Основные глобальные политические субъекты в зоне Ближнего Востока и столкновение их интересов

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: История Отечества
  • 24 24 страницы
  • 2 + 2 источника
  • Добавлена 27.04.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Официальные лица ЕС сетуют на то, что интересы и позиции стран-участников ЕАЭС не согласованы, в связи с этим возникают сложности во взаимодействии с ЕАЭС как с объединением. При этом есть попытки взаимодействия на техническом уровне. Вероятно, в данной ситуации необходима предварительная проработка вопросов взаимодействия на уровне полуторного трека с привлечением представителей из заинтересованных стран ЕС и ЕАЭС.
У России и ЕС имеются общие интересы в отношении Китая. В частности, многие эксперты полагают, что оба игрока могли бы занять проактивную позицию относительно инициативы Китая «Один пояс — один путь» для укрепления связей и «связности» в евразийском регионе. Взаимодействие могло бы выстраиваться в формате ЕС, Россия, ЕАЭС, Китай и государства Центральной Азии.
Конечно, этого набора недостаточно для полноценной повестки сотрудничества, но он представляет собой ниши для взаимодействия в период кризиса отношений России и Запада. Ограниченное взаимодействие России и ЕС происходит в контексте быстро меняющегося мира, растущей угрозы терроризма и экстремизма, конфликта на Ближнем Востоке, технологической революции в военной сфере, роста угроз в киберпространстве, существенных изменений во внешней политике США при администрации Д. Трампа, когда Америка все чаще становится фактором непредсказуемости и нестабильности в мировой политике. Решение этих и многих других вопросов представляют общий интерес и требуют координации России и ЕС.

Литература
Тренин Д. Россия и Европа. Что возможно и невозможно в их отношениях – Режим доступа: https://carnegie.ru/commentary/80044
Наталья Вяхирева (Евтихевич). Что осталось от отношений России и Евросоюза. – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/chto-ostalos-ot-otnosheniy-rossii-i-evrosoyuza/

Концептуальное содержание теории «управляемого хаоса»
Для объяснения современной ситуации в международной политике прибегают к использованию терминов из других наук.
Теоретики заимствовали из физики термин «управляемый хаос». Теория управляемого хаоса начала разрабатываться в 80-е годы прошлого столетия. В ее основу положены математические наработки по данной проблеме. Смена противоположных состояний – порядка и хаоса характерна для любого эволюционного процесса. Чередование порядка и хаоса, в свою очередь соединено фазами перехода к хаосу и выхода из хаоса. Хаос противоположен порядку, соответственно хаос необходимо устранить и это приведет к возникновению системы.
Понятие хаоса вовсе не предполагало какого-либо управления и управляемости (ведь это, прежде всего, социальные факторы), поскольку основные исследования осуществлялись в рамках естествознания, для которого подобные феномены и понятия имеют минимальное значение.
Теория управляемого хаоса опирается на ключевые идеи синергетики как междисциплинарного направления исследований, изучающего общие закономерности и принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации в открытых системах разной природы. Классиками синергетики признаны И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен, С. Курдюмов и другие ученые.
На сегодня основными акторами международных отношений используется концепция, которая помогает контролировать некоторые страны и регионы, то есть концепция управляемого хаоса, который возник в глубокой древности. В частности, ее элементы можно увидеть в стратегии Римской империи эпохи завоеваний Галлии, Британии, Дакии. Известно, что римские полководцы целенаправленно создавали военно-политический и социально-экономический хаос в будущих провинциях Рима, стравливая между собой племена и их вождей, а также лишая противника ресурсов, продовольствия и воды. Похожие примеры можно обнаружить и в политике империй Чингизидов и Тимуридов относительно владений русских князей, азиатских султанов, индийских махараджей. Еще более явным было использование концепции управляемого хаоса в эпоху колониальных империй Нового времени, а также в периоды последних мировых войн.
Нынешние события на Арабском Востоке, Северной Африке являются звеньями одной спланированной извне цепи событий и полностью вписываются в разработанную в США геополитическую теорию управляемого хаоса («контролируемой нестабильности»), авторами которой являются, прежде всего З. Бжезинский, Ш. Джин и С. Манн (который еще в 1992 г. опубликовал работу "Теория хаоса и стратегическая мысль" и имел прямое отношение к "цветным революциям" в республиках бывшего СССР). Можно признать, что в геополитическом переделе мира доктрина "управляемого хаоса" оказалась на практике удобным и действенным средством достижения поставленных целей с приемлемыми финансовыми затратами.
Геополитика хаоса опирается, прежде всего, на реально существующее общественное недовольство в стране из-за отсутствия нормальных каналов взаимодействия по линии "власть − общество", когда негативное самоощущение населения вызывает осознанный социальный дискомфорт и неспособность власти функционировать в прежнем режиме становится общепризнанной в обществе. При этом должна существовать какая-то организационная группа, способная влиять на внутриполитический процесс в этой стране. Для геополитической экспансии нужен также определенный социальный слой или сообщество, которое можно использовать в качестве "инкубатора революционных настроений" (например, "оппозиционную интеллигенцию"). Эта общность должна объективно сыграть роль "пятой колонны". Важно взять под контроль постоянно действующие информационно-коммуникационные каналы, по которым эти идеи можно эффективно ретранслировать наружу.
Современные политтехнологии разрушения государств направлены на перенос агрессии из военно-географического пространства в информационное. Полем битвы становится ментальная сфера, самосознание народа, его национальная и культурная идентичность. Первым шагом в этом направлении является дискредитация, а затем и уничтожение традиционных ценностей нации. Для того, чтобы внешняя информационная агрессия воспринималась массовым сознанием безболезненно, это представляется как движение по пути прогресса.
С. Манн считает, что для успешного создания «управляемого хаоса» в стране должен быть выполнен ряд условий. Необходимо, чтобы руководящие лидеры страны потеряли уверенность в своих силах и в лояльности силовых структур; затем, используя военный мятеж, следует провести переворот власти, например, так называемый «демократический выбор»; в нужный и подходящий момент следует объединиться с оппозицией, которая выступает против ныне существующего легитимного правительства; необходимо сформировать панику среди мирных жителей, недоверие к правительству, поощрять протесты, что бы создать нестабильную ситуацию в стране.
По мнению Манна, для того, чтобы создать хаос на любой территории необходимо использовать следующие средства: осуществлять поддержку рыночных реформ; оказывать всестороннюю помощь для создания либеральной демократии; необходимо добиться повышения стандартов качества жизни населения, в первую очередь элиты; обязательно сделать так, чтобы были вытеснены идеологии и традиционные ценности.
Создаются конфликтные ситуации, которые вскоре переходят в вооруженные конфликты, локальные войны, перевороты и "цветные революции". Таким образом, создается хаос на определенной территории, в условиях которого размывается национальный суверенитет, становится непонятным, кто является руководителем государства. Когда в мировой политике доминирует теория управляемого хаоса, нет стабильности в государстве, непонятно, легитимная власть или нет - в этих условиях лидеры национальных государств становятся более зависимыми от международных групп их идеологов, а сами государства - более уязвимыми и подверженными потрясениям, инспирированным извне (яркий пример – Сирия и Украина).
Революционные изменения на Ближнем Востоке и происходящие событиях на Украине, в первую очередь, отвечают интересам западных стран и США. И это вполне объяснимо: Египет привлекателен своим Суэцким каналом, Алжир, Тунис, Ливия, Бахрейн богаты нефтью и газом, Иордания – геостратегическим положением, а Украина, ввиду своей близости с Россией, тем более.
Концепция управляемого хаоса используется, в основном, на уровне отдельно взятого государства. Однако ныне можем говорить о концепции управляемого хаоса на региональном уровне, части которого составляют уже глобальный управляемый хаос. Но все управляемое когда-то выходит из-под управления. Сегодня мы видим, что ситуация в Ираке далека от идеальной: в стране практически ежедневно происходят террористические акты, фактически ведется полномасштабная война с ИГИЛ. В Сирии уже шестой год продолжается кровавая междоусобная война В Афганистане к власти снова могут прийти талибы, которые последние десять лет отсиживались в Пакистане и с которыми американские представители начали переговоры об их возвращении во власть (на взаимовыгодных условиях). Ливийские регионы, такие как Триполитания, Киренаика и Феццал требуют независимости. Эта напряженность и нестабильность катализирует региональную нестабильность прежде всего в мусульманском мире. Чем это грозит западной цивилизации? Представители последней считают, что одной из главных задач является не дать мусульманской цивилизации развиться до уровня, при котором она может стать реальным соперником и геополитической угрозой для западного общества, поэтому делают все для поддержания постоянной нестабильности в мусульманском мире. Однако подобная позиция и является главным просчетом аналитиков Запада, который заключается в том, что из нестабильных регионов Ближнего Востока и Северной Африки в Европу переселяется огромное количество беженцев, оседая полулегально или нелегально в странах Евросоюза, создавая мусульманские гетто и занимая последние места в социальной структуре западного общества.
То есть, как видим, столкновение цивилизаций будет происходить путем обычного переселения на территорию других государств, которые представляют другую цивилизацию, и навязывания своей веры и идеологии.
В рамках управляемого хаоса также используется такой инструмент, как глобализация. Последнюю можно рассматривать и как процесс, что предполагает объединение финансовых, производственных, военных и ресурсных мощностей для создания более легкой системы управления как отдельными регионами, так и миром в целом. Объединение вышеупомянутых мощностей невозможно без политического объединения. ЕС - один из ярких примеров политического единения государств, которые отдают немалую часть своего суверенитета наднациональным органам управления и определяют основные направления развития государств объединения. Это вызывает следующую проблему будущих международных отношений - размывание суверенитета государства или полную ликвидацию института суверенитета. Государства объединения (ЕС или другого) будут обязаны соответствовать единым определенным стандартам и требованиям, что может привести к потери их идентичности и контроля над своей же территорией. Однако сегодня существует мнение о том, что мир находится в состоянии формирования постнациональных государств, основанных на постнациональном гражданстве (postnational citizenship), что является новым этапом развития политических обществ мира.
Итак, нынешний и будущий политические мира являются слабо прогнозируемыми, поскольку страны западной цивилизации, используя концепцию управляемого хаоса, дестабилизируют политическую ситуацию в той или иной стране или регионе, нарушая стабильность систем региональной безопасности. Управляемый хаос может выйти из-под контроля и иметь негативные последствия для самих стран "золотого миллиарда" (проблема столкновения цивилизаций). Дальнейшие глобализационные процессы будут стимулировать снижение национального суверенитета стран, население которых будет пытаться отстаивать свои социальные права, а также сохранить национальную идентичность, что может привести и к усилению межэтнических столкновений.
Хаос таит в себе опасность и надежду. Если мы сегодня скажем Apres moi le deluge, то действительно будет катастрофа. Но если будем смело мыслить и взвешенно действовать, то будет шанс на рождение новой системы, которую мы спланировали.
При таких условиях главной задачей для России является сохранение своей идентичности и максимума национального суверенитета в глобальном мире, попытаться сберечь за собой статус ведущего и влиятельного в мире государства.


Литература
Mann S.R. Chaos Theory in Strategic Thought // Parametes. Autum 1992
Нурышев Г.Н. Современные концепции «управляемого хаоса» в глобальном геополитическом противоборстве // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2012. – № 2. – С.361-369



Наталья Вяхирева (Евтихевич). Что осталось от отношений России и Евросоюза. – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/chto-ostalos-ot-otnosheniy-rossii-i-evrosoyuza/
Тренин Д. Россия и Европа. Что возможно и невозможно в их отношениях – Режим доступа: https://carnegie.ru/commentary/80044
Mann S.R. Chaos Theory in Strategic Thought // Parametes. Autum 1992
Нурышев Г.Н. Современные концепции «управляемого хаоса» в глобальном геополитическом противоборстве // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2012. – № 2. – С.363

Нурышев Г.Н. Современные концепции «управляемого хаоса» в глобальном геополитическом противоборстве // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2012. – № 2. – С.365













15

1. Mann S.R. Chaos Theory in Strategic Thought // Parametes. Autum 1992
2. Нурышев Г.Н. Современные концепции «управляемого хаоса» в глобальном геополитическом противоборстве // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2012. – № 2. – С.361-369

Вопрос-ответ:

Какие глобальные политические субъекты существуют в зоне Ближнего Востока?

В зоне Ближнего Востока существуют различные глобальные политические субъекты, включая Соединенные Штаты Америки, Российскую Федерацию, Европейский Союз, Турцию, Иран и Саудовскую Аравию. Каждая из этих стран играет значительную роль в политическом и экономическом развитии региона.

Какие сложности возникают во взаимодействии Европейского Союза с ЕАЭС?

Официальные лица Европейского Союза сетуют на то, что интересы и позиции стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не согласованы, что затрудняет взаимодействие между ЕС и ЕАЭС. Это может привести к сложностям в сотрудничестве и сотрудничестве на различных уровнях.

Как пытаются взаимодействовать Европейский Союз и Евразийский союз на техническом уровне?

Представители Европейского Союза и Евразийского союза пытаются взаимодействовать на техническом уровне. Они обмениваются информацией и опытом в различных областях, например, в сфере технических стандартов, таможенного сотрудничества и регулирования торговли. Техническое сотрудничество может способствовать разрешению некоторых проблем и способствовать улучшению общего взаимодействия.

Почему в данной ситуации необходима предварительная проработка вопросов взаимодействия на уровне полуторного трека?

В данной ситуации предварительная проработка вопросов взаимодействия на уровне полуторного трека с привлечением представителей из заинтересованных стран может быть необходима для создания платформы диалога и обмена мнениями. Такой подход позволит учесть различные интересы и позиции сторон, а также найти компромиссные решения, способствующие сотрудничеству и развитию.

Какие страны являются основными глобальными политическими субъектами в зоне Ближнего Востока?

Основными глобальными политическими субъектами в зоне Ближнего Востока являются США, Россия, Турция, Иран и Саудовская Аравия.

Какие сложности возникают во взаимодействии Европейского союза с Евразийским экономическим союзом?

Официальные лица Европейского союза сетуют на то, что интересы и позиции стран участников Евразийского экономического союза не согласованы, что затрудняет взаимодействие между ними. Однако есть попытки взаимодействия на техническом уровне.

Какие страны входят в Евразийский экономический союз?

В Евразийский экономический союз входят Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия.

Какие страны привлекаются на полуторный трек для проработки вопросов взаимодействия в зоне Ближнего Востока?

Для проработки вопросов взаимодействия в зоне Ближнего Востока на полуторный трек могут быть привлечены представители заинтересованных стран, таких как США, Россия, Турция, Иран и Саудовская Аравия.

Какие глобальные субъекты сетуют на то, что интересы и позиции стран участников Евразийского экономического союза не согласованы?

Официальные лица Европейского союза сетуют на то, что интересы и позиции стран участников Евразийского экономического союза не согласованы.