Роль альманаха Женщина и Россия и журнала Мария в движении за права женщин

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Журналистика
  • 55 55 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 10.08.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ АЛЬМАНАХА "ЖЕНЩИНА И РОССИЯ" И ЖУРНАЛА "МАРИЯ" В ДВИЖЕНИИ ЗА ПРАВА ЖЕНЩИН 8
1.1 Женское движение в патриархальном обществе России 8
1.2 Диссидентское движение в СССР в лице его представительниц.................15
1.3 Журналы, разрушившие идеальный образ благополучной советской семьи.......................................................................................................................23
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕМИНИЗМА В СССР 33
2.1 Условия и причины возникновения феминизма в СССР в журналах диссидентской направленности 33
2.2 Механизм вытеснения пола в советском обществе 40
2.3 Принципиальные разногласия между советскими и европейскими журналами феминисток........................................................................................49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................55


Фрагмент для ознакомления

В качестве газетных экспертов женщин не привлекали почти никогда.За рубежом женское движение не освещалось в зарубежных репортажах, потихоньку феминистки стали занимать пустующее место «враги народа» в системе стереотипов – они представлены как недовольные жизнью, грязные тетки, которые не умеют привлекать мужчин.В Дубне Первый женский независимый форум был представлен в издании «Московский комсомолец» как собрание агрессивных лесбиянок. О российском женском движении, которое возникло к тому времени, пресса рассказывала крайне скупо, о парламентской группе «Женщины России», работающей как раз в тот период, публикаций также было немного, но единственный плюс – это то, что телевидение показывало женские лица в парламенте и женщин в качестве «говорящих голов», которые озвучивали политические идеи. В этот период стал крепнуть, правда, еще совсем робкий женский голос, для которых свобода значила не обязательное участие в деятельности общества, а была ассоциацией с правом выбора между работой вне дома и тем, чтобы посвятить себя целиком домашнему хозяйству.2.2 Механизм вытеснения пола в советском обществе«Об абсолютном уравнении всех слоев населения в правах» было объявлено после революции 1917 года, и в том же году было объявлено в одном из декретов, что отныне женщины и мужчины равны в своих правах. Бала в РСФСР даже собственная «марксистская феминистка» Александра Коллонтай, верившая в то, что отношения между женщиной и мужчиной смогла испортить частная собственность, а после революции все станет замечательно. Действительно, часть законов нового порядка была весьма прогрессивной, на первый взгляд, - закон о гражданском браке позволил сохранять женщине девичью фамилию, призналось право на аборт, упростился бракоразводный процесс. Но это были в основном права, которые от государства не требовали особых затрат и усилий. Каждая женщина, вместе с тем, должна была теперь работать – под страхом уголовной ответственности.Откат к «традиционалистскому имперству» вновь произошел в начале 1930-х годов – женщину стали урезать снова в ее правах, и были потеряны, по сути, даже те свободы, которые существовали в 1920-е годы.В отношении женщин «закрутили гайки» при Сталине – перестали выпускать контрацептивы в 1935 году, снова запретили аборты в 1936 году. В том же 1936-м приняли закон, затрудняющий бракоразводный процесс, а также фактически запретили свободные гражданские браки.Было в 1943 году введено раздельное образование для девочек и мальчиков, которое существовало в дореволюционных гимназиях – считалось, что из девочек нужно растить «воспитательниц и матерей», а из мальчиков – «бойков и воинов тыла».Чаще всего «право на труд» можно было трактовать так, что теперь женщин брали на физически тяжелые работы, которые считались прерогативой мужчин –это подавалось в СССР как «великов достижение социализма».В эпоху оттепели, в 1960-е годы женщинам стало попроще – образование с середины 1950-х стало вновь смешанным, разрешили аборты, снова упростили процедуру разводов (1965 год), ввели понятие «алиментов» (1967 год), оплачиваемые отпуска по родам и беременности (1968 год), но декретного отпуска как такового не существовало все равно практически до самого распада СССР (детей отбирали в ясли, где они без матери круглосуточно кричали, а женщин выгоняли работать).Государство, вместе с этим, пропагандировало постоянно образ «матери-работницы», с точки зрения идеологии СССР идеальный женский образ выглядел таким образом – заботливая мать, к тому же работающая на основной работе, занимающаяся домашними делами, которая стоит в очереди за покупками, готовит завтраки/обеды/ужины, ухаживает за мужем и детьми, решает домашние, семейные вопросы, стирает и убирает дома.В итоге всех «эпических фронт и безумных селекций» хорошего ничего не получилось, что и можно прекрасно увидеть на примере отношений к женщине в позднем периоде развития СССР:1. По факту в государстве никакого «равенства» не существовало. То, что женщинам разрешалось махать совковой лопатой и кайлом на стройке социализма означало лишь небольшую вилку выбора в неправом, принудительном законе о работе – иди копай лопатой или работай в конторе, иначе могут и посадить.2. Не существовало «равенства женщин в семье» - ей отводилась роль работающей домохозяйки, при том, что до революции женщины могли заниматься только домом и ничем, а в СССР они были обязаны еще и работать на государство. По умолчанию при этом считалось адекватным, что женщина тянет все «домашнее хозяйство» на себе – мужчинам этим заниматься как бы «неприлично».3. Вся политика государства в СССР определялась мужчинами, женщинам отводились за редким исключением маловажные, внутренние вопросы, к примеру, курирование министерства культуры (Фурцева), а в основном страной правили деды-долгожители. Было заметно практически во всех сферах жизни, что это была власть «престарелого» политбюро – начиная отсутствием в продаже гигиенических средств и заканчивая идеологический конспирологической «накачкой».4. Бытовой сексизм процветал повсеместно – при всем декларировании «равенства мужчин и женщин», женщины считались глупее мужчин в целом, женщину в случае чего можно и «поколотить», что и называлось «учить уму-разуму». Поговорки по типу «бьет – значит любит» в СССР пользовались особой популярности в «неравных» семьях, считаясь примером нормальных отношений, что в принципе поддерживалось и масскультом, и обществом.Как отмечает Поленина С.В. в своем научном труде «Советская женщина в обществе и семье»: «Существенное влияние на характер труда женщин оказывает научно-техническая революция. Механизация и автоматизация производственных процессов, повышение научной организации труда способствует расширению границ применения женского труда. Соответственно возрастает доля женщин в машиностроении, электротехнической промышленности, приборостроении и в других технически передовых отраслях.В результате в СССР каждый третий инженер - женщина; на каждые 4 врача приходится 3 женщины. Растет и общее число женщин, занимающихся научной деятельностью либо являющихся членами творческих союзов».Помимо того, исследовательница так описывает механизм вытеснения пола в советском обществе в тот период: «Вместе с тем и в наши дни не утратил актуальности призыв В.И. Ленина к тому, «чтобы женщины-работницы все больше и больше участия принимали в управлении общественными предприятиями и в управлении государством. Управляя, женщины научатся быстро и догонят мужчин». Так, в общей численности учителей в СССР женщины составляют 71%. Женщины возглавляют 85% начальных школ. Однако среди директоров восьмилетних школ их только 38%, а среди директоров средних школ - 34%. Подобная тенденция наблюдается и в других областях народного хозяйства и социальной жизни. Это обстоятельство особо отмечалось на XXVI съезде КПСС, признавшем, что возможности для выдвижения женщины на ответственные посты реализуются еще не в полной мере и что такое положение необходимо исправить».Роман Н. Чернышевского «Что делать?» был символом веры для шестидесятников. Чернышевский в нем поднял тему эмансипации до уровня самых значимых проблем общества России. Для него гуманизация отношений между полами является необходимой основой для радикальных общественных перемен. Он рассмотрел эмансипацию в виде двустороннего процесса, который в равной мере необходим как женщине, так и мужчине. Чернышевский был убежден, что для преобразования отношений между мужчиной и женщиной, перераспределения труда между ними, установления партнерства, взаимного доверия и равенства, уважения мужчина не просто должен быть активным началом, но и началом страдательным, если необходимо – ведь на нем лежит вина за женское многовековое рабство.Исследователем было предложено что-то вроде мер по мужской «позитивной дискриминации» - его весомой ответственности за перестройку отношений между полами, но, в первую очередь, семейных отношений. Это был яркий признак того, что начался процесс разделения сфер общественной и частной жизни и перестройки отношений в семье на партнерских, новых началах. Потому центральное место в романе Чернышевского занимает тема любви, свободных, новых форм брака – это тема популярная в то время.Новые люди, представители передового русского общества, не просто поддерживали идеи преобразования патриархальной семьи, но в реальной жизни противопоставляли этой семье либо свободные союзы, либо фиктивные браки, заключавшиеся по идейным соображениям во имя освобождения женщины. Вступив в фиктивный брак, женщина получала свободу из рук мужа-единомышленника. Этот брак позволял ей, имея разрешение мужа, поступать на службу, учиться, уезжать за границу для получения диплома о высшем образовании, пока такие дипломы не стали выдавать в России, и т. д. Общество легче мирилось с такими союзами, чем с самостоятельностью одинокой женщины.Роман Чернышевского при всей его художественной беспомощности стал событием в русской идейно-политической жизни. На него так или иначе откликнулись практически все крупные мыслители: Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, Н. Федоров. Кто-то из них склонялся к защите устоев патриархата, кто-то заговорил о вечной женственности и мировой душе, о равнозначности Софии и Логоса.Представители Серебряного века русской философии уже на рубеже XIX-XX веков развернули тему шире и повели спор о тайне пола, жизни, смерти, любви, о преходящем значении патриархатного деления социальных ролей на «мужские» и «женские», о конечной андрогинности совершенного человека. Вершиной этого спора стала статья Соловьева «Смысл любви». Автор, в сущности, впервые в истории христианской мысли поднял вопрос о том, в чем принципиально заключается смысл любви между полами, чему служит человеческая любовь? Для него оправдание любви — не в деторождении, не в продолжении рода, а в совершенствовании самой личности, в «соединении неба с землей», «духовного с телесным», «божеского с человеческим», а сама любовь — «процесс богочеловеческий». В этом высоком философском споре речь шла о процессе эмансипации или автономизации как об освобождении каждого человека от «рабства принуждающей объективности», «от власти общего, родового», оформленного в нормы патриархата, и, что особенно важно, об освобождении через любовь, посредством любви — духовной и телесной. Для России такой поворот проблемы означал попытку выйти за пределы ее традиционной культуры, заглянуть за ее горизонт по крайней мере в том, что касалось обоснования роли и назначения женщины, новых отношений между полами. Задача была трудной. Ведь традиционная культура возвышала женщину в первую очередь как силу родовую, животворящую, как мать. Мать-прародительница, мать-земля, Богородица — вот набор архетипов этой культуры, обозначающих место и функцию женщины. Индивидуальные качества, качества духовные женщина обретала здесь лишь в роли бабушки — сексуально нейтрального или даже асексуального существа. Почему это так?Даже при самом поверхностном анализе русской архаики — сказок, фольклора — возникает впечатление, что стихия женского начала всегда была в России необузданной, неукрощенной, поэтому культура табуировала эту стихию гораздо строже, чем на Западе. Запад, скажем, знал эпоху средневековых трубадуров и менестрелей с их культом Прекрасной Дамы, культом земной, приближенной Мадонны, Мадонн Ботичелли и Рафаэля, одухотворивших обнаженную плоть. В России всего этого и близко не было. Русская иконография и помыслить не могла об образе Богородицы с обнаженной грудью. На русской иконе Богоматерь всегда тщательно окутана Покровом, это сила Надмирная, Заступница перед Богом, Покровительница.Достижение контраста в показе действительности социалистических и капиталистических стран обеспечивалось за счет выявления «недостатков» и «преимуществ» в условиях жизни, деятельности женщин, защиты материнства и детства. Данная тематика находила отражение в путевых очерках, письмах отечественных и зарубежных авторов. В отечественных женских журналах обозначилось изменение ролевых функций женщины. В ней, как и раньше, ценились в первую очередь профессиональные качества. Издания сообщали о росте женских производственных кадров: в 1950 г. в стране насчитывалось 300 тыс. женщин-инженеров, техников и мастеров, свыше 100 тыс. трактористов, комбайнеров и механизаторов, более миллиона медицинских работников и 900 тыс. педагогов.Одним из последствий военных событий явилось изменение демографической ситуации. Были разрушены миллионы семей, резко возросла численность матерей-одиночек. Обозначилось превалирование женского население над мужским, что вело к росту женской рабочей силы как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Данные процессы повлекли за собой снижение рождаемости, вследствие чего правительством была организована дополнительная программа помощи многодетным и одиноким матерям. Свои задачи в складывавшейся ситуации женские журналы видели в формировании образа счастливой советской женщины, оказании ей поддержки посредством публикации советов по педагогике и медицине. В прессе была помещена серия публикаций, посвященных заботе о матери и ребенке. Под рубрикой «Беседа с матерью» («Крестьянка») и «Ответы на письма матерей» («Работница») помещались статьи о здоровье детей, воспитании в школе и в семье.Женщины Западной Европы и Америки начали выражать недовольство своим положением еще в 60-е годы, благодаря чему возникло новое идеологическое движение – неофеминизм. Его центральными задачами стали обеспечение уважения прав и интересов личности вне зависимости от пола, переоценка социальных и культурных ценностей, где главенствующие позиции были отданы мужчине. Ограничение поступления информации в СССР о жизни современниц за рубежом препятствовало распространению неофеминистской идеологии среди советских женщин. Практически безучастными они остались и в период 1976–1985 гг., объявленный ООН десятилетием женщины. В 1975 г., названном Международным годом женщины, советские труженицы демонстрировали свои профессиональные качества – в стране развернулось движение за овладение сельскими техническими профессиями, были проведены конкурсы профессионального мастерства.Кандидат филологических наук Г. Якушева в статье «Женщина в эпоху застоя и после», опубликованной в журнале «Работница», определила появление нового типа современной женщины «с достойными свободной личности установками», а Р. Елагина нарисовала саркастический портрет современницы: «вьючно-сумчатоломовое существо…, предназначенное для героических трудовых свершений..., вполне пригодное для производства детей». Иными словами, пресса не могла представить положительного идеала женщины с точными характеристиками. В 1987 г. в г. Москве прошла всесоюзная конференция женщин, а в 1988 г. – пленум Комитета советских женщин, участники которого обратились к Совету министров СССР с просьбой о введении программы оказания помощи женщине. В следующем году уже сам Президент СССР передал Верховному Совету предложение принять постановление «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи». Между тем обозначилось ухудшение духовной атмосферы в женской среде. Как констатировала в «Работнице» Г. Силласте, у 40 % женщин преобладающими являлись чувства неуверенности и разочарования (1990, № 11).2.3 Принципиальные разногласия между советскими и европейскими журналами феминистокИстория переизданий и переводов журнальных статей изложена в предисловии редактора к немецкому переизданию «Женщина и Россия» («Die Frau und Russland»). Во Францию попали два из подпольных экземпляров, один из которых в женское издание «Tierce». Первые статьи из альманаха вышли в середине декабря 1979 года в «Liberation», вскоре после чего полный перевод вышел в «Des femmes en mouvement hebdo». Тексты альманаха после этого выпускались двумя издательствами во Франции в книжной форме. Дополнительно «Edition Tierce» выпустили один том с текстами диссиденток, которые живут в Париже. Статьи из альманаха №1 в ФРГ перепечатали почти полностью в марте 1980 года в издании «Courage».Трагическое непонимание между «советскими» (которые в действительности являлись антисоветскими), и европейскими феминистками обнаружилось в Вене. Европейские феминистки боролись за женские права в патриархальном обществе, не имеющем опыта государственного феминизма, а «советские» за женские права в обществе, которое было построено на риторике равноправия и в котором женщине «позволялось» работать якобы наравне с мужчинами на тяжелейших работах.Родина-мать – мифическое существо, которое появилось на военных плакатах, в котором Н. Малаховская нашла черты хтонической древней Богини, а также всеобщее равенство без различия стали символами данного общества.Раз человек из СССР пола иметь не мог, пол не предусматривался идеологической программой, все эти «подробности» биологического характера выносились за скобки и не были приняты во внимание, что привело к пренебрежению женским здоровьем, а заодно и женским как низким, связанным с «грязной» сферой полом и бытом в сознании общества.«Советский» феминизм для западных феминисток стал феминизмом наоборот, который был вывернут наизнанку: если в некоторых странах Запада у женщин и до середины 1970-х годов не было прав принимать участие в выборах или устраиваться на работу без разрешения мужа, то женщины в СССР работали на тяжелых работах (к примеру, таскали рельсы). Санитарки, которые работали в роддомах, перенимали отсутствие пола в культуре и идеологии и воспроизводили его как циничное и грубое отношение к пациенткам на деле. Пренебрежение женским здоровьем и небрежность приводила к случаям даже в лучших клиниках (например, институт им. Отто).В обеих моделях не хватало личного пространства, но дискурсы являлись противоположными: в СССР – снимите обязанность с женщин трудиться непосильно, а на Западе – дайте женщинам право работать, где они хотят. Через несколько месяцев после того, как в конце июля 1980 года Н. Малаховская, которая была приглашена в Копенгаген на Всемирный конгресс женщин, в беседе с главой конгресса смогла выдвинуть требование по установке для женщин при физических работах ограничений в подъеме тяжестей, подобный закон в СССР был принят действительно (хоть и на бумаге). Другие требования Малаховской (улучшить обращение в абортариях и роддомах) не были услышаны.Феминизм в СССР предъявлял анализ конкретных случаев, выступал против «унисекс»-идеологии советского гражданина и возвратит женское в символический идеологической ландшафт, обращаясь к мифологии, религии.Феминизм на Западе религиозных тем чурался, рассматривая собственную задачу как тактическую борьбу за равенство на языке юриспруденции и экономики (за исключением феминистской группы во Франции, которая разрабатывала феминистский психоанализ и теорию женского письма) и зачастую отказывался признавать, что «страна победившего равноправия» действительно равенства не имеет.Феминизм в СССР говорил о дискриминации, которая наступает после провозглашения равенства. Литература и эссеистика феминизма, которая сложилась вокруг журнала «Мария», возвратила в литературу «женские» сюжеты, показав разнообразие женских типов личности и опыта, не допускала унификации и нейтрализации героев литературы.Издательницы альманаха и журнала, оказавшись за границей, свою работу продолжили в направлении, которое было начато на родине. Во Франкфурте в «Обществе прав человека» издано три номера «Марии», в самиздате Ленинграда издано пять (некоторые данные утверждают, что семь) выпусков.Редакторы постоянно менялись и их было несколько. Вначале журнал редактировали Татьяна Беляева и Клавдия Ротманова, затем – Елена Шаныгина. В конце 1981 года, после вынужденной эмиграции второго редакторского состава, редактором назначена Наталья Лазарева, осужденная за издание «Марии» выпуска №5 на срок четыре года за пропаганду и антисоветскую агитацию (статья 70).Из страны по делу «Марии» было выслано семь человек. Татьяна Мамонова стала выпускать и до сих пор выпускает альманах «Женщина и Земля», выходящий в США на английском и русском языках. Наталья Малаховская нашла путь преодоления царящего во многих странах неравноправия, как тайного, так и явного, при помощи фольклорных и филологических исследований, в центре которых содержится загадочная личность – Баба-Яга из русской народной сказки.Семантическая многослойность данного образа и его полифункциональность привели к мысли о том, что Баба-Яга, являясь единой в троих лицах, выступает трехипостасной богиней, Великой Матерью древности, о которой постоянно пишут исследовательницы на Западе. Для философского интереса Горичевой ключевой, главной фигурой стала Богородица и ее присутствие в традициях фольклора.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель написания данной дипломной работы (определить роль альманаха «Женщина и Россия» и журнала «Мария» в движении за женские права) достигнута, так как решены следующие (поставленные во введении к данной дипломной работе) задачи:1. Рассмотрены характеристики женского движения в патриархальном обществе России.2. Проанализированы основы диссидентского движения в СССР в лице его представительниц.3. Изучены журналы, которые разрушили идеальный образ благополучной советской семьи.4. Рассмотрены условия и причины возникновения феминизма в СССР в журналах диссидентской направленности.5. Проанализирован механизм вытеснения женского пола в советском обществе.6. Выявлены принципиальные разногласия между советскими и европейскими журналами феминисток.Роль женщин была неоднозначной, а их возможности — меньше, чем у противоположного пола. Как результат, с середины XIX века начал функционировать ряд женских обществ, и хотя их масштаб и популярность не были велики, плоды их деятельности можно увидеть в каждой из последующих эпох. Советская власть приписывает себе «дарование женщинам всей полноты гражданских прав». При этом феминистские идеи серьезно исказились. Работа стала не правом, а обязанностью, за отклонение от которой можно было попасть в тюрьму. Но если рабочий день мужчин заканчивался после ухода с рабочего места, женский продолжался и дома. Брачное законодательство то давало послабления в интересах женщин, то вновь ужесточалось, когда государству был необходим наиболее строгий контроль.Распавшееся на время Великой Отечественной войны Независимое Женское движение вновь возобновилось к концу 70-х, когда в диссидентском самиздате вышел альманах «Женщина и Россия». Женские диссидентские журналы были посвящены замалчиваемым в советском обществе проблемам и делали особый акцент на положении женщин: они освещали психологические проблемы взаимоотношений мужчин и женщин, проблемы семей, неравное участие отца и матери в воспитании детей, неполные семьи, аборты, роды, изнасилование, положение женщин-заключенных и бездомных. Несмотря на поднятый спектр проблем, авторы не считали свое издание феминистским, а себя — феминистками. Они ориентировались на христианские догмы, из-за чего многие сторонницы были вынуждены уйти.На Западе первые выпуски имели огромный успех. В России альманах изъяли почти на выходе, его считали бесполезным, а женский вопрос — закрытым. Советские феминистки подвергались преследованиям со стороны КГБ, участницам самиздата угрожали отнять детей и принуждали к эмиграции.В сегодняшней России феминизм почти сошел на нет. Как и в советский период «женский вопрос» считается успешно закрытым. Отечественные законы, и правда, обеспечивают женщинам равные гражданские права с мужчинами. Но действуют ли эти законы на практике — другой, еще не решенный вопрос.

-

Вопрос-ответ:

Какую роль играли альманах "Женщина и Россия" и журнал "Мария" в движении за права женщин?

Альманах "Женщина и Россия" и журнал "Мария" имели значительную роль в движении за права женщин. Они становились платформой для обсуждения важнейших вопросов, связанных с равноправием женщин и семейными отношениями. Эти публикации осветляли проблемы, с которыми столкнулись женщины в патриархальном обществе России, и помогали сформировать осознание собственных прав и возможностей.

В каких условиях развивалось женское движение в патриархальном обществе России?

Женское движение в патриархальном обществе России развивалось в условиях, когда женщины испытывали дискриминацию и лишения в правах. Они не имели политического голоса, были ограничены своим положением в семье и обществе. В таких условиях альманах "Женщина и Россия" и журнал "Мария" стали важными звеньями в борьбе за равноправие женщин и осознание их роли в обществе.

Какие женщины представляли диссидентское движение в СССР и какую роль они играли?

Женщины, представляющие диссидентское движение в СССР, имели значительную роль в борьбе за права и свободы. Они были авторами публикаций в альманахе "Женщина и Россия" и журнале "Мария". Они высказывались по вопросам равноправия, свободы слова и совести, семейных отношений. Эти женщины подвергались репрессиям со стороны советских властей, но несмотря на это, продолжали бороться за свои идеи.

Какие идеалы и образы были разрушены журналами в СССР?

Журналы "Женщина и Россия" и "Мария" разрушали идеальный образ благополучной советской семьи, создаваемый официальной пропагандой. Они обнародовывали проблемы и несовершенства советской жизни, освещали вопросы насилия в семье, неравенства в брачных отношениях, трудности материнства и другие табуированные темы.

Какую роль играли альманах "Женщина и Россия" и журнал "Мария" в движении за права женщин?

Альманах "Женщина и Россия" и журнал "Мария" играли важную роль в движении за права женщин. Они предоставляли платформу для обсуждения проблем, с которыми сталкивались женщины, а также поднимали вопросы равноправия и освобождения женщин от патриархата. Они были мощным средством распространения информации и идеологии для привлечения внимания к правам женщин и образования солидарности вокруг этой темы.

Какое место занимало женское движение в патриархальном обществе России?

Женское движение занимало довольно сложное место в патриархальном обществе России. Женщины сталкивались с множеством ограничений и дискриминации, включая ограниченные права на образование и работу. Однако они начали активно выступать за свои права и равенство, и альманах "Женщина и Россия" и журнал "Мария" стали важными площадками для обсуждения их проблем и пропаганды идеи равноправия.

Какое влияние оказывало диссидентское движение в СССР в лице его представительниц?

Диссидентское движение в СССР в лице его представительниц оказывало значительное влияние на борьбу за права женщин. Они выступали против сексистского и патриархального общества, ставили под угрозу существующие стереотипы и дающие привилегии мужчинам семейные модели. Они были активны в своих действиях, претендовали на равные права и привлекали внимание к проблемам полового насилия, семейной жестокости и другим аспектам неравенства женщин. Их влияние было особенно заметно на страницах альманаха "Женщина и Россия" и журнала "Мария".

Какую роль играли альманах "Женщина и Россия" и журнал "Мария" в движении за права женщин?

Альманах "Женщина и Россия" и журнал "Мария" играли важную роль в движении за права женщин. Они стали площадкой для обсуждения проблем и идей, связанных с женским движением. Благодаря этим изданиям женщины имели возможность высказать свои мнения, поделиться опытом и взаимной поддержкой. Они помогли укрепить и расширить феминистское сообщество, оказать влияние на общественное мнение и содействовать достижению женских прав.

Какое значение имело женское движение в патриархальном обществе России?

Женское движение в патриархальном обществе России имело огромное значение. Оно позволяло женщинам объединиться, поделиться своими проблемами и найти поддержку друг у друга. Движение выступало за равные права и возможности для женщин, боролось с сексизмом и дискриминацией. Оно также способствовало изменению стереотипов и представлений о женщинах в обществе, а также развитию женского образования и культуры.

Какое место занимали диссидентки в движении за права женщин?

Диссидентки играли важную роль в движении за права женщин. Они выступали против политического режима, который подавлял женские права и свободы. Они были активными участницами протестных акций и митингов, а также писали статьи и публикации, раскрывающие проблемы женщин. Диссидентки вносили значительный вклад в борьбу за свободу и равенство женщин в стране.

Какие идеалы семьи разрушали журналы "Женщина и Россия" и "Мария"?

Журналы "Женщина и Россия" и "Мария" разрушали идеалы благополучной советской семьи. Они поднимали вопросы о насилии в семье, о неравенстве супругов, о трудностях материнства и домашнего хозяйства. Эти издания открыто говорили о проблемах сексизма, патриархата и домашнего насилия, что вызывало негативную реакцию властей и консервативных членов общества.

Какую роль играли альманах "Женщина и Россия" и журнал "Мария" в движении за права женщин?

Альманах "Женщина и Россия" и журнал "Мария" играли важную роль в движении за права женщин, представляя платформу для обсуждения и распространения идей феминизма, равноправия и эмансипации. Они помогли формированию женского движения в России и СССР, а также привлекали внимание общественности к женским проблемам. В этих изданиях публиковались статьи, рассказы, фотографии, а также мнения и анализы представительниц женского движения, что способствовало его развитию и расширению.