Социальная работа по социальной адаптации мигрантов в Российской Федерации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 71 71 страница
  • 52 + 52 источника
  • Добавлена 26.03.2020
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы социальной работы по социальной адаптации мигрантов 6
1.1. Понятие и социально-правовой статус мигрантов в РФ 6
1.2. Социальная адаптация в социальной работе с мигрантами в РФ 14
1.3. Зарубежный опыт социальной адаптации мигрантов 28
2. Технологии и проблемы социальной работы по социальной адаптации мигрантов 34
2.1. Методы и технологии социальной работы в процессе адаптации мигрантов 34
2.2. Проблемы социальной адаптации мигрантов и пути их решения 49
Заключение 60
Библиографический список 65

Фрагмент для ознакомления

Положения, затрагивающие вопросы адаптации и интеграции иностранцев являются относительной новеллой в правовом поле России, поскольку в Концепциях государственной миграционной политики предыдущих лет не было прямого указания на необходимость проведения данных процессов. Наличие данных задач в Концепции государственной миграционной политики обусловлено тем, что Россия занимает 4 место в списке стран привлекательных для мигрантов. В соответствии с чем, для недопущения возникновения социальной напряженности и нарастания ксенофобских настроений в обществе необходимо проведение политики адаптации и интеграции мигрантов. По словам В.А. Поставнина, Президента фонда «Миграция XXI век», в нашем государстве политика инкультурации мигрантов проводится только по отношению к беженцам, и то на достаточно формальном уровне, к остальным же мигрантам данной политики «вообще не существует». Исходя из чего, лица, прибывшие в новое для них культурное, правовое, социальное, экономическое пространство, особенно беженцы, перемещение которых является достаточно оперативным и во многом непродуманным, в виду быстрого поиска места укрытия, просто не знают, как себя вести и как заново начинать жизнь в этом «новом мире». Что, как правило, приводит к непониманию и различным конфликтам с титульным населением конкретной территории[47].По информации, предоставленной Левада-центром по состоянию на 18 сентября 2019 года, тема миграции в сознании наших сограждан снова обрела актуальность (23% опрошенных заявили о том, что их волнует тема миграции и межнациональных отношений, в 2015-2017 г.г. их число составляло 17-18% от общего объема). Так, ксенофобские настроения россиян вернулись к значениям 2013-2014 г.г.: - с 2017 г. по настоящее время уровень этнофобии поднялся с 54% до 71%; - в идентичный отрезок времени увеличилась доля людей, выступающих за ограничение трудовой миграции, с 58% до 72% соответственно. Иллюстрацию отношения россиян именно к беженцам можно увидеть на примере определения их мнения о мотивах прибытия в Европу беженцев из Сирии. Так, большинство наших соотечественников считают, что экономические и социальные причины, а конкретно наличие «бесплатных социальных программ» и «поиск работы», а равно и «заработок денежных средств для своей семьи» являются настоящими причинами миграции беженцев (так считает 62% респондентов), тогда как «военные, религиозные, этнические конфликты» в глазах россиян, в качестве причин поиска сирийцами убежища занимают второе место (32%)[48]. Естественно, большинство граждан нашей страны в большинстве своем не являются крупными специалистами в сфере миграции, вследствие чего их мнение подвержено влиянию различных источников. Основными же источниками любой информации сегодня являются СМИ. Независимо от форм их проявления они обладают значительной силой по формированию общественного сознания людей. Исходя из чего, основным средством распространения негативной информации о мигрантах является именно этот институт массовой культуры. Поскольку новостные источники (телепередачи, группы в социальных сетях в сети интернет) в своей деятельности муссируют тему отрицательного поведения иностранных граждан (или лиц без гражданства), в связи с чем, местные или региональные происшествия с участием иностранцев получают максимальное освещение на уровне всей федерации, что не всегда является целесообразным и справедливым.Именно данный институт современного общества закладывает фундамент для создания стереотипов, которые потом находят свое отражение в реальной жизни. Таким образом, в основном при упоминании поведения мигрантов в печатной прессе, они пропагандируются как зачинщики ссор и драк (52% от объема всех публикаций), обманщиков в сфере торговых отношений (28%), убийц (20%), продавцов наркотиков (16%), воров (4%). Различные спекуляции по поводу мигрантов и беженцев позволяют себе использовать и политики для привлечения голосов избирателей, тем самым лишь усиливая ксенофобию и этнофобию в массовом сознании[48]. Исходя из вышеуказанных данных, следует вывод о том, что пресса формирует среди своих читателей негативное отношение к данной категории иностранных граждан, вызывая бурный общественный резонанс. Последствиями же данной деятельности являются снижение уровня толерантности наших сограждан и провокация различного рода конфликтов, иногда имеющих массовый характер.Подтверждение проблем неприязненного отношения коренного населения, отсутствия у мигрантов защиты и поддержки со стороны местных властей в своем докладе отметили и члены Программы развития ООН в Евразии, которые особенно характерны для стран Восточной Европы (в число которых входит и РФ), а также Центральной Азии (где находятся стратегические партнеры нашего государства – государства члены СНГ). Данные факты все более актуализируют неизбежность изменения государственной политики в сторону осуществления реальной адаптации и интеграции не только мигрантов, но и наших сограждан. Так, при переезде в наше государство, существует ряд проблем, с которым сталкивается каждый мигрант. Это проблемы: - поиска жилья (мигрантам из Центральной Азии поиск жилья осложняется существованием негативных общественных стереотипов о них), обостряет же данный поиск наличие дискриминационных объявлений по признакам расы, нации, принадлежности к гражданству определенных стран. В соответствии с гражданским законодательством РФ, существование данных запретов возможно, исходя из принципа свободы договора, который не ограничивается признаком публичности данных соглашений (в их гражданско-правовом понимании), исходя из чего, собственники жилых помещений свободны в установлении ограничений данного типа; - здравоохранения (у мигрантов наблюдается высокий уровень заболеваний). Процедура приобретения статуса беженца (либо лица, которому предоставлено временное убежище) представляется достаточно долгой, в силу нежелания государства наделять большое число людей данным правовым статусом, вследствие чего лица, ищущие убежище обжалуют решения ГУ МВД России по вопросам миграции в звеньях национальной судебной системы, что затягивает процесс получения (или неполучения) статуса беженца иногда даже на несколько лет. В течение этого периода беженцы, как и все люди заболевают, но в отличие от коренного населения (граждан РФ), они не находят достойного медицинского обслуживания, поскольку не могут получить полис ОМС, и вынуждены обращаться за помощью в международные организации и благотворительные фонды, направленные на помощь беженцам и мигрантам. Данные же организации не могут удовлетворить желания всех мигрантов в получении квалифицированной медицинской помощи, что также является трудностью, требующей оперативного разрешения; - недостаточности правого информирования, вследствие которого они не знают своих основных прав, исходя из чего, не могут вовремя реагировать на их нарушение или различного рода ущемления; - невозможность получения бесплатного школьного образования детей; - также в виду наличия особенностей отдельных культур, некоторые женщины даже при желании не могут посещать курсы по русскому языку и иные адаптационные мероприятия, поскольку они не могут выходить из дома без мужа, должны следить за воспитанием детей и поддерживать порядок в месте проживания. Разрешение этих проблем имеет преимущественное значение, так как большинство из них относится к экзистенциальным потребностям человека: желание иметь свой дом, чувствовать себя безопасно, уберечь свою семью от голода, получить медицинскую помощь. Неужели проблемы обеспечения данных естественных нужд имеют место в XXI веке – тысячелетии, в котором человек признан высшей ценностью общества и цивилизацииДля начала поэтапного решения всех этих проблем изначально необходимо упростить и систематизировать процедуру легализации данных отношений, а не ставить на ее пути все новые барьеры и препятствия. Так, возможно стоит изменить порядок регистрации мигрантов. На сегодняшний день регистрация имеет «разрешительный» характер, то есть собственник и органы власти разрешают проживание лиц по конкретному адресу, что в некоторых случаях существенно затягивает процедуру приобретения регистрации и постановки на миграционный учет по месту фактического пребывания. Было бы целесообразно внедрить «уведомительную» регистрацию в Органах внутренних дел РФ, в которой иностранец бы просто указывал на изменение своего фактического адреса (при согласии собственника жилого помещения, если он проживает по договору найма или аренды). Вместе с тем стоит акцентировать внимание властей на распространении в России: 1. фондов доступного арендного жилья (социального и некоммерческого), в арендную плату которых не будет вноситься элемент экономической прибыли, тем самым будет производиться компенсация лишь материальных издержек (плата за ЖКХ, ремонт общедомовых территорий, обеспечение безопасности проживающих и т.д.); 2. рекрутинговых компаний с участием государства и частных компаний по поиску, приему и временному трудоустройству мигрантов. Рекрутеры – профессиональные управленцы и аналитики на рынке труда, которые помогут мигрантам справедливо оценить свои профессиональные способности и найти для них адекватное их образовательному уровню место работы; 3. специализированного подхода к образованию не только украинских детей, но и детей граждан Афганистана, Таджикистана, Узбекистана и других государств. В 2014 году было принято решение об издании сборника методических рекомендаций по плавному и более мягкому обучению детей беженцев из Украины и помощи им в преодолении культурных барьеров между российским и украинским обществами. Думается, что исторический и духовный путь развития наших государств не является кардинально разным. Тогда как с исламским миром (республики Афганистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан и др.) российская нация имеет многим меньше точек духовного соприкосновения нежели с нравственными ориентирами и ценностями украинского народа; 4. государственных центров адаптации и интеграции мигрантов, которые существовали с 2013 по 2015 г.г. в Омске и Тамбове, как подразделения Департамента содействия адаптации и интеграции мигрантов ФМС России. Но в виду упразднения всей федеральной службы данные центры были также ликвидированы. Инновационной составляющей данных учреждений полезной и в наши дни являлось то, что ими заключался трехсторонний договор между мигрантом, ФМС и работодателем. Тем самым ФМС брало на себя обязанность обучить и подготовить иностранцев или лиц без гражданства к достижению определенного уровня владения русским языком, историей России и знанием национального законодательства. Позитивным решением явилось бы возобновление работы данных центров и их распространение на территории всей федерации в составе МВД России, при муниципалитетах или же как независимой структуры. Дополнительно к данным практикам существенным локомотивом по изменению нашего сознания является культура. Современный кинематограф не боится поднимать различные социальные проблемы и обращать на них общественное внимание. Такие фильмы как «Зеленая книга», «2+1», «1+1» заставляют нас задуматься и отойти от привычных стереотипов по отношению к мигрантам, они погружают нас в атмосферу чувств, испытываемых этими людьми, таких как: волнение, страх, боязнь неприятия обществом. Показывают нам, что мы с вами по своей сущности точно такие же, несмотря на то, что кто-то из нас живет в просторных светлых квартирах, а кто-то вынужден скитаться по хостелам в поисках временного жилища. В фильме «Intouchables» («Неприкасаемые»), в русском варианте более известном как «1+1», как раз-таки поднимаются проблемы отношений мигрантов с коренным населением. Французский мультимиллионер Филипп Поццо диБорго (актер - Франсуа Клюзе), прикованный к инвалидному креслу, ищет себе помощника и находит его в Дриссе Бассари (актер - Омар Си), мигранте, который волею судьбы все-таки оказывается принятым на искомую им должность. Изначально два главных героя не ладят друг с другом, но в процессе коммуникации они понимают психологию и культуру общения друг друга, следствием чего становится их обоюдное духовное обогащение. Американский кинокритик JamesBerardinelli в своей рецензии к данному фильму пишет, что между данными героями, несмотря на их различное социальное положение и статус возникает дружба, которая основывается на понимании ими друг друга. Они проводят много совместного времени, и им духовно хорошо друг с другом, несмотря на то, что один герой является миллионером и коренным жителем Франции, а другой является выходцем из стран третьего мира, имеющим черный цвет кожиДанный фильм, по нашему мнению, заявляет о том, что стереотипы, созданные одними людьми, по поводу других людей, являются выдумками. Каждый человек способен адаптироваться и стать достойным, нужным членом любого общества, при условии, что это общество согласиться его принять, и проявить к нему не критическое отношение, порицая за нарушение тех или иных социальных норм, а наоборот разъяснить этику и мораль их социума, привить любовь или же интерес к их культуре, показав ее многогранность и в некоторых чертах схожесть с культурой этого нового для их общества человека. В настоящее время в России традиционные технологии, формы и методы социальной адаптации мигрантов не приносят желаемого эффекта. Состояние подобной деятельности характеризуется наличием целого ряда проблемных и даже кризисных моментов. Они заключаются в: 1. Несовершенстве законодательства о социальной адаптации мигрантов. 2. Несовершенстве процесса управления работой по социальной адаптации мигрантов.3. Ведомственной разобщенности социальных служб и учреждений. 4. Недостатке материальных, кадровых и информационных ресурсов; 5. Отсутствии или несовершенстве программ социальной, медико-социальной, социально-правовой помощи, на которых должна основываться система помощи данной категории.6. Частых несвоевременность и безадресность помощи, недоверии специалистам в данной сфере; 7. Недостаточном использовании превентивных и реабилитационных возможностей, неэффективности ранней профилактики.8. Качественном однообразии и низком уровне оказываемых социальных услуг; 9. Чрезмерной загруженности специалистов (в частности, социальных работников, педагогов), отсутствии в штатном расписании большинства социальных, медико-социальных, образовательных и других учреждений и служб должности специалиста по социальной работе с мигрантами.10. Недостаточном использовании потенциала НКО и добровольцев.Таким образом, проблема социальной адаптации мигрантов для любого региона является важной, так как существенно влияет на благосостояние общества и качество жизни, соблюдение порядка и закона. На сегодняшний день работа органов социальной защиты становится менее эффективной за счет наличия ряда проблем.По нашему мнению, для решения указанных проблем и повышения эффективности работы по социальной адаптации мигрантов, необходимо:1. Выработать инновационные подходы к ее осуществлению;2. Предупреждать негативные явления на раннем этапе;3. Направлять работу не только на сложившуюся ситуацию, но и на оздоровление социальной микросреды детей, молодежи, семьи, социума в целом;4. Сформировать государственно-общественную систему помощи детям, оставшимся без попечения родителей,;5. Включить в социальную работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, все социальные институты на федеральном, региональном, местном уровнях.Вместе с тем стоит акцентировать внимание властей на распространении в России: 1. фондов доступного арендного жилья (социального и некоммерческого), в арендную плату которых не будет вноситься элемент экономической прибыли, тем самым будет производиться компенсация лишь материальных издержек (плата за ЖКХ, ремонт общедомовых территорий, обеспечение безопасности проживающих и т.д.); 2. рекрутинговых компаний с участием государства и частных компаний по поиску, приему и временному трудоустройству мигрантов. Рекрутеры – профессиональные управленцы и аналитики на рынке труда, которые помогут мигрантам справедливо оценить свои профессиональные способности и найти для них адекватное их образовательному уровню место работы; 3. специализированного подхода к образованию не только украинских детей, но и детей граждан Афганистана, Таджикистана, Узбекистана и других государств. В 2014 году было принято решение об издании сборника методических рекомендаций по плавному и более мягкому обучению детей беженцев из Украины и помощи им в преодолении культурных барьеров между российским и украинским обществами. Думается, что исторический и духовный путь развития наших государств не является кардинально разным. Тогда как с исламским миром (республики Афганистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан и др.) российская нация имеет многим меньше точек духовного соприкосновения нежели с нравственными ориентирами и ценностями украинского народа; 4. государственных центров адаптации и интеграции мигрантов, которые существовали с 2013 по 2015 г.г. в Омске и Тамбове, как подразделения Департамента содействия адаптации и интеграции мигрантов ФМС России. Но в виду упразднения всей федеральной службы данные центры были также ликвидированы. Инновационной составляющей данных учреждений полезной и в наши дни являлось то, что ими заключался трехсторонний договор между мигрантом, ФМС и работодателем. Тем самым ФМС брало на себя обязанность обучить и подготовить иностранцев или лиц без гражданства к достижению определенного уровня владения русским языком, историей России и знанием национального законодательства. Позитивным решением явилось бы возобновление работы данных центров и их распространение на территории всей федерации в составе МВД России, при муниципалитетах или же как независимой структуры. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Миграция представляет собой перемещение людей, связанное со сменой постоянного места жительства. Миграция - явление гетерогенное. С ростом количества миграционных потоков по всему миру набирают значимости научно-практические исследования миграции как глобального явления. Миграция является сложным социально-экономическим процессом, который развивается очень стремительно в последние десятилетия.В содержание правового статуса мигрантов входят права, свободы и обязанности, предоставленные им в соответствии с нормами международного права, а также национального законодательства государства. Гарантировать мигрантам полноценную жизнь в обществе, в котором они обосновались - это не просто вопрос соблюдения прав человека, но вопрос взаимного интереса. Мигранты, принятые и уважаемые в обществе, скорее реализуют свой человеческий потенциал и принесут пользу принявшей их стране. Социальное единство позволяет представителям всех сообществ почувствовать свою безопасность.Адаптация мигранта – процесс усвоения иностранным гражданином или лицом без гражданства образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему существовать и успешно действовать в принимающем обществе. Адаптация тесно связана с получением мигрантом официального статуса и легализацией его пребывания. Социальная адаптация – это интеграция мигранта в общество, в процессе которой происходит формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и адекватных связей и отношений.Социальная адаптация – активный процесс приспособления к социальной среде, направленное на сохранение и формирование оптимального баланса между личностью, ее внутренним состоянием и окружающей средой здесь и сейчас и с перспективой будущего. Успешность адаптации зависит не столько от особенностей и объективных свойств ситуации, сколько от особенностей и наличия индивидуальных ресурсов, адекватности и эффективности стратегий их применения: способность к адаптации является одновременно инстинктом собственную жизнь и приобретенными навыками.Опыт западных стран по поддержке прибывающих к ним граждан других государств, безусловно, хорош. По нашему мнению, участие государств ЕС, США, Австралии, Дании в жизнях мигрантов, действительно, является передовым, но в то же время нельзя не сравнить объемы финансирования данных программ в этих странах и в РФ. Так финансирование адаптационных мер в странах Европейского союза составляет 3.137 млрд. евро на 2014-2020 г.г. В этих же целях дополнительно к выделенным финансам используются средства из Фонда регионального развития и Социального фонда ЕС, 20% из которых также планируется потратить за вышеуказанный период времени.Представляется, что выделение такого объема денежных средств из бюджета РФ на решение проблем адаптации мигрантов нанесет огромный удар для российской экономики, и так находящейся в стадии стагнации. Вместе с тем, думается, что наилучшим методом адаптации является активное включение мигрантов в жизнь конкретного социума, а не проведение каких-либо отчетных единоразовых мероприятий.Социальная адаптация есть основополагающий фактор стабильности общественной системы: высокий уровень адаптационного потенциала населения способствует существенной экономической и интеллектуальной продуктивности общественных ресурсов для развития государства. В общей сложности, формы и методы социальной работы с мигрантами предусматривают не только систему оказания индивидуальной или групповой помощи, оказавшимся в результате миграции в сложных жизненных обстоятельствах, но и преобразование общественной среды, внимание к характеристике миграционных потоков, миграционной ситуации, численности переселенцев и их категорий.В процессе социальной адаптации мигрантов представляется важным сочетание индивидуальной, семейной, групповой и общинной социальной работы. Для достижения целей социальной адаптации мигрантов, как показывает практика социальной работы, применимы все методы современной полевой социальной работы: психологические, психотерапевтические, психоаналитические, социометрические, методы возрастной психологии, медико-социальные и консультационно-правовые.Проблема социальной адаптации мигрантов для любого региона является важной, так как существенно влияет на благосостояние общества и качество жизни, соблюдение порядка и закона. На сегодняшний день работа органов социальной защиты становится менее эффективной за счет наличия ряда проблем. По нашему мнению, для решения указанных проблем и повышения эффективности работы по социальной адаптации мигрантов, необходимо:1. Выработать инновационные подходы к ее осуществлению;2. Предупреждать негативные явления на раннем этапе;3. Направлять работу не только на сложившуюся ситуацию, но и на оздоровление социальной микросреды детей, молодежи, семьи, социума в целом;4. Сформировать государственно-общественную систему помощи детям, оставшимся без попечения родителей,;5. Включить в социальную работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, все социальные институты на федеральном, региональном, местном уровнях.Вместе с тем стоит акцентировать внимание властей на распространении в России: 1. фондов доступного арендного жилья (социального и некоммерческого), в арендную плату которых не будет вноситься элемент экономической прибыли, тем самым будет производиться компенсация лишь материальных издержек (плата за ЖКХ, ремонт общедомовых территорий, обеспечение безопасности проживающих и т.д.); 2. рекрутинговых компаний с участием государства и частных компаний по поиску, приему и временному трудоустройству мигрантов. Рекрутеры – профессиональные управленцы и аналитики на рынке труда, которые помогут мигрантам справедливо оценить свои профессиональные способности и найти для них адекватное их образовательному уровню место работы; 3. специализированного подхода к образованию не только украинских детей, но и детей граждан Афганистана, Таджикистана, Узбекистана и других государств. В 2014 году было принято решение об издании сборника методических рекомендаций по плавному и более мягкому обучению детей беженцев из Украины и помощи им в преодолении культурных барьеров между российским и украинским обществами. Думается, что исторический и духовный путь развития наших государств не является кардинально разным. Тогда как с исламским миром (республики Афганистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан и др.) российская нация имеет многим меньше точек духовного соприкосновения нежели с нравственными ориентирами и ценностями украинского народа; 4. государственных центров адаптации и интеграции мигрантов, которые существовали с 2013 по 2015 г.г. в Омске и Тамбове, как подразделения Департамента содействия адаптации и интеграции мигрантов ФМС России. Но в виду упразднения всей федеральной службы данные центры были также ликвидированы. Инновационной составляющей данных учреждений полезной и в наши дни являлось то, что ими заключался трехсторонний договор между мигрантом, ФМС и работодателем. Тем самым ФМС брало на себя обязанность обучить и подготовить иностранцев или лиц без гражданства к достижению определенного уровня владения русским языком, историей России и знанием национального законодательства. Позитивным решением явилось бы возобновление работы данных центров и их распространение на территории всей федерации в составе МВД России, при муниципалитетах или же, как независимой структуры.Библиографический списокОсновные источникиАкманова, А. А. Социальная работа с мигрантами и беженцами [Текст] / А. А. Акманова. – М.: ИНФА - М, 2011. – 164 с.Андрейцо С.Ю. Проблемы взаимодействия подразделений МВД России, органов государственной власти и институтов гражданского общества в адаптации и интеграции иностранных граждан // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. №. 2 (70).С. 5.Антонюк, Т. В. Работа с мигрантами как направление социальной работы / Т. В. Антонюк. // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: мат-лы VIII международ. науч.-практ. конф.. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ» - М.: Изд-во «Перо», 2016. С. 127-133.Бардиер Г.Л. Основные понятия и подходы к адаптации, инкультурации, аккультурации мигрантов, как происходит освоение культурных норм // Инкультурация мигрантов: проблемы и пути решения. Итоговый сборник материалов межрегиональной научнопрактической конференции «Инкультурация мигрантов: проблемы и пути решения». Сборник научных статей и выступлений. Под ред. канд. пед. наук, доцента Костейчук О.В. СПб, 22 ноября 2013 г. С.7 Бондырева, С. К. Миграция: сущность и явления [Текст] / С.К. Болдырева, Д.В. Колесов. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2011. – 179 с.Варганова О.Ф. Образ трудового мигранта в федеральных и региональных СМИ (по результатам контент-анализа) // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 3. С. 86.Варшавер Е.А. Двадцать успешных практик интеграции мигрантов // МИСКП, 2014. С. 9.Венджр, Я. Социальная работа и социальные службы для мигрантов, беженцев / Я. Венджр. // Национальная Ассоциация учёных. Социологические науки. 2016. №4 (20). С. 119-120. Возмилкина, Е. Н. Основные направления социальной работы с мигрантами / Е. Н. Возмилкина. // Современный взгляд на будущее науки: сб. ст. Международ. науч.-практ. конф. В 3 ч. Ч.3. Уфа: Изд-во «Аэтерна», 2016. С. 230-232. Гостева, С. Р. Инновационные подходы социальной работы с мигрантами: возможности использования европейского опыта / С. Р. Гостева, Д. П. Золотарёв, Е. Б. Свистова. // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. С. 51-54. Дик, А. А. Социальная работа с молодыми мигрантами: особенности, современный опыт и задачи развития / А. А. Дик, К. С. Гернега. // Всероссийская весенняя психологическая сессия – 2017: сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: УрГПУ, 2017. С. 89-92. Дюжакова, М. В. Актуальные проблемы образования в России в контексте миграционных процессов / М. В. Дюжакова. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 12 (88). С. 122-131. Елизаров М.В. Последствия «стирания» границ социально-правового пространства государства в условиях глобализации // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. №3. С. 950.Завражнов, В. В. Возможности социальной работы с вынужденными переселенцами / В. В. Завражнов, С. М. Сметанина // Молодой учёный. 2016. №28. С. 788-790.Законодательство и политика в области интеграции иммигрантов. Сборник законодательства, политики и практики 19 государств в области интеграции иммигрантов - .Международная организация по миграции Перевод с английского. – М.: 2011, стр. 155.Интеграция мигрантов: возможна ли она в современном обществе? / Гл. ред. серии В.А. Ионцев. – М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2015. С. 63.Ионцев, В. А. Классификация основных научных подходов в изучении миграции населения [Текст] / В.А. Ионцев. // Миграция населения. – 2011. – № 1. – С. 2–4.Кондрашова, Н. В. Социальные проблемы миграции и мигрантов в контексте социальной работы / Н. В. Кондрашова. // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. №5. С. 84-90. Малахов В.С. Интеграция мигрантов : Концепции и практики / Владимир Малахов. – Москва : Фонд «Либеральная Миссия», 2015. С. 226.Международная миграция и устойчивое развитие России / В.С. Малахов, Н.В. Мкртчян, О.И. Вендина, Ю.Ф. Флоринская, Е.А. Варшавер, А.Л. Рочева, В.А. Поставнин, Н.И. Власова, М.Е. Симон, И. Самсон. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. С. 61. Моисеева, В. С. Социальная работа с мигрантами как одно из направлений по формированию толерантного отношения населения / В. С. Моисеева. // Технологии социальных услуг в сфере сервиса: сб. науч. тр. / под ред. С. А. Овчаренко, Л. Ф. Джуринской. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2014. С. 70-74. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: Инфра-М, 2012. – 272 сПотемкина О.Ю. Глобальный договор по миграции – успех или провал? // Научноаналитический вестник ИЕ РАН. 2018. №6. С.87. Потемкина О.Ю. Мигранты в Европе: Европейский союз // Современная Европа. №2. 2016. С.110Прокушева, Н. В. Практические методы социальной работы с вынужденными мигрантами / Н. В. Прокушева. // Вестник Бурятского государственного университета // 2009, № 5. С. 254-259. Рязанцев С.В. Интеграция мигрантов в контексте внешней миграционной политики РФ // Социологические исследования. №1. 2018. С. 107.Самушин Я.Г. Адаптация и интеграция мигрантов из Украины: проблемы и решения // Россия: тенденции и перспективы развития. 2017. С, 147Сатторов Ф.Э. Факторы, влияющие на интеграцию и адаптацию трудовых мигрантов в стране пребывания // Итоговый сборник материалов научно-практической конференции «Инкультурация мигрантов…». СПб, 22 ноября 2013 г. С. 29Социальная работа с молодёжью: учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. М.: ИТК «Дашков и К», 2008. 328 с. Тонконогов А.В., Малюк М.В. Миграционные войны как инструмент современной геополитики // Социально-гуманитарные знания. 2016. №4. С.8-9.Тугаров, А. Б. Проблема индикации социального государства: феномен превенции / А. Б. Тугаров, Э. А. Шевцова. // Социальное государство и социальная политика в контексте мирового кризиса и столетия революционного Октября: сб. науч. тр. / под ред. Б. Ю. Кагарлицкого, А. В. Очкиной. Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. С. 7-17. Тугаров, А. Б. Проблема превенции, социального и социальности в цифровом обществе (или об актуальности философских взглядов Н. И. Пирогова) / А. Б. Тугаров, Э. А. Шевцова // Современные технологии в социальной сфере: гуманитарные проблемы цифрового социума: сб. науч. ст. по материалам науч.- практ. конф. «XVIII Социологические чтения» / под ред. Т. И. Лаврёновой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2018. С. 6-12.Усова М.С, Адаптационные технологии в социальной работе с мигрантами: проблема типологизации// E-Scio - №3 – 2019Филатов, В. А. Технология социальной работы: учебное пособие / В. А. Филатов, М. В. Станкова, Т. В. Щитова, Е. М. Кузнецова. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. 124 с.Фирсов, М. В. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 447 сХанбекян, Д. С. Социальная работа с молодыми мигрантами, прибывшими в Российскую Федерацию / Д. С. Ханбекян. // Молодежь. Инициатива. Развитие: сб мат-лов II регионального форума / отв. ред. А. М. Олешкова. Иркутск: Изд-во ИрГУ. 2016. С. 176-180. Холостова Е.И. Технология социальной работы / Е.И. Холостова. – М.: Юрайт, 2013. – 503 с.Цапенко И.П. Управление миграцией: опыт развитых стран / Ин-т мировой экономики и международных отношений РАН. – Academia, 2009. – С. 277Чеснокова, А. С.Технологии социальной работы по защите прав мигрантов / А. С. Чеснокова, Е. Е. Трандина // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по мат-лам Международ. науч.-практ. конф.: в 14 т. Т. 5. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С. 150-151. Юдина, Т. Н. Социальная работа с мигрантами и беженцами в предметном поле социологии: постановка проблемы / Т. Н. Юдина, Е. Ю. Киреев. // Социальная политика и социология. 2016. Т. 15. №5 (118). С. 166-173.Законодательные документыКонвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) // Бюллетень международных договоров. — 1993. — № 9Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Международное публичное право: сборник документов. М.: БЕК, 1996. – Т. 1. – С. 460 - 464.Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // "Ведомости Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17, ст. 291.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)// Ведомости Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17(1831)Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы»//Собрание законодательства РФ, 05.11.2018, N 45, ст. 6917Электронные ресурсыИнформационное агентство «РИА-новости». Официальный сайт. URL: [https://ria.ru/20190911/1558587708.html] (Дата обращения: 05.02.2020 г.)ЛЕВАДА-ЦЕНТР. Официальный сайт. URL: [https://www.levada.ru/2018/08/30/mynichego-ne-delaem-dlya-adaptatsii-i-integratsii-migrantov/] (Дата обращения: 05.02.2020 г.)Министерство внутренних дел России. Официальный сайт. URL: [https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/18630986/] (Дата обращения: 05.02.2020 г.)Тугаров, А. Б. Философияпревенциикакметодологиясоциальныхпрактик. / А. Б. Тугаров, Э. А. Шевцова // Prospects for the Development of Modern Science: mat-ls of the II internation. scient.-pract. conf. In 2 vol. Vol.I. Busan, Korea: Regional Academy of Management, 2017. P. 121-129. (Дата обращения: 05.02.2020 г.)Тугаров, А. Б. Философия солидарности как методология социальной работы с мигрантами / А. Б. Тугаров, Т. А. Николаева, М. С. Усова // E-Scio [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание «Е-Scio.ru» — Эл № ФС77-66730 — Режим доступа: http://e-scio.ru/wp-content/uploads/2018/04/Тугаров-А.-Б.-Николаева-Т.-А.-Усова-М.-С..pdf - Загл. с экрана. (Дата обращения: 05.02.2020 г.)Усова, М. С. Социальная адаптация мигрантов как проблема теории социальной работы / М. С. Усова // E-Scio [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание «E-Scio.ru» — Эл № ФС77-66730 — Режим доступа: http://e-scio.ru/wp-content/uploads/2018/04/Усова-М.-С..pdf -Загл. с экрана. (Дата обращения: 05.02.2020 г.)

1. Акманова, А. А. Социальная работа с мигрантами и беженцами [Текст] / А. А. Акманова. – М.: ИНФА - М, 2011. – 164 с.
2. Андрейцо С.Ю. Проблемы взаимодействия подразделений МВД России, органов государственной власти и институтов гражданского общества в адаптации и интеграции иностранных граждан // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. №. 2 (70).С. 5.
3. Антонюк, Т. В. Работа с мигрантами как направление социальной работы / Т. В. Антонюк. // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: мат-лы VIII международ. науч.-практ. конф.. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ» - М.: Изд-во «Перо», 2016. С. 127-133.
4. Бардиер Г.Л. Основные понятия и подходы к адаптации, инкультурации, аккультурации мигрантов, как происходит освоение культурных норм // Инкультурация мигрантов: проблемы и пути решения. Итоговый сборник материалов межрегиональной научнопрактической конференции «Инкультурация мигрантов: проблемы и пути решения». Сборник научных статей и выступлений. Под ред. канд. пед. наук, доцента Костейчук О.В. СПб, 22 ноября 2013 г. С.7
5. Бондырева, С. К. Миграция: сущность и явления [Текст] / С.К. Болдырева, Д.В. Колесов. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2011. – 179 с.
6. Варганова О.Ф. Образ трудового мигранта в федеральных и региональных СМИ (по результатам контент-анализа) // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 3. С. 86.
7. Варшавер Е.А. Двадцать успешных практик интеграции мигрантов // МИСКП, 2014. С. 9.
8. Венджр, Я. Социальная работа и социальные службы для мигрантов, беженцев / Я. Венджр. // Национальная Ассоциация учёных. Социологические науки. 2016. №4 (20). С. 119-120.
9. Возмилкина, Е. Н. Основные направления социальной работы с мигрантами / Е. Н. Возмилкина. // Современный взгляд на будущее науки: сб. ст. Международ. науч.-практ. конф. В 3 ч. Ч.3. Уфа: Изд-во «Аэтерна», 2016. С. 230-232.
10. Гостева, С. Р. Инновационные подходы социальной работы с мигрантами: возможности использования европейского опыта / С. Р. Гостева, Д. П. Золотарёв, Е. Б. Свистова. // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. С. 51-54.
11. Дик, А. А. Социальная работа с молодыми мигрантами: особенности, современный опыт и задачи развития / А. А. Дик, К. С. Гернега. // Всероссийская весенняя психологическая сессия – 2017: сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: УрГПУ, 2017. С. 89-92.
12. Дюжакова, М. В. Актуальные проблемы образования в России в контексте миграционных процессов / М. В. Дюжакова. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 12 (88). С. 122-131.
13. Елизаров М.В. Последствия «стирания» границ социально-правового пространства государства в условиях глобализации // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. №3. С. 950.
14. Завражнов, В. В. Возможности социальной работы с вынужденными переселенцами / В. В. Завражнов, С. М. Сметанина // Молодой учёный. 2016. №28. С. 788-790.
15. Законодательство и политика в области интеграции иммигрантов. Сборник законодательства, политики и практики 19 государств в области интеграции иммигрантов - .Международная организация по миграции Перевод с английского. – М.: 2011, стр. 155.
16. Интеграция мигрантов: возможна ли она в современном обществе? / Гл. ред. серии В.А. Ионцев. – М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2015. С. 63.
17. Ионцев, В. А. Классификация основных научных подходов в изучении миграции населения [Текст] / В.А. Ионцев. // Миграция населения. – 2011. – № 1. – С. 2–4.
18. Кондрашова, Н. В. Социальные проблемы миграции и мигрантов в контексте социальной работы / Н. В. Кондрашова. // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. №5. С. 84-90.
19. Малахов В.С. Интеграция мигрантов : Концепции и практики / Владимир Малахов. – Москва : Фонд «Либеральная Миссия», 2015. С. 226.
20. Международная миграция и устойчивое развитие России / В.С. Малахов, Н.В. Мкртчян, О.И. Вендина, Ю.Ф. Флоринская, Е.А. Варшавер, А.Л. Рочева, В.А. Поставнин, Н.И. Власова, М.Е. Симон, И. Самсон. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. С. 61.
21. Моисеева, В. С. Социальная работа с мигрантами как одно из направлений по формированию толерантного отношения населения / В. С. Моисеева. // Технологии социальных услуг в сфере сервиса: сб. науч. тр. / под ред. С. А. Овчаренко, Л. Ф. Джуринской. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2014. С. 70-74.
22. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: Инфра-М, 2012. – 272 с
23. Потемкина О.Ю. Глобальный договор по миграции – успех или провал? // Научноаналитический вестник ИЕ РАН. 2018. №6. С.87.
24. Потемкина О.Ю. Мигранты в Европе: Европейский союз // Современная Европа. №2. 2016. С.110
25. Прокушева, Н. В. Практические методы социальной работы с вынужденными мигрантами / Н. В. Прокушева. // Вестник Бурятского государственного университета // 2009, № 5. С. 254-259.
26. Рязанцев С.В. Интеграция мигрантов в контексте внешней миграционной политики РФ // Социологические исследования. №1. 2018. С. 107.
27. Самушин Я.Г. Адаптация и интеграция мигрантов из Украины: проблемы и решения // Россия: тенденции и перспективы развития. 2017. С, 147
28. Сатторов Ф.Э. Факторы, влияющие на интеграцию и адаптацию трудовых мигрантов в стране пребывания // Итоговый сборник материалов научно-практической конференции «Инкультурация мигрантов…». СПб, 22 ноября 2013 г. С. 29
29. Социальная работа с молодёжью: учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. М.: ИТК «Дашков и К», 2008. 328 с.
30. Тонконогов А.В., Малюк М.В. Миграционные войны как инструмент современной геополитики // Социально-гуманитарные знания. 2016. №4. С.8-9.
31. Тугаров, А. Б. Проблема индикации социального государства: феномен превенции / А. Б. Тугаров, Э. А. Шевцова. // Социальное государство и социальная политика в контексте мирового кризиса и столетия революционного Октября: сб. науч. тр. / под ред. Б. Ю. Кагарлицкого, А. В. Очкиной. Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. С. 7-17.
32. Тугаров, А. Б. Проблема превенции, социального и социальности в цифровом обществе (или об актуальности философских взглядов Н. И. Пирогова) / А. Б. Тугаров, Э. А. Шевцова // Современные технологии в социальной сфере: гуманитарные проблемы цифрового социума: сб. науч. ст. по материалам науч.- практ. конф. «XVIII Социологические чтения» / под ред. Т. И. Лаврёновой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2018. С. 6-12.
33. Усова М.С, Адаптационные технологии в социальной работе с мигрантами: проблема типологизации// E-Scio - №3 – 2019
34. Филатов, В. А. Технология социальной работы: учебное пособие / В. А. Филатов, М. В. Станкова, Т. В. Щитова, Е. М. Кузнецова. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. 124 с.
35. Фирсов, М. В. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 447 с
36. Ханбекян, Д. С. Социальная работа с молодыми мигрантами, прибывшими в Российскую Федерацию / Д. С. Ханбекян. // Молодежь. Инициатива. Развитие: сб мат-лов II регионального форума / отв. ред. А. М. Олешкова. Иркутск: Изд-во ИрГУ. 2016. С. 176-180.
37. Холостова Е.И. Технология социальной работы / Е.И. Холостова. – М.: Юрайт, 2013. – 503 с.
38. Цапенко И.П. Управление миграцией: опыт развитых стран / Ин-т мировой экономики и международных отношений РАН. – Academia, 2009. – С. 277
39. Чеснокова, А. С.Технологии социальной работы по защите прав мигрантов / А. С. Чеснокова, Е. Е. Трандина // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по мат-лам Международ. науч.-практ. конф.: в 14 т. Т. 5. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С. 150-151.
40. Юдина, Т. Н. Социальная работа с мигрантами и беженцами в предметном поле социологии: постановка проблемы / Т. Н. Юдина, Е. Ю. Киреев. // Социальная политика и социология. 2016. Т. 15. №5 (118). С. 166-173.

Законодательные документы

41. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) // Бюллетень международных договоров. — 1993. — № 9
42. Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Международное публичное право: сборник документов. М.: БЕК, 1996. – Т. 1. – С. 460 - 464.
43. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // "Ведомости Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17, ст. 291.
44. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)// Ведомости Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17(1831)
45. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
46. Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы»// Собрание законодательства РФ, 05.11.2018, N 45, ст. 6917

Электронные ресурсы

47. Информационное агентство «РИА-новости». Официальный сайт. URL: [https://ria.ru/20190911/1558587708.html] (Дата обращения: 05.02.2020 г.)
48. ЛЕВАДА-ЦЕНТР. Официальный сайт. URL: [https://www.levada.ru/2018/08/30/mynichego-ne-delaem-dlya-adaptatsii-i-integratsii-migrantov/] (Дата обращения: 05.02.2020 г.)
49. Министерство внутренних дел России. Официальный сайт. URL: [https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/18630986/] (Дата обращения: 05.02.2020 г.)
50. Тугаров, А. Б. Философия превенции как методология социальных практик. / А. Б. Тугаров, Э. А. Шевцова // Prospects for the Development of Modern Science: mat-ls of the II internation. scient.-pract. conf. In 2 vol. Vol.I. Busan, Korea: Regional Academy of Management, 2017. P. 121-129. (Дата обращения: 05.02.2020 г.)
51. Тугаров, А. Б. Философия солидарности как методология социальной работы с мигрантами / А. Б. Тугаров, Т. А. Николаева, М. С. Усова // E-Scio [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание «Е-Scio.ru» — Эл № ФС77-66730 — Режим доступа: http://e-scio.ru/wp-content/uploads/2018/04/Тугаров-А.-Б.-Николаева-Т.-А.-Усова-М.-С..pdf - Загл. с экрана. (Дата обращения: 05.02.2020 г.)
52. Усова, М. С. Социальная адаптация мигрантов как проблема теории социальной работы / М. С. Усова // E-Scio [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание «E-Scio.ru» — Эл № ФС77-66730 — Режим доступа: http://e-scio.ru/wp-content/uploads/2018/04/Усова-М.-С..pdf -Загл. с экрана. (Дата обращения: 05.02.2020 г.)

Вопрос-ответ:

Что такое социальная адаптация мигрантов?

Социальная адаптация мигрантов - это процесс, в котором люди, переселяющиеся для постоянного проживания в другую страну, осваивают новую социокультурную среду, усваивают нормы, ценности и правила общения этой страны и интегрируются в ее общество.

Каков социально правовой статус мигрантов в РФ?

Социально правовой статус мигрантов в РФ определяется законодательством. Он предоставляет им определенные права и обязанности, включая право на работу, на образование, на социальную защиту и медицинскую помощь. Мигранты обязаны соблюдать законы и правила Российской Федерации.

Какие методы и технологии социальной работы используются в процессе адаптации мигрантов?

В процессе адаптации мигрантов социальные работники используют различные методы и технологии, включая консультирование, обучение, сопровождение, медиацию, создание социальных групп и сообществ, проведение тренингов и практических занятий по освоению языка и культуры страны пребывания.

Какие проблемы возникают при социальной адаптации мигрантов в РФ?

При социальной адаптации мигрантов в РФ возникают различные проблемы, такие как языковой барьер, негативное отношение окружающих, дискриминация, проблемы в трудоустройстве и получении образования, трудности с жильем, недостаточная информированность о своих правах и возможностях. Важной проблемой является также сохранение культурной идентичности и связей с родной страной.

Какой зарубежный опыт социальной адаптации мигрантов можно применить в России?

Зарубежный опыт социальной адаптации мигрантов включает различные подходы и методы. Например, в некоторых странах применяются программы и проекты, направленные на интеграцию мигрантов в общество, оказание социальной поддержки, обучение языку и культуре страны. Этот опыт можно адаптировать и использовать в России.

Что такое социальная адаптация мигрантов?

Социальная адаптация мигрантов - это процесс включения их в новую среду, обеспечение им необходимых условий для адаптации и успешного функционирования в обществе.

Каков социально-правовой статус мигрантов в Российской Федерации?

Мигранты в Российской Федерации имеют определенный социально-правовой статус, который включает в себя право на работу, образование, медицинскую помощь и другие социальные гарантии.

Какие методы и технологии социальной работы включаются в процесс адаптации мигрантов?

В процесс адаптации мигрантов включаются различные методы и технологии социальной работы, такие как психологическая поддержка, организация культурно-познавательной программы, обучение языку и профессиональным навыкам, поиск работы и жилья и др.

Какие проблемы возникают в процессе социальной работы по социальной адаптации мигрантов?

В процессе социальной работы по социальной адаптации мигрантов возникают различные проблемы, такие как языковой барьер, непонимание местных культурных особенностей, отсутствие рабочих мест и жилья, социальная изоляция и дискриминация со стороны местных жителей.