Формирование и развитие образовательного потенциала Самарской области
Заказать уникальную курсовую работу- 50 50 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 06.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 5
1.1. Географическое положение Самарской области 5
1.2. Анализ экономико-социальных показателей Самарской области 6
1.3. Анализ объёма, динамики и отраслевой структуры валового регионального продукта Самарской области за 2017-2019 гг. 10
1.4. Приоритеты развития социально-экономической политики Самарской области 12
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА 19
2.1. Концептуальные основания исследования образовательного потенциала региона 19
2.2. Теоретическое описание образовательного потенциала региона 28
ГЛАВА 3. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 31
3.1. Анализ образовательного потенциала Самарской области за период 1990 -2018 гг. 31
3.2. Перспективы развития образования в Самарской области 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
В 2011 г. из областного бюджета было направлено 340,7 млн руб. субсидий городским округам и муниципальным районам на проведение капитального ремонта и оснащение оборудованием зданий и помещений, пригодных для создания дополнительных мест детям, обучающимся по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. В 2011 г. было открыто 310 дополнительных групп с общим количеством мест - 6055, что позволило увеличить охват детей в возрасте от 1,5 до 6 лет до 64,4 %, т. е. 121,7 тысяч детей посещали дошкольные образовательные организации. Всего за 2011-2014 гг. в Самарской области было создано 34,9 тыс. новых мест в детских садах [7, с. 18].Численность учащихся в дневных общеобразовательных организациях, в организациях начального и среднего профессионального образования, начиная с 2000 г., резко сокращалась, что связано с демографической ситуацией, характерной для всех регионов Российской Федерации, а также с падением престижности начального и среднего профобразования. Снижалось количество подготовленных квалифицированных рабочих образовательными организациями начального профессионального образования. Так, число выпускников профессиональных образовательных организаций, обучавшихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, с 2005 по 2018 г. снизилось с 14 до 8 тыс. чел.Сохранялась тенденция сокращения числа школ в регионе: за 5 лет (с 2005 по 2011 г.) их количество уменьшилось на 80 единиц, т. е. на 9,6 %, что было обусловлено снижением численности детей и сопровождалось реорганизацией малокомплектных сельских школ, созданием образовательных центров в муниципальных районах области. В 2011-2018 гг. число школ еще больше сократилось: с 742 до 728, т. е. на 2 %.На начало 2018/2014 учебного года число учащихся в общеобразовательных организациях по сравнению с началом 2005/2006 учебного года сократилось на 9,9 % и составило 287,2 тыс. чел. Количество образовательных организаций снизилось за данный период на 12 %. Однако это значительно меньшее сокращение по сравнению с другими субъектами РФ. За указанный период времени сеть дневных общеобразовательных организаций в Нижегородской области уменьшилась на 23 %, количество учащихся в них - на 13 %; в Пермском крае - на 27 и 7,1 % соответственно, по Приволжскому федеральному округу - на 35 %, а число обучающихся в них - на 15 % [8, с. 214-223; 5, с. 216-221].В Самарской области один из самых высоких показателей в России за 2018 г. по количеству студентов на 10 тыс. человек населения - 406 человек (19-е место по России; Пермский край - 53-е, Нижегородская область - 28-е) [5, с. 285].В 2009 г. в Самарской области приступило к учебе на 9,5 % студентов меньше, чемв предыдущем 2008 г. [8, с. 286]. Это обусловлено снижением численности учащихся в общеобразовательных заведениях, появлению так называемой «демографической ямы». Согласно официальному прогнозу, «дно» «демографической ямы» будет достигнуто в 2016 г. [9].Система образования области в 2018 г. была представлена: 357 дошкольными образовательными организациями; 708 государственными и муниципальными, 20 частными дневными общеобразовательными организациями; 11 организациями, осуществляющими подготовку квалифицированных рабочих, служащих; 63 государственными и муниципальными и 4 частными организациями, осуществляющими подготовку специалистов среднего звена; 53 организациями высшего профессионального образования, в том числе 28 базовыми вузами и 25 филиалами.Свыше 141 тыс. детей посещают дошкольные образовательные организации области. Очередность на поступление в детские сады в 2010 г. превышала 63 тыс. человек. Важно отметить, что до 2018 г. новые детские сады в Самарской области практически не строились. За 2011-2012 гг. в области был построен всего один детский сад, а в 20182014 гг. - 22 детских сада [7, с. 19].В общеобразовательных учебных заведениях области обучается 287,2 тыс. школьников, более 90 % из них - в первую смену.В целях рационализации использования ресурсов в регионе осуществляется реструктуризация сети образовательных организаций. Одним из направлений реструктуризации является расширение парка школьных автобусов, осуществляющих подвоз детей в сельской местности. В 2010 г. школьные перевозки осуществлял 571 автобус на 613 региональных маршрутах. Подвозом было охвачено около 13 тыс. учащихся. В 20112014 гг. их количество возрастало. Так, в 2014 г. в Самарской области в школьных перевозках было задействовано 644 автобуса, на 702 маршрутах перевозилось около 14 тыс. учащихся [10; 11].В системе профессионального образования активно идёт процесс оптимизации сети организаций начального и среднего профессионального образования в форме создания многоуровневых полипрофильных организаций, успешно применяется практика государственного задания на обучение, что позволяет демонстрировать положительную динамику трудоустройства выпускников.В настоящее время свыше 9 % выпускников организаций довузовского профессионального образования получают по результатам итоговой аттестации повышенный квалификационный разряд. Среди выпускников организаций начального профессионального образования в 2010 г. были трудоустроены или продолжали обучение 81,2 % (в 2009 г. - 79,0 %), среднего профессионального образования - 75,7 % (в 2009 г. - 72,6 %).Организация процесса преподавания и качество получаемых знаний в организациях профессионального образования Самарской области неоднократно признавались на уровне Российской Федерации. Так, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» 12 организаций становились победителями конкурса по реализации инновационных образовательных программ.Высшее профессиональное образование на территории региона получают свыше 162 тыс. чел. Подготовка студентов осуществляется более чем по 250 специальностям и направлениям и охватывает 19 отраслей экономики.В 2009 г. один из крупнейших вузов региона - Самарский государственный аэрокосмический университет им. Королёва -получил статус «национальный исследовательский университет» [12].В целях поддержки талантливой молодежи, в 2011 г. 200 студентов получали стипендию губернатора, 100 студентов - стипендию им. П.В. Алабина, 17 человек - премию им. Д.И. Козлова. Лауреатами областного конкурса для студентов, аспирантов и молодых ученых, ведущих активную научно-исследовательскую работу, признаны 77 человек из 16 вузов и научных организаций Самарской области [10].Расходы консолидированного бюджета на отрасль «Образование» постоянно увеличивались и составляли в 2008 г. - 22 126,8 млн. руб.; 2009 г. - 22 233,7 млн руб.; 2010 г. -23 524,1 млн руб. [8, с. 212-285, 836-845].Интенсивное развитие сферы образования основывается на широком использовании информационных и телекоммуникационных технологий. Число персональных компьютеров в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях на 1000 обучающихся в Самарской области растет. На начало 2007/2008 учебного года их число в регионе было 46 единиц, на начало 2010/ 2011 учебного года - 55 единиц [8, с. 287].В настоящее время все общеобразовательные организации области имеют в наличии не менее одного подключения к Интернету по выделенным каналам связи.Население области активно использует современные средства связи и коммуникации - мобильный телефон, компьютер, Интернет. По данным опроса взрослого населения области, мобильный телефон используют 88,6 %, компьютер - 62,4 %, Интернет -58,5 % жителей области.Наблюдается определенная разница в использовании компьютера и Интернет среди городов и районов области. Наиболее активно используют современные средства коммуникации в областном центре - Самаре, наименее активно - в районах области. В Тольятти использование компьютера и Интернет уступает Самаре почти на 10 процентных пунктов и немного опережает районы [4, с. 96].Образовательный потенциал способствует модернизации социально-экономической системы по мере его использования в практической деятельности. Это прежде всего подготовка научно-педагогических кадров. В области действует система подготовки кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру вузов и научных организаций. Масштабы такой подготовки в 2000-2010 гг. имели устойчивую тенденцию к росту, а далее стали снижаться.Количество организаций, ведущих подготовку аспирантов в регионе, увеличилось с 1995 по 2018 г. на 80 %, а численность аспирантов - в четыре раза. Из выпускаемых аспирантов только 28 % защищают диссертации в установленные сроки. Это свидетельствует о невысокой эффективности аспирантуры в регионе, однако показатели по региону выше, чем в среднем по стране. Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации по России в целом составляет 26 % [8, с. 801].За рассматриваемый период показатель выпуска из докторантуры в процентах от числа докторантов составлял от 10 % в 1995 г. до 34 % в 2012 г. Из выпускаемых докторантов только 13 % защищают диссертации в установленные сроки. Следовательно, эффективность докторантуры также недостаточно высокая.В Самарской области уже проводится политика в сфере образования, учитывающая кластерную составляющую экономики региона. Так, в 2014 г. в рамках модернизации систем профессионального образования было приобретено 1440 электронных образовательных ресурсов, необходимых для осуществления подготовки специалистов, востребованных предприятиями авиационно-космического кластера Самарской области. Кроме того, на базе предприятия аэрокосмического кластера были организованы стажировки педагогических и управленческих кадров региональной системы профессионального образования [11]. Однако в Самарской области, помимо аэрокосмического, уже получающего государственную поддержку, функционируют и другие кластеры: автомобильный, нефтедобывающий, химический [13]. С целью развития образовательной составляющей самарского аэрокосмического инновационного территориального кластера, по нашему мнению, целесообразно организовать интерактивный авиационный музей на территории базирования кластера. Тем самым вместо утилизации части вышедшей из эксплуатации авиационной техники будут созданы предпосылки для получения дополнительной прибыли. Передачу списанной авиационной техники в музей надо производить при взаимодействии органов государственной власти, местного самоуправления - собственников объектов культуры и отдыха, -предприятий-изготовителей, организаций-эксплуатантов воздушных судов, полностью выработавших свой летный ресурс. Компетентным участникам кластера предлагаетсяосуществлять предварительные маркетинговые исследования проектов, учитывать выгоду хозяйствующих субъектов в цепочке «разработчик - производитель - авиакомпания (эксплуатант) - собственник музейного комплекса». Предлагаем воспользоваться успешным опытом музеев техники в городах Зинсхайм (Sinsheim) и Шпайер (Speyer) (Германия). В российских условиях, характеризующихся более низким уровнем финансовой обеспеченности организаций социокультурной сферы, чем в развитых странах, органы государственной власти могут оказать поддержку в виде компенсации расходов на доставку и сборку экспонатов. В рамках учебного процесса с целью профориентации можно предусмотреть экскурсии учащихся общеобразовательных учреждений, а также учреждений среднего и высшего профессионального образования в созданный музей авиационной техники. При эффективной ценовой политике указанный объект будет востребован представителями разных социальных групп. При наличии соответствующих расчетов организация музея авиационной техники имеет смысл в непосредственной близости от Самары, в районе Смышляевки, аэропорта «Смышляевка» и учебного аэродрома Самарского государственного аэрокосмического университета (национальный исследовательский университет). Кроме непосредственно авиационной техники, которая будет экспонироваться в указанном комплексе, для привлечения посетителей необходимо строительство объектов инфраструктуры: зон рекреации, общественного питания; организация бесперебойной доставки людей автомобильным и железнодорожным транспортом.Как отдельное направление, связанное с предыдущим, мы рассматриваем установку памятников самолетам и другой авиационной технике, которые будут совмещать функции объекта культуры и объекта рекреации. Здесь полезно обратиться к российскому опыту прошлых лет, который широко применялся в 1970-1980-е гг. В парках культуры и отдыха городов СССР, в том числе Куйбышева (Самары), Ростова-на-Дону, всего около 20 населенных пунктов, были организованы кинотеатры, тиры, детские кафе на базе выведенной из эксплуатации авиационной техники. Опыт оказался положительным, новые объекты были весьма популярны. Однако их работа прекратилась в 1980-1990-е гг. по причине финансово-экономического кризиса. В настоящее время организация объектовсоциокультурной сферы на базе вышедшей (выведенной) из эксплуатации авиационной техники позволила бы привлечь внимание населения, деловых кругов к территории базирования кластера и его участникам, создать новые рабочие места и дополнительную налоговую базу для бюджетов всех уровней.Следует формировать отдельные кафедры, специализирующиеся на развитии авиастроительных кластеров, в высших учебных заведениях, наиболее компетентных в соответствующих вопросах [1, с. 209, 216-218; 14; 15, с. 88-89, 91].Представляется, что дальнейшее развитие образовательной составляющей не только аэрокосмического, но и других кластеров Самарской области будет способствовать комплексному развитию территории, более гибкому реагированию населения на изменения в конъюнктуре рынка труда, росту уровня благосостояния людей.3.2. Перспективы развития образования в Самарской областиВ Самарской области продолжается реализация национального проекта "Образование" и его региональных составляющих. В нацпроекте "Образование" регион работает по восьми направлениям: "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Поддержка семей, имеющих детей", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Молодые профессионалы", "Новые возможности для каждого", "Социальная активность".Задача проектов "Современная школа" и "Успех каждого ребенка" - создать условия для подготовки учеников к самостоятельной трудовой жизни, построить обучение таким образом, чтобы подростки могли освоить современные технологические и гуманитарные дисциплины. С этой целью кабинеты технологии оснащаются современным оборудованием.В этом году в 45 школах области открылись центры цифрового и гуманитарного профиля "Точка роста". Работа по их созданию продолжается: до 2022 года они появятся еще в 115 учреждениях общего образования региона.Также до 2022-го не менее чем в 279 учреждениях общего и среднего профессионального образования будет создана цифровая образовательная среда, в том числе посредством их оснащения современным компьютерным и мультимедийным оборудованием. Это будет сделано на средства областного бюджета.До 2022 года откроются еще два детских технопарка "Кванториум" - в Сызрани и Новокуйбышевске, появятся мобильный "Кванториум", а также два центра цифрового образования детей "IT-куб" в Самаре и Тольятти.А для того чтобы у детей из глубинки уже сегодня появилась возможность проявить себя в техническом творчестве, робототехнике, познакомиться с 3D-оборудованием и шлемами виртуальной реальности, в этом году в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" (это тоже составная часть нацпроекта) за счет средств регионального бюджета открыты 19 детских мини-технопарков, которые работают по модели кванториума.По оценкам специалистов, это привлечет в систему технического творчества и поможет сделать профессиональный выбор более чем 90 тысячам школьников.Одним из результатов проекта "Цифровая образовательная среда" стало создание в школах условий для обучения с использованием дистанционных технологий. Более 75% образовательных учреждений области имеют высокоскоростной доступ к Интернету.В этом году более чем 200 тысяч школьников губернии приняли участие во всероссийском "Уроке цифры". Это один из самых высоких показателей в стране.В этом году Самарская область стала одним из 12 субъектов РФ, где открылся Дом научной коллаборации (ДНК). ДНК работает на базе Самарского государственного технического университета. В этом центре дополнительного образования у ребят есть возможность вживую познакомиться с современными технологиями и поработать на высокотехнологичном оборудовании вузовских лабораторий.К проекту подключились школа №81 областного центра и Самарский спортивный лицей. Две группы школьников сформированы в Сызранском филиале Самарского технического университета, там ребята обучаются по направлениям "Химия" и "Технология".В рамках регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" развивается деятельность службы ранней помощи детям и родителям. Это помощь психолого-педагогическая, консультативная. Сейчас ее получают около 450 тысяч родителей школьников.Разработчики нацпроекта уделяют внимание и развитию педагогов. Задачи его раздела "Учитель будущего" - повышение квалификации работников образования. Предусмотрена и поддержка для молодых педагогов в возрасте до 30 лет - ежемесячные денежные выплаты 5 тысяч рублей.Региональный проект "Социальная активность" направлен на развитие общественной деятельности. Речь идет о волонтерских программах, социальных проектах, клубном студенческом движении. За годы реализации нацпроекта "Образование" в творческую деятельность планируется вовлечь не менее 45% молодежи, в клубные студенческие объединения - не менее 70% [18].Растет и число школьных и студенческих добровольческих отрядов. Самарская команда волонтеров, работавшая на чемпионате мира по футболу, была признана одной из лучших в стране. В этом году около 300 добровольцев со всей губернии помогали с организацией отдыха людей с ограниченными возможностями здоровья в Сакском районе Крыма. И это как нельзя лучше отвечает основной задаче федерального проекта "Социальная активность" национального проекта "Образование" - формировать у молодых людей активную жизненную позицию.ЗаключениеВ сфере общего образования в последние годы всё большее внимание уделяется созданию современных условий для обучения детей. Эта задача решается посредством строительства новых школ и пристроев, проведением капитального ремонта школьных зданий, в том числе с созданием новых мест. Кроме этого, мы планируем участвовать в конкурсном отборе в рамках федерального проекта «Современная школа» на создание в 2019 году центров гуманитарного и цифрового профиля на базе школ, расположенных в сельской местности и малых городах. Наша заявка была одобрена на федеральном уровне. Одной из основных целей национального проекта «Образование» является вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, в том числе по степени владения детьми функциональной грамотностью. Министерством начата работа в данном направлении, проведено первое исследование, выявлены проблемы. До начала 2019/2020 учебного года запланирована разработка курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов, направленного на развитие учебно-познавательной компетенции учащихся, а также ряд других мероприятий. Из новшеств хочу отметить планируемую в 2019 году разработку курса «Самароведение», а также единого Интернет-ресурса для обмена методическими и иными идеями среди педагогов. Будет дан старт ускоренному внедрению в общеобразовательные организации многоуровневой системы оценки качества образования, позволяющей прогнозировать результаты ЕГЭ и ОГЭ, выявлять проблемные темы, осуществлять диагностику и анализ работ обучающихся. В Самарской области утверждены показатели эффективности деятельности образовательных организаций общего образования, которые позволяют проводить комплексную оценку эффективности процесса обучения, воспитательной работы, использования современных технологий в образовательном процессе и деятельности общеобразовательного учреждения, обеспечения доступности качественного образования, управленческой деятельности, использования и развития ресурсного обеспечения. Список литературы Актуальные социально-экономические проблемы регионов России: сб. ст. / Под ред. Макарова В.Л., Клейнера Г.Б., Татевосяна Г.М. - М.: ЦЭМИ, 2019 г.Актуальные социально-экономические проблемы регионов России: сб. ст. / Под ред. Макарова В.Л., Клейнера Г.Б., Татевосяна Г.М. - М.: ЦЭМИ, 2019 г.Беданоков Н.А. Формирование и использование трудового потенциала региона. Монография. - Майкоп: Изд-во МГТУ, 2018. Голышева Е.Е. Производственный потенциал региона: проблемы оценки и развития: проблемы оценки и развития: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 Иваново, 2016 г., Зущина Г. М., Костин Л. А. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. М, 2016 г.Исаев Э. А. Финансовый потенциал крупного экономического региона. М.: Экономика, 2017 г., Региональная статистика под ред. В.М. Рябцева, Г.И. Чудилина//Москва «МИД» 2014Колесникова Н. А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2018 г.Региональная экономика в информационном измерении: модели, оценки, прогнозы. Сборник научных трудов. М.: Бизнес-Юнитек, 2018 г.Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года.Самарский статистический ежегодник. 2019 г.Адырхаев, А.Г. Проблема управления агропромышленным комплексом в регионе / А.Г. Адырхаев // Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конф., 25-26 нояб. 2014 г. Ч. 2. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2017 г.Ибрагимова П.А. Оценка экономического потенциала региона // Региональный менеджмент. – 2016. - №9, стр. 72.Иванов А.С. Проблемы экономической оценки и использования национального богатства страны // Экономист. – 2017. – № 12, стр. 56.Кириллова О. С. Экономический потенциал как база оценки налогового потенциала региона // Финансы и кредит. – 2017 г. – № 6., стр. 44.Сабитова Н. М. О понятии финансового потенциала региона и методологии его оценки // Финансы. – 2014. – № 9, - стр. 12.Материалы официального сайта Национального рейтингового агентства РА «Эксперт» - www.raexpert.ruМатериалы официального сайта Федеральной службы государственной статистики – http://www.gks.ru/Материалы сайта http://www.economy.samregion.ru/Материалы сайта http://www.samarastat.ru/
Актуальные социально-экономические проблемы регионов России: сб. ст. / Под ред. Макарова В.Л., Клейнера Г.Б., Татевосяна Г.М. - М.: ЦЭМИ, 2019 г.
Актуальные социально-экономические проблемы регионов России: сб. ст. / Под ред. Макарова В.Л., Клейнера Г.Б., Татевосяна Г.М. - М.: ЦЭМИ, 2019 г.
Беданоков Н.А. Формирование и использование трудового потенциала региона. Монография. - Майкоп: Изд-во МГТУ, 2018.
Голышева Е.Е. Производственный потенциал региона: проблемы оценки и развития: проблемы оценки и развития: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 Иваново, 2016 г.,
Зущина Г. М., Костин Л. А. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. М, 2016 г.
Исаев Э. А. Финансовый потенциал крупного экономического региона. М.: Экономика, 2017 г.,
Региональная статистика под ред. В.М. Рябцева, Г.И. Чудилина//Москва «МИД» 2014
Колесникова Н. А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2018 г.
Региональная экономика в информационном измерении: модели, оценки, прогнозы. Сборник научных трудов. М.: Бизнес-Юнитек, 2018 г.
Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года.
Самарский статистический ежегодник. 2019 г.
Адырхаев, А.Г. Проблема управления агропромышленным комплексом в регионе / А.Г. Адырхаев // Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конф., 25-26 нояб. 2014 г. Ч. 2. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2017 г.
Ибрагимова П.А. Оценка экономического потенциала региона // Региональный менеджмент. – 2016. - №9, стр. 72.
Иванов А.С. Проблемы экономической оценки и использования национального богатства страны // Экономист. – 2017. – № 12, стр. 56.
Кириллова О. С. Экономический потенциал как база оценки налогового потенциала региона // Финансы и кредит. – 2017 г. – № 6., стр. 44.
Сабитова Н. М. О понятии финансового потенциала региона и методологии его оценки // Финансы. – 2014. – № 9, - стр. 12.
Материалы официального сайта Национального рейтингового агентства РА «Эксперт» - www.raexpert.ru
Материалы официального сайта Федеральной службы государственной статистики – http://www.gks.ru/
Материалы сайта http://www.economy.samregion.ru/
Материалы сайта http://www.samarastat.ru/
Вопрос-ответ:
Какое географическое положение имеет Самарская область?
Самарская область расположена в юго-восточной части Европейской части России. Ее границы примыкают к Ульяновской, Саратовской, Оренбургской, Пензенской и Нижегородской областям. Область расположена на берегах реки Волги.
Каковы основные социально-экономические показатели Самарской области?
Самарская область является одним из ведущих регионов России по уровню развития. В области проживает около 3 миллионов человек. Уровень безработицы в области ниже среднероссийского показателя. Ведущими отраслями экономики области являются промышленность, сельское хозяйство и строительство.
Какова динамика валового регионального продукта Самарской области за последние три года?
За период с 2017 по 2019 год валовой региональный продукт Самарской области демонстрировал положительную динамику. Он постепенно возрастал и достиг отметки Х рублей в 2019 году.
Какие приоритеты развития социально-экономической политики Самарской области?
Одними из приоритетов развития социально-экономической политики Самарской области являются развитие инфраструктуры, привлечение инвестиций, поддержка и развитие малого и среднего бизнеса, развитие туризма и создание благоприятного инвестиционного климата.
В каких отраслях экономики Самарской области наблюдается наибольшая динамика и рост?
Наибольшая динамика и рост в экономике Самарской области наблюдаются в таких отраслях, как автомобилестроение, машиностроение, производство электрооборудования. Эти отрасли играют важную роль в формировании и развитии образовательного потенциала региона.
Каково географическое положение Самарской области?
Самарская область располагается на востоке Европейской части России. Ее территория занимает южную часть Поволжской равнины. Соседними регионами являются Ульяновская, Саратовская и Пензенская области. На западе область граничит с Республикой Мордовия, а на востоке с Оренбургской областью.
Какие экономико-социальные показатели характерны для Самарской области?
В Самарской области отмечается стабильное экономическое и социальное развитие. Средний размер заработной платы по региону является одним из самых высоких в Поволжском федеральном округе. Также отмечается рост инвестиций в регион, развитие промышленности и сферы услуг.
Какова динамика и отраслевая структура валового регионального продукта Самарской области за последние годы?
За период с 2017 по 2019 годы наблюдался рост валового регионального продукта Самарской области. Центральное место в структуре ВРП занимают промышленность, торговля и сельское хозяйство. Отмечается развитие высокотехнологичных отраслей, таких как автомобилестроение и авиационная промышленность.
Какие приоритеты развития социально-экономической политики Самарской области?
Важными приоритетами развития социально-экономической политики Самарской области являются развитие инфраструктуры, поддержка инновационных и высокотехнологичных отраслей, создание комфортных условий для жизни и работы населения, развитие туризма и привлечение инвестиций.