Дефектология как самостоятельная отрасль науки и практики. Предмет и объект дефектология

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дефектология
  • 15 15 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 08.03.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение……………………………………………………………………....…3
1. Дефектология как наука…………………………………………….………..4
1.1 История возникновения дефектологии……………………..….…...4
1.2 Предмет и задачи дефектологии………………………...…………..4
2. Основные проблемы развития современной дефектологии………………6
3. Цели и задачи ПМПК……………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………………….15
Фрагмент для ознакомления

‏ㅤ Наука должна ‏ㅤ овладеть этим своеобразием ‏ㅤ и объяснить ‏ㅤ его, установить ‏ㅤ циклы и ‏ㅤ метаморфозы развития, ‏ㅤ его диспропорции ‏ㅤ и перемещающиеся ‏ㅤ центры, открыть   ‏ㅤзаконы многообразия. Далее встаютпроблемы практические: ‏ㅤ как овладеть ‏ㅤ законами этого ‏ㅤ развития.  ‏ㅤ3. Цели и   задачи   ПМПКЦелью ‏ㅤПМПК является:     обеспечение диагностико-коррекционного ‏ㅤ психолого-медико-педагогического сопровождения ‏ㅤ обучающихся, исходя ‏ㅤ из реальных ‏ㅤ возможностей образовательного ‏ㅤ учреждения и ‏ㅤ в соответствии ‏ㅤ со специальными ‏ㅤ образовательными потребностями, ‏ㅤ возрастными и ‏ㅤ индивидуальными особенностями, ‏ㅤ состоянием соматического ‏ㅤ и нервно-психического      здоровья обучающихся [5,стр. 32].В задачи консилиума_  входят:Консолидация ‏ㅤ усилий специалистов ‏ㅤ различного профиля ‏ㅤ для оказания ‏ㅤ квалифицированной комплексной ‏ㅤ помощи учащимся ‏ㅤ и их ‏ㅤ родителям.Своевременное ‏ㅤ выявление и ‏ㅤ ранняя (с ‏ㅤ первых дней ‏ㅤ пребывания ребенка ‏ㅤ в образовательном ‏ㅤ учреждении) диагностика ‏ㅤ отклонений в ‏ㅤ развитии, трудностей   обучения и_                  адаптации.Организация ‏ㅤ и проведение ‏ㅤ комплексного изучения ‏ㅤ личности и ‏ㅤ развития ребенка ‏ㅤ с использованием ‏ㅤ диагностических методик ‏ㅤ психологического, педагогического, ‏ㅤ клинического обследования ‏ㅤ с целью ‏ㅤ организации коррекционного ‏ㅤ процесса обучения ‏ㅤ и реабилитационного ‏ㅤ воздействия в ‏ㅤ соответствии с ‏ㅤ уровнем индивидуальных ‏ㅤ возможностей и ‏ㅤ особенностей учащегося.Системный анализ ‏ㅤ данных психолого-педагогического ‏ㅤ и медико-социального ‏ㅤ изучения учащихся_   ‏ㅤс выработкой_ комплексного заключения.Определение ‏ㅤ уровня и ‏ㅤ выявление индивидуальных ‏ㅤ особенностей развития ‏ㅤ познавательной деятельности ‏ㅤ (речи, памяти, ‏ㅤ внимания, мышления, ‏ㅤ работоспособности и ‏ㅤ др.), изучение ‏ㅤ индивидуального профиля ‏ㅤ эмоционально-волевого и_    личностного развития.Выявление резервных ‏ㅤ возможностей ребенка, ‏ㅤ разработка рекомендаций ‏ㅤ по оптимизации ‏ㅤ учебно-воспитательной работы ‏ㅤ и рекомендаций ‏ㅤ для учителя ‏ㅤ в целях        ‏ㅤобеспечения индивидуального подхода  в обучении.Выбор дифференцированных ‏ㅤ педагогических условий ‏ㅤ при организации ‏ㅤ коррекционно-развивающего образовательного ‏ㅤ процесса, необходимых ‏ㅤ для максимальной ‏ㅤ компенсации нарушения ‏ㅤ и адаптации ‏ㅤ обучающихся ‏ㅤ [4, ‏ㅤ стр. 15].Выбор оптимальных ‏ㅤ для развития ‏ㅤ ученика образовательных ‏ㅤ программ, методов ‏ㅤ и приемов ‏ㅤ обучения, коррекционной ‏ㅤ и развивающей ‏ㅤ работы, соответствующих ‏ㅤ готовности ребенка ‏ㅤ к обучению ‏ㅤ в зависимости ‏ㅤ от состояния ‏ㅤ его здоровья, ‏ㅤ индивидуальных особенностей ‏ㅤ развития, адаптивности ‏ㅤ и социализированность в окружающей_    среде.Составление ‏ㅤ индивидуального образовательного ‏ㅤ маршрута обучающихся, ‏ㅤ моделирование программ_комплексной помощи.Отслеживание динамики     в психофизическом_   __    развитии детей.Подготовка документации ‏ㅤ и направление ‏ㅤ на обследование ‏ㅤ в окружную ‏ㅤ (городскую) ПМПК ‏ㅤ детей, не ‏ㅤ усваивающих учебную ‏ㅤ программу, реализуемую ‏ㅤ в данном ‏ㅤ образовательном учреждении ‏ㅤ и нуждающихся ‏ㅤ в ‏ㅤ другом ‏ㅤ виде коррекционного_     обучения.Определение ‏ㅤ путей интеграции ‏ㅤ детей в ‏ㅤ соответствующие классы, ‏ㅤ работающие по ‏ㅤ основным образовательным ‏ㅤ программам, при ‏ㅤ положительной динамике ‏ㅤ и компенсации_   недостатков развития.Организация школьного ‏ㅤ здоровьесберегающего образовательного ‏ㅤ пространства с ‏ㅤ целью профилактики ‏ㅤ физических, интеллектуальных ‏ㅤ и эмоциональных перегрузок  и срывов.Организация ‏ㅤ профессионального взаимодействия ‏ㅤ специалистов в ‏ㅤ рамках учреждения_  и за_       ___его пределами.Подготовка и ‏ㅤ ведение документации, ‏ㅤ отражающей актуальное ‏ㅤ развитие ребенка,     динамике  его.        ///состояния.Организация ‏ㅤ профессионального сотрудничества ‏ㅤи взаимодействия ‏ㅤ с учреждениями ‏ㅤ образования, здравоохранения, ‏ㅤ правовыми и ‏ㅤ социальными органами.ЗаключениеТаким ‏ㅤ образом, на ‏ㅤосновании ‏ㅤ вышеизложенного можно ‏ㅤ сделать следующие ‏ㅤ выводы:Физиологическую ‏ㅤ основу речи ‏ㅤ составляет деятельность ‏ㅤ второй сигнальной ‏ㅤ системы, раздражителем ‏ㅤкоторой выступают слова.                           Функционирование второй ‏ㅤ сигнальной системы ‏ㅤ осуществляется в ‏ㅤ неразрывном взаимодействии ‏ㅤ с первой.Становление устной ‏ㅤ речи происходит ‏ㅤ как становление ‏ㅤ деятельности. Важнейшим ‏ㅤ условием формирования ‏ㅤ устной речи ‏ㅤ является развитие ‏ㅤ у ребенка ‏ㅤ мотивационной стороны ‏ㅤ речевой деятельности.У детей ‏ㅤ с ЗПР ‏ㅤ в ходе ‏ㅤ специального обучения ‏ㅤ надо формировать ‏ㅤ потребность в         речевом   общении.• Речь-инструмент ‏ㅤ развития высших ‏ㅤ отделов психики ‏ㅤ растущего человека. ‏ㅤ Задержка речевого ‏ㅤ развития на ‏ㅤ начальных возрастных ‏ㅤ ступенях не ‏ㅤ может быть ‏ㅤ компенсирована впоследствии.• Методика ‏ㅤ обучения детей ‏ㅤ с задержкой ‏ㅤ психического ‏ㅤ развития базируется ‏ㅤ на понимании ‏ㅤ процесса овладения ‏ㅤ языком как ‏ㅤ взаимодействие трех ‏ㅤ взаимосвязанных ‏ㅤ явлений: языковой ‏ㅤ способности, речевой ‏ㅤ деятельности и ‏ㅤ языковой программы.Основная задача ‏ㅤ речевого развития ‏ㅤ ребенка дошкольного ‏ㅤ возраста - ‏ㅤ это владение ‏ㅤ нормами и ‏ㅤ правилами родного ‏ㅤ языка, определенными ‏ㅤ для каждого ‏ㅤ возрастного периода ‏ㅤ и развитие ‏ㅤ их коммуникативных ‏ㅤ способностей (заметим, ‏ㅤ что индивидуальные ‏ㅤ различия речевого ‏ㅤ уровня у ‏ㅤ детей одного ‏ㅤ возраста могут ‏ㅤ быть исключительно.   велики)• ‏ㅤ Особенности речи ‏ㅤ у детей ‏ㅤ с задержкой ‏ㅤ психического развития ‏ㅤ характеризуется нарушением ‏ㅤ речи, как ‏ㅤ системы: у ‏ㅤ них отмечается ‏ㅤ нарушения звукопроизношения, ‏ㅤ бедность словарного ‏ㅤ запаса, недостаточная ‏ㅤсформированность ‏ㅤ грамматического строя ‏ㅤ речи, наличие ‏ㅤ грамматических стереотипов,  ‏ㅤаграмматизмов, ‏ㅤ речевая ‏ㅤинактивность. Своеобразие ‏ㅤ речи отражает ‏ㅤ недоразвитие как ‏ㅤ эмоционально-волевой сферы, ‏ㅤ так и ‏ㅤпознавательной деятельности.• Проведенное ‏ㅤ исследование позволяет ‏ㅤ выявить и ‏ㅤ сопоставить симптоматику ‏ㅤ нарушений фонематического ‏ㅤ восприятия и ‏ㅤ фонематических функций ‏ㅤ у детей ‏ㅤ с задержкой• Психического ‏ㅤ развития и ‏ㅤ детей с ‏ㅤ общим недоразвитием ‏ㅤ речи, а ‏ㅤ также определить ‏ㅤ механизмы этого ‏ㅤ нарушения у ‏ㅤ обеих категорий ‏ㅤ детей.Список ‏ㅤ используемой ‏ㅤ литературы:1. ‏ㅤ «Основы дефектологии ‏ㅤ – Психологии» ‏ㅤ - Л.С. ‏ㅤ Выготский, ЛАНЬ ‏ㅤ 2003 г.2. ‏ㅤ«Настольная книга педагога-дефектолога» - Т.Б. Епифанцева, г. Ростов-на Дону ФЕНИКС 2007г.3. «Специальная педагогика и коррекционная психология»- Т.Г. Неретина, ФЛИНТА 2008г.4. «Коррекционная педагогика»- Т.Г. Никуленко ФЕНИКС 2009г.5. «Курс лекций по коррекционной педагогике»- И.П. Подласый, ВЛАДОС 2002г.6. «Основы коррекционной педагогики»- В.А. Сластенина, г. Москва ACADEMA 2002г.

Список ‏ㅤ используемой ‏ㅤ литературы:
1. ‏ㅤ «Основы дефектологии ‏ㅤ – Психологии» ‏ㅤ - Л.С. ‏ㅤ Выготский, ЛАНЬ ‏ㅤ 2003 г.
2. ‏ㅤ «Настольная книга педагога-дефектолога» - Т.Б. Епифанцева, г. Ростов-на Дону ФЕНИКС 2007г.
3. «Специальная педагогика и коррекционная психология»- Т.Г. Неретина, ФЛИНТА 2008г.
4. «Коррекционная педагогика»- Т.Г. Никуленко ФЕНИКС 2009г.
5. «Курс лекций по коррекционной педагогике»- И.П. Подласый, ВЛАДОС 2002г.
6. «Основы коррекционной педагогики»- В.А. Сластенина, г. Москва ACADEMA 2002г.





Вопрос-ответ:

Каковы история возникновения дефектологии?

Дефектология как самостоятельная отрасль науки и практики возникла в XIX веке. Ее основными истоками являются различные школы педагогики и психологии того времени. Например, в России особое влияние оказали психологические и педагогические идеи Л. С. Выготского и его школы.

Каковы предмет и задачи дефектологии?

Предметом дефектологии является изучение особенностей развития и обучения лиц с различными формами нарушения психического или физического развития. Основные задачи дефектологии - диагностика, коррекция и реабилитация таких лиц, а также разработка и внедрение специальных методов и средств обучения и воспитания.

Какие основные проблемы развития современной дефектологии?

Одной из проблем является недостаточная интеграция дефектологических знаний и методов в общую систему образования. Также существует проблема доступности специалистов в данной области, что ограничивает возможности детей с особыми потребностями получить качественное образование. Кроме того, существуют проблемы в области научных исследований и обмена опытом в сфере дефектологии.

Каковы цели и задачи ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии)?

Целью ПМПК является выявление и оценка особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также разработка и рекомендации по оказанию им специальной помощи и поддержки. Задачи ПМПК включают проведение комплексной диагностики, определение степени ограничений и возможностей, осуществление психолого-педагогического сопровождения и подготовку индивидуальных образовательных программ для таких детей.

С какой целью возникла дефектология?

Дефектология как наука и практика возникла с целью изучения и направления усилий на помощь лицам с отклонениями в развитии и обучении. Основная цель дефектологии - обеспечение равных возможностей развития и образования для всех людей, вне зависимости от их индивидуальных особенностей и состояния здоровья.

Что такое дефектология?

Дефектология - это самостоятельная отрасль науки и практики, которая изучает и помогает людям с различными нарушениями развития.

Какая история возникновения дефектологии?

История возникновения дефектологии уходит своими корнями в конце XIX века, когда стало понятно, что существует необходимость в специализированных методах и подходах к образованию и воспитанию людей с нарушениями развития.

Какие задачи ставит перед собой дефектология?

Дефектология имеет ряд задач, включающих исследование нарушений развития, разработку специальных методик и технологий, организацию образования и воспитания для людей с нарушениями, а также социальную адаптацию и интеграцию таких людей в общество.

Какие основные проблемы развития современной дефектологии?

Современная дефектология сталкивается с рядом проблем, включая недостаток специалистов в данной области, несоответствие методик и программ обучения потребностям и возможностям людей с нарушениями развития, а также социальную дискриминацию и отсутствие инклюзивного образования.

Какие цели и задачи ставит перед собой ПМПК?

ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) имеет целью определение индивидуальных образовательных потребностей и возможностей каждого человека с нарушениями развития, а также разработку индивидуальных коррекционных программ и планов образовательного процесса для таких людей.

Что такое дефектология?

Дефектология - это самостоятельная отрасль науки и практики, которая изучает и решает проблемы дефектологического характера - ограничений и отклонений в развитии и функционировании личности.