ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ГОДА
Заказать уникальную курсовую работу- 73 73 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 26.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение..........................................................................................................6
1. Основные понятия и определения, используемые в проекте........7
2. Факторы, влияющие на состав работ и трудность зимнего содержания дорог....................................................................................................8
3. Требования к уровню зимнего содержания автомобильных дорог.......................................................................................................................14
3.1 Краткая характеристика участка дороги........................................14
3.2 Характеристика района по трудности снегоборьбы.....................14
3.3 Основные показатели уровня зимнего содержания автомобильных дорог...........................................................................................15
4. Определение расчетного объема снегоприноса к дороге.............18
5. Назначение основных мероприятий по защите дороги от снежных заносов....................................................................................................................24
5.1 Характеристика участка дороги по степени заносимости............24
5.2 Проектирование снегозащитных сооружений...............................26
5.2.1 Назначение вариантов снегозащитных сооружений.....................26
5.2.2 Расчет снегоемкости вариантов защиты.........................................27
5.2.3 Схема размещения средств снегозащиты в плане. Конструкция снегозащитных сооружений.................................................................................28
5.2.4 Ведомость снегозащитных сооружений.........................................32
6. Технология патрульной очистки дороги от снега и удаление снежных валов.......................................................................................................38
6.1 Расчет допустимого времени снегонакопления.............................38
6.2 Определение количества машин и механизмов для патрульной снегоочистки..........................................................................................................39
6.3 Определение количества машин и механизмов для уборки снежных валов.......................................................................................................41
6.4 Схема расстановки патрульной снегоочистки...............................45
7. Технология и организация работ по борьбе с зимней скользкостью..........................................................................................................49
7.1 Расчет требуемого количества противогололедных материалов.49
7.2 Расчет необходимого числа машин и механизмов для ликвидации зимней скользкости...............................................................................................49
7.3 Выбор типа и схемы размещения базы противогололедных материалов..............................................................................................................54
8. Деталь проекта. Дорожная техника при проведении работ по зимней скользкости………………..………………………….............................57
9. Оперативный план зимнего содержания........................................64
10. Охрана окружающей среды при борьбе с зимней скользкостью..........................................................................................................67
11. Охрана труда и техника безопасности при зимнем содержании дорог.......................................................................................................................71
Список использованных источников..........................................................74
Предназначены для эвакуации снежных масс значительной толщины за границы покрытия или в транспортные средства. Их использование наиболее эффективно при уборке снега, складированного в высокие лотковые и придорожные валы или бурты.Лаповые снегопогрузчики (рис. 8.2) используются, в основном, для перегрузки в транспорт снега, собранного плужными снегоочистителями в валы на лотковой части городских улиц. Погрузчики монтируются на специализированных шасси, собранных из стандартных конструкций и агрегатов серийных грузовых автомобилей. Рабочее оборудование состоит из лапового питателя, расположенного перед погрузчиком, и наклонного скребкового конвейера, ориентированного вдоль продольной оси машины.Рабочие органы расположены в коробе, широкая часть которого с лаповым питателем, загребающим снег в короб, начинается перед машиной, а узкая - с конвейером, проходит над всеми агрегатами машины и выступает так далеко, чтобы под нее мог стать самосвал.Лапа представляет собой изогнутую металлическую пластину, поставленную на ребро и средней частью шарнирно закрепленную на кривошипе вращающегося диска, установленного в широкой части короба заподлицо с днищем.Рис. 8.2 Снегопогрузчик лаповыйШтифт в днище короба, входящий в паз в задней части лапы, вынуждает ее переднюю кромку двигаться по эллипсу, подгребая снег от боковых стенок короба к скребковому конвейеру. В приемном лотке короба симметрично установлены две лапы, двигающиеся навстречу со сдвигом по фазе и перекрывающие рабочие зоны друг друга. Снег, сгребаемый лапами к середине приемного лотка короба, попадает на цепной скребковый конвейер, поднимается им к разгрузочному концу и выгружается в кузов самосвала. Наиболее эффективны лаповые погрузчики при погрузке неслежавшегося снега, так как усилия лап и тяги машины недостаточно для разрушения смерзшихся или спрессованных снежных массивов.Фрезерные погрузчики (рис. 8.3), благодаря особенностям своего рабочего органа, эффективны при перегрузке куч и валов слежавшегося и смерзшегося снега. Эти погрузчики оснащены питателем фрезерного типа и наклонным скребковым конвейером, подающим снег в транспортное средство. Фрезерный питатель состоит из двух соосных фрез разной или равной длины (длина зависит от размещения загрузочного отверстия конвейера), каждая из которых представляет собой металлические полосы, образующие края двух- или трехзаходных цилиндрических спиралей, связанных с центральным валом радиальными спицами. Вращаясь, фрезы врезаются в снежный массив, обрушивают и измельчают его фрагменты и смещают снежную массу к центру кожуха фрезы, откуда она выносится конвейером в кузов самосвала.Рис. 8.3 Снегопогрузчик с фрезерным питателемРис. 8.4 Шнекороторный снегопогрузчик на базе автомобиля Урал-4320-10:1 - шнекороторное оборудование; 2 - направляющий аппарат снегометателя; 3 – фары рабочего освещения; 4 - моторный отсек; 5 - раздаточная коробка; 6 – рычажный механизм подвески шнекороторного оборудования; 7 - опорная лыжаШнекороторные и фрезерно-роторные погрузчики (рис. 8.4) эффективны при экстренной расчистке дорог, покрытых толстыми снежными заносами в результате обильных снегопадов или схода снежных лавин. Эти машины оборудованы шнеками или фрезами, разрушающими снежный массив и подающими снег к отверстию в центре закрывающего их сзади и с боков кожуха. Через отверстие измельченная снежная масса попадает на лопатки ротора, который, действуя по принципу центробежного насоса, выбра-сывает ее через направляющий аппарат на обочину или в кузов транспортного_средства.Направляющим аппаратом называется изогнутая металлическая труба с уменьшающимся к выходу сечением, задающая направление движения отбрасываемой ротором снежной массы. Направление и дальность отбрасывания снега регулируется поворотом всей трубы или ее конечной секции вокруг вертикальной и продольной осей.в) Антигололедные машины. Предназначены для поддержания в зимний период сцепных свойств покрытия на уровне, гарантирующем безопасное движение транспорта. Наиболее массовым способом борьбы с гололедом является распределение по обледеневшему покрытию песка, гранитной крошки, кристаллических и жидких хлоридов и различных комбинаций этих веществ. Песок и гранитная крошка повышают сцепление колес с обледеневшим покрытием, но при интенсивном движении их быстро выносит на обочины. Хлориды инициируют таяние льда и снежного наката (температура замерзания соленой воды значительно ниже 0°С), но при резком падении температуры могут привести к еще большему обледенению. Кроме того, наличие избытка воды на поверхности покрытия при высоких скоростях транспорта чревато опасностью аквапланирования.Регулярное распределение минеральных материалов, солей и их смесей по покрытию серьезно ухудшает экологическую обстановку придорожных участков и, особенно, городских территорий, а многолетнее их применение может вызвать необратимое отравление живой природы. В городах это сопровождается засорением ливневой канализации и разрушением покрытий, зданий, инженерных сооружений, транспорта и порчей личных вещей населения. Поэтому в последние годы ведутся интенсивные поиски альтернативных методов и технологий борьбы со скользкостью дорожных и аэродромных покрытий в зимнее время.Машины для распределения сыпучих антигололедных материалов, как правило, являются универсальными и в теплое время года переоборудуются в поливомоечные. Они монтируются на шасси серийных грузовых автомобилей, либо на специализированных пневмоколесных шасси (рис. 8.5).Песок, гранитная крошка или смесь песка с солью засыпаются в бункер в форме трапециевидной призмы, обращенной меньшим основанием вниз. Открытый верх бункера забран двускатной решеткой, играющей роль сита. По днищу бункера проложен цепной скребковый конвейер (питатель), выносящий содержимое к заднему торцу бункера, где установлено распределительное устройство. Горизонтальный диск с радиальными вертикальными лопастями на нижней плоскости, закрытый кожухом, вращаясь, разбрасывает антигололедный материал через щели в кожухе по окружающей поверхности относительно равномерным слоем. Расход материала может регулироваться скоростью питателя, скоростью вращения диска, размером и ориентацией расходных щелей кожуха. Распределение жидких хлоридов производится из автомобильных, полуприцепных или прицепных цистерн для перевозки жидкостей, оборудованных системами дозирования и распределения.Рис. 8.5. Распределитель антигололедных солевых растворов на шасси грузового автомобиля9 Оперативный план зимнего содержанияТаблица 9.1 - план организации технических мероприятий по подготовке автомобильной дороги к эксплуатации в зимний периодНаименованиеЕд.измКоличествоСрок выполненияПодготовительный период1) Обеспечение подготовки дороги к эксплуатации в зимний период в соотв. с норматив. требованиями допустимыми по условию безопасности дорожного движения:До 01.10.21- Устранение деформаций и повреждения покрытияДо 01.10.21-Заливка швов и трещинДо 01.10.21-Приведение в работоспособное состояние систем дорожного водоотвода, элементов обстановки, искусственных сооруженийДо 01.10.21-Закрытие труб на зимний периодштДо 15.10.21-Заготовка дорожно-строительных материалов для обеспечения возможного устранения мелких деформаций и повреждения покрытия в зимний периодДо 01.11.21-Приведение в рабочее состояние баз ПГМшт1До 01.09.21- Ремонт дорожной техники, занятой на зимнем содержании дорогиПлужно-щёточный снегоочиститель ДМ-1;Автосамосвал МАЗ-503;Автогрейдер Д3-180;Бульдозер;Распределитель ЭО-242;Распределитель ЭО-243.штштштштштштштВсего: 11111122До 01.10.21- Подготовка теплых стоянок для техники и помещений для отдыха и обогрева рабочих и водителейшт1 шт.До 01.10.21Заготовка ПГМ:- Ca3N2- Mg3N2- песокттт4,054,0549,1650% до01.09.2150% до 01.10.212)Обеспечение до начала отопительного сезона наладки опробования отопительных системшт1До 01.10.213)Проверка рабочего состояния электрохозяйства с составлением соответствующих актовДо 01.09.214)Образование комиссии по операционному контролю за ходом подготовки дороги к эксплуатации в зимних условиях.До 20.07.215)Проверка рабочего состояния существующих, а при необходимости установка дополнительных систем пожаротушения и пожарных сигналов.До 01.10.20Таблица 9.1 - план организации технических мероприятий по подготовке автомобильной дороги к эксплуатации в зимний период (продолжение)НаименованиеЕд.измКоличествоСрок выполнения6)Обеспечение ежемесячного (начиная с 01.08.11) сбора и предоставление информации о ходе подготовки к работе дороги в зимний период.Подекадно 10,20,30 числа каждого месяца7)Организация в зимний период дежурства из числа ответственных работников аппарата предприятия и организация работы диспетчерской службы.С 01.10.218)Разработка и представление на согласование с ГИБДД и утверждение зимнего графика содержания дорогиДо 15.09.219)Проведение ревизии насосного оборудования на скважине соляных растворов и складах хранения растворов, обеспечение проб растворов для лабораторных испытаний. Предоставление лабораторией заключения на пригодность использования раствора для борьбы с зимней скользкостью.До 01.10.21Зимний период1)Установка снегозащитных щитовштH= 1,5м,n = 16000H= 2,0м,n=15000До 01.11.212)Патрульная снегоочисткакм28Во время существования явления3)Уборка снежных валовкм28По мере необходимости4)Вывоз снега за пределы дорогим3100По мере необходимости5)Борьба с зимней скользкостью, путем распределения ПГМ:ПССНКМтм349,1653,98Во время существования явления6)Установка дополнительных дорожных знаковС начала опасного7)Проверка качества зимнего содержания1 раз в месяц8)Информация о состоянии дороги и техникиЕжедневно10 Охрана окружающей среды при борьбе с зимней скользкостьюМероприятия по охране природной среды необходимо предусматривать по каждому виду работ, выполняемых при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах (при транспортировании, распределении и хранении противогололедных солей).Для уменьшения отрицательного воздействия на придорожную почву, воду и растительность противогололедных материалов, необходимо применять их в минимальном количестве, диктуемом условиями безопасности движения, соблюдая режим и нормативы, предусмотренные технологией борьбы с зимней скользкостью (ВСН 20-88, ВСН 24-88). При этом следует руководствоваться также критериями оценки степени воздействия противогололедных веществ. Возможность применения этих материалов должна быть согласована с органами рыбоохраны.Распределение противогололедных материалов необходимо производить только механическими способами. Чешуированные или гранулированные материалы следует распределять солеразбрасывателями, универсальными разбрасывателями или распределителями удобрений.Ширина распределения противогололедного материала должна быть ограничена проезжей частью дороги.Розлив жидких ПГМ целесообразно производить распределителями жидких ПГМ на базе комбинированных дорожных машин.Рабочие органы распределительных средств должны быть отрегулированы таким образом, чтобы распределение материалов осуществлялось только по проезжей части дороги.Количество распределяемых за зиму противогололедных материалов (хлоридов) не должно превышать: для второй дорожно-климатической зоны - 2 кг на 1 м2 покрытия, для третьей - 1 кг/м2.Для предупреждения скользкости следует применять профилактическую обработку покрытия солью из расчета 5-20 г/м2 до начала снегопада или образования гололеда (в соответствии с прогнозом погоды). Ранней весной допускается применять минимальное количество хлоридов - до 10 г/м2 на одну обработку с учетом того, что в этот период почва и растительность наиболее чувствительны к их воздействию.Для хранения твердых хлоридов, применяемых для борьбы с зимней скользкостью следует использовать закрытые механизированные склады, имеющие твердые полы и дренажную систему. Материал, поступающий в дорожные хозяйства в рассыпанном виде, следует хранить в складах бункерного или силосного типа.В исключительных случаях допускается хранение солей в буртах на специальных площадках с бетонным основанием и бортами по периметру, чтобы предотвратить вытекание растворов солей для защиты хлоридов от атмосферных осадков, штабели должны быть закрыты навесами из пленки или другими средствами.Для хранения растворов солей, природных рассолов на базах дорожных хозяйств следует использовать цистерны емкостью 20-50 м3 или закрытые сверху котлованы с изолированными стенками, предотвращающими вытекание растворов в почву и загрязнение поверхностных и подземных вод.Уровень растворов в хранилищах для жидких материалов следует еженедельно контролировать. При обнаружении утечки, срочно ее устранять.Месторасположение складов для противогололедных солей следует выбирать с учетом особенностей природной среды, рельефа местности, наличия водотоков, водоемов и других источников воды. Запрещается устраивать штабели или склады в водоохранных зонах и на расстоянии менее 200 м от источников воды.При выборе противогололедных материалов, содержащих хлориды, предпочтение следует отдавать ХКМ, хлористому кальцию фосфатированному, Биомаг и природным рассолам. Степень отрицательного воздействия противогололедных материалов на природную среду уменьшается в следующей последовательности: хлористый натрий, хлористый кальций, хлористый магний, природные озерные и подземные рассолы, мочевина. Отрицательное влияние хлоридов снижается, если в них введены ингибиторы, ослабляющие коррозию металла. Хлористый кальций и хлористый магний в умеренных дозах благотворно влияют на жизнедеятельность придорожной растительности, так как содержат элементы биофилы.В целях снижения отрицательного влияния противогололедных веществ на растения и почву следует проводить следующие мероприятия.В местах с большим количеством вносимых хлоридов необходимо обеспечить водоотвод путем заложения перехватывающих и отводящих дренажей или создавать в сторону кювета поперечный уклон придорожной полосы не менее 5-7°. Форма поперечного профиля разделительной полосы должна быть выпуклой.С целью ограничения загрязняемого дорогой пространства солями, следует устраивать лесные полосы, которые будут преграждать перенос этих веществ.При посадке или посеве следует использовать ассортимент растений, устойчивых к засолению почв.В случае, если хлориды попадают в почву вновь созданных лесных полос, в них необходимо проводить рыхление почв не менее пяти раз в первый год и трех - последующие годы, полив до 2-3 раз в месяц и ежегодную подкормку удобрениями.При посадке деревьев в кустарников на глинистых и суглинистых почвах в ямы целесообразно добавлять песок, что способствует большой водопроницаемости, а, следовательно, лучшей вымываемости хлора.При содержании газонов в зонах наибольшего попадания хлоридов (разделительная полоса, откосы кюветов) необходимо 2-3 раза в месяц проводить полив (20-30 л/м2), и ежегодно подсевать семена с предварительным рыхлением, поливом почвы (40-60 л/м2) и внесением удобрений.При использовании удобрений особое значение, следует уделять органическим, а из минеральных - азотным, фосфорным, магниевым, марганцевым и борным удобрениям. Не вносить хлор- и натрий содержащих удобрений.Для предотвращения вторичного засоления почв в полосе отвода следует сразу же после косьбы убирать скошенную траву и опавшие осенью листья деревьев.Для контроля за степенью загрязнения придорожной полосы противогололедными материалами, осуществляемого дорожными эксплуатационными организациями с привлечением специализированных организаций, следует наладить учет количества внесенных веществ на проезжую часть и зону их последующего распределения в придорожной полосе. Ежегодно в снеге и один раз в 3-4 года в почве и растениях следует определять содержание хлора. Образцы снега отбирают в декабре и марте, почв - мае-июне, растений - в июне-августе. Кроме того, необходимо проводить в весенне-летний период наблюдения за состоянием растений, обращая внимание на их рост, признаки отравления, появление иди исчезновение индикаторных растений.В соответствии с ОДН 218.2.027 – 2003 также можно выделить основные требования. Компоненты, входящие в состав противогололедных материалов, должны отвечать гигиеническим требованиям в соответствии с нормативными документами, действующими в Российской Федерации. Токсичные стоки, отходы, газовые выбросы не допускаются. В воздушной среде, почве и сточных водах при различных температурах окружающей среды не должно образовываться токсичных веществ. Противогололедные материалы не должны содержать примесей тяжелых металлов и других опасных веществ в опасных концентрациях.11 Охрана труда и техника безопасности призимнем содержании дорогПри производстве работ с хлоридами необходимо соблюдать правила техники безопасности СНиП III-4-79 "Техника безопасности в строительстве", а также указания настоящего раздела. При работе на типовых механизированных базах следует руководствоваться правилами техники безопасности, указанными в типовых проектах.При работе с твердыми и жидкими хлоридами необходимо избегать их попадания в глаза и на поврежденные участки кожи. Случайно попавшие на открытые части тела или в глаза хлориды следует смыть теплой водой.При погрузочно-разгрузочных и складских работах с хлоридами работающие должны применять спецодежду в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными в установленном порядке, противопылевые респираторы марки Ф-62 или У-2К и защитные очки.Хлористые соли натрия, кальция и магния, а также фосфатные ингибиторы не образуют токсичных соединений в воздушной среде, негорючи, пожаро- и взрывобезопасны.Мочевина и реагент НКМ являются пожароопасными материалами. Они должны храниться в отдельных складах с несгораемыми стенами не ниже I степени огнестойкости.Склады для хранения мочевины и НКМ относятся к категории В и классу электрооборудования П-11-А с химически активной средой.Средства тушения - химическая и воздушно-механическая пена, водяной пар, углекислота.В случае использования под рассолохранилище открытых котлованов их необходимо огораживать забором с запирающимися воротами.Подъезд автомобилей к кромке открытого грунтового рассолохранилища должен быть оборудован упором для колес.При образовании в открытом рассолохранилище слоя льда на поверхности рассола, что может произойти при сильном морозе со слабоконцентрированным раствором, ходить по льду запрещено, так как соленый лед обладает меньшей прочностью по сравнению со льдом, образующимся из пресной воды.При подаче пескосоляной смеси из штабеля в загрузочный бункер запрещается наезжать бульдозером на решетку эстакады. Для ограничения продвижения бульдозера при подаче материала необходимо установить сигнальные знаки, хорошо видимые днем и ночью.Бункера рекомендуется оборудовать вибраторами, чтобы предотвратить зависание противогололедных материалов. Не допускается производить работу у отвесной стены штабеля, под козырьком и работать по способу подкопа. В штабелях необходимо обеспечивать сохранение угла естественного откоса. Рассыпать противогололедные материалы из кузова движущегося автомобиля вручную не допускается.В соответствии с ОДН –218.2.027-2003 к противогололёдным материал предъявляют следующие требования. Противогололедные материалы должны быть нетоксичны.Противогололедные материалы по степени воздействия на организм человека должны относиться к веществам с классом опасности не ниже 3 (умеренно опасные) по ГОСТ 12.1.007.Противогололедные материалы должны быть негорючи, пожаро-, взрыво- и радиационно безопасны.Работающие с противогололедными материалами должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты:а) спецодеждой,б) защитными очками типа ПО-2,в) обувью специальной - по ГОСТ 12.4.137,г) рукавицами по ГОСТ 12.4.010,д) противопылевыми респираторами Ф-82.При работе с противогололедными материалами необходимо избегать попадания их в глаза, не курить, не принимать пищу, соблюдать правила личной гигиены. При попадании на кожу и в глаза необходимо обильно промыть их водой до обращения к врачу.Список использованных источников:Строительные нормы и правила: Строительная климатология и геофизика: СНиП 2.01.01 – 82/Госстрой России. – Введ. 01.01.2000. – М.,2000. – 79 с.Строительные нормы и правила: Строительная климатология: СНиП 23-01-99/Госстрой РоссииР. - Введ. 01.01.2000. – М.,2000. – 79 с.Строительные нормы и правила: Автомобильные дороги: СНиП 2.05.02-85/Союздорнии Минстроя. -Введ. 01.01.87. – М.,1997. – 70 с.Временное руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог: ОДМ 218.0.000-2003Рекомендации по изысканиям и проектированию снегозадерживающих лесных полос вдоль автомобильных дорог/сост: В.П.Никитин, А.В.Бабанин – Москва, 1982.Васильев, А. П. Эксплуатация автомобильных дорог: учебник для вузов: в 2 т. Т. 2 / А. П. Васильев. – М.: Academia, 2010. – 318 с.Эксплуатация автомобильных дорог. Содержание и ремонт : методические указания к курсовому и дипломному проектированию "Организация зимнего содержания участка автомобильной дороги": ИСФ: специальность 270205 - Автомобильные дороги: направление бакалавриата 270800.62 - Строительство: профиль "Автомобильные дороги и аэродромы" / сост.: Т. П. Черемисинова, Н. Н. Габибов . – Вологда: ВоГТУ , 2013 . – 43, [1] с. : ил., табл.ОДН 218.2.027-2003 Раздел ППР - Требования к противогололедным материалам Распоряжение Минтранса России от 16.06.2003 N ОС-548-рОДН от 16.06.2003 N 218.2.027-2003Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах Распоряжение Минтранса России от 16.06.2003 N ОС-548-рОДМ от 16.06.2003Методика испытания противогололедных материалов Распоряжение Минтранса России от 16.06.2003 N ОС-548-рОДМ от 16.06.2003
1. Строительные нормы и правила: Строительная климатология и геофизика: СНиП 2.01.01 – 82/Госстрой России. – Введ. 01.01.2000. – М.,2000. – 79 с.
2. Строительные нормы и правила: Строительная климатология: СНиП 23-01-99/ Госстрой России. - Введ. 01.01.2000. – М.,2000. – 79 с.
3. Строительные нормы и правила: Автомобильные дороги: СНиП 2.05.02-85/ Союздорнии Минстроя. -Введ. 01.01.87. – М.,1997. – 70 с.
4. Временное руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог: ОДМ 218.0.000-2003
5. Рекомендации по изысканиям и проектированию снегозадерживающих лесных полос вдоль автомобильных дорог/сост: В.П.Никитин, А.В.Бабанин – Москва, 1982.
6. Васильев, А. П. Эксплуатация автомобильных дорог: учебник для вузов: в 2 т. Т. 2 / А. П. Васильев. – М.: Academia, 2010. – 318 с.
7. Эксплуатация автомобильных дорог. Содержание и ремонт : методические указания к курсовому и дипломному проектированию "Организация зимнего содержания участка автомобильной дороги": ИСФ: специальность 270205 - Автомобильные дороги: направление бакалавриата 270800.62 - Строительство: профиль "Автомобильные дороги и аэродромы" / сост.: Т. П. Черемисинова, Н. Н. Габибов . – Вологда: ВоГТУ , 2013 . – 43, [1] с. : ил., табл.
8. ОДН 218.2.027-2003 Раздел ППР - Требования к противогололедным материалам Распоряжение Минтранса России от 16.06.2003 N ОС-548-рОДН от 16.06.2003 N 218.2.027-2003
9. Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах Распоряжение Минтранса России от 16.06.2003 N ОС-548-рОДМ от 16.06.2003
10. Методика испытания противогололедных материалов Распоряжение Минтранса России от 16.06.2003 N ОС-548-рОДМ от 16.06.2003