Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 03.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников 6
1.2. Чувство ритма у детей дошкольного возраста 12
1.3. Психолого-педагогические условия развития чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях 17
Выводы по главе 1 22
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ 24
2.1. Выявление уровня развития чувства ритма у дошкольников 24
2.2. Практическая работа по развитию чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду 28
2.3. Сравнительный анализ результатов проведенного исследования 50
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….61
Основные виды движений: Марш колонной, Марш парами, галоп, топающий шаг, легкий бег.Задания выполняются в соответствии с порядком видео и музыки. 2. Музыкально-дидактическая игра "Ударник" для развития чувства ритма. Барабан разбудит всех, как задорный, звонкий смех. Если где-то проходит марш, парад, служить ему очень приятно! Дети передают барабанную палочку по кругу. При изменении характера музыки ребенок с палочкой подходит к барабану и выстукивает ритмический рисунок на задании.4. Музыкально-ритмическое упражнение "моряки". Элементы русского танца исполняются сначала в сопровождении уверток, затем под музыку.5. Музыкальная игра для развития коммуникативных качеств, координации движений, чувства ритма «морская волна».С использованием вуали. Дети стоят по периметру завесы и ритмично поднимают и опускают ее, при этом они на собственном опыте убеждаются, что ткань будет послушной только в том случае, если их действия будут скоординированы.Музыкальное сопровождение "Вальс" А. Грибоедова.1 часть. Малые волны.Часть 2. Море волнуется.3 часть. Шторм.4 часть. Рябь (Бегущая по кругу).6. Игра для развития детского танцевального творчества «строй».Дети исполняют импровизационные танцевальные движения в соответствии с характером музыки. С окончанием музыкального фрагмента они выстраиваются в соответствии с образом: в столбик, по кругу, по диагонали, в ряд.Под звуки военного марша дети покидают зал.Занятие №4 «Музыкальная елочка»Цель:Развитие ритмического слуха через различные виды музыкальной деятельности.Задачи:• способствовать развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание;• закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах отдо первой октавы до ре второй октавы;• четко и ритмично проговаривать, простукивать и пропевать ритмические рисунки;• совершенствовать навыки игры на , треугольниках, бубнах маракасах и колокольчиках; умение исполнять музыкальные произведения в оркестре;• формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности.• воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях;• воспитывать бережное отношение к природе (к елочке, сопереживать ей)Дети под мелодию песни Г. Гладкова «Белые снежинки» входят в зал и встают полукругом.Музыкальный руководитель (поет и предлагает ритмично выстукиваемое приветствие):ЗДРАВСТВУЙ, РЕ-БЯ-ТА!Дети: Здравствуйте!Музыкальный руководитель: молодцы, ребята! А теперь давайте поприветствуем друг друга и согреем наши голоса песней, которую мы любим .Песня " Здравствуй, ты мой друг!" Дети поют и выполняют движения, перемещаясь по залу, находя сначала пары, затем перестраиваясь в "четверку", а затем и в общий круг.Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, вы любите праздники ? Какие ваши любимые праздники? Что вам нравится в этих праздниках?Дети отвечаютМузыкальный руководитель: сколько замечательных праздников вы перечислили ! А еще у меня есть любимый праздник-это Новый год. Самый яркий и волшебный праздник. Скажите, ребята, какой главный атрибут новогоднего праздника вы знаете? без чего этот праздник никак нельзя себе представить? Дети отвечаютМузыкальный руководитель: откуда берется Рождественская елка в наших домах ? Вы абсолютно правы! Елку к празднику мы можем купить в магазине, и даже елки специально выращивают в лесу, чтобы они могли порадовать нас на новогоднем празднике. И сегодня наша встреча с вами необычна ! Мы поедем в зимний лес к рождественской елке. Вы готовы к этому? Путь в лес нелегок. Теперь будет звучать музыка другого характера, и вы будете двигаться в соответствии сосвоейприродой-маршировать, совершать прыжки, боковой галоп или идти спокойным и красивым шагом. Вы сами все решите. Итак, поехали.Дети выполняют задание. Затем они останавливаются и находят рождественскую елку.Музыкальный руководитель: Итак, мы пришли в лес к рождественской елке. Давайте поздороваемся с ней.ПРИВЕТ, Ё-ЛОЧ-КА!Дети повторяют приветствие, поглаживая его.Музыкальный руководитель: какая-то грустная у нас елка, правда, ребята?. Вы уже догадались, почему? Дети откликаются. Ей грустно, потому что совсем скоро будет новогодний праздник, а игрушек на ней нет. Мы можем нарядить елку, найти для нее красивые игрушки, но для этого нам придется порадовать елку-читать стихи, петь песни, танцевать для нее или делать что-то еще интересное. Итак, мы собираемся сегодня нарядить рождественскую елку? Дети откликаются.Тогда садитесь поудобнее на нашей зимней поляне.(Детей укладывают на ковер.) Первая игрушка, которую мы получаем после того, как прочитаем стихи.Пальчиковая игра «зимняя прогулка», «делаем снеговика» Дети четко произносят слова стихотворения, при этом активно работая пальцами и ладонямиПосле выполнения этого задания дети получают звездную игрушку для новогодней елки. Музыкальный руководитель просит детей выстукивать ритм слова руками или любым музыкальным инструментом и вешать игрушку на елку.Музыкальный руководитель: чтобы получить следующие игрушки, нам нужно хлопать в ладоши, произносить ритмичные слоги и петь ритмичные картинки.Дети сидят на стульях перед экраном и выполняют задания, изображенные на магнитной доске. После каждого задания повесьте на елку игрушки (елку и колокольчик).1. Ма-лень-кой ё-лоч-ке хо-лод-но зи-мой,Из ле-су ё-лоч-ку взя-ли мы до-мой.2. За о-кош-ком по-смот-ри:При-ле-те-ли сне-ги-ри.3. Динь-динь, динь-динь! Мы ти-хо-неч-ко зве-ним.Дон-дон, дон-дон! Всю-дуслы-шенпе-рез-вон. После выполнения этого задания дети получают игрушки для елки-шарики и развешивают их на елке.Музыкальный руководитель: какое приятное занятие-украшать елку. И дети, и взрослые любят это делать. Сразу же поднимается настроение и хочется радоваться, шутить, играть. И мы будем играть с вами. Сегодня мы устроим настоящий оркестр. Под мелодию песни "новогодняя полька" мы будем играть на музыкальных инструментах: ложках, бубнах, маракасах и треугольниках.Дети берут инструменты. .Оркестр на мотив песни "новогодняя полька".После спектакля ребята развешивают бисер и мишуру на елке, предварительно прихлопнув ритм слов БУ-Сы и Ми-Шу-РА.Музыкальный руководитель: все красивее и красивее наша елка. Правда, ребята? А наш Мюзик-холл еще лучше. Давайте споем песню «Хорошо в нашем саду!»После исполнения песни дети получают елочные игрушки шишки, шлепают ритм слова и вешают шишки на елку.Музыкальный руководитель: у нас чудесная елка получается, нарядная. Давайте порадуем рождественскую елку игрой.Музыкальная игра "Зимушка-зима".После игры ребята получают снежинки. Они шлепают по ритму слова СНЕ-ЖИН-КИ и вешают их на рождественскую елку.Музыкальный руководитель: Итак, мы украсили нашу рождественскую елку? Вы любите ее? Не хотите ли потанцевать рядом с рождественской елкой?Танец-полька "Поиск".После танца музыкальный руководитель предлагает полюбоваться нарядной елкой со стороны и пофантазировать о том, как счастлива елка. Затем он находит коробку с угощениями под рождественской елкой.Музыкальный руководитель: ребята, елка решила поблагодарить вас за ваши старания, за ее красивый наряд. Посмотри, какие угощения она приготовила для тебя.Музыкальный руководитель раздает детям угощения.Музыкальный руководитель: это конец нашего путешествия в зимний лес. Тебе это понравилось? (ответы детей) что вам больше всего понравилось? (детские ответы)Возможно, что вам это показалось не просто ?Давайте попрощаемся с елкой: сделай сви-да-ни-я! (музыкальный руководитель поет)Дети поют «до сви-да-ни-я» и уходят под музыку.Занятие №5 «Язык тела»Цель: нормализация психоэмоциональной сферы, развитие музыкальных способностей детей, развитие чувства ритма. Задачи:поднимать настроение и энергетический тонус детей; развивать чувство ритма, двигательную координацию тела, реагирования на музыку, певческие навыки, мелкую моторику, умения элементарного музицирования, образную сферу и эстетический вкус; формировать навыки слухового самопознания и первичные на навыки глубокого и оздоровительного дыхания; вызвать эмоциональный всплеск; осуществлять нормализацию эмоционально-психологического состояния детейвызвать радость у детей на протяжении всего занятия.Звучит спокойная и нежная композиция (Fiesta и editerra-и editerra-и editerra-nean "RondoVeneziano"). Дети заходят в зал и садятся на стулья, расставленные кругом. Педагог звонит в волшебный колокольчик , который оповещает о начале занятия (процесс открытия музыкотера-певтического процесса). Знакомство (выход на личностный контакт). Педагог, держа в руках мягкую игрушку в форме сердечка, вита-ется и называет свое имя (с очень ласковой и нежной интонацией). Далее, передавая сердечко по кругу, просит каждого ребенка назвать (или пропеть) свое имя. А вся группа должна повторить его хором (желательно с той же интонацией). 2.1. Музыкально-танцевальная деятельность. Танец с отбиванием ритма (звучит ритмично-подвижная композиция “ LaBastringue”, французский танец). Дети становятся в круг и берутся за руки. Начи-наем двигаться по кругу вправо, постепенно набирая скорость .Останавливаемся и отбиваем ритм, сначала хлопая в ладоши, потом подпрыгивая и напоследок хлопая себя по бедрам. Снова беремся за руки и начинаем движение по кругу в обратном направлении с проведением тех же ритмических упражнений. 2.2. Дыхательная гимнастика : “Шарик”. Нормализуем дыхание, надувая кажущуюся шарик (вдыхаем быстро и глубоко через нос, а выдыхаем медленно ртом) и выпуская ее в воздух. 3. Слушания и прислушивания. “ Чуткие ушки”. Предлагаем детям показать, где расположены ушки. Массируем их. Закрываем, затем открываем ушки. Концентрируем внимание детей на звуках, раздающихся с улицы, и тех, что слышно в нашем помещении-нет. Слушаем собственное дыхание. Хвалим наши ушки, которые могут столько слышать. 4. Пение и инсценировка песен. Звучит аудиозапись песен “ Вы-иди, выйди, солнышко”, “Ой на горе рожь”, “иди, Иди, дождик”, “Ко-лобок”, “Я коза ярая”, “Улитке-Павлику”, “Пеку, пеку хлебец”. Поем песни с ритмично-двигательным отражением (фантазия и воображение педагога) их содержания.5. Музыкальные игры. Малыши и мишки (музыкальное сопровождение на фортепиано). Объясняем детям, что когда звучит “музыка малышей”, они весело танцуют и играют, а когда зовучить “музыка мишек”, дети превращаются в мишек”, ходят и ищут себе “добычу”.6. Пальчиковая гимнастика. Инсценировка сказки: “Решили Указательные пальчики пойти погулять в лес. Идут себе, идут (пальчики "ходят" по ножкам детей. Когда вдруг (ой-ой-ой!) испугались они чего-то. Тогда Большие пальчики решили вдвоем уйти в лес... Но и они испугались. Далее Указательные и Средние пальчики идут на прогулку вместе, но с ними случается та же история. Впоследствии все пальчики решили вместе пойти в лес, поймать свой Страх и прогнать его. 7. Музицирования. Поочередная игра на самодельном маракасе (бутылочка или коробочка с рисом, обернута фольгой) под музыкальныйный сопровождение спокойной и мелодичной композиции “LemuseRondoVeneziano ”. В начале сами музицируем на маракасе, а потом даем возможность каждому ребенку поиграть на этом инструменте. Далее делим группу детей на две подгруппы и начинаем музицирование на маракасах, совмещая игру с ритмично-танцевальными движениями. 8. Релаксационные упражнения. "Я хороший, как музыка" (звучит спокойная и нежная композиция Fiesta и editerranean "RondoVene - Ифediterranean" RondoVene-Ифediterranean "RondoVene -" RondoVene-RondoVene-Vene-Vene-ziano"). Вначале сосредотачиваем внимание детей на красоте музыкальной композиции. Впоследствии говорим детям, которые хороши у них ушки, потому что они могут слышать эту музыку. Начинаем гладить их. Со временем гладим и лобик, и носик, и щечки, и шейку, и волосики (головку), указываю-ли, что они такие же красивые, как эта музыка. И вообще, благодаря музыке, дети стали еще лучше, умнее и здоровее!9. Окончания занятия. Сообщаем, что наше занятие завершается, но, чтобы прийти на следующее занятие, надо спеть песенку (импровизированное музыкальное сопровождение).В завершение наш Волшебный колокольчик оповещает: занятие заканчивается!Таким образом, нами было разработано 5 музыкальных занятий для детей дошкольного возраста. При разработке занятий нами учитывались возрастные и индивидуальные особенности психологии и физиологии детей. Считаем, что данные занятия будут способствовать развитию чувства ритма у дошкольников.2.3. Сравнительный анализ результатов проведенного исследованияС целью выявления эффективности результатов формирующего эксперимента был проведен контрольный этап эксперимента. Целью данного этапа исследования является: выявить изменения (динамику) в развитии чувства ритма у дошкольников.Контрольный этап эксперимента строился по аналогии с констатирующим экспериментом.На контрольном этапе эксперимента диагностика развития чувства ритма у дошкольников осуществлялась по двум направлениям:1. Выявление особенностей развития музыкальных способностей детей.2. Определение своеобразия сформированности музыкально – ритмического слуха у детей.В результате первого направления диагностики был сделан вывод, что большая часть детей экспериментальной групп легко воспроизводит темп следования звуков; отношения акцентированных и неакцентированных звуков, лежащих в основе музыкального метра; отношении ядлительностей звуков и пауз, которая лежит в основе улавливания ритмического рисунка; чередования различных длительностей. В ЭГ дети, по-прежнему, испытывают затруднения в данной области. Протоколы наблюдений за детьми приведены в приложении.В рамках второго направления определялось своеобразие сформированности музыкально – ритмического слуха у детей:1. Игра - тест «Ладошки».2. Воспроизводящий тест3. Воспринимающий тестВ результате проведения игры– теста «Ладошки» в ЭГ был сделан вывод, что у большей части детей высокий либо средний уровень сформированности метроритмической способности. Для данных детей характерно точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов либо воспроизведение метра с одним - двумя метрическими нарушениями и с помощью голоса (пропевание шепотом). В КГ у большей части детей, по-прежнему, низкий и слабый уровень сформированности метроритмической способности (рис. 4).Рис. 4 - Результаты проведения игры– теста «Ладошки»Длявоспроизведение мелодии данными детьми характерно использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз. В КГ у больше части детей, по-прежнему, низкий уровень развития чувства ритма (рис 5)Рис. 5 – Результаты проведения воспроизводящего тестаВ результате проведения воспроизводящего теста было выявлено, что у большей части детей ЭГ высокий уровень развития чувства ритма.На рис. 6 приведены результаты проведения воспринимающего теста.Рис. 6 – Результаты проведениявоспринимающего тестаНа основании данного рисунка можно сделать вывод, что у большей части детей ЭГ высокий уровень способности адекватного восприятия ритмической последовательности музыкального фрагмента. Дети способны правильно определить ритм примера 2 или 3 степени сложности. В КГ большая часть детей имеет низкий уровень способности адекватного восприятия ритмической последовательности музыкального фрагмента.Таким образом, повторная диагностика на контрольном этапе исследования позволила сделать вывод, что у большей части детей ЭГ уровень сформированности чувства ритма – высокий.В КГ у детей, по прежнему, низкий уровень развития чувства ритма. Выводы по главе 2Опытно-экспериментальная работа по развития чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях осуществлялась нами на базе МДОУ Детский сад. В исследовании принимали участие две группы детей (контрольная и экспериментальная) в каждой из которых по 10 детей 5-7 лет, из них 8 мальчиков и 12 девочек. Повтора нет.На основании результатов проведенной диагностики можно сделать вывод, что большинство детей дошкольного возраста ЭГ и КГ имеют низкий или слабый уровень сформированности метроритмической способности.С целью формирования чувства ритма у дошкольников, нами было разработано 4 музыкальных. Занятия помогут в развитии музыкальных способности детей (чувство метроритма, музыкальный слух, память, чувство темпа, формы) комплексно.Проведенная на контрольном этапе диагностикапоказала, что большинство детей дошкольного возраста ЭГ имеют высокий уровень сформированностичувства ритма.Контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность составленных нами и внедрённых в воспитательно-образовательный процесс музыкальных занятий для детей дошкольного возраста по развитию чувства ритма.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования можно сделать следующий вывод. Чувство ритма – это комплексная способность, которая включает в себя восприятие, понимание, исполнение и созидание ритмической составляющей музыкальных образов. Чувство ритма – это способность двигаться, переживать музыку, эмоционально на нее реагировать, чувствовать музыкальный ритм и точно его воспроизводить. В дошкольном возрасте, ритмическое чутье проявляется через восприятие музыкального произведения, непосредственно сопровождая теми или иными двигательными реакциями, более менее, точно передавая ритм музыки. Это является основой всех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием временного музыкального движенияПроблема воспитания музыкального чувства ритма является сложной в своём решении, это проблема индивидуального характера, в ней не может быть единого стандартного решения, одинаково подходящего для развития всех дошкольников. Проблема включает в себя не только ритмическое развитие, но в первую очередь музыкальное воспитание дошкольников, способствующее сознательному отношению к музыке, которую дети слушают или исполняют, следовательно, и сознательное отношение к музыкальному ритму, который является не просто организацией звуков во времени, но в первую очередь носителем эмоционального содержания музыки.Базой опытно-экспериментального исследования стал МДОУ Детский сад. Для участия в исследовании были выбраны дети в возрасте 5-7 лет в количестве 20 человек, которые были разделены поровну на две группы (контрольная и экспериментальная).Констатирующий этап эксперимента позволил нам сделать вывод, что у большей части детей обеих групп уровень сформированности метроритмической способности, развития чувства ритма, способности адекватного восприятия ритмической последовательности музыкального фрагмента является низким или слабым. Большая часть детей обеих групп испытывает затруднения в воспроизведении темпа следования звуков; отношений акцентированных и неакцентированных звуков, лежащих в основе музыкального метра; отношений длительностей звуков и пауз, которая лежит в основе улавливания ритмического рисунка; чередования различных длительностей.С целью развития чувства ритма у дошкольников мы разработали 4 музыкальных занятия, которые будут способствовать комплексному развитию у детей чувства метроритма, музыкального слуха, памяти, чувства темпа, формы.Помимо музыкальных способностей, занятия призваны развивать также общие способности учащихся (память, внимание, волю, мышление, фантазию, воображение, ориентацию в пространстве и др.). При разработке занятий нами учитывались возрастные и индивидуальные особенности психологии и физиологии детей. На основании результатов проведенной на контрольном этапе диагностики можно сделать вывод, что большинство детей дошкольного возраста ЭГ имеют высокий уровень сформированности метроритмической способности, развития чувства ритма, способности адекватного восприятия ритмической последовательности музыкального фрагмента. Большая часть детей ЭГ легко воспроизводит темп следования звуков; отношения акцентированных и неакцентированных звуков, лежащие в основе музыкального метра; отношения длительностей звуков и пауз, которая лежит в основе улавливания ритмического рисунка; чередования различных длительностей.В КГ у детей, по прежнему, низкий уровень развития чувства ритма. Контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность составленных нами и внедрённых в воспитательно-образовательный процесс музыкальных занятий для детей дошкольного возраста по развитию чувства ритма.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКниги и статьиАрчажникова Л. Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений. Москва, 2012г — 309 стр.Безбородова Л. А., Пустовойтова М. Б. Музыкально-ритмическое развитие дошкольников и младших школьников // Наука и школа. – 2012. – № 5. – С. 107–109Бергер, Н. А. Рождённый движением (о ритме в жизни и в искусстве) / Н. А. Бергер // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 87Готсдинер А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – М.: 1993. – 193 с.Гусева Л. Проблемы ритма в эстетической теории // Философские науки. 1981. – № 3. – С.79–88.ДалькрозЖ-Э. Ритм. М.: Отдельное издание, 2010. 248 сДогаузер Е. В. Воспитательный потенциал педагогики Карла Орфа // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 7. – С. 144–149.Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 179 сДрень, О. Е. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности :автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Дрень Олеся Евгеньевна. – Екатеринбург, 2003. – 22 сЕвтушенко И.В., Мазурова Ю.Г., Санина Н.С., Федорова О.Ю., Горскин Б.Б. Особенности организации музыкально-ритмических занятий с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.;Елисеева М. Н. Чувство ритм как один из аспектов музыкального воспитания [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 187-189.Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. –М.,: Просвещение, 1981. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с. 18. Лобова А. Ф., Дрень О. Е. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности: Монография для методистов, воспитателей, музыкальных работников дошкольных образовательных учреждений. Екатеринбург. : Урал. гос. пед. ун-т., 2003. 168 сЛьговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2007 Новоскольцева И., Каплунова И. Этот удивительный ритм. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.- Изд.-во «Композитор. Сакт-Петербург» , 2005. Орф К. Музыка для детей Том I: Музыкально-педагогическая система Schulwerk. Челябинск. : MusicProductionInternational, 2008. 80 сРадынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для среднего профессионального образования / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общей редакцией О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 сРокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до9 лет./ Ярославль: Академия развития, 2006.Тагильцева Н. Г. Общее музыкальное образование: системность или событийность // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 4. – С. 116–121Теоретические основы и методика музыкального воспитания детей Т33 с проблемами в развитии : учеб.пособие для СПО / под ред. Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 217 с.Харлап, М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики / М. Г. Харлап // Проблемы музыкального ритма : сб. статей. – Сост. В. Н. Холопова. – М.: Музыка, 1978. – С. 48-104.Холопова В. Н. Музыкальный ритм / В. Н. Холопова. – М.,1983. – 71 с.Холопова В.Н. Музыкальный ритм. М. : Музыка, 1980. 71 с.Щепенко А.Н. Значения музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста// Проблемы современной науки и образования - №1 – 2016Интернет-источникиСухорукова И.М. Проблема развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста // Universum: Психология и образование : электрон.научн. журн. 2018. № 10(52). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/6431 (дата обращения: 03.01.2020).
1. Арчажникова Л. Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений. Москва, 2012г — 309 стр.
2. Безбородова Л. А., Пустовойтова М. Б. Музыкально-ритмическое развитие дошкольников и младших школьников // Наука и школа. – 2012. – № 5. – С. 107–109
3. Бергер, Н. А. Рождённый движением (о ритме в жизни и в искусстве) / Н. А. Бергер // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 87
4. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – М.: 1993. – 193 с.
5. Гусева Л. Проблемы ритма в эстетической теории // Философские науки. 1981. – № 3. – С.79–88.
6. ДалькрозЖ-Э. Ритм. М.: Отдельное издание, 2010. 248 с
7. Догаузер Е. В. Воспитательный потенциал педагогики Карла Орфа // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 7. – С. 144–149.
8. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 179 с
9. Дрень, О. Е. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности :автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Дрень Олеся Евгеньевна. – Екатеринбург, 2003. – 22 с
10. Евтушенко И.В., Мазурова Ю.Г., Санина Н.С., Федорова О.Ю., Горскин Б.Б. Особенности организации музыкально-ритмических занятий с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.;
11. Елисеева М. Н. Чувство ритм как один из аспектов музыкального воспитания [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 187-189.
12. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. –М.,: Просвещение, 1981.
13. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с. 18.
14. Лобова А. Ф., Дрень О. Е. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности: Монография для методистов, воспитателей, музыкальных работников дошкольных образовательных учреждений. Екатеринбург. : Урал. гос. пед. ун-т., 2003. 168 с
15. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2007
16. Новоскольцева И., Каплунова И. Этот удивительный ритм. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.- Изд.-во «Композитор. Сакт-Петербург» , 2005.
17. Орф К. Музыка для детей Том I: Музыкально-педагогическая система Schulwerk. Челябинск. : MusicProductionInternational, 2008. 80 с
18. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для среднего профессионального образования / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общей редакцией О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с
19. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до9 лет./ Ярославль: Академия развития, 2006.
20. Тагильцева Н. Г. Общее музыкальное образование: системность или событийность // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 4. – С. 116–121
21. Теоретические основы и методика музыкального воспитания детей Т33 с проблемами в развитии : учеб.пособие для СПО / под ред. Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 217 с.
22. Харлап, М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики / М. Г. Харлап // Проблемы музыкального ритма : сб. статей. – Сост. В. Н. Холопова. – М.: Музыка, 1978. – С. 48-104.
23. Холопова В. Н. Музыкальный ритм / В. Н. Холопова. – М.,1983. – 71 с.
24. Холопова В.Н. Музыкальный ритм. М. : Музыка, 1980. 71 с.
25. Щепенко А.Н. Значения музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста// Проблемы современной науки и образования - №1 – 2016
Интернет-источники
26. Сухорукова И.М. Проблема развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста // Universum: Психология и образование : электрон.научн. журн. 2018. № 10(52). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/6431 (дата обращения: 03.01.2020).
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду?
Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду имеет большое значение, так как помогает развить музыкальные способности, улучшить слух и координацию движений. Это также способствует развитию музыкального вкуса и эстетического восприятия музыки у детей.
Какие психолого-педагогические характеристики характерны для дошкольников?
Дошкольники характеризуются быстротой усвоения информации, игровой активностью, развитым воображением и фантазией. Они отлично обучаются новым навыкам и умениям через игру и творчество. Также в этом возрасте формируются музыкальные предпочтения и интересы.
Каково значение чувства ритма у детей дошкольного возраста?
Чувство ритма у детей дошкольного возраста имеет огромное значение для их развития. Оно способствует развитию слуха, координации движений, речи и памяти. Развитие чувства ритма также влияет на эмоциональное состояние ребенка, улучшает его самооценку и способствует развитию творческих способностей.
Какие психолого-педагогические условия влияют на развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях?
Для развития чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях важны следующие условия: использование разнообразных музыкальных материалов и инструментов, создание игровой атмосферы, активное участие детей в музыкальных действиях, индивидуальный подход к каждому ребенку, постепенное усложнение заданий и постоянная поддержка и поощрение со стороны педагога.
Каковы выводы по главе о развитии чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях?
Выводы по данной главе указывают на значимость развития чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях. Они подчеркивают важность формирования музыкальных предпочтений и интересов у детей, а также необходимость использования разнообразных методов и приемов для развития музыкальных способностей ребенка.
Какие психолого-педагогические особенности характерны для дошкольников?
Дошкольники находятся на стадии развития, которая характеризуется быстрым ростом и изменениями в психологическом и физическом развитии. Они активно интересуются окружающим миром, обладают большими возможностями для обучения и развития.
Что такое чувство ритма и как оно проявляется у детей дошкольного возраста?
Чувство ритма - это способность чувствовать и воспринимать ритмические структуры в музыке и движении. У детей дошкольного возраста чувство ритма проявляется в способности реагировать на ритмические стимулы, воспроизводить простые ритмические рисунки и движения, улавливать и соблюдать темп и ритмический характер музыки.
Какие психолого-педагогические условия способствуют развитию чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях?
Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях зависит от создания определенных психолого-педагогических условий. Важными условиями являются: образовательно-развивающая обстановка, использование разнообразных игровых форм и приемов, индивидуальный подход к каждому ребенку, постепенное увеличение сложности заданий, позитивная мотивация и поощрение, создание комфортных условий для занятий.