на них акцент, и тем самым облегчает понимание и запоминание слушателем.
Какими должны быть просодические характеристики чтения, чтобы звучание было естественным?
Для естественного звучания чтения просодические характеристики должны быть согласованы с содержанием текста. Необходимо правильно выделять интонационные паузы, организовывать ритм речи и выражать эмоциональный оттенок, придавая своему голосу гибкость и естественность артикуляции.
Что такое просодия и какую функцию выполняет интонация в речи?
Просодия - это раздел лингвистики, изучающий ритмические, интонационные и длительностные характеристики речи. Интонация, в свою очередь, является одной из функций просодии и отвечает за выражение чувств, эмоций и модальности сообщения в речи.
Какие функции выполняет просодия в речи?
Просодия выполняет ряд функций в речи, включая выражение эмоций и интонационного контекста, разграничение структурных элементов высказывания, передачу информации о говорящем и слушающем, а также акцентирование определенных слов или фраз.
Какие особенности нейтрального стиля речи?
Нейтральный стиль речи обычно отличается отсутствием сильных эмоциональных окрасок и выраженной модальности. Он характеризуется средней интонационной экскурсией и ритмическими особенностями, которые обеспечивают понятность и естественность речи.
Какую роль играет интонация в нейтральном стиле речи?
Интонация в нейтральном стиле речи играет роль выражения мелодической структуры высказывания, передачи пауз и интонационных паттернов, а также помогает установить понятность и правильное восприятие информации, передаваемой в речи.