Роль библиотеки в патриотическом воспитании (на примере своей библиотеки )
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 60 + 60 источников
- Добавлена 13.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ 6
1.1 Сущность понятия патриотизма 6
1.1. Направления работы библиотек по патриотическому воспитанию 12
1.2. Основные направления, формы и методы работы библиотек по патриотическому воспитанию 15
ГЛАВА 2. РАБОТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ: НА ПРИМЕРЕ МБУ «ОБЪЕДИНЕНИЕ «КУЛЬТУРА» БИБЛИОТЕКА-ФИЛИАЛ С. ГЛЕБОВО 33
2.1. Характеристика МБУ «Объединение «Культура» Библиотека-филиал с. Глебово 33
2.2. Основные направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию с различными категориями пользователей библиотеки 36
2.3. Анализ эффективности деятельности Библиотеки филиала с. Глебово в рамках работы по патриотическому воспитанию 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ЛИТЕРАТУРА: 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
Так же был проведен урок размышление – «Поиск. Призвание. Профессия», на котором шла речь о призвании, о том, что важно любить то, что ты делаешь. Вставал вопрос и о семейных ценностях, что важнее семья или работа?Пропаганда политической и правовой культуры среди молодежи в преддверии дня голосования в России необходимо, чтобы люди были подготовлены к осуществлению своего избирательного права.В 2018 году МБУК «Дом культуры Жемчужина» и библиотекой в день выборов Президента РФ, была составлена и проведена игровая программа для детей «Весна и Зима». В театрализовано-игровой форме Весна (библиотекарь) вместе с детьми доказывала, что Зиме (директор МБУК) пора уступить свои права и уйти отдыхать, чтобы на смену зимним забавам пришли весенние игры, в конце мероприятия устроили чаепитие. Также на выборы губернатора библиотека и МБУК провели развлекательную игровую программу для детей на улице[52].Библиотека выполняет необходимую для общества функцию социализации личности, и одно из направлений - профессиональная ориентация. В помощь выбору профессии в библиотеке оформлена картотека «О профессиях, производстве и людях труда» с разделами:«Куда пойти учиться»;«В мире профессий»;«Дела творческие: о людях и их профессиях».В библиотеке проводятся разнообразные мероприятия, направленные на совершенствование навыков и умений по экстренному реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации. Например, познавательная игра «Будьте осторожными, знайте знак дорожный вы!»; выставка «Безопасность твой жизни» и другие.Краеведческая работа является одним из традиционных видов деятельности библиотеки. Привязанность к малой родине, к ее природе, истории и культуре, к родословным корням и традициям часто становится для человека основой любви к родине великой. Научить людей хранить память о нашей истории – вот одна из главных задача библиотеки.Библиотека МБУК «Дом культуры Жемчужина» Глебовского сельского поселения собирает и хранит информацию местной истории, изготовлен баннер со старыми фотографиями жителей села. В библиотеке стоит отдельный стеллаж, где собрана вся литература по Дальнему востоку и литература писателей нашего края. Оформлен информационный стенд о символике и истории нашего края.Краеведческая работа библиотеки Глебовского сельского поселения заключается в:изучение родословной представителей местного общества;изучение истории поселения.Библиотека Глебовского сельского поселения создала:мини-музеи;архивы.Презентация и беседа, посвященная «79 лет Хабаровскому Краю» прошла в школе на тематическом уроке.Школьники узнали много интересного и познавательного о Хабаровском крае: какую площадь занимает, с кем граничит, какие реки и моря есть в крае. Дети познакомились с флорой и фауной нашего родного края, и ответили на вопросы викторины, разгадали кроссворд. По окончании мероприятия был проведен мастер-класс по изготовлению книжной закладки «Тигрёнок». Каждый школьник сделал для себя красивую закладку.)[51].В 2019 г. было день рождение Вяземского района, 85 лет, в рамках этого юбилея в библиотеке была организованна полочная выставка посвященная району и была проведена презентация с викториной «Живи и здравствуй, мой Вяземский район», а совместно с ДК был проведен концерт «Родному району 85 лет».А также выделить мероприятие, посвященное Дню работников сельского хозяйства и промышленности «Хлеб – наше богатство». В зале ДК на фоне презентации и песен, рассказывала присутствовавшим о хлебе, как трудно он достается, что нужно его беречь. Читали стихотворения, посвященные хлебу, в конце мероприятия выступил Пшеничный В.М. и рассказал о еще одной отрасли сельского хозяйства «О пчеловодстве и мёде».Праздник Огурца, проводиться в селе Глебово уже несколько лет. Народный и вкусный праздник собирает команды и творческие коллективы со всего Вяземского района и даже приезжали гости из соседнего Бикинского района. Огуречный праздник - это не только творческие театрализованные номера команд-участниц. Это - дегустация блюд, главным ингредиентом которых выступает огурец: соленый, свежий, в салатах, жареный и так далее.В любом из трех конкурсов - театрализованном командном «Мистер Огурец», «На огуречной волне» (поделки), «Контрольная закупка» (лучшее блюдо), могут участвовать все желающие жители и гости района[51,52].Была также закреплена и продолжена тема экологии в виде викторин «Экологический серпантин» и «Экологическая ромашка», впервые совместно с детским садиком мы проводили выставки рисунков «Мир заповедной природы нашего края» и «День встречи зимующих птиц», изготавливали кормушки для птиц.Дошкольники вместе со школьниками прошли по экологической тропе, цели и задачи данных мероприятий заключались в следующем:воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе;мотивация у ребят интереса к лесу и его обитателям;детям были разъяснены и заданы вопросы по поведению в лесу, о правилах сбора съедобных и ядовитых грибов, о редких и лекарственных растениях, загадки о деревьях.2.3. Анализ эффективности деятельности Библиотеки филиала с. Глебово в рамках работы по патриотическому воспитаниюАнализ деятельности библиотеки в рамках работы по патриотическому воспитанию читателей библиотеки позволяет сделать следующие выводы:данное направление работы осуществляется в рамках тематического направления «Отечество»;в своей работе библиотекарь использует различные формы работы: книжные выставки, обзоры, игры, беседы и т.д.;библиотека выступает инициатором и одними из организатором крупных сельских мероприятий по патриотическому воспитанию – митинг и шествие к 9 мая, организатором квест-игры.Работа по патриотическому воспитанию детей и подростков предусматривает сотрудничество с другими ведомствами. Такое партнёрство позволяет расширить границы воспитательной деятельности. Библиотека активно сотрудничает со школой, с Домом культуры «Жемчужина».В деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения библиотека используют разнообразные формы работы, в основном традиционные. Самыми популярными у являются: концерты, например, «У нас Родина одна, мы –страна» концерт к 23 февраля; комплекс мероприятий, посвященный 9 мая; акции «Пригласи на выборы»; межпоселенческий конкурс «Мистер огурец 2019».Реже используются интерактивные формы.Работа библиотек по патриотическому воспитанию детей и подростков неотрывно связана с книгой, все мероприятия, осуществляются с привлечением литературы. К каждому мероприятия подготавливаются книжные выставки, в конце мероприятия проводиться обзор представленной литературы. Кроме того в библиотеке есть постоянно действующие тематические выставки –«Великая отечественная война (1941-1945 гг.)». В течение года выставка обновляется, появляются новые книги к определённым памятным датам, например, к 22 июня.Кроме традиционных выставок в библиотеке оформляются информационные стенды, фотозоны, например в день выборов была оформлена фотозона «Я проголосовал, а ты?».В подготовке к мероприятия библиотекарь стала использовать информационные технологии, что значительно повысило качественный уровень мероприятий.Проанализировав формы работы по патриотическому воспитанию, мною было принято решения о подготовке и проведении новой формы массового мероприятия – квест-игры. Квест-игру решила проводить к 9 мая, так как это масштабное мероприятие, требует значительной подготовки. Для помощи в проведение обратилась в Дом культурыюУчастниками квест-игры стали учащиеся 5-9 классов. Цель квест-игры способствовать воспитанию российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знанию истории.Основные задачи:расширить сведения о событиях Великой Отечественной войны;способствовать формированию активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей; чувства гордости за подвиг народа во имя Отечества;способствовать формированию познавательной и творческой активности обучающихся;способствовать развитию коммуникативных навыков в процессе общения обучающихся школы.Ожидаемые результаты:расширение сведений о событиях Великой Отечественной войны; повышение интереса к культурному наследию нашей страны и края;развитие самостоятельной познавательной активности обучающихся;развитие коммуникативных навыков обучающихся.После проведения квест-игры можно сделать следующие выводы:участники игры знали многие известные факты о Великой отечественной войне, но малоизвестные сведения о Великой отечественной войне они отгадывали с помощью подсказок;данная форма мероприятия понравилась учащимся, она интересна, позволяет проявить себя в команде. Квест-игра развивает коммуникационные, интеллектуальные способности ребят.Данная форма проведения мероприятия показала себя эффективной, во-первых учащиеся являются активными участниками игры, а не пассивными слушателя. Азарт, желание победить помогает ребятам мобилизоваться, лучше работать в команде. Квест-игра позволяет по-новому порассказать о Великой отечественной войне.Выводы ко второй главе:В деятельности библиотеки наметилась системность, работа по программе, а не проведение разовых мероприятий к юбилейным датам. Расширилась тематика обсуждаемых с детьми проблем: это не только жизнь и деятельность замечательных людей России, ее славное историческое прошлое, великие открытия, составляющие гордость России и всего мира, природные богатства России, но и место каждого человека, его участие в восстановлении могущества России.Работа библиотеки по патриотическому воспитанию способствует повышению уровня патриотизма среди жителей села, особенно детей и школьников. Рассказывая им о великих победах, знаменитых военачальников, о «малой» Родине, библиотекарь зарождает в них любовь, понимание, чувства гордости и сопричастности – это очень важно в патриотическом воспитании молодого поколения. Используя для этого различные средства и формы массовой работы делает процесс патриотического воспитания интереснее, интерактивнее.ЗАКЛЮЧЕНИЕСегодня под термином «патриотизм» чаще всего понимают нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.Патриотическое воспитание, является составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность. С раннего детства человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому одним из наиболее успешных подходов по формированию патриотических чувств можно считать изучение истории своей страны, родного края, основ традиционной культуры.Патриотическое воспитание, процесс сложный и очень тонкий. В настоящее время вопросы патриотического воспитания активно обсуждаются на всех уровнях. Успешно реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 гг.Библиотеки строят работу по патриотическому воспитанию и просвещению, руководствуясь районными целевыми программами по патриотическому воспитанию граждан, используя весь арсенал форм и методов библиотечной деятельности.В последнее время в библиотеках широкое распространение получил программно-целевой метод деятельности, что позволяет выстроить систему мероприятий, сделав их более эффективными.В практике работы широко используются традиционные методы патриотического воспитания: беседы, громкие чтения художественного произведения. В современных условиях их дополняют проектный метод, видеопрезентации, дискуссии и другие. Многочисленны формы организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Среди них выделяются виртуальные экскурсии, игры–путешествия, встречи, праздники, парады, музеи, экспозиции.Основная цель этих мероприятий – формирование патриотического сознания, воспитание любви и уважения к истории Отечества и родному краю.Патриотическое воспитание детей и подростков должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в работе библиотек.Библиотечные технологии доказывают свою эффективность при разработке и воплощении акций, проектов и программ патриотического воспитания дифференцированных групп пользователей.Библиотеки, как накопители исторической памяти, выступают информационными проводниками между поколениями, остаются достойными хранителями патриотических традиций.В библиотеке филиале с. Глебова работа по патриотическому воспитанию ведется в рамках направление «Отечество». В библиотекарь совместно со школой, Домам культуры организует и проводит различные мероприятия в рамках данного направления. В первую очередь в библиотеке проводятся мероприятия к знаменательным датам – 9 мая, 23 февраля, 22 июня и другим, в рамках военно-патриотического направления. Так же освещаются и другие направления патриотического воспитания –гражданско-патриотическое, социально-патриотическое и историко-краеведческое.Многоаспектность и динамичность проблемы патриотического воспитания требует от библиотек мобильности, своевременного пересмотра и актуализации сложившихся форм работы по данному направлению.Современного молодого пользователя не интересует мероприятие, рассчитанное на пассивное восприятие, его привлекают те, в которых он является активным участником. И в этом нам сегодня не обойтись без инновационных средств, которые призваны во всем помогать (ПК, проекторы, интерактивные доски, презентации, инсталляции, электронные носители, Интернет). Мною была разработана и реализована квест-игра «Пройдем дорогами войны», которая была проведена в преддверии 9 мая. В проведении квеста принимали участие сотрудники Дома культуры. Был разработан маршрут игры, по которому передвигались команды, выполняя различные задания. Игра вызвала интерес у школьников, так как активное участие в мероприятии позволила им погрузиться в тему Великой отечественной войны, командная работа помогла сплотить ребят, развить их коммуникационных качеств. Во время игры они были не просто слушателями и зрителями, они становились и соучастниками. Данная форма работы оправдала себя и будет использована при проведении других мероприятий.Проанализировав работу библиотеки филиале с. Глебова необходимо обратить внимание на решение следующих задач:совершенствовать работу по комплектованию фондов библиотек литературой патриотической направленности;активно внедрять интерактивные формы работы по патриотическому воспитанию;использовать возможности новых технологий, создавать буктрейлеры, виртуальные выставки;организовать кружок по патриотическому воспитанию детей;изучать опыт библиотек России, внедряющих инновационные формы работы по патриотическому воспитанию.ЛИТЕРАТУРА:«Мы мальчишек поздравляем»: https://vzm-biblio.khv.muzkult.ru/news/41773297«От бойцов-богатырей до героев наших дней»: http://hab-csmb.ru/branches/events-and-activities-in-branches/«Россия начинается с Востока»: http://hab-csmb.ru/branches/events-and-activities-in-branches/X Международная Акция «Читаем детям о войне – 2019» Сайт МБУК «ЦСДБ г. Хабаровска»: http://www.csdb–khv.ru/dlya–detey/meropriyatiya/x–mezhdunarodnoy–aktsii–chitaem–detyam–o–voyne–2019/?sphrase_id=785Афганская война в судьбе моих земляков: http://hab-csmb.ru/branches/events-and-activities-in-branches/Бакланова, Т.И., Аксиологический подход к организации праздников на основе традиций русской культуры в детской библиотеке / Т.И. Бакланова, Е.М. Жукова. – Текст: непосредственный // Приоритетные направления развития науки и образования. –2015. – № 4 (7). – С. 65–68.Бахтин, Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности / Ю.К.Бахтин. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 10. – С. 349–352. Бурлакова, И.И. Патриотическое воспитание: от теории к практике : метод. пособие / И. И. Бурлакова. – Москва : Центр «Перспектива», 2015. – 174 с. – Текст: непосредственный.Василенко, Т. Земли родной и мудрость, и талант : профессиональные акции и программы в реальной и виртуальной среде / Т. Василенко. – Текст: непосредственный // Библиополе. – 2015. – № 10. – С. 52–55.Вершинина, О.В. Роль библиотеки в патриотическом воспитании молодёжи / О.В. Вершинина, В.И. Новоселова. – Текст: непосредственный // Наука и образование: новое время. –2018. – № 1 (24). –С. 448–452.Вспоминая Даманский…: http://hab-csmb.ru/branches/events-and-activities-in-branches/Вспомним подвиг Ленинграда: https://vzm-biblio.khv.muzkult.ru/news/40793651Вяльцева, Г.В. Взаимодействие библиотек и образовательных учреждений в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения / Г.В. Вяльцева. – Текст: непосредственный // Патриотическое воспитание подрастающего поколения в образовательных учреждениях средствами спорта, туризма и краеведения : материалы междунар. науч.–практ. конф. (2–3 апр. 2015 г., Воронеж). – Воронеж : Кварта, 2015. – С. 62–64.Глазкова, Т. Воспитание патриотизма / Т. Глазкова. – Текст: непосредственный // Библиотечное дело. – 2015. – № 6. – С. 7–8.Гулянова, Л.П. «Патриот» патриоту / Л.П. Гулянова, О.В. Непша. – Текст: непосредственный // Студенчество // Диалоги о воспитании. – 2017. – № 4 (95). – С.29–32.Гурьева, Галина Семёновна. Книги войны и победы : читаем. Обсуждаем. Спорим / Галина Семёновна Гурьева. – Текст: непосредственный // Библиотечное дело. – 2016. – № 9. – С. 21–24 : фот.Гурьян, З.П. Патриот. Гражданин. Читатель: патриотическое воспитание детей и юношества в библиотеке : консультация / З. П. Гурьян. – Текст: непосредственный // Сайт Омской областной библиотеки для детей и юношества. –http://oubomsk.ru/index/0–155 (дата обращения: 28.01.2020)За землю Русскую!: http://www.csdb–khv.ru/dlya–detey/meropriyatiya/za–zemlyu–russkuyu/?sphrase_id=786Захарчук, Т.В. Патриотическое воспитание в общедоступной библиотеке : учеб.–практ. пособие / Т. В. Захарчук, Ю. А. Фролова. – Санкт–Петербург: Профессия, 2017. – 176 с. – (Азбука библиотечной профессии). – Текст: непосредственный.Зацепина, Т.Д. Роль библиотеки в нравственном и патриотическом воспитании студентов / Т.Д. Зацепина, Е.О. Козлова. – Текст: непосредственный. // Региональное образование: современные тенденции. – 2017. – № 3 (33). – С. 99–103.Иванова, Н.С. Деятельность публичной библиотеки как центра патриотического воспитания молодежи / Н.С. Иванова. – Текст: непосредственный // Научная палитра. – 2016. – № 4 (14). – С. 13–17.Игнатова, Л.Ф. Содействие формированию гражданской позиции молодежи [Электронный ресурс] / Л.Ф. Игнатова. – Электрон. дан. – РГБМ, 2008–2018. – Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/editions/issue3/chap_6.php. – Загл. с экр.Информационно-аналитический отчет ЦГДБ им. А. П. Гайдара. – Севастополь, 2017. – 31 с. – Текст: непосредственный.Иосиф Сталин: глазами человека моего поколения: http://hab–csmb.ru/branches/events–and–activities–in–branches/Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://irkobl.ru/sites/culture/index.php. – Загл. с экр.Кайдалова, Н. С. Модель патриотического воспитания детей, подростков и молодежи в сфере досуга / Н. С. Кайдалова. – Текст: непосредственный // Инновации в образовании. – 2016. – № 7 . – С. 38–44.Колесникова, И.Н. Нет в России семьи такой.../ И. Н. Колесникова. – Текст: непосредственный // Школьная библиотека. – 2015. – № 10. – С. 65–67.Колосова, Светлана Викторовна. Можно ли научить любить Родину? / Светлана Викторовна Колосова; беседу вела Валентина Крахотина. – Текст: непосредственный // Библиополе. – 2018. – № 6. – С. 2–9 : фот.Кутейникова, Н. Е. Чтение литературы о Великой Отечественной войне современными школьниками : размышления в процессе изучения прозы на уроках и вне их / Н.Е. Кутейникова. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2014. – № 5. – С. 21–27.Ларочкина, С.А. Специфика патриотической работы детской библиотеки / С.А. Ларочкина. – Текст: непосредственный // Современная наука и музеи, библиотеки, архивы IV Междунар. музейные чтения "Современные проблемы музееведения" : сб. науч. ст., докл. и тез. (19–20 мая 2015 г.). – Орел :Орл. гос. ин–т искусств и культуры, 2015. – С. 215–219.Лунёва, А.В. Проектная деятельность и взаимное сотрудничество Вяземской центральной районной библиотеки с учреждениями Вяземского муниципального района / А. В. Лунёва, Л. И. Нафикова // Вестник ДВГИБ. – 2018. – №2. – С. 174-179.Масяйкина, Е.А. Патриотическое воспитание читателей в сельских библиотеках Томской области: (из опыта работы библиотек Верхнекетского, Тегульдетского И Чаинского районов) / Е. А. Масяйкина. – Текст: непосредственный // Вестн. Томского гос. ун–та. Сер. Культурология и искусствоведение. – 2014. – № 2 (10). – С. 93–102Морковина, А.Ю. Гражданско–патриотическое направление как составляющая часть духовно–нравственной воспитательной работы в детско–юношеской библиотеке / А. Ю. Морковина. – Текст: непосредственный. // Изв. Саратов. ун–та. Сер. : Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – Вып. 3. – С. 105–110.Мутьев, В.А. Патриотическое воспитание в библиотеках на основе региональных целевых программ / В. А. Мутьев. – Текст: непосредственный // Патриотическое воспитание детей и подростков: педагогические и библиотечные технологии: научно-практические статьи, методические материалы, художественные произведения / редактор Г. В. Варганова. – (В помощь педагогу-библиотекарю). – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: приложение к журналу "Школьная библиотека", Серия 1 вып. 2). – Москва: Русская школьная библ. ассоц., 2015. – C. 94-99.Неугасима память поколений: https://vzm-biblio.khv.muzkult.ru/news/49986938.Нурмухамбетова, А.С. Формирование патриотизма средствами краеведения / А. С. Нурмухамбетова. – Текст: непосредственный // Вестник Южно–Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2018. – Т. 10. № 2. – С. 24–28.О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями на 20 ноября 2018 года). – Текст электронный. – Сайт электронный фонд правовой информации [сайт]: http://docs.cntd.ru/document/420327349 (дата обращения 12.01.2020). Остров Даманский: https://vzm-biblio.khv.muzkult.ru/news/42189446Отчёт о работе Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная система детских библиотек г. Хабаровска» за 2019 год / Г.Н. Мигда. – Хабаровск, 2019. – 29 с. – Текст: непосредственный.Патриотическое воспитание в библиотеке: метод. рекомендации / Тамбов. обл. универс. науч. б–ка им. А. С. Пушкина; сост. Н. В. Аверьянова; ред. И. С. Мажурова. – Тамбов, 2016. – 23 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://libsmr.ru/lib2/upload/museum/%D0%9E%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%AD%D0%9A%D0%9D%D0%94/2386.pdf (17.04.2018)Плисова И. О воспитании патриотизма средствами библиотечной работы / И. А. Плисова. – Текст: непосредственный // Алтай библиотечный : науч.–практ. сб. / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б–ка им. В. Я. Шишкова. – Барнаул, 2017. – Вып. 12. – С. 80–84. – Электронная копия доступна на сайте МБУ ЦБС г. Бийска. URL: http://www.shukshinka.ru/news/patriotism.pdf (дата обращения: 18.12.2019)Полехина, М.М. О нравственно–патриотическом воспитании личности в системе литературных мероприятий, посвященных победе в великой отечественной войне / М.М. Полехина, М.А. Дорожкина. – Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 47–2. – С. 150–158.Пономарева, Наталья Викторовна Проведение мероприятий к памятным и юбилейным датам как одно из направлений патриотического воспитания молодежи / Н.В. Пономарева. – Текст: непосредственный // Молодежь и патриотизм: грани библиотечного взаимодействия: материалы III регион. конф. – Черногорск, 2015. – С. 14–15.Пронина, О.М. Патриотическое воспитание молодежи в сельской библиотеке: новые формы работы / О. М. Пронина. – Текст: непосредственный // В помощь библиотекам: информационно-методический бюллетень. –Вологда : ВОУНБ, 2015. – № 55. – С. 48-53.Роль библиотек в развитии патриотического и гражданского самосознания молодежи: межрегион. нач.–практ. конф. 24–25 мая 2015 г. : сб. докладов / сост. Ю. С. Суворина ; ред. Л. Г. Духанова ; Томск. обл. дет.–юнош. б–ка. – Томск, 2015. – 137 с. – Электронная копия доступна на сайте Томской ОУНБ им. А. С. Пушкина. URL: http://elib.odub.tomsk.ru/metodichki/2015/Konferencia_mart_2015.pdf (дата обращения: 08.12.2019)Руденко, С.Б. Патриотическое воспитание школьников на примере изучения Великой Отечественной войны/ С.Б. Руденко. – Текст: непосредственный. // Воспитательная работа в школе. –2017. – №1–2. – С.87–92.Сабашкина, Л.П. Воспитание патриотизма и традиций народной культуры / Л. П. Сабашкина. – Текст: электронный // Наука и образование: новое время. – 2017. – № 6. – URL: https://articulus–info.ru/wp–content/uploads/2017/12/6_2017o_Sabashkina.pdf (дата обращения: 18.12.2019)Скурихина, Я.Е. Патриотическое воспитание как направление деятельности калининградской областной научной библиотеки / Я.Е. Скурихина. – Текст: непосредственный // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2017. – № 12–2. – С. 251–255.Соколова, И.А. Краеведение в патриотическом воспитании пользователей библиотек / И.А. Соколова. – Текст: непосредственный // Международный академический вестник. – 2018. – № 10 (30). – С. 15–18.Театрализованная экскурсия "По дорогам культурного наследия моей малой родины": https://vzm-biblio.khv.muzkult.ru/news/46330551Текстовый отчет / [сост. С.А. Цыганкова]. – Глебово, 2017. – 13 c. – Текст: непосредственный.Текстовый отчет / [сост. С.А. Цыганкова]. – Глебово, 2018. – 11 c. – Текст: непосредственный.Товстуха, Т.А. О патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста / Товстуха Т.А., Зебзеева В.А. – Текст: непосредственный // Современные научные исследования и разработки. 2018. – Т. 2. № 5 (22). – С. 547–550.Ульева, Л. Вспомним суровые годы: проведение всероссийской акции / Людмила Ульева. – Текст: непосредственный // Библиотека. – 2017. – № 4. – С. 58–63 : 10 фот., 1 табл.Фадеев, П.В Библиотека как институт, потенциально влияющий на формирование идентичностей читателей (на примере УФЫ) / П.В. Фадеев П.В. – Текст: непосредственный // Социологическая наука и социальная практика. 2018. – Т. 6. № 2 (22). – С. 126–136.Чернявская, И.Е. Нравственно–патриотическое воспитание: опыт, перспективы, проблемы / Ирина Евгеньевна Чернявская. – Текст: электронный // Сайт Псковской областной универсальной научной библиотеки [сайт]: http://pskovlib.ru/about/reports/texts/20427 (Дата обращения: 11.12.2019)Шелягова, А.А. Историческая реконструкция в патриотическом воспитании пользователей детской библиотеки / А.А. Шелягова, Н.В. Корчева. – Текст: непосредственный // Форум молодых ученых. – 2019. –№ 6 (34). – С. 1374–1381.Шмырева, Н.А. Патриотическое воспитание : теоретические аспекты: учебное пособие / Н. А. Шмырева, О. С. Кононенко, З. В. Крецан ; М–во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Кемеровский гос. ун–т", Межвузовская каф. общ. и вузовской педагогики. – Кемерово : Кемеровский гос. ун–т, 2012. – 123 с. : табл. – Текст: непосредственный.Шуминова, И. Патриотическое воспитание в профессиональном формате / Ирина Шуминова. – Текст: непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – №13. – С.29–32.Якина, Л.Н. Гуманитарные технологии гражданско–патриотического воспитания читателей в социокультурной деятельности ИИЦ–научной библиотеки УрГПУ / Л.Н. Якина. – Текст: непосредственный // Вестник социально–гуманитарного образования и науки. – 2017. – № 1. – С. 25–33.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Сценарий квест-игры «Пройдем дорогами войны»
2. «От бойцов-богатырей до героев наших дней»: http://hab-csmb.ru/branches/events-and-activities-in-branches/
3. «Россия начинается с Востока»: http://hab-csmb.ru/branches/events-and-activities-in-branches/
4. X Международная Акция «Читаем детям о войне – 2019» Сайт МБУК «ЦСДБ г. Хабаровска»: http://www.csdb–khv.ru/dlya–detey/meropriyatiya/x–mezhdunarodnoy–aktsii–chitaem–detyam–o–voyne–2019/?sphrase_id=785
5. Афганская война в судьбе моих земляков: http://hab-csmb.ru/branches/events-and-activities-in-branches/
6. Бакланова, Т.И., Аксиологический подход к организации праздников на основе традиций русской культуры в детской библиотеке / Т.И. Бакланова, Е.М. Жукова. – Текст: непосредственный // Приоритетные направления развития науки и образования. –2015. – № 4 (7). – С. 65–68.
7. Бахтин, Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности / Ю.К. Бахтин. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 10. – С. 349–352.
8. Бурлакова, И.И. Патриотическое воспитание: от теории к практике : метод. пособие / И. И. Бурлакова. – Москва : Центр «Перспектива», 2015. – 174 с. – Текст: непосредственный.
9. Василенко, Т. Земли родной и мудрость, и талант : профессиональные акции и программы в реальной и виртуальной среде / Т. Василенко. – Текст: непосредственный // Библиополе. – 2015. – № 10. – С. 52–55.
10. Вершинина, О.В. Роль библиотеки в патриотическом воспитании молодёжи / О.В. Вершинина, В.И. Новоселова. – Текст: непосредственный // Наука и образование: новое время. –2018. – № 1 (24). –С. 448–452.
11. Вспоминая Даманский…: http://hab-csmb.ru/branches/events-and-activities-in-branches/
12. Вспомним подвиг Ленинграда: https://vzm-biblio.khv.muzkult.ru/news/40793651
13. Вяльцева, Г.В. Взаимодействие библиотек и образовательных учреждений в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения / Г.В. Вяльцева. – Текст: непосредственный // Патриотическое воспитание подрастающего поколения в образовательных учреждениях средствами спорта, туризма и краеведения : материалы междунар. науч.–практ. конф. (2–3 апр. 2015 г., Воронеж). – Воронеж : Кварта, 2015. – С. 62–64.
14. Глазкова, Т. Воспитание патриотизма / Т. Глазкова. – Текст: непосредственный // Библиотечное дело. – 2015. – № 6. – С. 7–8.
15. Гулянова, Л.П. «Патриот» патриоту / Л.П. Гулянова, О.В. Непша. – Текст: непосредственный // Студенчество // Диалоги о воспитании. – 2017. – № 4 (95). – С.29–32.
16. Гурьева, Галина Семёновна. Книги войны и победы : читаем. Обсуждаем. Спорим / Галина Семёновна Гурьева. – Текст: непосредственный // Библиотечное дело. – 2016. – № 9. – С. 21–24 : фот.
17. Гурьян, З.П. Патриот. Гражданин. Читатель: патриотическое воспитание детей и юношества в библиотеке : консультация / З. П. Гурьян. – Текст: непосредственный // Сайт Омской областной библиотеки для детей и юношества. –http://oubomsk.ru/index/0–155 (дата обращения: 28.01.2020)
18. За землю Русскую!: http://www.csdb–khv.ru/dlya–detey/meropriyatiya/za–zemlyu–russkuyu/?sphrase_id=786
19. Захарчук, Т.В. Патриотическое воспитание в общедоступной библиотеке : учеб.–практ. пособие / Т. В. Захарчук, Ю. А. Фролова. – Санкт–Петербург: Профессия, 2017. – 176 с. – (Азбука библиотечной профессии). – Текст: непосредственный.
20. Зацепина, Т.Д. Роль библиотеки в нравственном и патриотическом воспитании студентов / Т.Д. Зацепина, Е.О. Козлова. – Текст: непосредственный. // Региональное образование: современные тенденции. – 2017. – № 3 (33). – С. 99–103.
21. Иванова, Н.С. Деятельность публичной библиотеки как центра патриотического воспитания молодежи / Н.С. Иванова. – Текст: непосредственный // Научная палитра. – 2016. – № 4 (14). – С. 13–17.
22. Игнатова, Л.Ф. Содействие формированию гражданской позиции молодежи [Электронный ресурс] / Л.Ф. Игнатова. – Электрон. дан. – РГБМ, 2008–2018. – Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/editions/issue3/chap_6.php. – Загл. с экр.
23. Информационно-аналитический отчет ЦГДБ им. А. П. Гайдара. – Севастополь, 2017. – 31 с. – Текст: непосредственный.
24. Иосиф Сталин: глазами человека моего поколения: http://hab–csmb.ru/branches/events–and–activities–in–branches/
25. Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://irkobl.ru/sites/culture/index.php. – Загл. с экр.
26. Кайдалова, Н. С. Модель патриотического воспитания детей, подростков и молодежи в сфере досуга / Н. С. Кайдалова. – Текст: непосредственный // Инновации в образовании. – 2016. – № 7 . – С. 38–44.
27. Колесникова, И.Н. Нет в России семьи такой.../ И. Н. Колесникова. – Текст: непосредственный // Школьная библиотека. – 2015. – № 10. – С. 65–67.
28. Колосова, Светлана Викторовна. Можно ли научить любить Родину? / Светлана Викторовна Колосова; беседу вела Валентина Крахотина. – Текст: непосредственный // Библиополе. – 2018. – № 6. – С. 2–9 : фот.
29. Кутейникова, Н. Е. Чтение литературы о Великой Отечественной войне современными школьниками : размышления в процессе изучения прозы на уроках и вне их / Н.Е. Кутейникова. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2014. – № 5. – С. 21–27.
30. Ларочкина, С.А. Специфика патриотической работы детской библиотеки / С.А. Ларочкина. – Текст: непосредственный // Современная наука и музеи, библиотеки, архивы IV Междунар. музейные чтения "Современные проблемы музееведения" : сб. науч. ст., докл. и тез. (19–20 мая 2015 г.). – Орел : Орл. гос. ин–т искусств и культуры, 2015. – С. 215–219.
31. Лунёва, А.В. Проектная деятельность и взаимное сотрудничество Вяземской центральной районной библиотеки с учреждениями Вяземского муниципального района / А. В. Лунёва, Л. И. Нафикова // Вестник ДВГИБ. – 2018. – №2. – С. 174-179.
32. Масяйкина, Е.А. Патриотическое воспитание читателей в сельских библиотеках Томской области: (из опыта работы библиотек Верхнекетского, Тегульдетского И Чаинского районов) / Е. А. Масяйкина. – Текст: непосредственный // Вестн. Томского гос. ун–та. Сер. Культурология и искусствоведение. – 2014. – № 2 (10). – С. 93–102
33. Морковина, А.Ю. Гражданско–патриотическое направление как составляющая часть духовно–нравственной воспитательной работы в детско–юношеской библиотеке / А. Ю. Морковина. – Текст: непосредственный. // Изв. Саратов. ун–та. Сер. : Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – Вып. 3. – С. 105–110.
34. Мутьев, В.А. Патриотическое воспитание в библиотеках на основе региональных целевых программ / В. А. Мутьев. – Текст: непосредственный // Патриотическое воспитание детей и подростков: педагогические и библиотечные технологии: научно-практические статьи, методические материалы, художественные произведения / редактор Г. В. Варганова. – (В помощь педагогу-библиотекарю). – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: приложение к журналу "Школьная библиотека", Серия 1 вып. 2). – Москва: Русская школьная библ. ассоц., 2015. – C. 94-99.
35. Неугасима память поколений: https://vzm-biblio.khv.muzkult.ru/news/49986938.
36. Нурмухамбетова, А.С. Формирование патриотизма средствами краеведения / А. С. Нурмухамбетова. – Текст: непосредственный // Вестник Южно–Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2018. – Т. 10. № 2. – С. 24–28.
37. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями на 20 ноября 2018 года). – Текст электронный. – Сайт электронный фонд правовой информации [сайт]: http://docs.cntd.ru/document/420327349 (дата обращения 12.01.2020).
38. Остров Даманский: https://vzm-biblio.khv.muzkult.ru/news/42189446
39. Отчёт о работе Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная система детских библиотек г. Хабаровска» за 2019 год / Г.Н. Мигда. – Хабаровск, 2019. – 29 с. – Текст: непосредственный.
40. Патриотическое воспитание в библиотеке: метод. рекомендации / Тамбов. обл. универс. науч. б–ка им. А. С. Пушкина; сост. Н. В. Аверьянова; ред. И. С. Мажурова. – Тамбов, 2016. – 23 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://libsmr.ru/lib2/upload/museum/%D0%9E%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%AD%D0%9A%D0%9D%D0%94/2386.pdf (17.04.2018)
41. Плисова И. О воспитании патриотизма средствами библиотечной работы / И. А. Плисова. – Текст: непосредственный // Алтай библиотечный : науч.–практ. сб. / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б–ка им. В. Я. Шишкова. – Барнаул, 2017. – Вып. 12. – С. 80–84. – Электронная копия доступна на сайте МБУ ЦБС г. Бийска. URL: http://www.shukshinka.ru/news/patriotism.pdf (дата обращения: 18.12.2019)
42. Полехина, М.М. О нравственно–патриотическом воспитании личности в системе литературных мероприятий, посвященных победе в великой отечественной войне / М.М. Полехина, М.А. Дорожкина. – Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 47–2. – С. 150–158.
43. Пономарева, Наталья Викторовна Проведение мероприятий к памятным и юбилейным датам как одно из направлений патриотического воспитания молодежи / Н.В. Пономарева. – Текст: непосредственный // Молодежь и патриотизм: грани библиотечного взаимодействия: материалы III регион. конф. – Черногорск, 2015. – С. 14–15.
44. Пронина, О.М. Патриотическое воспитание молодежи в сельской библиотеке: новые формы работы / О. М. Пронина. – Текст: непосредственный // В помощь библиотекам: информационно-методический бюллетень. – Вологда : ВОУНБ, 2015. – № 55. – С. 48-53.
45. Роль библиотек в развитии патриотического и гражданского самосознания молодежи: межрегион. нач.–практ. конф. 24–25 мая 2015 г. : сб. докладов / сост. Ю. С. Суворина ; ред. Л. Г. Духанова ; Томск. обл. дет.–юнош. б–ка. – Томск, 2015. – 137 с. – Электронная копия доступна на сайте Томской ОУНБ им. А. С. Пушкина. URL: http://elib.odub.tomsk.ru/metodichki/2015/Konferencia_mart_2015.pdf (дата обращения: 08.12.2019)
46. Руденко, С.Б. Патриотическое воспитание школьников на примере изучения Великой Отечественной войны / С. Б. Руденко. – Текст: непосредственный. // Воспитательная работа в школе. –2017. – №1–2. – С.87–92.
47. Сабашкина, Л.П. Воспитание патриотизма и традиций народной культуры / Л. П. Сабашкина. – Текст: электронный // Наука и образование: новое время. – 2017. – № 6. – URL: https://articulus–info.ru/wp–content/uploads/2017/12/6_2017o_Sabashkina.pdf (дата обращения: 18.12.2019)
48. Скурихина, Я.Е. Патриотическое воспитание как направление деятельности калининградской областной научной библиотеки / Я. Е. Скурихина. – Текст: непосредственный // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2017. – № 12–2. – С. 251–255.
49. Соколова, И.А. Краеведение в патриотическом воспитании пользователей библиотек / И. А. Соколова. – Текст: непосредственный // Международный академический вестник. – 2018. – № 10 (30). – С. 15–18.
50. Театрализованная экскурсия "По дорогам культурного наследия моей малой родины": https://vzm-biblio.khv.muzkult.ru/news/46330551
51. Текстовый отчет / [сост. С.А. Цыганкова]. – Глебово, 2017. – 13 c. – Текст: непосредственный.
52. Текстовый отчет / [сост. С.А. Цыганкова]. – Глебово, 2018. – 11 c. – Текст: непосредственный.
53. Товстуха, Т.А. О патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста / Товстуха Т.А., Зебзеева В.А. – Текст: непосредственный // Современные научные исследования и разработки. 2018. – Т. 2. № 5 (22). – С. 547–550.
54. Ульева, Л. Вспомним суровые годы: проведение всероссийской акции / Людмила Ульева. – Текст: непосредственный // Библиотека. – 2017. – № 4. – С. 58–63 : 10 фот., 1 табл.
55. Фадеев, П.В Библиотека как институт, потенциально влияющий на формирование идентичностей читателей (на примере УФЫ) / П.В. Фадеев П.В. – Текст: непосредственный // Социологическая наука и социальная практика. 2018. – Т. 6. № 2 (22). – С. 126–136.
56. Чернявская, И.Е. Нравственно–патриотическое воспитание: опыт, перспективы, проблемы / Ирина Евгеньевна Чернявская. – Текст: электронный // Сайт Псковской областной универсальной научной библиотеки [сайт]: http://pskovlib.ru/about/reports/texts/20427 (Дата обращения: 11.12.2019)
57. Шелягова, А.А. Историческая реконструкция в патриотическом воспитании пользователей детской библиотеки / А.А. Шелягова, Н.В. Корчева. – Текст: непосредственный // Форум молодых ученых. – 2019. –№ 6 (34). – С. 1374–1381.
58. Шмырева, Н.А. Патриотическое воспитание : теоретические аспекты: учебное пособие / Н. А. Шмырева, О. С. Кононенко, З. В. Крецан ; М–во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Кемеровский гос. ун–т", Межвузовская каф. общ. и вузовской педагогики. – Кемерово : Кемеровский гос. ун–т, 2012. – 123 с. : табл. – Текст: непосредственный.
59. Шуминова, И. Патриотическое воспитание в профессиональном формате / Ирина Шуминова. – Текст: непосредственный // Библиотечное дело. – 2018. – №13. – С.29–32.
60. Якина, Л.Н. Гуманитарные технологии гражданско–патриотического воспитания читателей в социокультурной деятельности ИИЦ–научной библиотеки УрГПУ / Л.Н. Якина. – Текст: непосредственный // Вестник социально–гуманитарного образования и науки. – 2017. – № 1. – С. 25–33.
Вопрос-ответ:
Какова роль библиотеки в патриотическом воспитании?
Библиотека играет важную роль в патриотическом воспитании, предоставляя доступ к литературе о родной стране, ее истории, культуре и достижениям. Она создает условия для формирования любви и гордости к своей родине, развивает чувство патриотизма у пользователей.
Что понимается под понятием "патриотизм"?
Патриотизм - это любовь, преданность и гордость к своей родине. Это активное участие в жизни страны, забота о благополучии и развитии своего народа, уважение и защита национальных ценностей и традиций.
Какие направления работы библиотек по патриотическому воспитанию существуют?
Библиотеки могут работать по направлениям: изучение и популяризация исторической и культурной наследии страны, организация патриотических мероприятий (лекции, выставки, конкурсы), формирование коллекций литературы о родной стране и ее достижениях, проведение тематических чтений и дискуссий.
Какие формы и методы работы библиотек используются для патриотического воспитания?
Библиотеки используют разнообразные формы работы, например, организацию тематических выставок, чтение лекций и дискуссий, проведение конкурсов, игр и мастер-классов, предоставление доступа к электронным информационным ресурсам и базам данных, создание специальных коллекций литературы о родине и патриотизме.
Какая роль муниципальной библиотеки примере МБУ "Объединение культура - библиотека", филиал с. Глебово, в патриотическом воспитании?
Муниципальная библиотека "Объединение культура - библиотека" играет важную роль в патриотическом воспитании, проводя разнообразные мероприятия и предоставляя доступ к литературе о родной стране. Она активно организует тематические выставки, проводит тематические чтения и мастер-классы, содействует формированию патриотического сознания у посетителей, особенно у детей и молодежи.
Какая роль библиотеки в патриотическом воспитании?
Библиотека играет важную роль в патриотическом воспитании, предоставляя доступ к литературе и информации о родной стране, ее истории, культуре и традициях. Она способствует развитию патриотических чувств у посетителей, предоставляя книги, журналы, фильмы и другие материалы, которые позволяют узнать больше о своей стране и ее ценностях.
Какие направления работы библиотек по патриотическому воспитанию существуют?
В работе по патриотическому воспитанию библиотеки могут выбирать различные направления. Например, они могут организовывать выставки, посвященные истории и культуре своей страны, проводить тематические мероприятия и лекции, где посетители смогут узнать больше о своей родине. Также библиотеки могут сотрудничать с другими учреждениями и организовывать совместные мероприятия.
Какие формы и методы работы используются библиотеками для патриотического воспитания?
Библиотеки используют различные формы и методы работы для патриотического воспитания. Например, они могут проводить тематические клубы и кружки, где посетители смогут обсудить вопросы, связанные с патриотизмом, историей и культурой своей страны. Также популярными методами являются организация конкурсов, игр и тематических викторин, которые способствуют активному участию посетителей и позволяют им более глубоко погрузиться в изучение своей родины.