Развитие внимания младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 50 + 50 источников
- Добавлена 16.03.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретические основы характеристики внимания и условия его развития 5
1.1. Виды внимания, основные функции и свойства 5
1.2.Условия развития внимания младших школьников 12
1.3.Особенности развития внимания младших школьников 15
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания младших школьников 20
2.1. Характеристика методик для диагностики и развития внимания 20
2.2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы 21
2.3. Практические рекомендации по развитию внимания детей младшего школьного возраста 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 34
Также это понятие особенно означает сосредоточение сознания, особенно которое подразумевает под особенно собой высокую степень особенно чувственной, двигательной или особенно интеллектуальной активности.Также внимание особенно является как самостоятельной единицей особенно психических свойств человека, так и в то же время особенно спутником других процессов мозговой деятельности. Внимание младших особенно школьников характеризуется малой устойчивостью, особенно малым объемом, слабым распределением особенно деятельности и неразвитым переключением. В этом возрасте у особенно детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому особенно в процессе обучения необходимо особенно учитывать особенности внимания. Для выявления уровня особенно развития внимания младших школьников была проведена экспериментальная работа. Исследование проводилось на базе на базе МОУ СОШ №1 г. Задонска Липецкой области.В исследовании принимали участие ученики 1 «А» класса в количестве 26 человек.Исследование включало три этапа: 1. Констатирующий эксперимент. 2. Формирующий эксперимент. 3. Контрольный эксперимент. Для диагностики уровня развития свойств внимания младших школьников была использована методика – Корректурная проба Бурдона.На основе данных констатирующего эксперимента и наших наблюдений мы определили, что у детей недостаточно развиты основные свойства внимания, такие как: устойчивость, переключение, концентрация и т.д. Для более высокого уровня развития этих свойств внимания необходимо проведение коррекционно-развивающих занятий. В связи с чем нами была разработана программа развития внимания младших школьников.После занятий по программе была нами проведена повторная диагностическая работа. Сравнительный анализ результатов на констатирующем и контрольном этапе экспериментальной работы показал, что после проведения коррекционно-развивающих занятий уровень развития свойств внимания младших школьников значительно повысился. Уровень развития внимания младших школьников повысился. Мы видим положительную динамику. Дети стали более внимательны, способны удерживать внимание на определенных вещах значительно дольше, чем до проведения формирующей работы. Число учеников с низким показателем значительно сократилось, а с высоким – увеличилось.На основании полученных результатов можно утверждать, что проведенная нами целенаправленная работа по развитию внимания младших школьников была эффективна. Список использованной литературы1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студент. вузов. – М.: Академия, 2012. – 638 с. 2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 2007. – 254 с. 3. Батий Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий // Начальная школа. – 2011. – №4. – С.41- 43. 4. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. – 2015. – №5 – С. 26 – 31. 5. Берцфаи Л.В., Поливанова К.Н. Диагностика действия контроля // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., 2004. – С. 29-40 . 6. Берцфаи Л.В., Романко В.Г. Исследование особенностей рефлексивного контроля. Сообщение 1 // Новые исследования в психологии. – 2010. – №2 – С. 68-72. 7. Берцфаи Л.В. Специфика учебного действия контроля // Вопросы психологии. – 2009. – №4. – С. 55-60. 8. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей: 2 класс. – М.: Росмэн-Пресс, 2015. – 79 с. 9. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа. – 2014. – №7. – С.61-71. 10. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. – М., 2014. – С.187-190. 11. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. – М., 2015. – 221с. 12. Гоноблин А.Н. Внимание и его воспитание. – М.: Просвещение, 2014. – 211с. 61 13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 2011. – 239 с. 14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 2012. – 544 с. 15. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность? // Начальная школа – 2009. - №7. – С. 12-18. 16. Елагина Л.Н. Самоконтроль и самооценка в процессе обучения математике // Начальная школа. – 2003. – №8. – С. 65-67. 17. Ересь Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе. – Мн.: Нар. света, 2011. – 64 с. 18. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психологопедагогическая диагностика и консультирование». – М.: В. Секачев, 2014. – 80 с. 19. Захарова А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников. – М., 2012. – 234 с. 20. Заремба В.Б. Методическое письмо по организации практикума по психологии в пед. училищах. – М., 2008. – 62 с. 21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов на Дону: Феникс, 2016. – 476 с. 22. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. инст. – М.: просвещение, 2014. – 496 с. 23. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с. 24. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. – М.: Наука, 2011. – 223 с.25. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 2015. – 352 с.26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 2015. – 176 с. 27. Леонтьев Л.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2012. – 364 с. 28. Максимова Т.П. Влияние формы кооперации младших школьников на развитие контрольно-оценочных действий // Развитие мотивационно – познавательной сферы младшего школьника в условиях учебной деятельности. – Волгоград, 2011. – 276 с. 29. Мальцева К.П. Самоконтроль в учебной работе младшего школьника. – М., 2012. – 389 с. 30. Мор Г.Я. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся // Начальная школа. – 2013. – №11. – С.38-43. 31. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 2015. – Т.1. – 688 с. 32. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – М., 2011. – 290 с. 33. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2010. – 137 с. 34. Петровский В.А., Черепанова Е.М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания // Вопросы психологии. – 2007. - №5 – С.48-51. 35. Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учебник для студ. пед. вузов. В 2 кн. – М.: Владос, 2016. – Кн.1. Общие освновы. Процесс обучения. – 576 с. 36. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 2016. – 168 с. 37. Поливанова К.Н. Психологические формирования действия контроля в учебной деятельности // Новые исследования в психологии. – 2014. – №1 – С. 65-68. 38. Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2016. – 223 с.39. Психология и педагогика дидактической игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 2014. – 347с. 40. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в обучении и воспитании младших школьников: Межвузовский сборник научных трудов. – СПб., 2015. – 132 с. 41. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Начальная школа. – 2014. – №7. – С.19- 24. 42. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - Томск: Пеленг, 2015. – 62 с. 43. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. И.К. Давыдова. Т.1.- М.; Научное издательство, 2014. – 458с. 44. Сухих А.В. Психология развития внимания и памяти: Учебное пособие для студ. универс-та. 4.2. – Кемерово: КемГУ, 2011. – 112 с. 45. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2003. – 374 с. 46. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 144 с. 47. Фридман Л.М., Кулагина М.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 2012. – 287 с. 48. Хресоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. инст-тов / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2014. – 447 с. 49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 2011. – 342 с. 50. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 2016. – №4 – С. 57- 61.Приложение1Методика Корректурная проба БурдонаОписание: Учитель даёт детям бланк корректурной пробы, состоящий из 1480 букв, расположенных по 40 знаков в ряду и сообщает инструкцию: «На бланке строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и подчёркивать все буквы «К» и зачёркивать все буквы «И». Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» и «И» не пропускать и не одной лишней не вычеркнуть. Кроме того, когда я скажу: «Черта!» - поставьте вертикальную черту у той буквы, у которой вас застал мой сигнал, и продолжайте работать дальше. Всё понятно?». Учитель включает секундомер и даёт испытуемым сигнал начать. Через каждую минуту он произносит слово: «Черта». Общая длительность эксперимента 10минут. Обработка результатов: Обработка экспериментальных данных проводится по трём показателям: устойчивость, концентрация, точность. Показателями скорости является количество букв, просмотренных в течении всего эксперимента. Показателем точности является число ошибок, к которым относят пропуск тех букв, которые нужно было вычеркнуть (подчеркнуть), неправильно вычеркнутые буквы, пропущенные строчки. На основании полученных данных вычисляются показатели путём подсчёта количества просмотренных букв. Продуктивность внимания подсчитывается по формуле: Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле: К = m:n * 100 %, где: К - точность, n - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m - количество правильно вычеркнутых во время работы букв. Интегральный показатель устойчивостивнимания вычисляется по формуле: А= В+С, где: В - продуктивность, С- устойчивостьПоказателиРезультатыКоличество просмотренных за 10 минут букв Количество правильно вычеркнутых букв Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть Точность выполнения задания, % Оценка точности, баллы Оценка продуктивности, баллы Оценка устойчивости, мобилизуемости, баллы Бланк методики «Корректурная проба Бурдона»С Х А В С Х Е Б И Х Н А И С Н Х В Х В К С Н А Н С В Х В Х Е Н А И С Н Е В Х А КВ Н Х И В С Н А В С А В С Н А Е К В А Х В К Е С В С Н А Н С А Н С Н А В Х Н Б КН Х И С Х В Х Е К В Х И В Х К И С Н Е И М А Н Е Н К Х К И К Х Е К В К И С В Х ИХ А К Х Н С К А И С В Е К В Х Н А И С Н Х Е К Х И С Н А К С К В Х К В Н А В С НИ С Н А И Х А Е Х К И С Н А И К Х Е Х Е И С Н А Х К Е К Х В И С Н А И Х В Н К ХС Д А И С В Н К Х В А Н С Н А Х К К Е Х С Н А К С В Е Я В Е А Н И С Н А С Н К И ВК Х К Е К Н В Н С Н К Х В Е Х С Н А Н С К Е С Н К Н А Е Е Н К Х К В И Х К А К СА И С Н А Е Х К В Е Н В Х К Е А И С Н К А И К К В Е В Н К В Х А В Е Н В Н С Н АК А Х В Е Н Е Н А Х И Е Н А Н К В И Е А К Е Н В А К С В Е И К С Н А В А Х Е С ВН К Е С К К С В Х И Е Е В Х К Н К В С К В Е В К Н И Е С А В И Е Х С В Н А Н Е НК Е Н В К А И С Н А С Н А И С Х А К В Н Н А К С Х А Н Е Н А С Н А К С В К Х Е ВЕ В Х К Х С Н Е Н С Н А И С Н К В К Х В Е К Е В К В Н А И С Н А И С Н К Е В К ХА В Е Н А Х К А С Е С Н А Н С Е С Х К В А И С Н А С А В К Х С Н Е И С Х И Х Е КП И К В Е Н А Н Е Н Е К Х А В И Х Н В И Х К Х Е Х Н В И С Н В С А Е Х И С Н А ИН К Е Х В И В Н А Е И С Н В Н А С В А Е Н Х В Х В И С Н А Е И Е К А И В Е К Е ХК С Х С Н Е С А Е И Х В К Е В Е И С Н А Е А И С Н К В Е Х И К Х Н К Е А И С Н АС А К А Е К Х С В С К Х Е К Х Н А Н С Н К В С В Е С Н А И С Е К Х Е К Н А И С НИ С Н Е И С Н В И Е Х К В Х С Н В Н А К И С Х А Н Е В К Е В К И С Х Е Н С Н А ИВ Х В К С Н С Н А И А И Е Н А К С Х К И В Х Н Н К Н С Н А И В Е С Н А К Н Е Х СС Н А И К В Е Х К В К Е С В К С Н Х Н А С Н А К С Х К Х В Х Е А ЕС К С Е А И КИ С Н А Е Х К Е Х К Е И Х Н В Х А К Е И С Н А И К Х В С Х Н В И Е Х А Е С В ЕС Н А И С А К В С Н Х А Е С Х А И С Н А Е Н К П С Х К Е Х В Х В Е К Н Е И Е Н АЕ К ХЕ К Н А Н В К В К Х Е Х Н С Н Н А Н Х К А Х Е Н А И Е Н И К В К С Н С Н А ИС Х В К Р И Е Х А Н Е Х Е К В С Н Е И С Н В Н Е В Н С Н А Е А Х Н Х К С Н А Х СИ С Н А И Е И Н Е В И С Н А Н В Е В Х С Н С В А Н Е В Х Е И Х Е К Е И Е Х К И ЕК Е В Х В А Е С Н А С Н К И С Х Е А Е Х К В Е Х Е А И С Н А С В А И С Е В Е К ЕХ В Е К Х С Н К И С Е Х А Е К С Н А И И Е Х С Е Х С Н А Н С В Н Е К Х С Н А И СА В Е Н А Х Н А К Х В Е И В Е А И К В А В И Х Н А Х К С В Х Е Х И В Х А И С К АБ Н С И Е А Х С Н А Н А Е С Н В К С Н Х А Е В И К А И К Н К Н А В С Н Е К В Х КС И А Е С В К Х Е К С Н А К С Х В Х К В С Н Х К С В Е Х К А С Н А И С К С Х К ЕПриложение 2Результаты исследования свойств внимания младших школьников по методике Корректурная проба Бурдона (констатирующий этап)№Фамилия И.БаллыУровень1Овдиенко И.2низкий2Дурнев М.4средний3Алексеев К.2низкий4Васильева А.4средний5Трофимов И.5средний6Самсонов М.4средний7Баева М.5средний8Петрухин М.6средний9Дорохин А.9высокий10Кручинина А.3низкий11Корыцов И.3низкий12Шуринова О.6средний13Карнаух О.3низкий14Бондаренко С.2низкий15Каменева М.3низкий16Дорошенко А.3низкий17Целых А.6средний18Воронина О.3низкий19Алябьев А.6средний20Уткин Д.2низкий21Чуркина Е.6средний22Балашова Е.3низкий23Рыкова Е.7средний24Попова М.3низкий25Сабурова А.6средний26Патц А.3низкийНизкий уровень – 50% (13 детей)Средний уровень – 46,2% (12 детей)Высокий уровень – 3,8% (1 ребенок)Приложение 3Комплекс занятий программы развития свойств внимания младших школьниковЗанятие 1 Цель: Сплотить коллектив, развить свойства внимания. Задачи: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, знакомство с правилами работы на занятиях; развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания, слуховой и кинестетической памяти, логического мышления, временной ориентации. 1. Приветствие. Ритуал приветствия2. Разминка. Игра «Волшебный клубок». Цель: Знакомство друг с другом. 3.Основная часть.Упражнение, направленное на развитие временной ориентации, концентрации и устойчивости внимания, волевой сферы «Минутка». Цель: Развить временную ориентацию, концентрацию и устойчивость внимания. Упражнение на развитие свойств внимания, зрительной памяти «Живая картинка». Цель: Развитие зрительной памяти. Упражнение, направленное на развитие свойств внимания«Слова – невидимки». Цель: Развитие концентрации внимания. Упражнение на развитие концентрации и распределения внимания, слуховой памяти «Восстановить пропущенное слово». Цель: Развить распределение внимания. 4. Рефлексия занятия. Ритуал прощания.Занятие 2 Цель: Развить свойства внимания, мышления, воображения. Задачи: развитие концентрации, объёма и распределения внимания, зрительной памяти, конвергентного мышления, воображения. 1.Приветствие. Ритуал приветствия.2. Разминка Упражнение на активизацию «Мяч». Цель: Развитие ассоциативного мышления. 3. Основная часть Игра на развитие распределения внимания, логического мышления «Анаграммы». Цель: Развить мышление и концентрации внимания. Игра на развитие распределения внимания, кинестетического восприятия «Опаздывающее зеркало». Цель: Развить восприятие и распределение внимания. Упражнение, направленное на развитие распределение внимания и ковергентного мышления «Переструктурирование слова». Упражнение «Придумай предмет». Цель: Развить объём и переключение внимания.4. Рефлексия занятия. Ритуал прощания.Занятие 3 Цель: Развитие свойств внимания, пространственной ориентации, мышления, воображения. Задачи: развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения, переключения внимания, пространственной ориентации, гибкости мышления, воображения. 1. Приветствие. Ритуал приветствия. 2. Разминка. Игра «Небо, земля, вода». Цель: Развить объём, распределения и переключения внимания. 3.Основная часть. Упражнение «Минутка». Цель: Развитие временной ориентации, концентрации и устойчивости внимания, волевой сферы.Упражнение «Примеры и текст». Цель: Развитие концентрации, распределение и переключение внимания.Упражнение «Заполнить пропуски в словах». Цель: Развитие устойчивости внимания, гибкости мышления.Игра «Муха». Цель: Развитие концентрации, устойчивости внимания, пространственной ориентации.4. Рефлексия занятия. Ритуал прощания.Занятие 4 Цель: Развить концентрацию и распределение внимания.Задачи: развитие концентрации, распределения внимания. 1. Приветствие. Ритуал приветствия. 2. Разминка. Игра «Путешествие». Цель: Активизировать участников, развить объём внимания, слуховой памяти.3.Основная часть.Упражнение «Каждой руке своё дело». Цель: Развить распределение внимания.Упражнение «Числовые ряды». Цель: Развить устойчивость внимания, умения устанавливать закономерности.Игра «Испорченный телефон». Цель: Развить концентрацию внимания, наблюдательность, воображение. 4.Рефлексия занятия.Ритуал прощания.Занятие 5 Цель: Развить устойчивость внимания, смысловой памяти, логического мышления.1. Приветствие. Ритуал приветствия. 2. Разминка Игра «Стой спокойно».Цель: Развить концентрацию, устойчивость внимания, пространственную ориентацию. 3.Основная часть.Упражнение «Пиктограммы». Цель: Развить концентрацию внимания, смысловую память. Упражнение «Вставь недостающее число». Цель: Развить устойчивость внимания и логического мышления.Игра «Птичка». Цель: Развить устойчивость и объём внимания. Игра «Ассоциации». Цель: Развить концентрацию, объём внимания, гибкость мышления.4. Рефлексия занятия. Ритуал прощания.Занятие 6 Цель: Развить концентрацию, устойчивость, объем внимания; развить пространственную ориентацию, смысловой памяти,воображения. 1. Приветствие. Ритуал приветствия. 2. Разминка Игра «Узнай по голосу». Цель: Развить концентрацию внимания, активизация на работу.3.Основная часть.Упражнение «Слова – признаки». Цель: Развить концентрацию внимания и смысловой памяти.Упражнение «Человечек». Цель: Развить концентрацию внимания, пространственной ориентации.Игра «Глухой телефон». Цель: Развить концентрацию и переключение внимания 4. Рефлексия занятия. Ритуал прощания.Занятие 7 Цель: Развить концентрацию, устойчивость, распределение внимания; развить логическое мышление. 1. Приветствие. Ритуал приветствия. 2. Разминка. Игра «Небо, земля, вода». Цель: Развить объём, распределения и переключения внимания. 3.Основная часть.Упражнение «Закодированные примеры». Цель: Развить распределение внимания и логического мышления.Игра «Четыре стихии». Цель: Развить устойчивость внимания.Упражнение «Улови сразу». Цель: Развить концентрацию внимания.Упражнение «Реши анаграммы». Цель: Развить устойчивость внимания, логическое мышление. 4. Рефлексия занятия. Ритуал прощания.Приложение 4Результаты исследования свойств внимания младших школьников по методике Корректурная проба Бурдона (контрольный этап)№Фамилия И.БаллыУровень1Овдиенко И.3низкий2Дурнев М.4средний3Алексеев К.2средний4Васильева А.8высокий5Трофимов И.5средний6Самсонов М.8высокий7Баева М.5средний8Петрухин М.6средний9Дорохин А.9высокий10Кручинина А.4средний11Корыцов И.5средний12Шуринова О.9высокий13Карнаух О.6средний14Бондаренко С.4средний15Каменева М.5средний16Дорошенко А.5средний17Целых А.9высокий18Воронина О.4средний19Алябьев А.9высокий20Уткин Д.5средний21Чуркина Е.9высокий22Балашова Е.3низкий23Рыкова Е.7средний24Попова М.3низкий25Сабурова А.6средний26Патц А.3низкийНизкий уровень – 15,4% (4ребенка)Средний уровень – 57,7% (15 детей)Высокий уровень – 26,9% (7 детей)
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студент. вузов. – М.: Академия, 2012. – 638 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 2007. – 254 с.
3. Батий Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий // Начальная школа. – 2011. – №4. – С.41- 43.
4. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. – 2015. – №5 – С. 26 – 31.
5. Берцфаи Л.В., Поливанова К.Н. Диагностика действия контроля // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., 2004. – С. 29-40 .
6. Берцфаи Л.В., Романко В.Г. Исследование особенностей рефлексивного контроля. Сообщение 1 // Новые исследования в психологии. – 2010. – №2 – С. 68-72.
7. Берцфаи Л.В. Специфика учебного действия контроля // Вопросы психологии. – 2009. – №4. – С. 55-60.
8. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей: 2 класс. – М.: Росмэн-Пресс, 2015. – 79 с.
9. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа. – 2014. – №7. – С.61-71.
10. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. – М., 2014. – С.187-190.
11. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. – М., 2015. – 221с.
12. Гоноблин А.Н. Внимание и его воспитание. – М.: Просвещение, 2014. – 211с. 61
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 2011. – 239 с.
14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 2012. – 544 с.
15. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность? // Начальная школа – 2009. - №7. – С. 12-18.
16. Елагина Л.Н. Самоконтроль и самооценка в процессе обучения математике // Начальная школа. – 2003. – №8. – С. 65-67.
17. Ересь Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе. – Мн.: Нар. света, 2011. – 64 с.
18. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психологопедагогическая диагностика и консультирование». – М.: В. Секачев, 2014. – 80 с.
19. Захарова А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников. – М., 2012. – 234 с.
20. Заремба В.Б. Методическое письмо по организации практикума по психологии в пед. училищах. – М., 2008. – 62 с.
21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов на Дону: Феникс, 2016. – 476 с.
22. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. инст. – М.: просвещение, 2014. – 496 с.
23. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с.
24. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. – М.: Наука, 2011. – 223 с.
25. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 2015. – 352 с.
26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 2015. – 176 с.
27. Леонтьев Л.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2012. – 364 с.
28. Максимова Т.П. Влияние формы кооперации младших школьников на развитие контрольно-оценочных действий // Развитие мотивационно – познавательной сферы младшего школьника в условиях учебной деятельности. – Волгоград, 2011. – 276 с.
29. Мальцева К.П. Самоконтроль в учебной работе младшего школьника. – М., 2012. – 389 с.
30. Мор Г.Я. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся // Начальная школа. – 2013. – №11. – С.38-43.
31. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 2015. – Т.1. – 688 с.
32. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – М., 2011. – 290 с.
33. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2010. – 137 с.
34. Петровский В.А., Черепанова Е.М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания // Вопросы психологии. – 2007. - №5 – С.48-51.
35. Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учебник для студ. пед. вузов. В 2 кн. – М.: Владос, 2016. – Кн.1. Общие освновы. Процесс обучения. – 576 с.
36. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 2016. – 168 с.
37. Поливанова К.Н. Психологические формирования действия контроля в учебной деятельности // Новые исследования в психологии. – 2014. – №1 – С. 65-68.
38. Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2016. – 223 с.
39. Психология и педагогика дидактической игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 2014. – 347с.
40. Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в обучении и воспитании младших школьников: Межвузовский сборник научных трудов. – СПб., 2015. – 132 с.
41. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Начальная школа. – 2014. – №7. – С.19- 24.
42. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - Томск: Пеленг, 2015. – 62 с.
43. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. И.К. Давыдова. Т.1.- М.; Научное издательство, 2014. – 458с.
44. Сухих А.В. Психология развития внимания и памяти: Учебное пособие для студ. универс-та. 4.2. – Кемерово: КемГУ, 2011. – 112 с.
45. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2003. – 374 с.
46. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 144 с.
47. Фридман Л.М., Кулагина М.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 2012. – 287 с.
48. Хресоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. инст-тов / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2014. – 447 с.
49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 2011. – 342 с.
50. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 2016. – №4 – С. 57- 61.
Вопрос-ответ:
Какие виды внимания существуют у младших школьников?
У младших школьников существуют различные виды внимания, такие как зрительное внимание, слуховое внимание, тактильное внимание и моторное внимание. Каждый из этих видов внимания имеет свои особенности и функции.
Каковы основные функции внимания у младших школьников?
Основные функции внимания у младших школьников включают выборочность, устойчивость, направленность и контроль. Внимание позволяет ребенку выбирать и фокусироваться на определенных объектах или задачах, удерживать внимание на них в течение определенного времени, направлять его на нужные действия и контролировать процесс восприятия и мышления.
Какие условия способствуют развитию внимания у младших школьников?
Развитию внимания у младших школьников способствуют такие условия, как позитивная эмоциональная обстановка, интересные и разнообразные задания, систематическая тренировка внимания, создание условий для самостоятельной работы и взаимодействия с другими детьми, а также поддержка педагогов и родителей.
Какие особенности развития внимания у младших школьников можно выделить?
У младших школьников развитие внимания происходит постепенно. Они становятся способными контролировать и удерживать внимание на задаче в течение все более длительных периодов времени. У них также возникает способность переключаться с одной задачи на другую и фокусироваться на нескольких задачах одновременно. Кроме того, у младших школьников появляется способность контролировать и оценивать свое внимание, а также применять различные стратегии для его улучшения.
Какие методики используются для диагностики и развития внимания у младших школьников?
Для диагностики и развития внимания у младших школьников используются различные методики и тесты. Например, можно использовать тесты на сосредоточенность внимания, реакцию на сигналы и переключение внимания. Для развития внимания могут быть использованы игры, упражнения на концентрацию, задачи с повышенной сложностью и другие практические задания.
Какие виды внимания существуют и какие у них функции?
Существуют разные виды внимания: произвольное, намеренное и непроизвольное. Произвольное внимание позволяет младшим школьникам целенаправленно фокусироваться на определенной задаче или объекте. Намеренное внимание позволяет им удерживать внимание на задании в течение длительного времени. Непроизвольное внимание возникает автоматически при появлении нового и неожиданного объекта или события. Внимание выполняет функции контролирующие, регулирующие и стратегические, помогая младшим школьникам успешно выполнять учебные задания и адаптироваться к новым условиям.
Какие условия способствуют развитию внимания у младших школьников?
Развитие внимания у младших школьников способствуют определенные условия. Прежде всего, это интересные и разнообразные задания, которые привлекают их внимание. Важно также предоставлять достаточно времени для выполнения заданий и обеспечить поддержку и похвалу со стороны учителей и родителей. Структурированная и организованная обучающая среда также способствует развитию внимания у младших школьников.
Какие виды внимания существуют?
Существуют три основных вида внимания: произвольное (волевое) внимание, непроизвольное (автоматическое) внимание и разделенное (альтернативное) внимание. Произвольное внимание позволяет осознанно контролировать и направлять свое внимание на определенные объекты или задачи. Непроизвольное внимание возникает автоматически в ответ на внешние стимулы, такие как громкий звук или яркий свет. Разделенное внимание позволяет сосредоточиться на нескольких задачах или объектах одновременно.
Какие основные функции выполняет внимание?
Основные функции внимания включают селективность, устойчивость и распределение. Селективность означает способность выбирать и сосредотачиваться на определенных стимулах или задачах, игнорируя остальное. Устойчивость отражает способность поддерживать внимание на одном объекте или задаче в течение продолжительного времени. Распределение представляет собой способность распределить внимание между несколькими объектами или задачами одновременно.