Фармацевтическая деонтология

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Фармацевтика
  • 25 25 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 25.04.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Общие сведения о деонтологии в фармации 6
1.1. Деонтология как раздел этики 6
1.2. Этика и деонтология в фармации 8
ГЛАВА 2. Деонтология в фармации – частные проблемы и возможные пути их решения 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27


Фрагмент для ознакомления

С другой стороны, использование препаратов, не содержащих действующих веществ ввиду их фальсификации, приводит к тому, что, например, в случае с онкологическими заболеваниями, упускается временной отрезок, оптимальный для лечения. В четвертых, фальсифицированные лекарственные средства наносят существенный вред экономике, т.к. легальные фармацевтические компании теряют прибыль, поскольку фальсификат продается по более низким ценам. Также подделки могут существенно повлиять на репутации фармацевтической компании, что также приводит к убыткам.Фальсификат, как правило, дешевле аналогов в несколько раз, что привлекает некоторые аптечные организации к его покупке и реализации. Фармацевт, прежде всего, должен служить интересам посетителя аптеки, использования фальсификата вредит здоровья людей, за продажу таких препаратов существует не только административная и уголовная, но и моральная ответственность [6, с. 14-17].Проблема профессиональной автономии фармацевтов является одной из основополагающих. Так, Трофимова Е.О. говорит о необходимости полноценного введения в нашей стране понятия «фармацевтическая помощь». Понятие «фармацевтическая помощь» впервые было введено в начале 70-х годов ХХ века в зарубежных странах для характеристики содержания деятельности фармацевтов в больницах и клиниках. В то время под фармацевтической помощью понималась система обеспечения фармакотерапии, позволяющая достичь результатов, улучшающих качество жизни пациента, в которой клинический или больничный фармацевт наравне с врачом берет на себя долю ответственности за здоровье пациента, определяемую его действиями и решениями. При этом фармацевтическая помощь включала в себя не только фармакотерапию, но и решение всехпроблем, связанных с индивидуальным назначением курсов того или иного лекарственного препарата[16, с. 82-84; 19, с. 297-301].Отличительными чертами системы фармацевтической помощи явился новый тип взаимоотношений  в цепочке врач - фармацевтический работник – пациент. Ярко проявилось участие специалиста с высшим фармацевтическим образованием в управлении лечебным процессом, а именно, обоснование выбора необходимых лекарственных препаратов, консультирование и обучение пациентов, мониторинг и оценка результатов лекарственной терапии. Фармацевтический работник стал активно учувствовать в достижении клинических результатов при оптимальных экономических затратах, совершенствовать систему распределения лекарственных препаратов, оптимизировать информацию о лекарственных препаратах для населения.К концу 90-х годов ХХ столетия страны, использующие на практике концепцию фармацевтической помощи, убедились в ее как социальном, так и экономическом  эффекте. Внедрение принципов фармацевтической помощи выразилось в снижении частоты побочных эффектов при приеме лекарственных препаратов, в сокращении повторных обращений  к врачу, сроков госпитализации, в уменьшении количества ошибок при выписывании рецептов.В определении Всемирной организации здравоохранения (далее ВОЗ) фармацевтическая помощь – это философия практики общения с пациентом и общественностью в аптеке как первом звене многоуровневой системы здравоохранения. На основе данной философии появилась концепция «надлежащей аптечной практики», созданная в 1993 и утвержденная Всемирной ассамблеей здравоохранения в 1996 г. В 2011 году концепцию дополнили и пересмотрели. Она была приняты в обновленном варианте под названием  «JointFIP/WHOguidelinesongoodpharmacypractice: standardsforqualityofpharmacyservices» («Руководящие принципы по надлежащей фармацевтической практике: стандарты качества аптечных услуг»).Надлежащая аптечная практика (GoodPharmacyPractice или GPP) определена сводом норм и правил, которым должна подчиняться аптечная организация с целью достижения максимальной степени удовлетворения потребностей пациентов, использующих услуги фармацевтом. Согласно принципу GPP, фармацевт должен обеспечивать обслуживание пациента фармацевтическими услугами высокого качества с соблюдением принципов доказательной медицины. Целью правил является повышение ответственности фармацевтического работника по обеспечению качества отпускаемых ими товаров и услуг.К сожалению, в России принципы GoodPharmacyPractice не получили существенного развития и остаются лишь на уровне отдельных исследований и публикаций. Фармацевтическая помощь в нашей стране обычно предполагает лишь обеспечение потребителей лекарственными средствами, необходимыми для решения их проблем со здоровьем. Постепенно нарастают противоречия между спросом на современное фармацевтическое сопровождение и фактическим состоянием фармацевтической помощи в России[22, с. 20-25; 27, с. 6-11].Таким образом, деонтология в фармации имеет существенное значение. В частности, нормы этики и деонтологии в фармации позволяют решать проблемы взаимодействия между фармацевтом, врачом, пациентов, посетителем аптеки.Этико-деонтологический компонент регулирует проблемы, которые выходят далеко за пределы нормативно-правового законодательства. Это позволяет повысить, перевести на новый уровень фармацевтическую помощь населению.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги, можно сделать следующие выводы:Деонтология представляет собой один из разделов этики, изучающий проблему долга.При этом каждое действие человека, группы лиц сравнивается с определенными морально-этическими нормами. Нормы эти отличаются в зависимости от времени, в котором они создаются. Это своего рода этическая система, которая регулирует проблемы поведения, в том числе проблемы поведения в рамках той или иной профессии. Фармацевтическая деонтология как наука складывалась несколько десятков веков, однако выделилась она лишь в XIX-XXвв, став значимым направлением в развитии современного мира. Деонтология изучает морально-этическую культуру фармацевта, нормы поведения, характер взаимодействия всех участников процесса обращения лекарственных средств.Фармацевтическая деонтология рассматривает целый частных проблем. Это такие проблемы как нерациональное использование лекарственных средств, общения фармацевтического работка с посетителями аптеки, внешность фармацевта, борьба с фальсифицированными лекарственными препаратами, проблема профессиональной автономии фармацевтов. Каждая из этих проблем по-своему сложна, часть из них в целом решается, часть является исключительно сложной и на данный момент не решаемой.Нет сомнений в том, что фармацевтическая деонтология – это не статичная система поведения, она постоянно меняется в зависимости от требований времени, потребности потребителей, производителей лекарственных средств, тех проблем, с которыми сталкивается современная медицина. Вместе с тем, есть определенный элемент несогласованности, отсутствия упорядоченности, которая присуща многих подобным системам. Это позволяет говорить о необходимости совершенствования этико-деонтологического подходила в фармации. Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАпресян, Р.Г. Этика: учебник/ Р.Г. Апресян. – М.: КНОРУС, 2017. – 356 с.БурдинаО.Б., МишлановаС.Л. Профессиональный имидж медицинских и фармацевтических работников в медиатекстах// Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарное направление, 2018. – №2 (19). – С. 50-53.Гайдаров Г.М. Медицинская этика и деонтология в историческом аспекте: учебное пособие/ Г.М. Гайдаров, Т.И. Алексеевская; ГБОУВПОИГМУ Минздрава России, Кафедра общественонго здоровья и здравоохранения. – Иркутск: ИГМУ, 2016. – 65 с.ГодовальниковГ.В. Введение в этику лекарствоведения// Рецепт, 2012. – №3(83). – С. 139-148.Григорян С. Этический кодекс фармацевта: история и современность// Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике, 2004. – №6. – С. 46-50. Гунько Н.А. Борьба с фальсификацией лекарств – один из аспектов фармацевтической биоэтики/ Биомедицина (Баку), 2006. – №3. – С. 14-17.Гуревич, П.С. Этика: учебник для бакалавров/ П.С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 516 с.Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб./ Росстат. – М., 2019. – 170 с.Золотухина Е.В. Этика: учебник для бакалавров и специалитета/ Е.В. Золотухина. – 5-е изд, испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 375 с.Королева М.А. Этические аспекты деятельности фармацевтических работников// Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2014. – Т.4. – №5. – С. 726. Косенко В.В. Качество лекарственных препаратов – путь к качественной, безопасной и эффективной терапии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roszdravnadzor.ru/i/upload/files/Новости/Файлы/25.04.2017/Качество%20лекарственных%20препаратов%20–%20путь%20к%20качественной,%20безопасной%20и%20эффективной%20терапии.pdf (22.03.2020).ЛомекоЕ.А., ДеркачИ.П. Этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности фармацевтического работника// Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии. Материалы Республиканской науко-практической конференции с международным участием, 2016. – С. 102-105.МанвелянЭ.А., ГулаковаМ.В., МанвелянМ.М., Степанян С.А. Психологические и этические аспекты общения с пациентами в аптеке// Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2015. – №2(47). – С. 230-234.Маркелова А.М., КаукинаТ.Ю. Объем фармацевтического рынка России// Политика, экономика и инновации, 2018. – №1(18). – С. 15.Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. В 2-х томах. Том 1.: учебник/ Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 448 с.Новиков В.Е., Елизарьев Е.А. Нравственные аспекты фармацевтической помощи// Вестник Смоленской государственной медицинской академии, 2014. – Т.13. – №1. – С. 82-84. Новикова Л.С., Чумакова Л.В. Основные направления этики и деонтологии фармацевтической деятельности специалистов// Фармацевтическое образование, наука и практика: горизонты развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию фармацевтического факультета КГМУ, 2016. – С. 169-174.НурлыбековаА.Н., СакиповаЗ.Б. Правовые аспекты взаимодействия в системе врач-фармацевт-пациент// Вестник Казахского Национального медицинского университета, 2019. – №1. – С. 596-598.СлюсарО.И., АбузароваМ.Р., Алексеев К.В., ПогабалоА.В., Фадина Е.А. Этические и деонтологические аспекты фармацевтической деятельности// Медико-фармацевтический журнал «Пульс», 2017. – Т.19. – №12. – С. 297-301.ТатаренковаИ.А. Этика фармацевтического работника// // Фармацевтическое образование, наука и практика: горизонты развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию фармацевтического факультета КГМУ, 2016. – С. 221-225.ТроинаС.Г., КугачВ.В., Игнатьева Е.В., Козлова В.В. Влияние степени профессионального выгорания фармацевтических работников на соблюдение этических принципов при обслуживании пожилых посетителей аптеки// Вестник фармации, 2019. – №1(83). – С. 5-15.Трофимова Е.О. Проблема профессиональной автономии фармацевта и этический кодекс FIP// Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской техники, 2015. – №7-8. – С. 20-25.Фадеева Т.В., Верещагина С.А., Габриэль Э А., Коган А.С. Актуальные проблемы госпитальной инфекции: реинфицирование, суперинфицирование и резистентность возбудителей к антимикробным препаратам// ActaBiomedicaScientifica, 2006. – №5. – С. 298-301.ЦерковскийА.Л. Фармацевтическая этика. Курс лекций: учебное пособие/ А.Л. Церковский. – Витебск: ВГМУ, 2007. – 143 с.ЧикилеваЛ.С. Роль вербальных и невербальных средств в создании имиджа// Российский гуманитарный журнал, 2016. – №2. – С. 220-232.Эльяшевич Е.Г. История фармацевтической этики// Вестник фармации, 2013. – №1(59). – С. 77-80.Эльяшевич Е.Г. Новые функции провизора на современном этапе развития фармации// Вестник Витебского государственного университета, 2015. – Т.14. – №1. – С. 6-11.Эльяшевич Е.Г. Этические проблемы реализации лекарственных средств из аптек// Вестник фармации, 2015. – №1(67). – С. 5-9.Этика: учебник для бакалавров/ А.А. Гусейнов, А.Г. Гаджикурбанов и др.; под общ.ред. А.А. Гусейнова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 569 с.Юдакова Т.Е. Деонтология и биоэтика в фармации: теоретические основания и основные принципы// Научный альманах, 2018. – №11-1(49). – С. 149-151.Юдакова Т.Е., Бирюкова М.В. Этический смысл взаимоотношений провизора и врача// Scientist, 2018. – №1(1). – С. 76-79.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Апресян, Р.Г. Этика: учебник/ Р.Г. Апресян. – М.: КНОРУС, 2017. – 356 с.
2. БурдинаО.Б., МишлановаС.Л. Профессиональный имидж медицинских и фармацевтических работников в медиатекстах// Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарное направление, 2018. – №2 (19). – С. 50-53.
3. Гайдаров Г.М. Медицинская этика и деонтология в историческом аспекте: учебное пособие/ Г.М. Гайдаров, Т.И. Алексеевская; ГБОУВПОИГМУ Минздрава России, Кафедра общественонго здоровья и здравоохранения. – Иркутск: ИГМУ, 2016. – 65 с.
4. ГодовальниковГ.В. Введение в этику лекарствоведения// Рецепт, 2012. – №3(83). – С. 139-148.
5. Григорян С. Этический кодекс фармацевта: история и современность// Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике, 2004. – №6. – С. 46-50.
6. Гунько Н.А. Борьба с фальсификацией лекарств – один из аспектов фармацевтической биоэтики/ Биомедицина (Баку), 2006. – №3. – С. 14-17.
7. Гуревич, П.С. Этика: учебник для бакалавров/ П.С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 516 с.
8. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб./ Росстат. – М., 2019. – 170 с.
9. Золотухина Е.В. Этика: учебник для бакалавров и специалитета/ Е.В. Золотухина. – 5-е изд, испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 375 с.
10. Королева М.А. Этические аспекты деятельности фармацевтических работников// Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2014. – Т.4. – №5. – С. 726.
11. Косенко В.В. Качество лекарственных препаратов – путь к качественной, безопасной и эффективной терапии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roszdravnadzor.ru/i/upload/files/Новости/Файлы/25.04.2017/Качество%20лекарственных%20препаратов%20–%20путь%20к%20качественной,%20безопасной%20и%20эффективной%20терапии.pdf (22.03.2020).
12. ЛомекоЕ.А., ДеркачИ.П. Этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности фармацевтического работника// Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии. Материалы Республиканской науко-практической конференции с международным участием, 2016. – С. 102-105.
13. МанвелянЭ.А., ГулаковаМ.В., МанвелянМ.М., Степанян С.А. Психологические и этические аспекты общения с пациентами в аптеке// Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2015. – №2(47). – С. 230-234.
14. Маркелова А.М., КаукинаТ.Ю. Объем фармацевтического рынка России// Политика, экономика и инновации, 2018. – №1(18). – С. 15.
15. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. В 2-х томах. Том 1.: учебник/ Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 448 с.
16. Новиков В.Е., Елизарьев Е.А. Нравственные аспекты фармацевтической помощи// Вестник Смоленской государственной медицинской академии, 2014. – Т.13. – №1. – С. 82-84.
17. Новикова Л.С., Чумакова Л.В. Основные направления этики и деонтологии фармацевтической деятельности специалистов// Фармацевтическое образование, наука и практика: горизонты развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию фармацевтического факультета КГМУ, 2016. – С. 169-174.
18. НурлыбековаА.Н., СакиповаЗ.Б. Правовые аспекты взаимодействия в системе врач-фармацевт-пациент// Вестник Казахского Национального медицинского университета, 2019. – №1. – С. 596-598.
19. СлюсарО.И., АбузароваМ.Р., Алексеев К.В., ПогабалоА.В., Фадина Е.А. Этические и деонтологические аспекты фармацевтической деятельности// Медико-фармацевтический журнал «Пульс», 2017. – Т.19. – №12. – С. 297-301.
20. ТатаренковаИ.А. Этика фармацевтического работника// // Фармацевтическое образование, наука и практика: горизонты развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию фармацевтического факультета КГМУ, 2016. – С. 221-225.
21. ТроинаС.Г., КугачВ.В., Игнатьева Е.В., Козлова В.В. Влияние степени профессионального выгорания фармацевтических работников на соблюдение этических принципов при обслуживании пожилых посетителей аптеки// Вестник фармации, 2019. – №1(83). – С. 5-15.
22. Трофимова Е.О. Проблема профессиональной автономии фармацевта и этический кодекс FIP// Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской техники, 2015. – №7-8. – С. 20-25.
23. Фадеева Т.В., Верещагина С.А., Габриэль Э А., Коган А.С. Актуальные проблемы госпитальной инфекции: реинфицирование, суперинфицирование и резистентность возбудителей к антимикробным препаратам// ActaBiomedicaScientifica, 2006. – №5. – С. 298-301.
24. ЦерковскийА.Л. Фармацевтическая этика. Курс лекций: учебное пособие/ А.Л. Церковский. – Витебск: ВГМУ, 2007. – 143 с.
25. ЧикилеваЛ.С. Роль вербальных и невербальных средств в создании имиджа// Российский гуманитарный журнал, 2016. – №2. – С. 220-232.
26. Эльяшевич Е.Г. История фармацевтической этики// Вестник фармации, 2013. – №1(59). – С. 77-80.
27. Эльяшевич Е.Г. Новые функции провизора на современном этапе развития фармации// Вестник Витебского государственного университета, 2015. – Т.14. – №1. – С. 6-11.
28. Эльяшевич Е.Г. Этические проблемы реализации лекарственных средств из аптек// Вестник фармации, 2015. – №1(67). – С. 5-9.
29. Этика: учебник для бакалавров/ А.А. Гусейнов, А.Г. Гаджикурбанов и др.; под общ.ред. А.А. Гусейнова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 569 с.
30. Юдакова Т.Е. Деонтология и биоэтика в фармации: теоретические основания и основные принципы// Научный альманах, 2018. – №11-1(49). – С. 149-151.
31. Юдакова Т.Е., Бирюкова М.В. Этический смысл взаимоотношений провизора и врача// Scientist, 2018. – №1(1). – С. 76-79.


Вопрос-ответ:

Что такое деонтология?

Деонтология - это раздел этики, который изучает принципы нравственного поведения и обязанности, касающиеся определенной профессии или сферы деятельности. В фармации деонтология определяет правила поведения фармацевта и обязательства, которые он должен соблюдать в своей работе.

Как связаны этика и деонтология в фармации?

Этика и деонтология тесно связаны в фармации. Этика определяет общие принципы нравственности, которые применяются в любой профессии. Деонтология же конкретизирует эти принципы, устанавливая специфические правила и нормы поведения для фармацевта. Таким образом, деонтология является частным разделом этики, который применяется в фармацевтической практике.

Какие проблемы могут возникать в деонтологии в фармации?

В деонтологии в фармации могут возникать различные проблемы. Например, одной из них является фальсификация препаратов, которая может привести к использованию лекарств без действующих веществ. Это может быть особенно опасно в случае онкологических заболеваний, когда упущение оптимального временного отрезка для лечения может иметь серьезные последствия.

Какие возможные пути решения проблем деонтологии в фармации?

Для решения проблем деонтологии в фармации можно применять различные подходы. Например, необходимо строго контролировать процесс производства и хранения лекарственных препаратов, чтобы предотвратить случаи их фальсификации. Также важно развивать системы контроля качества и сертификации, а также обеспечивать доступ пациентов к достоверной информации о препаратах.

Зачем фармацевту соблюдать деонтологические принципы в своей работе?

Соблюдение деонтологических принципов в работе фармацевта является важным условием для обеспечения безопасности и эффективности лечения пациентов. Это помогает поддерживать доверие между фармацевтом и пациентом, а также способствует развитию профессионализма и повышению качества фармацевтической практики.

Что такое фармацевтическая деонтология?

Фармацевтическая деонтология - это раздел этики, который изучает моральные и этические стандарты для фармацевтов.

Какой связи фармацевтическая деонтология имеет с этикой?

Фармацевтическая деонтология является разделом этики и определяет правила поведения и нормы, которые фармацевты должны соблюдать в своей профессии.

Какие проблемы возникают в фармацевтической деонтологии?

В фармацевтической деонтологии возникают проблемы, связанные с подделкой лекарств, использованием препаратов без действующих веществ, оптимальным временным отрезком для лечения определенных заболеваний и другие.

Какие пути решения проблем в фармацевтической деонтологии могут быть предложены?

Для решения проблем в фармацевтической деонтологии можно предложить повышение контроля и надзора за производством и продажей лекарств, использование специальных систем и технологий для проверки подлинности препаратов и оказание большего внимания оптимальному времени начала лечения различных заболеваний.

Что может произойти при использовании препаратов без действующих веществ?

При использовании препаратов без действующих веществ может произойти упущение оптимального временного отрезка для лечения определенных заболеваний, что может негативно повлиять на результаты и эффективность лечения.

Что такое фармацевтическая деонтология?

Фармацевтическая деонтология - это раздел этики, который регулирует поведение и деятельность фармацевтов.

Какая связь между этикой и деонтологией в фармации?

Этика и деонтология в фармации тесно связаны: этика определяет общие принципы морального поведения, а деонтология применяет эти принципы к конкретной профессиональной сфере фармацевтов.