осетинская музыка
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 13 + 13 источников
- Добавлена 07.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Особенности Осетинской музыки в историческом аспекте 4
2. Художественная картина мира в музыке осетинских композиторов 10
3. Претворения Осетинской музыки в творчестве композиторов Северной Осетии 14
3.1 Особенности творчества Булата Газданова 14
3. 2 Творчество Хаханова Д. С. 18
3.3 Особенности творчества В. Дударовой 20
Заключение 22
Список литературы 23
И далее в процессе твочреской деятельности у него появляется множество различных музыкальных сочинений, одним из наиболее значимых стал первый концерт музыки Осетии. А также созданные им тринадцать симфоний. С момента первой демонстрации и по сегодняшний день данный концерт для осетинской гармоники с оркестром является наиболее актуальным и востребованным произведением Б. Газданова.Сюжетная линия балета строится на основе двух сюжетных линий, где первая – борьба осетин с татаро-монгольским игом, а вторая линия – любовь храброго воина Хетага к красавице Чабахан. Описание легенды о нелегкой судьбе двух девушек. Выбравших смерть вместо насилия, легло в основу Д.Хаханова«Хантыцагьд».«Хантыцагьд»(дословно«мелодияханов»)-этостариннаяинструментальнаямелодиятанцаприглашения,выразительная,неповторимосвоеобразная,аристократическисдержаннаяи,втожевремя,эмоциональнополнокровная,живая.Вопереонасимволизируетнесгибаемуюсилулюбви,являясьлейтмотивомглавныхгероинь-АзауиКошер.Талантмузыканта-драматургапроявилД.Хахановивтакомжанре,какмузыкакспектаклю.Ещехочетсянаписатьопесне,котораяоченьлюбима,«Кдевушке»висполненииКимаСуанова.Своим творчеством Хаханов выражал жизненный оптимизм, внутренний свет, мир и любовь к жизни. Идаже,несмотрянато,чтопоройвмузыкупроникаютсуровыетрагическиепереживания,гореиболь,надэтимвсеравнодовлеетсвет,радость,полнокровныйжизненныйтонус.Вэтом,несомненно,естьсвязьснациональныммышлениемосетинскогонарода,который,пройдячерезмногиетрагическиеэтапысвоейистории,сохранилвдушерадостноевосприятиежизни.3.3ОсобенноститворчестваВ.ДударовойМузыкальноеискусствоОсетииподариломирупрекраснуюплеядуисполнителейвысокогоуровняимастерства,однойизкоторыхсталаосетинка,получившаянетолькомировуюизвестность,ноистатусзвездымировойсимфоническоймузыки–ВероникаДударова.Онаявляетсяпервойи,наверно,единственнойженщинойдирижеромвисториимировогоискусства,котораяболее30летисполнялаобязанностидирижеравМосковскомгосударственномсимфоническоморкестре.Крометого,являетсяизвестнымавторомразличныхвариацийиинтерпретациймузыкальныхпроизведенийизвестныхмузыкантов.ИмяВероникиДударовойлегендарно,оносталосинонимомэталонногомузыкальногоисполнения,феноменальногодарования,успешнойтворческойсудьбы,редкойработоспособности.ВероникаДударова-НароднаяартисткаСоветскогоСоюза,НароднаяартисткаРоссии,Удмуртии,и,конечноже,РеспубликиСевернаяОсетия–Алания.ИменемВероникиБорисовныДударовойназванаоднаизмалыхпланетСолнечнойсистемы.ЕёимязанесеновКнигурекордовГиннесакакединственнойвмиреженщины-дирижера,выступавшейзадирижерскимпультомболее50лет.Изначально,музыкальноеобразованиебылополученовгородеБаку,послечегоонаотучиласьуСеребряковавмузучилищеприСанкт-Петербургскойконсерваториивпериодс1933по1937гг.,аужев1938поступаетнадерижерскийфакультетеконсерваториивМоскве.ЕепедагогамибылипрофессораЛеоГинзбургиН.Аносов.Ещедоокончанияконсерваторскогокурса(1947)Дударовадебютировалазапультом.В1944годуонаработаладирижеромЦентральногодетскоготеатра,ав1945—1946-м-дирижером-ассистентомвОпернойстудииприМосковскойконсерватории.НаВсесоюзномсмотремолодыхдирижеров(1946)Дударовойбылаприсужденапочетнаяграмота.ЛетомтогожегодасостояласьперваявстречаДударовойсоркестромМосковскойобластнойфилармонии.ВпоследствииэтотколлективбылпреобразованвМосковскийгосударственныйсимфоническийоркестр,главнымдирижеромихудожественнымруководителемкоторогосталав1960годуВероникаДударова.ЗапериодуправленияоркестромВ.Дударовойудалосьисполнитьизаписатьмножестворазличногомузыкальногоматериала,стилистикакотороговарьироваласьотмузыкибароккодосовременныхсимфонийиакадемическогонаправления.Онаосуществилапервыезаписипроизведенийтакихкомпозиторов,какСвиридов,Хачатурян,Хренников,Эшпай,Щедрин,Таривердиев,Шнитке,сотрудничаласвыдающимисяисполнителями:Спиваковым,Коганом,Гергиевым,Крайневым,Кремером,Плетневым.Ееназывали«огненнымдирижером»,«железнойВероникой»,«Чингисханомвюбке».Исвосторгомрассказывалионевероятномупорствеисилеволи.Вспоминали,например,историю,случившуюсяснейвАндоррев1993году:вовремяодногоизвыступленийДудароватакувлеклась,чтоупаласпульта.Иневставаяспола,лежа,улыбаясь,продолжиладирижировать,чтобынесоздаватьпаузы,непомешатьоркестру.Тогдазалбуквальновзорвалсяотвосторга.ЗаключениеМузыкальноеискусствоОсетиивгораздоменьшейстепенинежелииныеформыискусстваикультурыиспытвалинасебевлияниеполитическойжизнистраны.Состороныправительстваразвитиескореепоощрялось.Благосклонноевниманиеофициальнойкритикиктворчествуужеизвестныхмузыкантовикомпозиторов-Т.Кокойти,Х.Плиева,И.Габараева,Д.Хаханова,С.Поляниченкоспособствовалоразвитиюосетинскойкамернойисимфоническоймузыки.ВтворчествеОсетииприоритетнымиостаютсякрупныеформы.Заметнымявлениемкультурнойжизниреспубликисталипостановкиоперы«Фатима»поодноименнойпоэмеК.Хетагуроваиоперы«Тауче»ХристофораПлиева,оперы«Зовземли»иоперы-балета«Полянавлюбленных»Р.Цорионти.ЯрковыразилисебякомпозиторыОсетиивжанраххоровойикамерноймузыки.Успешномуразвитиюхоровоймузыкиспособствуетналичиевреспубликекамерногохора«Алания»подруководствомА.Ходовой.ЭтотхоровойколлективвошелвчисловедущихмузыкальныхколлективовРоссии.Впрограммаххорамногообразнопредставленаосетинская,русскаяизападнаяхороваямузыка.ПредставителикомпозиторскойшколыОсетиимногоработаютинадсозданиеммузыкиккинофильмамиспектаклям.Ж.Плиевазамузыку,написаннуюканимационномуфильму«Волшебнаясвирель».Замузыкукспектаклю«Отверженныйангел»театра«Нарты»АМакоевбылудостоенГосударственнойпремииим.К.Хетагурова,музыкаФ.Албороваккинофильму«ЛегендагорыТбау»,такжебылаотмеченаэтойпремией.Список литературыБатагова, Т. Э. Композиторский фольклоризм как фактор развития музыкального профессионализма в Северной Осетии 1920 – 1930-х годов // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2016. – № 4. – С. 17–21. С. 20Батагова Т. Э.Воздействие творчества и духовного облика Коста Хетагурова на развитие осетинской музыки // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2010. – № 2 (34). – С. 233–238. С. 233Биберган, В. Д. Размышления композитора об эволюции оркестра русских народных инструментов [Текст] / В. Д. Бибер-ган // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. -СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского государственного института культуры. -2015. - Т. 207. - С. 74-80Варламов, Д. И. Метаморфозы музыкального инструментария :Неофилософия народно-инструментального искусства XXI века / М-во культуры Рос. Федерации, Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова. – Саратов :Аквариус :Эмос, 2000. – 142 с.Галаев Б.А.Осетинские народные песни. [Текст] / Б.А. Галаев– Москва : Музыка, 1964. – 246 с. С. 77Картавцева, М. Т. Эстетическое воспитание детей на материале русского музыкального фольклора // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 3 (71). – С. 243–251. Мамиева, И.В. Архетип сказителя в осетинском эпосе «Нарты» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2014. – № 8. – Ч. 1. – С. 119–121. С. 199Мациевский И. В. Системно-этнофонический метод в органологии // В пространстве музыки / М-во культуры Российской Федерации, Российский ин-т истории искусств. – Санкт-Петербург : РИИИ, 2011. – С. 97–106. Мациевский, И. В. К проблеме определения понятия «народные музыкальные инструменты» [Текст] / И. В. Мациевский // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - Т. 207. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2015. - С. 23-30.Михайлова, А. А. Традиции и новации в искусстве саратовских гармонистов на современном этапе // Проблемы музыкальной науки. 2014. №4 (17). С. 63-66.Туганов, М. Элементы театра в осетинском народном творчестве // Махарбек Туганов. Литературное наследие / составители Д. А. Гиреев, Э. М. Туганов. – Орджоникидзе : Ир, 1977. – С. 58–61.. с. 59Цориева, И. Т. Культура Северной Осетии во второй половине 1940-х - первой половине 1980-х гг. (образование, наука, литература и искусство) [Текст] : монография / И. Т. Цориева ; ФГБУН Сев.-Осет. ин-т. гум. и соц. исслед. - Владикавказ : ИПЦ СОИГ-СИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. - 541 с.Шавлохов М. М. Симд: Юго-Осетинский государственный ансамбль песни и танца. [Текст] – Цхинвали :Ирыстон, 1980. – 144 с. С. 134
1. Батагова, Т. Э. Композиторский фольклоризм как фактор развития музыкального профессионализма в Северной Осетии 1920 – 1930-х годов // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2016. – № 4. – С. 17–21. С. 20
2. Батагова Т. Э.Воздействие творчества и духовного облика Коста Хетагурова на развитие осетинской музыки // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2010. – № 2 (34). – С. 233–238. С. 233
3. Биберган, В. Д. Размышления композитора об эволюции оркестра русских народных инструментов [Текст] / В. Д. Бибер-ган // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. -СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского государственного института культуры. -2015. - Т. 207. - С. 74-80
4. Варламов, Д. И. Метаморфозы музыкального инструментария : Неофилософия народно-инструментального искусства XXI века / М-во культуры Рос. Федерации, Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова. – Саратов : Аквариус : Эмос, 2000. – 142 с.
5. Галаев Б.А.Осетинские народные песни. [Текст] / Б.А. Галаев– Москва : Музыка, 1964. – 246 с. С. 77
6. Картавцева, М. Т. Эстетическое воспитание детей на материале русского музыкального фольклора // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 3 (71). – С. 243–251.
7. Мамиева, И.В. Архетип сказителя в осетинском эпосе «Нарты» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2014. – № 8. – Ч. 1. – С. 119–121. С. 199
8. Мациевский И. В. Системно-этнофонический метод в органологии // В пространстве музыки / М-во культуры Российской Федерации, Российский ин-т истории искусств. – Санкт-Петербург : РИИИ, 2011. – С. 97–106.
9. Мациевский, И. В. К проблеме определения понятия «народные музыкальные инструменты» [Текст] / И. В. Мациевский // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - Т. 207. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2015. - С. 23-30.
10. Михайлова, А. А. Традиции и новации в искусстве саратовских гармонистов на современном этапе // Проблемы музыкальной науки. 2014. №4 (17). С. 63-66.
11. Туганов, М. Элементы театра в осетинском народном творчестве // Махарбек Туганов. Литературное наследие / составители Д. А. Гиреев, Э. М. Туганов. – Орджоникидзе : Ир, 1977. – С. 58–61.. с. 59
12. Цориева, И. Т. Культура Северной Осетии во второй половине 1940-х - первой половине 1980-х гг. (образование, наука, литература и искусство) [Текст] : монография / И. Т. Цориева ; ФГБУН Сев.-Осет. ин-т. гум. и соц. исслед. - Владикавказ : ИПЦ СОИГ-СИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. - 541 с.
13. Шавлохов М. М. Симд: Юго-Осетинский государственный ансамбль песни и танца. [Текст] – Цхинвали : Ирыстон, 1980. – 144 с. С. 134