Развитие конституционной теории в России

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Конституционное право
  • 20 20 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 30.03.2020
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Перечень использованных терминов и сокращений 3
Введение 4
1.Понятие конституционной теории 6
2. Основные этапы развития конституционной теории в россии 10
3.Особенности принятия Конституции РФ 1993г 16
Заключение 23
Список литературы 25

Фрагмент для ознакомления

Президент России решил «выйти на референдум» со своим проектом Конституции, чтобы граждане не только проголосовали за доверие парламента или главы государства, но и имели возможность обсудить программу будущего правительства. С.С. Алексееву и С. М. Шахраю было поручено подготовить такой документ. Этот проект был подготовлен накануне апрельского референдума.По данным Центризбиркома, итоги референдума были половинчатыми: решения принимались по первому и второму вопросам, но не по третьему и четвертому. Тем не менее результаты показали, что избиратели однозначно поддержали президентскую сторону-они выразили доверие Президенту России и той социально-экономической политике, которую он и Правительство РФ проводят. В то же время, с формальной точки зрения, за переизбрание депутатов проголосовало гораздо больше избирателей, чем за переизбрание президента страны. 29 апреля 1993 года, Б. Н. Ельцин представил свой проект Конституции Российской Федерации на совещании в Кремле с участием глав республик, администраций краев и областей, автономных образований. На следующий день этот документ был опубликован в газете «Известия». В тот же день Верховный Совет Российской Федерации принял постановление «О завершении работы над проектом Конституции Российской Федерации», в котором дал Конституционной комиссии очередное поручение доработать «Парламентский проект», планируя созвать Съезд народных депутатов Российской Федерации 17 ноября 1993 года для его принятия.Чтобы выйти из тупика, Президент Российской Федерации 12 мая 1993 года подписал указ N 660 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», в котором назвал конституционный кризис главным препятствием на пути осуществления демократических реформ и поручил подготовить проект новой Конституции Российской Федерации в июне 1993 года на основе «президентского варианта». Для доработки проекта Конституции было созвано Конституционное совещание, в котором приняли участие более 700 представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, политических партий, профсоюзов, молодежных и иных общественных организаций, религиозных конфессий.Конституционное Собрание состояло из нескольких палат и работало до начала июля 1993 года. За это время было получено более 50 тысяч замечаний и предложений к проекту Конституции. После их обсуждения первоначальный «президентский вариант» был дополнен рядом новинок, в том числе главой» ОС-основы конституционного строя», а также института Уполномоченного по правам человека РФ. Окончательный проект новой Конституции Российской Федерации был утвержден Конституционным Собранием 12 июля 1993 года.Однако в конце июня 1993 года Верховный Совет Российской Федерации принял решение не сотрудничать с конституционной конференцией и активизировал работу конституционной комиссии, которой было поручено доработать парламентский проект Конституции с учетом выбора Президента России и предложений субъектов Федерации.Параллельно Верховный Совет продолжал работу по уточнению порядка принятия нового Основного закона. 16 июля 1993 года депутаты одобрили в первом чтении проект Закона Российской Федерации»о порядке принятия Конституции Российской Федерации». Ключевым нововведением законопроекта стала идея принятия Конституции не только Съездом народных депутатов, но и всенародным референдумом. Таким образом, была предпринята попытка перехватить инициативу у президента, который в своем противостоянии с парламентом постоянно и успешно использовал прямое обращение к народу и прямые демократические процедуры.В результате в конце июля 1993 года на рассмотрение представительных органов государственной власти субъектов федераций были представлены два проекта Конституции Российской Федерации. Один из них был подготовлен Конституционным советом, а другой-Конституционной комиссией. И президент, и Верховный Совет Российской Федерации надеялись, что обсуждение проектов будет завершено к середине сентября 1993 года. Однако на практике этого не произошло - областные Советы народных депутатов, столкнувшись с неоднозначными предложениями федерального центра (которые к тому же подрывают саму основу их существования), в большинстве случаев попросту уклонялись от обсуждения проекта Конституции.Продолжение конституционного кризиса и углубление конфликта властей на фоне ухудшения социально-экономической ситуации привели к эскалации напряженности в обществе. По данным социологических опросов летом 1993 года, более 40% опрошенных ожидали анархии в стране. В этих условиях более 45% полагали, что роспуск Съезда и Верховного Совета, а также введение прямого президентского правления помогут улучшить ситуацию в стране.События сентября-октября 1993 года стали кульминацией Конституционного и политического кризиса в новой России. Обострившиеся в течение полутора лет противоречия между различными политическими силами внутри российского правительства не могли быть разрешены формально-правовыми процедурами, поскольку предметом конфликта была сама Конституция. В результате резкое противостояние между ветвями российской власти было остановлено силой.Трагическое завершение конституционного кризиса, возникшего в связи с резкой поляризацией политических сил и неспособностью ветвей власти прийти к согласию по принципиальным вопросам развития России, заставило все общество еще острее осознать невозможность построения нового государства в рамках старого конституционного строя. В этой ситуации скорейшее принятие новой Конституции Российской Федерации стало жизненно важным.Всенародное голосование по проекту новой Конституции, одобренному Конституционным советом, было назначено на 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами депутатов в палаты Федерального Собрания. Согласно закону о народном голосовании, Конституция будет считаться принятой, если ее одобрят более 50% избирателей, принявших участие в голосовании.20 декабря 1993 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации объявила официальные результаты: за принятие Конституции проголосовали 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.25 декабря 1993 года текст Конституции Российской Федерации, принятый всенародным голосованием, был официально опубликован в «Российской газете». Этот день считается днем вступления в силу новой Конституции страны.ЗаключениеТаким образом, необходимо сделать следующие выводы:Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, основной закон, своеобразный знак государства и, в известном смысле, общества в целом. Конституция является правовой основой государственной и общественной жизни, главным источником национальной правовой системы, гарантом законности и правопорядка, стабильности государственных институтов.Наличие действенных институциональных механизмов политической системы, способных эффективно управлять страной, поддерживать в ней стабильность, делает государство сильным и устойчивым к самым различным колебаниям внешней среды, включая экономические кризисы и общественные волнения. А сильное и устойчивое государство обеспечивает надежную защиту прав и свобод и необходимые условия для развития человека и гражданского общества.Эту глубокую внутреннюю взаимосвязь отразила Конституция РФ 1993 г., которая выстроила систему приоритетов в гуманистической парадигме соотношения личности, государства и права следующим образом. Высшей ценностью для общества и государства является личность. Высшей социальной целью являются свобода, независимость и развитие каждого человека. Конституция и право служат выражением и гарантом свобод. А государство есть не что иное, как механизм, обеспечивающий достижение поставленных целей и гарантии свобод и свободного развития, поскольку гарантии свободы не возникают сами по себе и не существуют в безвоздушном пространстве. Для того чтобы их создавать, развивать и поддерживать, нужны прежде всего сильные государственные институты и эффективная правовая система. При этом, говоря о сильном государстве, Конституция делает акцент не на расширении диапазона его функций, а на повышении эффективности его работы.Принципиальная особенность Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года определяется тем, что она имеет качественно новую концептуальную основу по сравнению со всеми предыдущими советскими Конституциями. Она решительно отказалась от политического и идеологического монополизма, консолидации классово-политических приоритетов и руководствуется Общедемократическими ценностями, выработанными мировым конституционализмом. Характерной чертой российской Конституции является также ее прямое действие. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантией от их искажения. Наконец, Конституция Российской Федерации характеризуется неприкосновенностью и защитой прав и свобод человека и гражданина.Необходимо отметить, что в ходе применения нынешней Конституции России возникает множество неясностей. Есть проблемы в реализации конституционных положений. Существующие конституционные институты нередко функционируют как бы в формально-правовом плане. Действительное же применение конституционных норм таково, что ведет к их обесцениванию. Изъяны могут быть такими серьезными, что приводят к деформации конституционного правосознания, при этом в ситуации, когда оно еще даже не сформировалось. По нашему мнению, главной проблемой остается защита и обеспечение реализации предоставляемых личности прав. В настоящее время механизмы этой защиты реализуются с трудом, а зачастую оказываются просто декларацией.Список литературыНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.О референдуме Российской Федерации. ФКЗ от 10 октября 1995 г. // СЗ РФ, 1995, № 42, ст. 3921.ЛитератураВавилонская А.О. Основные этапы развития конституционного права в России // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(19) 2017. Карнаушенко Л.В. Источник конституционного права (современные подходы к определению понятия) // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. № 1 (23). Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2019.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Б.Н.Топорнина. - М.: СПАРК, 2019. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2018. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2016. Тихомиров Ю. А. Конституционное право: уроки прошлого и взгляд в будущее// Правоведение. 2019. № 6. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2015. Хаматова С.Х. Институт конституционных обязанностей человека и гражданина: теоретические основы и критерии институционализации // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 9. Хорошильцев, А. И. Власть права и власть конституции / Хорошильцев А. И. - (О конституционных правах) // История государства и права. 2018. № 7.

Список литературы
Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.
2. О референдуме Российской Федерации. ФКЗ от 10 октября 1995 г. // СЗ РФ, 1995, № 42, ст. 3921.
Литература
1. Вавилонская А.О. Основные этапы развития конституционного права в России // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследо-вания: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(19) 2017.
2. Карнаушенко Л.В. Источник конституционного права (современные подходы к определению понятия) // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. № 1 (23).
3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2019.
4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Б.Н.Топорнина. - М.: СПАРК, 2019.
5. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2018.
6. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2016.
7. Тихомиров Ю. А. Конституционное право: уроки прошлого и взгляд в будущее// Правоведение. 2019. № 6.
8. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2015.
9. Хаматова С.Х. Институт конституционных обязанностей человека и гражданина: теоретические основы и критерии институционализации // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 9.
10. Хорошильцев, А. И. Власть права и власть конституции / Хорошильцев А. И. - (О конституционных правах) // История государства и права. 2018. № 7.

Вопрос-ответ:

Какие термины и сокращения используются в статье?

В статье используются следующие термины и сокращения: Конституционная теория, Россия, Понятие, Основные этапы, Конституция РФ 1993г.

Какие основные этапы развития конституционной теории были в России?

В России можно выделить несколько основных этапов развития конституционной теории: ... (развернутый ответ описывает основные этапы развития конституционной теории в России)

Какие особенности были при принятии Конституции РФ 1993 года?

Процесс принятия Конституции РФ 1993 года был особенным. Некоторые из особенностей включали... (развернутый ответ описывает особенности принятия Конституции РФ 1993 года)

Зачем президент России решил выйти на референдум со своим проектом Конституции?

Президент России принял решение выйти на референдум со своим проектом Конституции с целью... (развернутый ответ объясняет причины решения президента России)

Для какой цели президент России решил провести референдум?

Президент России решил провести референдум с целью... (развернутый ответ указывает на основную цель проведения референдума президентом России)

Почему Президент России решил выйти на референдум со своим проектом Конституции?

Президент России решил выйти на референдум со своим проектом Конституции с целью дать гражданам возможность не только проголосовать за доверие парламента или главы государства, но и обсудить программу будущего правительства. Таким образом, президент хотел учесть мнение населения при формировании правительства, чтобы укрепить свою легитимность и широкую поддержку в обществе. Такой подход также способствует демократичности принятия Конституции и участия граждан в политических процессах страны.