Методика развития творческих и художественных способностей на занятиях
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 17.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы развития творческих и художественных способностей в дополнительном образовании 6
1.1. Развитие творческих способностей 6
1.2. Сущность и виды нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческих и художественных способностей в дополнительном образовании 17
2. Методика развития творческих и художественных способностей на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования 27
2.1. Организация и методика экспериментальной работы 27
1. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко 28
2. 2 Разработка методики развития творческих и художественных способностей детей на основе нетрадиционных техник рисования 33
2.3. Анализ результатов исследования 36
Заключение 43
Список используемых источников 44
Наконстатирующем этапе исследования были получены следующие результаты:В экспериментальной группе:Беглость – 6 Оригинальность – 4 Гибкость – 3 Разработанность – 8Степень отдалённости ассоциации от стимула – 5Эмоциональная экспрессия –6Выход за пределы задания – 0В контрольной группе: Беглость – 6 из 10Оригинальность – 5 Гибкость – 3 из 6Разработанность – 8 Степень отдалённости ассоциации от стимула – 5Эмоциональная экспрессия – 4Выход за пределы задания – 0Анализ теста показал, что рисунки и их названия как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе были довольно примитивными и обыденными (фото.2.1).Фото 2.1. Результаты диагностики «Изобразительное творческое мышление» в экспериментальной группе на начальном этапе исследованияТаким образом, на данном этапе у учащихся контрольной и экспериментальной групп не выявлено творческой активности2. 2 Разработка методики развития творческих и художественных способностей детей на основе нетрадиционных техник рисованияДанная методика рассчитана на детей 7-9 лет. Количество детей в группе -15-20 человек.Занятия проводятся 2 раза в неделю из расчета 28 часов. После реализации методики дети осваивают следующие нетрадиционные техники рисования:«Отпечатки» «Свеча + акварель»;«Точечный рисунок»;«Рисование пластилином»«Рисование на мокрой бумаге» «Рисование солью».Этапы реализации методикиI этап — подготовительныйЦель: создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс для эффективности развития творческих способностей детей. II этап — основнойЦель: развивать художественно-творческие способности у детей младшего школьного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.IIIэтап — творческийЦель: выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами. На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.Содержание№ п/пБлокДеятельность детейКоличество часов1Печать от рукиребёнок опускает в гуашь ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. Тематику рисунков ребёнок определяет самостоятельно.12Использование печаткиРебёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.23МонотипияРебёнок складывает пополам лист бумаги, на одной половинке рисует половину симметричного предмета, который он хочет изобразить. После рисования каждой части предмета, пока краска не высохла, лист опять складывают пополам и получают отпечаток. После этого изображение можно украсить24Рисование ватными палочками Ребёнок, самостоятельно выбирая тематику рисунка (или с помощью педагога, если это необходимо), рисует акварельными красками, используя ватные палочки вместо кисточки.25 КляксографияВ основе данной нетрадиционной изобразительной техники лежит клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребёнок прорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.26НабрызгРебёнок наносит краски на зубную щётку и разбрызгивает её на картон, который держит над бумагой. Краска оказывается на бумаге. После этого ребёнок дорисовывает изображение на основе возникших ассоциаций. 27ГраттажЛист натирается свечным воском. После этого на него наносят тушь с жидким мылом. Когда лист высохнет, ребёнок палочкой или зубочисткой выцарапывает рисунок.28Рисование мыльными пузырямиПедагог заранее готовит смесь из мыла, воды и гуаши. Ребёнок Опускает в смесь трубочку и делает мыльные пузыри. Затем чистый лист соприкасается с пузырями и они словно переносятся на бумагу. Ребёнок дорисовывает детали.19Рисование мятой бумагойТонкий смятый лист бумаги обмакивается в краску. После этого им выполняют изображение.210НиткографияРебёнок опускает нитки в краску и ждёт, чтобы они пропитались. Концы нитки остаются сухими. Нитки укладывают на листе бумаги в произвольном порядке. Сверху ребёнок кладёт чистый лист бумаги и прижимает его к ниткам. После получения отпечатка ребёнок дорисовывает детали на основе своих ассоциаций.211ПластилинографияНа горизонтальной поверхности ребёнок создаёт картины с использованием пластилина.112Отпечаток листьямиЛист дерева покрывается различными красками разных цветов. После этого лист прикладывается окрашенной стороной для получения отпечатка. 113Скатывание бумагиРебёнок мнёт лист бумаги до тех пор, пока он не станет мягким. Затем из него скатывается шарик. Затем бумажный комочек приклеивается на лист бумаги, так же поступают и ещё к несколькими комочками. После того как все необходимые комочки будут приклеены, ребёнок дорисовывает изображение (это может быть снеговик, веточка вишни и др.).114Рисование сольюНа бумаге предварительно делается набросок, смачивается с помощью кисти и посыпается солью. Когда рисунок высохнет, соль ссыпают и прорисовывают необходимые детали115Проведение итогового мероприятияПедагог проводит внеклассное мероприятие «Краски», в котором в различных творческих заданиях используются освоенные нетрадиционные техники рисования.12.3. Анализ результатов исследованияПосле реализации методики «Нетрадиционные техники рисования» нами вновь были проведена диагностика по выявлению уровня творческихспособностей. По методике «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко были получены следующие результаты табл. 2.5 – 2.6)Таблица 2.5.Результаты проведения методики «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко в экспериментальной группе на контрольном этапеРебёнокКоэффициент оригинальности162535475566758495Среднее значение по группе5,3Таблица 2.6.Результаты проведения методики «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко в контрольной группе на контрольном этапеРебёнокКоэффициент оригинальности132435445664748394Среднее значение по группе4,1Таким образом, в экспериментальной группе отмечается развитие творческого воображения, в то время как у детей контрольной группы это развитие происходит гораздо медленнее (рис.2.3).Рисунок 2.3. Результаты диагностики креативности по методике «Дорисовывание фигур» на контрольном этапеРезультаты проведения диагностики «Субтест 6. Эскизы Туника» на контрольном этапе также показали различия в контрольной и экспериментальной группах (табл. 2.7-2.8).Таблица 2.7Результаты проведения диагностики «Субтест 6. Эскизы Туника» в экспериментальной группе на контрольном этапеРебёнокБеглостьГибкостьОтдалённость ассоциации177826653666479855446644754486589456Средние значения по группе5,85,65,9Таблица 2.8Результаты проведения диагностики «Субтест 6. Эскизы Туника» в контрольной группе на контрольном этапеРебёнокБеглостьГибкостьОтдалённость ассоциации144424573553454755456664754485669577Средние значения по группе 4,9 5,0 5,2Сопоставляя данные по контрольной и экспериментальной группам, можем видеть, что у детей экспериментальной группы беглость, гибкость, отдалённость ассоциации креативного мышления значительно превосходят соответствующие показатели в контрольной группе (рис.2.4).Рисунок 2.4. Данные по методике «Субтест 6. Эскизы Туника» в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапеПроведение методики «Закончи рисунок» показало следующие результаты:В экспериментальной группе:Беглость – 8Оригинальность – 8 Гибкость – 6 Разработанность – 9Степень отдалённости ассоциации от стимула – 8Эмоциональная экспрессия –9Выход за пределы задания – 0В контрольной группе: Беглость – 5Оригинальность – 4 Гибкость – 3 Разработанность – 7 Степень отдалённости ассоциации от стимула – 5Эмоциональная экспрессия – 6Выход за пределы задания – 0Рисунки детей контрольной группы мало отличались от работ, которые были получены на констатирующем этапе экспериментальной работы. Иными были рисунки детей экспериментальной группы (фото 2.2.)Фото 2.2. Результаты диагностики «Изобразительное творческое мышление» в экспериментальной группе после реализации проектаВ целом были показаны высокие результаты по изобразительной креативности, но необходимо более детально оценить полученные результаты. Так, в рисунках чётко прослеживаются 2 линии:«Путешествия»«Необычные животные».Это показывает наиболее интересные для детей познавательные сфер Также следует отметить названия рисунков. «Танец змей» свидетельствует о том, что учащимся группы А нравится наблюдать необычные изящные двигательные действия, а также придумывать их самим. «Дизайнерская сумка» - название, которое также говорит о том, что дети владеют хорошим уровнем развития речи для их возраста, предпочитают необычные аксессуары, и это также аргумент в пользу их креативного взгляда на предметы повседневности. Также в названиях прослеживается тема прошлого и будущего («Последний археоптерикс», «Самолёт будущего»). Это означает, что дети задумываются о связи времён, им интересно разгадывать тайны прошлого и рассуждать о будущем.В целом исследование показало, что методика с использованием нетрадиционных техник рисования является эффективным средством развития творческих способностейдетей, что полностью подтверждает выдвинутую нами гипотезу.ЗаключениеВ психологических исследованиях под творческими способностями обозначают комплекс личностных и интеллектуальных особенностей индивида, которые способствуют самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого числа оригинальных идей и нешаблонному их решению. Нужно рассматривать креативность как комплекс и процесс личностных и интеллектуальных особенностей индивида, присущих многим личностям. На констатирующем этапе исследования уровень креативности младших школьников экспериментальной и контрольной групп был примерно одинаковым. В целом дети не проявляли серьёзного познавательного интереса к творческой деятельности и преимущественно не стремились к развитию своих креативных способностей.С целью развития творческих способностей учащихся нами был разработанаметодика «Нетрадиционные техники рисования». В ней были подобраны изобразительные методики творческого развития младших школьников. После реализации методики нами были вновь проведены экспериментальные методики по выявлению уровня творческих способностей в экспериментальной и контрольной группах. При этом было установлено, что у детей экспериментальной группы уровень развитяи творческих способностей заметно повысился, при этом в контрольной группе он оставался на прежнем уровне. Таким образом, разработанная нами методика является эффективной.Список используемых источниковАндреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 608 с.Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994.Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон // Радяньска школа. - 2014. - №11. - С. 33-37Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.Дусавицкий, А.Г. Воспитывая интерес / А.Г. Дусавицкий. - М.: Знание, 2014. - 80 с.Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотов. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.СПб: Питер, 2009. — 434 с. Использование нетрадиционных техник рисования в старшей группе [Электронный ресурс]/Режим доступа:https://paidagogos.com/ (Дата обращения: 18.03.2020)Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.Марков, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2008. - 355 с. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой ученый. - 2018. - №19. -С. 411-413. Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/ (Дата обращения: 18.03.2020)Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с.Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. Педагогическая инноватика [Электронный ресурс] : монография / Ф.В. Шарипов. — Электрон.текстовые данные. — М. : Логос, Университетская книга, 2016. — 584 c. — 978-5-98699-159-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70716.html
2. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
4. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
5. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
6. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
8. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон // Радяньска школа. - 2014. - №11. - С. 33-37
9. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
10. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
11. Дусавицкий, А.Г. Воспитывая интерес / А.Г. Дусавицкий. - М.: Знание, 2014. - 80 с.
12. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.
13. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52
14. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотов. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
15. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
16. Использование нетрадиционных техник рисования в старшей группе [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://paidagogos.com/ (Дата обращения: 18.03.2020)
17. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
18. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
19. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
20. Марков, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2008. - 355 с.
21. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
22. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
23. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой ученый. - 2018. - №19. -С. 411-413.
24. Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/ (Дата обращения: 18.03.2020)
25. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
26. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
27. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с.
28. Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011
29. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
30. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. Педагогическая инноватика [Электронный ресурс] : монография / Ф.В. Шарипов. — Электрон.текстовые данные. — М. : Логос, Университетская книга, 2016. — 584 c. — 978-5-98699-159-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70716.html
Вопрос-ответ:
Какие методики используются для развития творческих и художественных способностей в дополнительном образовании?
В дополнительном образовании для развития творческих и художественных способностей используются различные методики, включающие в себя нетрадиционные техники рисования, игры, задания на творческое мышление и экспериментирование.
Что такое нетрадиционные техники рисования и как они помогают развивать творческие способности?
Нетрадиционные техники рисования - это способы работы с красками и материалами, которые отличаются от привычных методов рисования. Использование таких техник позволяет развивать творческие способности, поскольку они стимулируют нестандартное мышление, фантазию и экспериментирование.
Какие способы развития творческих способностей можно использовать на занятиях?
Для развития творческих способностей на занятиях можно использовать такие методы, как рисование по памяти, рисование с закрытыми глазами, мозаичная техника, коллаж и другие нетрадиционные техники. Также можно проводить игры, которые стимулируют творческое мышление и предоставляют возможность экспериментировать.
Какую роль играют нетрадиционные техники рисования в развитии творческих и художественных способностей детей?
Нетрадиционные техники рисования играют важную роль в развитии творческих и художественных способностей детей, поскольку они позволяют развивать воображение, творческое мышление, умение экспериментировать и находить новые подходы к созданию произведений искусства.
Какие преимущества имеет использование нетрадиционных техник рисования в дополнительном образовании?
Использование нетрадиционных техник рисования в дополнительном образовании имеет ряд преимуществ, включая развитие творческих способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики и координации движений, а также умение работать с различными материалами и инструментами.
Какие теоретические основы развития творческих и художественных способностей используются в дополнительном образовании?
В дополнительном образовании используются теоретические основы, основанные на психологических и педагогических исследованиях, которые позволяют эффективно развивать творческие и художественные способности учащихся.
Какие виды нетрадиционных техник рисования направлены на развитие творческих и художественных способностей в дополнительном образовании?
Некоторые виды нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческих и художественных способностей в дополнительном образовании, включают коллаж, монотипию, граффити и аэрографию.
Каким образом можно развивать творческие способности учеников?
Для развития творческих способностей учеников в дополнительном образовании можно использовать различные методики, такие как интеграция искусства в учебный процесс, проведение коллективных и индивидуальных творческих проектов, эксперименты с разными художественными материалами и техниками.
Какие методики развития творческих и художественных способностей используются на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования?
На занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования можно применять методики, такие как "Слепая линия", "Мозаика из бумаги", "Ассоциативное рисование", "Творческое коллективное рисование" и "Трехцветная композиция".
Какие преимущества имеет использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих и художественных способностей?
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих и художественных способностей позволяет ученикам расширять свой художественный опыт, развивать оригинальность мышления, творческое мышление и воображение, а также учит делать нестандартные решения и экспериментировать с различными видами и материалами искусства.