Общество как система.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 29 29 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 24.05.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
1. Понятии общества как системы
2. Социальные связи, социальное действие, социальные взаимодействия, социальные отношения
3. Типология обществ
4. Основные теории социальных изменений
5. Взгляд футурологии на развитие общества
6. Глобализация и современный мир
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

И вызов этот был услышан и принят. Впервые в истории человечества его собственная судьба оказалась зависящей от него же самого.
Социальное планирование являющееся по существу локальным стало рассматриваться в глобальном контексте стратегии выживания, где основной акцент, как правило, делается на экологические или биологические факторы развития.
Социальное планирование должно вестись с учетом глобального контекста, и, следовательно, в первую очередь учитывать экологические последствия. Приступая к социальному планированию необходимо занять ту или иную позицию по отношению воздействию человека на окружающую среду. Таких позиций в настоящее время две: экопессимистическая и технооптимистическая.
Возникновение «экопессиместического» течения совпало по времени с серией энергетических, экологических, экономических кризисов начала 70-х годов, потрясших весь мир. Крах теорий «постиндустриального общества» и их модификаций, взлелеянных такими теоретиками, как У.Ростоу, Дж.Гэлбрейт, Д.Белл, Р.Арон, З.Бжезинский и другими породили волну глубочайшего социального пессимизма, пришедшего на смену оптимистическим прогнозам 60-х годов, связанным с кратковременным экономическим подъемом.
Широчайшее распространение на Западе получила концепция «шока от столкновения с будущим», выдвинутая известным американским футурологом О.Тоффлером. Тоффлер остается на позициях социального пессимизма в отношении экологического будущего планеты. Выход из создавшегося положения Тоффлер видел в ускоренном развитии все той же технологии, изображая при этом миражи «новой цивилизации» в виде структур «информационного общества».
К этому же течению мысли относятся взгляды профессора истории Калифорнийского университета Т. Роззака. Порицая «империализм современной науки и техники», он призывает возвращение к идеологии и стилю жизни средних веков, т.е. восстановить утерянную гармонию между человеком и природой.
Идеологи экуменизма (движение за объединение религиозных конфессий) прежде всего Ч.Бирч, А.Гейер, А.Дюйма, Ф.Поттер в рамках футурологических разработок призывают к разработке нового технологического мышления – «экотеологии», с целью создания физического и технического образа природы человека.
В основе футурологических построений современных теологов лежит очевидное стремление использовать в интересах религиозной пропаганды важные и злободневные вопросы, связанные с глобальными проблемами человечества.
Однако распространение социального пессимизма способствовало стимулированию быстрого подъема «технооптимистического» течения в футурологи, наиболее ярким представителем которого стал Герман Кан. Его работы были призваны убедить массовую аудиторию в том, что человечеству вообще не грозят сколько-нибудь серьезные экологические и другие глобальные проблемы в обозримом будущем. Голод, нехватка ресурсов, загрязнение природной среды, бедность развивающихся стран, должны, по мнению Кана и его сторонников, рассматриваться всего лишь как «издержки роста» новой цивилизации.
Одной из решающих ее тенденций в 60 -70-е годы стало формирование идеологии «технократии» и «технобюрократии». В этом русле выступает «социальная технология», основные идеи которой сложились и завоевали популярность во второй половине 50-х годов. Но кульминационной точки ее влияние достигает в течение следующего десятилетия. Западные социологи и экономисты, политологи и философы подготовили ряд работ, в которых, опираясь на «технологический подход» к общественным явлениям, пытаются дать ряд принципиальных социальных оценок основных итогов, но, прежде всего тенденций и перспектив развития общества.
Наряду с экопессимистическим и технооптимистическим подходами, в последнее время все чаще стали говорить о необходимости глубокого целенаправленного изучения экологических и других глобальных проблем человечества не только в комплексе природных, технических, но и социокультурных факторов. Так заметную популярность в современной футурологии приобрели аксиологические и экоаксиологические течения. Их представители, основываясь на анализе структуры и динамики изменения ценностей, пытаются проследить альтернативные пути социально-экономического развития, исходят из того, что тщательный учет систем ценностей и их возможных смещений в будущем может служить необходимой предпосылкой любого комплексного социального прогноза. (Взаимосвязь между экономикой и культурой была раскрыта в работах крупнейшего американского социолога Даниэла Белла.)
Это говорит о том, что большинство западных ученых по-прежнему продолжают оставаться на позициях гуманизма. Этим вопросам посвящен, в частности, ряд докладов Римскому клубу, таких, как «Цели для человечества» Э.Ласло, «Нет пределов обучению» Дж.Боткина, М.Эльманджеры, М.Малицы, «Диалог о богатстве и благосостоянии» О.Джиарини и др. И не случайно главное, за что ратовал создатель Римского клуба А.Печчеи, - это качественный скачок в человеческом мышлении. Такой скачок он называл «человеческой революцией» и подчеркивал, что ее осуществление возможно только через развитие и совершенствование самого человека.
В первой половине 80-х годов сторонники технологического детерминизма сформулировали концепцию «информационного общества». Концепция эта является логическим завершением многочисленных исследований и прогнозов по поводу совершенствования микроэлектроники, информационно-вычислительной техники и их влияния на развитие общества.
Грядущая «информационная революция», которая якобы приведет к коренному преобразованию всех общественных структур и тем самым исключит какие-либо социальные революции.
В последние годы в западной футурологии значительно усилилась роль течения, в центре программы которого лежит тезис о необходимости перестройки социально-политической структуры современного западного общества, его систем ценностей. Течение это, получившее в литературе название «трансформистов».
Идеологи этого течения пытаются представить его в виде ростков принципиально новой цивилизации, в центре которой стоит человек и которая должна способствовать наиболее полному и всестороннему раскрытию личности в гармонии с окружающей средой.















6. Глобализация и современный мир
В начале ХХ1 века мироустройство постепенно сменяется новой международной системой — глобализацией. Термин «глобализация» в современном обществе используется в весьма широком смысле.
Процесс глобализации является одной из наиболее обсуждаемых тем на сегодняшний день. Существуют различные публикации и подходы, которые свидетельствуют об актуальности поднимаемых вопросов, сложности и многообразия этого явления. Глобализация - многоликий и многомерный процесс, действие которого сказывается на развитии отдельных государств и всего мирового сообщества, затрагивает все сферы современного общества.
Глобализация стала одним из важнейших факторов развития в начале XX1 в. Однако ее воздействие на социально-экономические, политические процессы и положение отдельных стран и регионов, по крайней мере, неоднозначно.
Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация экономических и технологических процессов и сближение культур разных стран.
В условиях глобализации мир стремительно меняется, что вызывает объективную необходимость глубокого теоретического осмысления происходящих процессов и их последствий для общества, а также модернизации практической деятельности с учетом происходящих перемен.
Следует отметить, что глобализация имеет противоречивый характер, наряду с достоинствами глобализация несет в себе и серьезные противоречия.
Из положительных черт глобализации можно отметить рост контактов и связей между странами и народами в области экономики, торговли, технологий, культуры.
Глобализация выдвигает на первый план якобы только экономические цели. На самом деле одним из ее результатов могут стать политические потрясения, связанные, в первую очередь, с неравенством между странами и людьми. Во взаимозависимом мире, который полагается лишь на рыночные отношения, побеждает только сильнейший. Экономический и социальный дарвинизм навязывает всем постоянную конкуренцию, естественный отбор и приспособление к условиям, зачастую чуждым и непонятным для многих народов и стран. Рынок защищает только избранных и разрушает солидарность простых людей.
Вряд ли найдется много политиков и ученых, в том числе и в развивающихся странах, которые будут выступать против интеграции усилий всех государств в торговле, финансах, технологиях.
Тем не менее, глобализационные процессы не могут решить всех проблем, тем более социальных, этических и моральных, основанных на идее о том, что все люди рождаются равными в своих правах и возможностях.











Список литературы:

Бачинин В.А. История западной социологии: Учебник для вузов. – СПб.: Лань, 2002. – 383 с.
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 216 с.
Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология: Учебное пособие для вузов. – СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2000. – 560 с.
Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // Социологические исследования. – 1998. - № 12. - С. 3-14.
Социология: учеб. пособие. / под ред. П.С. Емшина, Д.З. Мутагирова, Н.Г. Скворцова. – СПб.: Питер, 2004. – 399 с.
Социология для юридических вузов / под общ. ред. В.П. Сальников. – СПб.: Лань, 2001. – 405с.ед. логия для юридических вузов / под общ. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 407 с.
Тузиков А.Р. Западная теория идеологии. - М.: Социально-гуманитарные знания, 2002. – 324 с.
Тойнби А.Постижение истории: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1991.- 736 с.
Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. – М.: Аспект – Пресс, 1996. – 416 с.
Юрлов Ф.Н. Социальные издержки глобализации // Социологические исследования. – 2001. - № . – С. 13-22.
Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ВЛАДОС, 1997. — 347 с.
Социология: учеб. пособие. / под ред. П.С. Емшина, Д.З. Мутагирова, Н.Г. Скворцова. – СПб.: Питер, 2004. – С.127
Там же, - С. 131.
Социология: учеб. пособие. / под ред. П.С. Емшина, Д.З. Мутагирова, Н.Г. Скворцова. – СПб.: Питер, 2004. – С.139.

Социология: учеб. пособие. / под ред. П.С. Емшина, Д.З. Мутагирова, Н.Г. Скворцова. – СПб.: Питер, 2004. – С.158.

Бачинин В.А. История западной социологии: Учебник для вузов. – СПб.: Лань, 2002. – С. 267

Бачинин В.А. История западной социологии: Учебник для вузов. – СПб.: Лань, 2002. – С. 273

Бачинин В.А. История западной социологии: Учебник для вузов. – СПб.: Лань, 2002. – С. 279

Бачинин В.А. История западной социологии: Учебник для вузов. – СПб.: Лань, 2002. – С. 286

Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. – М.: Аспект – Пресс, 1996. – С. 21.


Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. – М.: Аспект – Пресс, 1996. – С. 147-149.

Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. – М.: Аспект – Пресс, 1996. – С.152-153.
Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // Социологические исследования. – 1998. - № 12. - С. 3-14.
Тойнби А.Постижение истории: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1991.- С. 476 – 478.
Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учеб. пособие для студентов вузов гуманит. профиля, 2-е изд., перераб. и доп. — М.:ВЛАДОС, 1997. — 347 с.

Юрлов Ф.Н. Социальные издержки глобализации // Социологические исследования. – 2001. - № . – С. 14.












2

Список литературы:

1.Бачинин В.А. История западной социологии: Учебник для вузов. – СПб.: Лань, 2002. – 383 с.
2.Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 216 с.
3.Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология: Учебное пособие для вузов. – СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2000. – 560 с.
4.Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // Социологические исследования. – 1998. - № 12. - С. 3-14.
5.Социология: учеб. пособие. / под ред. П.С. Емшина, Д.З. Мутагирова, Н.Г. Скворцова. – СПб.: Питер, 2004. – 399 с.
6.Социология для юридических вузов / под общ. ред. В.П. Сальников. – СПб.: Лань, 2001. – 405с.
7.Социология. Основы общей теории / отв. ред. Г.В. Осипов. – М.: Инфра-М, 2002. – 888с.
8.Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г.В. Осипов. – М.: ИНФРА-М: НОРМА, 1998. – 481 с.
9.Социология: Учебник для вузов: 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 407 с.
10.Тузиков А.Р. Западная теория идеологии. - М.: Социально-гуманитарные знания, 2002. – 324 с.
11.Тойнби А.Постижение истории: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1991.- 736 с.
12.Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. – М.: Аспект – Пресс, 1996. – 416 с.
13.Юрлов Ф.Н. Социальные издержки глобализации // Социологические исследования. – 2001. - № . – С. 13-22.
14.Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ВЛАДОС, 1997. — 347 с.

Вопрос-ответ:

Что такое общество как система?

Общество может рассматриваться как система, которая состоит из различных элементов, взаимодействующих между собой и функционирующих в определенном образе. В этой системе есть социальные связи, социальные действия, социальные взаимодействия и социальные отношения. Кроме того, общество может подразделяться на разные типы и подвергаться социальным изменениям. Взгляд на развитие общества может предоставить футурология. Также современный мир определяет глобализация.

Какова типология обществ?

Общество может быть разделено на разные типы в зависимости от различных критериев. Например, по социально-экономическому устройству общество может быть капиталистическим, социалистическим или коммунистическим. По политическому устройству - демократическим, авторитарным или тоталитарным. По степени развития - примитивным, традиционным, промышленным и постиндустриальным обществом. Также можно выделить типы общества по этническому и культурному составу.

Какие основные теории социальных изменений существуют?

Существуют различные теории, объясняющие социальные изменения в обществе. Например, теория социальной эволюции, которая утверждает, что общество развивается постепенно и проходит через различные стадии развития. Еще одна теория - теория классовой борьбы, которая утверждает, что социальные изменения происходят через противоборство различных классов общества. Также можно выделить теорию рационализации общества и теорию социальной структуры и функций.

Как футурология видит развитие общества?

Футурология, как научная дисциплина, занимается прогнозированием будущего и развитием общества. Согласно футурологическим исследованиям, общество будет продолжать развиваться, стремиться к более справедливому и устойчивому устройству. Технологические инновации, изменение экономической системы, улучшение социальной и экологической сферы будут влиять на будущее общества. Одной из главных тенденций развития общества, согласно футурологии, является глобализация.

Что такое общество как система?

Общество рассматривается как сложная социальная система, в которой люди взаимодействуют друг с другом, образуют социальные связи и отношения.

Какие существуют типы обществ?

Существуют различные типы обществ, включая примитивные общества, традиционные общества, индустриальные общества и постиндустриальные общества.

Что такое социальное планирование и почему оно важно?

Социальное планирование - это процесс разработки и реализации программ и стратегий для улучшения жизни в обществе. Оно важно, потому что позволяет обществу достичь определенных целей и решить социальные проблемы.

Какая связь между глобализацией и современным миром?

Глобализация - это процесс глобальной интеграции, который обусловлен различными факторами, такими как экономические, политические и технологические изменения. В современном мире глобализация оказывает существенное влияние на все аспекты общества, включая экономику, культуру и политику.