Социальная работа с многодетной семьей (на примере СПбГБУСОН «Центр социальной помощи семье и детям» Невского района )
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 55 + 55 источников
- Добавлена 08.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ многодетной семьи как объекта социальной работы 8
1.1. Понятие и типология многодетных семей. Социальная работа с многодетными семьями 8
1.2. Социально-экономическое положение многодетных семей в России 15
1.3. Типичные проблемы многодетных семей 29
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Практический анализ социальной работы с многодетными семьями (на примере СПб ГБУСОН «Центр социальной помощи семье и детям» Невского района) 36
2.1. Направления и технологии деятельности социальной работы с многодетными семьями СПб ГБУСОН «Центр социальной помощи семье и детям» Невского района 36
2.2. Рекомендации по совершенствованию системы социальной поддержки многодетных семей 47
Выводы по главе 2 56
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Говоря о социальной защите детства и семьи, многие учёные сходятся в том, что она заключается в обеспечении поддержки семьи и детей, реализуемой в целях удовлетворения их интересов.Система государственной политикибазируется на таких принципах, как:законодательное обеспечение правответственность за нарушение прав и законных интересов детей; государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. Сегодня есть целый ряд концепций, которые касаютсяпроблемы защиты семьи и детства. В современном российском законодательстве этой проблеме также уделяется немалое внимание. Нормативно-правовая база включает в себя положения Конституции РФ и Семейного кодекса РФ, а также различных Федеральных законов. Также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» принятыважные решения по поддержке семьи и детства. Они дополняются региональными программами и нормативными актами, которые разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации, а также включают собственные меры поддержки семей с детьми. В Ленинградской области сюда можно отнести такие документы, как:государственную программу «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы; закон 09.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»По большей части, государственная политика Санкт-Петербурга здесь реализуется согласно положениям Конституции РФ, где указано, что в РФ развивается структура социальных учреждений, формируются государственные пенсионные выплаты, пособия и иные гарантии социальной защиты. В сфере социальной защиты семьи и детства предусмотрена дополнительная социальная поддержка малообеспеченных семей, внедрение льготных выплат отдельным категориям семей, развитие структуры социального обслуживания, деятельность по организации летнего отдыха детей, нуждающихся в особом внимании государства.Однако проблема бедности среди семей в Ленинградской области остаётся на прежнем уровне. Большинство семей в силу тех или иных причин продолжают нуждаться в помощи и поддержке, а появление детей, обычно, увеличивает риск оказаться в категории бедных. В условиях лимита бюджета, первостепенное значение уделяется поддержке семей, которые оказались в крайне трудных условиях. С января 2015 года, после вступления в силу нового ФЗ РФ от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в деятельность социальных учрежденийвведен принцип адресности.Он основан на том, что меры реализуются целенаправленно, в соответствии со спецификой существования тех, кому они предназначены. Этот подход, с одной позиции, может способствовать переходу деятельности социальных организаций на деятельность, которая строится, в первую очередь, на принципе не количества, а качества. Тем не менее, при практическом применении все сводится к тому, что подсчитывается количество услуг, которые оказывают учреждения, и повышающиеся показатели, которые якобы демонстрируют «эффективность» деятельности. Со второй позиции, он способен отпугнуть многих граждан, которые действительно нуждаются в помощи – и это притом, что в ныне существующих условиях социальные учреждения часто выступают единственными системами, обращение в которые оставляет нуждающемуся надежды на то, что он может получитьподдержку и помощь в ходе разрешения его трудных жизненных ситуаций. Но сейчас реалии таковы, что для признания гражданина нуждающимся, нужно проходить через процедуру подачи заявления, подкрепленного соответствующим пакетом документации, в административный орган по ПМЖ, а далеебудет приниматься решение о признании его нуждающимся в социальной помощи.В случае, когда гражданин всё же признаннуждающимся, составляется индивидуальная программа предоставления услуг, которую он имеет право предоставитьв любое учреждение, которое включено в единый реестр поставщиков социальных услуг Санкт-Петербурга. Всего таких учреждений на данный момент в Петербурге – более ста.Важно отметить, что для реализации социальной защиты семей в Санкт-Петербурге функционирует двухуровневая система учреждений социального обслуживания, которая включает (рис. 8):Рисунок 8. Структура учреждений социального обслуживания г. Санкт-ПетербургПодобная структура социальной защиты многопрофильного типа обязана содержать рядмеханизмов преодоления негативных влияний на индивидаи способствовать как превенции их формирования, так и ликвидации.Сегодня едва ли не в каждом из районов Ленинградской области работают Центры социальной помощи семье и детям, имеющие своей главной целью влияние на социальное благополучие семей и детей, реализацию их прав на государственную поддержку, развитие и укрепление института семьи, установление гармоничных взаимоотношений внутри семьи.Определённым достижением структуры социальной защиты Санкт-Петербургавыступает ее существование на межведомственной основе. Поэтому сотрудники Центров в границах своей компетенции реализуют деятельность, направленную на организацию взаимодействия с организациямиопеки и попечительства, организациями образовательного характера,СЗН, культуры и здравоохранения, а также комиссией по делам несовершеннолетних с целью профилактики безнадзорности несовершеннолетних и выявления семей, положение которых можно охарактеризовать, как социально-опасное.Также одним из достижений структуры СЗН в Санкт-Петербурге является система социального патроната, который предусматривает работу над индивидуальной программой оказания помощи и реабилитации каждого из членов семьи.Социальный патронат подразумевает наличие следующих аспектов, которые представлены в перечне на рисунке 9.Рисунок 9. Аспекты социального патронатаРегулярный патронаж необходим, в большей мере, по отношению касоциальным семьям, систематическое наблюдение за которымитак или иначе способствует их дисциплине, а также препятствует появлению кризисных ситуаций. Важным фактором в решении проблем семьи выступает компетентность сотрудников, которые взаимодействуют с семьями, степень их грамотности и развития профессиональных навыков. Деятельность специалиста социальной работы с семьями строится в согласовании такими уровнями, как (рис. 10):Рисунок 10. Уровни, на которых осуществляется деятельность специалиста социальной работыЭто диктует необходимость владения специалистом основными знаниями этих наук и владения технологиями их реализации. Поэтому специалистам социальной сферы стоит повышать уровень своей квалификации каждые пять лет, так как от этого зависит качество оказываемой ими помощи. Сейчас также актуален вопрос более активного вовлечения благотворительного сектора в разрешение задач социальной защиты, поскольку мероприятий, которые проводятся в рамках одной лишь государственной политики, недостаточно, для того, чтобы снять всю остроту общественных проблем. Здесь стоит учитывать, что органам власти нельзя мерами административного характера определять, кто и как должен заниматься благотворительностью. Учреждения благотворительного характера в достаточной степени осведомлены в этих вопросах. Им по силам реализовать адресную помощь гражданам в силу представлений обих реальных потребностях и трудностях. Из этого следует, что для реализации комплексной работы, которая направлена на оказание социальной помощи семье и детям, государственным социальным организациям следует наладить более тесное взаимодействие с учреждениями благотворительного профиля. Итак, анализ системы социальной защиты по вопросам брака и семейных взаимоотношений показывает, что в Петербурге нашло практическое применение множество дополнительных законодательных нормативов, целевых проектов, мероприятий и гарантийных положений, работает широкая сеть организаций социального обслуживания в целях реализации принципа доступности каждой социальной услуги. Для того, чтобы организовать наиболее эффективную работу, стоит уделить внимание раннему мониторингу семей неблагополучного типа и оказанию каждой такой семье широкого комплекса мероприятий.Эти мероприятия должны быть направлены на превенцию и коррекцию отношений и в самой семье, и при обеспечении её взаимодействия с социумом.Санкт-Петербург – этот тот город, где вданных целях организована широкая структура организаций. Для того, чтобы оптимизироватьеё функционирование, важно скоординировать усилия против социального риска, который связан с потерей либо ограничением финансовой независимости и социального благосостояния.Чтобы повысить информированность граждан о работе социальных организаций, не лишним будет направлятьдополнительную сумму на «рекламу» в СМИ, поскольку сейчас подобные данные распространены, в основном, лишь в Интернете, а потому доступны достаточно небольшому кругу лиц.Чтобы повысить уровень качества предоставляемых социальными работниками социальных услуг Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждениям стоит сделать учебную программу подготовок и переподготовок профессионалов более расширенной и углубленной.Важно также организовать меры, которые будут направлены на социальную поддержку и стимулирование деятельности специалистов социальных служб Санкт-Петербурга, поскольку относительно небольшие заработные платы«отпугивают» молодого профессионала от занятости в данной области. По той же причине, социальная защита лишается квалифицированных специалистов, имеющих все возможности для поиска более высокооплачиваемой вакансии.Реализуя меры, которые направлены на организацию социальной защиты, нельзя забывать о том, что необоснованное вмешательство в семьи является недопустимым, но регулирование прав в сфере семьи и брака необходимо. Именно этот факт и должен лежать в основе организации государственной политики.Ныне существующая социальная политика государства и система государственного управления в сфере социальной защиты Ленинградской области должна базироватьсяна грамотно построенной структуре приоритетов. Решение любой социальной проблемы должно быть организовано поэтапно.Также становится очевидным, что прирост расходов государствана социальную политику нельзя назвать единственно возможными методом разрешения трудностей. Наоборот:условия дефицита бюджета должны диктовать необходимость направления усилий в сторону повышения уровня эффективности реализации финансового ресурса, расход которого идёт на нужды социального характера.Выводы по главе 2В рамках данной главы мы выяснили следующее.Во-первых, СПб ГБУСОН «Центр социальной помощи семье и детям» Невского района – это социальное учреждение, специалисты которого в работе с многодетными семьями реализуют ряд различных мер теоретико-практической направленности для того, чтобы свести к минимуму уровень трудностей у каждого из обращающихся клиентов. Специалисты данного центра способны оказать квалифицированную социальную, психологическую, педагогическую и юридическую поддержку.Во-вторых, анализ системы социальной защиты по вопросам брака и семейных взаимоотношений показывает, что в Петербурге нашло практическое применение множество дополнительных законодательных нормативов, целевых проектов, мероприятий и гарантийных положений, работает широкая сеть организаций социального обслуживания в целях реализации принципа доступности каждой социальной услуги.В-третьих,для того, чтобы организовать наиболее эффективную работу, стоит уделить внимание раннему мониторингу семей неблагополучного типа и оказанию каждой такой семье широкого комплекса мероприятий. Для того, чтобы оптимизироватьфункционирование социальных учреждений, важно скоординировать усилия против социального риска.Чтобы повысить информированность граждан о работе социальных организаций, не лишним будет направлятьдополнительную сумму на «рекламу» в СМИ.Чтобы повысить уровень качества услуг Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждениям стоит сделать учебную программу подготовок и переподготовок профессионалов более расширенной и углубленной.Важно также организовать поддержку и стимулирование деятельности специалистов.ЗаключениеИтак, в рамках данной работы мы провели теоретико-практическое исследование, деятельность по реализации которого осуществлялась согласно некоторым задачам.В рамках первой задачи мы узнали, что к многодетным семьям относят те, в которых воспитываются трое и более детей в возрастных границах до шестнадцати лет. Также в данную категорию входят семьи, воспитывающие детей, достигших совершеннолетия, но при условии их обучения в учреждениях общеобразовательного плана.Вторая задача позволила нам выяснить, что реальный уровень доходов многодетных семей резко снизился. В системе дохода роль пособий на детей недостаточно велика, но всё жевносит некоторую долю прибавки к бюджету семьи. В рамках третьей задачи установлено, что в качестве основных проблем, с которыми сталкивается современная многодетная семья, можно перечислить следующие:экономического характера; бытового характера; психологического характера; вопросы стабильного существования; вопросы организации воспитательного процесса; вопросы мнения социума; вопросы обеспечения достоверной информацией о мерах поддержки и помощи.Каждая из данных проблем имеет серьёзное воздействие на всех членов семьи, в том числе – на растущего ребёнка. Для того, чтобы обеспечить сглаживание воздействия негативных аспектов, важно обеспечить полноценный анализ и стабильную поддержку семей.Четвёртая задача дала нам возможность установить, что СПб ГБУСОН «Центр социальной помощи семье и детям» Невского района – это социальное учреждение, специалисты которого в работе с многодетными семьями реализуют ряд различных мер теоретико-практической направленности для того, чтобы свести к минимуму уровень трудностей у каждого из обращающихся клиентов. Специалисты данного центра способны оказать квалифицированную социальную, психологическую, педагогическую и юридическую поддержку.Наконец, анализ системы социальной защиты по вопросам брака и семейных взаимоотношений показывает, что в Петербурге нашло практическое применение множество дополнительных законодательных нормативов, целевых проектов, мероприятий и гарантийных положений, работает широкая сеть организаций социального обслуживания в целях реализации принципа доступности каждой социальной услуги.Для того, чтобы организовать наиболее эффективную работу, стоит уделить внимание раннему мониторингу семей неблагополучного типа и оказанию каждой такой семье широкого комплекса мероприятий. Для того, чтобы оптимизироватьфункционирование социальных учреждений, важно скоординировать усилия против социального риска.Чтобы повысить информированность граждан о работе социальных организаций, не лишним будет направлятьдополнительную сумму на «рекламу» в СМИ.Чтобы повысить уровень качества услуг Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждениям стоит сделать учебную программу подготовок и переподготовок профессионалов более расширенной и углубленной.Важно также организовать поддержку и стимулирование деятельности специалистов.Вместо основного итога хотелось бы сказать о том, что у многодетных семей обнаружен достаточный эмоционально-психологический и педагогический потенциал. Для полной его реализации нужны некоторые поддерживающие и коррекционные меры – в том числе, и со стороны государства, которые помогут установить здоровые и гармоничные отношения между детьми и родителями.Считаем, что поставленная цель исследования успешно достигнута, а задачи – полностью реализованы.Список использованной литературыАзаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Норма, 2003.Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - М., 2004.Алёшина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология.- сер.14.- 1987.- №2.- с.60-72.Алешина Ю.Е., Данилин К.Е., Дубовская Е.М. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование. М.: МГУ. 1989г.Бердникова, З. А. Социальная работа по защите семьи, материнства и детства на региональном уровне / З. А. Бердникова, О. И. Спесивцева; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. ун-т». - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. унта, 2011. - 175 с.Бодрова Т.А., Рыбакова Н.А. Социальная работа с многодетной семьей // Российский журнал социальной работы. – 2006. – № 1. – С. 77-86.Боков М.Б. Проблемы семьи в общественном мнении // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2006. – № 4. – С. 35.Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) // Вестник МГУ. Психология. 1985. №4.Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2007.Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // СОЦИС. – 2006. – № 11. – С. 61.Вершинин В. Многодетная семья в зеркале общественных интересов // Домашнее воспитание. – 2009. – № 1. – С. 16.Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми: Результаты исслед.проекта / В.В. Елизаров, Е.Н. Феоктистова, Г.И. Климантова и др.; Ред.совет.: М.В. Гордеева и др.; М-во труда и социал. Развития Рос.Федерации, Департамент по делам детей, женщин и семьи; Рос.фондсоциал.реформ. - М.: Просвещение, 2003. - 544 с.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 - М., 1984.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб. 1998 г.Голод С.И. Стабильность семьи. - Л.: Наука, 1984. - 136с.Жилищное право. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 512 с.Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М., 2008.Ильичева М.Ю. Выплаты, льготы и компенсации молодым мамам и многодетным семьям. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 192 с.Карабанова О.А.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М., 2005 - 320 с.Кон. И.С. Социология личности. - М., 1967.Конституция РФ: Сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://www.constitution.ruКорсаненкова Ю.Б., Корсаненкова А.Ф. Социальные пособия семьям с детьми и иные меры их социальной поддержки в России. – М.: Норма, Инфра-М, 2011. – 288 с.Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2009. – 208 с.Мартел Дж. Богатство семьи и его дилеммы. Размышления о преемственности, сплоченности и наследовании. – М.: Олимп-Бизнес, 2009. – 272 с.Матвеев П. Правовая охрана воспитательной функции семьи в Российской Федерации. – М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2012. – 184 с.Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. – М.: Юрайт, 2013. – 576 с.Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е.О. Смирновой. - М., 2001. - 240с.Мизулина Е.Б. Стране нужны многодетные семьи // Социальная защита. – 2010. – № 8. – С. 2Миронова А.А., Прокофьева Л.М. Ссемья и домохозяйство в России: демографический аспект // Демографическое обозрение. 2018. №2. Нариньяни А., Довлатова А. От свадьбы до развода. Защита семейного права в России. – М.: Рипол Классик, 2014. – 256 с.Национальное обследование благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах // НОБУС [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sokr.ru/card/279698s392dededОсновы социальной работы: учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 288 с.Павленок П.Д., Савинов Л.И., Журавлев С.Т. Социология. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 736 с.Пахомов, А.А. Современная семья и реальная региональная социальная политика в отношении семей с детьми / А.А. Пахомов; АН РС(Я), Рос.акад.гос. Службы при Президенте РФ. - Якутск: ЯФ ГУ «Изд-во СО РАН», 2004. - 264 с.Пациорковскаий В.В. Большая семья в демографической ситуации России // Социологические исследования. – 2009. – № 3. – С. 121.Петровский А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М. - 496 сПископпель А.А. Природа человека в концепции А Маслоу // Вопросы психологии. -1999.- № 2. — с. 76-81.Поддубная, Т.Н., Поддубный, А.О. Социальная защита семьи и детства в РФ: справочник социального педагога и социального работника /Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. - М.:Феникс, 2015.- 511 с.Римашевская Н.М. Доступность благоустроенного жилья / Н.М. Римашевская, Г.Н. Волкова // Народонаселение. – 2010. – N 4. – С. 5-15.Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2002.- №2.-с.48-53.Рябова Е. Адресная социальная помощь в системе социальной защиты населения. – М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2012. – 116 с.Семьеведение. – М.: Юрайт, 2012. – 416 с.Собкин, В.С. Социология семейного воспитания / В.С. Собкин, Е.М. Марич // Дошкольный возраст. – М.: ЦСО РАО, 2002.Социальная политика и мир детства в современной России. – М.: Вариант, 2009. – 272 с.Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 1989.- №3.- с.16-37.Тихомиров М.Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов. – М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2012. – 144 с.Указ Президента Российской Федерации № 431 от 5.05.1992 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250).Усова М.В. Государственная система социальной защиты. – М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2012. – 128 с.Холостова Е.И. Социальная работа с семьей. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 244 с.Эйдемиллер Э. Г. Ребёнок в ситуации развода родителей: взгляд психотерапевта и просто человека // Психологическая газета.- 2001.- №3.- с.19-21.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. - М., 1994. - 96с.Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2018. – 752 с.
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Норма, 2003.
2. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - М., 2004.
3. Алёшина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология.- сер.14.- 1987.- №2.- с.60-72.
4. Алешина Ю.Е., Данилин К.Е., Дубовская Е.М. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование. М.: МГУ. 1989г.
5. Бердникова, З. А. Социальная работа по защите семьи, материнства и детства на региональном уровне / З. А. Бердникова, О. И. Спесивцева; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. ун-т». - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. унта, 2011. - 175 с.
6. Бодрова Т.А., Рыбакова Н.А. Социальная работа с многодетной семьей // Российский журнал социальной работы. – 2006. – № 1. – С. 77-86.
7. Боков М.Б. Проблемы семьи в общественном мнении // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2006. – № 4. – С. 35.
8. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) // Вестник МГУ. Психология. 1985. №4.
9. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.
10. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2007.
11. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // СОЦИС. – 2006. – № 11. – С. 61.
12. Вершинин В. Многодетная семья в зеркале общественных интересов // Домашнее воспитание. – 2009. – № 1. – С. 16.
13. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001
14. Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми: Результаты исслед.проекта / В.В. Елизаров, Е.Н. Феоктистова, Г.И. Климантова и др.; Ред.совет.: М.В. Гордеева и др.; М-во труда и социал. Развития Рос.Федерации, Департамент по делам детей, женщин и семьи; Рос.фонд социал.реформ. - М.: Просвещение, 2003. - 544 с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 - М., 1984.
16. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб. 1998 г.
17. Голод С.И. Стабильность семьи. - Л.: Наука, 1984. - 136с.
18. Жилищное право. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 512 с.
19. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М., 2008.
20. Ильичева М.Ю. Выплаты, льготы и компенсации молодым мамам и многодетным семьям. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 192 с.
21. Карабанова О.А.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М., 2005 - 320 с.
22. Кон. И.С. Социология личности. - М., 1967.
23. Конституция РФ: Сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://www.constitution.ru
24. Корсаненкова Ю.Б., Корсаненкова А.Ф. Социальные пособия семьям с детьми и иные меры их социальной поддержки в России. – М.: Норма, Инфра-М, 2011. – 288 с.
25. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
26. Мартел Дж. Богатство семьи и его дилеммы. Размышления о преемственности, сплоченности и наследовании. – М.: Олимп-Бизнес, 2009. – 272 с.
27. Матвеев П. Правовая охрана воспитательной функции семьи в Российской Федерации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 184 с.
28. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. – М.: Юрайт, 2013. – 576 с.
29. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е.О. Смирновой. - М., 2001. - 240с.
30. Мизулина Е.Б. Стране нужны многодетные семьи // Социальная защита. – 2010. – № 8. – С. 2
31. Миронова А.А., Прокофьева Л.М. Ссемья и домохозяйство в России: демографический аспект // Демографическое обозрение. 2018. №2.
32. Нариньяни А., Довлатова А. От свадьбы до развода. Защита семейного права в России. – М.: Рипол Классик, 2014. – 256 с.
33. Национальное обследование благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах // НОБУС [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sokr.ru/card/279698s392deded
34. Основы социальной работы: учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 288 с.
35. Павленок П.Д., Савинов Л.И., Журавлев С.Т. Социология. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 736 с.
36. Пахомов, А.А. Современная семья и реальная региональная социальная политика в отношении семей с детьми / А.А. Пахомов; АН РС(Я), Рос.акад.гос. Службы при Президенте РФ. - Якутск: ЯФ ГУ «Изд-во СО РАН», 2004. - 264 с.
37. Пациорковскаий В.В. Большая семья в демографической ситуации России // Социологические исследования. – 2009. – № 3. – С. 121.
38. Петровский А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М. - 496 с
39. Пископпель А.А. Природа человека в концепции А Маслоу // Вопросы психологии. -1999.- № 2. — с. 76-81.
40. Поддубная, Т.Н., Поддубный, А.О. Социальная защита семьи и детства в РФ: справочник социального педагога и социального работника /Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. - М.:Феникс, 2015.- 511 с.
41. Римашевская Н.М. Доступность благоустроенного жилья / Н.М. Римашевская, Г.Н. Волкова // Народонаселение. – 2010. – N 4. – С. 5-15.
42. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2002.- №2.-с.48-53.
43. Рябова Е. Адресная социальная помощь в системе социальной защиты населения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 116 с.
44. Семьеведение. – М.: Юрайт, 2012. – 416 с.
45. Собкин, В.С. Социология семейного воспитания / В.С. Собкин, Е.М. Марич // Дошкольный возраст. – М.: ЦСО РАО, 2002.
46. Социальная политика и мир детства в современной России. – М.: Вариант, 2009. – 272 с.
47. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
48. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 1989.- №3.- с.16-37.
49. Тихомиров М.Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов. – М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2012. – 144 с.
50. Указ Президента Российской Федерации № 431 от 5.05.1992 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250).
51. Усова М.В. Государственная система социальной защиты. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 128 с.
52. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 244 с.
53. Эйдемиллер Э. Г. Ребёнок в ситуации развода родителей: взгляд психотерапевта и просто человека // Психологическая газета.- 2001.- №3.- с.19-21.
54. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. - М., 1994. - 96с.
55. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации. – М.: Дашков и К, 2018. – 752 с.
Вопрос-ответ:
Какие задачи ставит перед собой СПбГБУСОН Центр социальной помощи семье и детям Невского района?
СПбГБУСОН Центр социальной помощи семье и детям Невского района ставит перед собой следующие задачи: оказание комплексной социальной помощи многодетным семьям, поддержка семей в решении проблем, связанных с воспитанием и образованием детей, оказание материальной и психологической поддержки семьям в трудной жизненной ситуации и другие виды социальной помощи в зависимости от конкретных потребностей семьи.
Какова роль социальной работы с многодетными семьями?
Социальная работа с многодетными семьями имеет целью помощь этим семьями в преодолении трудностей и улучшении своего социально-экономического положения. Роль социального работника заключается в оказании поддержки, консультировании, организации различных программ и мероприятий, направленных на помощь многодетным семьям в решении их проблем.
Какие типы многодетных семей существуют в социальной работе?
Существует несколько типов многодетных семей: полные многодетные семьи, где все дети являются биологическими детьми обоих родителей, смешанные семьи, где есть как биологические, так и приёмные-усыновлённые дети, многодетные семьи-одиночки, где только один из родителей воспитывает детей, и другие.
Какие проблемы могут возникать у многодетных семей?
У многодетных семей могут возникать различные проблемы. Это может быть недостаток материальных ресурсов, затруднения с решением вопросов образования детей, ограниченность возможностей родителей по работе и карьере, недостаточное время и внимание для каждого ребёнка, сложности в организации домашнего хозяйства и другие трудности, связанные с большим количеством детей в семье.
Что такое многодетная семья? Какие типы многодетных семей существуют?
Многодетная семья - это семья, в которой есть трое и более детей. Существуют различные типы многодетных семей: полные многодетные семьи, где дети являются биологическими потомками обоих родителей; неполные многодетные семьи, где один из родителей является отчимом/мачехой для детей другого родителя; многодетные семьи-попечители, где родители усыновили или удочерили троих и более детей; многодетные семьи-опекуны, где дети находятся под опекой родственников или усыновителей; многодетные семьи-старшие братья-сестры, где старшие дети заботятся о младших.
Каково социально-экономическое положение многодетных семей в России?
Социально-экономическое положение многодетных семей в России достаточно сложно. Они часто сталкиваются с финансовыми трудностями, так как содержание и воспитание трех и более детей требует значительных затрат. Многодетные семьи могут испытывать проблемы с жильем, образованием, здравоохранением, доступом к культурным и развлекательным мероприятиям. Нередко родители многодетных семей вынуждены работать на нескольких работах, чтобы обеспечить свою семью.
Какие типичные проблемы сталкиваются многодетные семьи?
У многодетных семей есть свои типичные проблемы. Во-первых, это финансовые трудности, связанные с содержанием и воспитанием трех и более детей. Во-вторых, это проблемы с жильем - недостаток мест, нехватка комнат, неудовлетворительные жилищные условия. Также многодетные семьи часто сталкиваются с проблемами в сфере образования, здравоохранения и доступа к социальным услугам. Они часто испытывают чувство изоляции и недостатка поддержки со стороны общества.
Что такое многодетная семья?
Многодетная семья - это семья, в которой растятся более трех детей. В зависимости от количества детей, многодетные семьи могут быть трех-, четырех-, пяти- и т.д. детными.
Какие типы многодетных семей существуют?
Существуют различные типы многодетных семей. Можно выделить семьи, в которых рождается много детей подряд, семьи, в которых дети усыновляются или берутся на воспитание, семьи, в которых дети являются биологическими, приемными и т.д.
Каково социально-экономическое положение многодетных семей в России?
Социально-экономическое положение многодетных семей в России часто сложное. Они часто сталкиваются с финансовыми трудностями из-за нехватки средств на содержание детей. В таких семьях могут возникать проблемы с жильем, питанием, образованием и медицинским обслуживанием.
Какие типичные проблемы возникают у многодетных семей?
У многодетных семей могут возникать различные проблемы. Это могут быть финансовые трудности, отсутствие собственного жилья, недостаток времени и внимания со стороны родителей, проблемы со здоровьем детей и родителей, сложности в организации досуга и образования для детей.