Ритуальные и символические смыслы вооружения в традиционной культуре Японии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 45 45 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 08.05.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Содержание


Введение…………………………………………………………………………3
1. Роль оружия в истории материальной культуры Японии
1.1. Холодное оружие накануне и в начале эпохи Мэйдзи…………………...6
1.2. Основные периоды японского холодного оружия……………………….13
2. Оружие в японских мифах и религиозных комплексах
2.1. Предметы вооружения в мифологических сюжетах Японии………...….19
2.2. Оружие как часть японской ритуальной культуры……………………….24
3. Меч как знаковыйфеномен традиционной японской культуры
3.1. Меч как одна из регалий власти………………………………….………...31
3.2. Меч символ самурайского сословия……………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………………...40








Фрагмент для ознакомления

Место и время совершения сэппуку определялись заранее, на церемонии назначались свидетели, охранники, инспекторы, а также помощник человека, совершившего самоубийство, ‒ кайсякунин, обычно присутствовавший среди близких ему людей. Задача кайсякунина состояла в том, чтобы точным ударом меча отрубить осужденному голову после того, как он разрежет себе живот, чтобы прекратить его мучения.Осужденный был облачен в особые церемониальные одежды, в основном белые. Экзекуции проводились на публике и часто привлекали толпы зрителей.На глазах у многих людей самурай готовился к смерти, сидя на специально оборудованном помосте. Накануне вечером тоже было принято писать прощальные стихи на белом листе. Приговор был зачитан осужденному, и ему было предоставлено последнее слово.После этого на блюде подавали вакидзаси или танто, лезвие которого было завернуто в чистую белую бумагу. Самурай обнажал торс и всаживал кинжал в живот, рисуя линию слева направо. Чем длиннее и изощрённее была линия, тем больше восхищались его мужеством. Кроме того, кайсякунинделал свой последний удар. Чтобы нанести такой удар, нужно было обладать немалойсилой: голова не должна была упасть на землю, а оставаться связанной с телом тонкой полоской кожи. Свернутая голова соответствовала позорной смерти. Поэтому кайсякунин практиковал своё мастерство с малых лет. [17, с.271]Выводы по второй главеВ Японском мифо-религиозном образе мира изображено примерно одно и то же основное оружие: лук и стрелы, меч и копье. Представленное в сюжетах мифологии оружие является значимым элементом во многих ритуальных практиках. Ритуалы, связанные с луком и стрелами, демонстрируют тяготение к сакрализации.Японская мифология очень богата рассказами об оружии. Это утверждение особенно верно в отношении меча. Вероятно, главная роль меча связана с культом бронзовых мечей, характерным для эпохи Яѐй (о нем говорилось в рамках первой главы). Однако в большинстве случаев мечи обозначаются иероглифом цуруги, что отсылает нас к периоду Кофун, когда этот созданный по образцу китайского цзяня вид мечей был распространен. Тем не менее, встречается в текстеиобозначениемечаКусанагикактати, ноэтотвариант возникает гораздо реже. Отсылки к периоду Кофун наводят и на мысль о связи оружие-центрированных мифологических сюжетов с ярко выраженным воинским культом на Кюсю, характерным для того времени. Причины возникновения данного культа продолжают активно дискутироваться в рамках современного японоведения.Японские мифологические представления об оружии непосредственно повлияли на создание синтоистского ритуала (или мифология отразила эти ритуалы), в котором оружие может служить как объектом поклонения, так и жертвоприношением божествам. Во всяком случае, связь оружия со святым в синтоистской традиции не ставится под сомнение.3. Меч как знаковыйфеномен традиционной японской культуры3.1. Меч как одна из регалий власти«Когда кто-то обнажает меч, он мысленно убивает человека».Одним из главных символов Японии считается меч. Наравне с зерцалом и ожерельем из яшмы он являлсясвященнойпривилегией японских императоров, который был получен от богини солнца Аматэрасу-но оомиками. Посему меч неразрывно связан с культом солнца, культом императорской власти, культом предков, культом драконов и соответственно, он наделяетсясимволами жизненной силы.Исходя из мифологии синтоизма японский меч берёт своё начало с образования самого государства Япония. Согласно японским мифам, первые божества синтоизма в совершенстве владели мечами за долго до создания ими японских островов.Меч наделён множеством предназначений; это и непосредственно оружие, и аксессуар традиционного японского костюма, придворного, ритуального, военного, и культовый артефактсинтоистских святилищ и буддийских храмов. В современнойЯпонии меч является произведением высокого искусства, наделённый эстетикой. Он также так же выступает объектом любования и коллекционирования. Аристократия тогда еще очень молодого государстваЯмато, которое в основном сосредоточилось на своем цивилизованном соседе, с энтузиазмом восприняла идею Меча как парадную церемониальную тему. На ранних этапах как таковых особенно выделялись образцы китайской или японской копии: так называемый парадный меч эпохи Нара назывался «Танский длинный меч» или «длинный меч в стиле танском». Но уже в эпоху Хэйан представительские функции полностью передаются Тати, судьба которого аналогична судьбе китайского Цзяня: как боевое оружие, первоначально широко распространенное, оно превращается в своеобразный знаковый знак самого себя вплоть до XIV века и сохраняет лишь парадно-церемониальное назначение. Витиеватые и богато украшенные мечи, используемые для церемоний. Выдающиеся образцы таких мечей, изготовленные в 12 веке, хранятся в Токийском национальном музее. Одна из них, «адзари - Тати, украшенная перламутром и золотом [технология] насидзи», по-видимому, входила в состав церемониального облачения кугэ высокопоставленных представителей. Носить с собой кадзари-Тати Куге мог только с особого разрешения императора. Длина этого меча превышает 1 метр (103, 3 см), рукоять покрыта акульей кожей, ножны и верхние рукояти украшены золотыми пластинами, Гарда меча и крепление ножен также выполнены из золота. Все металлические пластины украшены ажурными хризантемами. Поверхность ножен покрыта золотой пылью в технике Нашиджи, а также перламутровыми инкрустациями в виде летающих фениксов. [28] Присутствие в украшении меча хризантем и фениксов очень наглядно показывает связь владельца с императорским домом. Меч присутствует во дворце не зря: он играет важную роль в церемонии интронизации сокуи. Впервые этот обряд был описан в «Нихон сѐки», где рассказывается история восшествия на престол императрицы Дзито. На церемонии присутствовали представители трех самых важных родов того времени: Мононобе, Накатоми и имбэ. Представитель рода Монобе поместил специальный большой щит, род Накатоми – прочитал молитву, обращенную к богам; уроженец имбэ удостоился чести носить Императорские знаки отличия, а именно зеркало и меч. Церемония завершилась ритуальным хлопком в ладоши – касивадэ. В начале XX века церемония делится на собственно сокуи, то есть восхождение на престол, и сэнсо – основание знаков отличия. Сэнсо совершалось в день смерти или отречения от престола бывшего императора. В конце IX века появляется еще один обряд – отречение от престола, и передача знаков отличия становится его частью. [2, с. 139]3.2. Меч – символ самурайского сословияОсновная мысль кодекса самураев гласит: «Если для выбора имеются два пути, существует лишь быстрый и единственный выход – смерть». Согласно книге «Хакагуре. Скрытое в листве», каждый самурай идёт по пути смерти, и проживает свою жизнь так, как будто он уже мёртв.Любой, уважающий себя, свою честь самурай стремилсявладеть клинком изхорошей стали. Он считал, что лучше будет голодать, чем не иметь возможность подчеркнутьсвоёсословное положение. Во имя меча самурайбыл готов отдать ни только свою жизнь, но и своих близких. Согласно японским традициям «потеря фамильного меча была трагедией, которую могчастично компенсировать ритуал самоубийства – харакири (сэпуку)» [4, с. 12]. В Японии уважительно относились даже к самому простому кинжалу. Оскорбление оружия – это личное оскорбление владельца[17, с.92].Как акт враждебности могли быть расценены любые действия в отношении чужого меча, прикосновения к нему были абсолютно непозволительны. Между самураеми его мечом существоваладостаточно интимная связь, меч являлся чем-то одновременно сакральным и глубоко индивидуальным, и вторжение в это интимное пространство расценивалось как его осквернение.В лучшем смысле меч должен был служить олицетворениемдоблести и благородства своего владельца, однако в действительностивсё обстояло совсем ни так, меч слыл инструментомпозёрства. Уже в ранние эпохи владелец меча очень гордился, когда восхищались его оружием.Прикасаться обнажёнными руками к мечу было нельзя, для этих целей использовали рисовую бумагу или платок из шёлка[14, с. 189].Меч слылолицетворениембоевого духа самурая, его доблестии воинской чести. Более того, «японцы верили, что меч хранит в себе память о предыдущих владельцах. Истинныйхозяинклинка, являлсялишь его хранителем, которому клинок был данна надежное хранение, чтобы он сумел передать его следующимпоколениям».[26, с.18]С самого раннего возраста дети самураев обучались искусству владениямечом. Когда мальчик достигал пяти лет, на него одевалисамурайское снаряжение, ставили на доску для игры в го и «посвящали в права военной профессии тем, что затыкали ему за кушак настоящий меч вместо игрушечного кинжала. После прохождения данного ритуала присвоения оружия мальчик всегда должен был носить кинжал с собой, как символ самурайского сословия. В пятнадцатьлет мальчик считалсямужчинойи получалнезависимость. Само по себе обладание опасным инструментомпридает ему чувство и вид самоуважения и ответственности»: эти слова японского писателя и философа И. Нитобэ, выходца из известной самурайской семьи, во многом объясняют, почему японские офицеры – потомки самураев даже во время Второй мировой войны старались не расставаться со своими мечами, когда в других армиях они воспринимались какархаизм.[Цит по.: 13, с. 91].«Дисциплина — это не ограничение свободы. Это отсечение всего лишнего».Огромный меч катаны был привилегией только самураев и аристократов. Катана не имеет точных стандартизированных размеров и веса. Ручное изготовление оружия подразумевает индивидуальность каждого меча. Однако существуют определенные границы, в которых катаны отличаются от других видов японского оружия.В зависимости от мастера и традиции изготовления катаны отличается и вес оружия. Примерный диапазон составляет 0,7-1 кг. Масса отличается не только от размера, но и от использованного металла и техники его обработки.Никто, кроме самурая, не имел права носить дайсэ – это была важная часть костюма самурая, который никогда не расставался со своим оружием. Катану носили вне дома, вакидзаси постоянно оставался с хозяином, а на ночь ее клали рядом с кроватью [26, с.168].Эти два меча были знаком отличия самурайского сословия, а детали их оправы представляли собой произведения декоративно-прикладного искусства, созданные династиями кузнецов и ювелиров. На древке японского меча кузнец резцом ставил свою подпись с указанием своего имени и места жительства на одной стороне и даты на другой. Меч был видимым признаком богатства и вкуса его владельца.Дайто или катана были главным боевым оружием. Вакидзаси был хорошо приспособлен для нанесения ударов в непосредственной близости. Кроме того, вакидзаси было удобно обезглавливать поверженного противника. Самураи использовали специальный кинжал кусунгобу, считавшийся семейной ценностью, но иногда обряд сэппуку проводили с вакидзаси и очень редко (если не было другого оружия) – с помощью катаны. В дополнение к дайсе хорошо экипированный самурай при себе держал также короткий кинжал танто (по японский представлениям – короткий меч), катану или вакидзаси в той же форме. Этот кинжал использовался для нанесения колющих ударов. В европейской и американской литературе термин Кодзука часто используется для обозначения когатаны.[25, с.168]«Если самурай ежедневно не укрепляет свой дух, то его нельзя считать воином даже в далеких мечтах; если он праздно проводит свои дни, то он незаслуживает ничего, кроме наказания».Эпоха самураев в Японии закончилась, когда окончательно стало ясно, что меч не может справиться с оружием. Это произошло не сразу, ликвидация самурая как подставного лица заняла более двадцати лет. В 1853 году американский командующий Перри ясно показал отсталость Японии от остального мира: прибыв на пушечных пароходах к берегам Канагавы, он дал несколько холостых выстрелов и без единой жертвы заставил японское правительство подписать торговый договор с Америкой. В течение следующих двух десятилетий правящие круги Японии постепенно оправились от случившегося. Страна остро нуждалась в модернизации, одной из главных составляющих которой было формирование регулярной армии по западному образцу. Она имела в виду всеобщую воинскую повинность и применение огнестрельного оружия, что было несовместимо с сущностью самурайской культуры: элитным статусом воина и культом меча. Часть самурайской элиты, которая не хотела меняться, объединилась в оппозицию. Противостояние закончилось в 1877 году, когда последователи старого образа жизни потерпели поражение в шестимесячном восстании Сацума от обновленной армии японского правительства и социальный статус самурая был официально отменен.Вывод по третьей главеВ культуре Японии меч считается сакральным не только на уровне государства, но и в сфере военного дела. Вероятно, процессу сакрализации самурайского меча способствовал целый комплекс его смысловых трактовок: это в том числе и светское мировосприятие меча как статуса самурайского сословия; архетип священного меча как олицетворение божественной мощи; трактовка меча как защитника-амулета от нечистой силы; буддийскоемировоззрение о том, что меч является символом мудрости, чести и благородства. Также могли оказать воздействия и тесные контакты с северными племенами, для культуры которых типичновосторженное отношение к оружию.ЗаключениеИстория Японии таи в себе много загадок и поражает нас своей самобытностью и уникальностью. Разумеется, японское оружие не стало исключением. Японский народ развивался, а вместе с ним и оружие. Отдалённость японских островов от других материков очень сильно препятствовала развитию кузнечных технологий, но это не помешало японским мастерам разработать свою собственную технику ковки оружия.Конечно, политическая обстановка в стране диктовала уровень распространения того или иного вида оружия. Копьё сменило лук, а меч, в свою очередь, вытеснил копьё. Оружейные традиции Японии имеют за собой давние, но принципиально иные пути развития. Конечно, в период Дзём уже функционировало местное производство оружия в виде деревянных орудий, но, по-видимому, образцы того времени не оказали существенного влияния на дальнейшее развитие оружия Японии. Оружейная традиция формируется в основном на основе китайских и корейских образцов, завезенных на острова, что можно назвать искусственным стимулированием развития. По этой причине японская история не различает бронзовый и железный века, хотя эти эволюционные фазы характерны для большинства архаичных культур.Японская мифология очень богата рассказами об оружии. Это утверждение особенно верно в отношении меча. Вероятно, главная роль меча связана с культом бронзовых мечей, характерным для эпохи Яѐй.Японские мифологические представления об оружии непосредственно повлияли на создание синтоистского ритуала, в котором оружие может служить как объектом поклонения, так и жертвоприношением божествам. Во всяком случае, связь оружия со святым в синтоистской традиции не ставится под сомнение.В культуре Японии меч считается сакральным не только на уровне государства, но и в сфере военного дела. Вероятно, процессу сакрализации самурайского меча способствовал целый комплекс его смысловых трактовок: это в том числе и светское мировосприятие меча как статуса самурайского сословия; архетип священного меча как олицетворение божественной мощи; трактовка меча как защитника-амулета от нечистой силы; буддийскоемировоззрение о том, что меч является символом мудрости, чести и благородства. Также могли оказать воздействия и тесные контакты с северными племенами, для культуры которых типичновосторженное отношение к оружию.Вторая Мировая войнауничтожила настоящие произведения искусства японской культуры. В настоящее время в Японии остались кузнецы, передающие своё знание достойным ученикам, но к мастерству кузнецов древности им не получится приблизиться, поскольку многие секреты ковки меча были утеряны во времена войны.Список использованной литературы1.Баженов А.Г. История японского меча /А. Г. Баженов; СПб.: Атлант, 2001. – с.2642. Боги, святилища, обряды Японии: Энциклопедия синто. / Под ред. И. С. Смирнова. – М.: РГГУ, 2010. – с. 3103. Вещь в японской культуре. / Сост. Н. Г. Анарина, Е. М. Дьяконова. – М.: Восточная литература, 2003. – с. 2624. Гвоздёв С. А. Холодное оружие Востока и Запада. Техника самообороны/С. А. Гвоздёв. –3-е изд., с изм. Минск, 20005. Дулина А. М. Становление и эволюция культа божества Хатиман в ЯпониивVIII–XIVвв.:дис.канд.истор.наук.: 07.00.03/ Дулина Анна Михайловна; МГУим.М. В. Ломоносова. – Москва, 20136. История Японии. Том 1. С древнейших времен до 1868 г. / Отв. ред. А.Е. Жуков. – М.: Институт востоковедения РАН, 1998 – с. 6597. Киддер Дж.Э. Япония до буддизма. Острова, заселенные богами. / Пер. с англ. О.И. Миловой – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – с. 2868. Конлейн Т.Д. Оружие и техника самурайских воинов, 1200-1877/ Т.Д. Конлейн. –М.: АСТ. –2010. – с. 2179. Кодзики – Записи о деяниях древности. Свиток 1. / Кодзики; Пер. с яп., коммент. Е.М. Пинус. – СПб.: Шар, 1993. – с. 32010. Кодзики – Записи о деяниях древности: Свитки 2-й и 3-й / Кодзики; Пер., предисл. и коммент. Л. М. Ермаковой, А. Н. Мещерякова. – СПб.: ШАР, 1994. – с. 25611. Мещеряков А. Н. История древней Японии/А. Н Мещерякова., М. В. Грачев. – М.: Наталис, 2010. – с. 54412. Нихон Сëки – Анналы Японии: литературные памятники древней Японии. IV./Нихон Сёки. – Пер. и комм. Л. М. Ермаковой и А. Н. Мещерякова. В 2 т. СПб.: Гиперион, 1997. – с. 49613. Нитобэ И. Этика самурая// И. Нитобэ., Ф. Норман/ Японский воин [Пер. с английского]. – Изд: Цетнтрполиграф.– М., 2009. – с. 20814. Носов К. С. Вооружение самураев / К. С. Носов. – СПб.: Полигон; М. : АСТ, 2001. – с. 25215. Норито Сэммё. Стихи и поэзия//Норито Сэммё [Пер. со старояп.] Л. М. Ермаковой. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1991. – с. 29916. Путь лука: Традиционная стрельба из лука (Англия, Япония, Индия, Китай, Корея). Антология традиционных текстов. / Авт.-сост. И. С. Левашов. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – с. 13617. Синицын А. Ю. Самураи – рыцари страны восходящего солнца. История. Традиции. Оружие. /А. Ю. Синицын. – СПб: Паритет, 2011 г. – с. 35218. Синто: путь японских богов. В 2 т./ Коллектив авторов. – СПб.: Гиперион, 2002. Т. 1. Очерки по истории синто. – 704 с.; Т.2. Тексты синто. – с. 49619. Соха Г. Японские мечи Нихонто. /Г. Соха: Изд АСТ. – М., 200620. Журнал «Оружие»/ Специальный выпуск – Авторское. Холодное. Художественное. -2005. – № 12. – с. 10-1421. Тёрнбулл С. Самураи. История японской военной аристократии. / Пер. с англ. В. Г. Яковлева. – М.: АСТ: Астрель, 2005. — с. 26022. Фуллер Р. Японское военное и гражданское холодное оружие/Р. Фуллер., Р. Грегори.– М.: АСТ, Астрель, 2007.23. Хорев В.Н. Японский меч. Десять веков совершенства /В. Н. Хорев. – Ростов-на-Дону, 2011. – с. 24824. ЯмамотоЦунэтомо. Бусидо: кодекс чести самурая / пер. А. Боченкова. – Москва: АСТ: Кладезь, 2015. – 28525. PickenS. D. B. HistoricaldictionaryofShinto. Lanham, Toronto, Plymouth: Scarecrow Press, 2011. – р. 37326. ВикипедиЯ//Официальный сайт// [электронный ресурс]//Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%B9%D1%81%D1%91 (дата обращения 15.03.2020)27. Метательное оружие//ВикиЧтение//[электронный ресурс]// Режим доступа: https://history.wikireading.ru/10260 (дата обращение 15.03.2020)28. Меч Насидзи радэн кинсо-но-кадзари-тати на сайте Национальных сокровищ и значимых культурных ценностей национальных музеев Японии. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национальных сокровищ и значимых культурных ценностей национальных музеев Японии.// Режим доступа:  http://www.emuseum.jp/detail/100182/001/001(дата обращения:12.03.2020).29. Сложносоставной лук: история и конструкция [электронный ресурс]// Режим доступа: https://warspot.ru/6759-slozhnosostavnoy-luk-istoriya-i-konstruktsiya (дата обращения 11.03.2020)30. Что значит меч для японцев/ [электронный ресурс]//«КунсткамераY». – электронные данные//Режим доступа:http://y.kunstkamera.ru/japanese-catana/ (дата обращения 1.03.2020)31. Экипировка и оружие ниндзя [электронный ресурс]// Режим доступа: http://mitsumono.ru/all/16-ninjaass/detail/138-ninjaass4jpg/?tmpl=component (дата обращения 14.03.2020)32. Энгисики (Свод обрядов годов Энги) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://supercluster.cias.kyoto-u.ac.jp/berkeley/jhti/Engi%20shiki.html(дата обращения10.03.2020)33. 5 типов луков, сохранившихся с древних времён [электронный ресурс]//Режим доступа :https://pikabu.ru/story/5_tipov_lukov_sokhranivshikhsya_s_drevnikh_vremyon_4097289 (дата обращения 10.03.2020)


Список использованной литературы

1.Баженов А.Г. История японского меча /А. Г. Баженов; СПб.: Атлант, 2001. – с.264
2. Боги, святилища, обряды Японии: Энциклопедия синто. / Под ред. И. С. Смирнова. – М.: РГГУ, 2010. – с. 310
3. Вещь в японской культуре. / Сост. Н. Г. Анарина, Е. М. Дьяконова. – М.: Восточная литература, 2003. – с. 262
4. Гвоздёв С. А. Холодное оружие Востока и Запада. Техника самообороны/С. А. Гвоздёв. –3-е изд., с изм. Минск, 2000
5. Дулина А. М. Становление и эволюция культа божества Хатиман в ЯпониивVIII–XIVвв.:дис.канд.истор.наук.: 07.00.03/ Дулина Анна Михайловна; МГУим.М. В. Ломоносова. – Москва, 2013
6. История Японии. Том 1. С древнейших времен до 1868 г. / Отв. ред. А.Е. Жуков. – М.: Институт востоковедения РАН, 1998 – с. 659
7. Киддер Дж.Э. Япония до буддизма. Острова, заселенные богами. / Пер. с англ. О.И. Миловой – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – с. 286
8. Конлейн Т.Д. Оружие и техника самурайских воинов, 1200-1877/ Т.Д. Конлейн. –М.: АСТ. –2010. – с. 217
9. Кодзики – Записи о деяниях древности. Свиток 1. / Кодзики; Пер. с яп., коммент. Е.М. Пинус. – СПб.: Шар, 1993. – с. 320
10. Кодзики – Записи о деяниях древности: Свитки 2-й и 3-й / Кодзики; Пер., предисл. и коммент. Л. М. Ермаковой, А. Н. Мещерякова. – СПб.: ШАР, 1994. – с. 256
11. Мещеряков А. Н. История древней Японии/А. Н Мещерякова., М. В. Грачев. – М.: Наталис, 2010. – с. 544
12. Нихон Сëки – Анналы Японии: литературные памятники древней Японии. IV./Нихон Сёки. – Пер. и комм. Л. М. Ермаковой и А. Н. Мещерякова. В 2 т. СПб.: Гиперион, 1997. – с. 496
13. Нитобэ И. Этика самурая// И. Нитобэ., Ф. Норман/ Японский воин [Пер. с английского]. – Изд: Цетнтрполиграф.– М., 2009. – с. 208
14. Носов К. С. Вооружение самураев / К. С. Носов. – СПб.: Полигон; М. : АСТ, 2001. – с. 252
15. Норито Сэммё. Стихи и поэзия//Норито Сэммё [Пер. со старояп.] Л. М. Ермаковой. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1991. – с. 299
16. Путь лука: Традиционная стрельба из лука (Англия, Япония, Индия, Китай, Корея). Антология традиционных текстов. / Авт.-сост. И. С. Левашов. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – с. 136
17. Синицын А. Ю. Самураи – рыцари страны восходящего солнца. История. Традиции. Оружие. /А. Ю. Синицын. – СПб: Паритет, 2011 г. – с. 352
18. Синто: путь японских богов. В 2 т./ Коллектив авторов. – СПб.: Гиперион, 2002. Т. 1. Очерки по истории синто. – 704 с.; Т.2. Тексты синто. – с. 496
19. Соха Г. Японские мечи Нихонто. /Г. Соха: Изд АСТ. – М., 2006
20. Журнал «Оружие»/ Специальный выпуск – Авторское. Холодное. Художественное. -2005. – № 12. – с. 10-14
21. Тёрнбулл С. Самураи. История японской военной аристократии. / Пер. с англ. В. Г. Яковлева. – М.: АСТ: Астрель, 2005. — с. 260
22. Фуллер Р. Японское военное и гражданское холодное оружие/Р. Фуллер., Р. Грегори.– М.: АСТ, Астрель, 2007.
23. Хорев В.Н. Японский меч. Десять веков совершенства /В. Н. Хорев. – Ростов-на-Дону, 2011. – с. 248
24. ЯмамотоЦунэтомо. Бусидо: кодекс чести самурая / пер. А. Боченкова. – Москва: АСТ: Кладезь, 2015. – 285
25. PickenS. D. B. HistoricaldictionaryofShinto. Lanham, Toronto, Plymouth: Scarecrow Press, 2011. – р. 373
26. ВикипедиЯ//Официальный сайт// [электронный ресурс]//Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%B9%D1%81%D1%91 (дата обращения 15.03.2020)
27. Метательное оружие//ВикиЧтение//[электронный ресурс]// Режим доступа: https://history.wikireading.ru/10260 (дата обращение 15.03.2020)
28. Меч Насидзи радэн кинсо-но-кадзари-тати на сайте Национальных сокровищ и значимых культурных ценностей национальных музеев Японии. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национальных сокровищ и значимых культурных ценностей национальных музеев Японии.// Режим доступа: http://www.emuseum.jp/detail/100182/001/001(дата обращения:12.03.2020).
29. Сложносоставной лук: история и конструкция [электронный ресурс]// Режим доступа: https://warspot.ru/6759-slozhnosostavnoy-luk-istoriya-i-konstruktsiya (дата обращения 11.03.2020)
30. Что значит меч для японцев/ [электронный ресурс]//«КунсткамераY». – электронные данные//Режим доступа:http://y.kunstkamera.ru/japanese-catana/ (дата обращения 1.03.2020)
31. Экипировка и оружие ниндзя [электронный ресурс]// Режим доступа: http://mitsumono.ru/all/16-ninjaass/detail/138-ninjaass4jpg/?tmpl=component (дата обращения 14.03.2020)
32. Энгисики (Свод обрядов годов Энги) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://supercluster.cias.kyoto-u.ac.jp/berkeley/jhti/Engi%20shiki.html(дата обращения10.03.2020)
33. 5 типов луков, сохранившихся с древних времён [электронный ресурс]//Режим доступа :https://pikabu.ru/story/5_tipov_lukov_sokhranivshikhsya_s_drevnikh_vremyon_4097289 (дата обращения 10.03.2020)

Вопрос-ответ:

Какую роль оружие играло в истории материальной культуры Японии?

Оружие играло важную роль в истории материальной культуры Японии. Оно не только использовалось для защиты, но и являлось символом силы и власти. Оружие было неотъемлемой частью японской культуры и традиций.

Какие периоды выделяются в истории японского холодного оружия?

Основные периоды японского холодного оружия включают Камакура, Муромати, Азучи-Момояма и Эдо. В каждом периоде холодное оружие имело свои особенности и развивалось в соответствии с потребностями того времени.

Какое оружие упоминается в японских мифах и религиозных комплексах?

В японских мифах и религиозных комплексах упоминаются разные предметы вооружения, такие как мечи, копья, луки, стрелы и др. Оружие играет важную роль в мифологии и ритуалах, символизируя силу и защиту.

Какое значение имел меч в японской ритуальной культуре?

Меч в японской ритуальной культуре имел большое значение. Он считался символом власти, чести и силы. Мечи использовались в ритуалах и церемониях, а также были предметом поклонения и почитания.

Какие предметы вооружения упоминаются в мифологических сюжетах Японии?

В мифологических сюжетах Японии упоминаются разные предметы вооружения, такие как мечи, копья, луки, стрелы, щиты и др. Эти предметы часто связаны с героями мифов и имеют символическое значение в истории и культуре Японии.

Какова роль оружия в истории материальной культуры Японии?

Исторически, оружие играло важную роль в японской материальной культуре. Оно было не только инструментом защиты и атрибутом воина, но и символом статуса и власти. Оружие было также неразрывно связано с японскими традициями и религиозными комплексами.

Какие были основные периоды японского холодного оружия?

Основные периоды японского холодного оружия включают Камакура (1185-1333 гг.), Харнодзё (1333-1573 гг.), Ацучи (1573-1603 гг.), Эдо (1603-1868 гг.) и Мэйдзи (1868-1912 гг.). Каждый из этих периодов характеризовался своими особенностями в развитии и использовании оружия.

Какие предметы вооружения встречаются в мифологических сюжетах Японии?

В мифологических сюжетах Японии часто упоминаются такие предметы вооружения, как катана (японский меч), ярлык (кривой клинок), нагината (древняя пика), ёми (стрелы) и камаяри (копье). Эти предметы имеют символическое значение и связаны с героями и богами японской мифологии.

Какое место занимает оружие в японской ритуальной культуре?

Оружие играет важную роль в японской ритуальной культуре. Оно используется в религиозных церемониях, школьных искусствах, спортивных мероприятиях и других традиционных обрядах. Оружие также может быть символом силы, достоинства и поклонения предкам.

Почему меч является знаковым феноменом в традиционной японской культуре?

Меч имеет особое место в традиционной японской культуре и считается знаковым феноменом. Он символизирует доблесть, честь и мужество воина, а также является воплощением японского идеала искусства и красоты. Мечи также являются предметами коллекционирования и считаются ценными произведениями искусства.