Характеристика музыкальных способностей
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 27.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1.Музыкальные способности, их особенности 3
2.Структура музыкальных способностей 9
Заключение 13
Литература 14
Для того, чтобы воспроизвести мелодию по слуху, необходимо, чтобы она запомнилась. Поэтому музыкально-слуховые представления содержат в себе воображение ипамять. Так же как запоминание может быть произвольным инепроизвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления имеют связь с развитием внутреннего слуха.Таким образом, музыкально-слуховые представления являются способностью, которая проявляется в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется репродуктивным или слуховым компонентом музыкального слуха.Чувство ритма представляет собой воспроизведение и восприятие временных отношений в музыке. Огромную роль в разделении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты.Как свидетельствуют многочисленные эксперименты инаблюдения, во время восприятия музыки человеком совершаются незаметные или заметные движения, которые соответствуют ее акцентам,ритму. Это движения ног, рук, головы, а также невидимые движения дыхательного,речевого, аппаратов. Часто они возникают непроизвольно,бессознательно.Переживание ритма, а, следовательно, и восприятие музыки является активным процессом. «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его соделывает,сопроизводит.Ритм является одним из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Активный, действенный характер музыкального ритма даетвозможность передавать в движениях мельчайшие изменения музыкальныхнастроений и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи (паузы, акценты, отрывистое или плавное движение и т. д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (притопы, хлопки, отрывистые или плавные движения ног,рук, и т. д.). Это дает возможностьприменять их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.Таким образом, чувство ритма является способностью активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и правильноотображать его.Музыкальная память не включается Б. М. Тепловым в число основных музыкальных способностей, так как «непосредственное запоминание, воспроизведение и узнавание ритмического и звуковысотногодвижений составляют прямые проявления чувства ритма имузыкального слуха».Таким образом,, Б. М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, чувство ритма и музыкально-слуховые представления.Н. А. Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: чувство ритма иладовысотный слух. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на надобность развития музыкального слуха во взаимосвязи его слуховой и эмоциональной основ.Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы: 1) технические (пение илиигре на данном инструменте); 2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись высшиеи элементарные; к элементарным относятся ритмический и гармонический слух. Индивидуальное своеобразие природных задатков каждого ребенка, качественное своеобразие развития музыкальных способностей нужно учитывать в педагогическом процессе.ЗаключениеПодводя итог вышесказанному, можно определить, что музыкальные способности возникают из музыкальных задатков, формируются у детей дошкольного возраста с разной скоростью. Важно вовремя выявить скрытые задатки и простимулировать развитие музыкальных способностей, а в дальнейшем с помощью индивидуального подхода в практической музыкальной деятельности развить имеющиеся у ребенка способности до максимально возможного уровня.Классиком отечественной психологии Б.М. Тепловым было определено: «Музыкальные способности являются индивидуальными психологическими свойствами человека, которые обусловливают исполнение, восприятие, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. ЛитератураБогоявленская Д.Б. Брушлинский А.В., и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 2017.123сГотсдинер А.Л. Музыкал.ьная психология. − М.Просвещение, 2017.-254сЗацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: прогр.аммы и методи.ческиерекоме.ндации. - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-137с.Тарасова К.В. «Он.тогенез музыкальных способнос.тей». М.2018.-78сТарасова К.В. Музыка.льность и составляю.щие её музыкальные способности //Музы.кальныйруко.водитель.- 2018.-78с.- №5.Теплов Б.М. Психологи.яму.зыкальныхспособ.ностей. - М., 2016. – Т 1.-99с
1. Богоявленская Д.Б. Брушлинский А.В., и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 2017.123с
2. Готсдинер А.Л. Музыкал.ьная психология. − М.Просвещение, 2017.-254с
3. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: прогр.аммы и методи.ческие рекоме.ндации. - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-137с.
4. Тарасова К.В. «Он.тогенез музыкальных способнос.тей». М.2018.-78с
5. Тарасова К.В. Музыка.льность и составляю.щие её музыкальные способности //Музы.кальный руко.водитель.- 2018.-78с.- №5.
6. Теплов Б.М. Психологи.я му.зыкальных способ.ностей. - М., 2016. – Т 1.-99с
Вопрос-ответ:
Каковы особенности музыкальных способностей?
Музыкальные способности характеризуются воображением и памятью. Для воспроизведения мелодии по слуху необходимо, чтобы она была запомнена. Кроме того, музыкально-слуховые представления могут быть произвольными или непроизвольными.
Что включает в себя структура музыкальных способностей?
Структура музыкальных способностей включает в себя музыкально-слуховые представления, которые содержат в себе воображение и память. Они могут быть произвольными и непроизвольными. Также в структуру входят другие компоненты, такие как ритмическое чувство, гармоническое восприятие и т.д.
Какие литературные источники можно использовать для изучения музыкальных способностей?
Для изучения музыкальных способностей можно использовать различные литературные источники, такие как учебники по музыке, научные статьи, книги по психологии и музыковедению. Важно выбирать авторитетные источники, которые содержат актуальную информацию и основаны на проверенных научных данных.
Что означает произвольность музыкально-слуховых представлений?
Произвольность музыкально-слуховых представлений означает, что человек способен произвольно воспроизводить и контролировать свое восприятие музыки. Он может запоминать мелодии, создавать новые музыкальные идеи, адаптироваться к различным стилям и жанрам.
Какие компоненты входят в музыкальные способности человека?
Музыкальные способности человека включают в себя такие компоненты, как музыкально-слуховые представления, ритмическое чувство, музыкальное восприятие, тембровые представления, а также способность к импровизации и творческому мышлению.
Какие особенности музыкальных способностей описаны в характеристике?
В характеристике описано, что музыкальные способности включают в себя музыкально слуховые представления, воображение и память. Они также могут быть произвольными или непроизвольными в зависимости от степени их произвольности.
Какие компоненты музыкальных способностей имеются в структуре?
В структуре музыкальных способностей выделяются музыкально слуховые представления, воображение и память. Они являются основными компонентами музыкальных способностей и позволяют воспроизводить мелодию по слуху.
Какие способности требуются для воспроизведения мелодии по слуху?
Для воспроизведения мелодии по слуху необходимы музыкально слуховые представления, воображение и память. Они позволяют запомнить мелодию и воспроизвести её без внешней помощи.