Специфика функциональных характеристик прогнозирования в дошкольном возрасте при детском церебральном параличе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дефектология
  • 62 62 страницы
  • 64 + 64 источника
  • Добавлена 14.05.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 11
1.1. Проблема прогнозирования в работах педагогов и психологов 11
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом 18
1.3. Особенности прогнозирования у детей с детским церебральным параличом (ограниченными возможностями здоровья) 25
1.4. Особенности использования цифровизации и компьютерных технологий в образовании детей с детским церебральным параличом 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ1 42
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ 44
2.1 Организация и методы изучения функциональных характеристик прогнозирования в детском дошкольном возрасте при детском церебральном параличе 44
2.2. Анализ эмпирических данных 45
2.3. Рекомендации программы по развитию прогностических способностей у детей с детским церебральным параличом (ограниченными возможностями здоровья) 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62


Фрагмент для ознакомления

Если суммировать показатели, то лучше всего детям с детским церебральным параличом прогнозировать эмоции (13,7 баллов). Умение прогнозировать ситуацию или высказывание находятся в примерно равных пределах (11,8 и 11,9 баллов соответственно) (См.Рис. 4).Если ввести градацию по уровням, основываясь на зафиксированных баллах, то мы получим распределение по уровням.Нами не был зарегистрирован высокий уровень в прогнозировании действия и прогнозировании высказывания. В прогнозировании чувств и эмоций высокий уровень отмечен у 13,33% испытуемых с детским церебральным параличом, что может быть объяснено развитой эмпатией детей и эмоциональной восприимчивостью, но достаточно низкой способностью к антиципации. Основываясь нарезультатах, мы считаем, что необходима целенаправленная коррекционная работа по развитию прогностических способностей у детей с детским церебральным параличом.Поскольку антиципация формируется под влиянием условий деятельности, требует дальнейшего изучения ее применения как компенсаторного механизма при построении психокоррекционных программ.Мы привели примеры, где дошкольникам дается задание на выделение достаточно простых причинно-следственных связей между двумя событиями. В дальнейшем используются упражнения на установление связи между двумя и более событиями. В подготовительной к школе группе связь устанавливается уже между четырьмя и пятью событиями. Для этого по-прежнему используется как прием моделирования последовательности событий с помощью объемных предметов (при этом ребенок может зафиксировать всю динамику происходящих изменений), так и прием обучения установлению связи событий на материале сериационных сюжетных картинок (здесь ребенок фиксирует отдельные этапы происходящих событий).Таким образом, гипотеза о том, чтосовокупные нарушения, наблюдаемые при детском церебральном параличе могут осуществлять влияние на функциональные характеристики прогнозирования в детском дошкольном возрасте при детском церебральном параличе, была подтверждена. Дальнейшие исследования могут быть направлены на оценку влияния отдельных коррекционных программ на функциональные характеристики прогнозирования в детском дошкольном возрасте при детском церебральном параличе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абыкенова Д.Б. Современные информационные технологии в образовательной деятельности: сущность и структура ИКТ-компетентности педагога инклюзивного образования [Текст] / Д.Б. Абыкенова, С.Д. Аубакирова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2015. № 47. С. 97-101.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Ананьев Б. Г. - М. : Наука, 1977. - 379 с.
3. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. - М .: Просвещение. 1964. - 303 с.
4. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / Анохин П. К. - М .: Медицина, 1975. - 446 с.
5. Ахметзянова А.И. Особенности вероятностного прогнозирования дошкольников, страдающих недоразвитием речи [Текст] / А.И. Ахметзянова // Материалы 9 Всероссийской научно - практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества воспитания». - Казань - Йошкар-Ола, 2003.
6. Ахметзянова, А.И. Oсобенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии [Текст] /А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21, № 3. – С. 489–504. DOI: 10.15507/1991- 9468.088.021.201703.489-504
7. Ахметзянова, А.И. Моделирование прогностической компетентности как ресурса социализации младшего школьника с дефицитарным развитием [Текст] / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2018. – Т. 11, № 1. – С. 68–74.
8. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи: ДЦП, ЛФK, неврология [Текст] / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина – М.: Книга по Требованию, 2013. – 325 с.
9. Бадалян, Л.О. Невропатология [Текст] / Л.О. Бадалян. – М.: Академия, 2012
10. Барашнев, Ю.И. Перинатальная неврология [Текст] / Ю.И. Барашнев. М. : триада-Х, 2001. – 640 с.
11. Батуев А. С. Функция двигательного анализатора [Текст]/ А.С. Батуев. - Л .: Изд-во ЛГУ, 1970. - 199 с.
12. Бодрова И.В. Инклюзивное дистанционное образование / И.В. Бодрова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера», 2012. № 8. С. 99-105.
13. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]: Избр. психол. труды / Л.И. Божович, под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Ин-т практич. психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
14. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации [Текст] / Дж. Брунер. – Москва: Прогресс, 1977
15. Брушлинский А. В. Мьішление и прогнозирование (логико- психологический анализ) [Текст] / Брушлинский А. В. - М., 1979. - 230 с.
16. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ) [Текст] / Брушлинский А. В. - М .: Мысль, 1979. - 230 с.
17. Валлон А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А.Валлон. - Москва: Просвещение, 1967
18. Гавриленкова И.В. Информационные технологии в естественнонаучном образовании и обучении: практика, проблемы и перспективы профессиональной ориентации: монография / И.В. Гавриленкова. М.: КНОРУС; Астрахань: АГУ. ИД «Астраханский университет», 2016. 76 c.
19. Гончарова, О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченны- ми физическими возможностями [Текст]: дис.... канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.04 / О.Л. Гончарова; Каз. гос. ун-т. – Казань, 2003. – 173 с.
20. Гришина, А.В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми [Текст] / А.В. Гришина // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 14. Психология. – 2014. – № 4. – С. 131–141.
21. Гуровец, Г.В. Детская невропатология [Текст] / Г.В. Гуровец. – М.: Владос, 2010. – 304 с
22. Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст] / Л. А. Данилова. – М. : Медицина, 1977. – 96 с.
23. Денисова, О.А. Проблемы и пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Н.В. Голицина // Вестник Череповецкого государственного университета – 2012. – Т. 3, № 4. – С. 97–101.
24. Денисова, О.А. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте [Текст] / О.А. Денисова, О.Л. Леханова // Вестник Череповец- кого государственного университета. – 2012. – Т. 1, № 1 (36). – С. 98–102.
25. Детский церебральныq паралич: хрестоматия [Текст]/ составители: Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. - СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», - 2003. - 520 с.
26. Детский церебральный паралич: хрестоматия [Текст] / составители: Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. - СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», - 2003. - 520 с.
27. Детский церебральный паралич: хрестоматия [Текст] / составители: Шипицьина Л.М., Мамайчук И.И. - СПб .: Изд-во "Дидактика Плюс", 2003. - 520 с.
28. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличей [Текст] / Э.С. Калижнюк - М .: "Высшая школа", 1987. - 271 с.
29. Карасёва А.А. Информационно-коммуникационные технологии в индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / А.А. Карасева // Вестник науки и образования. 2017. №11 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-v-individualnom-obuchenii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 18.03.2020).
30. Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка [Текст] / С.Н. Карпова, Э.И. Труве - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 305 с.
31. Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. - Спец. школа, 1967. – 267 с.
32. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, О. Г. Приходько. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
33. Ломов Б. Ф. Антиципации в структуре деятельности [Текст] / Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. - М .: Наука, 1980. - 279 с.
34. Ломов Б. Ф. Антиципации в структуре деятельности [Текст] / Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. - М .: Наука, 1980. - 279 с
35. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б. Ф. Ломов, Е. А. Сурков. - М., 1980. - 279 с.
36. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
37. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека: и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст] / Р.А. Лурия – М.: Книга по Требованию, 2012. – 432 с.
38. Масалович, Ю.М. Особенности про- гностической деятельности умственно отсталых младших школьников [Текст] / Ю.М. Масалович, Т.А. Фотекова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы между- нар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 55–58.
39. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст [Текст] / Под ред. А.Г. Московкиной. – М.: Классике Стиль, 2003. – 320 с.
40. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. – 400 с.
41. Никитина, Л.Н. Отношение к себе и окружающим детей и подростков с церебральным параличом при дистанционном надомном обучении [Текст]: автореф. дис. канд. пси- хол. наук: 19.00.10 / Л.Н. Никитина; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – Санкт- Петербург, 2016.
42. Никитина, М.Н. Детский церебральный паралич [Текст]. Монография./ М.Н. Никитина – М.: Медицина, 1979. – 120 с.
43. Ничипоренко Н.П. Феномен антиципационньх способностей как предмет психологического исследования [Текст] / Н.П. Нечипоренко // Психологический журнал. - 2006. - № 5. - С. 50-58.
44. Осокин, В. В. Эволюция представлений о детском церебральном параличе [Текст] / В.В. Осокин // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2014. – № 9. - С. 42–46.
45. Осокин, В.В. Детский церебральный паралич: Медицинская коррекция и психолого-педагогическое сопровождение [Текст]: монография / В. В. Осокин, Д. Х. Астрахан, Ж. Н. Головина. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – 307 с.
46. Переслени Л. И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: Психофизиологическое исследование [Текст] / Л. И. Переслени // Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика. - 160 с.
47. Реан, А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст [Текст] / А.А. Реан // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 105–110.
48. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Регуш Л. А. - СПб. : Речь, 2003. - 351 с.
49. Регуш Л. А. Структура и возрастная динамика способности к прогнозированию [Текст] / Л.А. Регуш // Психологический журнал. 1981. Т.2. № 5.
50. Романенкова О.Л. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей-инвалидов / О.Л. Романенкова // Концепт. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obuchenii-detey-invalidov (дата обращения: 18.03.2020).
51. Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний [Текст] / Под ред. А.Н. Обросова, Т.В. Карачевцевой. М.: Медицина, 1987. – 384 с.
52. Семенова, К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах [Текст] / К.А. Семенова. – М.: Медицина, 1976. – 185 с
53. Смирнова, И.А. Влияние моторных расстройств на развитие артикуляции при детском церебральном параличе и методы их коррекции [Текст] / И.А. Смирнова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 320 с.
54. Солодова, Е.Л. Современные технологии реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом [Текст] /Солодова Е.Л.// Материалы юбилейной 5 международной научно-практической конференции «Восстановительная медицина и эрготерапия в северо-западном регионе». – СПб, 2006, – C.91-93.
55. Соломатина Г.Н. Онтогенез речевой деятельности [Текст] / Г. Н. Соломатина - Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2015. - 144 с.
56. Тарасов, Д.Ю. Прогностические аспекты в педагогических исследованиях [Текст] / Д.Ю. Тарасов // Вестник КРСУ. – 2015. – Т. 15, № 6. – С. 166–169.
57. Улащик, В.С. Общая физиотерапия [Текст]: учебник / В.С. Улащик, И.В. Лукомский. - 3-е изд., стереотип. - Мн.: Книжный Дом, 2008. - 512 с.
58. Фатихова Л.Ф. Диагностика и формирование способности дошкольников с задержкой психического развития к установлению причинно-следственной связи между событиями [Текст] / Л.Ф. Фатихова // СДО. 2013. №4 (36).
59. Финни, Р. Н. Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие [Текст] / под ред. Е. В. Клочковой. – Теревинф, 2016. – 336 с.
60. Шипицина Л.М. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4654233/, свободный с экрана (дата обращения 24.09.2018)
61. Шипицина, Л.М. Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.М. Шипицина // Психолог - педагогическое медико - социальное сопровождение развития ребенка.- СПб., 2001, 15 – 19с.
62. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич [Текст] / Л.М. Шипицина, И.И.Мамайчук. – СПб.: Дидактика Плюс, 2001. — 272 с.
63. Эйдинова, М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления [Текст] / М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская - М.: Изд. АПН РСФСР, 1959, 20-25 с.
64. Юревич А. В. Интеграция психологии: утопия или реальность? / А. В. Юревич // Вопросы психологии. - 2005. - № 3. - С. 16-28.

Вопрос-ответ:

Какая специфика функциональных характеристик прогнозирования в дошкольном возрасте при детском церебральном параличе?

Функциональные характеристики прогнозирования в дошкольном возрасте у детей с детским церебральным параличом имеют свою специфику. В связи с ограниченными возможностями двигательной и речевой деятельности, такие дети испытывают трудности в прогнозировании, особенно в сфере длительности времени, последовательности событий и оценки последствий своих действий. Специалисты обращают внимание на необходимость разработки и применения специализированных методик прогнозирования, а также индивидуализации подходов к каждому ребенку с учетом его особенностей.

Какие работы педагогов и психологов посвящены проблеме прогнозирования у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом?

Множество работ педагогов и психологов посвящены проблеме прогнозирования у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом. В этих работах исследуются различные аспекты прогнозирования, включая оценку уровня развития интеллекта, предсказание потенциала ребенка, прогнозирование возможностей в обучении и социализации. Авторы подчеркивают важность системного подхода к прогнозированию и индивидуальной работы с каждым ребенком.

Какими особенностями обладает прогнозирование у детей с детским церебральным параличом?

У детей с детским церебральным параличом прогнозирование имеет свои особенности. В силу ограниченных возможностей движения и речи, эти дети испытывают трудности в предсказании последствий своих действий, оценке времени и длительности событий, а также в установлении связи причина-следствие. Это требует от специалистов использования специализированных методик и подходов к прогнозированию, а также создания комфортной и стимулирующей среды для развития прогностических навыков.

Какие проблемы связаны с прогнозированием у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом?

Проблемы прогнозирования у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом связаны с ограниченными возможностями этих детей, а также с необходимостью определения индивидуальных потребностей каждого ребенка.

Как педагоги и психологи осуществляют прогнозирование у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом?

Педагоги и психологи осуществляют прогнозирование у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом путем проведения комплексной психолого-педагогической характеристики, оценки функциональных возможностей ребенка и его развития.

Какие особенности прогнозирования у детей с детским церебральным параличом имеются?

Особенности прогнозирования у детей с детским церебральным параличом заключаются в учете их ограниченных возможностей, необходимости индивидуального подхода, а также в оценке психологического и педагогического потенциала ребенка.

Какие психолого-педагогические характеристики имеют дети с детским церебральным параличом?

Дети с детским церебральным параличом имеют психолого-педагогические характеристики, связанные с нарушениями двигательных функций, проблемами в общении и развитии речи, а также с ограниченными возможностями в самообслуживании.

Почему важно проводить прогнозирование у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом?

Прогнозирование у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом важно для определения индивидуальных потребностей каждого ребенка, разработки эффективной программы реабилитации и психолого-педагогической поддержки.

Какие проблемы возникают при прогнозировании у детей с детским церебральным параличом?

При прогнозировании у детей с детским церебральным параличом возникают определенные проблемы из-за ограниченных возможностей таких детей. У них могут быть серьезные нарушения двигательных функций, слабыми могут быть психические процессы, различные речевые нарушения и другие проблемы. В связи с этим, прогнозирование развития и обучения у таких детей становится сложным заданием.

Какие функциональные характеристики прогнозирования в дошкольном возрасте наблюдаются у детей с детским церебральным параличом?

У детей с детским церебральным параличом в дошкольном возрасте наблюдаются особенности в функциональных характеристиках прогнозирования. Они могут иметь нарушения памяти, внимания, а также проблемы с абстрактным мышлением и логическим мышлением. У них могут быть трудности в оценке и прогнозировании ситуаций, требующих анализа и применения обобщенных правил.

Какую роль играют педагоги и психологи в прогнозировании у детей с детским церебральным параличом?

Педагоги и психологи играют важную роль в прогнозировании у детей с детским церебральным параличом. Они помогают определить текущий уровень развития ребенка, выявить его потенциал и ограничения, а также разработать индивидуальные программы обучения и реабилитации. Педагогическая и психологическая поддержка способствуют формированию оптимальных условий для развития таких детей и прогнозированию их будущих возможностей.