Развитие познавательных интересов младших школьников на основе метода проектов
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 34 + 34 источника
- Добавлена 01.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников 7
1.1. Развитие познавательных интересов младших школьников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов школьника 14
1.3. Способы организации проектной деятельности на уроке в начальной школе 21
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. Педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников 30
2.1. Критерии и уровни развития познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности 30
2.2. Педагогический проект «Вторая жизнь пластиковым бутылкам» 38
2.3. Результаты опытно-экспериментальной деятельности 46
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Учитывая специфику обучения детей начальных классов, стоит интегрировать проекты по доминирующей деятельности (исследовательско-информационный, информационно-прикладной, информационно-игровой и др.). 2. По количеству учебных предметов, охваченных проектами: • монопредметные (внутрипредметные); • межпредметные (интегрируется содержание нескольких учебных предметов); • надпредметные(содержат содержание дисциплины, которая не входит в программы начальной школы)[]. 3. По количеству участников проектов: • индивидуальные; • парные; • групповые; • коллективные. 4. По продолжительности выполнения: • краткосрочные (мини-проекты, рассчитанные на срок от одного до нескольких уроков в течение недели): • среднесрочные (рассчитаны от двух недель до двух-трех месяцев); • долгосрочные (рассчитанные на срок один-два семестра и более). Практика свидетельствует, что долговременные проекты используют изредка, и они нуждаются в специальной подготовке учащихся, учителя и создании материальной технической базы, привлечении родителей и общества[]. 5. По характеру контактов: • внутренние (проводятся в пределах одного класса); • однопараллельные и межпараллельные (проведение в рамках параллели классов); • межшкольные (проводят с привлечением учащихся разных школ района, города); • областные; • региональные;• всероссийские; • международные. Ученики начальных классов, как правило, участвуют в проектах первого и второго типа. 6. По характеру партнерских взаимодействий: • кооперативные; • соревновательные; • конкурсные. Методикой организации проектной деятельности предусмотрено: • выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата (результатов); • определение цели и задач, направленных на поэтапное ее достижение; • определение объемов учебно-познавательной деятельности учащихся, средств и методов достижения цели, предметного интегрирования; • установление сроков и поэтапной реализации проектной деятельности;• предвидение возможных затруднений, которые будут испытывать учащиеся в процессе выполнения заданий учебного проекта; • прогнозирование способов мотивирования учащихся к проектной деятельности; • формирование гипотезы, идеи реализации; • прогнозирование возможностей исполнителей (исполнителя); • предвидения содержания и способа выполнения заданий []. Основные направления деятельности: • поисковый (определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, выдвижение гипотезы, формулирование цели, обсуждение методов исследования); • аналитический (анализ входящей информации, поиск оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности, пошаговое планирование работы); • практический (выполнение запланированных этапов); презентационный (оформление конечных результатов, подготовка и проведение презентации); • контрольный (анализ результатов, оценка качества проектной деятельности). Необходимой составляющей методики организации проектной деятельности является составление общей модели, который рассматривают как условный образ, схема конечного результата проекта. Привлечение учащихся к проектной деятельности, прежде всего, направлено на достижение конкретных целей; формирование ключевых компетентностей; формирование предметных и исследовательских умений. Организация проектной деятельности может быть реализована с использованием различных подходов: • выполнение задач учебного проекта на уроке или во время проведения серии уроков по определенной теме; • проведение проектной деятельности во внеурочное время; • презентация конечных результатов непосредственно на уроке; • презентация конечного интеллектуального (материального) продукта во время проведения воспитательного мероприятия[]. Организация работы над учебным проектом должна отвечать следующим требованиям: • проектироваться заранее; • разрабатываться с учетом учебно-познавательных потребностей учащихся, конкретных условий, возможностей и усилий всех субъектов будущей проектной деятельности; • иметь значимость для учащихся и их социального окружения; • содержать аппарат исследования и его обоснования; • обеспечивать овладение учащимися новыми знаниями, умениями, компетентностями; • иметь практическую направленность; • быть публично представленным до начала проведения, в процессе реализации и по завершению проектной деятельности; • реализовываться вариативно (ученики класса могут привлекаться к выполнению одного проекта или, объединившись в несколько групп, выполнять одновременно один из нескольких проектов и тому подобное) []. Формы проекта []:- экспозиция, коллаж- инсценирование, драматическое представление- сообщение, собеседование, сообщение- стенгазета, кроссворд, переписка, рассказ, реферат- поездка, поход- ролевая игра. Работа над проектами содержит в себе три этапа []:I. Первоначальный этап (установление широкой проблемы, подбор работников тем, объединение в группы, формирование проекта предназначенной работы и определение цели, сбор использованного материала). На первоначальном периоде обучающимся нужны учебно-координационные умения:- планировать работу;- устремить себе на осуществление установленной задачи;- осуществлять познавательную деятельность в коллективе (способность разъяснять, проявлять поддержку, способность допускать поддержку товарища);- реализовывать взаимообогащающее взаимодействие;II. Основной период (исследование методов и целей работы в группах, отбор источников нужной информации и сбор использованного материала, исследование вероятных проблем).III. Завершающий этап (организация защиты отделанных планов и их охрана, рассмотрение приобретенных итогов).Успешная реализация проектной технологии выдвигает определенные требования к учителю. Педагог начальной школы должен осознавать, что важной является разработка этапов исследовательского проекта и выявления доминирующей роли учителя или ученика и степень взаимодействия субъектов «ученик-учитель”» на различных этапах проектирования, предоставляя учителю роль независимого консультанта, а ученикам – активных участников, то есть нетипичность функций участников учебно-воспитательного процесса учитель выполняет роль координатора, консультанта, носителя информации, а ученик – активного разработчика и исполнителя проекта. Учителю начальных классов, который использует проектную деятельность, нужно четко представлять модель тех проектов, которые он будет создавать с учениками. Опыт работы показывает такую последовательность при применении метода проектов в начальной школе: от кратковременных (1-2 урока) однопредметных проектов до долговременных, межпредметных; от личных до групповых и общеклассных. Организовывая проектную деятельность в начальной школе, учитель должен учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Обеспечить мотивацию включения младших школьников в самостоятельную работу над проектом можно при условии, когда проблема проекта соответствует познавательным интересам учащихся и находится в зоне их ближайшего развития. Метод проектов имеет характерные признаки: - наличие определенной значимой для учащихся проблемы; - исходный момент – интересы детей; - доминирование принципа самостоятельности в деятельности учащихся; - использование разнообразных форм деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая; связь теории с практикой; - связь с реальной жизнью; - обеспечение максимальной познавательной активности учащихся; развитие творческих навыков учащихся; - критического мышления, умений самостоятельно искать информацию; - использование разнообразных методов, средств обучения; - осуществление монопредметних, межпредметных и надпредметных связей; - интегрирование знаний, умений из различных областей науки и искусства; - создание материалов, которые являются разными по содержанию и форме, но готовые к применению на практике; - из объектов обучения ученики превращаются всубъектов обучения; - включает в себя элементы личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода в обучении []. Таким образом, можно сделать вывод, чтоправильное использование метода проектов в начальной школе дает возможность определить его как эффективное дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их творческого мышления и формирование определенных в них личностных черт. Именно метод проектов наиболее полно обеспечивает взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в условиях личностно ориентированного обучения. Выводы по главе 1Познавательный интерес младших школьников – выразительная интеллектуальная направленность на поиск нового в предметах, явлениях, событиях, сопровождаемая стремлением глубже познать их особенности, почти всегда осознанное отношение к предметам, явлениям, событиям. Этот интерес всегда эмоционально окрашен (удивление, восторг, радость от поиска, переживания успеха, разочарование от неудачи), проявляется в волевых действиях, в познании новых сторон окружающей действительности. Интерес ребенка к различным видам деятельности (речь, рисование, занятие музыкой, лепка и т. д.) обусловлен не только доступностью и привлекательностью этих занятий, но и возрастными особенностями детей. Интерес младших школьников с возрастом растет. Этот рост зависит не только от возраста детей, но и от содержания и методов обучения.Метод проектов, в последнее время широко используемый в педагогической практике дополнительного образования, основан на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. Применение этого метода позволяет направить деятельность обучающихся на решение конкретной учебной или воспитательной проблемы. При этом результатом деятельности всегда является продукт, который разработали участники проекта для ее разрешения. Главная педагогическая цель любого проекта — формирование различных компетенций, т. е. умений, связанных с опытом их применения в практической деятельности.Проектная деятельность играет важную роль в формировании познавательных интересов младших школьников. Она позволяет максимально реализовать инициативность и самостоятельность детей, развивает любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения и в целом познавательный интерес.Правильное использование метода проектов в начальной школе дает возможность определить его как эффективное дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их творческого мышления и формирование определенных в них личностных черт. Именно метод проектов наиболее полно обеспечивает взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в условиях личностно ориентированного обучения.
2. Башаева С.А. Формирование познавательного интереса младших школьников на потенциале народных игр [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01; Дагестан. гос. пед. ун-т. – Махачкала, 2013. – 22 с.
3. Башаева, С. А. Формирование познавательного интереса младших школьников на потенциале народных игр [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Башаева Совбика Абуевна ; Дагестан. гос. пед. ун-т. – Махачкала, 2013. – 22 с. – Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/formirovanie-poznavatelnogo-interesamladshikh-shkolnikov-na-potentsiale-narodnykh-igr.
4. Булатова О. В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте. // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 11. – С. 83-85.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С.Выготский.- М.:Педагогика-Пресс, 1996.-19 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. -М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 1136
7. Гарданова, Э.Ф. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей / Э.Ф. Гарданова // Журн. Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 935— 936.
8. Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе //Наука и школа. – 2007. - №4. – С.13-15.
9. Громова, Т. , Брыкова О. Проектные шаги. Положение о проектной деятельности // Управление школой.- 2005.- № 12.- С.15.
10. Дубова, М. В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода // Начальная школа До и После.- 2010.-№ 1.- С.62.
11. Дудчик, С. В. Развитие познавательного интереса младших школьников средствами тьюторского сопровождения [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. В. Дудчик ; Ин-т теории и истории педагогики РАО. – Mосква, 2010. – 26 с. – Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/razvitie-poznavatelnogointeresa-mladshikh-shkolnikov-sredstvami-tyutorskogo-soprovozhdeniya
12. Загвязинская, Э. Как мы пришли к проектному обучению //Директор школы.- 2004.- № 9.- С. 33-40.
13. Землянская, Е. Учебные проекты в экономической подготовке школьников// Народное образование.- 2006.- № 1.- С 163-171.
14. Капустина Н. Г. Познавательные интересы младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 2. – С. 3-8.
15. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: издательский центр «Академия», 2005.
16. Косточакова, М. Г. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] / М. Г. Косточакова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. – № 8. – С. 49-53. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=20585285.
17. Лебедева, А. В. Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе. // Начальная школа. – 2010. – № 3. – С. 100-103
18. Матяш, Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.:Вентана-Граф, 2005. – 112с.
19. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208с
20. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. М.: Знание, 2009. — 246 с.
21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2012. – 656 с.
22. Нарыкова, Г.В. Метод проектов на уроках технологии.— М.,2004 .-80 с.
23. Науменко О.В. Развитие познавательного интереса младших школьников в условиях компьютерной поддержки учебного процесса. / И. В. Кузнецова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 5. – С. 41
24. Олонцева Л. Н. Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн») // Школьная педагогика. — 2019. — №2. — С. 12-19.
25. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы //Методист. – 2010. - №4. – С.44-49.
26. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова – М. : Просвещение, 2011. – 192 с.
27. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2008. – 80с.
28. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х тт. Т.1 / В.А. Сухомлинский; сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. — М.: Педагогика, 1979. — 560 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования приказ № 374 от 6.10.2009 года
30. Чижевская И. Н. Формирование познавательного интереса младших школьников средствами инфомационных технологий [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01; Брян. гос. ун-т им. акад. И. Г. Петровского. – Брянск, 2006. – 24 с. – Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/formirovanie-poznavatelnogo-interesamladshikh-shkolnikov-sredstvami-informatsionnykh-tekhno.
31. Чувашова, Е. В. Зачем нужна проектная деятельность младших школьников? // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 42-45
32. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009. - 34с.
33. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 2006. — 382 с.
34. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социальнообразовательная мысль. — 2012. — № 4. — С. 122—124.
Вопрос-ответ:
Зачем развивать познавательные интересы младших школьников?
Развитие познавательных интересов младших школьников является важной задачей, так как это способствует их активному участию в образовательном процессе, стимулирует любознательность, развивает мышление, творческие способности и самостоятельность.
Что такое проектная деятельность и почему она может помочь в развитии познавательных интересов школьников?
Проектная деятельность – это организованная форма учебно-познавательной работы, при которой учащиеся решают определенную проблему, работая над проектом. Она активизирует познавательную потребность учащихся, развивает их творческое мышление, помогает лучше усваивать знания и применять их на практике.
Как можно организовать проектную деятельность на уроках в начальной школе?
Существует несколько способов организации проектной деятельности на уроках в начальной школе. Например, можно дать учащимся задание самостоятельно исследовать определенный предмет или проблему, предложить им работать в группах, проводить исследования или создавать свои проекты. Главное – создать условия для самостоятельной творческой активности школьников.
Какой эффект может дать развитие познавательных интересов у младших школьников?
Развитие познавательных интересов у младших школьников может привести к улучшению их результатов в учебе, укреплению мотивации к обучению, расширению кругозора, развитию творческих способностей и формированию навыков самостоятельной работы.
Какие педагогические условия способствуют развитию познавательных интересов у младших школьников?
Важными педагогическими условиями, способствующими развитию познавательных интересов у младших школьников, являются: создание интересного и разнообразного учебного материала, использование интерактивных методов обучения, постановка проблемно-поисковых задач, стимулирование самостоятельной работы и творческого мышления учащихся.
Какие проблемы возникают при развитии познавательных интересов младших школьников?
При развитии познавательных интересов младших школьников могут возникать такие проблемы, как недостаточная мотивация к учению, низкий уровень активности и самостоятельности, отсутствие интереса к учебным предметам, слабая учебная мотивация.
Что такое проектная деятельность и как она помогает развитию познавательных интересов школьников?
Проектная деятельность - это способ организации учебного процесса, основанный на решении конкретных проблем или задач. Она помогает развитию познавательных интересов школьников, так как ставит перед ними реальные и интересные задачи, позволяет самостоятельно исследовать, анализировать и решать проблемы. Это активизирует ученическую деятельность и способствует развитию творческого мышления и самостоятельности.
Как можно организовать проектную деятельность на уроке в начальной школе?
Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе может быть различной. Например, ученикам можно предложить провести исследование по определенной теме, создать презентацию или мини-проект на компьютере, выполнить коллективное задание, связанное с решением определенной проблемы. Главное, чтобы задание было интересным и вызвало у школьников желание проявить свои знания и умения.
Какие педагогические условия способствуют развитию познавательных интересов младших школьников?
Для развития познавательных интересов младших школьников необходимо создать такие педагогические условия, как: эмоционально-ценностное отношение к учению, наличие интересного и содержательного учебного материала, организация совместной деятельности с другими учениками, возможность выбора задания или темы для исследования, поощрение творческого мышления и самостоятельности.
Какая проблема рассматривается в третьей главе статьи?
В третьей главе статьи рассматривается проблема развития познавательных интересов младших школьников на основе метода проектов.