Разработка концепции отчетной выставки по результатам реставрационных работ на объекте культурного наследия «Спасо-Преображенский собор»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Музееведение
  • 70 70 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 24.03.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. История строительства и реставрации одного из старейших соборов Санкт-Петербурга 8
1.1. Спасо-Преображенский собор как объект культурного наследия: краткая историческая справка и описание 8
1.2. Реставрационные работы в Спасо-Преображенском соборе в 2019 году как предмет отчетной выставки 18
Глава 2. Создание отчетной выставки по результатам реставрационных работ на объекте культурного наследия «Спасо-Преображенский собор»» 27
2.1. Основные теоретические аспекты создания выставки 27
2.2. Описание проекта отчетной выставки «Положение обязывает!» 41
Заключение 51
Примечания 53
Список использованных источников и литературы …………………………. 64
Приложения ……………………………………………………………………. 72

Фрагмент для ознакомления

Оба они сопровождаются, помимо локального этикетажа, текстами на пюпитре.Еще одна выставка развернулась на ограде Успенского собора на Городке. Ее подготовил Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей. Она была посвящена начатой в 2009 году реставрации уникального храма и рассказывала о хронологии и основных направлениях реставрационных работ. На семи баннерах показывались фотографии, демонстрирующие состояние архитектурных элементов собора до и после реставрации, а также проекты его реконструкции. Фотографии и схемы сопровождались текстовыми пояснениями. Выставка привлекала внимание всех приходящих на территорию Звенигородского кремля и отчасти восполняла недоступность для обзора большей части собора, закрытой в то время реставрационными лесами. [Приложение, ил.1]Процесс реставрации, а также состояние до и после реставрации стремятся показать на всех выставках сходной тематики, которые в последние годы проводятся регулярно по всей стране. Иногда есть возможность дополнить стенды (баннеры) объемными формами, чтобы посетитель мог оценить всю ювелирную точность и сложность работы, как, например, на отчетной выставке отдела монументальной скульптуры Государственного научно-исследовательского института реставрации в Москве, посвященной пятнадцатилетнему периоду реставрации средневековых каменных памятников Московского кремля, в частности порталов Архангельского и Благовещенского соборов. На выставке показаны разные этапы проекта, представлены промежуточные гипсовые копии, формы для отливок, инструментарий и оборудование. [Приложение, ил.2]Сложной работе реставраторов была посвящена недавняя выставка в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств«Восстановлению не подлежит?..» (июнь 2019). В ее основу был также положен принцип показа фотоматериалов, отражающих состояние сохранности предметов до реставрации, и подробное описаниереставрационных мероприятий. Выставка была дополненаспециально снятыми в реставрационных мастерских фильмами, позволяющими посетителям «проникнуть в музейное «закулисье» и увидеть процесс изнутри».В отличие от этой выставки представление отреставрированных предметов в Этнографическом музее не дало возможности «погрузиться» в таинства реставрации, не хватало в ней и персональных историй о мастерах-реставраторах.Особо интересной показалась уличная фотовыставка с элементами дополненной реальности «ИСКУССТВО РЕСТАВРАЦИИ. Центр имени Грабаря – музеям России», на которой были представлены двадцать фотопанно с изображениями предметов из коллекций ведущих музеев, отреставрированных в Центре имени академика И.Э. Грабаря. Мобильное приложение Центра имени Грабаря с элементами дополненной реальности позволило при наведении на изображение камеры смартфона или планшета не просто сравнить, как выглядели произведения до, в процессе и после реставрации, но и также получить доступ к интересным фактам их бытования, что ранее было доступно лишь музейным сотрудникам. [Приложение, ил.3] Мобильное приложение можно вполне заменить на систему QR-кодов и разместить их на выставочных площадях.Архитектура выставки представляет собой не случайное собрание форм, мотивов, эффектов, а систему, основанную на специфических правилах, имеющих свою логику. Обязательным условием пространственной композиции являются ее целостность, предусматривающая единство средств, и гармоничность, включающая соразмерность ее компонентов и их связь с архитектурной средой. Содержательное и эстетическое единство и обоснованность делают выставку привлекательной для посетителя. Конструкции – своеобразные витрины, декоративно выразительные кулисы, выгородки, имитации подлинников и т.п. – окажут услугу памятникам в том случае, если будут способствовать их восприятию, выявлять то главное, что памятники несут в себе. Когда конструкции становятся довлеющим элементом образности экспозиции, а памятники-подлинники лишь «вписываются» в их среду или вступают с ними во взаимодействие на равных правах, то участие конструкций в экспозиции нарушает самое существенное, подчеркивает А.Д. Тимрот, – заменяет глубинную сущность образа декоративностью.Сегодня представители разных составляющих широчайшего спектра музейной аудитории воспринимают экспозицию как инструмент для раскрепощения своей творческой энергии. Частично это реализуется благодаря внедрению интерактивного метода в построении экспозиции. Интерактивность означает право посетителя на проявление свободы и творчества в пространстве музея. Это и внешнее взаимодействие, когда посетители получают возможность совершить какое–либо действие, и одновременно – внутреннее взаимодействие, когда в процесс включается их сознание, когда задействована эмоциональная сторона, и все побуждает к творчеству. По словам Ю.В. Гафановой, «вовлеки человека в деятельность, и он постигнет ситуацию». Предметно опосредованные (контактные) технологии реализуют принцип handson – «познание через прикосновение». Общение с предметом (копией, муляжом) способно обогатить представление о его материальных характеристиках и принципах действия, дать возможность «пережить ни с чем не сравнимое ощущение причастности к историческому прошлому, фрагментом которого он является». «Примерка на себя» осуществляется через конкретное действие (можно сесть за руль ретро-автомобиля, привести в действие насос и т.д.). Нередко предметы интерактивного фонда используются в реконструкции технологий (мастер-классах).В связи с этим необходимо продумать объект, с которым даже в уличном пространстве возможно взаимодействие.В современной жизни активное применение аудиовизуальных средств в пространстве экспозиции является способом усиления аттрактивности воздействия, а также помогает современному человеку, в обыденной жизни которого они активно включены и привычны, адаптироваться в историко-культурном пространстве музея, понять его знаковую сущность. Внедрение в экспозиционное пространство мультимедийных технологий провоцирует музейных посетителей на восприятие яркой движущейся картинки, абсолютно естественной для современного человека. Мультимедийный экран может быть задействован на уличной выставке, но его стоимость потребует существенного увеличения бюджета, так же, как и создание мультимедийного контента. Эту проблему возможно решить, если привлечь в качестве партнера выставки одного из производителей подобного оборудования.Особенностью проектирования выставки в рамках данной работы является ее месторасположение – открытое пространство городской среды. В связи с этим по отношению к ней употребляется термин «уличная»: конкретная дислокация – прихрамовая территория – особо не влияет на структуру выставки, поскольку хотя любая архитектурная доминанта (собор, дворец, памятник и т.д.) и будет определять концепцию выставки, однако основополагающим будет расположение ее внутри помещений или вне их, т.е. на улице.Чаще всего термин «уличная» применяется к фотовыставкам, как наиболее типичным для открытых пространств.2.2. Описание проекта отчетной выставки «Положение обязывает!»Спасо-Преображенский собор является знаковым памятником в архитектуре и культуре Санкт-Петербурга. Его реставрация – это и дань уважения к наследию, и политически обусловленное событие, а для реставрационной фирмы –важный этап в развитии. Создание выставки, посвященной его реставрации – важный социокультурный проект и одновременно скрытая рекламная акция ООО «Петербургской реставрационной компании».Если прямая реклама может вызывать отторжение у прохожих, то такая форма подачи как выставка, посвященная возрождению культурного наследия рассчитана на противоположную реакцию.Название выставки «Положение обязывает!» предполагает многогранную трактовку. В большинстве выставок, посвященных реставрационным работам, используется игра слов: «ремесло», «искусство», «реставрация», поэтому повторов хотелось бы избежать. Выбор предложенной формулировки сродни призыву к действию, четкая ориентация на высокое качество (и проведенных реставрационных работ, и выставки, располагающейся в центре города), на современном этапе позиционируется как девиз существующего Преображенского полка. Намеренно нет прямого указания на то, что выставка посвящена реставрации, чтобы не ограничивать круг заинтересовавшихся лиц. Формулировка легко запомнится и будет привлекательно смотреться в СМИ.Основной идеей выставки по результатам реставрации Спасо-Преображенского собора является непрерывная связь времени и пространства, истории и современности, ее хрупкость и прочность одновременно. Именно ее будет символизировать выбранная конструкция, отличная от привычных зрителю уличных стендов.Через демонстрацию тщательности исследований, скрупулезности в разработке методики реставрации, показ процесса реставрации «в лицах» (персональная история всегда более приближена к посетителю)не только рассказывается об истории бытования собора, но и формируется положительный образ реставрационной фирмы, которая осуществляла работы. Предполагается, что посетитель не просто пройдет вдоль выставки, он будет исследовать ее с разных сторон, менять траекторию движения, возможно начнет ее изучать с середины или конца (как ему захочется и будет удобно в зависимости от количества других посетителей рядом со стендами), переходить по QR-кодам на ресурс, предоставляющий более развернутую информацию. Рассказ про историю и архитектуру Спасо-Преображенского собора необходим как для удовлетворения потребности посетителя в информации об объекте, так и для превалирования социокультурной миссии над рекламной задачей.Поставленная цель – демонстрация того, что город заинтересован в сохранении таких объектов культурного наследия, как соборы и храмы, а также обращение внимания на необходимость бережного отношения к наследию.Преобладающие методы: повествовательный с элементами диалогического общения, проблемный метод, метод стимулирования интеллектуальной самостоятельной деятельности.Целевой аудиторией являются прихожане собора, профессионально ориентированная аудитория, а также жители Центрального района и туристы.Экспозиционное оборудование. Наиболее интересным и подходящим теме реставрации собора показалось решение стендов-конструкций фотовыставки «Black Bottom Street View» в зале Публичной библиотеки в Детройте. [Приложение, ил.4] Оно в полной мере отражает основную идею выставки. Легкие деревянные арочные конструкции сходны по ощущениям сводам собора и его нефам (может также возникать образ моста с его символикой), а материал изготовления – дерево и баннерная сетка – оправданы при освещении темы реставрации, формируя образ строительных лесов, затянутых сеткой. Такая конструкция будет наиболее выигрышной по стоимости и производству, поскольку может быть выполнена сотрудниками реставрационной фирмы (закупка материала может быть осуществлена по оптовым ценам у знакомых поставщиков), а печать на баннерной сетке является одной из самых дешевых. Погодные условия летом позволят ей простоять при должной обработке материала несколько месяцев на открытом воздухе без повреждений. Необычность подачи материала и самой конструкции, которая не будет доминировать в ансамбле Спасо-Преображенского собора за счет цветового решения и использованных материалом скорее привлечет на нее посетителей, чем стандартное расположение материала на стендах. Это позволит существенно расширить аудиторию выставки и удержать ее внимание, поскольку проход в импровизированный неф (из-за ограниченности в свободном месте возможно сделать только два ряда конструкций) и круговая подача информации вызовет желание побродить подольше по этому простому лабиринту и одновременно даст возможность расположить очень большое количество иконографического и текстового материала.Тематико-экспозиционный план предполагает разделение всего собранного материала на следующие блоки-кольца и дублирование их на русском и английском языках, поскольку выставка располагается в центре Санкт-Петербурга, а время ее проведения совпадает с туристическим сезоном [Приложение, ил.7] (нумерация от центрального входа на прихрамовую территорию):Рассказ о фирме, проводившей реставрацию (краткие сведения, дополненные перечнем уже отреставрированных памятников, что подчеркнет профессионализм учреждения).План-график проведенных работ в виде временной шкалы, на которой при помощи инфографики выделены ключевые моменты реставрационных работ.Характеристика собора (площадь, высота и иные численные показатели).Основные исторические даты, связанные с постройкой и бытованием. Как и в предыдущем блоке основным становится образ цифры, как правило, привлекающий посетителя (текст сведен к минимуму).Предметы охраны ансамбля Спасо-Преображенского собора (Собор) Это подчеркнет культурную ценность собора и важность его реставрации.Предметы охраны ансамбля Спасо-Преображенского собора (Сад, ограда).Рассказ о проведенных исследованиях перед началом работ. Это подчеркивает научную обоснованность реставрационного процесса.Демонстрация процесса расчистки от загрязнений, удаления копоти (рассказ о разнице между восковыми и стеариновыми свечами).Показ стадий заделки штукатурного слоя, расшивки трещин.Показ стадий реставрации живописи.Показ стадий реставрации позолоты.Показ стадий реставрации архитектурно-лепного декора.Все реставрационные работы нужно показывать согласно традиции до начала работ, во время и завершенный вариант. Посетитель всегда заинтересован не в безличном упоминании мастеров, а в знакомстве с ними. Если с их стороны нет возражений, хорошо бы показать их в работе, указать имя, квалификацию, какие памятники они уже восстановили. [Приложение, ил.5]Выразительные средства.Краткие тексты можно начинать с буквиц – этот прием не так часто используется в современных выставках, однако весьма характерен для русской культуры, не может не привлечь внимание посетителя. Тематика рисунков должна строго соответствовать символике Спасо-Преображенского собора [Приложение, ил.6].В связи с тем, что выставка проводится в летнее время, а вход на территорию Спасо-Преображенского собора ночью закрыт, освещения на выставке не требуется. Аудио сопровождение выставки в условиях ее размещения на улице в шумном месте вряд ли является необходимым. Поскольку мультимедийное оборудование включить в пространство не представляется возможным, то более простым решением является размещение на конструкциях QR-кода, отсканировав который возможно получить доступ на сайт реставрационной компании с исчерпывающей информацией по теме.Спасо-Преображенский собор является архитектурной доминантой площади и, безусловно, главным смысловым акцентом всей выставки. Высота стендов позволяет свободно видеть все его архитектурные достоинства с любой точки. В ходе проведения экскурсий можно рекомендовать экскурсоводам проводить постоянные параллели с изображениями на стендах объемами здания.В начале экспозиции возможно размещение большого стола с одной из форм, использовавшейся для реставрации лепного декора на карнизе, восстановленными фрагментами и фрагментами штукатурного слоя (современные).Это даст стимул прохожим подойти поближе, заинтересовавшись необычной выставочной конструкцией, и позволит посетителям удовлетворить желание прикоснуться к «музейному» предмету, вовлечь его в тему, сделать понимание реставрационной работы более «ощутимым».В добавление на стол можно поставить короб из прозрачного пластика, в котором (как в витрине) расположить типологические реставрационные принадлежности: разного рода кисти (лучше уже побывавшие в работе), скальпели, щетки, баночки с растворителями, химические реактивы и т.д., упоминаемые на выставочных площадях. Это позволит посетителю выставки «заглянуть в мастерскую реставратора», визуализировать прочтенный текст, еще глубже осознать всю тонкость и сложность работы мастера, испытать уважение к его труду и терпению. Для экскурсоводов это расширит потенциал их программ, появится возможность проводить мастер-классы, в том числе на открытии выставки и на «День реставратора», который с 2006 года по инициативе Союза реставраторов и при поддержке КГИОП празднуется 1 июля. В программе мероприятий к этому дню обычно выделяется «Неделя реставрации в Санкт-Петербурге», объединяющая ярких представителей профессионального сообщества на научно-практических конференциях, круглых столах, ознакомительных экскурсиях по возрожденным памятникам и т.д., соответственно, на выставку можно привлечь большое количество посетителей. Мастер-класс может проводить сотрудник реставрационной фирмы, что будет дополнительной скрытой рекламой. Его рассказ про ход реставрационных работ не может не заинтересовать всех участников, побудить к задаванию вопросов и самостоятельной деятельности.Период проведения выставки – с 01.06.2020 по 01.09. 2020 с 08.00 до 20.00. Это удачное время для проведения уличных выставок, оно также захватывает основные праздники, связанные со Спасо-Преображенским собором и День реставратора, что неизменно привлечет на выставку дополнительные потоки посетителей.Ориентировочная смета – 490 000 рублей из которых: - 230 000 рублей – изготовление деревянных конструкций и печать на баннерной сетке,- 30 000 рублей – монтаж выставки;- 25 000 рублей – работа дизайнера по подготовке файлов под печать на баннерной сетке,- 5 000 рублей – печать плакатов для размещения с двух сторон рекламных конструкций рядом с Преображенской площадью (разрешение на бесплатную аренду места возможно получить, обратившись в Комитет по печати и соцполитике) для информирования прохожих о выставке [Приложение, ил.8],- 150 000 – изготовление стола с копиями, формами, витриной, - 20 000 рублей – материалы для мастер-классов и воссоздание копий и форм, повреждаемых посетителями во время прохождения выставки,- 30 000 рублей – видеосъемка открытия выставки и монтаж короткого ролика для размещения на сайте и в социальных сетях.Работа куратора, также как и составление текстов для выставки и сайта, подбор иконографических материалов в смету не включены, поскольку предполагается, что эта работа штатных сотрудников реставрационной фирмы.Планируемый результат: Организаторы предоставляют уникальную возможность «прийти, увидеть, осознать» реставрационный процесс. Посетитель увидит связь времени с культурным наследием города. Произойдет чувственное осознание важности и необходимости реставрации, бережного отношения к памятникам. Для реставрационной фирмы выставка станет одним из маркетинговых мероприятий, способствующих дальнейшему продвижению своих услуг.Социальная значимость: Участие общества в вопросах сохранения, использования и популяризации уникальных объектов культурного наследия, выставка отражает все направления реставрационных работ, а также приемы и методы решения реставрационных задач и используемые технологии, передаваемые из поколения в поколение, что будет способствовать сохранению и укреплению позиций реставрационного союза Санкт-Петербурга, а так же осознанию посетителем необходимости совместной работы органов сохранения культурного облика города и Российской Православной Церкви. На базе выставки возможно проведение мастер-классов, профориентационных занятий, что, в свою очередь, скажется на позитивных изменениях городской инфраструктуры и улучшение качества жизни, в том числе будет оказано активное содействие социальному развитию не только конкретному зданию собора, но и городу в целом.Сценарный план открытия выставки предполагает не только тайминг конкретного дня открытия выставки, но также и предварительную подготовительную работу.Сценарий мероприятия создается не менее, чем за две недели до предполагаемого события. Важно определить почетных гостей, которые должны присутствовать на мероприятии, говорить приветственные речи. В СМИ неоднократно цитировались слова президента России В.В. Путина, сказанные в адрес Спасо-Преображенского собора: «Этот храм является живым хранителем нашей боевой традиции и русской боевой славы». Внимание к собору столь значимого лица позволяет сделать из открытия выставки знаковое событие для всего города и пригласить самых высокопоставленных чиновников. Присутствие их на мероприятии в дальнейшем положительно скажется на имидже фирмы-реставратора, организовавшего подобную выставку. Официальные письма-приглашения с просьбой поддержать открытие выставки должны быть направлены в адрес губернатора города, главы Комитета по культуре, главе КГИОП, главе Центрального района. По согласованию с настоятелем собора выбирается официальное лицо епархии, присутствие которого желательно на церемонии открытия выставки. К письмам прикладывается краткая историческая справка о Спасо-Преображенском соборе и его реставрации. Желательно также приглашение медийных лиц, присутствие которых сможет дополнительно привлечь внимание журналистов к открытию выставки.Работа с журналистами также проводится заблаговременно. Примерно за две недели им рассылается пресс-релиз к выставке, список официальных и медийных лиц, приглашенных на открытие и подтвердивших (желательно) свое присутствие. Открытие выставки лучше проводить в будний день, поскольку в выходные дни количество корреспондентов, готовых приехать на событие существенно меньше. Пресс-показ выставки чаще всего проводится за полтора часа до начала официальной церемонии открытия. Пришедшие журналисты регистрируются, получают раздаточный материал. Организаторы выставки (или куратор) объясняют идею выставки, проводят короткую экскурсию, делают акцент на основных важных моментах, отвечают на возникшие вопросы. За это время собираются гости.Официальная часть не должна совпасть по времени со службой в храме. Желательно не затягивать официальную часть, чтобы публика не начала расходиться. Затем для официальных лиц и всех желающих проводится ознакомительная экскурсия и мастер-класс по реставрации. Проведение мастер-класса существенно увеличивает шансы попадания сюжета в новостные сюжеты телеканалов, поскольку они крайне привлекательны своей динамикой и непосредственными реакциями участников.Включение в открытие выставки музыкального сопровождения и фуршета может быть неуместно, поскольку мероприятие проводится на территории собора. Желательно, чтобы общая длительность мероприятия (в том числе интервью участников) не превышала полтора – два часа, поскольку на более длительный срок представители СМИ не задержатся, а для организаторов крайне важно, чтобы они присутствовали на всей программе целиком.Исходя из вышесказанного регламент проведения открытия выставки можно обозначить следующим образом:31 мая 2020 г.20.10 – 23.50 – заезд на территорию и монтаж выставки01 июня 2020 г.10.15 – 11.00 – пресс-показ выставки11.10 – 11.30 – приветственные речи официальных лиц:Представителя Администрации города, Комитета по культуре, Представителя Русской Православной церкви, Главы КГИОП, Главы Центрального района, Настоятеля Спасо-Преображенского собора, медийного приглашенного лица, Генерального директора реставрационной фирмы.11.30 – 11.45 – экскурсия по выставке для официальных лиц11.45– 12.00 – проведение мастер-классов12.00 – 12.15 – общение со СМИ, мастер-класс для пришедших на выставку посетителей.12.30 – завершение мероприятия.Во время проведения выставки желательно не только отслеживать все упоминания в СМИ и публиковать их на сайте организаторов, но и организовывать мероприятия, на которые также можно приглашать медийных персон и журналистов (например, на День реставратора). Это будет способствовать продвижению выставки и ее основных идей.ЗаключениеВыставка – это не только визитная карточка любого музея.Онаспособна привлечь нового посетителя в уже знакомое, изведанное пространство, удержать его, это то, что актуально и обсуждаемо.Качественная музейная экспозиция – это результат долгого творческого процесса, который обладает специфическими чертами и свойствами, сложившимися в результате исторической эволюции и получившими определенное художественное выражение на современном этапе. Нужно создать целостное произведение экспозиционного искусства, способное раскрыть нужную тему в определенном ключе. Выставка – синтез научного и художественного видения действительности. Важно не только то, что рассказывается на выставке, но и как это делается. В современных реалиях важен нетипичный подход, вовлечение посетителя в пространство выставки: физическое, смысловое, эмоциональное, а также использование вошедших в ежедневную жизнь технологий, например, QR-кодов и мобильных приложений.Творческий подход к проектированию выставки способствует ее коммуникационному потенциалу. Особая роль в создании этого диалога отводится художнику-экспозиционеру, который, словно переводчик, придает научной концепции зримую пространственную форму, превращая ее в художественное произведение. При этом главным остается корректное раскрытие темы, связь с пространством, в котором находится выставка (дизайн не должен нарушать гармонию памятника). Создание отчетной выставки по итогам проведенной реставрации одинаково важно как для реставрационной фирмы, так и для Православной церкви. Для последней содействие в размещении выставки на территории Спасо-Преображенского собора – это привлечение внимания к сохранению и трепетному отношению к наследию, дополнительный поток посетителей, внимание властей, интеграция в культурную жизнь города. Для реставрационной фирмы – это способ рассказать о себе и своем мастерстве, укрепление контактов с органами власти и контроля. На сегодняшний день для осуществления оказания услуг информация столь же важна, сколько сам товар. В связи с этим создание выставки – это один из способов информирования о себе и своих возможностях. Ее вполне можно расценивать как одну из маркетинговых стратегий, согласно которой «вся деятельность предприятия должна ориентироваться на конечную цель – удовлетворение потребностей клиента». В случае с выставкой, рассказывающей о завершенной реставрации, удовлетворяется интерес посетителей к этапам реставрации, лицам (мастерам, специалистам), участвовавшим в ней, со стороны церкви – к привлечению посетителей, со стороны администрации города и КГИОП – повышение имиджа как контролирующего органа над качественно проведенной работой. Функционально такие выставки, как и выставки-ярмарки (профессиональные ежегодные торговые и иные) близки рекламе, а работа на стенде может быть трансформирована благодаря знаниям в области музейного дела в работу экскурсовода, не теряя важный смысл выставки – контакт с посетителем и рассказ о «рекламируемой» фирме. Подобная выставка может стать первой ступенью к созданию корпоративного музея, формирования имиджа фирмы и ее работы в глазах горожан и органов власти.Для города в целом подобная выставка – это способ обратить внимание на проблемы сохранения наследия, важности профессионализма в работе. Подчеркивание кропотливости, сложности и долговременности реставрационных работ может заставить задуматься о проблемах вандализма, привести к более бережному обращению с памятниками культуры.Примечания

Цит. по: Полякова, М.А. Культурное наследие России: История охраны и современное состояние: учеб. пособие / М.А. Полякова. – М.: РГГУ, 2015. – С.12
Полякова, М.А. Культурное наследие России: История охраны и современное состояние: учеб. пособие / М.А. Полякова. – М.: РГГУ, 2015. – С.338
Памятники архитектуры Санкт-Петербурга. Второе рождение: альбом реставрационных работ / Ком. по гос. контролю, использ. и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга и др.; авт. текстов и ист. справок: О.М. Кормильцева. – СПб.: Пропилеи, 2012. – С.13
Лифшиц Л.И. Нужны годы, чтобы преодолеть взаимную отчужденность / Л.И. Лифшиц // EICΏN KAI TEXNH. Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры. Памяти Андрея Георгиевича Жолондзя: сб. статей / Сост. и науч.ред. К.И. Маслов. – М.: «Перо», 2019. – Т.3. – С.94
Щенков А.С. Памятники русской церковной архитектуры в охранной практике конца XX – начала XXI веков / А.С. Щенков // EICΏN KAI TEXNH. Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры. Памяти Андрея Георгиевича Жолондзя: сб. статей / Сост. и науч.ред. К.И. Маслов. – М.: «Перо», 2019. – Т.3. – С.101
Щенков А.С. Памятники русской церковной архитектуры в охранной практике конца XX – начала XXI веков / А.С. Щенков // EICΏN KAI TEXNH. Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры. Памяти Андрея Георгиевича Жолондзя: сб. статей / Сост. и науч.ред. К.И. Маслов. – М.: «Перо», 2019. – Т.3. – С.102
Актуальные вопросы охраны церковного наследия / Московский Патриархат. Патриарший совет по культуре [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psk-mp.ru/100714.html – Заглавие с экрана
Кирьянова, О. Музейное строительство в церковной среде / О. Кирьянова // Музей. – 2019. – №1. – С.9
Медведева, Е. Как сохранить церковное искусство в действующих храмах /Е. Медведева // Музей. – 2016. – №6. – С.23
Поляков, Т.П. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия / Т.П. Поляков. – М.: Российский научно-исследовательский институт культурного наследия им. Д.С. Лихачева, 2019. – 592 с.
Майстровская, М.Т. Музей как объект культуры. ХХ век: Искусство экспозиционного ансамбля / М.Т. Майстровская. – М.: Прогресс-Традиция, 2018. – 680 с.
Дукельский, В.Ю. Проектирование музейной экспозиции / В.Ю. Дукельский // Музейное проектирование: сб. статей / отв. ред. А.А. Щербакова, сост. А.В. Лебедев. – М.: Лаб. музейного проектирования Российского ин-та культурологии, 2009. – С.58-75
Веселицкий, О.В. Понятие и сущность художественного проектирования музейных экспозиций / О.В. Веселицкий // Вопросы музеологии. – 2010. – №1. – С.121-125
Кедринский А.А. Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение опыта школы ленинградских реставраторов. – М.: Изобр. Искусство, 1999. – 184 с.
Распоряжение КГИОП Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Собор Спасо-Преображенский», включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 19 сентября 2016 года. № 40-266. – 40 л.; Общий журнал работ №1: Реставрация интерьеров Собора, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Собор Спасо-Преображенский». – 2018; Проект производства работ 03-18-ППР. Реставрация интерьеров Собора, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Собор Спасо-Преображенский». – ООО «Петербургская реставрационная компания», 2018. – 53 л.; Проект производства работ 01-19-ППР. Реставрация интерьеров Собора, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Собор Спасо-Преображенский». – ООО «Петербургская реставрационная компания», 2019. – 78 л.; Научно-проектная документация. Раздел 3. Проект реставрации интерьеров главного алтаря, большого барабана с куполом и подвала. Книга 4.2. Методика реставрации живописи в интерьере центрального барабана и купола. – 2016. – 34 л.
Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге / авт.-сост. С.А. Гладышев. – М.: Издательский дом «Городец», 2018. – С.20
Там же. – С.42-43
Спасо-Преображенский всей гвардии собор: 1754-2004 / сост. Л. Яковлева. – СПб.: изд-е Спасо-Преображенского собора, 2004. – С.92
Там же. – С.110
Там же. – С.112
Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге / авт.-сост. С.А. Гладышев. – М.: Издательский дом «Городец», 2018. – С.58
Там же. – С.84
Равикович, Д.А. Охрана памятников истории и культуры в РСФСР (1917-1967 гг.) / Д.А. Равикович // Труды НИИ музееведения и охраны памятников истории и куьтуры. Вып. 22. – М., 1970. – С.74
Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге / авт.-сост. С.А. Гладышев. – М.: Издательский дом «Городец», 2018. – С.143
Там же. – С.144
Распоряжение КГИОП Об утверждении охранного обязательства … объекта культурного наследия федерального значения «Собор Спасо-Преображенский» … от 19 сентября 2016 года. № 40-266. – Л.2-9
При возведении ограды архитектору удалось истратить всего половину из отведенной суммы, за что государь пожаловал ему 1325 рублей.
Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге / авт.-сост. С.А. Гладышев. – М.: Издательский дом «Городец», 2018. – С.147
Невдачин И.И. Спасо-Преображенский всей гвардии собор: Крат. ист. очерк 150-летнего существования собора. 1754-1904 / [Саккелларий Преображен. всей гвардии собора, прот. Иоанн Невдачин]. – СПб.: тип. кн. В.П. Мещерского, 1904. – С.8
Петрорестком / Официальный сайт. Главная страница [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://petrorest.com/%d0%be-%d0%bd%d0%b0%d1%81/ – Заглавие с экрана
В реставрацию Спасо-Преображенского собора вложат 29 млн рублей // ASNINFO.RU. Агентство строительных новостей. – 21.04.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asninfo.ru/news/73787-v-restavratsiyu-spaso-preobrazhenskogo-sobora-vlozhat-29-mln-rubley – Заглавие с экрана
Кедринский А.А. Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение опыта школы ленинградских реставраторов. – М.: Изобр. Искусство, 1999. – С.7
Пармузина, И.С. «Снимки должны быть безусловно точными, как документ…» (к истории фотографической съемки реставраций Успенского и Благовещенского соборов московского кремля 1882–1918 гг.) / И.С. Пармузина // Фотография. Изображение. Документ. – 2010. – Вып. 1 (1). – С.35
Кедринский А.А. Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение опыта школы ленинградских реставраторов. – М.: Изобр. Искусство, 1999. – С.11
Сайфуллина Л.Ш. История и методика реставраций. Некоторые аспекты проблемы современных теории и практики реставраций / Л.Ш. Сайфуллина // Известия КГАСУ: Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности. – 2014. – №2. – С.72
Королев, М.В.. Черкасова, Л.И., Остякова, А.В. Особенности обследования и восстановления зданий православных храмов / М.В. Королев, Л.И. Черкасова, А.В. Остякова. – 2-е изд. – М.: НИУ МГСУ, 2016. – С.118
Научно-проектная документация. Раздел 3. Проект реставрации интерьеров главного алтаря, большого барабана с куполом и подвала. Книга 4.2. Методика реставрации живописи в интерьере центрального барабана и купола. – 2016. – Л.26
Кедринский А.А. Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение опыта школы ленинградских реставраторов. – М.: Изобр. Искусство, 1999. – С.121
Там же. – С.127
Проект производства работ 01-19-ППР. Реставрация интерьеров Собора, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Собор Спасо-Преображенский». – ООО «Петербургская реставрационная компания», 2019. – 78 л.
Жолондозь А.Г. Сохранность росписей в действующих храмах / А.Г. Жолондозь // EICΏN KAI TEXNH. Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры. Памяти Андрея Георгиевича Жолондзя: сб. статей / Сост. и науч.ред. К.И. Маслов. – М.: «Перо», 2019. – Т.3. – С.14-15
Жолондозь А.Г., Маслов К.И. Проекты временных положений об условиях хранения, исследования и реставрации особо чтимых икон и особо ценных произведений церковного искусства / А.Г. Жолондозь, К.И. Маслов // EICΏN KAI TEXNH. Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры. Памяти Андрея Георгиевича Жолондзя: сб. статей / Сост. и науч.ред. К.И. Маслов. – М.: «Перо», 2019. – Т.3. – С.20
Проект производства работ 01-19-ППР. Реставрация интерьеров Собора, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Собор Спасо-Преображенский». – ООО «Петербургская реставрационная компания», 2019. – Л.32-34
Пруцын, О.И. Реставрационные материалы: учеб. лля вузов / О.И. Пруцын. – М.: Инст-т искусства реставрации, 2004. – С.148
Там же. – С.150
Техника золочения / Art Conservation мастерская: Социальный специализированный ресурс информационного содействия в сфере сохранения, консервации и реставрации памятников материальной культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://art-con.ru/node/264 – Заглавие с экрана
Проект производства работ 01-19-ППР. Реставрация интерьеров Собора, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Собор Спасо-Преображенский». – ООО «Петербургская реставрационная компания», 2019. – Л.43-45
Там же. – Л.35
Словарь актуальных музейных терминов // Музей. – 2009. – №5. – С.52
Там же. – С.50
Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э.А. Шулепова. – Изд.-е 4. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015. – С.277
Андреева, И.В. Технология выставочной деятельности: учеб. пособие / И.В. Андреева. – Челябинск: ЧГИК, 2018. – С.28
Кликс, Р.Р. Художественное проектирование экспозиций / Р.Р. Кликс. – М.: Высшая школа, 1978. – С.124
Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции / В.П. Арзамасцев // Музееведение. На пути к музею XXI века: сб. трудов. – М.: Научно-исследовательский инст-т культуры. – С.39
Там же. – С.40
Поляков, Т.П. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия / Т.П. Поляков. – М.: Российский научно-исследовательский институт культурного наследия им. Д.С. Лихачева, 2019. – С.311
Культурное наследие и музей в ХХI веке: учеб. пособие / ред. Е.Н. Мастеница, ред.-сост. А.Н. Балаш. – СПБ.: СПбГИК, 2018. – С.105
Шерер, М. Зритель в экспозиции / М. Шерер // Вопросы музеологии. – 2013 – № 1 (7). – С.80
Стриженова, Т. Современное понимание искусства музейной экспозиции / Т. Стриженова // Искусство музейной экспозиции: сб. трудов. №45. – М.: Научно-исслед. инст-т культуры, 1977. – С.14
Тимрот, А.Д. Проблема образности в архитектурно-художественном решении экспозиций музеев / А.Д. Тимрот // Искусство музейной экспозиции. Современные тенденции архитектурно-художественных решений: сб. трудов. №112. – М.: Научно-исслед. инст-т культуры, 1982. – С.16
Веселицкий, О.В. Понятие и сущность художественного проектирования музейных экспозиций / О.В. Веселицкий // Вопросы музеологии. – 2010. – №1. – С.125
Долак, Я. Посетитель на экспозиции как объект музеологического исследования / Я. Долак // Вопросы музеологии. – 2013. – №1(7). – С.88
Борисова, М.В. Инновационные технологии в музейном деле / М.В. Борисова // Новации в развитии музейного мира России в первое десятилетие XXI века: сб. статей, отв. ред. И.В. Чувилова, О.Н. Шелегина. – Новосибирск, 2001. – С.141
Кирилл П. Google есть – ума не надо? / Кирилл П. // Живая психология. – №3(3). – 2014. – С.27
Там же. – С.28
Самыгин, С.И., Столяренко, Л.Д. Психология управления: учеб. пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д., 1997. – С.324
Лаптев, В.В. Инфографика в цифровом искусстве / В.В. Лаптев. – М.: АВАТАР, 2015. – С.45
Батенькина, О.В., Ткаченко, О.Н. Технологии визуализации результатов профессиональной деятельности в области информационных систем / О.В. Батенькина, О.Н. Ткаченко. – М.: Магистр, 2016. – С.10
Поляков, Т.П. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия / Т.П. Поляков. – М.: Российский научно-исследовательский институт культурного наследия им. Д.С. Лихачева, 2019. – С. 184
Кликс, Р.Р. Художественное проектирование экспозиций / Р.Р. Кликс. – М.: Высшая школа, 1978. – С.316
Там же. – С.318
Медведева, Е. Куратор или экспозиционер /Е. Медведева // Музей. – 2015. – №10. – С.15
Дукельский, В.Ю. Проектирование музейной экспозиции / В.Ю. Дукельский // Музейное проектирование: сб. статей / отв. Ред. А.А. Щербакова, сост. А.В. Лебедев. – М.: Лаб. музейного проектирования Российского ин-та культурологии, 2009. – С.62
Там же. – С.65
Поляков Т. П. Мифология музейного проектировании или «Как делать музей?» – 2 / Т.П. Поляков. – М.: Российский инст-т культурологи, 2003. – С.180
Дукельский, В.Ю. Проектирование музейной экспозиции / В.Ю. Дукельский // Музейное проектирование: сб. статей / отв. Ред. А.А. Щербакова, сост. А.В. Лебедев. – М.: Лаб. музейного проектирования Российского ин-та культурологии, 2009. – С.70
Андреева, И.В. Технология выставочной деятельности: учеб. пособие / И.В. Андреева. – Челябинск: ЧГИК, 2018. – С.91-92
Соснина, О.А. Идея – концепция – экспозиция: междисциплинарные выставочные проекты в музейном пространстве / О.А. Соснина // Новации в развитии музейного мира России в первое десятилетие XXI века: сб. статей, отв. ред. И.В. Чувилова, О.Н. Шелегина. – Новосибирск, 2001. – С.190
Соснина, О.А. Идея – концепция – экспозиция: междисциплинарные выставочные проекты в музейном пространстве / О.А. Соснина // Новации в развитии музейного мира России в первое десятилетие XXI века: сб. статей, отв. ред. И.В. Чувилова, О.Н. Шелегина. – Новосибирск, 2001. – С.193-194
Майстровская, М.Т. Музей как объект культуры. ХХ век: Искусство экспозиционного ансамбля / М.Т. Майстровская. – М.: Прогресс-Традиция, 2018. – С.570
Магидович, М.Л. Музейные дизайнеры в условиях современных музейных служб / М.Л. Магидович // Музей и музейщики: проблемы профессионального образования / Материалы международной конференции 14–15 ноября 2014 г. – Эрмитаж, 2015. – С.135
Мухин, А.С. Новая организация архитектурного пространства музея: на примере Бранли/ А.С. Мухин // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2012. – С.112
Цит. по: Поляков Т. П. Мифология музейного проектировании или «Как делать музей?» – 2 / Т.П. Поляков. – М.: Российский инст-т культурологи, 2003. – С.186
Нагорский, Н.В. Музей в духовной жизни общества / Н.В. Нагорский. – СПб.: [б.и.], 2004. – С.275
Поляков Т. П. Мифология музейного проектировании или «Как делать музей?» – 2 / Т.П. Поляков. – М.: Российский инст-т культурологи, 2003. – С.185
Тимофеева, Т.И. Дмитриевский собор: музей в церкви / Т. И. Тиофеева // Проблемы сохранения, изучения и популяризации культурного наследия Русской православной церкви: Труды Государственного исторического музея. Вып. 206. – М., 2017. – С.301-302
Выставка о реставрации Успенского собора! / Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zvenmuseum.ru/vyistavka-o-restavratsii-uspenskogo-sobora/ – Заглавие с экрана
Открылась отчётная выставка отдела монументальной скульптуры ГосНИИР / Телеканал «Культура» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/132428/ – Заглавие с экрана
Восстановлению не подлежит…? / Портал «Музеи России» Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/N73085 – Заглавие с экрана
Реставрационная фотовыставка с элементами дополненной реальности "ИСКУССТВО РЕСТАВРАЦИИ. Центр имени Грабаря –- музеям России" / Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grabar.ru/data/exhibit/2016/iskusstvo_restavracii/index.php – Заглавие с экрана
Кликс, Р.Р. Художественное проектирование экспозиций / Р.Р. Кликс. – М.: Высшая школа, 1978. – С.256
Там же. – С.332
Тимрот, А.Д. Проблема образности в архитектурно-художественном решении экспозиций музеев / А.Д. Тимрот // Искусство музейной экспозиции. Современные тенденции архитектурно-художественных решений: сб. трудов. №112. – М.: Научно-исслед. инст-т культуры, 1982. – С.14
Там же. – С.15
Пчелянская, Т.М. Социально–культурная детерминация музейной экспозиции. Культурологические аспекты: Автореф. дисс. … канд. культурологии / Т.М. Пчелянская. – СПб, 2005. – С.17
Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Интерактивность в пространстве музея / Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич // Музей и общество. Проблемы взаимодействия: сб. трудов творч. лаборат. «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Вып.3. – М., 2001. – С.76
Гафанова, Ю.В. Театрализация музейного пространства в ХХ веке / Ю.В. Гафанова // Игровое пространство культуры. 16–19 апр. 2002 г. Тезисы форума. – СПб, 2002. – С.367
Андреева, И.В. Технология выставочной деятельности: учеб. пособие / И.В. Андреева. – Челябинск: ЧГИК, 2018. – С.143
Памятники архитектуры Санкт-Петербурга. Второе рождение: альбом реставрационных работ / Ком. по гос. контролю, использ. и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга и др.; авт. текстов и ист. справок: О.М. Кормильцева. – СПб.: Пропилеи, 2012. – С.14
Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге / авт.-сост. С.А. Гладышев. – М.: Издательский дом «Городец», 2018. –С.5
Гусев, Э.Б., Проскудин, В.А., Салащенко, А.Г. Выставочная деятельность в России и за рубежом: учеб. пособие / Э.Б. Гусев, В.А. Проскудин, А.Г. Салащенко. – М.: «Дашков и Ко», 2004. – С.18
Бердышев, С.Н. Организация выставочной деятельности / С.Н. Бердышев. – М.: «Дашков и Ко», 2008. – С.26

Вопрос-ответ:

Какова история строительства и реставрации Спасо Преображенского собора?

Спасо Преображенский собор является одним из старейших соборов Санкт-Петербурга. Его строительство началось в 1714 году и было завершено через 20 лет. В течение своей истории собор пережил несколько реставраций, последняя из которых произошла в 2019 году.

Каким образом были проведены реставрационные работы в Спасо Преображенском соборе в 2019 году?

Реставрационные работы в Спасо Преображенском соборе в 2019 году были проведены в рамках комплексного проекта по восстановлению и воссозданию исторического облика собора. В ходе работ были восстановлены фрески, реставрированы иконописные изображения, произведена замена поврежденных элементов архитектуры.

Какие работы были выполнены в Спасо Преображенском соборе в 2019 году?

В ходе реставрационных работ в Спасо Преображенском соборе в 2019 году была произведена реставрация фресок и иконописи, замена поврежденных деревянных элементов архитектуры, а также проведена реконструкция интерьера собора.

Почему реставрационные работы в Спасо Преображенском соборе в 2019 году были особенно важны?

Реставрационные работы в Спасо Преображенском соборе в 2019 году были особенно важны, так как позволили сохранить и восстановить исторический облик этого старинного объекта культурного наследия. Благодаря проведенным работам собор смог сохранить свою культурную ценность и продолжает привлекать туристов и паломников.

Какие меры были приняты для организации отчетной выставки по результатам реставрационных работ в Спасо Преображенском соборе?

Для организации отчетной выставки по результатам реставрационных работ в Спасо Преображенском соборе были проведены работы по подготовке выставочного пространства, сбору и подготовке экспонатов, разработке информационных материалов и организации мультимедийных презентаций. Кроме того, были привлечены специалисты по организации выставок и кураторы для проведения экскурсий и лекций.

Какая информация содержится в главе 1?

В главе 1 содержится история строительства и реставрации Спасо-Преображенского собора, описание этого объекта культурного наследия.

Что включает в себя глава 2?

Глава 2 рассказывает о создании отчетной выставки по результатам реставрационных работ на Спасо-Преображенском соборе в 2019 году.

Какой собор рассматривается в отчетной выставке?

Отчетная выставка посвящена реставрационным работам на Спасо-Преображенском соборе, одном из старейших соборов Санкт-Петербурга.

Какие работы проводились на Спасо-Преображенском соборе в 2019 году?

В 2019 году на Спасо-Преображенском соборе проводились реставрационные работы, результаты которых представлены на отчетной выставке.

Какая информация содержится в краткой исторической справке в главе 1?

В краткой исторической справке в главе 1 содержится информация о Спасо-Преображенском соборе как объекте культурного наследия.

Какая информация представлена на отчетной выставке?

На отчетной выставке представлена информация о реставрационных работах, проведенных на объекте культурного наследия Спасо Преображенский собор. В выставке присутствуют документы, фотографии, а также модели, отображающие процесс и результаты реставрации.