ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Заказать уникальную дипломную работу- 62 62 страницы
- 47 + 47 источников
- Добавлена 20.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ .
1.1 Сущность понятия “патриотизм”..................................................................
1.2 Сущность понятия “патриотическая культура”...........................................
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Возрастные особенности у детей дошкольного возраста..........................
2.2 Воспитание патриотической культуры у детей..........................................
Глава 3 ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ “ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА” У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В Г.КАЛИНИНГРАД ДЕТСКИЙ САД ...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................... .
Приобщение ребенка к культуре родного края предполагает соблюдение следующих условий:- взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей;- создание развивающей предметно-пространственной среды, обогащенной педагогическими средствами патриотического воспитания детей;- осуществление вовлечения родителей и детей в досуговую деятельность ДОО как основы воспитания у детей чувства долга, ответственности, взаимопомощи, коллективизма и общественной активности.Работа по воспитанию патриотического сознания у дошкольников проходит эффективнее при взаимодействии детского образовательного учреждения и семей воспитанников. Семья как институт социального развития обладает такими преимуществами, как любовь к детям, эмоциональная насыщенность отношений, которых нет у педагогов. Поэтому взаимодействие семьи и детского сада создает максимально благоприятные условия для воспитания у ребенка высоких нравственных чувств. Детский сад должен контактировать с родителями как с полноправными участниками формирования личности ребенка. В качестве главной мотивации взаимодействия детского сада с семьей по воспитанию патриотической культуры у детей можно использовать слова В.А. Сухомлинского «в дошкольный период ребенок сравнивает себя с семьей, раскрывая себя и других через поведение, поступки и суждения родителей» [40, c.8]. Сухомлинский уточнял, что если ДОУ будет поддерживать связь с семьей, и между ними будет доверие и сотрудничество, то успех в решении задач будет гарантирован [40, c.7]. Создание единого вектора направления воспитания патриотизма у ребенка в семье и детском образовательном учреждении становится гарантом системности и непрерывности воспитательной деятельности, благополучного формирования нравственной и патриотичной личности. Для успешного взаимодействия семьи и детского сада рекомендуется проведение совместных походов и экскурсий по городу и достопримечательностям, массовых мероприятий, викторин, оформление вместе с родителями выставок и стенгазет о различных традициях семьи. Также проводились экскурсии по улицам и районам города, что положило начало в формировании представлений у детей о родном городе, его достопримечательностях и истории. Все это создает у дошкольников огромную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение полученных знаний проходит легко, несмотря на сложность сведений, и представлений об истории родного города. Воспитательный эффект труда в совместной продуктивной деятельности повышается, если ребенок работает вместе с родителями, а дети чувствуют свою пользу в деле[цит. по 47, с. 380]. Деятельность, организованная совместно с педагогами, детьми и родителями воспитывает трудолюбие, отзывчивость, доброжелательность, развитие которых гарантирует действенное отношение к окружающему, что является одним из факторов патриотического воспитания.Реализации работы по формированию патриотического сознания у детей также способствует создание необходимой среды воспитателями детского сада, которая включает в себя следующий материал: 1. Составление альбомов на темы: «Наша семья», «Любимый город», «Путь в детский сад», «Любимые улицы нашего города», «Любимые места отдыха нашей семьи». Также можно разработать генеалогию семьи в виде семейного древа. 2. Карта и общий план города3. Макеты города, улицы 4. Оформление уголка с изображением государственных символов города, страны, области, иллюстраций с достопримечательностями города, столицы, края и страны, краеведческими книгами, литературой по патриотическому воспитанию. 5. Создание краеведческого уголка, в котором можно поместить кукол в национальном одеянии, подделки, различные игры, русско-народные игрушки, изображения героев войны и тружеников, знаменитых людей, книги с детскими произведениями патриотического направления. 6. Создание маленького музея из подделок детей. 7. Национальные настольные игры 8. Создание уголков с глиняными и бумажными народными игрушками, раскрасок, иллюстраций с инструкцией о создании изделий прикладного характера. 9. Создание уголка с театральным уклоном, в котором находятся различные реквизит для постановок русский народных сказок, музыкальные инструменты для пения потешек и частушек. 10. Уголок с национальными костюмами. 11. Создание уголка с собранием книг со сказками, потешками, загадками, словарей пословиц, сборниками рассказов о войне, армии, различные стихотворные классические произведения, портреты поэтов и писателей. 11. Создание уголка с музыкальными играми, записями народных песен, стихотворений. 12. Уголок с реквизитом для подвижных игр. 13. Атрибуты дидактических игр, например, для игры «Магазин сувениров», различные изображения хохломы, гжели, дымки. 14. Атрибуты сюжетно-ролевых игр: «Богатыри», «Военные моряки», «Армия», «Магазин», «Семья», «Путешествие по городу»[41, с. 106]. При создании развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада следует соблюдать санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность [28, с. 44].Одно из важных направлений работы педагога по воспитанию патриотической культуры – это приобщение детей, и желательно, их родителей к активной досуговой деятельности, например, участию в праздниках, массовых мероприятиях, тематических вечерах и концертах. Данное направление важно, так как именно с помощью реализации досуга детское образовательное учреждение достигает воспитательных целей. И основной формой деятельности является коллективной. Вовлечение родителей в активную деятельность детского сада может стать фундаментом для положительного отношения ребенка к патриотической деятельности, формирования ответственности и коллективности. Также успешна для реализации поставленных задач является использование игровой формы деятельности, которая является основной в формировании досуга и соответствует основным потребностям ребенка дошкольного возраста. С помощью игры развиваются творческие способности детей, их творческий потенциал, а также формируется круг потребностей ребенка. В процессе участия ребенка в игровой досуговой деятельности вырабатываются положительные эмоции от взаимодействия детей со сверстниками в разных ситуациях. Досуг является особой формы для организации воспитательной деятельности дошкольника [16, с. 45].С помощью досуговой деятельности развиваются представления ребенка о мире вокруг, ребенок приобщается к эстетическому с помощью музыки, художественного слова, танцев и изобразительного искусства. Досуг помогает ребенку проявить самостоятельность, ответственность, инициативность, творческую и социальную активность. В ходе проведения практической работы досуговая деятельность показала действенность ознакомления дошкольников с родным городом и краем. С помощью досуга были удачно совмещены образовательный и воспитательный процессы. При обличении работы по воспитанию патриотической культуры у дошкольника в форму игровой деятельности у детей формируется повышенный интерес и мотивация к дальнейшей работе. Досуг отличается от других форм образовательной деятельности тем, что он эмоционально насыщен, дает возможность для подвижной деятельности детей, и включает в себя непосредственное участие родителей. Досуговая деятельность делает жизнь ребенка в ДОУ веселой, яркой, содержательной и многообразной.В детском саду № «» города Калининград основная образовательная программа дошкольного образования разработана с учетом примерной образовательной программы «От рождения до школы» [29]. В примерной программе особое внимание уделяется воспитанию у дошкольников патриотизма, активной жизненной позиции, уважения к традиционным ценностям. Содержание работы постепенно усложняется от младшего к старшему дошкольному возрасту, расширяя представления детей о себе, других людях, объектах окружающего мира о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Задачи по формированию представлений о малой Родине, устойчивого интереса к истории и традициям своей семьи решались в ходе реализации долгосрочного педагогического проекта «Моя Родина – Россия». Реализация проекта основана на следующих принципах: «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); непрерывность и преемственность педагогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;деятельностный подход как совместный поиск норм и законов жизни в процессе взаимодействия детей и воспитывающих взрослых; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.В рамках педагогического проекта был проведен открытый урок на тему: «Патриотическая культура». Участники: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.Цель: обобщить и систематизировать знания детей о родном крае, о России; поддерживать познавательный интерес к истории родного города; формировать уважительное отношение к государственной символике; воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства. Оборудование: портрет президента России В.В.Путина, изображения государственной символики; дидактические игры, слайды «Наш город Калининград».Предварительная работа: экскурсия к пруду; рисование, аппликация на тему «Наш город», рассматривание иллюстраций с видами города; разучивание стихов о родном городе и крае; ознакомление с государственной символикой; разучивание песен и танцев.Задачи для детей: 1. Формировать у детей представления о социокультурных ценностях нашего народа. 2. Расширять представления о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках. 3. Воспитывать у детей устойчивый интерес к истории своей семьи, города, страны. Задачи для взрослых: 1. Систематизировать работу по патриотическому воспитанию дошкольников. 2. Привлекать родителей воспитанников к непосредственному участию в работе по патриотическому воспитанию детей. Предполагаемый результат:1. Систематизация работы по патриотическому воспитанию дошкольников. 2. Повышение интереса дошкольников к истории своей страны, города, семьи. 3. Формирование у детей представлений о социокультурных ценностях нашего народа, желания быть патриотом своей страны. Определены этапы реализации проекта: подготовительный, основной, заключительный. На первом этапе реализации проекта проведено: 1. Планирование методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей, специалистов детского сада и родителей по патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС дошкольного образования.2. Планирование и разработка праздников и концертов как формы взаимодействия всех участников проекта, позволяющих реализовать творческие способности детей, умение презентовать полученные знания, подчеркнуть индивидуальность каждого участника совместной деятельности. 3. Отбор информации по истории города и края. 4. Планирование непосредственно образовательной и совместной деятельности по ознакомлению с историей и культурой нашей страны.На первом этапе также была организована работа по подготовке детей к презентации результатов личных проектов проектов. Были выбраны дети, желающие исполнить песни и прочитать стихотворения. Также была проведена подготовительная работа по информации о родном крае. Второй этап был реализован в рамках открытого урока. В начале урока была проведена пальчиковая гимнастика. После объявления темы занятия, дети прослушали выразительное прочтение стихотворения «С чего начинается родина». С помощью мультимедийной презентации детям было рассказано о главных достопримечательностях Калининграда:- Здание кёнинсбергской фондовой биржи (в настоящее время Калининградского музея изобразительных искусств);- Храм Христа Спасителя;- Кафедральный собор; - Областной театр кукол;- Королевские ворота;- Монумент «Мать-Россия»;- Памятник рыбакам и др. Также детям была рассказана история некоторых памятников. Например, Королевских ворот: Королевские ворота стали символом нашего города. В трех фасадных нишах ворот размещены три скульптуры государственных деятелей, тесно связанных с историей Кёнигсберга. Слева – в рыцарских доспехах – чешский король Оттокар II Пржемысл, участник крестового похода Тевтонского ордена и первый правитель светского государства Пруссии, давший название городу Кёнигсберг – «Королевская гора». В центре – первый король Пруссии Фридрих I, сумевший добиться независимости Пруссии от польской короны. При нем Пруссия достигает своего расцвета. Ему принадлежит заслуга установления связей с Россией. Справа – герцог Альбрехт – последний великий магистр Немецкого ордена и основатель Прусского государства.Основной формой занятия была выбрана игровая деятельность. Игра занимает важное место в ряду методов и приемов формирования патриотической культуры у дошкольников и представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утвержден приказом Министерством образования и науки РФ 17 октября 2013 г. № 1155) в группе требований к учебно-материальному обеспечению отмечается необходимость «...построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра» [43].В ходе открытого урока детям было предложено участие в дидактической игре: «Какое слово лишнее?»1. В Калининграде есть районы: Ленинградский, Московский, Центральный, Ленина. 2. В Калининграде есть музеи: Мирового океана, Музей янтаря, Музей морского рыбного хозяйства, Музей геологический. 3. В Калининграде есть мосты: Деревянный, Медовый, Высокий, Победный. 4. В наших лесах растут: пальмы, березы, сосны, ели. 5. В наших лесах водятся: медведи, лоси, зайцы, зебры. 6. В нашем краю есть птицы: голуби, пеликаны, утки, сороки. Далее была проведена игра «Найди и покажи». Детям предлагается найти герб России и рассказать, по каким признакам они узнали его. Для запоминания учителем было зачитан стишок: У России величавой На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад и восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый, Он России дух свободный!После детям было предложено собрать герб России (1 команде) и герб Калиниграда (2 команде).Игра «Собери пословицу». В качестве материала для проведения игры были даны начала следующих пословиц:-Своя земля и в горсти мила. -Чужбина- калина, а Родина- малина. -Нет земли краше, чем Родина наша. -Народы нашей страны дружбою сильны. -Жить - Родине служить. -Чужой Земли не хотим, но и своей не отдадим. -Береги землю любимую, как мать родимую. -Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.По итогу открытого занятия детям было предложено прослушать произведение калининградской поэтессы Надеждой Зверевой «Юному земляку»: Вот он край,Где тебе посчастливилосьЖить и родиться:Самый западный берегВеликой российской земли.Здесь под грохот прибояЛетят перелетные птицы,На свет маякаВозвращаются в порт корабли.Ты узнай этот край –Здесь, с лихой непогодою споря,Цепко держатся дюныЗа корни балтийские сосны.Здесь прозрачное солнцеВстает, как янтарик из моря,И ледник нам на памятьоставил свои валуны.Ты люби этот край –Здесь живут настоящие люди,Что умеют работать,И землю, и море любя.Ты храни этот край –Пусть цветущим и мирным он будет,Навсегда пусть останетсяДомом родным для тебя.Таким образом, в ходе реализации открытого урока в дошкольном образовательном учреждении была проведена работа по воспитанию патриотизма у дошкольников. У воспитанников сформирован устойчивый интерес к истории своей семьи, города, страны, сформированы представления о социокультурных ценностях нашего народа, желание быть патриотом своей страны. ЗаключениеВ современных условиях развития общества особую актуальность приобретает решение такой проблемы, как формирование патриотической культуры. Одной из важнейших задач педагога-воспитателя является развитие у детей дошкольного возраста понимания таких нравственных категорий, как «долг», «достоинство», «ответственность», «Родина». Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в современных условиях. В дошкольном детстве закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, которые формируются в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду, к родным местам, к природе, родной стране. В современном мире, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании и формируется в процессе целенаправленного воспитания дошкольников. В ходе исследования по формированию речевого этикета у дошкольников были решены следующие задачи:Проанализирована психологическую и педагогическую литературу по определению базовых понятий проблемы формирования патриотической культуры у детей дошкольного возраста.Патриотизм (греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Родине, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Отчизне.Патриотическая культура определяется знанием истории и традиций государства, национальной идеологии, понятия долга перед Отечеством, любовью к малой Родине, чувством причастности к событиям государственной важности, национальной гордостью.Определено содержание, формы и методы формирования патриотической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского образовательного учреждения. Для развития высокого уровня патриотического сознания у детей дошкольного возраста необходим учет особенностей их психологического развития. Представления детей о Родине, крае и городе, в котором они выросли, в основном обуславливается тем содержанием материала, который отобрал воспитатель, а также разнообразием используемых средств, методов и приемов создания необходимой среды в группе детского образовательного учреждения. В период дошкольного детства происходит становление личности. Ребенок начинает осознавать последствия собственных поступков и оценивать самого себя, осложняется спектр его переживаний, эмоционально - потребностная сфера наполняется новыми мотивациями и чувствами, что дает возможность для эффективного формирования патриотической культуры. Для формирования патриотической культуры целесообразнее всего использование таких форм работы, как: игровая и проектная деятельность, творческая деятельность, использование методов беседы и наблюдения. Разработана и проведена воспитательная работа по формированию патриотической культуры у детей дошкольного возраста в рамках детского образовательного учреждения.В рамках воспитательной работы был выделен ряд педагогических условий, которые способствуют эффективному формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста и включают в себя следующие положения: взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей; создание развивающей предметно-пространственной среды, обогащенной педагогическими средствами патриотического воспитания детей; осуществление вовлечения родителей и детей в досуговую деятельность ДОО как основы воспитания у детей чувства долга, ответственности, взаимопомощи, коллективизма и общественной активности.Во время проведения открытого урока на тему «Патриотическая культура» использовались такие методы работы, как игровая деятельность, беседа и наблюдение. Теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы педагогами и воспитателями для формирования навыков речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, в ходе работы достигнута цель настоящего исследования, решены поставленные задачи, гипотеза подтверждена.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАдаева Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащийся молодежи [Электронный ресурс]: Человек и образование. 2012. №1. С. 130–133. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-ponimaniyu-suschnosti-patriotizma-i-patrioticheskogo-vospitaniya-uchascheysya-molodezhi (дата обращения 27.02.2020)Андрюнина А.С. О формировании ценностного отношения к малой родине в период детства // ScienceTime. 2015. №5 (17). [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-formirovanii-tsennostnogo-otnosheniyak-maloy-rodine-v-period-detstvaАндреев С.Ю. Наше прошлое, настоящее и будущее. Постижение. – М., 2008. 174 с.Белякова, Л. В. Формирование у детей патриотизма через ознакомление с родным краем / Л. В. Белякова, Т. В. Головина // Альманах мировой науки. 2016. № 9–1 (12). С. 85–86.Выготский Л. С. Лекции по психологии: учебник / Л. С. Выготский –Санкт-Петербург : Союз, 2015. 144 с.Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. 2010. №4. С.3–8. Гайдаржи Г.Х., Ильченко С.В., Шинкаренко Е.Г. Одаренные дети в контексте гуманизации образования // Педагогический альманах: наука и практика. 2002. № 3-4. С. 41-47. Глоба Л.Г. Технология воспитания патриота и гражданина (для воспитателей, психологов, логопедов, старших педагогов, работающих в детских дошкольных учреждениях) // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.), 2015. С. 3-6. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста. М.: Юрайт, 2016. 465 с.Гражданственность и патриотизм: теория и практика / под общ.ред. В.И. Голикова. Томск: Изд-во Том.ун-та, 2008. 188 с. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. – М.:Народное образование, 1999. – 208 с.Дьяченко В.В. Педагогические аспекты военно-патриотического воспитания в современной общеобразовательной российской школе. М., 2000. 227 с.Ефименко Н.А. Патриотическая культура в системе общероссийских ценностей [Электронный ресурс]: Теория и практика общественного развития. 2011. №2. С.126–128. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskaya-kultura-v-sisteme-obscherossiyskih-tsennostey.Зыков М. Б. Конституция Российской Федерации и воспитание школьников // Воспитание школьников. 2004. № 10. С. 14–19. Каракозов С.Д. Научно-педагогическая библиотека Алтайского университетского комплекса: опыт проектирования / С.Д. Каракозов, В.А. Климентьева // Инновационная деятельность библиотек образовательных учреждений: материалы из опыта работы. М., 2004. С. 5-6.Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М. : Детство-Пресс, 2008. 250 c. Колесников В.А. Гражданский патриотизм и гражданская политическая культура в современной России. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 3-1 (29). С. 84-90.Кондрашова Н.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Научный журнал КубГАУ - ScientificJournalofKubSAU, 2012. № 81 С. 1020-1030.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. 29 с. Коротаева Е.В. Патриотическое воспитание дошкольников: к вопросу программного обеспечения // Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2017. Выпуск 2. С. 142-149.Кудрявцева Т. А. Патриотическое воспитание: теория и современная образовательная практика в сфере дополнительного образования на примере собственной педагогической практики // Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема : сборник научных трудов. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. 176 c. Кусмарцев М.Б. Принципы разработки региональной стратегии патриотического воспитания детей и молодёжи // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. №26. С. 31-34.Мазуренко О.В. Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности // Молодой ученый, 2015. № 20.1. С. 24-26.Мазур М.А. Формирование патриотической культуры: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2013. 23 с.Мурзин А.И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность [Электронный ресурс] : Аналитика культурологии. 2006. №6. Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-rossiyskogo-patriotizma-ponyatie-i-suschnost (дата обращения 27.12.2020).Негина Т.А. Приобщение дошкольников к родной культуре // Обучение и воспитание: методики и практика, 2015. №18 С.218-223.Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. 2013. №6. С. 65–69.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов / Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. СПб.: "Детство-пресс", 2017. 192 с.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 368 с.Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]. URL: ]http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdfПатриотизм и государство // Левада-центр. Пресс-выпуск (29.14.2015). – URL: http://www.levada.ru/29-04-2015/patriotizm-i-gosudarstvo [Дата обращения: 01.09.2015]Патриотизм как фактор развития российской государственности / под общ.ред. И.В. Бочарникова. - М.: Московский дом национальностей, 2015. - 368 с. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011. 342 с. (Стандарты второго поколения)Ружа В.А. Патриотическая культура и ее измерения [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 6 (14). - Режим доступа: http:// www.sisp.nkras.ru.Сергеева В.В. Концептуальные основы и принципы формирования культуры будущих педагогов в вузах Республики Казахстан // Высшее образование сегодня. 2011. №4. С. 14–19.Современный словарь по общественным наукам / под общей ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. М. : Изд-во «Эксмо», 2007. 528 с. (Образовательный стандарт XXI).Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdfСуетина Л. Р. Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края // Молодой ученый, 2014. №17. С. 544-546.Суслова, Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников / Э.К. Суслова // Детский сад от А до Я. - 2003. № 3. С. 5-14.Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников. 2011. №7. С. 3–11.Сысоева Н.А. Воспитание патриотизма обучающихся средствами народной педагогики в условиях перехода к ФГОС общего образования. Грани познания. 2013. № 4 (24). С. 105-109.Тюлепаева Э.Р. Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре родного края // Вестник ЧГПУ, 2010. № 6 С. 201-207.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.URL:https://rg.ru/2013/11/25/doshkstandart-dok.htmlФилипченко С.Н. Формирование патриотической культуры у учащихся в процессе обучения: Дис. … докт. пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2006. 393 с.Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. 79 с.Хромова М.Н. Идеи патриотизма в трудах отечественных философов и педагогов // Фундаментальные исследования. 2014. № 5-2. С. 379-382; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33885 (дата обращения: 28.02.2020)
2. Андрюнина А.С. О формировании ценностного отношения к малой родине в период детства // Science Time. 2015. №5 (17). [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-formirovanii-tsennostnogo-otnosheniyak-maloy-rodine-v-period-detstva
3. Андреев С.Ю. Наше прошлое, настоящее и будущее. Постижение. – М., 2008. 174 с.
4. Белякова, Л. В. Формирование у детей патриотизма через ознакомление с родным краем / Л. В. Белякова, Т. В. Головина // Альманах мировой науки. 2016. № 9–1 (12). С. 85–86.
5. Выготский Л. С. Лекции по психологии: учебник / Л. С. Выготский –Санкт-Петербург : Союз, 2015. 144 с.
6. Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. 2010. №4. С.3–8.
7. Гайдаржи Г.Х., Ильченко С.В., Шинкаренко Е.Г. Одаренные дети в контексте гуманизации образования // Педагогический альманах: наука и практика. 2002. № 3-4. С. 41-47.
8. Глоба Л.Г. Технология воспитания патриота и гражданина (для воспитателей, психологов, логопедов, старших педагогов, работающих в детских дошкольных учреждениях) // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.), 2015. С. 3-6.
9. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста. М.: Юрайт, 2016. 465 с.
10. Гражданственность и патриотизм: теория и практика / под общ. ред. В.И. Голикова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. 188 с.
11. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. – М.:Народное образование, 1999. – 208 с.
12. Дьяченко В.В. Педагогические аспекты военно-патриотического воспитания в современной общеобразовательной российской школе. М., 2000. 227 с.
13. Ефименко Н.А. Патриотическая культура в системе общероссийских ценностей [Электронный ресурс]: Теория и практика общественного развития. 2011. №2. С.126–128. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskaya-kultura-v-sisteme-obscherossiyskih-tsennostey.
14. Зыков М. Б. Конституция Российской Федерации и воспитание школьников // Воспитание школьников. 2004. № 10. С. 14–19.
15. Каракозов С.Д. Научно-педагогическая библиотека Алтайского университетского комплекса: опыт проектирования / С.Д. Каракозов, В.А. Климентьева // Инновационная деятельность библиотек образовательных учреждений: материалы из опыта работы. М., 2004. С. 5-6.
16. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М. : Детство-Пресс, 2008. 250 c.
17. Колесников В.А. Гражданский патриотизм и гражданская политическая культура в современной России. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 3-1 (29). С. 84-90.
18. Кондрашова Н.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU, 2012. № 81 С. 1020-1030.
19. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. 29 с.
20. Коротаева Е.В. Патриотическое воспитание дошкольников: к вопросу программного обеспечения // Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология". 2017. Выпуск 2. С. 142-149.
21. Кудрявцева Т. А. Патриотическое воспитание: теория и современная образовательная практика в сфере дополнительного образования на примере собственной педагогической практики // Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема : сборник научных трудов. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. 176 c.
22. Кусмарцев М.Б. Принципы разработки региональной стратегии патриотического воспитания детей и молодёжи // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. №26. С. 31-34.
23. Мазуренко О.В. Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности // Молодой ученый, 2015. № 20.1. С. 24-26.
24. Мазур М.А. Формирование патриотической культуры: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2013. 23 с.
25. Мурзин А.И. Концептуальные основы российского патриотизма: понятие и сущность [Электронный ресурс] : Аналитика культурологии. 2006. №6. Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-rossiyskogo-patriotizma-ponyatie-i-suschnost (дата обращения 27.12.2020).
26. Негина Т.А. Приобщение дошкольников к родной культуре // Обучение и воспитание: методики и практика, 2015. №18 С.218-223.
27. Нестерович И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. 2013. №6. С. 65–69.
28. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов / Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. СПб.: "Детство-пресс", 2017. 192 с.
29. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 368 с.
30. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]. URL: ]http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
31. Патриотизм и государство // Левада-центр. Пресс-выпуск (29.14.2015). – URL: http://www.levada.ru/29-04-2015/patriotizm-i-gosudarstvo [Дата обращения: 01.09.2015]
32. Патриотизм как фактор развития российской государственности / под общ. ред. И.В. Бочарникова. - М.: Московский дом национальностей, 2015. - 368 с.
33. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011. 342 с. (Стандарты второго поколения)
34. Ружа В.А. Патриотическая культура и ее измерения [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 6 (14). - Режим доступа: http:// www.sisp.nkras.ru.
35. Сергеева В.В. Концептуальные основы и принципы формирования культуры будущих педагогов в вузах Республики Казахстан // Высшее образование сегодня. 2011. №4. С. 14–19.
36. Современный словарь по общественным наукам / под общей ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. М. : Изд-во «Эксмо», 2007. 528 с. (Образовательный стандарт XXI).
37. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf
38. Суетина Л. Р. Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края // Молодой ученый, 2014. №17. С. 544-546.
39. Суслова, Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников / Э.К. Суслова // Детский сад от А до Я. - 2003. № 3. С. 5-14.
40. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников. 2011. №7. С. 3–11.
41. Сысоева Н.А. Воспитание патриотизма обучающихся средствами народной педагогики в условиях перехода к ФГОС общего образования. Грани познания. 2013. № 4 (24). С. 105-109.
42. Тюлепаева Э.Р. Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре родного края // Вестник ЧГПУ, 2010. № 6 С. 201-207.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.URL:https://rg.ru/2013/11/25/doshkstandart-dok.html
44. Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры у учащихся в процессе обучения: Дис. … докт. пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2006. 393 с.
45. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
46. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. 79 с.
47. Хромова М.Н. Идеи патриотизма в трудах отечественных философов и педагогов // Фундаментальные исследования. 2014. № 5-2. С. 379-382; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33885 (дата обращения: 28.02.2020)
Вопрос-ответ:
Что такое патриотизм?
Патриотизм - это чувство привязанности и любви к своей Родине, готовность служить ей и защищать ее интересы.
Что такое патриотическая культура?
Патриотическая культура - это система ценностей, норм и традиций, основанная на патриотических идеалах и пропагандирующая любовь и преданность своей стране.
Как формируется патриотическая культура у детей дошкольного возраста?
Патриотическая культура у детей дошкольного возраста формируется через игры, песни, рассказы и общение с взрослыми, которые позитивно относятся к своей Родине и передают детям знания о ее истории, культуре и традициях.
Какие особенности формирования патриотической культуры у детей дошкольного возраста можно выделить?
Особенности формирования патриотической культуры у детей дошкольного возраста заключаются в том, что дети находятся в период формирования своей личности и впитывают информацию, предлагаемую им взрослыми. Поэтому важно создавать для них положительные патриотические образцы и предлагать им активные патриотические деятельности.
Какие методы можно использовать для формирования патриотической культуры у детей дошкольного возраста?
Для формирования патриотической культуры у детей дошкольного возраста можно использовать методы, такие как показ патриотических мультфильмов, проведение тематических игр и праздников, знакомство с национальными символами и традициями, а также общение с ветеранами и представителями разных профессий.
Что такое патриотизм?
Патриотизм - это любовь к своей Родине, готовность защищать ее интересы и заботиться о благополучии своего государства.
Каким образом формируется патриотическая культура у детей дошкольного возраста?
Формирование патриотической культуры у детей дошкольного возраста осуществляется через ознакомление с национальными символами, историческими событиями, популярными песнями и стихами о Родине, участием в праздничных мероприятиях и экскурсиях, играми, рисованием национальных костюмов и флагов, а также развитием здоровых патриотических чувств и эмоций.
Почему важно формировать патриотическую культуру у детей дошкольного возраста?
Формирование патриотической культуры у детей дошкольного возраста имеет огромное значение, так как в этот период они находятся в стадии активного формирования основных ценностей и установок. Умение любить свою Родину и уважать свое государство являются важными качествами, которые помогут ребенку стать ответственным гражданином в будущем.
Какие мероприятия помогают формировать патриотическую культуру у детей дошкольного возраста?
Для формирования патриотической культуры у детей дошкольного возраста проводятся различные мероприятия, такие как праздники и мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества, Дню Победы, Дню России и другим государственным праздникам. Также проводятся экскурсии в музеи, где дети могут ознакомиться с историческими артефактами и узнать интересные факты о своей стране. Большое внимание уделяется пение патриотических песен, выполнение стихотворений, а также рисованию и поделкам, связанным с национальными символами.
Какие ролевые игры помогают формировать патриотическую культуру у детей дошкольного возраста?
В ролевых играх, таких как "Врачи", "Учителя", "Пожарная команда" и другие, дети могут проявить патриотизм, помогая вымышленным персонажам и своей стране. Например, в игре "Пожарная команда" они могут научиться тушить вымышленный пожар и защищать свою страну от природных и антропогенных катастроф.