Сырьевой фактор в социально-экономическом развитии Норвегии в 1970-2000-х годах

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История Зарубежная
  • 75 75 страниц
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 15.03.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Социально-экономическое развитие Норвегии в 1970-2000-ых гг. 7
1.1.История социально-экономического развития Норвегии в 1970-2000 гг. 7
1.2. Тенденции социально-экономического развития Норвегии в 2000-2019 гг. 17
2. Анализ роли сырьевого фактора в социально-экономическом развитии Норвегии 27
2.1. Общая характеристика экономики Норвегии 27
2.2. Роль сырьевого фактора в энергетическом секторе экономики Норвегии в 1970-2019 гг. 33
2.3. Создание и деятельность Государственного пенсионного фонда Норвегии (бывший Государственный нефтяной фонд) 41
2.4. Сырьевая энергетика Норвегии в структуре общеевропейской экономики и политики 47
3. Проблемы социально-экономического развития Норвегии на основе сырьевого фактора в 1970-2019 гг. 56
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 76

Фрагмент для ознакомления

Сырьевой фактор в энергетическом секторе экономики Норвегии в 1970-2019 гг. является определяющим для экономики данной страны. Как показывает анализ, несмотря на влияние негативных факторов, энергетический сектор имеет значимое значение в социально-экономическом развитии страны, обеспечивает 19 % доходов государства, 37 % экспорта Норвегии. Несмотря на то, что некоторые месторождения теряют свою актуальность, открываются новые месторождения. Доля государства в нефтегазовых компаниях Норвегии составляет 67 % акций, то есть превалирующую роль. С 70-х гг. ХХ в. сырьевой фактор в энергетическом секторе экономики Норвегии позволил создать несколько крупных нефтегазовых предприятий, создать систему нефтегазового образования, и занимать весомое место в структуре энергетики Европы и в целом мира.Государственный пенсионный фонд создан был на базе нефтяного фонда Норвегии, деятельность которого началась в 90-е гг. ХХ в. Первоначально контроль и координирование управлением нефтяным фондом Норвегии осуществляло только Министерство финансов Норвегии, но в связи с активной инвестиционной деятельностью фонда полномочия по управлению были расширены в рамках участия банка Норвегии Norges Bank Investment Management. С 90-х гг. по 2000ые годы нефтяной фонд значительно увеличил свою доходность на основе инвестирования средств по всему миру, начиная от акций и заканчивая недвижимостью. Смена названия с нефтяного на государственный пенсионный фонд произошла в 2006 г. таким образом, данный фонд олицетворяет собой не только финансово-экономическую основу деятельности, но и обеспечивает социальную эффективность в Норвегии. Доходность фонда имеет динамику роста.Энергетика Норвегии играет большую роль в европейской политике, поскольку наибольшая доля экспорта приходится именно на страны ЕС. Несмотря на то, что Норвегия не входит в ЕС, она имеет ключевое значение в политике взаимодействия со странами Европы. Норвегия вносит существенный вклад в экономику стран Европы в рамках энергетического сектора. Большое значение имеет наличие единого рынка Лихтештейна, Исландии и Норвегии, что отражает региональную интеграцию и способствует процессам эффективности делового оборота между странами. Вместе со странами ЕС Норвегия строит политику развития энергетической отрасли на основе стратегических планов развития.3. Проблемы социально-экономического развития Норвегии на основе сырьевого фактора в 1970-2019 гг.Анализ роли сырьевого фактора в экономике Норвегии показывает, что страна обладает большим потенциалом в области топливно-энергетического комплекса в Европе, что позволяет говорить о Норвегии, как о важном акторе энергетической политики в европейских странах. Важность и значимость Норвегии в энергетической политике, роль страны в региональном и международном сотрудничестве, а также необходимость обеспечения энергетической безопасности – все это является одними из важнейших стратегических задач государства на современном этапе. Важное значение, на современном этапе развития имеет преодоление рисков как внутреннего, так и внешнего характера, влияющих на энергетическую отрасль Норвегии, как одной из важных экспортных отраслей и отраслей влияющих не только на экономическое, но и социальное развитие Норвегии.Политика Норвегии по использованию ресурсов нефтяного комплекса оказывает существенное влияние на многие процессы, причем как экономического, так и политического содержания. Одним из важных аспектов политики Норвегии является экспорт энергоресурсов. Норвегия заинтересована в партнерских отношениях в области ТЭК, особенно в странах Европы реализуемых в совместных проектах. Стоит признать, что за последние три года, экономическая активность Норвегии находится на подъеме. Частное потребление растет, и предприятия вкладывают больше средств, как в нефтяной сектор, так и за его пределы.Экономический спад после внезапного падения цен на нефть в 2014 году уже пройден.Экономическая политика за последние три года позволяет говорить о восстановлении норвежской экономики.Активное использование фискальной политики помогло стабилизировать экономическое развитие. Повышение конкурентоспособности способствует перебалансировке экономики и процветанию бизнеса, позволяя фирмам использовать возможности улучшенных экономических условий во всем мире.Отсюда следует, что экспорт в ближайшей перспективе может иметь динамику роста. Предприятия наращивают инвестиционные планы. Цены на нефть выше, чем предполагалось прошлой осенью, и нефтяные компании планируют наращивать активность на норвежском шельфе.Хотя экономика Норвегии считается развитой, она сталкивается с серьезными проблемами.В этой стране высокая стоимость жизни и труда.Большая часть рабочей силы сосредоточена в нефтяной промышленности, которая делает упор на неквалифицированную рабочую силу. В перспективе, многие эксперты отмечают, что из-за своей зависимости от нефти, когда запасы будут исчерпаны, Норвегия не сможет поддерживать высокое качество жизни и экономический успех.Из-за этой зависимости от невозобновляемых ресурсов и неквалифицированной рабочей силы экономический рост становиться уязвимым к любым спадам на мировом рынке.Таким образом, главное достояние Норвегии является её главной проблемой. Нефтегазовый сектор в условиях глобализации зависим от положения на мировом рынке нефти. Большую часть доходов Норвежское королевство получает именно от экспорта энергоносителей и это может быть опасным для экономики.Главная проблема здесь заключается в том, что в случае обвала ценна нефть или же просто исчерпании ресурса разрабатываемых месторождений, Норвегия потеряет значительную часть бюджета. Потеряв значительную часть бюджета, норвежцам придётся уменьшать расходы и в первую очередь это коснется социальной сферы.Хотя Норвегия находится в выгодном финансовом положении по сравнению со многими странами, существует угроза для государственного бюджетирования. Переход на правило 3% в сочетании с ожидаемым замедлениемв росте фондов благосостояния значительно сократило бюджетное пространство в обозримом будущем.Кроме того, стоит учитывать ряд факторов не связанных с экономикой, но влияющих на дальнейшее развитие Норвегии. Продолжающиеся эффекты старения населения. Оценка ОЭСР будущего здравоохранения и пенсии в Норвегии предполагает, что расходы увеличатся на 7,5 процентных пункта ВВП к 2060 году, что эквивалентнопримерно до 0,2 процентных пункта ВВП каждый год. Демография населения в ближайшей перспективе показывает, с одной стороны рост старения населения Норвегии, а также означает сравнительно медленный рост населения трудоспособного возраста, что потребует дополнительных доходов, а учитывая, что месторождения к этому времени, которые работают сейчас иссякнут, и если не будет финансового резерва и темпов экономики, которые существуют сейчас, Норвегия может оказаться глубоком кризисе. В этой связи, возрастает роль регуляторов, государственной политики в области социально-экономического развития Норвегии на основе сырьевого фактора в ближайшей перспективе.Основными понятиями эффективности управления являются: эффективность аппарата управления, в данном случае министерства финансов Норвегии, парламента Норвегии; эффективность процесса управления бюджетным процессом; эффективность системы управления бюджетного процесса на основе принципа сбалансированности, эффективность механизма управления государственными расходами и стратегии развития нефтегазового сектора в экономике Норвегии.Соотнесение результата финансового планирования государственных расходов и доходов Норвегии с практикой современных затрат на сегодняшний день является одной из краеугольных проблем эффективного регулирования и управления институтом государственных расходов. Незапланированные расходы становятся одной из проблемных зон финансовых экономик. Для планирования бюджета в рамках государственных расходов важно анализировать уже достигнутые показатели социально-экономического развития Норвегии. В феврале 2020 г. норвежский центральный банк заявил, что продолжит повышать процентные ставки, если экономика будет следовать ее прогнозам.Отставание в первом квартале может побудить политиков изменить курс в преддверии запланированного третьего повышения процентных ставок в июне.Однако норвежские экономисты уверены, что замедление не должно вызывать тревогу. При этом аналитики отмечают снижение темпов ВВП, снижение производства. Хотя недавнее замедление, по-видимому, связано с временными факторами, тем не менее, в экономике страны есть ряд основных слабых сторон, от которых Норвегия должна защищаться, чтобы добиться устойчивого экономического успеха.Основной экспорт Норвегии и основной источник ее богатства - сырая нефть ‒ как известно, чувствительна к рыночным условиям.Хотя норвежский фонд национального благосостояния выступает в качестве сильного финансового буфера, в ближайшие месяцы экономика, вероятно, будет испытывать все большее давление, в связи с внешними факторами.Если центральный банк из-за этого вынужден корректировать свой цикл ставок, крона, скорее всего, пострадает.Тенденции к снижению европейской экономики также могут сказаться на Норвегии.Хальфдан Фенвик Грангард, старший экономист Handelsbanken, с оптимизмом смотрит на развитие экономики в ближайшей перспективе. Он отметил:«Я считаю, что нефть и газ будут важной частью нашего энергетического комплекса в течение следующего десятилетия»Для того, чтобы экономика Норвегии процветала в долгосрочной перспективе, необходима диверсификация и отход от нефтяной зависимости.Поэтой причиненорвежский фонд национального благосостоянияуже продал часть своих запасовнефти и газа.Норвежские компании-производители доказали, что они являются гибкими и инновационными после открытия нефтяных месторождений, и по мнению Хальфдан Фенвик Грангард, ожидается, что эти компании будут одинаково гибкими, если и когда придет время отказаться от ископаемого топлива».Еще одна проблема, с которой сталкивается Норвегия, заключается в том, как справиться с высоким уровнем задолженности домохозяйств. У бывшего нефтяного фонда Норвегии множество финансовых средств вложено в недвижимости, в том числе в самой Норвегии. В Норвегии стабильно высокие цены на недвижимость и одно из самых высоких соотношений долга к доходу среди стран ОЭСР.В случае международных финансовых потрясений это может способствовать резкому падению цен на недвижимость и снижению спроса домашних хозяйств на товары и услуги.Поэтому Норвегия принимает меры по ограничению суммы задолженности своих граждан: в прошлом году министерство финансов издалоновые правилав отношении ипотечного кредитования, чтобы ограничить число новых закладных,выдаваемыхзаемщиками с высоким отношением долга к доходу, или высокое отношение кредита к стоимости.В феврале в стране такжеустановлены кредитные лимитыдля потребительских кредитов сдерживать рост кредитов под высокие проценты и задолженность по кредитным картам, а также предотвращать чрезмерныеС учетом того, что ключевой экспорт сырой нефти находится во все более неустойчивом положении, а задолженность домохозяйств растет это вызывает беспокойство, стране придется адаптироваться, к новым условиям чтобы продолжать процветать.Норвегия находится в процессе преобразования своей экономики с целью минимизации угроз в ближайшей перспективе. И в рамках решения существующих проблем первостепенной мерой является эффективность бюджетного регулирования на основе сырьевого фактора экономики страны. Переход к более жесткой бюджетному регулированию среде уже начался. На 2017–2020 годы (ожидаемый 2020 гг.) разработаны как показатели прогноза, реформирование некоторых систем управления. Так, например, анализ затрат показывает высокую долю расходов на транспортную инфраструктуру энергетической отрасли. На фоне данных показателей важное значение имеет координация планирования государственных расходов органами государственной власти Норвегии в рамках финансового контроля, стоит отметить, что схема взаимодействия выглядит следующим образом. (рис. 2.4).Рис 2.4.Финансовый контроль на основе принципа взаимодействияТаким образом, как видно из рис.2.4 при бюджетном регулировании происходит взаимодействие парламента Норвегии, которое утверждает бюджет и Правительства Норвегии. Политики Норвегии признают необходимость более выгодного сокращения государственных расходов на основе реформы в сфере транспортных услуг, и повышения эффективности.Важное значение среди субъектов бюджетного планирования и осуществления финансового контроля за государственными расходами имеют и исполнительные органы власти регионального уровня, где существуют специальные отделы по финансовому планированию и контролю.Бюджетный контроль государственных расходов предполагает два вида деятельности. (рис2.5.)Рис. 2.5. Взаимодействие Контрольных управлений и парламентаТаким образом, как видно из рис.2.5. контрольные управления ежегодно представляют отчет о своей деятельности парламенту. В рамках бюджетного контроля контрольные управления Министерства финансов Норвегии осуществляют следующие мероприятия:- экспертно-аналитическую деятельность в целом исполнения обязательств по государственным расходам; - внешняя проверка исполнения расходных обязательств бюджета;- осуществление проверка исполнения государственных расходов на уровне регионов стран; - мониторинг и анализ исполнения расходных обязательств в рамках стратегического планированияНорвегии;- подготовка заключений проверок и другие функции.На сегодняшний день, к сожалению, стоит констатировать низкую эффективность управления в области финансового планирования государственных расходов Норвегии, а также слабую отдачу обширной совокупности учреждений как субъектов государственного типа, которые расходуют финансовые средства. В этой проблеме выделяются две стороны: 1) низкая экономическая и социальная эффективность работы в области финансового планирования; 2) невысокая экономическая эффективность использования всей совокупности расходов и доходов, их баланс.Необходимо создать и на правовом уровне урегулироватькомплексную систему по управлению рисками в сфере рационального использования ресурсами стран. Нужно сбалансировать цели финансового регулированияНорвегии (так как для этой страны проблема наиболее актуальна) относительно конечной эффективности имеющихся финансов в пределах одного года. Жесткий контроль над расходами предъявляет новые требования и к содержанию государственных органов. В первую очередь максимально сократить расходы на содержание органов государственной власти. Особое место должен занимать организационный контроль в области финансового регулирования бюджета страны. В настоящее время исполнение данного контроля осложнено в связи с отсутствием координационных связей по осуществлению данного вида контроля, а также по распределению полномочий по его выполнению. В связи с этим на локальном уровне стоит принять соответствующие нормативные акты в области контроля и координирования.Организационный контроль должен охватывать не только все этапы финансовогоконтроля на этапе планирования бюджета, но и иметь механизмы мониторинга самих государственных служащих осуществляющих функции по финансовому контролю. Необходимо создание организационных схем по всем этапам финансового регулирования в области государственных расходов. Стоит отметить, что на сегодняшний день, нужно признать размытость границы между понятиями экономичности и эффективности в применении к государственным расходам.Основная проблема заключается в определении результативности. Для некоторых исследователей в современных условиях нужно использовать не индикаторы показателя эффекта, а показатели продукта (ВВП).В современных условиях нестабильности как во внешней, так и во внутренней политике, государствам необходимо использовать иные методологические подходы к эффективности государственных расходов.Усиление взаимосвязи финансового процесса и осуществления экономической безопасности видится через усиление функции планирования в деятельности, что должно выражаться в принятии соответствующих нормативных актов. В настоящее время в Норвегии существует стратегический план до 2020 г.Необходима разработка стратегий в сфере эффективного принятия и реализации управленческих решений в отношении оптимального расходования финансовых средств и одновременно экономического роста стран.Дляэффективного планирования государственных расходов с целью экономического роста необходимо проводить изучение планов расходов в целом, и отдельных статей в частности, включая аналитические исследования, экспертные опросы, консультации, круглые столы.Необходимо на базе создание единой координационных структур по принятию и реализации управленческих решений в области расходования финансовых средств на стадии планирования. Эта структура должна контролировать вопросы совместного принятия решений, разработку решений, реализацию управленческих решений в рамках расходования финансовых средств на стадии планирования. Подобные структуры уже есть, но в них нет сценарного подхода к решению проблем, они неэффективны, поскольку обладают разными функциями.Необходимо установление жесткой системы отчетности за реализации направлений деятельности всех субъектов бюджетной деятельности.К особым условиям относится специфика организации работы на конкретных участках деятельности бюджетного регулирования в рамках государственных расходов, в том числе наличие координатора совместной работы в условиях структурно-сложной работы по анализу проблемы (начальный этап выработки управленческого решения). Кроме того необходимо в ходе взаимодействия постоянное определение локальных целей взаимодействия, конкретизации задач участниками координационных связей применительно к конкретным формам, технологиям совместной деятельности, что обуславливает наличие расходовв рамках конкретных статей.Координационные связи в данном случае будут направлены на согласование целей и задач всеми субъектами-партнерами взаимодействия.Необходима также четкая организация деятельности по осуществлению внутренних координационных связей, направленных на экономических рост; такая работа будет сопровождать процесс осуществления социально – партнерских связей и является одним из условий его успешности.Необходимо также:- повышение качества и эффективности реализации управленческих решений в области планирования расходови доходов через мониторинг деятельности;- формирование и развитие новых методов (способов) экономии финансовых средств.Данная модель представлена шестью уровнями анализа и на его основе разработанными рекомендациями по повышению управляемости планированием бюджета.Стоит указать и на проблемы фонда Глобал.Правительству разрешается тратить доход с поправкой на инфляцию фонда до максимум 3%.Это было уменьшено с 4% до 3 % в 2017 году, и изменение было поддержано каждой политической партией, за исключением правой Прогрессивной партии Норвегии.Партии Норвегии утверждали, что сейчас большая часть финансовой части фонда должна быть потрачена на инфраструктуру и государство всеобщего благосостояния.Это помогло партиям в некоторой степени добиться успеха на выборах, и они являются частью нынешнего коалиционного правительства в Норвегии.Первое снятие средств произошло в 2016 году, когда правительство потратило 6,7 млрд. норвежских крон (780 млн. долларов США) из фонда.Эти средства должны было противостоять экономическому спаду, вызванному низкими мировыми ценами на нефть.Таким образом, фонд реализовал то, для чего был создан.В 2019 году фонд решил отказаться от инвестиций в нефтедобывающие компании. Но, GPF-G по-прежнему будет инвестировать в нефтяные компании, такие как BP и Shell, которые вкладывают значительные средства в возобновляемые источники энергии. Таким образом, основное направления снижения зависимости от нефтяного сектора это развитие возобновляемых источников энергии на основе взаимодействия с нефтяными компаниями, которые участвуют в проектах.Система должна быть реконструирована таким образом, чтобы обеспечить поддержку посредством: инвестиций в гибкую низкоуглеродную выработку электроэнергии;инвестиций в стабильную и адаптируемую сеть, которая подходит для растущей долиВИЭ и новых видов использования электроэнергии; стимулирование использования энергоэффективного оборудования и потребительских товаров; предоставление доступной энергии для промышленности и домашних хозяйств.Целями государственной политики являются: ресурсное и инфраструктурное обеспечение экономического роста, с одновременным повышением эффективности энергетического сектора Норвегии. Ожидается, что рост государственных инвестиций и потребления будет немного ниже тенденции роста в континентальной Норвегии в будущем. Проекты разработки Johan Sverdrup, фаза 2, и Johan Castberg являются основными движущими силами экономического развития в энергетической отрасли. Хотя в ближайшие годы ожидается запуск нескольких инвестиционных проектов, в период 2020–2022 гг. ожидается довольно стабильное развития нефтяных инвестиций.Перспективным в ближайшем будущем является направление Арктики и сотрудничества Норвегии с Россией. Залежи углеводородного сырья в арктических районах имеют исключительное стратегическое значение. Сегодня странам Арктического Совета, в том числе его ключевым членам ‒ России и Норвегии - приходится реагировать на новые внешнеполитические угрозы, связанные с нарастанием конкуренции в арктическом регионе, так как не только арктические державы претендуют на новые территории, постепенно освобождающиеся ото льдов, но и страны АТР подключились к этой борьбе за ресурсы на континентальном шельфе.При освоении арктического шельфа возникают некоторые трудности. Во-первых, стоимость реализации шельфовых проектов чрезвычайно высока: на стоимость подобных работ достаточно сильно влияет глубина, на которой находятся залежи нефти и газа. Во-вторых, у российских компаний недостаточно развиты технологии для безопасной добычи нефти и газа, поэтому до сих пор невозможно полностью исключить ситуацию разлива нефти в море, что может затронуть другие сферы деятельности в Арктике, например, сферу рыбного промысла. Норвегия в этой связи является естественным партнером России. Норвегия имеет значительные наработки в этой области, связанные с нефте- и газодобычей, техническое оснащение и опыт, которым она готова делиться. Более того, Норвегия видит в России перспективного партнера в Арктике, с которым можно реализовывать разнообразные проекты с равным финансовым участием. Штокмановское газовое месторождение является основополагающим для российско-норвежского сотрудничества в этой области. Штокмановское месторождение — одно из крупнейших на сегодняшний день месторождений природного газа в мире. Оно является уникальным по масштабам и сложности разработки.«Газпром» в 2015 г. увеличил долю в «ShtokmanDevelopmentAG» с 75% до 100%, выкупив долю у французской Total, которая после введения санкций отказалась от дальнейшего участия в проекте. По данным Министерства энергетики РФ, освоение месторождения ожидается не ранее 2025 г. и будет зависеть от конъюнктуры мирового нефтегазового рынка. Сроки начала освоения первой фазы Штокмана несколько раз откладывались из-за изменения параметров проекта, необходимых для принятия окончательного инвестиционного решения.StatoilHydro по-прежнему остается партнером «Газпрома» в этом проекте. Норвежские компании на протяжении долгого времени стремились сотрудничать в различных нефтегазовых проектах в России. Партнерство в рамках развития Штокмановского проекта можно назвать не только инициативой StatoilHydro, но и норвежской государственной задачей. В качестве партнера норвежские компании предложили:передовые норвежские технологии, которые можно использовать при добыче и транспортировке энергоресурсов на береговые производственные объекты; применение схем управления ранее опробованных и оправдавших себя на крупнейших месторождениях норвежского шельфа; рассмотрение экологической составляющей, то есть соответствие стандартным норвежским требованиям ‒ «нулевому выбросу» ‒ в ходе добычи энергоресурсов;участие «Газпрома» в разработке национальных норвежских месторождений; выгодные условия финансирования Штокмановского проекта.21 июня 2013 г. «Роснефть» и Statoil подписали заключительное соглашение о сотрудничестве в рамках ежегодного Петербургского Экономического форума. В 2016 г. совместное предприятие «Роснефти» и Statoil начали бурение на шельфе Охотского моря, а также бурение скважины «Ульбериканская-1».Россия и Норвегия являются успешными стратегическими партнерами по добыче энергоресурсов на Крайнем Севере и продолжают успешно развивать отношения, несмотря на введенные и расширяющиеся санкции против РФ. Россия и Норвегия занимают лидирующие позиции в мире по добыче, производству и экспорту углеводородов, что определяет соперничество компаний этих стран в вопросах доступа к запасам и рынкам сбыта.Таким образом, к основным проблемам развития энергетического сектора экономики Норвегии стоит отнести высокую зависимость экономики Норвегии от сырьевого фактора. При этом, рынок нефти и газа Норвегии напрямую зависит от мирового рынка. В этой связи, при снижении цен на нефть, на мировом рынке, автоматически экономика Норвегии замедляется. При этом расходы на социальную сферу достаточно высоки. В прогнозируемом долгосрочном перспективе старение население будет расти, и соответственно расходы на социальную сферу будут иметь динамику роста. При условии, что темпы нефтедобычи замедляться на основании того, что месторождения постепенно иссякнут, а новые не будут обнаружены, а также при условии сохранении социальных гарантий и увеличении пенсионеров, Норвегия может оказаться в существенном кризисе. Поэтому уже сейчас, большое значение имеет государственное регулирование в рамках стратегического подхода и жесткого контроля за расходами. Другим направлением совершенствования социально-экономического развития является снижение зависимости от нефти и газа экономики Норвегии, за счет развития не только других отраслей, но и активного перехода на альтернативные источник энергии.ЗаключениеСовременная Норвегия – это самобытная страна, сохранившая исторические традиции государственного управления в виде монархической формы правления, но в то же время гармонично вписывающаяся в век высоких технологий. Миновав множество сложных исторических вех, норвежцы отстояли своё право быть суверенной нацией и жить в независимом государстве. Долгое время, норвежское королевство было одной из самых бедных стран Скандинавии, но сегодня ситуация коренным образом изменилась. Норвегия XXI века – это страна с одним из самых высочайших уровней жизни населения, с отличной социальной системой и развитой инфраструктурой. Данная работа призвана ответить на вопрос, в чем заключается секрет успеха современной Норвегии. Долгое время, рыболовство было самой важной отраслью норвежской экономики, и на сегодняшний день оно так же хорошо развито.Особенность норвежской нефтегазовой отрасли заключается в большой доле государственной собственности. Практически вся нефть и газ Норвегии принадлежат государству, и именно поэтому удается получить довольно высокие доходы в государственный бюджет.В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи:изучена история социально-экономического развития Норвегии в 1970-2000 гг.;рассмотрены тенденции социально-экономического развития Норвегии в 2000-2019 гг.;охарактеризована экономика Норвегии в целом;показана роль сырьевого фактора в энергетическом секторе экономики Норвегии в 1970-2019 гг.;раскрыты особенности создания и деятельности Государственного пенсионного фонда Норвегии (бывший Государственный нефтяной фонд);определена сущность сырьевой энергетики Норвегии в структуре общеевропейских экономики и политики;проанализированы проблемы социально-экономического развития Норвегии на основе сырьевого фактора в 1970-2019 гг.На основании решения задач исследования основными итоговыми выводами являются следующие.Анализ социально-экономического развития Норвегии в 1970-2000 гг. показывает, что существенное значение имело в конце 60-х гг. ХХ в. открытие месторождений энергоресурсов в Северном море, что обусловило начало в 70-е гг. ХХ в. начало нового этапа социально-экономического развития Норвегии. Норвегия относится к моделям социально-экономического развития скандинавского типа, что отражает особенности скандинавских стран в высоком уровне социального развития, с учетом процессов децентрализации и централизации в системе государственного управления, частного и государственного секторов, а также узкой специализации экономики и высокой конкурентоспособности среди европейских стран. Открытие месторождений в 70-е гг. ХХ в. существенным образом повлияло на социально-экономическое развитие, экономика Норвегии стала с одной стороны зависеть от энергосектора экономики, с другой стороны, это дало стабильность и высокие темы доходности экономики за указанный период.В 2000-ые годы характеризуются с одной стороны значительным увеличением добычи энергоресурсов, с другой стороны, многие месторождения иссякли, что, безусловно, повлияло на экономику Норвегии. При этом глобализационные и инетграционные процессы 2000-ых гг. стали фактором влияния внешнего порядка на экономику Норвегии, что позволило стране активно развивать банковскую сферу, а также вести поиск новых месторождений. Замедление темпов экономики наблюдается к 2008-2009 гг. При этом, несмотря на то, что экономика Норвегии стабилизировалась, многие месторождения находятся в зрелой стадии, что требует поиск новых месторождений для сохранения уже существующих темпов экономического развития. За 2000-ые годы в Норвегии была выстроена эффективная система социального развития, достигнут высокий уровень качества жизни населения, что во многом связано с ролью энергоресурсов в экономике страны.Экономику Норвегии в целом можно назвать сырьевой, нефтегазовый сектор имеет ключевое значение для социально-экономического развития страны. Однако кроме этого, в Норвегии также развито металлургическое производство, текстильная, пищевая промышленность. Исторически традиционной является рыбная отрасль и судоходство. Норвегия обладает запасами угля, и иных полезных ископаемых. Анализ ВВП за последние годы имеет динамику роста, импорт и экспорт также имеют высокий уровень доходности. За последние два года, ставка Центрального банка Норвегии повышалась несколько раз.Сырьевой фактор в энергетическом секторе экономики Норвегии в 1970-2019 гг. является определяющим для экономики данной страны. Как показывает анализ, несмотря на влияние негативных факторов, энергетический сектор имеет значимое значение в социально-экономическом развитии страны, обеспечивает 19 % доходов государства, 37 % экспорта Норвегии. Несмотря на то, что некоторые месторождения теряют свою актуальность, открываются новые месторождения. Доля государства в нефтегазовых компаниях Норвегии составляет 67 % акций, то есть превалирующую роль. С 70-х гг. ХХ в. сырьевой фактор в энергетическом секторе экономики Норвегии позволил создать несколько крупных нефтегазовых предприятий, создать систему нефтегазового образования, и занимать весомое место в структуре энергетики Европы и в целом мира.Государственный пенсионный фонд создан был на базе нефтяного фонда Норвегии, деятельность которого началась в 90-е гг. ХХ в. Первоначально контроль и координирование управлением нефтяным фондом Норвегии осуществляло только Министерство финансов Норвегии, но в связи с активной инвестиционной деятельностью фонда полномочия по управлению были расширены в рамках участия банка Норвегии Norges Bank Investment Management.С 90-х гг. по 2000ые годы нефтяной фонд значительно увеличил свою доходность на основе инвестирования средств по всему миру, начиная от акций и заканчивая недвижимостью. Смена названия с нефтяного на государственный пенсионный фонд произошла в 2006 г. таким образом, данный фонд олицетворяет собой не только финансово-экономическую основу деятельности, но и обеспечивает социальную эффективность в Норвегии. Доходность фонда имеет динамику роста.Энергетика Норвегии играет большую роль в европейской политике, поскольку наибольшая доля экспорта приходится именно на страны ЕС. Несмотря на то, что Норвегия не входит в ЕС, она имеет ключевое значение в политике взаимодействия со странами Европы. Норвегия вносит существенный вклад в экономику стран Европы в рамках энергетического сектора. Большое значение имеет наличие единого рынка Лихтештейна, Исландии и Норвегии, что отражает региональную интеграцию и способствует процессам эффективности делового оборота между странами. Вместе со странами ЕС Норвегия строит политику развития энергетической отрасли на основе стратегических планов развития.К основным проблемам развития энергетического сектора экономики Норвегии стоит отнести высокую зависимость экономики Норвегии от сырьевого фактора. При этом, рынок нефти и газа Норвегии напрямую зависит от мирового рынка. В этой связи, при снижении цен на нефть, на мировом рынке, автоматически экономика Норвегии замедляется. При этом расходы на социальную сферу достаточно высоки. В прогнозируемом долгосрочном перспективе старение население будет расти, и соответственно расходы на социальную сферу будут иметь динамику роста. При условии, что темпы нефтедобычи замедляться на основании того, что месторождения постепенно иссякнут, а новые не будут обнаружены, а также при условии сохранении социальных гарантий и увеличении пенсионеров, Норвегия может оказаться в существенном кризисе. Поэтому уже сейчас, большое значение имеет государственное регулирование в рамках стратегического подхода и жесткого контроля за расходами. Другим направлением совершенствования социально-экономического развития является снижение зависимости от нефти и газа экономики Норвегии, за счет развития не только других отраслей, но и активного перехода на альтернативные источник энергии.Список использованных источников и литературы

Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Норвегии // [Электронный ресурс]: https://worldconstitutions.ru/?p=142
2. About the fund// [Электронный ресурс]: https://www.nbim.no/en/the-fund/about-the-fund/
3. Act 29 November 1996 No 72 Relating to Petroleum Activities (last amended by Act 19 June 2015 № 65). Официальный сайт Норвежского Нефтяного Директората (Norwegian Petroleum Directorate) // [Электронный ресурc]: http://www.npd.no/en/Regulations/Acts/ PetroleumAactivitiesAact/
4. Act of 21 June 1963 No. 12 relating to scientific research and exploration for and exploitation of subsea natural resources other than petroleum resources.(last amended by Act of 6 June 2008 № 37).Официальный сайт Норвежского Нефтяного Директората (Norwegian Petroleum Directorate’s website) // [Электронный ресурc]:A Режим доступа: http:// www.npd.no/en/Regulations/Acts/ScientificA researchAact/
5. Norway in Europe The Norwegian Government’s strategy for cooperation with the EU 2018–2021 // [ Электронный ресурс]: https://www.regjeringen.no/globalassets/departementene/ud/dokumenter/eu/eu_strategy.pdf
6. Government Pension Fund Act// [Электронный ресурс]: https://www.nbim.no/en/organisation/governance-model/government-pension-fund-act/

Научная литература на русском языке

7. Банковские системы развитых стран // [Электронный ресурс]: sveshnikova.org.ua›files/Bank systems_lections.doc
8. Беляев С.А. Модель экономического развития Норвегии как пример эффективного управления ресурсами страны // Региональный вестник. 2019. № 4 19). С. 33-35.
9. Васильева Е.А. Скандинавская модель экономического роста: уроки для России // Modern Science. 2019. № 5-1. С. 91-97.
10. Гутенев М.Ю., Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктический вектор Норвегии: преемственность и новации //Современная Европа. 2019. № 4. С. 108-119.
11. Индекс развития человеческого потенциала // [Электронный ресурс]: https://gtmarket.ru/ratings/humandevelopment-index/human-development-index-info
12. Ковалева Т.К. Модели государственного регулирования экономики: особенности эффективных подходов на примере отдельных развитых стран //Инновации и инвестиции. 2019. № 2. С. 321-326.
13. Ковалева Т.К. Нефтяная индустрия Норвегии: параметры и пределы государственного регулирования // Инновации и инвестиции. 2018. № 2. С. 67-70.
14. Коломейцева А.А., Царуев А.М. Скандинавская школа теории конкурентоспособности: опыт российской экономики // Страховое дело. 2019. № 11 (320). С. 47-53.
15. Комин К.И. Анализ основных экономических показателей Норвегии //В сборнике: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. сборник статей по материалам LXX студенческой международной научно-практической конференции. 2019. С. 373-384.
16. Лаврищева М.В. Составление стратегического плана деятельности органов государственной власти // Экономика строительства и городского хозяйства 2012. Т. 8. № 4. С. 285-287.
17. Лейзерович Е.Е. Базовые составляющие экономико-географического положения стран и районов // Известия российской академии наук 2006. № 1. С. 10-15.
18. Лопатников С.Н. Особенности, проблемы и перспективы развития экономики Норвегии //Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 2 (30). С. 56-60.
19. Мещерякова А.В. Северное сотрудничество: проблемы и перспективы //Панорама. 2019. № 33. С. 22-28.
20. Нордеа // [Электронный ресурс]: http://www.nordea.ru/
21. Обухов Н.П. Бреттон-вудская валютно-финансовая система // Финансы. 2008. №12. С. 70-78.
22. Северная Европа регион нового развития / ред. Ю.С Дерябина, Н.М. Антюшиной. – М.: Весь мир, 2008.
23. Симакина М.А. Современная экономика и экспортно-импортные связи Норвегии // Журнал экономических исследований. 2019. Т. 5. № 5. С. 57-61.
24. Швец Н.Н., Белякова М.Ю. основные принципы функционирования системы административного лицензирования в нефтегазовом комплексе Норвегии//Вестник МГИМО Университета. 2015. № 1 (40). С. 176-182.
25. Ширяева А.Р. Приоритетные отрасли экономики скандинавских стран // В сборнике: Научный диалог: Экономика и менеджмент Сборник научных трудов по материалам XXIV международной научной конференции. 2019. С. 36-38.
26. Эксперт северо-запад №40-41 (739) 3 октября 2016-16 октября 2016. Нефтяной полярный горизонт. // [Электронный ресурс]: http://expert.ru/northwest/2016/40/neftyanoj-polyarnyij-gorizont/



Научная литература на иностранном языке

27. Aldridge, Susan (1 June 2008), «Norway's Oncology Efforts are Coalescing», Genetic Engineering & Biotechnology News, Clinical Research & Diagnostics, Mary Ann Liebert, Inc., 28 (11), pp. 58, 60, ISSN 1935-472X, OCLC 77706455, archived from the original on 24 January 2013, retrieved 3 January 2010
28. Exports of oil and gas // [Электронный ресурс]: https://www.norskpetroleum.no/en/production-and-exports/exports-of-oil-and-gas/
29. Favourable growth in the Norwegian economy // [Электронный ресурс]: https://www.regjeringen.no/en/whatsnew/Ministries/fin/news/2018/key-figures-for-the-norwegian-economy/favourable-growth-in-the-norwegian-economy/id2593404/
30. Federal Government | Homepage - Bundesregierung //[Электронный ресурс]: https://www.bundesregierung.de/Webs/Breg/EN/Homepage/_node.html; The Government of the French Republic // [Электронный ресурс]: http://www.gouvernement.fr/en/news
31. Government Pension Fund Global Annual report 2018 // [Электронный ресурс]: https://www.nbim.no/contentassets/02bfbbef416f4014b043e74b8405fa97/annual-report-2018-government-pension-fund-global.pdf
32. Hodne, Fritz. The Norwegian Economy, 1920-1980. London: Croom Helm and St. Martin’s, 1983.
33. Jostling for supremacy // Euromoney. – L, 1999. – March. – P.78
34. Klovland, Jan Tore. “Monetary Aggregates in Norway, 1819-2003. Norges Bank: Occasional Papers, no. 1 (2004a): 181-240
35. Nikel D. Norway in 1900: Amazing Souvenir Lantern Slides // [Электронный ресурс]: https://www.lifeinnorway.net/norway-in-1900-amazing-souvenir-lantern-slides/
36. Norway // [Электронный ресурс]: https://www.forbes.com/places/norway/
37. Norway Economy Profile 2019 // [Электронный ресурс]: https://www.indexmundi.com/norway/economy_profile.html
38. Norway threatened by GDP decline // [Электронный ресурс]: https://www.europeanceo.com/industry-outlook/norway-threatened-by-gdp-decline/
39. Norway: Economic and Political Overview // [Электронный ресурс]: https://www.nordeatrade.com/en/explore-new-market/norway/economical-context
40. Norway’s oil history in 5 minutes // [Электронный ресурс]: https://www.regjeringen.no/en/topics/energy/oil-and-gas/norways-oil-history-in-5-minutes/id440538/
41. Norwegian fisheries management // [Электронный ресурс]: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/fkd/brosjyrer-og-veiledninger/folder.pdf
42. Norwey - Analysis - U.S. Energy Information Administration (EIA) // [Электронный ресурс]: https://www.eia.gov/international/analysis/country/NOR
43. Observation and exclusion of companies // [Электронный ресурс]: https://www.nbim.no/en/the-fund/responsible-investment/exclusion-of-companies/
44. OECD Economic Surveys Norway December 2019 // [Электронный ресурс]: https://www.oecd.org/economy/surveys/Norway-2019-OECD-Economic%20Survey_Overview.pdf
45. Statistics Norway // [Электронный ресурс]: https://www.ssb.no/en
46. The Economic History of Norway // [Электронный ресурс]:https://eh.net/encyclopedia/the-economic-history-of-norway/
47. The economic situation in Norway // [Электронный ресурс]:https://www.norges-bank.no/en/news-events/news-publications/Speeches/2000/2000-03-30/
48. The Economy Of Norway https://www.worldatlas.com/articles/the-economy-of-norway.html
49. The European Economic Area Agreement // [Электронный ресурс]: https://www.regjeringen.no/en/topics/european-policy/eos/id115261/
50. The government's revenues// [Электронный ресурc]: https://www.norskpetroleum.no/en/economy/governments-revenues/
51. The history Global // [Электронный ресурс]: https://www.nbim.no/en/the-fund/the-history/
52. The Norwegian Economy 1900-2000: From Rags to Riches // [Электронный ресурс]: https://www.uio.no/studier/emner/hf/iln/NORINT0500/h08/undervisningsmateriale/The_Norwegian_Economy_1900-2000.pdf
53. The Private Sector // [Электронный ресурс]: http://folk.uio.no/kristori/prosus/susnordic/norway/business_sector/

Вопрос-ответ:

Как развивалась экономика Норвегии в период с 1970 по 2000 годы?

В период с 1970 по 2000 годы экономика Норвегии испытала значительный рост. Это было обусловлено прежде всего развитием сырьевого сектора страны, так как Норвегия являлась крупным экспортером нефти и газа. Развитие сырьевого сектора способствовало росту доходов населения и улучшению социально-экономических показателей страны.

Какие тенденции социально-экономического развития можно наблюдать в Норвегии с 2000 по 2019 годы?

В период с 2000 по 2019 годы в Норвегии продолжилось устойчивое социально-экономическое развитие. Страна успешно развивала свои нефтегазовые ресурсы, что обеспечивало стабильный рост экономики и высокие доходы населения. В этот период были проведены реформы в области социальной политики, направленные на улучшение условий жизни граждан и создание благоприятной инвестиционной среды.

Какую роль играет сырьевой фактор в социально-экономическом развитии Норвегии?

Сырьевой фактор играет ключевую роль в социально-экономическом развитии Норвегии. Благодаря наличию богатых нефтегазовых ресурсов, страна стала одним из крупнейших экспортеров энергетических ресурсов в мире. Это обеспечило стабильные доходы государства, высокую занятость населения и развитие социальной сферы. Однако, Норвегия также активно развивает другие отрасли экономики, чтобы диверсифицировать свою экономическую базу и снизить зависимость от сырьевых ресурсов.

Какую роль сырьевой фактор играет в энергетическом секторе экономики Норвегии?

Сырьевой фактор играет важную роль в энергетическом секторе экономики Норвегии. Благодаря нефтяным и газовым месторождениям, страна производит значительное количество нефти и газа. Эти ресурсы являются основой экспорта Норвегии и обеспечивают значительную часть доходов государства. Кроме того, ресурсы используются для удовлетворения внутреннего потребления страны в энергетических ресурсах, что способствует стабильной энергетической безопасности и развитию других отраслей экономики.

Какова история социально-экономического развития Норвегии в 1970-2000 годах?

В 1970-2000 годах Норвегия пережила значительный экономический рост благодаря развитию нефтяной промышленности. В это время началась активная эксплуатация нефтяных месторождений в Северном море. Это привело к значительному увеличению экспорта нефти и газа, что в свою очередь сильно повлияло на развитие экономики и улучшение социального благополучия населения. Также в этот период были осуществлены реформы в образовании и здравоохранении, что способствовало повышению качества жизни.

Какие тенденции социально-экономического развития можно выделить в Норвегии в 2000-2019 годах?

В период с 2000 по 2019 годы Норвегия продолжала развиваться в экономическом и социальном плане. Основными отраслями, которые способствовали росту экономики, были нефтегазовая промышленность, морской сектор, туризм и информационные технологии. Также важным направлением развития была экологизация и устойчивое использование природных ресурсов. Продолжался рост доходов населения и улучшение социального обеспечения.

Какую роль сырьевой фактор играет в социально-экономическом развитии Норвегии?

Сырьевой фактор, особенно нефтегазовая промышленность, играет ключевую роль в социально-экономическом развитии Норвегии. Экспорт нефти и газа приносит значительные доходы в государственный бюджет и способствует созданию рабочих мест. Богатство природными ресурсами позволяет государству финансировать социальные программы, образование, здравоохранение и пенсии. Однако, сырьевая зависимость также создает риски, связанные с колебаниями цен на энергоносители.

Какое было социально-экономическое развитие Норвегии в 1970-2000 годах?

Социально-экономическое развитие Норвегии в 1970-2000 годах было достаточно благоприятным. В это время страна испытывала значительный экономический рост благодаря развитию нефтегазовой промышленности. В связи с этим, национальный доход существенно увеличился, что позволило осуществить масштабные инвестиции в образование, здравоохранение и социальную сферу. Эти меры привели к повышению уровня жизни и благополучия населения.

Какие были тенденции социально-экономического развития Норвегии в 2000-2019 годах?

В период с 2000 по 2019 годы в Норвегии наблюдались несколько основных тенденций социально-экономического развития. Во-первых, продолжался рост производительности и уровня жизни населения. Во-вторых, страна столкнулась с демографическим вызовом в виде стареющего населения и низкой рождаемости, что требовало нахождения новых путей для устойчивого развития. В-третьих, региональные различия в развитии оставались важной проблемой, исключающей некоторые районы из полного участия в достижениях основной части страны.