Особенности аутоагрессии младших школьников с умственной отсталостью
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 25.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятие агрессии, агрессивности и аутоагрессивного поведения 7
1.2 Анализ вопроса детского аутоагрессивного поведения и его причин в младшем школьном возрасте 12
1.3 Особенности коррекционной работы с аутоагрессивным поведением младших школьников 27
2. КОРРЕКЦИЯ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1 Постановка проблемы исследования, описание выборки и методов диагностики. Результаты первичной диагностики 30
2.2 Программа коррекции аутоагрессивного поведения младших школьников 34
2.3 Оценка эффективности программы коррекции аутоагрессивного поведения младших школьников с легкой формой умственной отсталости 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Исследуемые параметры агрессииВиды проявления агрессииПроявления агрессии у учащихсяЧастота проявления агрессииАгрессия, направленная на сверстниковВербальнаяИспользует нецензурные выраженияУгрожаетОбзывает 1 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 5КосвеннаяЗлобно шутитСплетничаетЯбедничаетОбзывает за спиной1 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 5ФизическаяТолкается, ударяет других детейПлюетсяДеретсяКидается предметами1 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 5НегативизмОтказ от общения с кем-либоНе выполняет просьбы детей1 2 3 4 51 2 3 4 5Агрессия, направленная на учителяВербальнаяИспользует нецензурные выраженияКричитОбзывает Угрожает1 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 5КосвеннаяЗлобно шутитСплетничаетОбзывает за спиной1 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 5ФизическаяТолкает1 2 3 4 5НегативизмОтказывается от выполнения требований учителя«Окаменелость»Протестует 1 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 5Агрессия, направленная на родителейВербальнаяКричитУгрожаетОбзываетИспользует нецензурные выражения1 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 5КосвеннаяЗлобно шутитСплетничаетОбзывает за спиной1 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 5ФизическаяТолкает Кидает предметыДеретсяПлюется 1 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 5НегативизмОтказывается от выполнения просьб, требований, обязанностейОтказ от едыПротестует 1 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 5Агрессия, направленная на предмет (в школе)Бьет кулаком по парте, стенеХлопает дверьюПишет на стенахЛомает линейки, карандаши, ручки и др.Пинает дверь, парту, стулБросает предметы1 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 5Агрессия, направленная на себяВербальнаяОбзывается1 2 3 4 5Физическая Кусает себяЩипает себяПросит себя ударитьНаносит себе повреждения1 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 5Инициативность аутоагрессивных действийПроявляет аутоагрессивные реакции первымПроявляет аутоагрессивные реакции в ответ на аутоагрессивное поведение других1 2 3 4 51 2 3 4 5Чувствительность к присутствию другихСовершает аутоагрессивные действия на глазах у всехСовершает аутоагрессивные действия, не привлекая внимание других1 2 3 4 51 2 3 4 5Длительность состояния агрессииПосле аутоагрессивной реакции успокаивается в течение 5 минутВ течение 15 минутВ течение 30 минутВ течение часа1 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 5Отношение к собственной агресииГоворит, что поступил плохо, но продолжает вести себя аутоагрессивноНе воспринимает собственные аутоагрессивные действия как таковыеНе возникает чувство вины после аутоагрессивных действий1 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 5Чувствительность к помощи взрослогоПомощь взрослого не помогает овладеть собственной агрессиейЗамечания в словесной форме не тормозят проявление вербальной агрессииЗамечания в словесной форме не тормозят проявление физической агрессии1 2 3 4 51 2 3 4 51 2 3 4 5ПРИЛОЖЕНИЕ ВАнкета «Критерии аутоагрессивности ребенка» и схема наблюдения за ним М. Алворд, П. Бейкер.ПРИЛОЖЕНИЕ ГПсихокоррекционная программаЗанятие № 1.Цель занятия – познакомиться с группой, создать благоприятную атмосферу и условия для эффективного начала работы с группой, достигнуть атмосферы доверия и комфорта. Рассказать об основных правилах поведения во время тренинга, а также взаимодействия в пределах группы.1. Приветствие. Упражнение «Имя».Инструкция: во время упражнения дети должны передавать друг другу по кругу клубок, называя при этом свое имя и имя предыдущих им участников. Им не обязательно должно быть правдивым, участники могут называть себя так, как им нравится, любым вымышленным именем.2. Обсуждение действующих правил тренинга. Для более продуктивной работы правила тренинга составляются группой совместно, с учетом все пожеланий и замечаний ребят. Такие правила лучше соблюдаются, поскольку они не навязаны извне, а созданы самой группой. 3. Упражнение «Вот я какой!». Это упражнение носит характер самопрезентации и позволяет участникам составить общую картину друг о друге. Упражнение выполняется следующим образом: ребята садятся рядом друг с другом по кругу и сначала заканчивают предложения, которые начинаются по типу: – привет, я «Имя», я люблю ….– в моей семье мне больше всего нравится…;– в моей жизни самой большой радостью было…;– самые веселые каникулы у меня были…Далее производится беседа в произвольной форме по следующим темам: – на какие темы тебе больше всего интересно разговаривать?– какие темы для тебя самые сложные и неприятные?– что интересного ты узнал о наших участниках?– как ты себя сейчас ощущаешь, какое у тебя сейчас настроение?4. Упражнение «Ты мне нравишься!». Оно проводится следующим образом: все участники по-прежнему рассажены в кругу друг напротив друга. Один ребенок встает и произвольно выбирает себе партнера, дотрагивается до него и дети начинают бежать в противоположные стороны по кругу. Когда они встречаются, они, останавливаясь, пожимают друг другу руки и говорят фразу: «Ты мне нравишься за то, что…» Далее игру продолжает второй игрок, вбирает третьего, они снова бегут по кругу и так далее до тех пор, пока все дети не поучаствуют в игре. 5. Завершение занятия, подведение итогов, прощание друг с другом.Занятие № 2. Цель занятия заключается в снижении общего эмоционального напряжения, а также развитии навыка распознавания эмоционального настроя у других детей.1. Упражнение «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка».Инструкция – упражнение выполняется следующим образом: все участники поворачиваются к соседу, кладут свои руки поверх его рук, смотрят ему в глаза и улыбаются. Упражнение выполняется по кругу слева направо. 2. Упражнение «Наши эмоции».Материалы для выполнения упражнения – карточки, на которых изображены основные человеческие эмоции: страх, обида, испуг, радость, спокойствие, злость, чувство вины. Далее проводится само упражнение, которое заключается в выполнении ряда заданий:– сначала ребята просто называют те эмоции, которые они видят на карточках. Таким образом, устанавливается способность распознавать эмоции человека детьми;– далее, берется лист бумаги, делится пополам и на одной его стороне дети схематично рисуют те состояния, которые им нравятся, а с другой стороны – те, которые им не нравятся. Дети не просто изображают эти состояния, по итогам выполнения задания они должны прочитать оба столбца и объяснить, почему те или иные состояния им нравятся или нет;– далее производится самодиагностика – ребенок должен нарисовать схематично свое эмоциональное состояние и объяснить его вкратце.При проведении занятия взрослый должен наблюдать за невербальными проявлениями эмоций – выражением лица ребенка, его напряженностью, тревожностью, мимикой тела и лица и т.д. Важно не только слушать то, что говорит ребенок – он может скрывать свою тревожность за маской спокойствия, но именно выяснить действительное эмоциональное состояние ребенка в тот момент, когда его попросили им поделиться с окружающими.3. Упражнение «Прогноз погоды».Для его выполнения необходимы листы бумаги и набор восковых или масляных мелков. Перед проведением упражнения взрослый проговаривает следующую речь: у каждого из нас бывают такие моменты, когда очень хочется побыть одному. Возможно, мы не выспались, или замерзли по дороге. Или не взяли с собой то, что нужно было взять. Или что-то еще другое пошло не так, как мы этого хотели. И в таких случаях нам просто необходимо побыть одним, чтобы нас никто не трогал какое-то время, чтобы мы снова пришли в себя и стали веселыми и беззаботными. Если такое произошло, можно легко и просто объяснить всем, что у вас как раз такой период – вам хочется побыть одному. Сделать это можно при помощи простого «Прогноза погоды» – мы рисуем свой прогноз погоды и показываем всем, что сейчас у меня на душе такая погода, что мне хочется побыть одному. Давайте с вами попробуем нарисовать свой прогноз погоды для таких случаев. Назовем его «Плохая погода» или «Надвигается шторм» или «Ненастье» – как вам больше нравится. Надо постараться изобразить свой прогноз так, чтобы окружающие поняли, что у вас пока нет настроения на общение и нужно немного дать вам передышку. Но ни один дождик не льет вечно, за грозой всегда выходит солнышко. Так и с нами – после любого ненастья наступает теплый солнечный день, высушивает все лужицы и становится все хорошо. Давайте и мы после дождя и шторма нарисуем сначала проглядывающее солнце, а затем и вовсе – теплый солнечный день, который будет обозначать для всех «Буря миновала!».4. Завершение занятия, подведение итогов, прощание друг с другом.Занятие № 3. Цель занятия заключается в формировании навыков и умений овладения и управления собственными эмоциями, а также развитии сочувствия к окружающим. 1. Упражнение «Приветствие».Упражнение выполняется по аналогии со знакомством, только участники уже знают все друг друга. Они садятся в круг, при этом ведущий встает, призывая подняться всех остальных ребят. И говорит, давайте здороваться за руку каждый друг с другом, не важно, может быть даже дважды, главное – никого не упустить, поздороваться со всеми.После того, как все пожмут друг другу руки, ведущий должен справиться о том, как настроение у группы, как себя чувствуют участники, готовы ли они начать работу. 2. Упражнение «Тренируем эмоции».Упражнение выполняется путем изображения детьми требуемых эмоциональных состояний. Так, например, ведущий просит изобразить – нахмуриться и изобразить: хмурую тучу, или злую колдунью, или человека, который очень сильно зол;– улыбнуться и изобразить: кота, который греется на теплом солнце; радостного Буратино, который нашел золотой ключик; хитрую лису, которая нашла сыр; радостного ребенка, которому подарили подарок; ребенка, увидевшего чудо;– показать, как злится обиженный ребенок на того, кто забрал у него мороженое; как бьются два барана, которые не уступают друг другу дорогу на мосту; как злится человек, которого специально ударили;– показать испуг ребенка, который потерялся, зайца, увидевшего волка или лису; котенок, которого напугал лай собаки;– показать, как устает человек после тяжелой работы; муравей, который перетащил тяжелую соломинку; – показать, как отдыхает турист после долгого перехода по горам; ребенок, вернувшийся с велосипедной прогулки; воин после битвы.3. Упражнение «Доброе животное».Для выполнения этого упражнения все ребята снова садятся в круг. И здесь важна роль ведущего, который должен сплотить всю группу в единое целое – она изображает большое и доброе животное. Сначала надо дышать как дышит животное. Для этого все берутся за руки и делают вместе вдох и выдох. Потом животное ходит и дышит – на вдохе делаем два шага вперед, на выходе – шаг назад. Потом изображаем стук сердца животного – стук – делаем шаг вперед, стук – шаг назад. При этом чувствуется дыхание животного, стук его сердца. 4. Упражнение «Попроси игрушку».Для выполнения этого упражнения группу нужно поделить на пары таким образом, чтобы у одного из пары был в руках какой-нибудь предмет, любой, игрушка, карандаш, тетрадь – что угодно. Смысл упражнения в том, чтобы второй участник попросил этот предмет. При этом тот участник, у которого изначально находится предмет, должен максимально хотеть оставить его у себя и второй участник должен уговорить первого отдать его ему. И задание такое – отдать предмет только в том случае, если первый участник действительно захочет это сделать, то есть если второй участник действительно по-хорошему уговорит его на это. Именно уговорит, не запугает и не стребует. После этого участники меняются ролями и уговаривать уже приходится первому участнику отдать снова обратно ему предмет. 5. Окончание этого занятия будет необычным – помимо общей рефлексии участники должны сказать что-то приятное друг другу. При этом должны быть соблюдены следующие обязательные правила: – к участнику нужно обратиться по имени;– комплимент должен обязательно быть приятен тому, кому он делается, а не тому, кто его делает;– вместо комплимента можно также сделать благоприятное пожелание друг другу. Занятие № 4. Цель занятия заключается в воспитании толерантности, доброжелательности друг по отношению к другу, а также воспитание общепринятых социальных норм поведения.1. Упражнение «Приветствие». Участники рассаживаются вкруг, после этого ведущий встает, за ним встают все остальные члены группы и здороваются друг с другом. Ведущий говорит, давайте здороваться за руку каждый друг с другом, не важно, может быть даже дважды, главное – никого не упустить, поздороваться со всеми.После того, как все пожмут друг другу руки, ведущий должен справиться о том, как настроение у группы, как себя чувствуют участники, готовы ли они начать работу.2. Занятие в форме беседы психолога с ребятами «Волшебное слово».Проводится кратная речь о том, насколько важно использовать в своей речи такое слово, как «пожалуйста», и насколько волшебной силой оно обладает. Важно приводить простые и понятные примеры, давая понять интонацией и поступками о том, насколько разная реакция у людей на просьбы со словом «пожалуйста» и без него. 3. Упражнение «Подари доброту».Для выполнения упражнения ведущий говорит следующую речь: давайте представим себе, что от нашего тепла, от нашего горячего сердца в нас на ладонях появляется маленькая искра, – это искорка доброты, которая не просто остается такой, какой она была, она становится все больше и больше, кто ее касаются, становятся добрыми. Дальше нужно задать детям такие вопросы: какого цвета твоя искорка доброты? Расскажи, каким светом она светится? Она переливается или горит однотонно? А какая она наощупь? Горячая? Или холодная? И если ее попробовать на вкус – какого вкуса она будет? А если она будет звучать – какой это будет звук?Дальше, после того, как искорка доброты будет изучена, нужно попробовать представить себе разноцветные шарики добрых слов. Каждое слово – это предмет, злое слово – это колючая тяжелая некрасивая фигура, тогда как доброе слово – это легкие разноцветные шарики. И чем больше таких шариков – тем больше радости вокруг нас, тем праздничнее цвета вокруг. Нужно поиграть с детьми в эти слова и попытаться представить себе радостное разноцветное наполнение комнаты хорошими добрыми словами. 4. Упражнение «Улыбка по кругу».Для выполнения упражнения дети становятся в круг и берутся за руки. При этом задание в том, чтобы один участник передал другому по кругу свою улыбку, сопроводим ее добрым пожеланием. Следующий участник поворачивается уже к своему соседу и передает улыбку дальше и говорит приятное слово следующему участнику. И так, пока улыбка не вернется к начинающему. 5. Окончание занятия по типу упражнения «комплимент» – помимо общей рефлексии участники должны сказать что-то приятное друг другу. При этом должны быть соблюдены следующие обязательные правила: – к участнику нужно обратиться по имени;– комплимент должен обязательно быть приятен тому, кому он делается, а не тому, кто его делает;– вместо комплимента можно также сделать благоприятное пожелание друг другу. Занятие № 5. Цель занятия заключается в овладении и развитии навыков снятия эмоционального напряжения, а также регуляции собственного эмоционального состояния.1. Упражнение «Приветствие».В этот раз приветствие пройдет в игровой форме – группа делится на три части, одни из них – это японцы, другие – европейцы, третьи – африканцы. И каждый приветствует всех остальных по-своему: европейцы жмут друг другу руки, японцы раздают поклоны, а африканцы здороваются, потираясь ногами.2. Упражнение «Овладей собой».Упражнение заключается в том, что ведущий учит детей особым приемам овладения собой. Так, ведущий рассказывает, что, если вдруг ребенку стало грустно, обидно, на него напала злость и он захотел сильно-сильно причинить кому-то вред – нужно просто обхватить себя руками и проявить выдержку духа, победить самого себя. 3. Упражнение «Маленький секрет».Для выполнения упражнения понадобятся листы белой бумаги и цветные мелки или карандаши – любые средства для рисования. Ребенку предлагается сесть, расслабиться, подышать глубоко, закрыть глаза и вспомнить его самое спокойное тихое любимое место, в котором он чувствует себя в безопасности. Надо подробно расспросить ребенка об этом месте – как оно выглядит, какие там звуки, какие запахи, что находится в этом месте или кто там находится. И ребенку предлагается зарисовать это место. 4. Завершение занятия, подведение итогов, прощание друг с другом.Занятие № 6. Цель занятия заключается в ознакомлении с различными методами выражения негативных эмоций и правильному поведению в конфликте. 1. Упражнение «Приветствие-пожелание».Для выполнения этого упражнения участники встают в круг и беру мяч. Его бросают по кругу и каждый, кто кидает его, желает тому, кому адресован мяч, какое-то пожелание на сегодняшний день. Пожелание такое должно быть кратким, добрым. Мяч должен побывать у всех участников группы. 2. Упражнение в форме беседа психолога «Коррида».Целью такой беседы будет обучение детей поведению в конфликтных ситуациях на примере Матадора и быка на корриде. Психолог рассказывает всю нелепость корриды – на самом деле, быку ничего не угрожает. Весь смысл действа в том, что матадор одним взмахом безобидного красного плаща выводит быка из себя и тот начинает бегать за плазом, который умело уходит в сторону в руках Матадора, зля быка еще больше. Если бы бык спокойно реагировал на красный плащ – корриды бы не было. То есть для быка пожелание такое – не заводись без должного к тому повода. Представьте себе все удивление Матадора, если бык будет продолжать спокойно стоять и смотреть на мельтешащий красный плащ? По сути, быку ничего не угрожает и нет повода злиться.Неплохо проиграть и изобразить такое удивление и даже негодование матадора, который понял, что бык просто больше не реагирует на его плащ. Сама коррида тогда тоже перестанет существовать. Важно провести аналогии между корридой и поведением ребенка – если он перестанет реагировать на тех, кто его выводит из себя, дразнит, – он просто перестанет быть им интересен. 3. Упражнение в форме беседы психолога «Стоп». Психолог должен объяснить что как только ребёнка начнут одолевать незваные аутоагрессивные мысли и желания, он может мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Ребёнку также объясняется, что для того, чтобы данный приём начал работать, необходима многодневная тренировка.4. Техника «Разрывание бумаги».Предлагаемая техника доставляет детям много положительных эмоций и имеет определённый терапевтический эффект. Она способствует выходу энергии и аутоагрессивных импульсов.Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы. Перед игрой необходимо выяснить, кто поможет убрать помещение.1 этап: Разрывается бумага и складывается в центре комнаты. Размер кусочков значения не имеет.2 этап: Когда куча становится большая, то кусочки бумаги начинают подбрасываться в воздух. Некоторые дети могут подать в эту кучу, обсыпаться бумагой, кидать её друг в друга.3 этап: Детям напоминается, какое обещание они давали перед игрой, и начинается момент уборки.4. Завершение занятия, подведение итогов, прощание друг с другом.Занятие № 7. Цель занятия: обучение решению проблем без агрессии, закрепление навыков саморегуляции.1. Упражнение «Приветствие-пожелание».Для выполнения этого упражнения участники встают в круг и беру мяч. Его бросают по кругу и каждый, кто кидает его, желает тому, кому адресован мяч, какое-то пожелание на сегодняшний день. Пожелание такое должно быть кратким, добрым. Мяч должен побывать у всех участников группы. 2. Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок».Материалы: листы бумаги, фломастеры.Инструкция: участникам раздаётся по листку бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передаётся соседу справа и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходится весь круг. Рисунок возвращается хозяину.Обсуждение.3. Упражнение «Доброе животное».Для выполнения этого упражнения все ребята снова садятся в круг. И здесь важна роль ведущего, который должен сплотить всю группу в единое целое – она изображает большое и доброе животное. Сначала надо дышать как дышит животное. Для этого все берутся за руки и делают вместе вдох и выдох. Потом животное ходит и дышит – на вдохе делаем два шага вперед, на выходе – шаг назад. Потом изображаем стук сердца животного – стук – делаем шаг вперед, стук – шаг назад. При этом чувствуется дыхание животного, стук его сердца. 4. Упражнение «Овладей собой».Инструкция: Психолог учит детей приемам. Он говорит, что как только ребенок почувствует беспокойство, то ему захочется кого-нибудь стукнуть, или что-то бросить, это очень простой способ доказать себе свою силу. Но можно и нужно поступать по-другому – обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди, это поможет сохранить выдержку и силу духа.5. Окончание занятия по типу упражнения «комплимент» – помимо общей рефлексии участники должны сказать что-то приятное друг другу. При этом должны быть соблюдены следующие обязательные правила: – к участнику нужно обратиться по имени;– комплимент должен обязательно быть приятен тому, кому он делается, а не тому, кто его делает;– вместо комплимента можно также сделать благоприятное пожелание друг другу.Инструкция: Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия «Комплимента»:Обращение по имени.Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.Можно видоизменить упражнение в «Комплимент – пожелание», каждый комплимент должен заканчиваться приятным пожеланием.Занятие № 8. Цель занятия: Закрепление навыков приемлемого выражения гнева, управления эмоциями.1. Упражнение «Приветствие». Участники рассаживаются вкруг, после этого ведущий встает, за ним встают все остальные члены группы и здороваются друг с другом. Ведущий говорит, давайте здороваться за руку каждый друг с другом, не важно, может быть даже дважды, главное – никого не упустить, поздороваться со всеми.После того, как все пожмут друг другу руки, ведущий должен справиться о том, как настроение у группы, как себя чувствуют участники, готовы ли они начать работу.2. Упражнение «Рисование собственного гнева».Инструкция: Попросите детей подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, злости с их стороны.Попросите отметить, в каких частях тела он максимально ощущает свой гнев. Далее нужно обсудить с каждым ребенком следующие вопросы: – на что был похож твой гнев?– ты можешь нарисовать его?Далее обсуждаются рисунки детей:– скажи, что здесь нарисовано?– что ты чувствовал, когда это рисовал?– а твой рисунок может что-то нам сказать?– а ты как-то изменился, когда нарисовал свой гнев? Тебе стало легче?Надо дальше узнать, что хотел бы сделать ребенок с этим рисунком – оставить его на память или наоборот, выбросить? Либо может быть что-то исправить в нем? По новому рисунку проводится та же беседа. 3. Упражнение «Тренируем эмоции».Упражнение выполняется путем изображения детьми требуемых эмоциональных состояний. Так, например, ведущий просит изобразить – нахмуриться и изобразить: хмурую тучу, или злую колдунью, или человека, который очень сильно зол;– улыбнуться и изобразить: кота, который греется на теплом солнце; радостного Буратино, который нашел золотой ключик; хитрую лису, которая нашла сыр; радостного ребенка, которому подарили подарок; ребенка, увидевшего чудо;– показать, как злится обиженный ребенок на того, кто забрал у него мороженое; как бьются два барана, которые не уступают друг другу дорогу на мосту; как злится человек, которого специально ударили;– показать испуг ребенка, который потерялся, зайца, увидевшего волка или лису; котенок, которого напугал лай собаки;– показать, как устает человек после тяжелой работы; муравей, который перетащил тяжелую соломинку; – показать, как отдыхает турист после долгого перехода по горам; ребенок, вернувшийся с велосипедной прогулки; воин после битвы.4. Завершение занятия, подведение итогов, прощание друг с другом.Занятие № 9. Цель занятия: осознание собственных ресурсов управления агрессией, развитие эмпатии.1. Упражнение «Приветствие-пожелание».Для выполнения этого упражнения участники встают в круг и беру мяч. Его бросают по кругу и каждый, кто кидает его, желает тому, кому адресован мяч, какое-то пожелание на сегодняшний день. Пожелание такое должно быть кратким, добрым. Мяч должен побывать у всех участников группы. 2. Упражнение «Доброе животное».Для выполнения этого упражнения все ребята снова садятся в круг. И здесь важна роль ведущего, который должен сплотить всю группу в единое целое – она изображает большое и доброе животное. Сначала надо дышать как дышит животное. Для этого все берутся за руки и делают вместе вдох и выдох. Потом животное ходит и дышит – на вдохе делаем два шага вперед, на выходе – шаг назад. Потом изображаем стук сердца животного – стук – делаем шаг вперед, стук – шаг назад. При этом чувствуется дыхание животного, стук его сердца. 3. Упражнение «Палитра настроения».Инструкция: все садятся в круг. В какой цвет сейчас вы бы окрасили сейчас настроение напротив сидящего, нарисуйте, пожалуйста.Обсуждение: верны ли предположения, почему именно такое настроение изобразил и т.д.4. Завершение занятия, подведение итогов, прощание друг с другом.Занятие № 10. Цель занятия: Закрепление полученных навыков, подведение итогов работы группы, прощание.1. Упражнение «Приветствие». Участники рассаживаются вкруг, после этого ведущий встает, за ним встают все остальные члены группы и здороваются друг с другом. Ведущий говорит, давайте здороваться за руку каждый друг с другом, не важно, может быть даже дважды, главное – никого не упустить, поздороваться со всеми.После того, как все пожмут друг другу руки, ведущий должен справиться о том, как настроение у группы, как себя чувствуют участники, готовы ли они начать работу.2. Упражнение «Галерея негативных портретов».Инструкция: Попросите детей сесть поудобнее, расслабиться, глубоко вдохнуть 3-4 раза и закрыть глаза. Затем попросите их представить, что они попали на небольшую выставку-галерею: «На ней выставлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые, как вам кажется, поступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, рассмотрите внимательное портреты, как они выглядят (цвет, отдалённость, размер, выражение лиц). Выберете любой из них и остановитесь возле него. Какие чувства вызывает у вас портрет этого человека?Мысленно выразите ему свои чувства: говорите мысленно всё, что хотите ему сказать, не стесняйтесь в выражениях. А также представьте, что вы делаете с этим портретом всё, что захотите. После того, как вы высказались и расправились с портретом, поднимите большой палец руки, чтобы я знала, что вы закончили. Глаза закрыты».Ведущий ждёт, пока все ребята не закончат упражнение, затем даёт команду на 3-4 глубоких вдоха, и все открывают глаза. Затем обсуждается:что легко, а что трудно было сделать в этом упражнении?что понравилось, а что не понравилось?кого они увидели в галерее, кого выбрали?менялось ли их состояние в процессе выполнения упражнения и как?3. Упражнение «Тёплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра».Инструкция: Дети с закрытыми глазами представляют себе тёплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко-голубое небо, лёгкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребёнка, но и всего тела.4. Упражнение «Чемодан в дорогу».Инструкция: Руководитель говорит о том, что наступил момент прощания и скоро все мы разойдемся, но не с пустыми руками, всем мы соберем «чемодан» в дорогу. Каждому раздается лист бумаги А4 на котором нарисован чемодан и цветные карандаши (по желанию дети могут его раскрасить). Затем каждый передает свой «чемодан» соседу, который пишет в «чемодан» свои добрые и хорошие пожелания. Так листочки передают по кругу до тех пор, пока к каждому не вернется его «чемодан».5. Окончание занятия по типу упражнения «комплимент» – помимо общей рефлексии участники должны сказать что-то приятное друг другу. При этом должны быть соблюдены следующие обязательные правила: – к участнику нужно обратиться по имени;– комплимент должен обязательно быть приятен тому, кому он делается, а не тому, кто его делает;– вместо комплимента можно также сделать благоприятное пожелание друг другу.Инструкция: Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия «Комплимента»:Обращение по имени.Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.Можно видоизменить упражнение в «Комплимент – пожелание», каждый комплимент должен заканчиваться приятным пожеланием.
Вопрос-ответ:
Какие особенности аутоагрессии наблюдаются у младших школьников с умственной отсталостью?
У младших школьников с умственной отсталостью возникают особенности аутоагрессии, такие как самоагрессивные действия в отношении себя, повреждение своего тела, повторяющиеся самоповреждения в различных физических формах.
Чем отличается агрессия от аутоагрессии?
Агрессия - это проявление агрессивных действий и эмоций в отношении других людей или объектов. Аутоагрессия - это проявление агрессивных действий только в отношении самого себя.
Какие могут быть причины аутоагрессивного поведения у младших школьников?
Причины аутоагрессивного поведения у младших школьников могут быть разнообразными: низкая самооценка, стресс, потребность во внимании, затруднения в общении, эмоциональная неустойчивость и др.
Какие методы коррекционной работы применяются при аутоагрессивном поведении младших школьников?
При коррекционной работе с младшими школьниками, проявляющими аутоагрессивное поведение, используются методы психологической поддержки, индивидуальные и групповые занятия, игровая терапия, обучение навыкам самоуправления и саморегуляции.
Какие особенности имеет аутоагрессивное поведение младших школьников и какие подходы можно использовать для его коррекции?
Аутоагрессивное поведение младших школьников характеризуется повреждением своего тела, повторяющимися самоповреждениями и низкой самооценкой. Для коррекции такого поведения можно использовать подходы, основанные на психологической поддержке, обучении навыкам самоуправления, развитии социальных навыков и игровой терапии.
Какие особенности аутоагрессии у младших школьников с умственной отсталостью?
Особенности аутоагрессии у младших школьников с умственной отсталостью могут включать самоповреждение, такие как удары по себе, кусание себя, царапание, а также повторяющиеся движения, например, шатание телом или битье головой о стену.
Какие причины могут вызывать аутоагрессивное поведение младших школьников?
Причины аутоагрессивного поведения младших школьников могут быть разными. Они могут быть связаны с эмоциональными или психологическими проблемами, как например, тревога, депрессия или низкое самооценка. Также, умственная отсталость влияет на развитие ребенка и может быть связана с аутоагрессивным поведением.
Как проводится коррекционная работа с младшими школьниками, страдающими аутоагрессивным поведением?
Коррекционная работа с младшими школьниками, страдающими аутоагрессивным поведением, включает различные методы и стратегии. Она должна основываться на индивидуальном подходе к каждому ребенку и включать психологическую поддержку, тренировку навыков саморегуляции и социальные навыки. Кроме того, важно сотрудничать с родителями и другими специалистами, чтобы создать благоприятную обстановку для развития ребенка.